Бюджетное учреждение культуры

Введение

1. Состав расходов бюджетов на культуру

2. Источники финансирования учреждений культуры

3. Особенности планирования расходов учреждений культуры

Заключение

Список использованной литературы

Содержание

Введение

Финансы в широком смысле слова – это совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта.

Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Бюджет страны – это сама суть и содержание государственной политики. Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.

Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

В последние годы в связи с известным снижением роли приватизации в формировании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управления государственной собственностью становится особенно актуальной. Вместе с тем, реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача более качественного выполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичных интересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (в доходном и расходном аспектах).

1. Состав расходов бюджетов на культуру

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты /1, ст.3/.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы: законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Организации культуры могут быть учреждены:

— федеральными органами государственной власти и управления;

— органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления;

— общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;

— иными, в том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

Организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством РФ / 1, ст.41/.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

— осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

— стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

— устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

— способствовать развитию благотворительности в области культуры;

— осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее время известно несколько предложений по расчету суммы средств, необходимых для этих целей:

— исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

— на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

— на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ситуация схожа с финансированием образования, так как ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах — «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).

Как и в других отраслях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.

В таблице 1 представлена группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура».

Таблица 1

Группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура»

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность:1.1. финансирование в разрезе экономических статей1.2. финансирование в форме субсидий +- -+ -+
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + +
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:4.1.государственного, регионального и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на:5.1. оборудование5.2. капитальный ремонт и реставрациюобъектов культуры5.3. новое строительство +++ +++

Данные таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов деятельности и форм финансирования. Необходимо иметь в виду, что состав расходов отрасли можно представить через источники финансирования, уровни бюджетов, направления деятельности и т.д.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

При этом, деятельностью в сфере культуры является создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранение и использование культурных ценностей; эстетическое воспитание, отдыха и досуга община.

Цель данной работой изучить платные услуги в сфере культуры, их виды, а также условия реализации.

Объект работы — платные услуги.

Предмет работы — платные услуги в сфере культуры.

Для достижения данной темы были поставлены следующие задачи:

— изучить предоставляемые услуги в сфере культуры;

— проанализировать платные услуги в сфере культуры;

— выявить пути совершенствования платных услуг в сфере культуры.

Предоставление услуг в сфере культуры

1.1 Сущность сферы культуры

Некоммерческие организации культуры, исходя из целей своей деятельности, требуют особого подхода в управлении ими. Являясь разновидностью некоммерческих организаций, они имеют общие и специфические особенности менеджмента.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще — как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Важно также отметить, что проблемы культуры и искусства не ограничиваются проблемами отрасли.

Деятельностью в сфере культуры является создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранение и использование культурных ценностей; эстетическое воспитание, отдыха и досуга община.

Продуцирование и реализацию культурных услуг осуществляют культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, центры отдыха) выставочные залы; театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки) учебные учреждения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств); высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории институты культуры, кинематографии, хореографические училища); киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки) базы и конторы проката; киностудии; издательства; редакции газет и журналов радио, телесериале студии и телевизионные технические центры; студии звукозаписи, предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков специализированные реставрационные предприятия и мастерские, предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, отдыха, средств массовой информации; предприятий а народных художественных промысле.

К субъектам бизнеса в сфере культуры относят организации туризма и экскурсионного обслуживания; организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса; модельные агентства; рекламные мастерские и агентства.

Субъектами деятельности в сфере культуры являются :

— профессиональные творческие работники, профессиональные творческие коллективы, работники культуры, отдельные граждане;

— государственные и частные учреждения, предприятия, организации и учреждения;

— творческие союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации, другие общественные объединения, их предприятия;

— государство в лице его органов власти и управления.

Деятельность в сфере культуры осуществляется на профессиональной и любительской основе и в порядке, определенном законодательством Беларуси предприятиях, предпринимательской деятельности, некоммерческие организации и объединения, а также законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности в сфере культур.

Существенной особенностью услуг в сфере культуры является невозможность приобрести их впрок (концерты, цирковые программы невозможно хранить на складе), перемещать (сыгранный на разных сценах и разными актерскими группами спектакль каждый раз является отдельным продуктом) Отдельные услуги в сфере культуры могут иметь и материальный характер (реставрация, видео и аудио-запись). Нематериальные услуги сферы культуры по функциональным особенностям классифицируют на услуги, непосредственно выполняют культурную функцию (услуги, которые предоставляют актеры, чтецы, музыканты, певцы во время концертов, шоу, спектаклей, лекций, а также услуги, предоставляемые дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, режиссеры и др.), и услуги, которые выполняют функцию «распространительного механизма» (выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат видеокассет, театральных костюмов и реквизита, продажа предметов художественного искусства: картин, скульптур, антиквариата, изделий народных промыслов и сувениров, книг).

Материальные услуги сферы культуры по функциональному назначению подразделяются на :

а) производственные средства культуры — продукты организаций культуры и искусства, с помощью которых другие заведения или творческие работники имеют возможность создавать свои продукты (краски, кисть, мольберт; гримированные средства; театральная бутафория, реквизит, театральные костюмы; музыкальные инструменты; полиграфическая техника и др.);

б) информационные средства культуры — продукты, с помощью которых потребитель удовлетворяет различные культурные потребности (аудио-, видеотехника и др.), а также разнообразные средства массовых коммуникаций.

Учитывая функции организаций культуры и искусства, услуги в сфере культуры классифицируют на следующие группы:

— культурно-профессиональное образование (деятельность архивов, библиотек, лекториев; образовательная деятельность специальных учебных заведений, отдельные виды познавательного туризма по предоставлению соответствующих культурных услуг);

— художественное творчество (деятельность заведений искусства: театров, концертных организаций, филармоний, цирков; профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов; любительская творчество по предоставлению соответствующих культурных услуг);

— отдых и развлечения населения, которые предоставляют организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса и другие развлекательные заведения.

Платные услуги в сфере культуры

2.1 Платные услуги в сфере культуры и их реализация

Финансовые средства должны направляться на развитие материально-технической базы, реализацию новых проектов, совершенствование сферы платных услуг, материальное стимулирование сотрудников.

По решению дирекции отдельным категориям населения платные услуги могут оказываться на льготной основе, например :

— ветеранам войны и труда;

Чтобы стать конкурентоспособными и уметь зарабатывать, нужно подключить всю свою фантазию и творческий потенциал. Учреждения, располагающие земельными участками, могут использовать их в своих интересах.

Затраты себя оправдают. Накопленные на счете деньги можно потратить на еще более выгодное приобретение. Например, бильярд — очень прибыльное дело. Можно также получить разрешение на продажу воды (прохладительных напитков) и пирожков.

Мероприятия, проводимые в Витебском областном центре народного творчества, пользуются популярностью: например раскупаются билеты на фестиваль народного танца «Русские узоры». Надо сказать, что народный танец — разработанный жанр, и мероприятие получается очень красивое.

Есть смысл подумать и о совместных проектах: а мероприятие, проведенное при успешном сотрудничестве учреждений, обязательно принесет выгоду.

Важно также отметить, что в своей работе Витебский областной центр народного творчества не обходится и без поддержки спонсоров. В 2014 г. только на Международный фестиваль «И играла гармонь» откликнулся добрый десяток организаций и физических лиц, которые помогли финансовыми и материальными средствами.

Таким образом, собирая по крупицам услуги, можно реально улучшить состояние материально-технической базы учреждения, расширить и совершенствовать сферу платных услуг.

2.2 Условия реализации платных услуг в сфере культуре

Платные услуги оказываются соответствии с потребностями физических и юридических лиц на добровольной основе за счет личных средств граждан, организаций и иных источников, предусмотренных законодательством.

— билеты на культурно-зрелищные мероприятия могут реализовываться, как непосредственно через кассы предприятия или другие принадлежащие ему точки распространения, так и посредством заключения с ними договоров;

— общая сумма номинальной стоимости выданных для реализации билетов относится под отчет кассиру централизованной бухгалтерии.

Центр организует предоставление информации организациям и физическим лицам о возможностях получения соответствующих видов платных услуг, порядке и условиях их предоставления.

Доходы от предоставления платных услуг являются дополнительным источником средств, направляемых на:

— приобретение и ремонт радиоаппаратуры, оборудования;

— восполнение суммы недофинансирования, софинансирования текущих бюджетных расходов .

Претензии и споры, возникающие между потребителем услуг и исполнителем, разрешаются по соглашению сторон или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Совершенствование платных услуг в сфере культуры

Рост экономических показателей не является самоцелью для учреждений культуры. Существенная часть возложенных на них функций должна быть обеспечена стабильным бюджетным финансированием. Однако степень необходимой бюджетной поддержки может быть различна у разных типов учреждений. Многие из них в состоянии привлекать и зарабатывать значительные средства для своего развития. Эту работу необходимо совершенствовать и расширять. Задачи, в рамках данного направления:

— повышение уровня доходов работников культуры ;

— создание условий для карьерного и профессионального роста в сфере культуры;

— укрепление связей и расширение взаимодействия между организациями культуры и образовательными учреждениями, формирующими управленческие кадры для сферы культуры;

— внедрение передового европейского и мирового опыта управления культурными процессами;

— формирование современной системы повышения квалификации работников культуры;

— повышение доходов учреждений культуры от предоставления платных и дополнительных услуг;

— привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц. Одним из средств, повышающих эффективность предоставления культурных услуг, позволяющих спрогнозировать ожидаемые и оценить достигнутые результаты, является внедрение на всех уровнях системы показателей эффективности.

Предлагается использовать следующие показатели эффективности развития предпринимательской деятельности в сфере культуры:

— востребованность;

— доступность;

— статусность;

— динамизм;

— устойчивость;

— эффективность.

Соответствующие этим ориентирам задачи формулируются следующим образом:

1. Повышение внимания к интересам населения в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры.

2. Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Горнозаводского района Пермского края.

3. Повышение престижа культуры и культурной деятельности.

4. Поддержка многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Горнозаводского района Пермского края.

5. Сохранение уникальных ресурсов культуры Горнозаводского района Пермского края и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт. 6. Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры.

С учетом поставленных задач предлагаются следующие основные направления развития культурной сферы Горнозаводского района Пермского края.

1. Модернизация услуг в сфере культуры в интересах всех групп и слоев населения Витебского Областного центр.

2. Повышение образовательной роли культуры.

3. Обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченных слоев населения.

4. Совершенствование информационного пространства культуры Витебского Областного центр.

5. Поддержка процессов, способствующих росту престижа культуры среди населения Витебского Областного центр и за рубежом.

7. Содействие росту многообразия и богатства творческих процессов.

8. Сохранение культурно-исторического наследия Витебского Областного центра и поддержка устойчивого развития сферы культуры.

9. Совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры.

Деятельностью в сфере культуры является создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранение и использование культурных ценностей; эстетическое воспитание, отдыха и досуга община.

К субъектам бизнеса в сфере культуры относят организации туризма и экскурсионного обслуживания; организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса; модельные агентства; рекламные мастерские и агентства.

Субъектами деятельности в сфере культуры являются:

— профессиональные творческие работники, профессиональные творческие коллективы, работники культуры, отдельные граждане;

— государственные и частные учреждения, предприятия, организации и учреждения;

— творческие союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации, другие общественные объединения, их предприятия;

— государство в лице его органов власти и управления.

Деятельность в сфере культуры осуществляется на профессиональной и любительской основе и в порядке, определенном законодательством Беларуси предприятиях, предпринимательской деятельности, некоммерческие организации и объединения, а также законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности в сфере культур.

Учитывая функции организаций культуры и искусства, услуги в сфере культуры классифицируют на следующие группы:

— культурно-профессиональное образование (деятельность архивов, библиотек, лекториев; образовательная деятельность специальных учебных заведений, отдельные виды познавательного туризма по предоставлению соответствующих культурных услуг);

— художественное творчество (деятельность заведений искусства: театров, концертных организаций, филармоний, цирков; профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов; любительская творчество по предоставлению соответствующих культурных услуг);

— отдых и развлечения населения, которые предоставляют организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса и другие развлекательные заведения.

Платные формы деятельности культурно-досуговых учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательство, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование. Изменения в составе финансовых средств и неопределенность в расходовании финансовых ресурсов потребовали разработки Постановления от №609 «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности финансирования организаций культуры и искусства». В соответствии с данным Положением были упорядочены формы культурной деятельности, изменен порядок формирования специальных фондов, утвержден состав плановых документов и создана методика разработки цен на платные услуги и продукцию. Принятие Положения потребовало пересмотра действующего в государственных учреждениях культуры порядка хозяйствования и финансирования.

Задачи формулируются следующим образом:

1. Повышение внимания к интересам населения в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры.

2. Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Горнозаводского района Пермского края.

3. Повышение престижа культуры и культурной деятельности.

4. Поддержка многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Горнозаводского района Пермского края.

5. Сохранение уникальных ресурсов культуры Горнозаводского района Пермского края и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт. 6. Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры.

Список использованных источников

1. Гнедовский, С. Культурная индустрия и управление развитием / С.Гнедовский // «600 паралель». 2010. №4. с. 25 — 30.

2. Киселева Т.Г. Основы социально- культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М., 2004. 293 с.

3. Толочек В. А. Стили совместной деятельности. М., 2000. 242 с.

4. Котлер Ф., Шефф Д. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. М.: Классика XXI, 2004. 287 с.

5. Культурно — досуговая деятельность: учебное пособие /А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2008. 184 с.

6. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально- культурной деятельности, СПб, 2000. 314 с.

7. Новаторов В.Е. Маркетинг социально-культурной сферы. Омск, Омич, 2002. 206 с.

8. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Под ред. И. М. Шеймана и др. М.: Наука, 2005. 354 с.

9. Пержинова С. В., Тульчинский Г. Л. Культура фирмы. СПб: Алетейя, 2006. 264 с.

10. Тожилов В. В. Культура предпринимательства. СПб и др., 2000. 302 с.

11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Гардарика, 2008. 279 с.

12. Дворсков К.П., Ширяев С.А. О стиле и культуре руководства. Новосибирск, Экономист, 2009. 214 с.

Размещено на Allbest.ru

— содействовать познавательной активности данной категории граждан через организацию культурно-досуговых мероприятий;

— создавать благоприятные условия для реализации интел-лектуальных и культурных потребностей пожилых людей;

— содействовать социальной адаптации данной категории людей и повышению их активности в общественной жизни;

— осуществлять поддержку деятельности ветеранских и творческих формирований;

— создавать условия для любительского творчества, удовлет-ворять культурные потребности людей пожилого возраста;

— обеспечение качества и доступности культурно-досуговых услуг для данной категории

Р а з д е л 5 Организация досуга современного общества

Средства социально-культурной деятельности – это духовные и мате-риальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процессе создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

Ведущие средства СКД: живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; средства наглядной пропаганды и агитации; книги, музыкальные инструменты, технические средства, звукозаписывающая, звуко-воспроизводящая, проекционная и иная аппаратура.

Методы социально-культурной деятельности – это система информа-ционного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

1. Методы формирования общественного сознания:

информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение,

заражение, убеждение.

2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способст-

вующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения:

включение в различные формы непрерывного просвещения, привлечение к разным видам любительского творчества, приучение к выполнению общественно-культурных функций, упражнения, самоорганизация, само- управление, самообразование, самообслуживание, игра.

3. Методы стимулирования социально-культурной активности:

положительный пример, соревнование, требование, общественное мнение, поощрение, перспектива, критика и самокритика.

Формы социально-культурной деятельности – это утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества. В практике сложились: эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т.д.), стабильные формы (клубы, кружки, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.

Основная задача социально-культурных институтов заключается в том, чтобы найти пути, формы и способы оказания помощи человеку в его саморазвитии, самоусовершенствовании и самореализации в свободное время.

Массовые формы КДД носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного, социального и художественного творчества людей. Они являются самыми и сложными в организации и проведении и это требует от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Главным является определение цели, то есть ради чего создается массовая форма КДД. Здесь следует помнить, что массовые формы КДД являются эффективным способом формирования общественного мнения. В каждой массовой форме КДД имеется четыре основных компонента методики: а) содержание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория.

Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, зрелища, фестивали, представления, обряды, вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм несет огромный смысловой и эмоциональный заряд и использует свои, присущие только ей средства, способы и методы сценической выразительности.

Процесс общения является исходной предпосылкой построения всех массовых форм КДД.

Подготовительная организационно-методическая работа включает:

а) определение формы будущей массовой культурно-досуговой программы с ориентацией на определенную аудиторию;

б) написание сценария;

в) утверждение программы на художественном совете;

г) распределение функции каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации процесса подготовки и проведения;

д) составление сметы расходов на подготовку и проведение;

е) техническое обеспечение, звуковое, световое, транспортное, торговое обслуживание, охрана порядка и т.д.

Массовые формы КДД классифицируются по двум признакам:

а) по содержанию; б) драматургической организации материала.

Методика массовых форм КДД включает:

— четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

— анализ типа, вида и жанра массовой формы;

— создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

— определение содержания, соответствующего цели программы;

— органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, коммуникативный процесс;

— выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей.

Организуя любое досуговое мероприятие необходимо владеть хотя бы основными навыками сценариста, знать методику написания сценария, понимать элементы его структуры, уметь логически выстроить действия и композиционно оформить.

Сценарий – это подробная литературно-текстовая разработка содержания массового мероприятия, в которой в строгой логической последовательности изложены отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, используется документальный и художественный материал, предусматриваются средства активизации участников, планируется оформление и оборудование.

В досуговой практике существует три вида сценарной работы:

— оригинальные авторские сценарии, содержащие новые творческие решения, не повторяющие по форме и содержанию уже известные образцы;

— сценарии, имеющие характер компиляции (монтажи, составленные из заимствованных эпизодов, текстов, построенных на использовании известных сюжетов); они в меньшей степени авторские, хотя в них могут проявиться творческие способности сценариста, его оригинальная мысль;

— сценарии, сочетающие авторские и компилятивные фрагменты (монологи и диалоги ведущих, оригинальные приемы активизации аудитории, авторские переходы от одно действия к другому, представление реального героя, интересный сюжетный ход и т.д.).

Основные этапы работы над сценарием

Создание сценария есть творческий кропотливый процесс, который условно можно разделить на три этапа.

1. Формирование режиссерского замысла

— определение темы идеи

— изучение творческих возможностей

— определение места проведения мероприятия

— определение аудитории

— определение технических и финансовых возможностей

— определение формы

2. Подбор и обработка материала

— документального

— литературно-художественного

— местного

— фольклорного

3. Организация материала в сценарии

— формирование материала в эпизоды

— разработка сценарного хода

— монтаж эпизодов в сценарий в соответствии с композиционным построением

— обогащение материала в сценарии основными выразительными средствами

— литературная запись сценария

Композиционное построение сценария.

Композиция (расположение) – способ группировки материала в определенной логической последовательности.

Композиция включает в себя следующие элементы:

Экспозиция – служит вводом в действие, она призвана всех участников подготовить к активному участию в программе. Дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях

Завязка – событие, с которого в сценарии начинается действие, дающее толчок развитию всех последующих эпизодов.

Развитие действия – цепь событий, ведущих к кульминации.

Кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжении, заостряющий проблему и идею мероприятия.

Развязка – способ разрешения конфликта, эмоционально-смысловой итог сценического действия.

Финал – заключительная часть сценария. Это коллективное действие окончательно объединяющее зрителей и участников

Сценарист носит собирательный характер, т.е. использует самый разнообразный материал, созданный заранее или придуманный сценаристом.

Теоретики классифицируют различные виды документального материала на две группы:

1-ая: письма, дневники, фотографии, пластинки, магнитофонные записи;

П-ая: документы мемуарно-художественные, воспоминания участников каких-либо событий, а так же документы, факты, получившие отражение в литературе и искусстве.

Документальный материал отражает жизнь в развитии и относится к «фактам жизни» и составляет информационно-логическое начало.

Для удобства пользования документальным материалом мы классифицируем по степени фиксации (кинодокументы, фотодокументы, собственные документы, документы звуковые, личные документы, документы государства, правительства, учреждений и т.д.).

Классификация художественных средств выразительности:

— слово (исполнение стихотворений, прозы, массовое скандирование, конферанс сольный и парный, музыкально-разговорные жанры, дикторский текст, литературно-музыкальная композиция);

— пластические средства – хореография (балет, народный танец, эстрад-ный танец, модерн, пантомима, аттракционы);

— спортивные – художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.;

— технические средства выразительности (звук, свист, шумы);

— наглядно-художественные средства (бутафория, выставки);

— народное творчество, фольклорно-этнические;

— игровые средства выразительности;

— пиротехнические средства.

Одной из важнейших закономерностей СКД является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХУ века в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты, журналы, фотографии, радио, телевидения, киноискусство, телефон, магнитная запись звука, видео, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Поэтому очень важно расширять информационное пространство так как без него невозможно органичное развитие социально-культурной сферы.

Средства массовой информации и коммуникации представляют собой:

а) источник адекватной информации граждан о различных социо-культурных явлениях;

б) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;

г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей.

Продукт СМИ – организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения.

Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) самостоятельно решает потреблять или не потреблять информационную продукцию.

В социокультурной сфере велика роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации. Прямо или косвенно, они участвуют в формировании мнений, оценок, суждений, влияют на трудовую, общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга.

Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социокультурной сферы. Функции средств массовой информации влкючают:

— планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;

— проведение различных социально-культурных акций;

— воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

Для СМИ характерны такие общие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, а также каждый из них обладает присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы.

Преимущества печати: массовость читательской аудитории, высокая избирательность, возможность оперативных и частых публикаций, высокая престижность. У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом является высокая мобильность, большие чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, распространение музыкальных программ.

Радио отличают его всепроникаемость, удобство пользования, возможность оперативного внесения корректировки в передачи.

Сильными сторонами телевидения и видео являются глобальный охват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощь сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображение, репортаж с места события, домашнее средство связи с миром. Телевидение играет определенную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избегать скуки, быть в курсе событий, получать информацию, советы; узнавать о социальных проблемах, культурных процессах.

Подготовку социально-культурных программ, публицистически острых митингов, дискуссий, встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных материалов средств массовой информации.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению.

Таким образом, роль и место СМИ в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полно-ценного отдыха, творчества, просвещения.

Активность масс проявляется и направляется в двух аспектах:

1. Участие масс в проведении клубного мероприятия.

2. Максимально широкое вовлечение населения в процесс его подготовки.

Если в драматургии театра, кинематографа зритель только созерцает происходящее на сцене и на экране и может выражать свои эмоции только смехом, аплодисментами и т.д., но он не может принять никакого участия в происходящем действии. То в клубной драматургии – наоборот.

Весь сценарий массового мероприятия изначально выстраивается так, чтобы в нем были использованы самые разнообразные моменты вовлечения зрителей в действие.

К приемам активизации относятся:

В зависимости от жанра программы, его идейно-тематического замысла и аудитории отбираются те или иные приемы активизации. Так, например, журналистские приемы характерны для дискуссионных программ, ток-шоу, художественные и игровые для конкурсно-развлекательных, коммуникативных и т.д.

Этапы активизации:

1. Охватывает время до мероприятия, т.е. его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающих людей в орбиту будущего действия. На этом этапе важно пробудить интерес и внимание людей к происходящему, создать атмосферу взволнованности, готовности к восприятию (реклама, афиши, пригласительные билеты, звуковая реклама, периодическая печать).

2. Охватывает непосредственно проведение мероприятия, т.е. воплоще-ние в жизнь сценария, где предусмотрены все элементы активизации аудитории.

Организаторам следует очень четко понимать, что речь должна идти не о принуждении исполнить массовую песню, хоровод, танцы, а эта потребность – приобщиться к совместному действию – должна быть преднамеренно запрограммирована в сценарно-режиссерском замысле, предоставляющем каждому присутствующему на мероприятии проявить активность, реализовать желание активного включения в действие.

Одной из существенных особенностей перестройки социокультурной сферы является широкое внедрение в практику активных форм досуговой деятельности, организационно-методическая опора на открытый диалог с клубной аудиторией по конкретным, злободневным проблемам. Информационно-познавательная и дискуссионная деятельность учреждений культуры одновременно решает две задачи:

а) несет людям знания и информацию;

б) вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

Информационно-дискуссионные формы – разновидность культурно-досуговых программ. Они включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность этих программ зависит от их содержания. Драматургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов как с проблемами мирового характера, так и с местным материалом. Очень важно не только умело отбирать информацию для обсуждения, но и находить выступающих, способных компетентно и живо прокомментировать те или иные события.

Большая роль принадлежит ведущему, так как программа предполагает эмоциональное и компетентное ее ведение. Ведущий объединяет информационные блоки в логическую систему, сообщает участникам тему разговора, характеризует содержание рассматриваемых вопросов, информирует о порядке проведения встречи, представляет «реальных героев», ненавязчиво управляет всем процессом проведения программы.

Привлечение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования культурных учреждений за счет средств учредителя. Однако платные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями, не могут быть оказаны вместо деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Внебюджетные средства поступают в культурные учреждения различными путями:

* за счет предоставления платных услуг;

* от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;

* от сдачи помещений и оборудования в аренду;

* от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности и прочих услуг;

* в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные программы) и др.

Практика привлечения культурными учреждениями внебюджетных средств постоянно расширяется: увеличивается число учреждений, предусматривающих внебюджетное финансирование, возрастают объемы этого финансирования.

Поступление в государственные и муниципальные учреждения внебюджетных средств и их расходование регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Основными из них являются:

* Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145ФЗ (далее — БК РФ);

* Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51ФЗ (часть первая), от 26.01.96 № 14ФЗ (часть вторая);

* Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117ФЗ (часть вторая) (далее — НК РФ);

* Закон РФ от 10.07.92 № 32661 «Об нии”;

* Закон РФ от 07.02.92 № 23001 «О защите прав потребителей”;

* Федеральный закон от 13.03.06 № 38ФЗ «О рекламе”;

* Федеральный закон от 11.08.95 № 135ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;

* постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 «Об утверждении правил оказания платных услуг”.

Государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. В соответствии с БК РФ (ст. 42) доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности.

Это положение БК РФ диктует необходимость предусматривать в уставе учреждения исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источники поступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы являются основанием для оформления разрешения на открытие в органах казначейства лицевого счета по предпринимательской деятельности.

БК РФ (ст. 70) установлено, что бюджетное учреждение вправе расходовать имеющиеся средства:

* на оплату труда работников;

* перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

* трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

* оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

* оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Основным источником получения внебюджетных средств культурных учреждений является платная культурная деятельность. Для культурных учреждений эта деятельность связана с реализацией дополнительных культурных программ. Однако культурные учреждения обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственными мощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производить товары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр услуг, сдавать в аренду помещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развития современных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализации методических материалов, услуг по использованию Интернета.

Поиск дополнительных средств — фандрейзинг стал одной из важных задач менеджеров в культуре. Многие некоммерческие организации активно занимаются привлечением средств из различных источников. До конца 1980-х годов не только сам термин, но и соответствующие ему действия были не известны в России. Культуру при социализме финансировало только государство, иные внешние источники были недоступны. Ситуация изменилась в 1988-1989 годах. С той поры, когда отечественная культура получила возможность иметь альтернативные источники финансирования, прошло уже двадцать лет. Абсолютный рост сумм бюджетных поступлений в этот период не поспевал за темпами инфляции, в результате российские организации культуры оказались в ситуации острой нехватки денег.

Фандрейзинг (fundraising) — сбор средств от представителей частного сектора с целью осуществления проектов. Частный сектор в данном случае понимается широко и включает все источники негосударственного финансирования — будь то индивидуальные или корпоративные. Фандрейзинг также относится к набору профессиональных навыков и техник для привлечения денег в организацию (в данном случае в социально-культурную сферу) из источников в частном секторе. В Великобритании термины «Фандрейзинг» и «Развитие» взаимозаменяемы.

В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этом большинство граждан оказывает разовую помощь (69%). Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства. Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций. В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Доходы от некоммерческой деятельности могут складываться из выручки от реализации билетов, проведения экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, работы студий, образовательных курсов, выездных выставок, гастролей и т. д. Предпринимательская деятельность организаций сводится к реализации печатной и сувенирной продукции, предоставлению различных платных услуг, а также к работе кафе, ресторанов, автомобильных стоянок и т. д. В отдельных некоммерческих организациях собственные доходы достигают до 80 % всех поступлений.

Если очень кратко, фандрейзинг — это весь комплекс усилий организаций, направленный на сбор средств, необходимых для достижения её целей и финансирования её деятельности.

В одних учреждениях культуры к доходам от фандрейзинга относят поступления от коммерческой деятельности, в других — наоборот, фандрейзинговые поступления не включают членских взносов в клубы, общества друзей и т.д. Причем данная проблема актуальна не только для учреждений культуры, но и для других государственных и негосударственных некоммерческих организаций

Как уже упоминалось, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он, по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.

Нелишне напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов.

Виды ресурсовдовольно различны:

· человеческие (рабочее время, интеллектуальные и физические усилия);

· информационно-методические (знания, навыки, технологии);

· материальные (товарные);

· услуги и работы (с помощью механизмов, усиливающих и ускоряющих человеческий фактор);

· финансовые, за которые, проще всего приобрести все перечисленное в предыдущих пунктах.

Источники ресурсовможно разделить по:

· типу их владельца (собственные или чужие);

· характеру собственности (личные, коллективные, корпоративные, общенациональные, общечеловеческие, в т.ч. «неприватизированная природа»);

· отношению к самой организации («ближний круг» — члены самой организации, их родные и близкие и «дальний круг» — другие субъекты, имеющие отношение к виду или территории деятельности организации);

· территориальному признаку (дом, улица, район, поселок, город, область и т.д.).

Не менее разнообразны методы мобилизации средств:

· безвозвратная помощь во всех её разновидностях (дарение, пожертвование, членские взносы, международная техническая и гуманитарная помощь);

· безоплатное предоставление товаров и услуг (ответственное хранение, безвозмездное использование имущества и др.);

· возвратная финансовая помощь (кредиты, займы, ендавмент);

· пассивные доходы (страхование, роялти, банковский депозит и товарный кредит);

· собственная прибыльная деятельность (операции с ценными бумагами, продажа произведенных или покупных товаров, предоставление платных услуг с или без организации дочерних коммерческих структур и т.п.).

К тому же каждый из названных методов мобилизации средств может быть использован с помощью еще более разнообразных способов.

В основе фандрейзинга лежит пять принципов, которые можно назвать «человеческими законами». Они применимы независимо от того, обращаются ли с просьбой о корпоративных пожертвованиях, грантах фондов или личных пожертвованиях.

Люди дают деньги людям. Имеет значение не столько организация, сколько то, кто привлечен к ее работе, и кто просит деньги. Потенциальным донорам — компаниям, фондам или частным лицам — интересен человеческий фактор любой заявки и любого взноса. За исключением масштабных общенациональных кампаний прямой рассылки, которые проводятся ради дела, затрагивающего интересы всей нации, организация может собрать значительные суммы только благодаря контактам между людьми. Даже в массовых кампаниях имеет значение то, какие люди к ним привлечены.

Люди дают деньги потому, что хотят. Это им приятно и вызывает у них чувство удовлетворенности — то есть вы не навязываетесь кому-либо с просьбой подумать о пожертвовании организации только потому, что вы считаете ее достойной. Осознание этой простой истины является, возможно, самым серьезным препятствием в работе попечителя, неохотно выполняющего обязанность фандрейзера. Обращаясь к людям с просьбой за деньгами, вы доставляете им удовольствие и льстите им.

Люди дают деньги только тогда, когда их об этом просят.Добровольные пожертвования редки. Общие призывы оказать помощь, без конкретного указания пожертвования, не дают результатов. Отсюда вытекает важный вывод: люди делают крупные пожертвования только тогда, когда их просят о крупных пожертвованиях. О конкретных суммах. В ходе кампаний по пополнению капитала самым важным и наиболее щекотливым аспектом является обращение к основному потенциальному донору с просьбой о крупном пожертвовании — как просить, какую сумму. Донор может не дать столько, сколько у него просят, но его не оскорбит сама просьба; и почти в любом случае пожертвование будет больше, чем если бы донора не попросили о более крупной сумме.

Люди дают деньги на финансирование возможностей, а не потребностей. Возможность помочь организации достичь цели или выполнить трудную задачу является более привлекательной, чем помощь для поправки финансового положения. Трудно собирать деньги только на покрытие дефицита.

Люди дают деньги успеху,а не нужде. Эффект победителя действует и в фандрейзинге: люди любят участвовать в успешной кампании, иметь дело с организацией, получающей все больше поддержки.

Понимание этих принципов должно облегчить фандрейзинг. Если благотворительность — удовольствие, то просить о пожертвовании — все равно, что предлагать конфету.

Уже говорилось, что в фандрейзинге нет ничего трудного, что для него требуются просто здравый смысл и непреодолимый энтузиазм в работе ради организации или дела, для которых вы просите деньги. Утверждение справедливое, но явно упрощенное. За простым действием — просьбой о деньгах — стоят четыре основных элемента фандрейзинга:

·планы организации,

·планы фандрейзинга,

·работа с донорами

·обращение с просьбой о пожертвовании.

В каждом из этих видов деятельности роль попечителей — как всего совета, так и его отдельных членов — должна быть четко определена.

Не случайно именно к фандрейзингу применяют термин «развитие». Этот термин — не просто подслащенный эвфемизм. Концепция развития включает четкую формулировку и выражение миссии организации и принятие необходимых мер (в том числе общение с клиентами и обеспечение значительного объема доходов) для выполнения этой миссии. Поэтому первый и принципиально важный шаг— подготовка четкого заявления о миссии и плана организации: что организация делает, чем она отличается от других, каким образом вписывается в местное общество и где предполагает работать. Слишком часто пренебрегают четким определением цели и формулированием подробного осмысленного плана работы организации. Нравится вам это или нет, но, не имея заявления о миссии и плана работы организации, можете расстаться с мыслью о фандрейзинге. Поэтому вторая важная задачафандрейзинга — продумать следующие конкретные вопросы:

Для чего осуществляется сбор средств (для пополнения капитала и фонда пожертвований или для оказания ежегодной и текущей поддержки)? Организация должна иметь четкое и убедительное заявление о том, на какие цели должны быть использованы средства и почему есть основания давать ей деньги.

Анализ потенциальных доноров — подробное рассмотрение источников поступления денег. В ходе тщательного исследования необходимо выявить тех, кто может и, возможно, захочет внести пожертвования, и определить размеры взноса.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх