Договор экспедиции

26 июня 2018 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», которым обобщил судебную практику и сформулировал правовые позиции по спорным вопросам применения законодательства о договоре перевозки и транспортной экспедиции (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 26).

В данном обзоре кратко сформулированы основные правовые позиции, изложенные в Постановлении Пленума ВС РФ № 26. Знание основных положений Постановления Пленума ВС РФ № 26 необходимо участникам транспортно-экспедиционной деятельности (перевозчикам, экспедиторам, грузоотправителям, клиентам), чтобы учесть возможные негативные риски при осуществлении практической деятельности. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность независимо от наличия его вины. Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия или противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.

В теории различают ответственность за виновное причинение вреда, ответственность за случайное причинение вреда и ответственность вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Данным постановлением ВС РФ закрепил правовую позицию о том, что за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность независимо от наличия его вины, в том числе, за случайное причинение вреда. Таким образом, только обстоятельства непреодолимой силы освобождают перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Ответственность перевозчиков за просрочку доставки грузов

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза. Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых могут быть включены суммы: уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю. Вопрос взыскания штрафов (договорной неустойки) с перевозчика в случае просрочки доставки груза являлся спорным в судебной практике, однако, данным положением ВС РФ прямо закрепил обязанность перевозчика возмещать стороне договора перевозки убытки, в состав которых может быть включена договорная неустойка, предусмотренная договором, стороной которого перевозчик не является. Это существенно увеличивает общий размер ответственности перевозчика, учитывая, что перевозчик может даже не знать о каких штрафах может идти речь и которые он должен будет заплатить при просрочке доставки груза. Ответственность экспедитора зависит от его обязанностей по договору. Договорный перевозчик. Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № 26 в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление транспортных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона о транспортной экспедиции суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если:

  1. Он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
  2. Он выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее – договорный перевозчик).

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ № 26 согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети Интернет, через который заключался договор. Пункты 25 и 26 Постановления Пленума ВС РФ № 26 определяют (разграничивают) ситуации, когда экспедитор отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза и ситуации, когда он такой ответственности не несет.

Принципиально важно введение термина «договорный перевозчик». Не всегда экспедитор выполняет перевозку лично и не во всех случаях выписывает экспедиторскую расписку (хотя и должен это делать) и, здесь важно установить выразил ли экспедитор каким-либо образом (способом) намерение гарантировать сохранную доставку груза и тогда он несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или экспедитор не выражал такого намерения, тогда его ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза исключается. Признание экспедитора банкротом не исключает возможности взыскания причиненного ущерба с перевозчика. Согласно п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 26 в случае объявления экспедитора несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по договору перевозки, заключенному для клиента во исполнение указаний последнего, переходят к клиенту (абзац шестой статьи 1002, пункт 1 статьи 6 ГК РФ). В настоящее время, суды, применяя аналогию закона, распространяют применение данного положения на ситуации, когда экспедитор исключен из ЕГРЮЛ и такое исключение не связано с признанием его банкротом. Перевозчиком, в отличие от экспедитора, может быть вполне реальная, обладающая активами, нормально функционирующая организация и, в случае признания банкротом экспедитора, клиент, с учетом указанного положения, сохраняет возможность взыскать причиненный ущерб непосредственно с перевозчика, с которым экспедитором был заключен договор перевозки. С учетом положений Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчикам и экспедиторам необходимо учитывать установленную повышенную ответственность за просрочку доставки грузов в виде необходимости уплаты штрафов по тем договорам, которые заключил их контрагент. Клиентам необходимо внимательно читать содержание договора транспортной экспедиции с тем, чтобы ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза была в нем прямо закреплена, и экспедитор не ушел от ответственности в тех случаях, когда он реально организует сохранную перевозку груза.

Транспортная экспедиция. Задачи транспортно-эспедиционной компании. Организация доставки грузов.

Транспортная экспедиция – это оказание услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организация доставки грузов каким-либо видом транспорта. В Советские времена долгое время такого понятия не существовало. Была только должность – экспедитор, это человек, который сопровождал груз при перевозке его автомобильным транспортом.

Первые экспедиторские организации были созданы для завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций. До 1979 года все грузоотправители и грузополучатели сами договаривались с автотранспортными предприятиями для доставки грузов на железнодорожную станцию или со станции. В 1979 году Совет Министров СССР установил, что только предприятия грузового автотранспорта могут предоставлять транспортно-экспедиторские услуги. Позже был разработан типовой договор на централизованную перевозку грузов автомобильным транспортом с железнодорожных станций, из морских и речных портов, аэропортов и обратно. На протяжении многих лет транспортные компании пользовались этим договором. Но услуги, оказываемые автомобильными предприятиями центровывоза, не были комплексными.
В идеале, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя, сокращенно «от двери – до двери». При этом экспедиторское предприятие оказывает полный комплекс услуг по доставке груза: доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, погрузку в вагон, оплату железнодорожного тарифа, выгрузку из вагона на станции назначения и доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя. Руководство грузовыми перевозками и грузовыми станциями на железных дорогах осуществляют грузовые службы.
Первые экспедиторские компании были организованы именно при грузовых службах, а затем они были преобразованы в государственные унитарные предприятия (ГУП). Самая первая экспедиторская организация была создана на Казахской железной дороге в 1961 году, затем в 1962 году была создана ГУП «Желдорэкспедиция» при Свердловской железной дороге. Потом появились подобные предприятия на других дорогах. Появились многочисленные ЗАО, АО, ООО, которые от посреднических услуг постепенно переходили на более полное экспедиторское обслуживание клиентов, приобретали собственный грузовой автотранспорт, собственный подвижной состав (вагоны, контейнеры) и, даже, собственные погрузочно-рагрузочные средства.
И, наконец, с 1996 года в Гражданском кодексе появилось понятие транспортной экспедиции, и, самое главное, понятие договора транспортной экспедиции и все требования к его содержанию.
В 2003 году был принят закон «О транспортно-экспедиционной деятельности”, в котором определялись права и обязанности клиентов и экспедиторов, порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов. Вопросы
Транспортной экспедиции нашли свое отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог.

Вот краткий перечень транспортно-экспедиционных услуг:
— составление маршрута перевозки груза по поручению клиента при смешанных перевозках (т.е. при перевозках несколькими видами транспорта, эти перевозки также называются интермодальными).
— заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолетов, вагонов и автомобилей;
— оформление транспортных накладных коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;
— оплата транспортных тарифов и других платежей и сборов;
— взаимодействие со страховыми компаниями по страхованию грузов, участие в оформлении документов при несохранных перевозках ( т.е. при прибытия грузов с повреждениями, порчей или недостачей);
— выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;
— передача грузовладельцам информации о продвижении грузов, розыск грузов;
— организация переадресовки грузов в пути следования;
— получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Это далеко не полный перечень услуг, которые могут быть обусловлены договором транспортной экспедиции.

Наиболее сложными экспедиторскими операциями являются так называемые интермодальные (мультимодальные) перевозки.

Приведем пример (из практики десятилетней давности). Российской фирме понадобилось отправить пять 20-футовых контейнеров с деталями для машиностроения из Екатеринбурга в Мадрид (Испания). При разработке маршрута доставки контейнеров были выбраны следующие маршруты: — по железным дорогам России от Екатеринбурга до пограничного перехода с Финляндией Бусловская — Вайниккала и далее 50 км по территории Финляндии до крупного морского порта Котка, далее морским судном в Португалию, где после перегрузки в порту Лиссабона груз перевозится до Мадрида автотранспортом. Оказалось, что это самый дешевый маршрут, несмотря на длинный путь. Более короткий и быстрый путь через Украину, Венгрию и Словению, далее до Мадрида автотранспортом оказался на 6 суток быстрее, но на 30% дороже. Грузоотправитель отправил 2 контейнера более быстрым путем, остальные 3 – более дешевым. Следует отметить, что при перевозке морем через Финляндию транспортно-экспедиционная компания из Екатеринбурга заключила договора с двумя иностранными экспедиторскими фирмами, а для сухопутной перевозки через Европейские страны – с пятью. Организовать такое сам клиент был просто не в состоянии.
Грузоотправителю следует обращаться к экспедиторскому предприятию в следующих случаях:
1. Когда требуется срочно отправить груз. У экспедитора имеются налаженные контакты, с железной дорогой и автотранспортом, на их счетах имеется определенная предоплата, то есть не надо терять время на ожидание поступления денег.
2. При одноразовых отправках. Нет смысла затрачивать время на изучение правил и особенностей работы железнодорожных станций по отправке грузов.
3. При небольших объемах регулярных отправок. Вряд ли оправданно для еженедельной отправки двух-трех контейнеров держать отдельный штат сотрудников.
4. При отправке опасных грузов. Отправка опасных грузов производится по особым правилам и требует особого оформления, кроме этого, требуется наличие специально обученного и аттестованного персонала.
5. При отправке грузов на открытом подвижном составе. Для таких отправок требуются утвержденные в управлении железной дороги чертежи крепления грузов и персонал грузчиков, способных правильно закрепить груз. Особенно это касается отправки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, автотракторной и сельскохозяйственной техники и др.
6. При отправке грузов на экспорт. У экспедитора для этого имеются обученные и аттестованные таможенные декларанты и, если требуется, склады временного хранения таможенных грузов.
7. При отправке грузов, требующих специальных сертификатов, например, при отправке лесоматериалов, требуется карантинный сертификат.
8. При отправке негабаритных грузов. В этом случае кроме чертежей крепления груза, требуется согласование в министерстве маршрута следования груза.
Можно с уверенностью сказать, что работа через экспедитора минимизирует затраты времени и средств. Если вы сами можете организовать процесс перевозки, это еще не значит, что это разумно. Даже если вы крупный отправитель или получатель грузов, всегда полезно сравнить собственные затраты со стоимостью экспедиторских услуг. Вполне вероятно, что заниматься основным видом деятельности, не отвлекаясь на проблемы транспортировки, окажется более эффективно.
Для грузополучателя работа с экспедитором в большинстве случаев позволяет сократить простои вагонов и контейнеров, особенно при получении импортных грузов. Забыть о контроле сотрудников, которые занимаются отгрузкой. Упростить схему движения денег. Их не нужно будет предварительно разносить по разным счетам железной дороги и других участников транспортировки.
Кроме того МПС – государственная структура. Все станции, грузовые службы, диспетчеры, подвижной состав – государственные и в процессе организации перевозки вам придется общаться с чиновниками. Это делает многолетние наработки экспедиторов еще более ценными.
Экспедиционная компания фактически выполняет часть задач логистики. Логистика — это оптимизация при организации процесса перевозки, складирования и учета товара. А оптимизация означает сокращение расходов, издержек и потерь времени.
Но об этом читайте уже в другой статье.

То, что контрагентам важно обсуждать изначально – это форма и порядок, в которых заключается соглашение. Достаточно допустить одну ошибку на данном этапе, и возрастает риск того, что соглашение признают недействительным.

Содержание

Основные понятия, регулирование отношений

Заключение соглашений с экспедицией в сфере транспорта – приводит к образованию отношений, за регулирование которых отвечает Гражданское Законодательство. Кроме того, можно опираться на Правила по деятельности в этой сфере вместе с Федеральным Законом №87-ФЗ.

Экспедиторские услуги

В тексте соглашения указывается, что есть две стороны, одна играет роль экспедитора, а другая – клиента. Он сам может отправлять либо получать грузы. Первая сторона обязуется выполнить определенные услуги, связанные с доставкой грузом, за личный счет второй стороны. Конкретный список действий оговаривается в первоначальном соглашении.

Сам транспортный процесс с участием груза относится к основным условиям в договоре. Ответственность по товарам может возлагаться на самих экспедиторов. Но привлечение сторонних исполнителей – более распространенное решение для данной задачи.

Компании занимаются основными либо дополнительными услугами.

В основной части пишут о том, как контролировать перевозку, о каждой операции. Их список состоит из:

  • контроля за отправкой и получением
  • оформления соглашений, функцию составителя которых выполняет экспедитор либо сами клиенты
  • организации перевозки, использования определенного вида транспорта, и следования выбранному маршруту

Что касается дополнительных услуг, то они имеют обычно вид:

  1. Получения грузов в конечном пункте вместе с хранением.
  2. Перечисления любых расходов, возлагающихся на клиента, с включением налоговых сборов и пошлин.
  3. Погрузки, выгрузки, контроля за состоянием груза.
  4. Соблюдения формальностей. Таможенные не становятся исключением.
  5. Получения документов, без которых невозможен экспорт или импорт.

О характеристике образцов договора транспортной экспедиции

Законодательство указывает на следующие характеристики, появляющиеся у договоров по экспедиции:

  • участие двух сторон в отношениях
  • возмездность
  • публичность

Типовой договор

В Гражданском Договоре есть ссылка на понятие публичности – таковыми признаются соглашения, заключаемые с коммерческими организациями. И при установлении обязанности одной стороны произвести услуги или товар, выполнить работу. Такие действия компания должна выполнять по отношению к каждому, кто к ней обращается.

Соглашение признается двухсторонним, поскольку каждый из участников наделяется правами и обязанностями по отношению к другому. Возмездность означает, что экспедиторы берут плату за услуги. Вознаграждение передается исполнителям за счет клиентов. Он же отвечает за возмещение любых сопутствующих расходов.

Реальность или консенсуальность договоров определяется тем, в каком объеме есть обязательства у экспедиторов. Последнее определение означает, что соглашение заключается в тот же момент, когда отправляется груз.

Содержание документа и некоторые особенности

У клиентов есть обязанность по передаче не только самих грузов, но и всей необходимой информации, которая сопровождается оформлением документов. Обязанность их также заключается в обязательной уплате вознаграждения, возмещении расходов. Если экспедитор совершает какие-либо действия от имени клиента, то последний должен оформить доверенность на имя второй стороны.

Допустимость одностороннего отказа от того, чтобы исполнить обязательства – одна из особенностей, характерных для экспедиции в данной сфере. Любая сторона имеет право на отказ от исполнения, если она предварительно уведомляет о своем желании вторую. Останется только возместить убытки, связанные с расторжением.

Но это возможно лишь в тех случаях, когда экспедитор занимается оформлением сделок, либо совершает другие действия, имеющие юридическое значение. В таких ситуациях это соглашение похоже на другие, представительские.

Ответственность за нарушение обязательств

Обязанности с ответственностью возлагаются на перевозчика при заключении соглашения с третьим лицом, указании имени экспедитора на документах. Главное – что эта ответственность имеет строгие ограничения, установленные на законодательном уровне.

Кто отвечает за потери

Если при заключении соглашений в документах стоит имя экспедитора – значит, он контрагент по отношению к перевозчику. Тогда перед клиентами ответственными считаются экспедиторы. Либо обязанности с них снимаются. В зависимости от того, как прошли судебные разбирательства, удалось ли доказать, что виновником произошедшего стал перевозчик.

Есть и дополнительные ограничения, которые накладываются именно на экспедиторов, когда речь идет об их ответственности. К примеру, в ситуациях с пострадавшим грузом возмещается только реальная часть ущерба. Возмещение происходит только, если удалось доказать, что обстоятельства могли быть предсказаны и обойдены.

Иногда можно указать требование по возврату вознаграждения, уплаченного ранее. Например, с размером, зависящим в пропорции от товара, которого не хватает либо который поврежден. Но тогда клиент тоже имеет право на возмещение только, если доказана прямая вина экспедитора.

Законодательство в текущей версии имеет ссылку и на обязательность применения претензионного порядка для рассмотрения любых споров. До того момента пока экспедиторы сами не отвечают на направленную претензию, клиенты просто не могут обращаться в суд. Срок исковой давности сокращается, когда речь идет о подобных требованиях.

Транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю

Предмет заключения подобных соглашений – обеспечение экспедитором всего транспортного процесса для груза. Который касается любых этапов в перемещении товаров, первый – это принятие, а последний – передача третьему лицу. Выбор маршрута, рекомендованного к передвижению – обязанность клиента, либо экспедитора, в зависимости от договоренности.

Клиентами могут стать не только те, кто отправляют, но и те, кто получают грузы. Экспедиторы принимают на себя несколько обязанностей, когда начинают распоряжаться транспортными средствами:

Логистическая компания

  1. Выдать получателю посылку, когда она окажется в конечном пункте.
  2. Осуществлять транспортировку с соблюдением предусмотренного маршрута, и обеспечением сопровождения, охраны в пути.
  3. Принять отправление со стороны клиентов.

Тогда экспедиторы в одном лице объединяют роли отправителя и перевозчиков. Сама перевозка грузов становится лишь одной из граней в обязанностях. Ответственность возлагается не только в этой части, но и в других положениях ГК РФ, с более общим характером. Недопустимо тогда приведение ссылок по ограничениям, на которые могут рассчитывать перевозчики.

Можно указать, что не сама непосредственная доставка груза считается фактом исполнения обязательств. А то, что от имени клиента был заключен контракт с другими перевозчиками. Главное – чтобы условия соответствовали первоначальному договору.

Если задачи трудно выполнимы, экспедиторы имеют право прибегнуть к услугам сторонних фирм. Если они работают там, где находится получатель груза. Далее переходят только к оформлению соответствующего договора.

Обеспечение завоза грузов в порты и аэропорты, на станции железных дорог

Воздушные перевозки

На экспедиторов переходит ряд обязательств, отличающихся второстепенным характером по отношению к самой транспортировке. Сами обязательства вводятся для обслуживания отдельных этапов работы.

Экспедиторы связываются следующими обязательствами, согласно данному соглашению:

  • Сдать грузы перевозчику, чтобы они попали в конечные пункты.
  • Заключить договор с транспортной компанией, когда ставится либо имя экспедитора, либо данные по клиентам.
  • Приемка с соблюдением требований, установленных договорными отношениями.

Как именно заключается договор?

Законодательство не выставляет отдельных требований к тому, какого порядка надо придерживаться при оформлении соглашений. Допустимо поэтому опираться на общие правила, касающиеся письменных форм соглашения. Кроме того, им стороны могут обменяться путем телефонной или электронной, почтовой связи. Или любого другого канала, если будет понятно, от кого посылается оригинал документа.

Главное – помнить о том, что факсимильная форма договора не признается одной из тех, что наделены юридической, реальной силой. Хотя ее использование допустимо, если сторонам удалось достичь соглашения в этом вопросе.

В таком случае необходимо сказать о решении в тексте самого договора. Не стоит забывать о ссылке на предоставление оригинала. И в самой заявке, которая направляется по факсу, нужно четко указать цель – заключение соглашения по транспортной экспедиции.

Дополнительные документы помимо договора

Экспедиторские документы должны стать неотъемлемой частью таких соглашений, как говорит Гражданское Законодательство. Если первоначальный контракт не коснулся каких-либо условий, оформление дополнительных соглашений не требуется. Достаточно той информации, которую содержат экспедиторские бумаги.

Документы для договоренности

Список дополнительных документов к договору состоит из:

  1. Складской расписки. Иначе не подтвердить сам факт принятия груза к складскому хранению.
  2. Экспедиторской расписки. Подтверждает, что клиент передал груз экспедитору.
  3. Поручения самому экспедитору. С приложением списка самих услуг, а также условиями.

Негативные последствия могут отсутствовать и в том случае, если первоначальный договор отсутствует. А вот экспедиторские документы обязательны. Они станут подтверждением того, что стороны заключили друг с другом соглашение конкретного вида, а не договор поставки, который предполагает применение других условий.

Если данное условие не соблюдается, то договор признают недействительным. Что влечет неприятные последствия, с точки зрения налогообложения.

Страхование грузов и ответственности

Сохранность грузов – зона интересов, которая касается экспедиторов напрямую. Когда заключается договор страхования, экспедитор становится адресатом для желаемой защиты имущества от убытков, которые способны возникнуть из-за повреждений, либо по вине третьих лиц. Из круга которых не исключаются и сами перевозчики.

Страховые договоры способствуют защите следующих разновидностей интересов:

  • Риск того, что определенное имущество будет утрачено, повреждено. Либо получено в недостаточном количестве.
  • Ответственность в связи с обязательствами из-за того, что наносят ущерб имуществу, жизни и здоровью других лиц.

При необходимости страхуют и ответственность, возникающую из-за договоров. Тогда все попадает под определение риска гражданской ответственности.

Сфера имущественного страхования заслуживает отдельного рассмотрения. Недостаточное количество груза, повреждение, потери – за все это ответственность возлагают на экспедиторов. В Гражданском Законодательстве указаны возможные основания вместе с размером ответственности.

При этом отсутствует правило, которое бы запрещало сам факт составления соглашений со сторонними компаниями, занимающимися страхованием. Если соответствующее условие прописывается в начальном договоре, то расходы могут быть отнесены на экспедиторский счет.

Образование доходов и налог на прибыль при этом не зависят от данной группы по расходам. Данную задачу решают либо сами клиенты, либо экспедиторы – в зависимости от того, как прописан договор. Стороны сами выбирают вариант, который кажется наиболее удобным.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов. Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить понесенные экспедитором при исполнении договора расходы.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст. 78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично. При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Договор транспортной экспедиции №_____

г. ________________ «____» ______________ 201__ г.

____________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Экспедитор», в лице ______________________________________________, действующего на основании _________, с одной стороны,
и _______________________________________________________________________________,

1. Предмет договора

1.1. Экспедитор по поручению Клиента принимает на себя обязанности по оказанию услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее по тексту – экспедиционные услуги), а Клиент обязуется оплатить Экспедитору вознаграждение, а так же возместить расходы, понесённые Экспедитором в интересах Клиента.

1.2. Отношения между Экспедитором и Клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, Порядком оформления и форм экспедиторских документов, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23, и настоящим Договором.

1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Договоре:

Транспортно-экспедиционные услуги – услуги, по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Экспедитор – лицо, выполняющее или организующее выполнение определённых договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг.

Клиент – лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В целях надлежащего исполнения настоящего договора клиент может являться заказчиком экспедиционных услуг, плательщиком, грузоотправителем и/или грузополучателем.

Груз – любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Доставка груза от двери до двери – условие экспедирования груза, при котором экспедитор принимает груз у грузоотправителя с обязательством передать его грузополучателю под расписку в пункте, указанном клиентом.

1.4. В целях надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Экспедитор имеет право от своего имени заключать договоры перевозки и/или транспортной экспедиции с третьими лицами без получения предварительного согласия Клиента, в этом случае Экспедитор несёт ответственность за действия третьих лиц в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2. Порядок предоставления услуг

2.1. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг Клиентом выдаётся заполненное и подписанное им Поручение экспедитору (далее по тексту — Поручение), которое определяет перечень и условия оказания Экспедитором Клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках настоящего Договора (Приложение № 1 к настоящему Договору) и в случае необходимости доверенность на выполнение транспортных услуг (Приложение № 4 к настоящему Договору). Поручение должно быть оформлено в письменной форме и содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объёме, а также о количестве грузовых мест.

2.2. При принятии Поручения к исполнению Экспедитор согласовывает с Клиентом стоимость экспедиционных услуг по соответствующей отправке груза, условия, а также сроки его доставки в соответствии с данными, указанными в Поручении.

2.3. Клиент на любом этапе исполнения настоящего Договора имеет право отозвать ранее выданное Поручение с обязательным возмещением Экспедитору документально подтверждённых фактических расходов, связанных с исполнением Поручения. Отзыв выданного Поручения производится в письменной форме.

По согласованию с Экспедитором представление Поручения и отзыв Клиентом выданного Поручения допускаются с использованием средств факсимильной или электронной связи.

2.4. Экспедитор принимает груз у Клиента (либо от указанного им в Поручении грузоотправителя) по весу, объёму и количеству мест. При получении Экспедитором груза от Клиента Экспедитором выдаётся Экспедиторская расписка (Приложение № 2 к настоящему Договору). При принятии по поручению Клиента Экспедитором у Клиента груза на складское хранение Экспедитором выдаётся Складская расписка (Приложение № 3 к настоящему Договору).

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг в рамках исполнения настоящего Договора возможно использование экспедиторских документов, не предусмотренных настоящим Договором.

2.5. При организации перевозки Экспедитор при необходимости осуществляет:

  • согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза и других вопросов, необходимых для осуществления перевозки;
  • расчёты за перевозку груза с перевозчиками, оплату пошлин, сборов и других расходов в интересах Клиента;
  • оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов в соответствии с установленными требованиями.

2.6. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются Экспедитором только при представлении Клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки. Если такие грузы передаются Экспедитору с нарушением вышеуказанных требований, то Клиент несёт ответственность за все убытки, которые могут возникнуть в связи с перевозкой и хранением этих грузов.

2.7. В том случае, если указание Клиента не соответствует нормам безопасной перевозки груза, Экспедитор имеет право отказаться от выполнения такого указания, поставив об этом в известность Клиента.

3. Права и обязанности клиента

3.1. Клиент имеет право:

  • выбирать маршрут следования груза;
  • требовать у Экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза;
  • давать указания Экспедитору в соответствии с настоящим Договором.

3.2. Клиент обязан:

3.2.1. Своевременно представить Экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, а в случае необходимости и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

3.2.2. В порядке, предусмотренном настоящим Договором, уплатить причитающееся Экспедитору вознаграждение, а также возместить в полном объёме расходы, понесённые им в интересах Клиента.

3.2.3. Предоставить Экспедитору груз в согласованном объёме и согласованные сроки.

3.2.4. При передаче груза к экспедированию лицо, действующее от имени Клиента обязано предоставить доверенность для подтверждения своих полномочий.

3.2.5. Обеспечить упаковку и маркировку груза, соответствующую условиям перевозки, исключающую доступ к содержимому груза, обеспечивающую его сохранность при транспортировке, за исключением случаев, когда услуги по упаковке груза оказываются Экспедитором.

3.2.6. Письменно сообщать Экспедитору об отказе от экспедирования согласованной партии груза не позднее 30-ти часов до момента принятия груза Экспедитором и возместить все фактические документально подтверждённые расходы Экспедитора, которые были произведены с целью исполнения Поручения Клиента.

3.2.7. Обеспечить принятие груза в пункте назначения в соответствии с данными, указанными в Поручении, грузовой накладной и/или иных сопроводительных документах, если данная обязанность не была возложена на Экспедитора. Грузополучателем может выступать лицо, указанное в перевозочных документах либо имеющее доверенность на получение партии груза от Клиента.

4. Права и обязанности экспедитора

4.1. Экспедитор имеет право:

4.1.1. Отступать от указаний Клиента в случае, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить Клиента о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления Клиента ответ на свой запрос.

4.1.2. Выбирать или изменять маршрут перевозки груза, исходя из интересов Клиента, с уведомлением Клиента о произведённых изменениях.

4.1.3. Удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесённых им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несёт Клиент.

4.1.4. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, до предоставления Клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором обязанностей.

4.1.5. Заключать по поручению Клиента от его имени и за его счёт договор страхования груза.

4.1.6. При приёме груза к экспедированию требовать подтверждения полномочий лица, действующего от имени Клиента.

4.2. Экспедитор обязан:

4.2.1. При приёме груза выдать Клиенту экспедиторский документ.

4.2.2. По запросу Клиента сообщать размер тарифов и текущую стоимость экспедиционных услуг.

4.2.3. Сообщать Клиенту о документах, необходимых для выполнения обязательств по настоящему Договору.

5. Порядок взаиморасчётов

5.1. Стоимость экспедиционных услуг публикуется на сайте Экспедитора – ___________. Экспедитор может устанавливать дополнительные сборы за предоставленные услуги (терминальная обработка, хранение, оформление накладных), которые согласуются с Клиентом при перевозке конкретной партии груза.

5.2. В случае изменения стоимости экспедиционных услуг на конкретную партию груза, Экспедитор сообщает Клиенту о фактической стоимости услуг, а также о возможных необходимых дополнительных расходах Клиента, которые могут быть понесены Экспедитором в связи с исполнением Поручения.

5.3. Вознаграждением Экспедитора является разница между суммой денежных средств полученных от Клиента, определённой сторонами как общая стоимость экспедиционных услуг по перевозке конкретной партии груза, и суммой денежных средств, составляющих расходы Экспедитора, понесённые в интересах Клиента, затраченной на организацию перевозки конкретной партии груза.

5.4. Расчёты между Сторонами за услуги по настоящему Договору производятся путём внесения Клиентом авансового платежа на основании выставленного Экспедитором счёта. Датой получения денежных средств Экспедитором является дата поступления соответствующих сумм на расчётный счёт или в кассу Экспедитора в пределах установленных законодательством лимитов.

5.5. При предоставлении Экспедитором по заявлению Клиента отсрочки платежа на срок, указанный в счёте, Экспедитор вправе увеличить сумму, подлежащую оплате за оказание услуг по настоящему Договору, на 5 % (пять) процентов.

5.6. Отсутствие предоплаты является основанием для отказа в выполнении услуг по настоящему Договору.

5.7. Экспедитор не позднее 5-ти дней по окончании месяца предоставляет Клиенту акт приёма-передачи выполненных работ и счёт-фактуру на сумму осуществлённых в течение месяца грузоперевозок. Клиент рассматривает акт выполненных работ в течение трёх дней, если не имеется разногласий, утверждает его и производит окончательную оплату за прошедший месяц. В случае наличия разногласий по акту выполненных работ Клиент незамедлительно извещает Экспедитора, и стороны принимают все меры для их устранения. По окончании квартала или по мере необходимости Экспедитор предоставляет Клиенту акт сверки взаиморасчётов, который подписывается Сторонами.

5.8. Денежные средства, получаемые Экспедитором от Клиента, относятся, прежде всего, в счёт уплаты остатка по накопившейся задолженности за оказанные услуги и штрафных санкций, предусмотренных настоящим Договором.

6. Ответственность сторон

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, Стороны несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».

6.2. В случае, если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность Экспедитора перед Клиентом, определяется на основании правил, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

6.3. Экспедитор несёт ответственность перед Клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в Поручении, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в счёте продавца.

6.4. В случае одностороннего отказа от исполнения настоящего Договора, виновная Сторона возмещает другой Стороне фактические, документально подтверждённые убытки, вызванные расторжением настоящего Договора, и, по требованию другой Стороны, уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесённых затрат.

6.5. Экспедитор не несёт ответственность за внутритарную недостачу содержимого грузовых мест, переданных и принятых в исправной упаковке. Экспедитор не несёт ответственности за убытки и ущерб, возникшие вследствие неточности и/или неполноты сведений, внесённых Клиентом в Поручение.

6.6. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия Экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в Поручении, по причине неуплаты причитающегося Экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если Экспедитор своевременно уведомил Клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

6.7. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в Поручении, не уведомил Экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза и не указал общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что груз получен неповреждённым.

6.8. Экспедитор не возмещает убытки, причинённые Клиенту в связи с нарушением срока исполнения обязательств по настоящему Договору если нарушение срока произошло по вине перевозчика, вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине Клиента.

6.9. При сопровождении груза представителем Клиента Экспедитор не несёт ответственности за сохранность или повреждение (порчу) груза.

6.10. Клиент несёт ответственность за убытки, причинённые Экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, предусмотренной настоящим Договором.

6.11. При неполучении Клиентом либо указанным им грузополучателем груза в установленный срок не по вине Экспедитора, либо при необоснованном отказе грузополучателя от получения груза, Клиент оплачивает стоимость хранения груза и иные понесённые в связи с этим документально подтверждённые расходы Экспедитора.

6.12. При одностороннем отказе Клиента от исполнения настоящего Договора в части перевозки конкретной партии груза после проведения Экспедитором бронирования объёма, веса или количества мест в транспортной организации, производящей перевозку, Клиент возмещает Экспедитору стоимость бронирования, хранения и терминальной обработки соответствующего количества мест в транспортной организации и другие понесённые в интересах Клиента фактические документально подтверждённые расходы.

6.13. Клиент несёт ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитору и возмещение понесённых им в интересах Клиента расходов по настоящему Договору в виде неустойки в размере 0,1% (одной десятой) процента вознаграждения Экспедитору и понесённых им в интересах Клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения и понесённых им в интересах Клиента расходов. Неустойка уплачивается Экспедитору Клиентом на основании счёта Экспедитора с указанием соответствующего основания.

6.14. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые ни одна из Сторон не могла заранее предвидеть или предотвратить, таких как природные или промышленные катастрофы, пожары и наводнения, прочие стихийные бедствия, запретительные решения государственных органов, либо любое другое непредсказуемое и находящееся вне контроля Сторон настоящего Договора событие. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Договору из-за форс-мажорных обстоятельств, обязана в трёхдневный срок поставить в известность другую Сторону о наступлении или прекращении форс-мажорных обстоятельств. Надлежащими доказательствами наличия форс-мажорных обстоятельств и их продолжительности буду служить письменные подтверждения, выдаваемые уполномоченными на то органами.

7. Разрешение споров, претензии и иски

7.1. Все споры и разногласия между Сторонами, возникшие в связи с настоящим Договором, разрешаются Сторонами путём переговоров.

7.2. До предъявления Экспедитору иска, вытекающего из настоящего Договора, обязательно предъявление претензии.

Право на предъявление претензии имеет Клиент, уполномоченное им на предъявление претензии лицо, а также получатель груза, указанный в Поручении Клиента.

Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Претензии к Экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

7.3. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня её получения.

7.4. В случае неурегулирования спора и разногласий путём переговоров, спор подлежит разрешению Арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения ответчика. Для требований, вытекающих из настоящего Договора, срок исковой давности составляет один год.

8. Срок действия и порядок расторжения договора

8.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты подписания его обеими Сторонами и действует до «__»________ 201__ года.

8.2. Срок действия настоящего Договора автоматически продлевается на следующий календарный год, если за 15 дней до конца действия Договора ни одна из Сторон не заявит письменно о его расторжении.

8.3. Договор может быть расторгнут досрочно по соглашению Сторон либо по истечении 15 дней с даты поступления уведомления одной из Сторон о его расторжении. При этом Стороны производят окончательные взаиморасчёты, оформленные двусторонним актом.

При одностороннем отказе от исполнения Договора Сторона, заявившая об отказе и не известившая другую Сторону в надлежащий срок, возмещает другой Стороне фактические, документально подтверждённые убытки, вызванные расторжением Договора.

8.4. Экспедитор вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор в случаях:

  • нарушения Клиентом таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации правил (в том числе, предъявляемых к грузу или его упаковке);
  • наличия в грузе запрещённых к перевозке предметов и веществ;
  • наличия задолженности, длящейся свыше трёх месяцев.

8.5. В случае прекращения действия настоящего Договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8.4, Клиент возмещает Экспедитору фактические, документально подтверждённые убытки, связанные с неисполнением настоящего Договора.

9. Заключительные положения

9.1. Все изменения, дополнения и приложения к Договору, оформленные в письменном виде и подписанные обеими Сторонами, являются неотъемлемой частью Договора.

9.2. Для цели заключения настоящего Договора Клиент обязуется предоставить Экспедитору копии следующих документов, заверенные руководителем предприятия или уполномоченным им лицом:

  • свидетельство о постановке лица на учёт в налоговом органе;
  • свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего Договор.

9.3. Все запросы, уведомления, извещения и сообщения, совершаемые Сторонами при исполнении настоящего Договора или в связи с ним, должны быть совершены в письменной форме и переданы другой Стороне одним из следующих способов:

  • регистрируемым (заказным, ценным) почтовым отправлением с описью вложений и с уведомлением о вручении;
  • нарочным (в том числе курьерской службой) под расписку о вручении;
  • факсимильным сообщением по номеру, указанному в настоящем Договоре в реквизитах соответствующей Стороны;
  • электронной почтой (сообщением) путём пересылки отсканированной копии соответствующего запроса (уведомления, извещения и пр.).

Сторона, получившая от другой Стороны соответствующий запрос (уведомление, изменения и пр.) обязана подтвердить отправившей Стороне факт получения запроса (уведомления, извещения и пр.).

9.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны.

10. Реквизиты и подписи сторон

ЭКСПЕДИТОР

________________(___________________)
м.п.

КЛИЕНТ

______________ ( )

м.п.

Приложение № 1

К Договору транспортной экспедиции № ___
от «____» ________ 201__г.

Поручение экспедитору

1 (дата)

2 (номер)

7. Уведомить сторону о прибытии груза

9. Товары, готовые к отправке, место, дата

13. Товарный код

14. Маркировка

15. Количество мест, вид упаковки

16. Вес брутто, нетто

17. Объём

18. Стоимость

Приложение № 2

К Договору транспортной экспедиции № _______
от «____» ________ 201__г.

Экспедиторская расписка

1 (дата)

2 (номер)

7. Товарный код

8. Маркировка

9. Количество мест, вид упаковки

10. Вес брутто, нетто

11. Объём

12. Стоимость

Приложение № 3

К Договору транспортной экспедиции № _______
от «____» ________ 201__г.

Складская расписка

1 (дата)

2 (номер)

8. Товарный код

9. Маркировка

10. Количество мест, вид упаковки

11. Вес брутто, нетто

12. Объём

13. Стоимость

Название организации_______________________

Приложение № 4

К Договору транспортной экспедиции № _______
от «____» ________ 201__г.

Юр. адрес _________________________________

__________________________________________

ИНН/КПП_________________________________

Р/с_______________________________________

в банке____________________________________

К/с _______________________________________

БИК______________________________________
Телефон: __________________________________

Генеральная доверенность № _____

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх