Бухгалтерский учет хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства

Юлия Голанцева, консультант АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» №3, 2009

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных реагируют на любые изменения экономической ситуации. С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (далее — Закон № 88-ФЗ) с нового года утратил силу.

Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом введены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ меры.

Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных выше льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос выполняет ваша фирма эти условия или нет лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей компании.

Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства

Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу – это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Для юридических лиц, установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия — от 16 до 100 человек, для микропредприятия — до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки — малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

С 1 января 2010 года вступит в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет на малом предприятии.

Обязанность вести бухгалтерский учет установлена Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года (далее – Закон № 129-ФЗ) только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее — Рекомендации). Этот документ был разработан задолго до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру — специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально — ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно — материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально — ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Простая форма бухгалтерского учета

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее — Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом, требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8 (форма также утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Книга может вестись в виде ведомости. Открывать ее можно на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

По окончании месяца подсчитываются итоговые обороты по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово — хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены все тем же Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;
  • ведомость учета затрат на производство — форма № В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
  • ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;
  • ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) — форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово — хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях — наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов — красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

План счетов на малых предприятиях

На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Рекомендации. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах ( счета 09, 77).

Материальные счета на малых предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств согласно плану счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют.

Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Нужно ли вести бухгалтерский учет малым предприятиям, применяющим УСН

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Но в реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета по сути является формальным.

Во-первых, бухучет необходимо вести с целью контроля финансового положения вашей фирмы и для того, чтоб можно было ценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухучет в силу законодательства.

К примеру, бухучет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ).

Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 № 319-О установил отсутствие противоречия между нормами Законов №№ 129-ФЗ и 208-ФЗ.

Он указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.

То есть, Конституционный Суд РФ своим Определением подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.

До появления этого Определения некоторые федеральные арбитражные суды придерживались противоположной точки зрения. Они считали, что организации, применяющие УСН, не должны вести бухгалтерский учет, даже если такая необходимость предусмотрена законом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 № Ф04-9833/2005(18956-А03-8)).

Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть также в следующих случаях:

Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Закон № 209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Организации — субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 67н).

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом № 129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@).

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

К такому же выводу пришли ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.12.2007 № А44-1375/2007.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Обратите внимание. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации.

На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 № 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Таким образом, данное требование неправомерно.

Отчетность малых предприятий по УСН

Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками — индивидуальными предпринимателями – по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.

В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики — индивидуальные предприниматели — по месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Отчетность малых предприятий по ЕНВД

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.

Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства «нулевые» декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 № 21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам.

В Письме от 12.10.2006 № 03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые» декларации по налогам (на имущество, НДС и др.).

Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н.

Статистическая отчетность малых предприятий

Не зависимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

— № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

— № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия — владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;

— № 1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»;

— № 1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;

— № ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

— № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)».

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
2 Класс ПБУ/МСП
2.1 Общие положения
2.2 Символ класса
2.3 Знаки деления на отсеки
2.4 Знак автоматизации
2.5 Словесная характеристика в символе класса
2.6 Обозначение района и условий эксплуатации
3 Проведение и объем освидетельствований
3.1 Виды и периодичность освидетельствований
3.2 Первоначальные освидетельствования при постройке
4 Техническая документация
4.1 Документация технического проекта в постройке
4.2 Документация технического проекта переоборудовании или восстановлении
4.3 Рабочие чертежи для ПБУ/МСП в постройке
Часть II. Корпус
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем технического наблюдения
1.4 Конструктивные элементы
1.5 Материалы
1.6 Износ конструктивных элементов
1.7 Сварные конструкции и соединения
2 Общие принципы проектирования конструкций
2.1 Общие положения
2.2 Внешние условия
2.3 Расчетные режимы и нагрузки
2.4 Критерии прочности
2.5 Положения по расчетам прочности
3 Специальные вопросы прочности платформ
3.1 Самоподъемные ПБУ
3.2 Полупогружные ПБУ
3.3 Морские стационарные платформы
3.4 Железобетонные и сталебетонные конструкции МСП
3.5 ПБУ на натяжных связях
4 Устойчивость СПБУ/МСП на грунте
4.1 Общие требования
4.2 Устойчивость СПБУ на грунте
4.3 Устойчивость МСП на грунте
Приложение 1. Характеристики ветро-волновых условий
Приложение 2. Требования к расчетным моделям, базирующимся на методе конечных элементов
Часть III. Устройства, оборудование и снабжение ПБУ/МСП
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем технического наблюдения
2 Рулевое устройство
2.1 Общие положения
2.2 Рулевой привод
3 Якорное устройство
3.1 Общие положения
3.2 Характеристика снабжения
3.3 Якоря, цепи и тросы для якорей, якорное оборудование и механизмы
4 Системы удержания и их элементы
4.1 Общие положения
4.2 Якорные системы
4.3 Конструкция
4.4 Оборудование
4.5 Якорные линии
4.6 Якоря
4.7 Контроль качества
4.8 Посты управления
4.9 Системы динамического позиционирования ПБУ
5 Причальные и посадочные устройства
6 Буксирное устройство
6.1 Общие положения
6.2 Буксирный трос
6.3 Якорные цепи
6.4 Буксировка с помощью нескольких буксиров
6.5 Специальные устройства
7 Сигнальные мачты
7.1 Общие положения
8 Устройство и закрытие отверстий в корпусе, надстройках и рубках
8.1 Общие положения
8.2 Комингсы
8.3 Устройство и закрытие отверстий в переборках деления на отсеки
8.4 Крышки люков
8.5 Горловины
9 Устройство и оборудование помещений
9.1 Общие положения
9.2 Выходы, двери, коридоры, наклонные и вертикальные трапы
9.3 Доступ
9.4 Леерное ограждение, фальшборт
10 Устройство подъема и спуска колонн погружных насосов забортной воды
10.1 Общие положения
10.2 Специальные требования
11 Устройство подъёма и спуска корпуса СПБУ
11.1 Общие положения
11.2 Специальные требования
12 Аварийное снабжение
12.1 Общие положения
13 Грузоподъемное устройство
13.1 Общие положения
Часть IV. Остойчивость
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем освидетельствований
1.4 Общие технические требования
1.5 Опыт кренования
2 Общие требования к остойчивости
2.1 Учет системы удержания
2.2 Варианты нагрузки
2.3 Кривые восстанавливающих моментов
2.4 Кривые наклоняющих моментов
2.5 Расчетные внешние (природные) условия
3 Критерии остойчивости
3.1 Общие требования
3.2 Дополнительные требования к остойчивости
Приложение 1. Расчет остойчивости к остойчивости
Приложение 2. Типовая инструкция по кренованию ПБУ/МСП и их модулей
Приложение 3. Методика расчета ветровой нагрузки, действующей на объект при круговом изменении направления ветра.
Приложение 4. Методика расчета ветрового наклоняющего момента полупогружного и погружного объекта с прямоугольным верхним корпусом
Приложение 5. Значения экстремальных скоростей ветра и высот волн, возможных один раз в 50/100 лет
Часть V. Деление на отсеки
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем технического наблюдения
1.4 Общие технические требования
1.5 Общие требования к делению на отсеки
2 Аварийная посадка и остойчивость
2.1 Общие положения
2.2 Размеры и зоны расчетных повреждений
2.3 Коэффициенты проницаемости
2.4 Число затапливаемых отсеков
2.5 Общие требования к элементам аварийной посадки и остойчивости поврежденных объектов
2.6 Дополнительные требования к аварийной посадке и остойчивости
2.7 Условия достаточности плавучести и остойчивости поврежденных модулей МСП
Часть VI. Противопожарная защита
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Планы пожарные
2 Конструктивная противопожарная защита
2.1 Общие положения
2.2 Расположение помещений
2.3 Средства обеспечения вертолетов
2.4 Помещения для производства сварочных работ. Стационарная система для кислорода и ацетилена
3 Противопожарное оборудование и системы
3.1 Общие положения
3.2 Водопожарная система
3.3 Система водяного орошения
3.4 Система водяных завес
4 Системы пожарной сигнализации
4.1 Система сигнализации обнаружения пожара
4.2 Ручная пожарная сигнализация
4.3 Системы и оборудование для контроля воздушной среды
5 Противопожарное снабжение, запасные части и инструмент
5.1 Общие положения
6 Опасные грузы
Часть VII. Механические установки и механизмы
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем технического наблюдения
2 Механические установки. Общие требования
2.1 Общие положения
2.2 Условия окружающей среды
2.3 Расположение механизмов и оборудования
2.4 Посты управления
2.5 Средства связи
2.6 Машинные помещения
2.7 Вибрация механизмов и оборудования
2.8 Холодильные установки
3 Механические установки самоходных ПБУ. Дополнительные требования
3.1 Общие положения
3.2 Средства заднего хода
3.3 Паровые котлы и системы питательной воды
3.4 Устройства управления механизмами
3.5 Рулевые приводы
3.6 Электрический и электрогидравлический рулевой привод
3.7 Связь между ходовым мостиком и машинным отделением
3.8 Сигнализация вызова механиков в машинное помещение
4 Механизмы
4.1 Общие положения
4.2 Двигатели внутреннего сгорания.
4.3 Газотурбинные двигатели
4.4 Вспомогательные механизмы
4.5 Палубные механизмы
4.6 Механизмы подъема и спуска
4.7 Приводы гидравлические
4.8 Передачи, разобщительные и упругие муфты
Часть VIII. Системы и трубопроводы
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения
1.3 Объем технического наблюдения
1.4 Защита и изоляция трубопроводов
1.5 Сварка и методы неразрушающего контроля
1.6 Механизмы, оборудование и средства автоматизации
2 Общие требования к системам трубопроводов
2.1 Металлические трубопроводы
2.2 Трубопроводы из пластмасс
2.3 Шланги
2.4 Арматура
2.5 Прокладка трубопроводов
2.6 Испытания систем трубопроводов
3 Требования к системам трубопроводов в зависимости от их назначения
3.1 Системы трубопроводов общего назначения
3.2 Системы, обслуживающие энергетическую установку
3.3 Системы специальные
Часть IХ. Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением
1 Область распространения
2 Общие положения
3 Котлы
4 Теплообменные аппараты и сосуды под давлением
Часть Х. Электрическое оборудование
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем технического наблюдения
1.4 Техническая документация
2 Общие требования
2.1 Условия работы
2.2 Электромагнитная совместимость
2.3 Материалы
2.4 Конструктивные требования и степень защиты электрического оборудования
2.5 Защитные заземления нетоковедущих металлических частей электрического оборудования
2.6 Молниезащитные устройства
2.7 Размещение электрического оборудования
2.8 Специальные электрические помещения
2.9 Взрывоопасные зоны
2.10 Отверстия, условия доступа и вентиляция, влияющие на расширение взрывоопасных зон
2.11 Электрическое оборудование и кабели во взрывоопасных зонах
2.12 Антистатическое заземление
3 Основной источник электрической энергии
3.1 Состав и мощность основного источника электрической энергии
3.2 Генераторные агрегаты
3.3 Число и мощность трансформаторов
3.4 Питание от внешнего источника электрической энергии
3.5 Системы соединений агрегатов основного источника электрической энергии
3.6 Источники бесперебойного питания
4 Распределение электрической энергии
4.1 Системы распределения и допустимые напряжения
4.2 Питание ответственных устройств
4.3 Питание электрических и электронных систем автоматизации
4.4 Питание объединенных пультов управления
4.5 Распределительные устройства
5 Электрические приводы механизмов и устройств
5.1 Общие положения
5.2 Блокировка работы механизмов
5.3 Отключающие устройства безопасности
5.4 Коммутационная и пускорегулирующая аппаратура
5.5 Электрические приводы насосов
5.6 Электрические приводы якорных и швартовных механизмов
5.7 Электрические приводы вентиляторов
5.8 Электрические приводы лебедок спасательных шлюпок
5.9 Электрические приводы водонепроницаемых и противопожарных дверей
5.10 Электрические приводы рулевых устройств самоходных ПБУ
5.11 Электрические приводы топочных устройств котлов и инсинераторов
6 Освещение
6.1 Общие положения
6.2 Питание электрических цепей основного освещения
6.3 Аварийное освещение
6.4 Выключатели в цепях освещения
6.5 Светильники ламп накаливания и газоразрядные светильники
6.6 Штепсельные розетки
6.7 Освещенность
6.8 Прожекторы и дуговые лампы
7 Внутренняя связь и сигнализация
7.1 Машинные электрические телеграфы самоходных ПБУ
7.2 Служебная внутренняя связь
7.3 Авральная сигнализация
7.4 Система сигнализации обнаружения пожара
7.5 Сигнализация предупреждения о пуске системы объемного пожаротушения
7.6 Сигнализация закрытия водонепроницаемых и противопожарных дверей
7.7 Аварийно-предупредительная сигнализация механической установки в помещениях механиков
7.8 Сигнально-отличительные фонари
7.9 Сигнализация обнаружения взрывоопасных концентраций газов
7.10 Светосигнальные и осветительные средства вертолетных площадок
7.11 Сигнализация уровня бурового раствора
8 Система электрической защиты
8.1 Общие положения
8.2 Защита генераторов
8.3 Защита электрических двигателей
8.4 Защита электроприводов рулевых устройств ПБУ
8.5 Защита трансформаторов
8.6 Защита аккумуляторов
8.7 Защита измерительных приборов и приборов управления и контроля
8.8 Защита силовых полупроводниковых устройств
8.9 Устройства защитного отключения
9 Аварийные электрические установки
9.1 Общие положения
9.2 Помещения аварийных источников электрической энергии
9.3 Аварийные источники электрической энергии
9.4 Распределение электрической энергии от аварийных источников
9.5 Пусковые устройства аварийных дизель-генераторов
9.6 Аварийные посты и система аварийного отключения электрического оборудования
10 Электрические машины
10.1 Общие положения
10.2 Клеммные коробки, контактные кольца, коллекторы и щетки
10.3 Подшипники
10.4 Датчики температуры
10.5 Генераторы переменного тона
10.6 Генераторы постоянного тока
10.7 Электродвигатели
10.8 Электромагнитные тормоза
11 Трансформаторы
11.1 Общие положения
11.2 Перегрузка, изменение напряжения и параллельная работа
12 Силовые полупроводниковые устройства
12.1 Общие положения
12.2 Допустимые параметры искажения напряжения
12.3 Системы управления и сигнализация
12.4 Измерительные приборы
13 Аккумуляторы
13.1 Общие положения
13.2 Размещение аккумуляторов
13.3 Обогрев
13.4 Вентиляция
13.5 Зарядка аккумуляторных батарей
13.6 Установка электрического оборудования аккумуляторных помещениях
13.7 Электростартерный пуск двигателей внутреннего сгорания
14 Электрические аппараты и установочная арматура
14.1 Электрические аппараты
14.2 Установочная арматура
15 Электрические нагревательные и отопительные приборы
15.1 Общие положения
15.2 Отопительные приборы
15.3 Нагревательные устройства для нефтепродуктов
15.4 Системы с применением кабелей нагрева
16 Кабели и провода
16.1 Общие положения
16.2 Жилы
16.3 Изоляционные материалы
16.4 Оболочки
16.5 Защитные покрытия
16.6 Маркировка
16.7 Монтажные провода
16.8 Кабельная сеть
17 Гребные электрические установки самоходных ПБУ
17.1 Область распространения и знак в символе класса
17.2 Определения и пояснения
17.3 Структура ГЭУ
17.4 Шинопроводы ГЭУ
17.5 Электромагнитная совместимость ГЭУ
17.6 Первичные двигатели генераторов ГЭУ
17.7 Генераторы ГЭУ
17.8 Распределительные щиты ГЭУ
17.9 Силовые трансформаторы ГЭУ
17.10 Полупроводниковые преобразователи
17.11 Фильтрация гармонических составляющих
17.12 Гребные электрические двигатели
17.13 Специальные требования к погружным поворотным гребным электрическим двигателям
17.14 Системы управления ГЭУ
18 Требования к электрическому оборудованию на напряжение свыше 1000 В до 15000 В
18.1 Общие положения
18.2 Проектирование системы
18.3 Электрические машины (требования к конструкции)
18.4 Силовые трансформаторы
18.5 Кабели
18.6 Распределительные устройства и щиты управления
18.7 Размещение (монтаж)
19 Запасные части
19.1 Общие положения
Приложение. Перечень контролируемых параметров ГЭУС ГЭД
Часть ХI. Холодильные установки
1 Общие положения
Часть ХII. Материалы
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем технического наблюдения
2 Методы испытаний
2.1 Общие положения
2.2 Испытания на СТОD
2.3 Испытания падающим грузом для определения температуры нулевой пластичности
2.4 Испытания для определения температуры вязко-хрупкого перехода
3 Выбор материала
3.1 Общие положения
3.2 Выбор категории стали
4 Прокат для стальных конструкций
4.1 Общие положения
4.2 Химический состав
4.3 Механические свойства
4.4 Состояние поставки
4.5 Отбор проб
4.6 Объем испытаний
4.7 Осмотр и маркировка
4.8 Документы
5 Сталь для котлов, теплообменных аппаратов и сосудов, работающих под давлением
5.1 Общие положения
5.2 Испытания
6 Стальные трубы
6.1 Общие положения
7 Стальные поковки и отливки
7.1 Общие положения
Часть ХIII. Сварка
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем технического наблюдения
1.4 Техническая документация
2 Технологические требования к процессам изготовления сварных конструкций ПБУ/МСП
2.1 Общие положения
2.2 Технологические процессы сварки
2.3 Производственный персонал. Квалификация сварщиков
2.4 Основной материал. Свариваемость.
2.5 Сварочные материалы
2.6 Типы швов сварных соединений.
2.7 Сварка корпусов и оборудования ПБУ/МСП
2.8 Особенности сварки конструкций из сталей высокой прочности
2.9 Сварка плакированной стали
2.10 Сварка конструкций механизмов и механических установок
2.11 Сварка паровых котлов и сосудов, работающих под давлением
2.12 Сварка трубопроводов
2.13 Сварка отливок и поковок
2.14 Сварка чугуна
2.15 Сварка алюминия и его сплавов
2.16 Сварка меди и ее сплавов, тяжелых металлов и других не железных материалов
3 Контроль сварных соединений
3.1 Общие положения
3.2 Объем контроля
3.3 Оценка качества сварных соединений
4 Сварочные материалы
4.1 Общие положения
4.2 Дополнительные требования к сварочным материалам
Часть ХIV. Автоматизация
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Объем технического наблюдения
1.4 Техническая документация
2 Конструкция систем автоматизации
2.1 Общие положения
2.2 Требования к элементам и устройствам
2.3 Общие требования к системам автоматизированного управления механизмами и установками
2.4 Системы аварийно-предупредительной сигнализации, защиты, индикации и регистрации
3 Питание систем автоматизации
3.1 Общие положения
4 Автоматизированные механизмы и установки
4.1 Общие положения
4.2 Автоматизированные пропульсивные установки
4.3 Автоматизированные котельные установки
4.4 Автоматизированные электроэнергетические установки
4.5 Автоматизированные компрессорные установки
4.6 Автоматизированные насосные установки
4.7 Автоматизированные осушительные установки
4.8 Автоматизированные холодильные установки
5 Компьютеры и компьютерные системы автоматизации
5.1 Область распространения
5.2 Определения и пояснения
5.3 Конструкция компьютерных систем контроля и управления
5.4 Аппаратное обеспечение
5.5 Программное обеспечение
5.6 Конфигурация компьютерных систем
5.7 Интерфейс пользователя
5.8 Обучение персонала (тренинг)
5.9 Испытания и проверки компьютерных систем
6 Установки со знаком автоматизации в символе класса
6.1 Общие положения
6.2 Устройства на главном посту управления
6.3 Устройства в машинных помещениях
6.4 Устройства в жилых помещениях механиков
6.5 Электроэнергетическая установка
6.6 Пропульсивные установки
6.7 Котельная установка
6.8 Компрессорные установки
6.9 Насосные установки
6.10 Осушительные системы
7 Системы динамического позиционирования
7.1 Область распространения и знаки в символе класса
7.2 Определения и пояснения
7.3 Объем технического наблюдения
7.4 Техническая документация
7.5 Конструкция систем динамического позиционирования, классы
7.6 Электроэнергетическая система
7.7 Система пропульсивных (подруливающих) механизмов
7.8 Посты управления
7.9 Компьютерные системы управления СДП
7.10 Системы определения местоположения (точки) позиционирования
7.11 Датчики параметров воздействия на (точки) позиционирования
7.12 Система аварийно-предупредительной сигнализации
7.13 Кабельные трассы и трубопроводы механизмов и устройств СДП
8 Системы якорного позиционирования
8.1 Общие положения
8.2 Системы управления
8.3 Подруливающие устройства для систем якорного позиционирования
9 Балластные системы полупогружных и погружных ПБУ
9.1 Общие положения
9.2 Балластные насосы
9.3 Системы управления и контроля
9.4 Система внутренней связи
9.5 Защита против затопления
10 Устройства подъема и спуска корпуса СПБУ
10.1 Общие требования к устройствам подъема и спуска
10.2 Конструкция
10.3 Удерживающие устройства
10.4 Электродвигатели устройства подъема спуска корпуса СПБУ
10.5 Системы управления и контроля
Часть ХV. Оценка безопасности ПБУ/МСП
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
1.3 Общие принципы управления безопасностью платформы
2 Идентификация рисков
2.1 Концепция анализа аварийных ситуаций
2.2 Типы аварийных ситуаций на платформах
2.3 Методы анализа аварийных ситуаций
3 Методы количественных оценок риска (QRA)
3.1 Статистические модели аварийных ситуаций
3.2 Оценка индивидуальных и социальных рисков
3.3 Рекомендации по оценке риска катастрофы после получения конструкцией повреждения
3.4 Методы экспертных оценок
4 Управление рисками
4.1 Выбор управления рисками
4.2 Стоимостные оценки, связанные с мероприятиями по снижению рисков
5 Критерии достаточной безопасности платформ
5.1 Рекомендации для принятия решения по снижению риска аварии
5.2 Принцип разумно осуществимого уровня
5.3 Пренебрежимые и недопустимые уровни риска
Приложение 1. Общие рекомендации к составлению и использованию опросного листа устройства подъёма и спуска корпуса СПБУ 6500/100 «Мурманская»
Приложение 2. Примеры деревьев событий
Приложение 3. Примеры деревьев ошибок и неполадок
Приложение 4. Построение FN-кривых
Приложение 5. Форма представления информации о повреждениях конструкций морских платформ, полученных в результате аварии, и инструкция по ее заполнению.
Оборудование ПБУ/МСП
Часть ХVI. Сигнальные средства
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
2 Снабжение ПБУ/МСП сигнальными средствами
3 Конструкция сигнальных средств
4 Установка сигнальных средств
Часть ХVII. Спасательные средства
1 Общие положения
2 Коллективные спасательные средства
2.1 Снабжение надводных установок
2.2 Снабжение самоподъемных ПБУ, ПБУ со стабилизирующими колоннами и МСП
2.3 Снабжение буровых судов
3 Снабжение дежурными шлюпками
4 Индивидуальные спасательные средства
4.1 Снабжение ПБУ/МСП, надводных установок и буровых судов спасательными жилетами
4.2 Снабжение ПБУ/МСП, надводных установок и буровых судов спасательными кругами
4.3 Снабжение ПБУ/МСП, надводных установок и буровых судов гидротермокостюмами
5 Обеспечение сбора и посадки людей в спасательные шлюпки, плоты и дежурные шлюпки. Места спуска
6 Установка спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок
7 Обеспечение спуска и подъема спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок
8 Линеметательные устройства
9 Радиооборудование для спасательных средств
Часть ХVIII. Радиооборудование
1 Общие положения
1.1 Область распространения
2 Комплектация ПБУ/МСП радиооборудованием
2.1 Подразделение ПБУ/МСП на грунты
2.2 Состав радиооборудования
3 Размещение радиооборудования
4 Антенные устройства
Часть ХIХ. Навигационное оборудование
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения
2 Состав навигационного оборудования ПБУ/МСП
2.1 Общие положения
2.2 Состав навигационного оборудования ПБУ/МСП
3 Размещение навигационного оборудования
Часть ХХ. Оборудование по предотвращению загрязнения
1 Общие положения
1.1 Область распространения
1.2 Определения и пояснения



Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.

Перед малым предприятием, как и перед любым другим, встает вопрос о применении того или иного режима налогообложения. В соответствии со ст.18 НК РФ в настоящий момент на территории Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы.

Специальные режимы налогообложения бывают пяти видов:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);

– упрощенная система налогообложения (УСН) (глава 26.2 НК РФ);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

– патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ) .

ЕСХН применим только для предприятий или индивидуальных предпринимателей, занимающихся специфическим видом деятельности — производством или переработкой сельскохозяйственной продукции. Также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции имеет специфические обстоятельства применения — при осуществлении юридическим лицо, являющимся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции, поиск, разведку и добычу минерального сырья .

Выбор оптимальной системы налогообложения, способствует снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общая система налогообложения для индивидуального предпринимателя предусматривает уплату им следующих налогов: 1)налог на добавленную стоимость (НДС); 2)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);3)налог на имущество физических лиц.

Таким образом специальные налоговые режимы должны упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы налогообложения является год. УСН не предусматривает льгот для налогоплательщиков. Уплаченные суммы УСН перечисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %.

Упрощенная система налогообложения позволяет налогоплательщику самостоятельно выбрать объект налогообложения, в качестве которого могут выступать либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Кроме того, налогоплательщику предоставляется право изменить объект налогообложения со следующего календарного года .

Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производиться ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата 17 налога по итогам календарного года производится индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля, т. е. в сроки подачи деклараций указанными налогоплательщиками.

Законодательство по УСН перед предпринимателем изначально ставит выбор объекта налогообложения. Существует два варианта:

  1. Доходы, ставка налога при этом равна 6 %. Кроме того, если предприниматель не имеет наемных работников, он вправе уменьшить сумму единого налога УСН на сумму уплаченных за себя страховых взносов без ограничения.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. В этом случае ставка больше — 15 %. По окончанию налогового периода налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения «Доходы минус расходы”, исчисляет сумму минимального налога, которая определяется как 1 % от выручки. В случае, если налог исчисленный по системе доходы, уменьшенные на величину расходов, оказывается меньше суммы минимального налога, то эта сумма подлежит уплате в бюджет. В дальнейшем налогоплательщик имеет право включить разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы по УСН .

Так же помимо снижения уровня налогового бремени, у предпринимателя существенно сокращается количество документации, которую необходимо подавать в налоговую.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) представляет собой один из специальных налоговых режимов, установленных Налоговым кодексом РФ. «Сутью этого режима является то, что налогом облагается не реальный доход налогоплательщика, а вмененный доход, который, в соответствии со ст. 346.27 НК РФ, представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого по установленной ставке».

Уплата ЕНВД освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты ряда налогов, перечень которых установлен п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Помимо общих ограничений применение ЕНВД может осуществляется только в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг и (или) отдельных бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств и др. согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, а также следить за порядком ведения кассовых операций.

После вступления в силу Федерального закона от25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», основные поправки заключаются во введении специального режима «Патентная система налогообложения» .

Патентная система налогообложения, являясь специальным налоговым режимом, также имеет ряд ограничений, связанных с переходом на данный режим налогообложения.

При применении патента предприниматель освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, владельцу патента по тем видам деятельности, на которые куплен патент, не придется сдавать налоговую декларацию (вести бухгалтерский учет). При этом записи учета доходов и расходов должны вестись в «Патентной книге», что все-таки не дает полностью уйти от первичного учета и осложняет жизнь индивидуального предпринимателя, особо не знакомого с ведением бухгалтерского учета .

Суть патентной системы налогообложения сводится к тому, что налог уплачивается предпринимателем не с фактически полученного дохода, а с так называемого потенциально возможного годового дохода. По общему правилу размер потенциально возможного годового дохода варьирует от 100 тыс. до 1 млн руб.

Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зависит от срока, на который получен патент:

1) на срок до 6 месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) на срок от 6 месяцев до календарного года — в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента и в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента. Налогоплательщики производят уплату налога в указанные сроки по месту постановки на учет в налоговом органе .

Главой НК РФ, регулирующей патентную систему налогообложения, реализована и политика внедрения «налоговых каникул». Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Действие данной льготы ограничено 2020 г .

Таким образом налогообложение субъектов малого бизнеса в РФ имеет правовую базу и ряд особенностей. Помимо общего налогового режима НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, цель которых создать для субъектов, их применяющих условия, при которых налоговое бремя на них значительно ниже, по сравнению с общим режимом, а также существенно упростить ведение учета, составления отчетности и порядок ее предоставления.

Без учета специальных налоговых режимов, применяемых в специфичных сферах деятельности, НК РФ предусматривает три специальных режима доступных для субъектов малого бизнеса. Именно поэтому в НК РФ в каждой главе, посвященной определенному специальному режиму, законодатель четко очертил границы размеров показателей хозяйственной деятельности в рамках которых допускается применение специальных налоговых режимов .

Литература:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (в ред. от 18.07.2017г. № 160-ФЗ).
  2. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
  3. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (в ред. от 28.04.2017г. № 69н).
  4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  6. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  7. Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений ПБУ 19/02» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  8. Приказ Минфина РФ от 28 июня 2010г. № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  9. Голова И. Куда уж проще. Компании на Спецрежимах могут освободить от бухучета // Российская газета — 2014. — № 977(48).

Правовую основу деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в настоящее время (помимо НК РФ) составляют следующие документы:

  • – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • – Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • – суммарная доля участия юридических лиц (российских организаций, общественных и религиозных организаций, фондов) и иностранных физических лиц (граждан) не должна превышать 25%;
  • – суммарная доля участия организаций, не относящихся к малому предпринимательству, не должна превышать 25%;
  • – средняя численность работников за предшествующий календарный год должна составлять: для средних предприятий – от 101 до 250 чел., для малых предприятий – до 100 чел., для микропредприятий – до 15 чел.;
  • – выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС) за предшествующий календарный год не должна превышать: для средних предприятий – 1 млрд руб., для малых предприятий – 400 млн руб., для микропредприятий – 60 млн руб.

При этом принимается наибольшее значение из указанных условий для отнесения хозяйствующего субъекта к малому или среднему предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Малые предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность в установленном порядке.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:

  • – ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1;
  • – ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС – форма № В-2;
  • – ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;
  • – ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;
  • – ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;
  • – ведомость учета реализации – форма № В-6;
  • – ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7;
  • – ведомость учета оплаты труда – форма № В-8;
  • – ведомость (шахматная) – форма № В-9.

Каждая из указанных ведомостей применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Как уже было сказано в параграфе 1.3, малые предприятия представляют в налоговые органы квартальную отчетность в составе Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках, а в составе годовой отчетности, помимо указанных форм, еще и итоговую часть аудиторского заключения, если малое предприятие соответствует критериям обязательного аудита (см. гл. 7).

Малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Важным преимуществом УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. В ст. 346 НК РФ прямо закреплено, что переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно.

Упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения. Однако не вправе применять УСН организации и предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом и платят налог на игорный бизнес (ст. 346 НК РФ). Нельзя одновременно работать на упрощенной и на общей системе налогообложения, поскольку обе они применяются налогоплательщиками в отношении всех видов осуществляемой им деятельности.

При применении УСН организации не платят следующие налоги (ст. 346 НК РФ):

  • • налог на прибыль организаций за исключением налога с дивидендов и процентов по ценным бумагам;
  • • налог на имущество организаций;
  • • НДС, за исключением:
  • – налога, который уплачивается при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  • – налога при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ.

Применять УСН можно только тем предприятиям, которые удовлетворяют критериям, определенным гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. По состоянию на 1 января 2012 г. эти критерии таковы:

  • – средняя численность работников предприятия не должна превышать 100 чел.;
  • – предприятие может перейти на упрощенную систему, если по итогам девяти месяцев года, в котором оно подает заявление о переходе на такую систему, выручка от реализации товаров, работ, услуг не превысила 45 млн руб. (без учета НДС) .

Предприятия и организации не могут применять упрощенную систему налогообложения, если:

  • – имеют филиалы или представительства;
  • – доля непосредственного участия в них других организаций составляет более 25% (кроме организаций, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при этом среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50 %).

Кроме того, не могут применять упрощенную систему те предприятия и организации, у которых остаточная стоимость амортизируемого имущества превышает 100 млн руб., доход по итогам отчетного периода превышает 60 млн руб., а также предприятия и организации определенных видов деятельности. К ним относятся: банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; предприятия игорного бизнеса; производители подакцизных товаров; участники соглашения о разделе продукции; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды и др.

Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ведут Книгу учета доходов и расходов (без применения Плана счетов и метода двойной записи на счетах), форма которой утверждена приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н.

Книга учета доходов и расходов представляет собой хронологический регистр, в котором операции отражаются на основании первичных документов (платежные поручения, счета, расчеты, акты и другие).

Книга открывается на квартал и может вестись как в бумажной, так и в электронной формах.

Помимо раздела I «Доходы и расходы», книга имеет еще раздел II «Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу». Раздел II заполняется только теми предприятиями, которые выбрали объектом налогообложения доходы за минусом расходов.

Основным регистром, используемым для заполнения Книги учета доходов и расходов, служит Журнал регистрации хозяйственных операций организации, который представляет собой хронологический регистр и заполняется по следующей форме (табл. 2.6).

ПРИМЕР 2.4

В январе 2009 г. в организации имели место следующие хозяйственные операции, которые зарегистрированы в Журнале регистрации хозяйственных операций (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Журнал регистрации хозяйственных операций организации за I квартал 2011 г.

Дата

Содержание хозяйственной деятельности

Сумма, руб.

Получен от поставщика компьютер

28 000 (в т.ч. НДС – 4720)

Компьютер введен в эксплуатацию

28 000

Перечислены денежные средства в оплату компьютера

28 000

Приобретены товары для последующей реализации

30 000

Оплачены товары

30 000

Получена выручка от реализации товаров

20 000

и Т.Д.

Итого за квартал

На основании записей, сделанных в Журнале регистрации хозяйственных операций, организация определяет доходы и расходы, в том числе учитываемые при исчислении налоговой базы, и заполняет раздел I Книги учета доходов и расходов (табл. 2.8). По операциям, произведенным с 11 по 16 января, будет сделана первая запись в Книгу учета доходов и расходов; по операциям 19 и 20 января – вторая запись; по операции 25 января – третья запись и т.д.

Таблица 2.8

Книга учета доходов и расходов. Раздел I «Доходы и расходы»

Регистрация

Сумма, руб.

№ п/п

Дата и номер первичного документа

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх