Черты рачительного хозяина

Изучение структуры личности в рамках подхода с позиции черт является альтернативным типологическому. Напомним, что чертами называют качества, устойчиво присущие данному человеку и проявляющиеся в различных ситуациях. То есть о чертах можно говорить только в случае межситуативной устойчивости: ведь каждый человек хотя бы раз в жизни совершает поступки, которые можно назвать добрыми, честными, великодушными, однако это не означает, что можно прогнозировать его подобное поведение и в дальнейшем. Черты представляют собой не типичные для всей группы, а наиболее отличительные особенности отдельного человека.

Черты могут выделяться во всех сферах индивидуальности ‑ в личности, характере, интеллекте, но мы сосредоточимся в этой главе на изучении черт личности. Г.Оллпорт выделил следующие восемь основных характеристик черт личности.

1. Черта личности ‑ это не только номинальное, но и реальное обозначение. То есть они действительно существуют в людях, а не являются результатом теоретических выкладок.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь, сливаются в черты.

3. Черта личности является движущим элементом поведения. То есть черты склоняют человека создавать или искать ситуации, в которых они могут проявиться.

4. Существование черт можно установить эмпирически. И, хотя они не поддаются непосредственному наблюдению, психологические методы позволяют их обнаружить.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перекрываясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. И отрицательный полюс выраженности черты ‑ это не всегда «плохо», а положительный ‑ не всегда «хорошо».

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека.

Первоначально Г.Оллпорт различал между собой общие (измеряемые, узаконенные) черты как характеристики, отличающие одну группу людей от другой в пределах данной культуры, и индивидуальные (морфологические), которые не допускают сравнения с другими людьми. Последние стали им обозначаться позднее как индивидуальные диспозиции (индивидуальные диспозиции Г.Оллпорт определял как нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения); именно они-то, согласно Оллпорту, и представляют основной интерес для психологии личности.

Среди диспозиций можно выделить наиболее и наименее выраженные. Кардинальные диспозиции ‑ это черты, отмечающие весь жизненный путь человека (например, «склонность к состраданию»). Центральные диспозиции ‑ это тенденции в поведении, легко обнаруживаемые окружающими. Вторичные диспозиции ‑ это предпочтения и ситуативные проявления человека. В своем понимании диспозиций Оллпорт придавал равное значение влиянию среды и наследственности. Что же касается эмпирической валидизации рассматриваемого подхода, то она не была подтверждена в практических исследованиях, однако способствовала тому, что учение о чертах личности конкретизировалось и развивалось.

Существует несколько способов выделения черт в психологии (5). Первый способ ‑ это концептуализация, т.е. поиск черт, отвечающих теоретическим представлениям. В течение долгого времени именно этот способ был основным и применялся в работах Ф.Гальтона, А.Ф.Лазурского. Пнятно, что теоретически можно представить и сконструировать любое психологическое качество, однако эта работа может оказаться вполне бесполезной, если не соблюдать некоторые требования выделения черт. 1. Надо отбирать преимущественно простые свойства. 2. Нужно обращать внимание на свойства, обладающие вариативностью у разных людей. 3. Нужно изучать наиболее распространенные свойства. 4. Полезно отбирать свойства, имеющие много связей с другими качествами.

Следующий способ выделения черт построен на семантическом сходстве психологических качеств. Психосемантические методы основаны на том, что каждый человек обладает собственным семантическим пространством, основными измерениями в котором являются сила, активность и оценка. Таким образом, любой объект и явление, хочет того человек или нет, воспринимается им как сильный – слабый, активный – пассивный и добрый – злой. Оценивание это осуществляется в основном неосознанно, однако психосемантические методы, базирующиеся на изучаемом Ч.Осгудом явлении синестезии (взаимодействии раздражителей разных модальностей), позволяют выявить взаиморасположение объектов внутри пространства. Если этими объектами служат черты, то мы получаем информацию о тех свойствах, с которыми они «сцеплены», и тех, которые им противопоставлены или ортогональны (независимы). Тогда можно укрупнить черты: ведь по наличию одной можно судить и о других.

И, наконец, третий способ ‑ это факторный анализ, который служит в основном для выявления тех характеристик, которые не поддаются непосредственному наблюдению, однако могут влиять на целый «куст» свойств. Факторы могут иметь несколько уровней, и чем выше уровень фактора, тем больше психологических качеств он будет определять. В этом смысле черты не обязательно характеризуют личностные особенности, они могут также описывать и интеллект (не случайно, что Р.Кеттелл и Г.Айзенк, прибегавшие к факторному анализу, внесли большой вклад и в психологию личности, и в изучение интеллектуальных способностей человека).

62В начале своей работы Г.Оллпорт совместно с X.Одбертом проанализировал 18 000 слов, относящихся к внутреннему и внешнему облику человека, из которых впоследствии они отобрали 4500 слов, более или менее ясно обозначающих черты личности. Одним из первых к корреляционно-факторным исследованиям обратился Дж.Гилфорд, выделивший с В.Циммерманом следующие 13 факторов структуры личности:

1. общая активность (энергичность, быстрота действий, любовь к действию),

2. доминирование (инициативностть, отстаивание своих прав, стремление к лидерству),

3. мужественность (профессиональные и внепрофессиональные мужские интересы, бесстрашие, недостаток сострадательности, невысокая эмоциональность),

4. самоуверенность (компетентность, ощущение признания со стороны других, уравновешенность),

5. спокойствие (хладнокровие и расслабленность, малые утомляемость и раздражительность, высокая концентрация на текущей деятельности),

6. общительность (социальная активность, социальная стабильность, интерес к лидерству),

7. рефлексивность (мечтательность, любопытство, созерцательность),

8. депрессия (эмоциональная и физическая подавленность, тревога, беспокойство),

9. эмоциональность (легкость возникновения и сохранения эмоций, поверхностность переживаний, фантазирование),

10. самоограничение (сдержанность, самоконтроль, серьезность),

11. объективность (реалистичность, трезвость оценок),

12. уступчивость (легкость в изменении позиции, дружелюбие и податливость),

13. сотрудничество (терпимость к замечаниям, отсутствие эгоизма, доверчивость).

Перечисленные черты имеют смешанную социобиологическую природу, а диагностического инструмента для их фиксации создано не было.

Характер является одной из основных составляющих человека как личности. Люди с различным характером в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному, у них разная манера общения, поведение, отношение к жизни. Характер может влиять на выбор профессиональной деятельности, хобби.

Определение понятия характер

Ещё древнегреческий учёный Теофраст изучал характер и ввёл этот термин в науку. Он считал, что данное определение должно отражать черты, особенности, приметы и признаки личности. Аристотель понимал характер как определение деяний человека, он использовал такое понятие как этос (греч. ἦθος), обозначающее нрав, душевный склад. В переводе с древнегреческого характер (χαρακτήρ)- это отличительная черта. Высказываясь о натуре любой личности имеют в виду совокупность качеств манер, жизненного образа, психическое и общее состояние. В истории изучения данного понятия были выведены разные определения.

Марк Самуилович Лебединский и Владимир Николаевич Мясищев определяли характер в психической индивидуальности, выраженной в своеобразном поведении, сформированной на базе темперамента и поведения личности. Константин Константинович Платонов считал характер совокупностью устойчивых черт, выражающихся в поступках и действиях. Советский психолог, Константин Николаевич Корнилов, видел характер в особенностях личности, проявлявшихся в выраженном мировоззрении, моральных убеждениях, идеалах, интересах.

Характер проявляется в деятельности, общении, обнаруживает поведение и специфические особенности, оттенки. Одним нравятся трудные виды деятельности, они получают удовольствие, когда преодолевают препятствия. Другие выбирают более простую работу, пытаются избежать проблем. Для некоторых важно значение выполненной работы и полученного результата, который должен быть наилучшим, иные могут относиться к работе спустя рукава и будут удовлетворены тем, что справляются с обязанностями не хуже остальных. Всё это характеризуют различия в натурах людей.

Так, что же обозначает такое понятие как характер? Это объединённые черты определённой личности, выраженные в действиях или поступках по отношению к людям, деятельности, событиям, происходящим вокруг. Характер у каждого уникальный и проявляется в общении, поведении, социально-психологическом, нравственном, духовном мировоззрении и действиях.

Можно сказать, что в обществе существует деление на людей с сильным и слабым характером. Лицо с сильной натурой ведёт себя настойчиво, упорно, целенаправленно. Слабохарактерный человек проявляет слабоволие, непредсказуемость, неуравновешенность. Задача в изучении структуры характера должна определять его черты, проявления, и их взаимосвязь.

Характер тесно переплетается с волей и темпераментом. Ещё Гордон Олпорт заметил, что темперамент и характер выглядят как синонимы и предназначены для личности. Он отмечал, что высказываясь о человеке с хорошим характером, подразумевают оценку личности, а не качества социальные и этические. Поэтому понятие носит оценочный образ. Темперамент Олпорт представлял как первичный материал, конституцию интеллекта, особенности генетики.

Черты характера

Важными элементами, составляющими сущность характера считаются его черты. Некоторые приходят к нам при рождении, некоторые приобретаются в процессе жизни. Список и структура черт характера настолько широки, что составляют целую систему психологических понятий. Чертой характера определённой личности психолог Гордон Олпорт обозначил его тип поведения во всех проявлениях и подразделил на три категории:

  1. Главные выделяющиеся черты, формирующие личность, определяющие деятельность и отношение человека к мирозданию.
  2. Обычные черты, проявляются во всех областях жизнедеятельности как гуманность, честность.
  3. Дополнительные, второстепенные, зависящие от основных и обычных не проявляются активно, к примеру любовь к музыке, поэзии.

Люди имеют множество различных черт характера. Можно их классифицировать и разделить на следующие группы:

  • Волевая. Отражает происходящие события, связанные с волей человека, вниманием к себе, проявляется в эгоизме, критичности, скромности, требовательности, самодостаточности.
  • Коммуникативная. Выражена в обоюдном общении, в грубой или вежливой форме, в честности либо лжи, в открытости или замкнутости.
  • Деловая. Характеризует трудолюбие, отражается в активности или пассивности, стремлении к труду или праздности, формальности или поручительстве.
  • Мотивационная. Побуждает к движению, активности с мирозданием, проявляется в добросовестности или небрежности, переживании и апатии.

Сформирована ещё классификация, систематизирующая черты характера по его качествам:

  • Интеллектуальным присущи такие черты, как стремление к изучению, хитроумность, вдумчивость, сообразительность.
  • К моральным относятся доброта, жёсткость, честность, отзывчивость.
  • К волевым можно отнести категоричность, сила воли, независимость, уверенность.
  • Эмоциональные характеризуют жизнерадостность, эмоции, впечатлительность.

Главные события в создании имиджа будут иметь взаимоотношения между людьми и в обществе. Определить образ человека можно и вне общественного объединения, без товарищеских контактов, дружбы и любви. Лицо индивидуально создаёт направление организационных принципов, изучая различные ситуации, сопоставляя альтернативные комбинации ходов. Существенно при анализе своих поступков — сопоставление их поступкам других людей. В этом случае и проявляется облик индивидуума с его упорством и гибкостью, с мужеством и толерантностью.

Волевые черты характера в человеке различаются широтой его взглядов и разнообразностью владения волевыми качествами, мощью натуры и движениями, желанием преодолевать трудности, сдержанностью в выражении, динамичностью в разных сферах. Эмоциональные, непроизвольные, реакции личности на методы вознаграждения или неудовлетворения своих желаний, выражаются в непосредственных нервно-психических и раздражающих проявлениях состояния.

Высказывание: «у меня такой характер, я ничего с собой поделать не могу», в плане развития психологии считается несостоятельным. Любой индивид ответственен за все проявления своего облика, может и поменять свои существенные черты. Переделка или изменение характера дело не простое. Главным препятствием на данном пути встаёт одна из коварнейших черт — лень. Признав себя ленивым, многие думают, что этот порок является как бы ширмой, скрывающей некоторые достоинства и делают из этого ценность. Дело в том, что лень – черта натуры свидетельствующая о душевной слабости и бессилии, под этой маской совершаются плохие деяния и выступает равнодушие и слабость. Преодолев лень, человек способен справится с трудностями и выработать стойкий нрав.

Типы характера

С давних времён многие пытались провести моделирование типологии характеров. Наиболее ранняя схема представлена психиатром из Германии Эрнстом Кречмером, и ещё одна попытка была предпринята американским психологом Уильямом Гербертом Шелдоном. В более позднее время работы велись учёными Эрихом Фроммом, Карлом Леонгардом, Андреем Евгеньевичем Личко. В основу работ были заложены основные идеи:

  • Люди, объединенные типологией, должны разделяться на групповые формирования.
  • Формирование образа идёт с начала рождения и с возрастом укрепляется устойчивость.

По классификации Э. Кречмера, черты представления личности не хаотичны, они объединяются типологией и разделяются на определённые типы:

  • Пикнический тип. Человек среднего роста, с короткой шеей. Имеет предрасположенность к психическим расстройствам, не развиты мышцы, тучность, избыточный вес.
  • Атлетический тип. Принадлежит к группе развитых, сильных, волевых людей. Невысокий, мускулатура развита, широкая грудь и плечи.
  • Астенический тип. Имеют худое и истощенное строение, кажутся наиболее высокими, чем на самом деле. Кожа нежная, неширокие плечи, грудная клетка вытянута, тоненькие ручки, в теле практически отсутствует жир. Такая характеристика больше относится к астеникам мужчинам. А Женщины, к тому же, ещё и маленького роста.
  • Диспластический тип. Имеет признаки с элементами противоречащими и негармоничными по строению тела для человека, данная квалификация является противоположностью трём выше представленным.

Психиатры высоко оценивали и изучали строение понятий по типу и чертам испытуемых участников, использовали специальные тесты и методы анализа. Их выводы неоднократно подтверждались при проверках впоследствии. К примеру, Леонгард представил классификацию черт акцентуированных, в которых чаще попадаются больные с неврозом. К таким относятся:

  • Дистимный тип. Люди с достаточно низкой общительностью, малословны, пессимистически настроены. Это лица не любящие шум, скандалы, считаются домоседами. Им присущи черты серьёзности, добросовестного отношения, равноправия.
  • Гиппертимный тип. Любители выражать в эмоциональном жестикулировании и пантомиме своеобразный тип характера. Они принадлежат к инициаторам конфликтов, отрицательно воспринимают укоры и замечания.
  • Педантичный тип. Интересный тип, больше похож на аристократов, формалистов. Зато считается бережливым, надёжным, добропорядочным.
  • Циклоидный тип. Имеет изменчивость в настроении, может быть то замкнут, то общителен, как говорят: «человек настроения».
  • Возбудимый тип. Вспыльчивый, неуживчивый, имеет низкую общительность, постоянная склонность к конфликтам, хамству и брани.
  • Застревающий тип. Любит учить, умеренно общителен, зануда, может обидеться, честолюбивый и ревнивый, требовательный к подчинённым и себе.
  • Эмотивный тип. Имеют замкнутый, маленький круг общения, всё проблемы держат в себе, имеют высокую чувствительность, обладают слезливостью, по натуре добрые и сострадательные.
  • Тревожный тип. Относится к робким, неуверенным в себе лицам. Они дружелюбны, любят самокритику, прекрасные исполнители.
  • Демонстративный тип. Могут свободно контактировать, обладают элементами лидерства и стремятся к власти. Высоко приспособляемы, склонны к интригам, иногда раздражают самоуверенностью и пристальным вниманием к себе. Артистичны, неординарно мыслят и поступают.
  • Интровертированный тип. Философы, замкнуты, любят одиночество, имеют твёрдые убеждения и определённые принципы, иногда упрямы.
  • Экстравертированный тип. Лицо с массой знакомых, всегда открыт и имеет доступ для любой информации. Доброжелательны, исполнительны, легкомысленны, совершают необдуманные поступки.
  • Экзальтированный тип. Часто спорят, глубоко контактны, влюбчивы, обладают вниманием к друзьям и близким, часто сострадательны, выделяются яркими чувствами и паникёрством.

Формирование и развитие характера

Многих интересует проблема, как и в какое время меняется характер? Сейчас учёные твёрдо знают, что первые характерные черты можно заметить у ребёнка ещё в раннем детстве, до школы. С возрастным периодом формируются качества и новые черты, воспитывается полноценная личность. Для воспитания человека с сильной натурой, смелым и выдержанным, следуют приобщать его ещё ребёнком к коллективным играм по строгим правилам и сюжетам. Для вырабатывания ответственности, требуется с детства задавать задачи от простых к более сложным с дисциплиной и выдержкой, давать оценку решениям и поступкам.

С младшего возраста прививаются доброта, общительность, отзывчивость или, напротив, эгоизм, черствость, безразличие. В школьные годы преобладает общительность, закрепляются волевые качества, мировоззрение. Далее, с течением жизни, черты характера изменяются, формируется тип в новых условиях, подстраиваясь под сложившиеся обстоятельства. И уже к 17 годам изменения личностных характерных черт становятся стабильными и имеют определённую форму.

На складывание и образование необходимых качеств могут оказывать влияние:

  • Болезнь, изменение способа жизни.
  • Смена, приобретение друзей.
  • Кризис переходного периода в юности.

С возрастом ослабляются детские черты и укрепляются более рациональные и ответственные, присущие человеку после 30 лет. В более поздний период, после 50 лет, встречаются период прошлого и будущего, происходит утверждение прошлого в настоящем, забота о здоровье, о благосостоянии равномерности.

14 апреля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Вот это характер!» – говорим мы о человеке жестком в своих суждениях, целеустремленном по жизни и несгибаемом под ударами судьбы.

Как правило, это реплика произносится с долей зависти и восхищения. В то время как «бесхарактерные» люди не вызывают у окружающих уважения.

Чем отличается первый тип людей от второго? И правда ли, что у человека характер может отсутствовать?

Что такое характер

На самом деле характер есть у всех. В переводе с древнегреческого языка этот термин буквально означает «знак», «черту», «отличительную примету».

Если расширить определение, то получится, что характер – это совокупность устойчивых черт личности, свойств ее психики, которые определяют поведение, реакции и другие проявления человека.

Например, в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному: одинокий, маленький котенок у кого-то вызовет жалость и желание накормить, согреть. Другие останутся равнодушными к беззащитному созданию.

В первом случае человек наделен мягкосердечностью, добротой, способностью сострадать чужому несчастью – это его отличительные черты. Во втором случае они отсутствуют.

Каждый человек наделен своим, уникальным набором характерных особенностей, поэтому не существует двух абсолютно одинаковых по характеру индивида. Даже очень похожие на первый взгляд личности все равно найдут между собой различия.

Черты характера человека

Черты характера представляют собой огромный список личностных качеств, среди которых доброта, жестокость, уступчивость, упрямство, ответственность и безответственность, мнительность, храбрость и многие другие.

Они могут быть как желательными или позитивными, так и негативными – от которых люди часто хотят избавиться (стать смелее, увереннее).

Всю совокупность черт принято делить на 4 большие группы, каждая из которых объединяет в себе определённые свойства психики:

  1. Отношения с другими людьми – открытость или замкнутость, доброта или жестокость, высокомерие или уважение и другие.
  2. Отношения человека с самим собой – самокритика или заносчивость, тщеславие или скромность и т.д.).
  3. Отношение к трудовой деятельности – аккуратность, безалаберность, активность – лень, ответственность – подход «спустя рукава» и т.д.).
  4. Отношение к материальным вещам – бережность или халатность.

Все эти черты находятся у разных людей в разных пропорциях, образуя, таким образом, разные типы характера, которые будут описаны ниже.

Тип характера

Ученые так и не пришли к единому мнению о том, какие есть типы характера. Разные деятели вывели свои авторские классификации, самыми популярными из которых являются следующие:

  1. Э.Кречмер связал характер и телосложение человека. Таким образом, у него получилось 3 типа:

    1. астеники или шизотимики – это худощавые люди с длинными руками и ногами. Их основными чертами являются замкнутость, низкая адаптационная способность и серьезность. Присутствует предрасположенность к заболеванию шизофренией;
    2. атлетики или иксотимики – обладают высоким ростом, хорошими пропорциями тела и развитыми мышцами. Им присущи властность, стремление к лидерству, спокойствие и сдержанность. Из отрицательных черт характера – неумение адаптироваться и проявлять эмоции. Склонны к эпилепсии;
    3. пикники или циклотимики – низкие, склонные к полноте, короткими конечностями и большой головой. Общительные и эмоциональные люди с развитой чувствительностью, легко приспосабливаются к обстоятельствам. Склонны к маниакально-депрессивному синдрому.
  2. По акцентуациям – ведущим чертам:

    1. гипертимный тип – живой, энергичный, общительный;
    2. дистимный – медлительный, пессимистично настроенный человек, замкнутый;
    3. циклоидный – совмещает в себе два предыдущих, живет, как на качелях из крайности в крайность;
    4. возбудимый характер – властный, взрывной, конфликтный, сложный в общении;
    5. педантичный – это мелочный, ворчливый, но добросовестный;
    6. тревожный – неуверенный, нуждающийся в поддержке, дружелюбный, самокритичный;
    7. демонстративный – легко адаптируется, любит интриги, самоуверенны, эгоистичны и хвастливы.
  3. К.Юнг выделили всего два типа характера – по направлению стремлений психики:

    1. экстраверт – стремящийся наружу – общительный, энергичный, живет в окружающем мире;
    2. интроверт – стремящийся внутрь – замкнутый, живет в своем внутреннем мире, внешний ему не интересен.
  4. Какой бывает характер, по мнению психоаналитика А.Лоуэена:

    1. оральный тип характеризуется зависимостью от чужого мнения, инфантильностью, страхе быть отвергнутым и потребности в поддержке окружающих;
    2. мазохисткий – чувственный, проницательный, любит страдать;
    3. истерический – амбиции, эмоциональность и желание контролировать, высокомерное поведение;
    4. шизоидный – неадекватность эмоций, слабая связь между мышлением и чувствами, неуверенность, боязнь спонтанности;
    5. психопатический тип содержит следующие черты характера человека – власть, обеспокоенность имиджем (это что?), повышенный контроль над миром;
    6. нарциссический – энергичность, самоуверенность, агрессия, гибкость и целеустремленность.

Формирование характера человека

Характер начинает формироваться уже с первых дней после рождения. К 4-5 годам уже видна общая структура личности, а к 10 годам характер уже полностью «укомплектован».

Какие факторы будут влиять на особенности характера:

  1. генетическая предрасположенность – есть мнение, что какие-то черты передаются нам от родителей по наследству;
  2. социум – это родители и другие значимые взрослые (родственники, соседи, учителя), друзья, одноклассники;
  3. жизненные обстоятельства – это ситуации, с которыми сталкивается ребенок. Например, материальное положение семьи, события различной модальности также оказывают влияние на будущий характер. Если один и тот же ребенок переживет смерть близкого или, наоборот, что-то яркое и позитивное, эти два фактора наложат разные отпечатки на его личность.

Изначально малыш смотрит, как к нему относятся родители. Далее, это с этим отношением он пойдет в большой мир. То есть если его любили, окружали теплом и заботой, говорили о его ценности, то именно так он и будет ощущать себя среди других – значимым, важным, ценным. Именно так он и будет относиться к людям. И, наоборот.

Какие бывают виды темперамента

Что такое характер, мы разобрались. Это личностные особенности человека, которые формируются с самого рождения. Часто его путают с темпераментом, хотя эти понятия – далеко не одно и то же.

Темперамент – это свойство нервной системы: ее подвижность, отзывчивость, устойчивость. Это качество индивида является врожденным и изменениям, в отличие от характера, не подлежит.

Темперамент можно представить в виде основы, на которой впоследствии будет формироваться характер, при этом первый заметно влияет на второй. О видах темперамента писал еще Гиппократ, его классификации психология придерживается и по сей день:

  1. меланхолик – тревожная личность, плохо справляющаяся со стрессами в виду подвижной нервной системы;
  2. сангвиник – уравновешенный, логичный, живой, общительный, оптимистичный;
  3. холерик – взрывной, импульсивный, вспыльчивый;
  4. флегматик (кто это?) – устойчивый, выносливый тип личности, спокойный и размеренный.

Сила характера

Здесь же уместно отметить, что такое сила характера. Это устойчивость черт, способность к их развитию и трансформации.

Сильный характер еще называют волевым, что предполагает умение человека «брать себя в руки», идти к намеченной цели, достигать желаемого, соблюдать дисциплину и выполнять данные себе и окружающим обещания.

Эта сила связана с темпераментом личности. Например, сангвиник имеет более сильный характер в отличие от тревожного меланхолика.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Психологические характеристики личности позволяют составить социальный портрет того или иного гражданина. Черты человека помогают понять окружающим, как строить взаимодействие с ним, чего от него ожидать.

Краткая психологическая характеристика помогает определить таланты и склонности личности, правильно выбрать профессиональный путь.

Что такое психологическая характеристика личности

Психологическая характеристика – это совокупность компонентов структуры личности, определяющих направленность индивида, особенности характера и стиля деятельности. Психологическая характеристика базируется на устойчивых свойствах человека: типе нервной системы, темпераменте, национальности, способностях, качествах ума.

Психологические характеристики человека претерпевают некоторые изменения в процессе онтогенетического развития, семейного воспитания и систематического обучения. Отдельные элементы психологической характеристики формируются только в результате становления характера и выработки устойчивых интересов индивида. На смену семейному воспитанию и школьному обучению приходит саморазвитие и самовоспитание человека. Начиная с юности, люди осознанно формируют свой психологический портрет.

Главные компоненты психологической характеристики это: стойкость, единство и активность. На их основе формируются ценностные ориентации человека, мировоззрение, стиль деятельности и общения. Динамические свойства человека позволяют ему осваивать социальные роли, добиваться поставленных целей, поддерживать социально-психологический статус.

Характеристика способностей человека определяет его индивидуальность.

Психологическая структура личности

В психологии в структуру личности включают ее основные характеристики:

  • Биологические особенности. К ним относятся: тип нервной системы и ее свойства, соотношение процессов возбуждения и торможения в ней, работоспособность головного мозга.
  • Индивидуально-типологические качества. Этот блок обусловлен особенностями семейного воспитания, типом детско-родительских отношений.
  • Черты характера, появившиеся в процессе социализации индивида. Определяющими факторами для формирования этого элемента личностной структуры являются социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников, уровень развития его коммуникативных навыков, стрессоустойчивость.
  • Жизненный опыт человека. Под ним часто понимают адаптивные способности личности, гибкость, умение анализировать свои поступки, принимать самостоятельные решения.

Основные психологические характеристики личности

Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.

Интересы и склонности

Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.

Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом. Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.

Существуют разные подходы к классификации интересов:

  1. Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
  2. По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
  3. По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.

В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.

Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.

Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.

Образцом сказанного выше может служить хобби. Если занятие любимым делом не мешает работе и не вытесняет из жизни человека общение с друзьями, то оно, несомненно, характеризует индивида с положительной стороны.

Можно встретить людей, у которых интересы и увлечения быстро меняются. Такие люди увлекающиеся, но не увлеченные. Их привлекает что-то новое, яркое, необычное. К примеру, они могут записаться на секцию исторического фехтования, но бросить тренировки после получения первой травмы. Их склонности обусловлены природной впечатлительностью. Попробовав себя в новом виде деятельности, они теряют интерес к ней. В их психологическом портрете непременно найдут место такие качества, как непостоянство и импульсивность. Достичь успеха в каком-нибудь виде деятельности им очень трудно.

Способности и одаренность

Способность – это биологическая предрасположенность человека к науке, спорту или искусству.

Способности как психологическая характеристика личности определяют успешность выполнения человеком тех или иных действий. Примером способности, оказывающей влияние на психологическую характеристику человека, является наблюдательность. Как правило, этим свойством обладают учителя, писатели, водители.

Практически в каждом виде профессиональной деятельности для успешного выполнения своих должностных обязанностей человеку нужны такие способности, как:

  • зрительная память;
  • пространственное мышление и воображение;
  • концентрация внимания.

При составлении психологической характеристики специалисты опираются на следующие виды способностей:

  1. Интеллектуальные способности. Они обеспечивают быстрое восприятие информации, ее обработку, сохранение в памяти на длительный срок, а также возможность человека применить имеющиеся теоретические знания на практике.
  2. Математические способности. Ими объясняется склонность человека к точным наукам. Высокое развитие математических способностей часто сопряжено с хорошим логическим мышлением. Эти свойства ума необходимы для бухгалтеров, программистов, физиков, математиков и экономистов.
  3. Технические способности. Данная группа способностей нужна людям, занимающимся конструированием, разработкой инновационных механизмов.
  4. Творческие способности. Этот вид способностей базируется на свойственном человеку воображении и умении проявлять фантазию.
  5. Коммуникативные способности. С их помощью человек легко находит общий язык с представителями любых социальных групп, проявляет эмпатию, располагает к себе. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности используют журналисты, психологи, политики, педагоги.
  6. Физические способности. Данная группа способностей обеспечивает человеку спортивные успехи.
  7. Литературные способности. Ими объясняется писательский талант, поэтические навыки людей.
  8. Музыкальные способности. К ним относят чувство ритма, гармонический и мелодический слух, способность самостоятельно сочинять оригинальные мелодии.

Способности развиваются в процессе освоения человеком практических видов деятельности. Основой развития способностей являются задатки. Если природа наградила человека многими задатками, то говорят об одаренности, которая позволяет ему быть успешным в различных сферах науки и искусства.

Синонимичным понятием для одаренности выступает талант, которым обусловлена способность человека решать задачи нестандартным способом. Талант не является биологической особенностью человека. Он вырастает из интереса личности к определенной деятельности и проявляется в процессе выполнения этой деятельности.

Однако без специально организованного систематического обучения одаренный от природы человек не сможет стать успешным. В процессе учения совокупность природных задатков определяет прочность усвоения знаний, быстрое формирование умений и навыков.

Между одаренностью и мастерством человека в той или иной деятельности нельзя ставить знак равенства, так как одаренность представляет собой высокий уровень развития природных задатков, а мастерство – это результат сознательного труда, в основе которого лежит совокупность теоретических знаний, индивидуальных умений и навыков человека.

Темпы развития способностей зависят от наличия одаренности, но определяющим в этом процессе является обучение. Если человек становится мастером своего дела, это означает, что для него открывается новый уровень развития способностей.

Важно понимать, что отсутствие природных задатков на пути к мастерству в конкретном виде деятельности может успешно компенсироваться такими психологическими характеристиками человека, как: целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, ответственность. Эти черты личности создают предпосылки для овладения практически любым видом деятельности при условии стойкого интереса к ней.

Таким образом, успех в каком-то виде деятельности может объясняться самыми разными способностями человека. Недостаток одних способностей компенсируется высоким развитием других. Это означает, что путь к мечте открыт для каждого. Если человек готов к трудностям в процессе восхождения на гору, в конце пути его непременно ждет успех.

Каждый человек обладает способностями. Нет смысла сравнивать собственные достижения с достижениями других людей. Для развития общества нужны разные таланты, которые не могут принадлежать одному человеку. При выборе жизненного пути и профессии стоит прислушаться к себе. Ведь работа, в полной мере отвечающая интересам и склонностям личности, приносит ей не только материальное вознаграждение, но и удовольствие.

Темперамент

Темперамент – это врожденная психологическая характеристика личности. Классическими образцами темперамента являются:

  • Сангвиник. Это жизнерадостный человек, чувства которого быстро сменяют одно другое, так как они поверхностны. Основными чертами его психологической характеристики являются: оптимистичность, беззаботность, инициативность, разнонаправленность интересов. Он суетлив, его движения быстрые и точные. Нервная система сангвиника слишком подвижна.
  • Холерик. Главными психологическими характеристиками такого человека являются: взрывной нрав, вспыльчивость, возбудимость, агрессивность. Он ярко реагирует на события. Его движения и речь резкие, порывистые, темп работы высокий. Холерику не хватает баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
  • Флегматик. Это медлительный человек, которому не свойственно демонстрировать свои переживания. Его движения плавные, походка размеренная. Основные черты его психологической характеристики – это спокойствие, рассудительность, уравновешенность. Нервная система флегматика малоподвижна.
  • Меланхолик. Такой человек отличается впечатлительность, ранимостью и обидчивостью. Свои переживания меланхолик держит в себе. Очень часто меланхолики демонстрируют высокое развитие творческих способностей.

«Чистые» образцы темперамента в повседневной жизни встречаются редко. Чаще всего доминирующий тип темперамента дополняется некоторыми чертами другого. Например: флегматик с меланхолической доминантой, холерик с сангвинической доминантой. Психологическая характеристика человека в этом случае будет зависеть от ситуации и обстоятельств.

Итак, темперамент – это совокупность психологических характеристик личности, определяющая общую подвижность человека, скорость возникновения у него чувств и их выраженность, особенности проявления его эмоциональных переживаний. Каждому человеку нужно научиться подчинять себе свой темперамент – тогда на передний план будут выступать положительные черты его личности.

Характер

Характер – это психологический стержень личности, который формируется с раннего детства и до юности. В структуру этой психологической характеристики попадают познавательные процессы, эмоциональность, сила воли, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации. Черты характера определяют отношение человека к работе. Они проявляются в мотивах его деятельности, в способах, которые он выбирает для решения поставленных задач.

Психологическая характеристика личности складывается на основе следующих черт характера:

  1. Общие черты характера. Они образуют психологический тип индивида. К ним относятся: последовательность, активность, принципиальность, честность, дисциплинированность, мужество.
  2. Черты характера, отражающие самоотношение и самовосприятие индивида. Это: скромность, чувство собственного достоинства, застенчивость, обидчивость, эгоизм и эгоцентризм.
  3. Черты характера, отражающие отношение индивида к другим людям. В эту группу входят: общительность, чуткость, открытость, вежливость, готовность прийти на помощь.
  4. Черты характера, отражающие отношение индивида к работе. Среди них: трудолюбие, настойчивость, инициативность, аккуратность, добросовестность, ответственность.

Характерологические особенности составляют основу мировоззрения человека.

Знание особенностей характера человека позволяет прогнозировать его реакции. Систематическая работа над собой позволяет человеку формировать свой характер, вырабатывать в себе положительные качества и устранять отрицательные.

Методика составления психологической характеристики

Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:

  • Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
  • Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
  • Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
  • Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.

Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:

  • склонности и интересы;
  • способности личности;
  • особенности темперамента и характера;
  • отношение человека к себе;
  • отношение человека к другим людям;
  • отношение человека к работе.

Пример психологической характеристики человека

Летовальцев Андрей Юрьевич

Дата 19.04.2008.

Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.

Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.

Место жительства: г. Новодвинск

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея – образец для подражания.

Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.

Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.

Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.

Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.

В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.

В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.

Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.

В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.

По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.

Психологическая характеристика личности – это отражение типологических особенностей человека. В ней отражаются свойства нервной системы индивида, особенности взаимодействия с окружающим миром, самооценка и самовосприятие. Рекомендации, которые психолог дает на основе психодиагностики, позволят человеку определить направления саморазвития и самосовершенствования.

Психолог репетиторского центра «ВМЕСТЕ”

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх