Черный список ФНС

В арсенале Федеральной налоговой службы России 11 реестров: от единого госреестра налогоплательщиков, реестра зарегистрированных юрлиц и ИП до реестров лицензий, фискальных накопителей и т.д. Однако на этом сводные источники данных у ФНС не заканчиваются, кроме обычных реестров в арсенале ФНС есть еще и так называемые спецреестры или особые реестры ФНС, которые призваны помочь проверить компанию (как контрагента, так и свою собственную) на благонадежность. Кто попадает в черный список ФНС, почему важно откликаться на официальные письма налоговой и как проверить партнера по всем риск-параметрам «одним махом»? Расскажем об этом в нашей статье.

Степень налоговой прозрачности в стране растет с каждым годом. Все больше информации о налогоплательщиках становится открытой. Взять хотя бы последние изменения в налоговой политике, которые существенного сузили представление о налоговой тайне и сделали публичной серьезную часть внутренней информации налогоплательщика. Данные «разбросаны» по всем возможным ресурсам: в публикациях СМИ, на сайтах компаний, на сайтах различных контролирующих органов и т.д. Львиная доля информации «спрятана» в недрах Федеральной налоговой службы. На сайте ФНС десятки различных сервисов, которыми может воспользоваться любой желающий для поиска нужной информации. Особые реестры ФНС — что это означает? Какую информацию аккумулирует фискальная служба о недобросовестных налогоплательщиках, по каким реестрам можно проверить – не попали ли вы в черный список, нет ли в нем вашего потенциального контрагента, ведь при его выборе вам обязательно нужно проявить должную осмотрительность? Итак, обо все по порядку.

ФНС: черный список компаний

Долги по налогам – далеко не единственная причина, по которой оказываются в спецреестрах ФНС.

По каким причинам компании или лица могут попасть в черный список:

  • более года не предоставляется налоговая отчетность,
  • есть долги по оплате налогов (больше 1 тысячи рублей),
  • компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации,
  • компания не откликается по адресу регистрации,
  • руководитель компании в реестре дисквалифицированных лиц,
  • руководитель или учредитель «замечен» во множестве юрлиц.

Пишу с приветом, жду ответа

Попадание в ряды неблагонадежных из-за долгов по налогам или за не сдачу отчетности вполне понятно и предсказуемо. Гораздо интереснее ситуация с неблагонадежностью из-за прописки, на которую раньше особого внимания никто не обращал.

Федеральный закон 67-ФЗ внес изменения в 9-ю статью 129-ФЗ о порядке предоставления документов при госрегистрации, вышел приказ ФНС России № ММВ-7-14/72@, утвердивший условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Согласно законодательным новшествам, с 1 сентября 2017 года юридическое лицо, по которому в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через шесть месяцев может быть исключено из ЕГРЮЛ без судебного разбирательства — по решению ФНС.

Пострадать может и руководство. Руководитель, а также участник ООО, владеющий долей не менее 50%, в течение 3 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, не может стать участником или руководителем другого предприятия (статья 23 129-ФЗ).

Напомним, при регистрации юрлица его адрес вносится в ЕГРЮЛ. Для регистрации по выбранному адресу необходимо предъявить в ФНС договор аренды или гарантийное письмо от собственника помещения. При переезде данные нового адреса должны быть переданы в ФНС и зарегистрированы в ЕГРЮЛ.

Как осуществляется контроль за выполнением этого требования закона? Налоговая получает от собственников офисных центров списки компаний-арендаторов. Также с помощью системы автоматического контроля НДС налоговики видят книги продаж арендодателей и самостоятельно формируют базы юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

На следующем этапе контроля налоговики шлют письма плательщикам по адресу регистрации. В случае отсутствия реакции адресата на письмо, ФНС размещает на своем официальном сайте соответствующую информацию. Именно поэтому так важно реагировать на послания ФНС! Справедливости ради надо отметить, что по данным на ноябрь 2018 года сервис по предоставлению информации о компаниях, не находящихся по адресу регистрации, перестал быть доступным на сайте ФНС.

Однако эксперты это связывают не столько с тем, что контроль по этому аспекту ослаб, а скорее с тем, что сейчас формируется новый масштабный информационный проект ФНС «Прозрачный бизнес» и данные сервиса «перекочевывают на новый адрес». А пока воспользуйтесь сервисом СБИС Все о компаниях, чтобы узнать интересующую вас информацию относительно адресов регистрации будущих и настоящих контрагентов.

Неоднозначная ситуация и с данными об адресах массовой регистрации компаний. Реестр адресов массовой регистрации включает в себя большое количество офисных зданий, у которых обозначен номер дома, но нет номеров офисов. Если ваш потенциальный контрагент попал в такой список, приложите усилия, чтобы перепроверить информацию. Вполне возможно, что он использует, например, современный формат коворкига.

Реестры неблагонадежных руководителей

Проявлением должной осмотрительности ФНС сочтет и проверку руководителя компании-контрагента. Налоговики на этот счет имеют две базы данных — базу сведений о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц и федеральный Реестр дисквалифицированных лиц.

По открытым данным, почти 20% лиц с признаком множественного участия в деятельности юридических лиц проживают в столице. База данных позволяет получить информацию как по отдельному физлицу, так и весь список лиц. Сведения электронного сервиса о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц ФНС пополняет регулярно — в еженедельном режиме.

По данным на ноябрь 2018 года, в России около 10 тысяч, а точнее – 9858 физлиц, лишены права управлять предприятиями, то есть в отношении них вступили в силу постановления о дисквалификации.

Получить информацию о том, не является ли руководитель фирмы, с которой вы хотите вступить в деловые отношения, дисквалифицирован, можно несколькими способами. Первый – воспользоваться еще одним сервисом ФНС на официальном сайте налоговой. Оплачивать данную услугу не нужно.

А вот за такую же информацию на бумажном носителе потребуется заплатить 100 рублей. Получить ответ на бумаге можно на основании запроса. Запрос представляется в ФНС лично или почтовым в любой территориальный налоговый орган. Запрос о предоставлении информации из Реестра дисквалифицированных лиц может быть отправлен и в электронном виде через официальный сайт ФНС России.

На основании запроса ФНС в течение пяти рабочих дней должна подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии записи в реестре либо выписка из реестра.

Образец выписки из реестра дисквалифицированных лиц.

Как проштудировать базы данных ФНС быстрее

К вашим услугам невероятное количество различных поисковых окошек на сайте ФНС, по которым вы можете проверить тот или иной аспект благонадежности контрагента. Эта работа требует внимательности, терпения и времени.

Оптимизировать этот процесс поможет сервис СБИС Все о компаниях, который проштудирует все базы данных ФНС и выдаст полную картинку «налоговой чистоты» контрагента. При необходимости ваши усилия по проверке контрагента вы можете подкрепить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС. Закажите бесплатный тест-драйв прямо сейчас.

Не попасться самим в список неблагонадежных партнеров призван помочь сервис СБИС Электронная отчетность. С ним сдача отчетности быстрее и проще в разы. Ну а прежде всего важно знать, что электронная коммуникация невозможна без цифровой подписи. Заказать ЭЦП под любые задачи вы можете в нашем Центре ЭЦП.

Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты.

«Аудиторские ведомости», N 7, 2000
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ
И ПОРЯДОК ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Значение информации в жизни и деятельности каждого современного человека общеизвестно. Также известно, насколько велика роль информации для успешного решения конкретной задачи, для достижения поставленных целей. Найти точный ответ на решаемый вопрос, избежать ошибок в принятии решений лучше удается тому, кто четко ориентируется в информационном пространстве, кто при необходимости имеет возможность легко и своевременно получить интересующие его сведения.
Что касается столь важной для укрепления экономического и социального благополучия страны деятельности, как контроль за уплатой налогов и сборов, то без наличия легкодоступной и достоверной информации об объектах налогообложения и о лицах, на которых законом возложена обязанность по уплате налогов, осуществлять объективный контроль представляется попросту невозможным. Естественно, что в налоговых органах накапливается необходимая информация, которая во многих случаях оказывается незаменимой для самих налоговых органов, для других государственных органов, для негосударственных организаций и граждан.
Вместе с тем наряду с положительным влиянием информации на успех в достижении поставленных целей неправильное с ней обращение и недобросовестное использование ее таит в себе опасность причинения существенного ущерба. Поэтому необходимо (а в системе налоговых органов — чрезвычайно важно) наличие определенных строгих правил, регламентирующих накопление и дальнейшее использование сведений, касающихся налогооблагаемой базы юридических и физических лиц.
Правовую основу информационного обмена в налоговых органах составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральные законы от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», от 04.07.1996 N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», Законы Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности», от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне», другие законодательные и нормативные документы в сфере информатизации и защиты информации.
Порядок сбора и накопления информации в налоговых органах, ее источники определены Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), постановлениями Правительства Российской Федерации, распорядительными и нормативно — методическими документами МНС России.
В соответствии с НК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.03.1999 N 266 «О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков», утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), определен перечень сведений, представляемых в налоговые органы в обязательном порядке.
ЕГРН представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, ведущихся МНС России и его территориальными органами (далее — налоговые органы) исходя из единых методологических и программно — технологических принципов и на основе документированной информации, поступающей в эти органы.
Налоговыми органами являются МНС России и его территориальные подразделения: управления МНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции МНС России, инспекции МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции МНС России межрайонного уровня.
ЕГРН содержит перечни налогоплательщиков, налоговых агентов и физических лиц, документированная информация о которых поступает от органов, перечисленных в п.п.3 — 6 ст.85 НК РФ, с указанием присвоенного каждому объекту учета идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Этот номер присваивается каждому налогоплательщику и является единым по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу и на всей территории Российской Федерации.
Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определены МНС России, для организаций он десятизначный, для физических лиц — двенадцатизначный.
Для ведения реестра налоговые инспекции осуществляют прием документированной информации и передачу ее другим налоговым органам в порядке, установленном для конфиденциальной информации. МНС России осуществляет ведение реестра в виде занесения в него предусмотренных сведений, их обновление при изменении данных об объектах учета, исключение из реестра сведений о лицах, снятых с учета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом сведения, исключенные из реестра, хранятся в архиве.
МНС России и его структуры осуществляют:
организационное обеспечение работ по ведению государственных баз данных реестра;
автоматизированное объединение государственных баз данных реестра в единый банк данных;
организацию обработки информации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информатизации и защите информации;
контроль за ведением налоговыми органами государственных баз данных реестра в порядке, установленном министерством.
В соответствии с действующим законодательством собственниками информации о налогоплательщиках являются сами налогоплательщики. Налоговые органы в данном случае выступают в качестве владельца информационных ресурсов о налогоплательщиках (плательщиках сборов). Информация о деятельности налоговых органов является собственностью МНС России.
К объектам информационного обмена относятся: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства информационного обмена.
Субъектами информационного обмена являются:
налоговые органы — в рамках МНС России;
налогоплательщики (плательщики сборов) — организации и физические лица, в том числе иностранные;
органы государственной власти;
органы местного самоуправления;
правоохранительные органы;
финансово — кредитные органы;
органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций;
внебюджетные фонды;
налоговые и правоохранительные органы иностранных государств;
международные, иностранные и совместные организации;
средства массовой информации.
НК РФ определяет субъекты информационного обмена, которые обязаны предоставлять информацию конкретных видов для внесения ее в базы данных ЕГРН.
В частности, от налогоплательщиков налоговые органы получают:
информацию и документы, необходимые для постановки на учет;
налоговые декларации;
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и пояснения по ним;
сведения об открытии или закрытии счетов, об участии в российской или иностранной организации, обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации, об изменении своего местонахождения.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, в налоговые органы представляют:
сведения об органе, осуществившем государственную регистрацию (перерегистрацию) создания, реорганизации, ликвидации организации: наименование и местонахождение (юридический адрес) регистрирующего органа, его ИНН;
реквизиты документа о государственной регистрации: дата выдачи, серия и номер документа;
сведения об организации: наименование и местонахождение (юридический адрес) организации;
сведения о событии, подлежащем регистрации (перерегистрации): дата события, вид события (создание, реорганизация, ликвидация).
Органы, осуществляющие государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют:
сведения об органе, осуществившем государственную регистрацию (аннулирование государственной регистрации) физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: наименование и местонахождение (юридический адрес) регистрирующего органа, ИНН;
реквизиты свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: дата выдачи, срок действия, серия и номер документа;
сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: регистрационный номер, дата регистрации;
сведения о физическом лице, зарегистрировавшемся (аннулировавшем регистрацию) в качестве индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, гражданство, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность: вид документа, серия и номер, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ (в случае представления физическим лицом удостоверяющего личность документа, отличного от паспорта, представляются также реквизиты документа, удостоверяющего регистрацию физического лица по месту жительства: вид документа, регистрационный номер, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ);
сведения об аннулировании государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с прекращением деятельности или истечением срока действия свидетельства о регистрации: дата аннулирования государственной регистрации и свидетельства о регистрации, реквизиты документа, подтверждающего этот факт.
Органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащим регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют:
сведения об органе, выдавшем (аннулировавшем) лицензию, свидетельство или иной подобный документ: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа, ИНН;
реквизиты лицензии, свидетельства или иного подобного документа: дата выдачи, срок действия, серия и номер документа;
сведения о физическом лице, получившем (аннулировавшем) лицензию, свидетельство или иной подобный документ;
сведения об аннулировании лицензии, свидетельства или иного подобного документа: реквизиты документа, подтверждающего факт аннулирования документа, дата отзыва или прекращения действия документа.
Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту их жительства, представляют:
сведения об органе, осуществившем регистрацию (снятие с регистрационного учета) физического лица по месту жительства: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа, ИНН;
сведения о лице, поставленном на регистрационный учет (снятом с регистрационного учета) по месту жительства. Дополнительно при постановке на регистрационный учет указывается прежнее место жительства, при снятии с регистрационного учета — дата снятия с регистрационного учета и предполагаемое место жительства.
Органы, осуществляющие регистрацию рождения и смерти, представляют:
сведения об органе, осуществившем регистрацию рождения или смерти: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа записи актов гражданского состояния, ИНН;
реквизиты свидетельства о рождении (смерти): дата выдачи, серия и номер документа;
сведения о регистрации акта о рождении (смерти): регистрационный номер, дата регистрации;
сведения о родившемся: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также сведения о родителях: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства отца и матери, их гражданство;
сведения об умершем: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, дата смерти, последнее место жительства.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, представляют:
сведения об органе, осуществившем регистрацию недвижимого имущества: наименование и местонахождение (юридический адрес) регистрирующего органа, ИНН;
реквизиты документа, подтверждающего регистрацию прав на недвижимое имущество или учет недвижимого имущества, в том числе земельного участка: вид документа, дата выдачи, серия и номер документа;
сведения об объекте недвижимого имущества: местоположение, вид объекта, форма права собственности физического лица на объект, его доля в праве;
сведения о владельце(ах) недвижимого имущества — физическом(их) лице(ах);
сведения о владельце — юридическом лице: наименование и местонахождение (юридический адрес) организации, ИНН.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию транспортных средств, представляют:
сведения об органе, осуществившем учет и (или) регистрацию транспортных средств: наименование и местонахождение (юридический адрес) регистрирующего органа, ИНН;
реквизиты документа, подтверждающего регистрацию транспортного средства: дата выдачи, серия и номер документа;
сведения о транспортном средстве: вид, мощность, адрес регистрации или порт приписки;
сведения о владельце — физическом лице;
сведения о владельце — юридическом лице: наименование и местонахождение (юридический адрес) организации, ИНН.
Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, представляют:
сведения об органе, установившем опеку или попечительство: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа, ИНН;
сведения об опекаемом (подопечном);
сведения об имуществе, находящемся в собственности опекаемого (подопечного) и подлежащем налогообложению: вид и местонахождение имущества, доля опекаемого (подопечного) в праве собственности, реквизиты документа, удостоверяющего право собственности на имущество;
сведения об опекуне (попечителе);
реквизиты документа о назначении опекуном (попечителем), принятого органом местного самоуправления;
реквизиты документа о назначении опекуном (попечителем), выданного опекуну (попечителю) органами опеки и попечительства;
сведения об управляющем имуществом опекаемого (подопечного);
реквизиты документа, подтверждающего назначение лица управляющим имуществом опекаемого (подопечного).
Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, нотариусы, осуществляющие частную практику, представляют:
сведения об органе (учреждении), совершившем нотариальные действия: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа (учреждения), ИНН, сведения о нотариусе, осуществляющем частную практику: фамилия, имя, отчество нотариуса, ИНН;
сведения об имуществе, переходящем в порядке дарения или наследования: вид и местонахождение

Реестры ФНС

В Фокусе представлены данные из шести особых реестров ФНС:

  • «Массовые» руководители, учредители
  • Адреса «массовой» регистрации
  • Отсутствие у ФНС связи с организацией по адресу ее регистрации
  • Непредставление налоговой отчетности в течение года
  • Налоговая задолженность более 1 000 руб.
  • Дисквалифицированные лица

Сведения из особых реестров помогают составить более подробный портрет контрагента.

Если контрагент числится в реестрах «массовых» адресов или руководителей — это может быть признаком фирмы-однодневки. Отсутствие у ФНС связи с организацией по адресу ее регистрации означает, что перед заключением договора следует провести полную проверку организации.

Если контрагент в течение года не представил налоговую отчетность или у него есть задолженность более 1 000 руб. — это служит показателем возможных финансовых и налоговых рисков взаимодействия.

Дисквалифицированное лицо не может быть руководителем компании. Поэтому перед тем, как заключить трудовой договор на управление организацией, необходимо проверить наличие дисквалификации (ст. 32.11 КОАП). Если договор будет подписан дисквалифицированным лицом, это создаст дополнительные риски при оспаривании в суде.

ФНС России предложила внести доходы каждой семьи в специальный реестр

Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU — Сведение всех официальных данных о гражданине в едином регистре населения позволит определять среднедушевой доход семьи, использовать эту информацию, в том числе, для оказания адресной социальной помощи, заявил замруководителя ФНС Виталий Колесников.
Он напомнил, что ранее были внесены изменения в закон об актах гражданского состояния, в результате чего стал формироваться Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния. С октября 2018 года все записи актов гражданского состояния совершаются в едином «облаке» в центрах обработки данных ФНС, которая стала оператором единого реестра.
«Вот эти 8 млн записей и еще 540 млн (мы конвертируем все актовые записи, которые сохранились на территории РФ с 1926 года — эту работу мы заканчиваем к концу года), вот этот реестр ЗАГС наряду со сведениями МВД России станут основой единого реестра населения, в котором будет рождаться так называемый «золотой профиль» по данным этих двух ведомств, который будет включать в себя основные идентификаторы личности, включая паспорт, место рождения и так далее (…), и идентификаторы других информационных систем. (…) Это ни в коем случае не дублирование, а это приведение всех систем к одному знаменателю. Соответственно, реестр населения будет рождать так называемый «золотой идеальный профиль», который будет обогащаться сведениями 12 остальных поставщиков. Примерно 30 видов сведений, которые они будут давать», — сказал Колесников в четверг на заседании комитета Госдумы, где рассматривался соответствующий проект закона.
Замглавы ФНС отметил, что «жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы (на фоне введения ограничений в связи с коронавирусом – ИФ), что у нас нет нормального объективно счетного понятия семьи, домохозяйства». «Соответственно, мы не понимаем, какой среднедушевой доход семьи, как оказывать адресные меры социальной поддержки, чем мы сейчас пытаемся заниматься. И собственно, как это оценивать, не забирая какие-либо данные у человека, у членов его семьи.
«Реестр населения позволит выстроить на основании данных человека, его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доходы семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту те помощи (гражданам – ИФ), которые будут нужны именно в данном случае», — сказал Колесников.
Он также отметил, что граждане смогут получать сведения о себе на едином портале госуслуг и в случае выявления ими каких-то ошибок в них, обращаться к первоисточнику этих сведений, которое их предоставило.
Кроме того, Колесников сообщил, что ко второму чтению законопроекта есть ряд изменений. «Они касаются защиты отдельных категорий лиц — судей, свидетелей и так далее. Эти действия могут осуществляться уже внутри реестра уполномоченными сотрудниками уполномоченных органов», — пояснил замглавы ФНС.
Он добавил, что «введено интересное понятие «идентификатора» — как некоего признака, указывающего на совокупность сведений о человеке в государственном информационном ресурсе».
«Законопроект мне самому все больше и больше нравится в процессе работы», — сказал Колесников.
Он также информировал, что Центр обработки данных (ЦОД), в котором будут обрабатываться сведения регистра населения, будет расположен в городе Городец Нижегородской области.
В четверг комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи одобрил для второго чтения соответствующий правительственный законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ».
«В условиях коронавирусной инфекции очевидно, что нам такого закона не хватает», — сказал глава комитета Александр Хинштейн.
В соответствии с проектом закона в федеральный регистр о населении будут включаться базовые (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН и иные) и дополнительные (семейное положение, родственные связи и иные) сведения о физическом лице.
Ресурс будет формироваться на основе сведений о гражданах РФ и иных лицах, определенных проектом федерального закона, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах органов госвласти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно положениям проекта, федеральный ресурс о населении формируется и ведется ФНС России.Сведение всех официальных данных о человеке в единый регистр позволит определять доходы каждого домохозяйства, заявил замруководителя ФНС Виталий Колесников.

«Приведение всех информационных систем к одному знаменателю будет рождать так называемый золотой идеальный профиль, в котором будут обобщаться примерно 30 видов сведений от 12 основных поставщиков», — сказал Колесников в четверг на заседании комитета Госдумы, где рассматривался соответствующий проект закона.

Замглавы ФНС отметил, что «жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы, что у нас нет нормального объективного счетного понятия семьи, домохозяйства».

«Реестр позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае», — сказал Колесников.

Кроме того, он сообщил, что ко второму чтению законопроекта есть ряд изменений. «Они касаются защиты отдельных категорий лиц — судей, свидетелей и так далее. Эти действия могут осуществляться уже внутри реестра уполномоченными сотрудниками уполномоченных органов», — пояснил замглавы ФНС.

Он добавил, что «введено интересное понятие «идентификатора» — как некоего признака, указывающего на совокупность сведений о человеке в государственном информационном ресурсе».

«Законопроект мне самому все больше и больше нравится в процессе работы», — сказал Колесников.

Он также информировал, что Центр обработки данных (ЦОД), в котором будут обрабатываться сведения регистра населения, будет расположен в городе Городец Нижегородской области.

В четверг комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи одобрил для второго чтения соответствующий правительственный законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ».

«В условиях коронавирусной инфекции очевидно, что нам такого закона не хватает», — сказал глава комитета Александр Хинштейн.

В соответствии с проектом закона в федеральный регистр о населении будут включаться базовые (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН и иные) и дополнительные (семейное положение, родственные связи и иные) сведения о физическом лице.

Ресурс будет формироваться на основе сведений о гражданах РФ и иных лицах, определенных проектом федерального закона, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах органов госвласти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами.

Согласно положениям проекта, федеральный ресурс о населении формируется и ведется ФНС России.

С 1 января 2018 года ФНС исключает Британские Виргинские острова (BVI) и Южную Корею из черного списка офшоров. Это означает, что с нового года местные власти готовы предоставлять информацию о владельцах местных компаний по запросам ФНС России.

Списки офшоров

Полный список офшоров утверждается Банком России. Он действует с 2003 года и включает в себя территории, предоставляющие льготный налоговый режим или не раскрывающие информацию при проведении финансовых операций. Страны в списке разделены на три группы в зависимости от действующего законодательства и готовности властей к обмену информацией. Первая группа — государства с законодательством, отвечающим международным стандартам, и высоким уровнем финансового контроля. ЦБ не предъявляет специальных требований к банкам, работающим с резидентами таких стран. При работе с резидентами второй и третьей группы российские банки обязаны создавать значительные резервы и предоставлять доказательства добросовестности контрагента. Классификация офшоров, утвержденная Банком России. Британские Виргинские острова во второй группе:Часть из данных государств входит в черный список ФНС — публикуемый с 2015 года перечень территорий, власти которых не предоставляют информацию о владельцах офшорных компаний по запросу налогового ведомства. BVI и Южная Корея были исключены именно из этого перечня. #справка С 1 января следующего года в перечне останется 126 стран и территорий. В первом варианте списка их было 134, а в 2016 году — 128:

  • были исключены Аруба, Бермуды, Гонконг, Грузия, Маврикий, Острова Кайман, Эстония
  • была включена Южная Корея.

С 1 января следующего года в перечне останется 126 пунктов. Подробности и список на 2018 год можно посмотретьздесь.

Причины исключения BVI

Южная Корея находилась в черном списке ФНС год, тогда как Британские Виргинские острова — с его первой публикации. Поводом для их исключения стало повышение прозрачности бизнеса. Власти BVI предприняли для этого ряд мер, ключевая из которых — запуск централизованного реестра собственников бизнеса в июле 2017 года. В данный реестр — Систему безопасного поиска бенефициарного владения (Beneficial Ownership Secure Search System, BOSS) — заносятся данные всех зарегистрированных на островах бизнес-структур. К ним относятся имя, дата рождения и гражданство владельца. Сама система не является публичной, но власти BVI располагают автоматическим доступом к ней. Из нее же будет предоставляться информация по запросам России. #справка Согласно российскому законодательству, бенефициарным владельцем считается физическое лицо, которое владеет или контролирует более 25% капитала компании. Создание государственных баз данных о бенефициарах предусмотрено 4-й директивой ЕС против отмывания денег (AMLD4) 2015 года, однако BVI стали первым офшором, реализовавшим ее. В таких базах должна содержаться информация о реальном владельце компании, даже если он контролирует ее через цепочку офшорных фирм. В этом отличие баз данных бенефициаров от таких реестров, как СПАРК или ЕГРЮЛ, где раскрываются номинальные владельцы.

Что изменится

Для ФНС

После исключения BVI из российского черного списка офшоров налоговые ведомства смогут обмениваться информацией о реальных владельцах компаний. Обмен будет проходить на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Власти BVI подписали эту конвенцию в 2016 году. В 2017 обмен происходил в тестовом режиме, а с 2018 станет регулярным. Представители ФНС: «В следующем году мы рассчитываем уже на регулярный обмен информацией с налоговыми органами BVI. Мы ожидаем, что будем получать от властей BVI содержательные ответы на наши запросы и в разумные сроки (три-четыре месяца). Это существенно быстрее, чем по имевшимся ранее каналам.” #справка Налоговые органы могут запросить информацию через Интерпол — так поступают в случае с черным списком. Однако организация имеет право отказать в запросе. Также в Интерпол ФНС обращается не напрямую, а через МВД, что усложняет процедуру. В результате ответа приходится ждать примерно год.

Для инвесторов

Смена статуса. Владельцам компаний, зарегистрированных в офшоре необходимо применять правила, которые предусмотрены Налоговым кодексом для контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы зарубежных КИК должны включать результаты от деятельности этих компаний в финансовую отчетность, подаваемую в России, и платить с этих доходов налоги в российский бюджет. Соответственно, исключение офшора из черного списка благоприятно для зарегистрированных в нем компаний. Их деятельность не будет рассматриваться как контролируемая и не будет облагаться в России налогами. Налоговая оптимизация. Одновременно у владельцев подобных компаний уменьшаются возможности налоговой оптимизации. Это касается компаний, которые ведут бизнес в России без постановки на налоговый учет или бенефициары которых используют ее для перечисления средств в офшор из черного списка. Зная реальных владельцев компаний из офшоров, предоставляющих информацию, ФНС сможет выявить их аффилированность с действующими в России, что повлечет доначисление налогов.

Последствия

Партнер, адвокат Адвокатского Бюро «BGMP” Евгения Пешкова: «BVI одна из самых распространенных юрисдикций, в том числе для инвесторов в ICO проекты. Понятное английское право, нет налога на прибыль и невысокие затраты на сопровождение сделок. Исключение BVI из черного списка ФНС и возможность раскрытия структуры собственности значительно увеличивает налоговые риски для бенефициаров. Впереди нас ждут интересные крупные судебные процессы.” Ряд компаний может поменять юрисдикцию. Сергей Нестеренко: «Риск раскрытия структуры собственности для бенефициаров, зарегистрированных на BVI, теперь существенно возрастет. Следовательно, возрастает и риск предъявления им налоговых претензий, если компании на BVI использовались для неправомерной оптимизации налогообложения.” #справка Компании, которые стремятся максимально снизить риск раскрытия структуры собственника, уже сейчас выбирают, например, Багамы или американские особые территории — Пуэрто-Рико и Американские Виргинские острова. Эти офшоры не подписали упоминавшуюся Конвенцию, поэтому прямой обмен информацией с ними невозможен. Они также не входят в Британское Содружество наций, участники которого практически всегда представляют информацию по запросу английских судов. Однако эксперты считают, что массового оттока бизнеса с BVI не последует. Сергей Панушко: «Власти островов всегда учитывали рекомендации ФАТФ и ОЭСР, а банки охотно работают с юрисдикциями, следующими в разумном русле международных тенденций. Кроме того, на BVI зарегистрировано несколько сот тысяч компаний и оперативно предоставить информацию по всем компаниям ​власти этой юрисдикции просто физически не смогут.” Более того, смена юрисдикции может помочь инвесторам, желающим остаться неизвестными, лишь на время. Ведущий юрисконсульт «КСК групп” Станислав Ляпцев: «Практика все равно будет развиваться в сторону раскрытия иностранных транзитных компаний и нахождения фактического бенефициарного собственника, этому способствует и соответствующая директива ЕС.”

Дата публикации: 13.05.2016 13:59 (архив)

Осмотрительность при выборе контрагентов – одно из важнейших условий успешного ведения бизнеса. Чтобы правильно выбрать делового партнера и снизить риск заключения сделок с организациями, относящимися к категории «фирм-однодневок», УФНС России по Московской области рекомендует пользоваться интернет-сервисом «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» на сайте ФНС России.

С помощью данного сервиса налогоплательщик может оперативно получить информацию о том, какие сведения о компаниях-партнерах вносились в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Например, узнать, не является ли контрагент компанией, находящейся в стадии ликвидации, значится ли руководитель или учредитель компании-контрагента в списке дисквалифицированных лиц, является ли поставщик «фирмой-однодневкой», зарегистрированной по адресу «массовой регистрации». Кроме этого, в сервисе содержатся сведения о гражданах, которые отказались от участия или руководства компанией в суде или в отношении которых данный факт установлен судом, а также содержится перечень организаций, связь с которыми по адресам и иным реквизитам, указанным в ЕГРЮЛ, отсутствует.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх