Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции — это соглашение, в котором одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза в целости и сохранности до места назначения точно в срок. Правильно составленный договор транспортной экспедиции поможет не только распределить ответственность между экспедитором и его клиентами, но и защитить интересы обеих сторон.

Содержание

Особенности составления договора транспортной экспедиции с расширенным перечнем ответственности

Примерная структура договора транспортной экспедиции состоит из:

Предисловие

  1. Преамбула
  2. Предмет договора
  3. Права и обязанности сторон
  4. Цены и порядок расчетов
  5. Ответственность сторон
  6. Срок действия договора
  7. Прочие условия
  8. Реквизиты и подписи сторон
  9. Приложения и дополнительные соглашения к договору

При составлении некоторых видов договоров допускается добавлять еще дополнительные разделы.

Предмет договора

В договоре о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю могут иметь место два варианта предмета договора, а следовательно, и две его разновидности.

Во-первых, экспедитор, располагая собственными транспортными средствами, скажем грузовыми автомобилями, может, приняв груз от клиента, осуществить его транспортировку в пункт назначения и обеспечить его выдачу получателю. В этом случае перевозка груза не является самостоятельным обязательством, поскольку при таком подходе грузоотправитель и перевозчик совпадают в одном лице (экспедитор), а представляет собой лишь один из элементов обязательства экспедитора, вытекающего из договора о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю.

В качестве одного из следствий такой структуры обязательства будет являться то, что за неисполнение или ненадлежащее его исполнение, в том числе и в части перевозки экспедируемого груза, экспедитор во всех случаях несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются общими положениями о гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (гл 25 ГК РФ).

Специальное правило о том, что нарушение обязательства по транспортной экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, влечет ответственность экспедитора перед клиентом, определяемую по нормам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ), не будет подлежать применению к правоотношениям сторон, вытекающим из такого договора. Во-вторых, договором может быть предусмотрено, что исполнение обязательства экспедитором по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, должно осуществляться не путем фактической доставки груза в пункт назначения силами самого экспедитора, а посредством заключения последним договоров перевозки с перевозчиками, соответствующими условию договора транспортной экспедиции о транспорте и маршруте, избранных экспедитором или клиентом.

Разновидности договора транспортной экспедиции

В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции можно выделить несколько видов этих договоров:

  • договор об обеспечении доставки грузов;
  • договор о доставке груза до места нахождения перевозчика;
  • договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах.

Договор об обеспечении доставки груза

Это классическая разновидность транспортно-экспедиционного договора. В соответствии с этим договором экспедитор берет на себя всю полноту ответственности за транспортировочный процесс – от получения груза у грузоотправителя до выгрузки и сдачи его получателю. То есть клиент полностью освобождается от всех действий, связанных с перевозкой груза. Экспедитор же может выполнить условия такого договора либо собственными силами, если, например, груз можно доставить в пределах автомобильного сообщения и у экспедитора есть собственный автопарк, либо привлечь третьих лиц: заключить договоры на перевозку, на погрузочно-разгрузочные работы и так далее, если груз следует сложным смешанным маршрутом.

В обоих случаях, согласно статье 805 ГК РФ, ответственность за доставку перед клиентом несет сам экспедитор. Такой договор максимально удобен для организаций, не имеющих собственных отделов логистики.

Исключение могут составить случаи, когда договор об обеспечении доставки груза с транспортной компанией заключает грузополучатель, а грузоотправитель обязуется передать груз экспедитору, но при этом доставить его своими силами до определенного места передачи.

При таком варианте обязанности по доставке груза и ответственность за товар переходят к экспедитору в момент получения груза от отправителя. Этот момент имеет большое значение для всех сторон, поскольку он определяет не только передачу груза, но и переход рисков утраты или повреждения товара. Кроме того, документ, фиксирующий передачу груза, является основным документом, подтверждающим принятие на себя экспедитором обязанностей по доставке конкретного груза.

Иногда возникают ситуации, когда представитель экспедитора намеренно завышает данные об объеме или весе полученного груза, а клиент впоследствии получает счет, сумма которого вызывает справедливое удивление. Доказать в таких случаях, что данные о грузе были искажены, крайне сложно, поэтому необходимо поручать передачу груза надежному и квалифицированному персоналу, который сможет проверить сведения, содержащиеся в накладной или акте.

Договор транспортно-экспедиционного обслуживания – тот же вид договора об обеспечении доставки груза, но заключаемый на длительный срок. Организации, которая регулярно отправляет партии грузов, выгодно стать абонентом транспортной компании, так как годовое обслуживание предусматривает скидки и соответственно снижение затрат на перевозку.

Договор о доставке груза до места нахождения перевозчика

Возможны варианты договора о получении груза от перевозчика в пункте назначения и дальнейшей доставке его получателю.

В такой ситуации оптимальный выбор – заключение договора с крупной транспортной компанией, которая имеет филиал в том регионе, куда отправляется товар. В обязанности экспедитора в данном случае будет входить: загрузка транспортного средства на складе грузоотправителя, доставка груза до станции отправления железной дороги и сдача его перевозчику, а также приемка на станции назначения, доставка и выгрузка на складе конечного получателя. В качестве клиента в этой модели могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, в зависимости от условий поставки, определенных сторонами в договоре.

Договор об отдельных транспортно-экспедиторских услугах

Такие договоры заключаются небольшими компаниями, которые специализируются на каком-либо одном виде деятельности, например погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении грузов и их охране в пути следования или таможенном оформлении и т. п. Несмотря на то что в каждом конкретном случае договор может называться по-разному, но квалифицироваться он будет как договор об оказании услуг, связанных с процессом перевозки груза. Такие договоры могут быть как разовыми, так и длящимися, с подписанием отдельного документа-приложения на каждую заявку клиента.

Число различных вариантов договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не поддается определению. Экспедиторские организации могут специализироваться на погрузочно-разгрузочных операциях в сочетании с обеспечением проверки веса и количества отправляемых или получаемых грузов; на сопровождении грузов и их охране в пути следования; на оформлении перевозочных документов и осуществлении расчетных операций за счет средств клиентов и т.п.

Во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, столь разные по своему предмету и содержанию, должны признаваться договорами транспортной экспедиции, так как предмет всех указанных договоров составляет оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Практические последствия такой квалификации соответствующих правоотношений состоят в том, что эти правоотношения подпадают под действие норм о транспортной экспедиции, содержащихся в главе 41 ГК РФ, и, следовательно, не могут регулироваться общими положениями о договорах возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

Права и обязанности сторон

Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. В их число входят:

  • организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • проверка соответствия количества и качества груза заявленным в документах параметрам;
  • погрузка и выгрузка груза;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза и др.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Согласно статье 805 ГК РФ, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. При этом в соответствии со статьей 403 ГК РФ он не освобождается от ответственности перед клиентом за действия этих лиц и несет ее в этом случае на общих основаниях. Особо в Законе отмечено, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

В Законе также указаны условия, при которых экспедитор вправе отступать от указаний клиента, но только в интересах последнего и с обязательным его уведомлением о произведенных действиях в течение суток. Возможно это в случае, если указания клиента неточны или неполны либо экспедитор по независящим от него причинам не имел возможности запросить согласие клиента на отступление или получить ответ в течение суток.

При заключении договора необходимо иметь в виду, что согласно статье 3 Закона, экспедитор, если это предусмотрено договором, имеет все основания удерживать находящийся в его распоряжении груз вплоть до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. А вот ответственность за порчу груза вследствие его удержания экспедитором в таких случаях несет клиент.

Клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в связи с исполнением договора расходы и издержки. Сроки, форма и порядок уплаты всех этих сумм стороны также указывают в договоре.

Закон оставляет право выбора вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки различными видами транспорта за клиентом. Однако если клиент отказывается от этого права, экспедитор может самостоятельно определить все условия, но исходя из интересов клиента.

Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иных сведений, необходимых для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Само собой, что непосредственной обязанностью клиента является своевременное представление экспедитору и полной достоверной информации, и необходимых для прохождения таможенного, санитарного и других видов государственного контроля документов. Содержание такой информации, перечень представляемых клиентом документов и порядок их представления целесообразно описать в договоре.

Но экспедитору следует иметь в виду, что договор этот является консенсуальным (это сделки, для совершения которых достаточно соглашения сторон). Эта, на первый взгляд, теоретическая характеристика, может иметь серьезные практические последствия в ходе судебного разбирательства по предъявленным претензиям.

Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов. Можно заключить договор транспортной экспедиции сроком на один год, где будут зафиксированы лишь основные права и обязанности сторон. А на каждую конкретную доставку составлять приложение или заявку с описанием того, что везем, куда, когда и кому.

Ответственность экспедитора и клиента в случае нарушения договора

Согласно статье 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение экспедитором прописанных в договоре обязанностей он несет ответственность перед клиентом по общим правилам, установленным главой 25 ГК РФ. То есть общим основанием ответственности является не вина экспедитора, а обычный предпринимательский риск.

Однако есть и исключения из этого правила: если экспедитор сумеет доказать, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то размер и основания его ответственности будут определяться правилами, предусмотренными действующим законодательством.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» содержит расширенный и более подробный перечень оснований ответственности экспедитора перед клиентом. Так, за утрату (если груз не выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки), недостачу или повреждение груза после его принятия экспедитор обязан возместить клиенту реальный ущерб, если не докажет, что произошло это вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить.

Ущерб в зависимости от условий договора возмещается в размере объявленной или действительной стоимости груза. Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца. При ее отсутствии стоимость считается по средней цене на аналогичный товар.

Отдельным пунктом можно предусмотреть возврат экспедитором уплаченного клиентом вознаграждения. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного ранее вознаграждения экспедитор также обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением груза, произошедшими по его вине.

Из статьи 9 Закона можно узнать, что экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Законодательно предусмотрено ограничение ответственности экспедитора при осуществлении им международных перевозок, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение груза явились результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой. Это правило появилось в законе не случайно. Оно призвано оградить клиентов и прежде всего потребителей от недобросовестности некоторых экспедиторских фирм.

Чтобы упростить порядок возмещения убытков, причиненных клиенту экспедитором, можно использовать механизм страхования экспедируемых грузов. В таком случае после выплаты возмещения клиенту страховая компания в порядке регресса предъявит иск экспедитору и возьмет все судебные хлопоты на себя. Но и экспедитор имеет возможность застраховать свои риски, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиент также несет ответственность перед экспедитором, перечень оснований которой хоть и ограничен, но зафиксирован в Законе и не может изменяться договором.

Таковыми основаниями могут послужить:

  • причинение убытков экспедитору в связи с неисполнением обязанностей по предоставлению информации. Вполне уместно требовать возмещения в полном объеме убытков, понесенных экспедитором в связи с отсутствием информации об опасных свойствах груза;
  • необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором. В этом случае уплачивается штраф в размере 10% суммы этих расходов;
  • несвоевременная уплата вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов. При этом взыскивается неустойка в размере 0,1% суммы вознаграждения и расходов экспедитора за каждый день просрочки (но неустойка не может быть больше указанной суммы вознаграждения).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора виновная сторона обязана возместить другой стороне вызванные отказом убытки и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных ею затрат.

Что касается процессуального оформления требований, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора транспортной экспедиции, следует обращать внимание на следующие моменты:

  • для коммерческих организаций и предпринимателей Закон предусматривает обязательную досудебную процедуру урегулирования – предъявление претензий к экспедитору в письменной форме, которая должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее получения;
  • срок исковой давности для таких требований составляет один год.

Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов.

При составлении договора транспортной экспедиции необходимо обратить внимание:

  1. Зафиксировать конкретный перечень услуг, которые планируется получить от экспедитора. Чем подробнее будет описан этот перечень услуг в договоре, тем меньше впоследствии возникнет разночтений и взаимных претензий. Что должно входить в обязанности экспедитора? Как распределяются обязанности между ним и клиентом? Кто оформляет таможенные и иные документы? От чьего имени экспедитор будет заключать договоры с перевозчиками и другими организациями? И так далее.
  2. Четко описать в договоре или приложениях к нему маршрут передвижения.
  3. Описать характеристики груза и его свойства, а также собрать информацию, которая потребуется экспедитору для выполнения его обязательств. Значение этого условия определяется тем, что отказ в предоставлении такой информации либо ее нехватка не позволит экспедитору приступить к исполнению своих обязанностей. А это в свою очередь грозит срывами сроков доставки.
  4. Определить сроки разгрузки. Поскольку местом назначения доставки, как правило, является некий склад, работающий по определенному графику с утвержденными временными нормативами разгрузки прибывшего транспортного средства, то нарушение экспедитором оговоренных сроков, в которые он должен предоставить транспортное средство к разгрузке, неминуемо приведет к простою и претензиям со стороны клиента.
    Но часто случаются и обратные ситуации, когда автомобили экспедитора простаивают по вине грузополучателя. И тогда транспортная компания предъявляет грузоотправителю претензии с требованием оплатить время простоя. А грузоотправитель в свою очередь вынужден перевыставлять претензии получателю.
  5. Распланировать сроки и порядок уплаты вознаграждения экспедитору. Порядок и сроки уплаты вознаграждения экспедитору, а также возмещения его расходов – одно из существенных условий, важное как для экспедитора, так и для клиента. Размер суммы расходов экспедитора, подлежащей возмещению клиентом, а также уточнение, какая из сторон и каким образом будет оплачивать перевозочные тарифы и другие необходимые платежи, обязательно должны содержаться в договоре экспедирования, чтобы максимально оградить клиента от излишних расходов.
  6. Удостовериться в наличии лицензии у экспедитора. Следует иметь в виду, что некоторые элементы транспортно-экспедиционной деятельности, такие, например, как погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах или на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г., подлежат обязательному лицензированию.
  7. Указать как можно больше контактных данных. Экспедитор должен иметь возможность в случае возникновения обстоятельств, препятствующих выполнению поручения в соответствии с вашими указаниями, как можно быстрее связаться с вами. Тем значимей эта информация, если груз является скоропортящимся, ведь принятие оперативных решений может помочь избежать проблем и минимизировать убытки.

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Договор транспортной экспедиции — это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе. Ранее транспортная экспедиция рассматривалась в договорах перевозки преимущественно автотранспортными средствами в качестве дополнительных к перевозке грузов услуг. В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов специальным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Этот закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в т.ч. иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов) на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта.

Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором.

По юридической природе договор транспортной экспедиции является:

возмездным;

двусторонним.

В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Клиентом, то есть грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо. Экспедитором, то есть лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице.

Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление следующих действий:

— получение требующихся для экспорта или импорта документов;

— выполнение таможенных и иных формальностей;

— проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;

— уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента и др.

Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Размер данного вида ответственности ограничивается объявленной (или действительной) ценностью груза. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Особенность прекращения договора транспортной экспедиции выражается в том, что любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Сторона, заявившая об отказе от договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Правовое регулирование договоров транспортной экспедиции

Отношения между экспедитором и клиентом в настоящее время регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются также транспортными уставами и кодексами.

В чем конкретно они заключаются

На первом месте по значимости – сохранность груза и безаварийная его транспортировка. Кроме того, за экспедитором:

  • организация перевозки груза;
  • выбор маршрута, если на это получено согласие клиента;
  • от имени заказчика – заключение разовых договоров на конкретную транспортировку конкретного груза;
  • передача его клиенту со всей подтверждающей благополучную доставку документацией;
  • предоставление документов, свидетельствующих о форс-мажорных обстоятельствах, повлекших за собой штраф.

В договоре может быть зафиксирована еще одна обязанность экспедитора: постоянная связь с заказчиком на всех этапах следования груза.

Задача клиента или заказчика

Подписывая договор транспортной экспедиции, клиент должен подготовить и предоставить экспедитору или экспедиционной службе полный объем информации о грузе, который намерен транспортировать. Иначе, по условиям договора, экспедитор не имеет права начинать процесс транспортировки груза.

Не будет производиться грузоперевозка и в том случае, если заказчик не выполнил финансовую договоренность о предоплате. А в случае задержки полной оплаты договор дает юридическое основание для штрафных санкций.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза.

1.2. Срок действия настоящего договора: с » » года до » » года.

1.3. Стоимость оказываемых Экспедитором услуг составляет: рублей.

1.4. Клиент обязуется оплатить:

  • сумму, указанную в п.1.3., не позднее » » года г;
  • расходы, связанные с исполнением настоящего договора, не позднее дней с момента предоставления Экспедитором калькуляции затрат.

1.5. Денежные суммы, указанные в п.1.3. настоящего договора и в калькуляции затрат, выплачиваются в следующем порядке: .

ОБЯЗАННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА

2.1. Экспедитор обязуется:

  • организовать перевозку груза транспортом по следующему маршруту: ;
  • заключить от имени Клиента на основании доверенности договор перевозки груза;
  • обеспечить
  • обеспечить получение документов, требующихся для экспорта или импорта груза;
  • обеспечить выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверить количество и состояние груза;
  • обеспечить погрузку и выгрузку;
  • уплатить пошлины, сборы, произвести другие необходимые платежи, возложенные на Клиента;
  • обеспечить хранение груза и его получение в пункте назначения;

2.2. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего договора.

ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ

3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить – у Клиента необходимые дополнительные данные.

Мнение эксперта Куртов Михаил Сергеевич Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику. 3.3. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

3.4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п.3.1.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Любая из Сторон вправе отказаться от настоящего договора, предупредив об этом другую Сторону в разумный срок.

5.2. При одностороннем отказе от исполнения настоящего договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением договора.

г. ______________ «___» ___________ 20__г.

(наименование организации, Ф.И.О. гражданина-предпринимателя)

именуем __ в дальнейшем «Экспедитор», в лице ___________________________,

действующего на основании ______________________________________________,

с одной стороны, и _____________________________________________________,

(наименование организации, Ф.И.О. гражданина)

именуем __ в дальнейшем «Клиент», в лице _______________________________,

действующего на основании ________________________, с другой стороны,

заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанность за

вознаграждение и за счет Клиента организовать выполнение следующих услуг,

организовать перевозку грузов транспортом Экспедитора по маршруту

заключить от имени Клиента договоры перевозки грузов;

получать и оформлять необходимые для перевозки грузов документы;

выполнять таможенные и иные формальности;

уплачивать за счет Клиента пошлины, сборы и другие расходы,

(перечень других необходимых для перевозки операций и услуг).

1.2. Клиент выдает Экспедитору доверенность на совершение действий,

необходимых для оказания Экспедитором услуг, указанных в п.1.1

1.3. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую

информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную

информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей,

1.4. В случае отказа Клиента от заявленной экспедиции он обязан

уведомить об этом Экспедитора с возмещением последнему фактически

понесенных расходов и уплатой штрафа в размере ____________ рублей.

Вознаграждение, предусмотренное в п.2.1 настоящего договора, в таком

1.5. В случае отказа Экспедитора от договора он обязан предупредить

об этом Клиента в _________________ (срок) и возместить Клиенту все

2.1. За оказание услуг, указанных в п.1.1 настоящего договора,

Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение в размере _________

2.2. Не позднее __________ срока со дня подписания договора Клиент

обязан уплатить Экспедитору аванс в размере __% от суммы, указанной в

п.2.1 договора, т.е. _______________ рублей.

2.3. Последующие платежи производятся в следующем порядке:

2.4. Оплата вознаграждения производится Клиентом по безналичному

3.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания

3.2. Настоящий договор заключен на срок до ________________________.

3.3. До завершения сторонами исполнения своих обязательств,

вытекающих из настоящего договора, соответствующие условия договора

4.1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору

в связи с нарушением своей обязанности по предоставлению информации,

4.2. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом за неисполнение

или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору по

основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами

гл.25 ГК РФ. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства

вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то его

ответственность перед Клиентом определяется по тем же правилам, по

которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

4.3. Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем

договоре, определяются в соответствии с законодательством Российской

4.4. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении

настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров

4.5. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров

стороны передают их на рассмотрение в ____________ (указать место

5.1. Права и обязанности сторон, прямо не предусмотренные в

настоящем договоре, определяются в соответствии с ГК РФ и другими актами

гражданского законодательства Российской Федерации.

Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба

экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из сторон

находится один экземпляр настоящего договора.

Клиент ________________________________________ М.П.

Экспедитор ____________________________________ М.П.

Договор — документ, с которого начинается транспортно-экспедиторская услуга. Оформление на бумаге отношений между сторонами в одной ситуации гарантирует, что работа будет выполнена качественно, а экспедитор получит оплату.

Правовое регулирование таких соглашений осуществляется в соответствии с законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» и главой 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция». к содержанию

Порядок расчетов

Этот пункт указывается непосредственно в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг или в приложении к нему. Вознаграждение исполнителю может выражаться в одном из вариантов:

  • твердая сумма;
  • проценты от провозной платы;
  • тариф экспедитора.

В сумму оплаты также включают расходы, связанные с выполнением обязательств перед клиентом.

Обычно расчеты проводятся в таком порядке. Экспедитор выставляет счет, и заказчик, если согласен с суммой, оплачивает ее банковским переводом. Средний срок оплаты составляет 3–5 дней. к содержанию

Договор о полном обеспечении доставки

Этот вид соглашения наиболее распространен. По его условиям, экспедирующая фирма полностью отвечает за перевозку — с момента погрузки до сдачи отправления получателю. Клиент по такому договору вообще не участвует в процессе транспортирования.

Мнение эксперта Куртов Михаил Сергеевич Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику. Для выполнения взятых на себя обязательств экспедитор использует собственное ТС или на договорных условиях привлекает третьих лиц, автотранспортные предприятия.

Полное обеспечение доставки предусматривает совершенную ответственность перед клиентом. Это отмечается в ст.

805 Гражданского кодекса РФ. Однако здесь бывают исключения.

Возникают ситуации, когда получатель груза заключает договор с другим предприятием, специализирующемся на транспортно-экспедиционной деятельности. Тогда ответственность действует только до момента передачи груза. к содержанию

Экспедиторские документы

Принимая ТМЦ, экспедитор в обязательном порядке выдает клиенту экспедиторские документы, оригиналы договоров, заключенные по доверенности от имени заказчика. В свою очередь контрагент предоставляет документы и информацию о свойствах подлежащего транспортировке груза, условиях, которые необходимо обеспечить, другие важные для выполнения обязательств сведения.

Если это требование не выполнено, то клиент отвечает за убытки, которые вследствие этого понес исполнитель договора.

Список экспедиторских документов, порядок предоставления услуги и требования к ее качеству содержатся в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (пункт 5), далее — Правила ТЭД. По общим требованиям, о заключении договора свидетельствует наличие таких документов:

  • поручения — в нем перечисляются услуги, заказанные клиентом, и условия их предоставления. Экспедитор рассматривает поручение, затем отправляет его — согласованным или отклоненным — контрагенту. К выполнению приступают только при положительном ответе. Клиент может в любой момент отозвать поручение. Но потом он компенсирует экспедитору расходы по исполненной части обязательств, как того требуют Правила ТЭД (п. 9, 10);
  • экспедиторской расписки — оформляется при приеме груза и подтверждающим его получение от клиента или указанного ним грузоотправителя. Она дает право на владение ТМЦ до момента, пока их не передадут клиенту или указанному этой стороной получателю. Вместо экспедиторской расписки, в зависимости от характера предоставляемой услуги, могут применяться другие документы, о чем указывается в тексте договора;
  • складской расписки — выдается в подтверждение того, что склад получил на хранение ТМЦ. По ней грузу гарантируют соответствующие условия, безопасность. Складская расписка может выполнять функцию банковского документа, если владелец желает использовать имущество как залог по кредиту. Она также предоставляет право поклажедателю забирать товар частями.

Соглашение об оказании транспортно-экспедиционных услуг может заключаться не только в виде договора свободной формы, но и в форме составления этих документов.

Вышеприведенный перечень неполный, на практике еще используются:

  • экспедиторское свидетельство;
  • заявка клиента;
  • коносамент;
  • поручение на отправку экспортных грузов;
  • декларация о перевозке опасных веществ;
  • интермодальное весовое свидетельство отправителя и другие.

Основные понятия, регулирование отношений

Заключение соглашений с экспедицией в сфере транспорта – приводит к образованию отношений, за регулирование которых отвечает Гражданское Законодательство. Кроме того, можно опираться на Правила по деятельности в этой сфере вместе с Федеральным Законом №87-ФЗ.

В тексте соглашения указывается, что есть две стороны, одна играет роль экспедитора, а другая – клиента. Он сам может отправлять либо получать грузы. Первая сторона обязуется выполнить определенные услуги, связанные с доставкой грузом, за личный счет второй стороны. Конкретный список действий оговаривается в первоначальном соглашении.

Сам транспортный процесс с участием груза относится к основным условиям в договоре. Ответственность по товарам может возлагаться на самих экспедиторов. Но привлечение сторонних исполнителей – более распространенное решение для данной задачи.

Компании занимаются основными либо дополнительными услугами.

В основной части пишут о том, как контролировать перевозку, о каждой операции. Их список состоит из:

  • контроля за отправкой и получением
  • оформления соглашений, функцию составителя которых выполняет экспедитор либо сами клиенты
  • организации перевозки, использования определенного вида транспорта, и следования выбранному маршруту

Что касается дополнительных услуг, то они имеют обычно вид:

  1. Получения грузов в конечном пункте вместе с хранением.
  2. Перечисления любых расходов, возлагающихся на клиента, с включением налоговых сборов и пошлин.
  3. Погрузки, выгрузки, контроля за состоянием груза.
  4. Соблюдения формальностей. Таможенные не становятся исключением.
  5. Получения документов, без которых невозможен экспорт или импорт.

Ответственность за нарушение обязательств

Обязанности с ответственностью возлагаются на перевозчика при заключении соглашения с третьим лицом, указании имени экспедитора на документах. Главное – что эта ответственность имеет строгие ограничения, установленные на законодательном уровне.

Если при заключении соглашений в документах стоит имя экспедитора – значит, он контрагент по отношению к перевозчику. Тогда перед клиентами ответственными считаются экспедиторы. Либо обязанности с них снимаются. В зависимости от того, как прошли судебные разбирательства, удалось ли доказать, что виновником произошедшего стал перевозчик.

Есть и дополнительные ограничения, которые накладываются именно на экспедиторов, когда речь идет об их ответственности. К примеру, в ситуациях с пострадавшим грузом возмещается только реальная часть ущерба. Возмещение происходит только, если удалось доказать, что обстоятельства могли быть предсказаны и обойдены.

Иногда можно указать требование по возврату вознаграждения, уплаченного ранее. Например, с размером, зависящим в пропорции от товара, которого не хватает либо который поврежден. Но тогда клиент тоже имеет право на возмещение только, если доказана прямая вина экспедитора.

Законодательство в текущей версии имеет ссылку и на обязательность применения претензионного порядка для рассмотрения любых споров. До того момента пока экспедиторы сами не отвечают на направленную претензию, клиенты просто не могут обращаться в суд. Срок исковой давности сокращается, когда речь идет о подобных требованиях.

Транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю

Предмет заключения подобных соглашений – обеспечение экспедитором всего транспортного процесса для груза. Который касается любых этапов в перемещении товаров, первый – это принятие, а последний – передача третьему лицу. Выбор маршрута, рекомендованного к передвижению – обязанность клиента, либо экспедитора, в зависимости от договоренности.

Клиентами могут стать не только те, кто отправляют, но и те, кто получают грузы. Экспедиторы принимают на себя несколько обязанностей, когда начинают распоряжаться транспортными средствами:

  1. Выдать получателю посылку, когда она окажется в конечном пункте.
  2. Осуществлять транспортировку с соблюдением предусмотренного маршрута, и обеспечением сопровождения, охраны в пути.
  3. Принять отправление со стороны клиентов.

Тогда экспедиторы в одном лице объединяют роли отправителя и перевозчиков. Сама перевозка грузов становится лишь одной из граней в обязанностях.

Ответственность возлагается не только в этой части, но и в других положениях ГК РФ, с более общим характером. Недопустимо тогда приведение ссылок по ограничениям, на которые могут рассчитывать перевозчики.

Можно указать, что не сама непосредственная доставка груза считается фактом исполнения обязательств. А то, что от имени клиента был заключен контракт с другими перевозчиками. Главное – чтобы условия соответствовали первоначальному договору.

Если задачи трудно выполнимы, экспедиторы имеют право прибегнуть к услугам сторонних фирм. Если они работают там, где находится получатель груза. Далее переходят только к оформлению соответствующего договора.

Обеспечение завоза грузов в порты и аэропорты, на станции железных дорог

Мнение эксперта Куртов Михаил Сергеевич Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику. На экспедиторов переходит ряд обязательств, отличающихся второстепенным характером по отношению к самой транспортировке. Сами обязательства вводятся для обслуживания отдельных этапов работы.

Экспедиторы связываются следующими обязательствами, согласно данному соглашению:

  • Сдать грузы перевозчику, чтобы они попали в конечные пункты.
  • Заключить договор с транспортной компанией, когда ставится либо имя экспедитора, либо данные по клиентам.
  • Приемка с соблюдением требований, установленных договорными отношениями.

Автор статьи Куртов Михаил Сергеевич Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику. Следующая ПродажаДоговор поручительства между юридическими или физическими лицами: образец 2020 года Отличная статья 0
Как правило, та организация, что предоставляет услуги экспедитора, также оказывает и услуги перевозки. Поэтому отношения между такой организацией (перевозчиком) и клиентом (заказчиком) регулируются не простым договором перевозки или договором транспортной экспедиции, а чем-то обобщенным.
Согласно ст.785 ГК РФ, по договору перевозки в обязанности перевозчика входит доставка груза, вверенного ему заказчиком, до пункта назначения, а также выдача его уполномоченному лицу. Соответственно, заказчик обязан совершить оплату по условиям заключенного договора. Но это лишь основа юридических отношений. На самом деле, заключаемый договор экспедитор-перевозчик включает в себя множество нюансов.
Например, в обязанности такого универсального перевозчика, также входят и действия по планированию всех операций, связанных с перевозкой, и их осуществление. Сюда может войти обязанность по выбору маршрута, получение необходимых документов, соблюдение формальностей на таможне, проверка качества и количества груза, такелажные работы, уплата различных сборов и пошлин, а также хранение груза (ст.801 ГК РФ).
Но, и заказчик имеет определяемые Гражданским Кодексом обязанности. К примеру, он обязан выдать экспедитору доверенность, если она, конечно, необходима ему для осуществления своей деятельности. Но самое главное, клиент обязан предоставить перевозчику всю необходимую информацию об условиях транспортировки и хранения груза, а также о его свойствах. В случае, если компания перевозчик понесет убытки, связанные с сокрытием заказчиком информации, то заказчик и будет их возмещать. Однако, ГК РФ тут делает оговорку – исполнитель обязан своевременно убедиться в полноте предоставленной информации и затребовать недостающую (ст.804 ГК РФ).
Но, помимо организационных условий, необходимых лишь для начала выполнения перевозки, существуют и обязанности сторон, оговаривающие непосредственно погрузку и доставку груза. Заказчик обязуется обеспечить приемлемые условия для подачи транспорта – пригодные подъездные пути, а также документы, допускающие транспорт к месту погрузки. Кроме того, он же, должен своевременно подготовить груз – обеспечить тару, упаковку, перевозочные документы. В случае, если по каким-либо условиям груз не соответствует требованиям договора экспедитора — перевозчика, то он считается непредъявленным. Помимо этого, в обязанности заказчика входит проверка транспорта на пригодность к осуществлению перевозки, а также состояния груза.
Даже такие обязанности, как погрузка, увязка (закрепление) и укрытие груза должны выполняться, как правило, грузоотправителем или уполномоченным лицом, но под контролем перевозчика. Что касается проблем сроков, то необходимый простой транспорта, чаще всего, составляет 12 часов со времени прибытия под погрузку. В случае превышения данного срока по вине заказчика, им уплачивается штраф, в соответствии с договором. А вот если перевозчик опоздал с предоставлением транспорта более, чем на 6 часов, то штраф выплачивает именно он.
Что характерно для договора перевозки, то, когда транспорт тронулся, заказчик на время освобождается от различных обязанностей. А вот перевозчик выполняет свою деятельность в сроки и на условиях, обусловленных договором. Он, также, предоставляет заказчику всю информацию не только о возникающих проблемах, но и просто о состоянии перевозки.
Что касается выгрузки груза, то тут обязанности сторон почти аналогичные условиям погрузки – от предоставления приемлемых подъездных путей к месту выгрузки до соблюдения сроков выгрузки. А в случае, если под выгрузку предъявляется груз, не соответствующий товарной накладной по качеству или количеству, то должен составляться приемо-сдаточный акт.
Как и в простом договоре транспортной экспедиции, договор экспедитор – перевозчик, может определять возможность предоставления перевозчику права привлечения третьего лица для осуществления его обязанностей, обусловленных договором. Однако данный факт вовсе не освобождает компанию перевозчика от ответственности по договору, заключенному между ним и грузоотправителем. А вот между перевозчиком и третьим лицом может быть заключен другой договор, например, договор перевозки или фрахта.

Кстати, как и при многих других видах юридических взаимоотношений, ни одна из сторон рассматриваемого договора не будет нести ответственности, если условия договора либо невозможно исполнить вообще, либо нельзя исполнить в срок из-за воздействия непреодолимой силы. Имеются ввиду обстоятельства, которых нельзя было избежать или предвидеть: издание законного или подзаконного акта, военные действия, природные катаклизмы и техногенные катастрофы. Разумеется, действия данных сил должны быть подтверждены соответствующей Торговой Палатой.
Однако, существуют также компании, осуществляющие только услуги транспортной экспедиции либо только услуги по перевозке грузов. Но клиенту, как правило, требуется весь спектр услуг по перемещению его груза. Заключив договор с компанией экспедитором, заказчик уже не особо интересуется вопросом непосредственно перевозки. Данная проблема ложится на плечи экспедитора.
Взаимоотношения сторон, в данном случае, будут регулироваться договором между экспедитором и перевозчиком. Скорее всего, это будет просто договор перевозки, предусмотренный ст. 785 Гражданского Кодекса РФ. Но в данном Кодексе имеется еще одна статья, регулирующая похожие отношения – это договор фрахтования или чартера (ст.787). По данному договору одна из сторон (фрахтовщик) берет на себя обязательства по предоставлению другой стороне (фрахтователю), за определенную договором оплату, всю вместимость транспортного средства либо ее часть для перевозки груза. Причем речь может идти и о нескольких транспортных средствах и рейсах.
Кстати, договор между экспедитором и перевозчиком возможен еще и в виде договора аренды транспортного средства. Однако, в данном случае, компания экспедитор должна иметь возможность и сама быть перевозчиком (иметь необходимые лицензии и разрешения). То есть речь тут идет просто о нехватке транспортных средств, для исполнения обязательств перевозчиком.

Артём Богданов

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх