Бухгалтерские аудиторские услуги

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. В Законе об аудиторской деятельности (ст. 1) указывается на следующие виды прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью:

  • 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • 2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • 5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • 6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • 7) оценочная деятельность;
  • 8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес- планов;
  • 9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • 10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Следует отметить, что указанные услуги могут оказываться не только

аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, но и специализированными бухгалтерскими и юридическими фирмами, независимыми оценщиками и т.п.

Прочие услуги, с точки зрения организации их оказания, могут быть классифицированы по следующим критериям.

По отношению к обязательному аудиту услуги можно подразделить на несовместимые и совместимые.

Несовместимыми с обязательным аудитом считаются те услуги, оказание которых одному и тому же клиенту невозможно одновременно (или с некоторым опережением по времени) с проведением аудиторской проверки. Это требование вытекает из положений ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» Закона об аудиторской деятельности. К несовместимым закон относит услуги по ведению и восстановлению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если подобные услуги оказывались аудиторской организацией своему клиенту, то проводить у него аудиторскую проверку разрешается только по прошествии трех лет после оказания указанных услуг (т.е. только на четвертый год). В противном случае аудитор вынужден был бы прямо или косвенно высказывать мнение о результатах собственного труда, а следовательно, его мнение стало бы необъективным. В различных странах перечень несовместимых с аудитом услуг может меняться, как правило, в сторону его расширения.

Совместимыми с обязательным аудитом считаются те услуги, которые нормативными актами по аудиту прямо нс отнесены к несовместимым.

По отношению к свободе предоставления услуги можно подразделить на услуги:

  • • осуществляемые (оказываемые) свободно;
  • • оказание (осуществление) которых возможно только при выполнении определенных правовыми актами условий.

Под определенными условиями понимаются тс случаи, когда оказание конкретной услуги требует наличия у оказывающей организации специальных разрешений, лицензий либо членства в профессиональных (саморегу- лируемых) организациях, выполнения обязательных условий осуществления деятельности и т.п. Так, образовательная деятельность в Российской Федерации является лицензируемой. Оценочная деятельность может осуществляться только при наличии в штате организации аттестованного специалиста-оценщика и при условии вступления организации в саморегу- лируемую организацию оценщиков и т.д.

Бухгалтерский аудит — это проверка достоверности и корректности ведения бухгалтерского учета и соответствия сданной налоговой и финансовой отчетности реальным показателям хозяйственной и финансовой деятельности организации. Целью бухгалтерского аудита является выявление слабых мест в деятельности предприятия и разработка системы повышения ее эффективности, а также предохранение от рисков, связанных с налоговыми проверками. Аудитор сопоставляет результаты финансовой и хозяйственной деятельности компании с действующим законодательством Российской Федерации, проверяет актуальность ведения бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с введенными поправками к закону. Помимо прочего, аудиторская проверка бухгалтерской отчетности имеет целью удостоверить данные, содержащиеся в документации, правильность ее оформления.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предполагает полное изучение всех финансовых данных и показателей в деталях. Бухгалтерский аудит может быть внешним и внутренним. Внешний проводится независимой аудиторской компанией, а внутренний сотрудниками проверяемой организации, собственником, учредителями и так далее.

Аудиторская проверка может быть обязательной, в каких случаях и когда она проводится, ее регламент расписаны в соответствующем законе. Если аудиторская проверка проводится по желанию заказчика, она называется инициативной. Как правило, для инициативной проверки приглашается профессиональная аудиторская группа, с которой заключается договор на оказание услуг. Организация при этом выступает как клиент. Исполнитель и клиент в договоре указывают цели, порядок проведения, объекты проверки и прочие детали, после чего документ подписывается обеими сторонами, и начинается проверка.

Что же представляет собой бухгалтерская отчетность? Это документы, в которых содержится информация об имеющемся на балансе организации имуществе, финансовых потоках и хозяйственной активности предприятия, формирующиеся с заданной периодичностью. Обычно отчеты по текущей деятельности внутри компании формируются ежемесячно, иногда еженедельно. Это зависит как от вида деятельности организации, так и от политики, заданной собственником или руководством. Ежегодно проводится обязательный аудит с проверкой всех документов.

Содержание

Какая бывает бухгалтерская отчетность

Какая же отчетность предоставляется во время аудиторской проверки? Документы различаются периодичностью и содержимым. Вот основные виды отчетности:

  • Внутренняя документация – документы, имеющие хождение исключительно внутри компании или предприятия.
  • Внешние документы – это бумаги, предоставляемые для отчета и контроля проверяющим органам, инвесторам, клиентам.
  • Годовые отчеты — это документы, отражающие всю хозяйственную и финансовую активность организации, осуществленную в течение одного календарного года.
  • Промежуточные отчеты, как правило, составляются периодично: еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, и содержат данные по движениям за соответствующий период.
  • Частная отчетность отражает деятельность какого-либо отдела или участка компании.
  • Общая отчетность включает в себя данные обо всей деятельности предприятия в целом.

Аудиторская проверка бухгалтерского учета может включать в себя аудит конкретных документов за определенный временной период, ежегодная аудиторская проверка является обязательной и предполагает аудит всей документации компании.

Аудиторской проверке подлежат: отчет о результатах финансовой деятельности предприятия, бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала и отчет о движениях финансовых потоков. Могут быть приложены пояснения к бухгалтерскому учету либо дополнительные отчеты.

Что выявляется в ходе аудиторской проверки

В ходе аудита бухгалтерского учета предприятия подвергаются проверке следующие показатели:

  • Наличие, состав и содержание предоставленных документов
  • Соответствие данных разных отчетов друг другу
  • Логическую и наследственную связь бухгалтерской отчетности
  • Правильность контроля статей отчетности
  • Правильность составления консолидированной отчетности

В результате проверки могут быть выявлен ряд нарушений в отчетности организации. Аудиторами составляется заключение о выявленных нарушениях и рекомендациях. Это заключение предоставляется контролирующим органам и руководству организации.

Если руководители компании приняли решения проверить все ли в порядке с налоговой документаций, то они могут обратиться за услугами независимой проверки – аудитом. Есть и такие компании, для которых подобная процедура является обязательной и проходить ее они обязаны каждый год. В статье рассмотрим что собой представляет аудит налоговой отчетности, для чего и как он проводится.

Для чего проводится аудит налоговой отчетности

Основной целью аудита отчетности является формирование мнение специалиста (аудитора) о достоверности отчетности компании, а также соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета в компании законодательным нормам РФ.

К основным задачам данного аудита относят:

  • определение, соответствуют ли показатели налоговой отчетности нормам законодательства, а также учетной политике организации;
  • выяснение того, насколько полно и достоверно хозяйственные операции находят отражение в документации;
  • проверка того, каким образом в компании организована и работает система внутреннего контроля;
  • проверка, соответствуют ли показатели в отчетности реальным показателям.

При проведении аудита специалисты используют те же методы, что и при аудите компании в целом, а именно:

  • контроль (в том числе, наблюдение, инвентаризация и оценка);
  • документальный (включает в себя изучение документов компании);
  • расчетно-аналитический (в том числе, проведение расчетов и последующий анализ).

Обязательное прохождение аудита

Аудит может проводится в компании по инициативе руководства, либо в обязательном порядке. В первом случае аудит является внешним. Это означает, что проводят его независимые эксперты – специалисты компаний, специализирующихся в данной области. Также это могут быть индивидуальные аудиторы (Читайте также статью ⇒ Внутренний финансовый аудит).

Обязательным аудит является для компании, отмеченных в законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В их числе следующие организации:

  • ОАО;
  • ценные бумаги которых участвуют в организованных торгах;
  • кредитные, клиринговые, микрофинансовые, страховые, участники рынка ценных бумаг, СПР, организаторы азартных игр, кооперативы и др.;
  • с объемом выручки, превышающим 400 млн. рублей, либо активов на сумму более 60 млн. рублей (данные учитываются по году, предшествующему отчетному).
  • иные компании, согласно ст. 5 закона №307-ФЗ.

Важно! Аудит по инициативе компании проводится в определенных случаях, например, когда компания планирует получить в банке кредит, либо желает принять участие в тендере. Также аудит может быть вызван желанием руководства снизить налоговые риски, проверить работу бухгалтерии или подготовить документы для потенциального инвестора.

Как проводится аудит налоговой отчетности

Аудиторскую проверку проводят в несколько этапов, каждый из которых рассмотрим подробно:

  1. Планирование проверки и подготовка к ее проведению. На этом этапе специалист по аудиту изучает деятельность проверяемой компании. Он подготавливает план своей работы и запрашивает необходимые для проверки документы. На данном этапе организация заключает с аудиторской фирмой договор аудита.
  2. Сбор данных, предоставленных для проверки и их анализ. На данном этапе проводится изучение перечня предоставленных документов. Иногда проводится опрос сотрудников, причем не только в устной, но и в письменной форме. Все данные формируются по группам и подвергаются систематизации. То есть непосредственная проверка проводится именно на этом этапе. Далее аудитор составляет заключение о достоверности отчетности компании.
  3. Заключение аудитора направляется руководству проверяемой компании. Оно представляет собой мнение специалиста о достоверности налоговой отчетности. Заключение аудитора выдается на руки руководителю. Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.

Документы, которые подвергаются проверке при аудите

При проведении аудита налоговой отчетности от компании в первую очередь, конечно, потребуется предоставить отчетность. Помимо налоговых деклараций аудитору потребуется бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах). Помимо этого предоставить также потребуется первичную документацию, уставные документы, различные разрешения и лицензии, а также многое другое.

Аудиторы проверяют правильность заполнения документов, соответствие их утвержденным формам, а также соблюдение сроков предоставления в налоговую.

Важно! Если аудит проводится по специальному заданию, то проверке подлежит только та документация, которая непосредственно относится с поставленной задаче.

Результаты налогового аудита

Конечным результатом аудиторской проверки является отчет аудита и аудиторское заключение. В какой именно форме аудиторами будет предоставлен конечный результат будет зависеть от того, что именно прописано в договоре аудита. Отчет носит конфиденциальный характер и содержит в себе следующее:

  • использованные при проверке методы;
  • рекомендации в части изменения учетной политики, что в итоге может повлиять на налоговую отчетность компании;
  • предложения по корректировке налоговой отчетности;
  • иная информация, на которую по мнению эксперта стоит обратить внимание руководству (например, ошибки внутреннего контроля и др.).

Если аудитором при проверке выявлены нарушения, то в отчете предлагаются разные варианты их решения. Оформлен отчет может быть в виде сводной таблицы.

Важно! К отчету прикладывается заключение аудитора, а также копии отчетности компании за текущий год.

Заключение аудитора

Заключение аудитора представляет собой официальный документ, в котором содержится экспертное мнение о достоверности отчетности компании. Этот документ необходимо предоставить в органы статистики и приложить к нему свою отчетность. В документе аудитора содержится следующая информация:

  • наименование документа;
  • наименование адресата;
  • сведения о компании, подвергшейся аудиторской проверке;
  • сведения об аудиторе (компании или отдельном специалисте), проводившем проверку;
  • перечень документов, который подвергся проверке при аудите;
  • мнение аудитора о достоверности проверяемой информации;
  • результаты аудита;
  • дата составления заключения.

Предоставляется заключение представителю проверяемой компании, с кем непосредственно был подписан договор аудита (Читайте также статью ⇒ Аудит расчетов с персоналом по оплате труда).

Нарушения и ошибки, которые выявляются при аудите

К типичным нарушениям, выявленным при аудите можно отнести следующие:

  • неверное отражение доходов и расходов компании;
  • неверное или неполное заполнение реквизитов организации;
  • ошибки в расчетах сумм налогов;
  • противоречия в показателях разных форм отчетности;
  • отличие размера уставного капитала от указанного в уставе компании;
  • нарушения в проведении инвентаризации (с ошибками или формальное);
  • иные нарушения.

Ответственность компании за непроведение аудита

Все компании, которые указаны в ст. 5 закона №307-ФЗ, обязаны ежегодно проводить аудит отчетности и результате его направлять в органы статистики. Заключение аудитора сдается совместно со сдачей отчетности. В том случае, если в данный срок сдать отчет не представляется возможным, то это можно сделать в течение 10 дней с момента выдачи заключения. В любом случае предоставить заключение в статорганы следует не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Также компании должны внести информацию о проведенном аудите в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц. Это нужно сделать не позднее 3 рабочих дней с момента выдачи заключения.

Если компания обязана проводить аудиторскую проверку, но она этого не сделает, то ей грозит следующее наказание:

  1. Штраф от 5 до 10 тыс. рублей – если при выездной налоговой проверки выяснилось, что нет аудиторского заключения (15.11 КоАП РФ).
  2. Штраф от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 до 5 тыс. рублей для юрлиц – если аудиторское заключение не было предоставлено в Росстат (19.7 КоАП РФ).
  3. От 30 до 50 тыс. рублей/отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц и от 700 до 1 млн. рублей – для юрлиц – если аудиторское заключение в положенный срок не было выложено на сайте АО (15.19 КоАП РФ).

Следует также иметь ввиду, что если указанные выше нарушения явились следствием каких-либо обстоятельств, то по решению суда штраф может быть уменьшен.

Особенности учета консультационных услуг

Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Источником получения доходов организации может быть не только реализация товаров, но и оказание услуг. Такая деятельность имеет свои особенности в бухучете. Рассмотрим как отразить в проводках оказание транспортных, бухгалтерских услуг контрагентам, приобретение курьерских услуг, а также проводки по безвозмездному оказанию услуг.

Возмездное оказание услуг – это договор между заказчиком и исполнителем, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить оговоренные в договоре услуги, а заказчик обязуется оплатить выполненные услуги согласно условиям договора (статьи 779 и 781, глава 39, часть 2 ГК РФ от 26.01.1996г. N 14-ФЗ ред. от 23.05.2016г).

Безвозмездное оказание услуги – это оказание контрагенту услугу без получения от него платы (ст. 423 ГК РФ).

В договоре возмездного оказания услуг могут быть указаны, например следующие услуги:

Бухгалтерские проводки при оказании услуг на примерах

Бухгалтерские проводки при оказании услуг у заказчика и исполнителя формируются по-разному. У исполнителя услуг для этого служит счет 90 «Продажи». На нем по дебету отражаются фактические расходы, а по кредиту – полученная выручка. Иначе отражается покупка услуг у заказчика. Затраты на их приобретение должны учитываться согласно ПБУ 10/99.

Пример 1. Оказание транспортных услуг контрагенту

Транспортная компания ООО «ЛАДА» оказала услугу по доставке товара покупателю. Согласно условиям договора стоимость одного часа перевозки товара составляет 1 770,00 руб., в т.ч. НДС 18% — 270,00 руб. Согласно предоставленному водителем путевому листу, автомобиль находился в пути 11 часов.

Рассчитаем общую стоимость услуги: 11* 1 770,00 = 19 470,00 руб, в т.ч. НДС 18% — 2 970,00 руб.

Бухгалтер ООО «ЛАДА» делает следующие проводки по оказанным транспортным услугам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
62.01 90.01.1 19 470,00 Отражена выручка от реализации услуг по доставке товара контрагенту Акт об оказании услуг
90.03 68.02 2 970,00 Начислен НДС от реализации услуг по доставке товара контрагенту Счет фактура выданный

Пример 2. Оказание бухгалтерских услуг контрагенту

Сотрудник организации «Бизнес Центр» оказала бухгалтерские услуги по составлению годовой отчетности контрагенту. Стоимость услуги составила 35 400,00 руб., в т.ч. НДС 18% — 5 400,00 руб. Контрагент оплатил услуги после подписания Акта о выполненных услугах.

Бухгалтер «Бизнес Центр» делает следующие проводки по оказанным бухгалтерским услугам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
62.01 90.01.1 35 400,00 Отражена выручка от реализации услуг Товарная накладная (ТОРГ-12), Счет фактура выданный
90.03 68.02 5 400,00 Начислен НДС от реализации услуг
51 62.02 35 400,00 Оплата контрагента за оказанные услуги Акт о выполненных услугах, Банковская выписка

Пример 3. Оказание курьерских услуг сторонней организацией

Организация ООО «Весна» реализовала товар на общую сумму 55 460,00 руб., в т.ч. НДС 18% — 8 460,00 руб. Доставку товара осуществляет сторонняя курьерская служба. Стоимость услуг по доставке товара составила 1 593,00 руб., в т.ч. НДС 18% — 243,00 руб.

Оказанные услуги курьерской службой бухгалтер ООО «Весна» отражает проводками::

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
51 62 55 460,00 Отражена оплата за товар Банковская выписка
62 90.01 55 460,00 Отражена выручка за реализованный товар Товарная накладная (ТОРГ-12), Счет фактура выданный, Книга продаж
90.03 68 8 460,00 Отражена сумма НДС
90.02 41 47 000,00 Списана стоимость реализованного товара
44.01 60 1 350,00 Отражена стоимость услуги за доставку товара Акт об оказании услуг, Счета фактура полученный, Книга покупок
19 60 243,00 Отражена сумма НДС за оказанные услуги
68 19 243,00 Сумма НДС принят к вычету
60 51 1 593,00 Оплата услуг за доставку товара Банковская выписка

Пример 4. Безвозмездное оказание услуг

ООО «ВЕСНА» принято решение об оказании безвозмездной услуги по ремонту помещения школе. Стоимость потраченных материалов на ремонт составила 302 595,86 руб., в т.ч. НДС 18% — 46 158,69 руб. Стоимость оказанных услуг составила 51 507,00 руб., в т.ч. НДС 18% — 7 857,00 руб.

В бухгалтерском учете при формировании проводок по оказанным услугам также можно использовать субсчет 76.05 «Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Аналитический учет по субсчету 76.05 ведется по каждому контрагенту, по договорам расчетов, документами расчетов с контрагентами.

Бухгалтерские проводки по оказанным безвозмездно услугам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
91.02 10.01 302 595,86 Списана фактическая стоимость переданных материалов Приказ на передачу материалов;Заявление на отпуск материалов на сторону (по форме № М-15) (или Товарная накладная);Счет фактура выданный;
Бухгалтерская справка
10.01
(НУ)
302 595,86 Списана фактическая стоимость переданных материалов из налогового учета
91.02
(ПР)
302 595,86 Отражена постоянная разница по переданным материалам
91.02 68.02 46 158,69 Начислен НДС по переданным материалам Бухгалтерская справка
76.05 90.01 51 507,00 Отражена стоимость оказанных услуг Акт о приеме оказанных услуг, Товарная накладная, Счет фактура выданный
90.03 68.02 7 857,00 Начислен НДС по оказанным услугам
90.02 26 43 650,00 Списана фактическая стоимость оказанной услуги Бухгалтерская справка

Образец договора оказания услуг и акта выполнения услуг можно скачать здесь ˃˃˃

В хозяйственной деятельности предприятия неизбежно возникает необходимость привлечения услуг сторонних организаций. Рассмотрим как правильно отражать услуги сторонних организаций в бухгалтерском учете, какие формируются проводки. Также изучим как учитывать затраты на услуги сторонних организаций на примере поступления услуг связи, услуг предпродажной подготовки и услуг по обслуживанию ККМ.

Бухгалтерский учет услуг сторонних организаций

Услуги сторонних организаций – это вид деятельности, которая не имеет материального выражения, результат услуги реализуется и потребляется сразу в процессе хозяйственной деятельности организации (пункт 5 статьи 38 НК РФ). Если же имеется материальная составляющая, то это является работой (пункт 4 статьи 38 НК РФ):

В бухгалтерском учете списывать все прямые расходы организация может только по услугам (Письмо Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/114).

Первичными учетными документами, подтверждающими факт поступления услуги сторонних организаций, являются:

  • Договор оказания услуг;
  • Акт оказанных услуг, подписанный заказчиком и исполнителем;
  • Счет-фактура полученный.

К услугами сторонних организаций могут быть отнесены:

  • Услуги связи (рассмотрено на примере 1);
  • Услуги по предпродажной подготовке (рассмотрено на примере 2);
  • Услуги по обслуживанию ККМ (рассмотрено на примере 3);
  • Услуги ЖКХ;
  • Услуги по хранению;
  • Консультационные услуги;
  • Транспортные услуги;
  • Услуги по обучению;
  • Аудиторские услуги;
  • Юридические услуги;
  • Риелторские услуги и так далее.

Стандартные проводки в бухгалтерском учете по услугам полученным от сторонних организаций:

Счет Дебета Счет Кредита Описание проводки Документ-основание
26 60 (или 76.05) Отражение стоимости полученной услуги (без НДС) Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный
19.04 60 (или 76.05) Отражена сумма НДС на стоимость полученной услуги
68.02 19.04 Сумма НДС принят к вычету
60 (или 76.05) 51 Оплата контрагенту за оказанные услуги Банковская выписка
90.02 26 Списание стоимости полученных услуг на себестоимость продаж

Стандартные проводки в бухгалтерском учете при поступлении услуг безвозмездно:

Счет Дебета Счет Кредита Описание проводки Документ-основание
91 60 (или 76.05) Отражена стоимость безвозмездно полученной услуги Договор на безвозмездное оказание услуг
60 (или 76.05) 91 Отражен доход от безвозмездно полученной услуги

Образец договора на безвозмездное оказание услуг можно скачать здесь ˃˃˃

Проводки по услугам полученным от сторонних организаций

Рассмотрим более подробно на какой счет относить услуги сторонних организаций в проводках на примере получения различных видов услуг.

Пример 1. Поступление услуги связи

Расходы по услугам связи в бухгалтерском учете отражаются согласно пункту 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», в налоговом учете отражаются согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Допустим, поставщик ООО «Связь» оказывает ООО «Весна» услуги связи. Согласно договору стоимость услуг связи за месяц равна 14 750 руб, в т.ч. НДС 18% — 2 250 руб. Затраты по услугам включаются в расходы организации.

Бухгалтер ООО «Весна» отразил поступление услуг связи от поставщика следующими проводками:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
26 60.01 12 500 Учтена стоимость услуг связи в текущем месяце Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный
19.04 60.01 2 250 Учтена сумма НДС
68.02 19.04 2 250 Сумма НДС принята к вычету
60.01 51 14 750 Оплата контрагенту за оказанные услуги Банковская выписка

Пример 2. Покупка услуг по предпродажной подготовке

Расходы по предпродажной подготовке в бухгалтерском учете отражаются согласно пункту 6 статьи 226 Методических указаний, а в налоговом учете отражаются согласно статье 265 НК РФ.

Предположим, ООО «Весна» передала контрагенту свои товары в количестве 250 штук для отшлифовки. Стоимость услуги предпродажной подготовки по договору составляет 61 950 руб., в т.ч. НДС 18% — 9 450 руб. Согласно учетной политике расходы по услуге относятся к косвенным расходам.

Бухгалтер ООО «Весна» отразил оказанные услуги предпродажной подготовки товаров следующими проводками:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
44.01 60.01 52 500 Учтена стоимость оказанных услуг Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный
19.04 60.01 9 450 Учтена сумма НДС
68.02 19.04 9 450 Сумма НДС принята к вычету
90.07.1 44.01 52 500 Списаны издержки обращения на финансовые результаты Справка-расчет списания косвенных расходов

Пример 3. Поступление услуг по обслуживанию ККМ

Например, ООО «Весна» приобрела контрольно-кассовую машину (ККМ) стоимостью 10 207 руб., в т.ч. НДС 18% — 1 557 руб. За пуско-наладочные работы было заплачено 1 062 руб., в т.ч. НДС 18% — 162 руб. С Центром технического обслуживания ККМ был заключен договор на ежемесячное обслуживание ККМ, стоимость услуги равна 295 руб., в т.ч. НДС 18% — 45 руб.

По условиям примера затраты на техническое обслуживание включаются в расход организации. Бухгалтер ООО «Весна» отразил услуги по обслуживанию ККМ следующими проводками:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
44.01 60 250 Учтена сумма расхода на техническое обслуживание ККМ Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный
19.04 60 45 Учтена сумма НДС
68.02 19.04 45 Сумма НДС принята к вычету

Основные понятия

Нередко фирмы пользуются услугами аудиторов. Их цена довольно высока. Поэтому важно правильно учесть такие услуги.

Цель аудита – выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности фирм и соответствия ее порядку ведения бухгалтерского учета. Об этом сказано в пункте 3 статьи 1 Закона от 7 августа 2001 г. № 119–ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудите).

Бухгалтерская отчетность позволяет ее пользователям (например, собственникам) делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении фирмы и принимать решения.

Аудит могут проводить как аудиторские фирмы, так и индивидуальные аудиторы. Он бывает обязательный и инициативный.

Обязательный аудит проходят фирмы, указанные в пункте 1 статьи 7 Закона об аудите. Например, его не избежать:

📌 Реклама Отключить

– фирмам и частным предпринимателям, объем выручки которых за 2003 год превысил 50 миллионов рублей или сумма активов баланса на 1 января 2004 года больше 20 миллионов рублей;

– открытым акционерным обществам и т. д.

Инициативный аудит проводится по решению собственников фирмы.

Обязательный аудит могут проводить только аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона об аудите).

Более того, если у вашей фирмы доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале составляет не менее 25 процентов, аудит может проводить только аудиторская фирма, прошедшая открытый конкурс. Порядок его проведения установлен постановлением от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».

Отметим, что аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности фирм, которые должны его проходить в обязательном порядке. Об этом говорится в пункте 2 статьи 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете». Штраф за его непредставление установлен в статье 126 Налогового кодекса. Для фирмы он составляет 50 рублей. Помимо этого наказание за отсутствие аудиторского заключения может понести руководитель или главный бухгалтер. Согласно пункту 1 статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях, штраф составляет от 300 до 500 рублей.

📌 Реклама Отключить

Также помимо аудита аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие ему услуги. Об этом говорится в пункте 5 статьи 1 Закона об аудите. Так, к ним относятся:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

– бухгалтерское, налоговое, правовое консультирование;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

– управленческое консультирование;

– представление фирмы или частного предпринимателя в суде по налоговым и другим спорам и т.д.

Требования к аудиторам

Обычно поиск фирмы, которая проведет аудит, поручают главному бухгалтеру. Для избежания ошибок важно знать, какие требования предъявляет законодательство к аудиторам.

Во-первых, аудиторская фирма может проводить проверки только при наличии лицензии. На это указано в пункте 2 статьи 4 Закона об аудите. Поэтому при выборе ревизора вы можете потребовать копию этого документа. Она также пригодится при налоговой проверке. Этот документ понадобится для подтверждения включения расходов на аудиторские услуги в состав затраты и возмещения НДС по ним.

📌 Реклама Отключить

Правила лицензирования указаны в постановлении от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности». Согласно пункту 3 этого документа, лицензия выдается сроком на пять лет. Поэтому при выборе ревизоров нужно обратить на это внимание. По истечении этого срока лицензия может продлеваться на тот же период неограниченное число раз.

Однако получить лицензию могут не все аудиторские фирмы. Так, одним из условий является наличие в штате не менее пяти аудиторов, которые имеют квалификационный аттестат. Это положение стало действовать с 9 сентября 2003 года.

Во-вторых, следует проверить информацию об обстоятельствах, которые исключают возможность проведения проверки. Они указаны в статье 12 Закона об аудите. Нельзя проводить аудит, если:

– руководители и другие должностные лица аудиторской фирмы являются собственниками, руководителями или главным бухгалтером вашей фирмы;

📌 Реклама Отключить

– аудиторы состоят в родстве с должностными лицами вашей фирмы;

– аудиторская фирма или индивидуальный аудитор оказывали услуги вашей фирме по восстановлению и ведению бухгалтерского учета в течение трех лет до проведения проверки;

– аудиторская фирма владеет долей в вашем капитале;

– ваша фирма является дочерней по отношению к организации, в которой собственником является аудиторская фирма;

– у вашей фирмы и аудиторской есть общий собственник и т. д.

Следует учитывать, что в Законе об аудите не говорится о величине доли участия в капитале, при которой нельзя проводить аудит. Поэтому аудит проводить нельзя при любой, даже символической доле участия.

Скупой платит дважды. Не забывайте об этом. Гнаться за дешевизной аудиторских услуг не стоит, потому что вы можете наткнуться на аудиторскую фирму-однодневку.

📌 Реклама Отключить

Требования к проверяемой организации

Общее собрание акционеров или участников фирмы утверждает аудитора. Это требование содержится в статье 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) и в статье 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью).

Согласно статье 86 Закона об акционерных обществах, размер оплаты аудиторам определяется советом директоров проверяемой организации. Если его нет, то стоимость услуг по аудиту устанавливается общим собранием акционеров в соответствии с уставом организации.

В обществах с ограниченной ответственностью решение о размере оплаты услуг аудиторов принимается общим собранием участников. Об этом говорится в подпункте 10 пункта 2 статьи 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

📌 Реклама Отключить

Обратим внимание, что для включения в расходы затрат на аудит организации следует иметь протоколы общего собрания акционеров или участников, в которых утвержден аудитор организации и определен размер оплаты его услуг.

Если проводится инициативный аудит, то также должно быть решение собственников о его проведении. При этом ходатайство о целесообразности проведения аудита может поступить от руководителя фирмы.

Учет расходов на аудиторские услуги

В бухгалтерском учете расходы признаются, если они соответствуют требованиям пункта 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.

Все операции, которые проводит фирма, должны оформляться оправдательными документами. Требования к их реквизитам установлены в пункте 13 Положения по ведению бухгалтерского учета. Оно утверждено приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н.

📌 Реклама Отключить

Следовательно, чтобы включить в затраты расходы на аудит в бухгалтерском учете фирме нужно иметь:

– протокол собрания участников, в котором зафиксировано решение о проведении аудиторской проверки, утверждена аудиторская фирма и размер оплаты услуг;

– договор с аудиторской фирмой;

– копия ее лицензии;

– акт выполненных услуг;

– документы, подтверждающие факт оплаты.

Такие затраты отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на аудиторские услуги учитываются на затратных счетах 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т. д.

В налоговом учете аудиторские услуги относятся к прочим расходам. Это указано в подпункте 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Отметим, что эта формулировка несколько расплывчата. Некоторые налоговые инспекторы не принимают расходы по инициативному аудиту. Они считают, что уменьшить облагаемую налогом прибыль могут только расходы на обязательный аудит.

📌 Реклама Отключить

Однако в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что при обложении прибыли учитываются только затраты на обязательный аудит. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса, все неустранимые сомнения, неясности законодательства о налогах и сборах будут толковаться в пользу фирмы.

Пример

Общее собрание акционеров ОАО «Спорт» (протокол № 2 от 12 января 2004 г.) приняло решение провести аудиторскую проверку за 2003 год. Основание – пункт 1 статьи 7 Закона об аудите. Аудитором организации утверждена фирма «Аудит». Сумма оплаты услуг аудитора установлена в размере 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

ОАО «Спорт» заключило 14 января 2004 года договор с фирмой «Аудит» на проведение проверки за 2003 год. В марте 2004 года аудиторская фирма выдала аудиторское заключение и организации подписали акт приемки-передачи услуг.

По условиям договора ОАО «Спорт» перечисляет аванс в размере 50 000 руб., остальная сумма оплачивается после приемки услуг.

В момент перечисления аванса в бухгалтерском учете ОАО «Спорт» будет сделана проводка:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51

– 50 000 руб. – перечислены денежные средства аудиторской фирме.

После подписания акта выполнения услуг, бухгалтер «Спорта» отразит операции следующим образом:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

– 50 000 руб. – зачтена сумма выданного аванса;

Дебет 26 Кредит 60

– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – включены в себестоимость расходы на аудит;

Дебет 19 Кредит 60

– 18 000 руб. – выделен НДС со стоимости услуг;

Дебет 60 Кредит 51

– 68 000 руб. (118 000 – 50 000) – оплачены услуги аудиторов;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 18 000 руб. – предъявлен к вычету НДС.

В целях налогообложения прибыли ОАО «Спорт» включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000).

–конец примера–

Если ваша фирма получила от аудиторов, например, консультационные услуги, в бухгалтерском учете они отражаются так же, как и аудиторские. Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, консультационные услуги относятся к прочим расходам. Следовательно, они уменьшают облагаемую налогом прибыль. 📌 Реклама Отключить

Т.А. Киселева, редактор–эксперт АГ «РАДА»

У этого термина существуют и другие значения, см. Журналирование.

Аудит

Виды аудита

Внутренний аудит
Внешний аудит
Налоговый аудит
Экологический аудит
Социальный аудит
Пожарный аудит
Due diligence

Основные понятия

Аудитор
Материальность • Риск • Документация
Аудиторский отчёт
ISA / ПСАД

Бухгалтерский учёт с точки зрения аудита

Финансовая отчётность
Отчёт о прибылях и убытках
Допущение о непрерывности деятельности

Финансовый контроль

Большая четвёрка

PricewaterhouseCoopers
Ernst & Young
Deloitte Touche Tohmatsu
KPMG

Ауди́т (от лат. audit — слушает) или ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

Различают операционный, технический, экологический, качества и прочие разновидности аудита. Отдельные виды аудита близки по значению к сертификации. Следует отличать эти виды аудита от аудита финансовой отчётности.

История аудита

Этимологически слово «аудит» происходит от лат. audio — «слышу». Потребность в аудите, как предполагается, возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Наиболее древние свидетельства проведения аудита относятся к Китаю около 700 г. до н. э. Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось прежде всего характером развития рынка капитала.

В Средние века в европейских торговых городах по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. В XIX веке основными заказчиками аудита стали, помимо кредиторов, собственники компаний — что связано с активным развитием акционерных и ограниченных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятых управляющих.

Глобализация экономики, создание транснациональных корпораций с множеством подразделений, разбросанных зачастую по всей стране, а то и по всему миру, значительно усилили потребности бизнеса в независимых ревизорах. Кроме того, по мере роста государственного вмешательства в экономику и усложнения системы налогообложения, компании стали испытывать необходимость в независимых специалистах, которые могли проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность фирмы с целью выявления ошибок и искажений отчётности и предотвращения санкций со стороны государственных органов.

В XX веке в связи с активным развитием фондового рынка появилась новая категория лиц, заинтересованных в аудите — инвесторы. Как правило, каждая новая волна скандалов, связанных с банкротством компаний, чьи акции или долговые бумаги имеют биржевой листинг и активно обращаются, оборачивалась судебным преследованием аудиторов и ужесточением требований к аудиторам и выполнению ими проверок. В силу многочисленности инвесторы стали наиболее активным и требовательным потребителем аудиторских услуг.

С середины XX века аудиторы стали расширять сферу своих интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению бухгалтерской отчётности, но и стали сами вести бухгалтерский учёт для сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, научно-техническая революция вынудила аудиторские компании освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учёта, внедрению систем контроля качества и других смежных работ.

Виды аудита

В XX веке аудит разделился на 2 большие группы:

  • финансовый/инвестиционный аудит;
  • промышленный аудит.

Финансовый и инвестиционный аудит

Финансовый — это и есть аудит в классическом понимании, то есть проверка финансовой отчётности и выражение мнения о её достоверности. Близко примыкает к нему и инвестиционный аудит — заключение о целевом и эффективном использовании инвестиционных ресурсов и аудит профессиональных участников инвестиционной деятельности (бирж, инвестиционных и строительных компаний). Также вплотную к финансовому аудиту примыкает ревизионная деятельность и деятельность по проведению инвентаризации. В зависимости от того, проводится ли аудит отчётности компании независимым аудитором или собственными сотрудниками, принято различать независимый (аудит в классическом понимании) и внутренний аудит.

Основная статья: Внутренний аудит

Промышленный аудит

Промышленный аудит более сложное явление, так как включает в себя элементы финансового (в части формирования себестоимости изделий, подтверждения обоснованности тарифов на услуги — например, услуги ЖКХ) и чисто технического аудита.

Под техническим аудитом понимают проверку независимыми специалистами системы организации производства, системы контроля и управления качеством, применяемых технических и технологических решений, а также проверку технического состояния машин оборудования, механизмов, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, систем и сетей, также проверку технической и проектной документации с выражением мнения относительно обоснованности применяемых технических/технологических решений, способов управления производством и соответствия технического состояния инженерно сложных систем и оборудования требованиям нормативных актов.

Вплотную к промышленному аудиту примыкает инспекционная деятельность — то есть деятельность по техническому надзору (за изготовлением, строительством, сборкой, пуском-наладкой) технически сложных изделий, имеющих так называемые скрытые работы (работы, которые невозможно увидеть и принять по качеству в будущем — например, фундаментные работы) и деятельность по независимой приёмке технически сложных изделий (кораблей, турбин, технологических комплексов) и подтверждению достижения проектных параметров, а также приёмке партий товаров с подтверждением их свойств, количества и качества.

Разновидностями промышленного аудита являются экологический аудит (подтверждение нагрузок на природную среду), энергетический аудит, аудит затрат на эксплуатацию и подтверждение тарифов (применяется в основном для обоснования цен на продукцию естественных и иных монополий) и иные виды специальных аудитов (например — ESD-аудит).

Аудит персонала

Аудит персонала — это определение, оценка личностного потенциала сотрудников и соответствия сотрудников корпоративной культуре и ценностям компании.

В ходе данного аудита устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, дается комплексная характеристика работникам.

Экологический аудит

Основная статья: Экологический аудит

Экологический аудит предприятия — это комплексная и независимая оценка соблюдения требований, в том числе требований действующих международных стандартов, нормативов и нормативных документов в области экологической безопасности, экологического менеджмента и охраны окружающей среды, а также подготовка соответствующих рекомендаций и их документирование по улучшению деятельности предприятий и организаций в экологической сфере.

Финансовый аудит в России

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 декабря 2011.

История

В советское время

Во времена СССР проверка бухгалтерской отчетности предприятий и организаций именовалась словом «ревизия». Для проверки бухгалтерского учета одного предприятия привлекались бухгалтеры других предприятий (принцип «равный проверяет равного»). Проверка велась сплошным образом с целью выявления злоупотреблений и хищений. Таким образом, ревизия принципиально отличались от аудита финансовой отчетности в его классическом понимании.

Конец 1980-х — н.в.

Термин «аудит» вернулся в Россию (тогда в СССР) в конце 1980-х гг. в связи с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. Первыми аудиторами стали бывшие ревизоры и бухгалтеры, поэтому аудиторские проверки в начале 1990-х сильно напоминали ревизии советского образца. Лишь постепенно стандарты и элементы классического финансового аудита приживались на российской почве. Тем не менее и по сей день представление об аудите до конца не сложилось как у представителей профессии, так и у пользователей аудита; элементы ревизии все еще присутствуют в работе.

Рынок аудита в основном сложился к середине 1990-х годов и к настоящему времени принципиально не изменился. На нем представлены три основные группы игроков: (1) международные аудиторско-консалтинговые группы («Большая четверка»), (2) крупные российские аудиторско-консалтинговые компании, многие из которых входят в международные сети и оказывают услуги под их маркой, (3) средние и мелкие аудиторские компании. Первые две группы, будучи немногочисленными, аккумулируют львиную долю рынка в денежном измерении, оказывая высокомаржинальные услуги наиболее крупным и платежеспособным компаниям. Третья группа, будучи самой большой по составу участников (доля по количеству > 90 %), получает лишь незначительную долю выручки. Компании этой группы работают в среднем и низком ценовом сегменте, порой отчаянно демпингуют.

Регулирование

До 2002 деятельность аудиторов регулировалась принятыми Президентом в 1993 году Временными правилами аудиторской деятельности и рядом актов Правительства РФ и Совета по аудиторской деятельности при Президенте РФ. С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 — лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.

В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита.

Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО). Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 (отдельные статьи — с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов — 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

Особенности восприятия аудита в России

Специфику восприятия аудита в России, помимо советского прошлого (см.выше) и небольшого возраста профессии, определяет также тот факт, что отделение собственников бизнеса от оперативного управления бизнесом произошло главным образом в крупных публичных компаниях. Во многих остальных предприятиях собственники продолжают руководить, поэтому отсутствует конфликт «наёмный менеджер — акционер», традиционно являющийся «двигателем» независимого аудита финансовой отчетности.

В результате собственникам-менеджерам аудит финансовой отчетности не требуется. В лучшем (для аудиторов) случае им требуются смежные услуги, в частности, налоговый аудит (который, тем не менее, зачастую заказывается и проводится в рамках договора об аудите отчетности). Учитывая такие потребности клиентов, аудиторы (главным образом, из третьей группы) соответствующим образом строят проверки, даже если те именуются аудитом: основная часть времени тратится на анализ налоговых обязательств и рисков клиентов, а незначительная — для обеспечения формальных признаков аудита финансовой отчетности. Понимая такую специфику аудита, многие российские банки при рассмотрении кредитных заявок клиентов требуют представить им не аудированную финансовую отчетность, а управленческую отчетность по своим стандартам. Таким образом, спрос на аудит финансовой отчетности со стороны банков, который, казалось бы, должен стимулировать рынок, в явном виде не выражен.

В итоге по сей день наиболее заинтересованной в проведении аудита стороной являются сами аудиторы. Это во многом объясняет такие явления, как «всеядность» аудиторов, ценовой демпинг, характерные для третьей группы аудиторов. Это также отчасти объясняет тот путь (сверху вниз), которым финансовый аудит до настоящего времени прокладывал себе дорогу: государство (не без участия лоббистов от профессии) установило и несколько раз пересматривало случаи, когда аудиторская проверка является обязательной для компаний, создав, таким образом, нерыночный спрос на услуги профессии.

Количественные характеристики рынка аудита

В настоящее время Минфином РФ зарегистрированы в реестре 6 аудиторских СРО (данные на конец 2009).

Число аттестованных аудиторов составляет 38.8 тыс. человек. Из них только 0.7 тыс. человек оказывают аудиторские услуги непосредственно, остальные являются сотрудниками аудиторских фирм, количество которых в свою очередь составляет 6.2 тыс. шт. (все данные на начало 2009).

По состоянию на 25.02.2010 количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, внесенных в контрольный экземпляр реестра Минфина, составило соответственно 4.2 тыс. фирм и 21.1 тыс. чел. (данные официального сайта Минфина)

Обязательный аудит

Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, банков, бирж, фондов, организаций с долей уставного капитала, принадлежащей иностранному инвестору, крупных предприятий и других организаций, перечень которых установлен нормативными актами.

Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых компании обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности. Это относится к компаниям определенных секторов: кредитные организации, инвестиционные компании и фонды и т. д.; к количественным характеристикам компаний: согласно Закону 400-ФЗ от 28.12.2010 выручка свыше 400 млн руб, активы свыше 60 млн руб; к статусу компаний — ОАО; к предприятиям-банкротам. Действующие критерии обязательного аудита введены с 1 января 2011 года. В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным» («добровольным», «по индивидуальному заданию»).

Стандарты финансового аудита

Международные стандарты финансового аудита (МСА) разрабатываются и регулярно обновляются Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (International Auditing and Assurance Standarts Board) при Международной Федерации Бухгалтеров (IFAC).

В России применяются федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Эти Правила практически полностью основаны на МСА. Минфин опубликовал проект закона, который вносит поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Согласно нему, с 2013 года все аудиторы будут работать полностью по мировым правилам.

См. также

  • Внешний аудит
  • Внутренний аудит
  • Социальный аудит
  • Медиааудит
  • Аудит легальности программного обеспечения
  • Аудит сделок
  • Обязательный аудит
  • Аудиторская компания
  • Аудиторский след
  • Материальность

Примечания

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх