Дефицит товара

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 7 июня 2018; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 7 июня 2018; проверки требуют .

Товарный дефици́т (от лат.dēficit «не хватает, недостаёт») — недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.

Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

Дефицит товара — это симптом превышения спроса на этот товар над предложением. Эпизоды товарного дефицита возможны и в плановой и в рыночной экономиках. Однако в рыночной экономике с плавающими ценами торговый дефицит считается неравновесным состоянием, которое быстро корректируется рынком путём роста цен, роста объёма производства и падения спроса на товар. С другой стороны, плановая экономика в сочетании с государственным регулированием цен лишена этого естественного рыночного корректирующего механизма, и поэтому в такой экономике возможны случаи долговременного (и даже перманентного) товарного дефицита.

Оборотная сторона торгового дефицита в условиях плановой экономики — это появление товаров, на которые регулирующий орган устанавливает завышенные цены или завышенные квоты производства. Такие товары имеют тенденцию скапливаться на складах или на полках магазинов — затоваривание.

Товарный дефицит

Сосуществование дефицита и неликвидных товаров привело в СССР к появлению феномена «нагрузки», когда дефицитный товар разрешалось покупать только в комплекте с неликвидным.

Существует мнение, что централизованное планирование невозможно в принципе, в частности, из-за огромного количества позиций, подлежащих планированию. Как указывал в начале XX века итальянский математик В. Парето:

не математика помогала бы экономике, а экономика математике. Если бы действительно можно было знать все эти уравнения, то единственный доступный способ решить их — это наблюдать практическое решение, которое даёт рынок.

Впервые на проблемы экономического расчёта при социализме указал Л. фон Мизес — один из основателей Австрийской экономической школы. В работе, опубликованной в 1920 году, он писал:

Возможность рационального расчёта в рыночной экономике основана на том, что известны цены в денежном выражении, позволяющие такой расчёт осуществлять.

Мизес подчёркивал, что для верного расчёта нужно знать не только цены на конечные продукты, но и на все промежуточные продукты и факторы производства. Он считал, что немыслим никакой другой механизм, кроме конкурентного рынка, способный учесть все возможные обстоятельства.

Нобелевский лауреат по экономике Фридрих Август Хайек считал, что отсутствие регулирующего воздействия рыночных цен неизбежно приведёт к диктату производителя:

В социалистическом государстве производство не будет иметь вообще никакой определённой цели. Государство будет производить что-нибудь, а потребителям придётся брать то, что произведено.

Исследователь советской политической системы М. С. Восленский указывал, что дефицит товаров народного потребления был закономерным явлением, связанным с недостаточным финансированием лёгкой промышленности (группа «Б»), из-за чрезмерных расходов на тяжёлую и военную промышленность (группа «А»):

Для экономики характерен постоянный кризис недопроизводства . Он именно постоянный, а не периодический. Кризис недопроизводства стал повседневностью экономической жизни соцстран.

… население со временем научится самостоятельно понимать и осознавать, в каком объёме и какую именно работу нужно выполнять

Преодолеваем недостаток ресурсов

После того, как сотрудники компании осознали необходимость смены стратегии и более или менее согласились с набросками новой стратегии, большинство лидеров сталкивается с неизменным явлением — ограниченными ресурсами. Есть ли у них деньги на реализацию необходимых перемен? На этом этапе большинство руководителей-реформаторов делают одно из двух. Либо они ограничивают свои амбиции и снова деморализуют работников, либо пытаются заполучить от банкиров и акционеров дополнительные ресурсы — а этот процесс может занять много времени и отвлечь внимание от первоочередных проблем. Речь не идет о том, что этот подход является ненужным или не имеющим смысла, однако получение дополнительных ресурсов зачастую является длительным и политически непростым процессом.

Как можно изменить стратегию компании, имея в своем распоряжении лишь ограниченные ресурсы? Вместо того, чтобы концентрировать усилия на поиске дополнительных ресурсов, целенаправленные лидеры фокусируются на приумножении ценности уже имеющихся. Когда речь заходит о недостатке ресурсов, есть три фактора несоразмерного влияния, которыми руководитель может воспользоваться, чтобы, с одной стороны, высвободить значительное количество ресурсов, а с другой — увеличить их ценность. К этим факторам относятся горячие точки, холодные точки и выгодный обмен.

Горячими точками называется деятельность, в которую вкладывается малое количество ресурсов, однако она имеет высокий потенциал отдачи.

Дефицит и излишки

Холодные точки, напротив, — это деятельность, в которую вкладывается много ресурсов, однако на показатели эффективности работы она влияет слабо. В любой организации холодные и горячие точки обычно имеются в изобилии. В ходе обмена вы отдаете излишние ресурсы, имеющиеся в одной из областей вашего подразделения, а за это получаете избыточные ресурсы другого подразделения, позволяющие восполнить имеющийся у вас дефицит ресурсов. Научившись правильно пользоваться имеющимися ресурсами, компания зачастую может без труда справиться с их дефицитом.

Какая деятельность поглощает больше всего ресурсов, однако слабо сказывается на эффективности работы? И наоборот, какая деятельность наиболее эффективно влияет на эффективность работы, но при этом требует минимум ресурсов? Поставив вопросы подобным образом, компания быстро учится высвобождать ресурсы с низкой отдачей и перенаправлять их в области, имеющие максимум влияния. Тем самым она одновременно добивается более низких издержек и более высокой ценности.

Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 410;

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Общеизвестен тот факт, что слово «бюджет» пришло в русский язык из английского в XX веке и означает «роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок». Понятие семейный бюджет употребляется практически в каждой российской семье, но нас интересует понятие государственного бюджета, под которым понимается экономические отношениями между государством и субъектами всех форм собственности, основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств. Бюджет служит фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Но этот фонд не существует в цельном виде. Государственный бюджет является основным финансовым планом государства.

Основными частями государственного бюджета являются доходная часть и расходная, между которыми должен существовать баланс. Сбалансированный бюджет свидетельствует о проведении в жизнь рациональной бюджетной политики, при которой весь объём предусмотренных расходов обеспечен доходами. Но это в идеале, зачастую бывает так, что расходная часть государственного бюджета значительно превышает доходную часть, что приводит к дефициту бюджета.

Само понятие «дефицит бюджета» имеет множество определений, одним из которых является следующее: это система экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности государства отражается в дефиците бюджета.

Теперь стоит разобраться в причинах такого явления, как дефицит бюджета. К ним относятся:

-экономический кризис как внутри отдельного государства, так и мирового сообщества в целом;

-нежелание или невозможность правительства управлять финансовой ситуацией в стране;

-чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия) ;

— коррупция в государственном управлении;

-периодические спады в экономике;

-рост социальных программ, не обеспеченных государственными доходами.

Не достаточно выявить причины дефицита бюджета, необходимо определить способы преодоления его. Наиболее эффективными из них являются:

-уменьшение расходов;

-поиск новых источников доходов;

-заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций;

-выпуск госзаймов;

-ужесточение налогообложения;

-производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.

Однако не все перечисленные способы являются высокоэффективными.

Выпуск в обращение доходных государственных обязательств, обращающихся на фондовом рынке, не является эффективным способом преодоления дефицита бюджета, поскольку не происходит прироста денежной массы в результате погашения государственного займа. В результате этого образуется внутренний и внешний долг государства. Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным.

На первый взгляд кажется, что увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов способствуют пополнению бюджета. Но в дальнейшем данный способ преодоления дефицита бюджета может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень.

«Сеньораж» не является простым печатанием денег, поскольку он приводит к инфляции. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно.

Существует две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита и государственного долга.

Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы: наличие дефицита бюджета и государственный долг влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения.

Во-вторых, ужесточение налоговой системы может привести к усилению социальной напряженности в обществе, снижению стимулов развития производства, потери интереса к инвестициям в новые программы.

В-третьих, наличие внешнего долга предусматривает передачу определённой части созданного внутри страны продукта за рубеж.

Дефицит товарный

В-четвертых, увеличение роста внешнего долга страны, безусловно, снижает международный авторитет.

В результате подобных процессов экономическое развитие страны будет иметь снижающийся производственный потенциал, что может привести к ослаблению экономики.

Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется «традиционной» и является основной.

Но существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой дефицит бюджета и государственный долг не всегда влияют на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций. Для состояния национальной экономики подобный дефицит не представляет опасности, так как все расходы, даже если они превышают доходы, осуществляются на территории данного государства, что способствует росту благосостояния страны.

Основные направления бюджетной политики корректируется в зависимости от состояния финансовой системы страны. Глава Минфина Антон Силуанов озвучил последние корректировки федерального бюджета, согласно которым уровень дефицита на 2015 год был пересмотрен в сторону увеличения — до 0,5% ВВП с 0,4% ВВП, доходы планировались на уровне 14,797 трлн рублей, расходы — 15,214 трлн рублей, дефицит должен был составить 416,6 млрд рублей.

По данным Минфина, доходы бюджета в 2015 году составят 15,052 трлн рублей, расходы — 15,483 трлн рублей, дефицит — 430 млрд рублей.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2015 — 2017 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Формирование бюджетной политики любого государства мирового сообщества, осуществляется Правительством, желающим достичь отсутствия дефицита бюджета или, если это невозможно, максимально сократить бюджетный дефицит. Для этого проводится постоянный мониторинг, способствующий поиску всё новых и новых путей преодоления дефицита бюджета и основной мерой на этом пути становится создание условий для увеличения доходов и снижения расходов.

Список литературы

1.Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование.СПб.,1999

2.Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. -М.: 2003. С.529

3. Бездворных М.В. К вопросу о правовом регулировании институтов дефицита бюджета и государственного долга // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. № 4 (42). 2007. С.35-44

4. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2.

5. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 15.

6. Бюджет 2015-2017// «Российская газета» — Федеральный выпуск №6483 (211)

Просмотров работы: 21189

Константинова А.И.1

1ВлГУ, Юридический институт

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

9.2 Неравновесные состояния рынка

Рыночное равновесие означает, что при сложившейся цене у покупателей и продавцов нет стимулов менять данную ситуацию. Но такое положение достигается не всегда – существует множество ситуаций, когда, по определенным причинам, покупатели или продавцы имеют стимулы к изменению рыночной ситуации. Рассмотрим их подробнее.

9.2.1. Дефицит

Дефицит – ситуация на рынке, при которой объем спроса больше объема предложения при данном уровне цены.

Дефицит на рынке

Вышеуказанный график показывает, что при цене P1 объем спроса превышает объем предложения. При указанной цене предложения продавцов не достаточно, чтобы покрыть желание покупателей купить товар. Отрезок (Qd — Qs) является размером дефицита. Рыночное равновесие в этом случае находится в точке 0, то есть на рынке покупатеся и продается товар в объеме Qs по цене P1.

В случае дефицита на рынке продавцы, чувствуя, что при данной цене величина спроса превышает величину предложения, будут иметь стимулы продавать больше товара по большей цене.

18 примеров применения принципа дефицита для улучшения продаж

Если на рынке не будет ограничений, то такая ситуация не продлиться долго, поскольку расторопные продавцы воспользуются наличием дефицита для достижения своих интересов в получении прибыли. Существующие продавцы захотят продать больше товара по более высокой цене, и тогда вырастет величина предложения. Результатом будет увеличение объема продаж на дефицитном рынке при росте цены. Так работает «невидимая рука» рынка: преследуя свои интересы, продавцы в то же время удовлетворяют интересы покупателей.
Но дефицит может сохраняться и длительное время, если рост цены на рынке ограничен. Как мы увидим чуть позже, это может случаться в силу государственного регулирования рынков, например, когда государство ограничивает цены от роста. Чем плох дефицит? Очевидный ответ что покупатели не могут удовлетворить свои потребности. Но также, и часть фирм, которая могла продать товар на рынке по более высокой цене, не имеет стимулов это делать. Результатом существования хронического дефицита является перекос стимулов в экономике. Когда цены ограничены от роста, а за товаром образуются длинные очереди, продавец не заинтересован в конкуренции за счет повышения качества продукта и уровня обслуживания. В этом случае продавец престает заботиться о качестве товара, начинает работать «формально». Магазины в экономиках дефицита начинают работать поздно и заканчивают рано, продавцы обслуживают медленно, в магазинах наблюдаются длинные очереди. За примером ходить далеко не нужно, достаточно вспомнить экономику Советского Союза.

Дэвид Хоффман в своей книге «Олигархи» описывал следующую типичную картину позднего Советского Союза: «население из пригородов Москвы ездило в город на электриках для того, чтобы купить хоть какие-то продукты, обычно хлеб и консервы. Часто на вокзале можно было увидеть пожилых лет людей, которые несли сумки, набитые дешевыми консервами с морской капустой и чёрствым хлебом. На шее у этих людей висели рулоны туалетной бумаги, потому что ее также нельзя было купить нигде, кроме как в центре Москвы». Сейчас это кажется дикостью, но так жили многие наши родители, и именно в этих условиях будущие олигархи сколачивали свои первые капиталы.

Одним из последствий хронического дефицита является возникновение теневого рынка. Если товар нельзя купить по более высоким официальным ценам, то предприимчивые торговцы, при наличии неудовлетворенного спроса, будут иметь стимулы для продажи товара на теневом рынке по более высоким неофициальным ценам. В дефицитной экономике Советского Союза существовало и процветало множество институтов теневого рынка, таких как продажа «из под полы», продажа по связям и договоренностям.
Рассмотрим простую модель теневого рынка. Пусть имеется рынок с имеющимся ограничением максимального уровня цены (потолок цены), и как следствие, с устойчивым дефицитом:

При существующем потолке цен P1 объем покупок и продаж на рынке равен QS, то есть минимальному из объемов спроса и предложения, а размер дефицита равен (Qd — QS).

В этом случае продавцы могут обнаружить, что на рынке присутствует неудовлетворённый спрос, и будут иметь стимулы насытить его по цене, превышающей установленное ограничение. При этом продавцы будут продавать товар по цене не ниже набора цен своей кривой предложения. В этом случае теневой рынок может быть представлен заштрихованным на графике треугольником. Любая точка, находящаяся в этом треугольнике, удовлетворяет желаниям покупателей купить и желаниям продавцов продать товар.

9.2.2. Избыток

Избыток (затоваривание) — ситуация на рынке, при которой объем предложения больше объема спроса при данном уровне цены.

Наличие избытка объясняется тем, что существующая на рынке цена, по тем или иным причинам, оказывается выше возможной равновесной. Например, это может быть в силу наличия ограничения на минимально допустимый уровень цены (ценовой пол). Как мы увидим позднее, это может быть одной из мер государственного регулирования рынков. В этом случае объем предложения оказывается больше объема спроса, и на рынке возникает затоваривание (избыток). Его размер равен (Qs — Qd). В этом случае на рынке продается и покупается объем Qs по цене P1. То есть как и в случе с дефицитом, объем продаж равен меньшему из объемов спроса и предложения.

В ситуации избытка товара, как и в случае дефицита, может возникнуть теневой рынок. В данном случае часть продавцов будет иметь стимулы продавать товар по ценам ниже официально установленных, то есть «в тени»

Как в случае избытка, так и в случае дефицита, объем продаж на рынке всегда равен минимальному значению из величины спроса и величины предложения (объему спроса в случае избытка и объему предложения в случае дефицита).

Когда доходы государственного бюджета превышают его расходы, образуется профицит бюджета. Если же складывается обратная ситуация, т. е. расходы госбюджета превышают его доходы, то образуется дефицит. Каковы же причины образования дефицита?

Если государство расходует деньги, надеясь компенсировать их за счет налоговых поступлений, а величина их оказьшается ниже ожидаемой, в стране образуется бюджетный дефицит, или государственный долг. Дефицит может возникнуть и вследствие неэффективного руководства национальным хозяйством.

При образовании дефицита государственного бюджета имеются несколько путей его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Среди них выделяют следующие:

1) сокращение расходов бюджета;

2) увеличение налогового бремени;

3) превращение дефицита бюджета в государственный долг;

4) выплату государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе эмиссии.

Первый путь предполагает уменьшение дотаций, сокращение социальных программ.

Сколько стоит написать твою работу?

Это может привести к усилению спада в экономике, спровоцировать социальную напряженность, что в итоге может привести к снижению совокупного спроса и, как следствие, к снижению стимулов производства.

В случае увеличения налогового бремени снизятся инвестиции и потребление, что в свою очередь снизит возможности роста ВНП.

Превращение дефицита бюджета в государственный долг может произойти за счет:

обращения государства за кредитом к национальным банкам. Это может привести к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к росту процентных ставок. Предприниматели, взявшие более дорогой кредит, попытаются его компенсировать за счет увеличения отпускных цен. Кроме того, дорогой кредит угнетает инвестиции, поскольку для многих он становится недоступным. Поэтому в долгосрочном периоде бюджетный дефицит приведет к инфляции и падению темпов роста ВНП;

превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных граждан. Если обращение к внешнему долгу происходит по истечении срока кредита, это может привести к утечке национального дохода за границу, поскольку кредит необходимо возвращать и выплачивать по нему проценты;

выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами. Рынок государственных обязательств, за счет которого правительство осуществляет закупки, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает банковские кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, как следствие, к сокращению возможностей инвестирования.

В случае выплаты государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии произойдет резкое увеличение уровня цен (инфляции). Эта самая крайняя мера, к которой государство прибегает при невозможности или неумении использовать иные источники. По сути это способ отказа от части долга, так как его выплата происходит обесцененными деньгами. Государственный долг, кроме негативных экономических последствий, имеет также и социальные последствия. Это, прежде всего усиление дифференциации населения, которая происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы населения уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства оказываются в руках узкого круга людей, ранее купивших ценные бумаги. В этом случае разрыв в благосостоянии между различными слоями населения увеличивается.

Существует ряд мер по управлению государственным долгом. К их числу можно отнести:

• эффективное использование средств заимствования, предполагающее направление средств в проекты, которые за отведенный срок позволят получить величину дохода, не только значительно превышающую сумму долга, но и выплаты по нему процентов;

• поиск средств для выплаты долга. Эта мера предполагает отказ от долга или его части, использование новых заимствований для выплаты прежних долгов, пролонгирование долга, конверсию долга, продажу безнадежных долгов. В данной ситуации возможны негативные последствия. Во-первых, отказ от долга подрывает репутацию государства. Во-вторых, пролонгирование кредита приведет к увеличению суммы процента, поскольку процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. В этом случае происходит снижение покупательной способности национальной валюты и раскручивается инфляция;

• нейтрализация негативных последствий государственного долга. Эта мера предполагает проведение работы по балансированию бюджета.

Таким образом, государство, обремененное внешним и внутренним долгами, требует грамотной, эффективной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов.

Выводы

1. Под финансами понимаются экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений, складывающихся в рамках государства, образует финансовую систему.

Сущность и роль государственных финансов наиболее полно проявляется в их функциях – мобилизационной, распределительной и контрольной.

2. Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоговые изъятия осуществляются безвозмездно.

Сущность налогов проявляется в их функциях: фискальной, контрольной, регулирующей, социальной.

3. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Дефицит бюджета образуется в случае, когда расходы превышают доходы.

Тема 16
Деньги и кредит

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 180 | Нарушение авторского права страницы

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх