Должностная инструкция врача

Общая часть

1.1. Основными задачами врача дневного стационара является:

— оказание квалифицированной стационарной лечебно-диагностической помощи населению, госпитализированному в дневной стационар.

— оздоровление больных диспансерной группы, часто и длительно болеющих лиц.

1.2. Назначение и увольнение врача дневного стационара осуществляется главным врачом поликлиники или больницы в соответствии с действующим законодательством.

1.3. Врач дневного стационара в своей работе подчиняется непосредственно заведующему дневным стационаром, а в случае его отсутствия — заместителю главного врача поликлиники или больницы по медицинской части.

1.4. Врачу дневного стационара подчиняется средний и младший медицинский персонал отделения.

1.5. В своей работе врач дневного стационара руководствуется нормативными документами.

Обязанности

Врач дневного стационара обязан:

2.1. Проводить прием больных, направленных врачами поликлиники и стационара, обеспечивать диагностику и лечение госпитализированных с учетом всех возможностей дневного стационара.

2.2. Осуществлять ежедневные врачебные осмотры с целью оценки состояния здоровья пациентов и коррекция лечения.

2.3. Использовать в своей работе современные методы профилактики, диагностики заболеваний и лечения больных.

2.4. Соблюдать принципы медицинской этики и идионтологией.

2.5. Осуществлять экспертизу временной нетрудоспособности пациентов в соответствии с действующим положением о ней и своевременно направлять больных на ВК.

2.6. Оформлять медицинские карты больных дневного стационара и контролировать ведение медицинской документации медсестрой.

2.7. Осуществлять контроль и руководство работой среднего и младшего медицинского персонала.

2.8. Систематически повышать свою квалификацию и уровень знаний среднего и младшего медицинского персонала дневного стационара,

Права

Врач дневного стационара имеет право:

3.1. Назначать и отменять любые лечебно-профилактические мероприятия, исходя из состояния больного.


3.2. Получать информацию, необходимую для выполнения должностных обязанностей.

3.3. Участвовать в совещаниях по вопросам организации медицинской помощи населению по профилю своей специальности.

3.4. Вносить предложения администрации поликлиники или больницы по вопросам улучшения организации и условий своего труда, а также труда среднего и младшего медицинского персонала.

Оценка работы и ответственность

Оценка работы врача дневного стационара проводится заведующим отделением на основании качественных и количественных показателей его работы, соблюдения им требований нормативных документов.

Врач дневного стационара несет ответственность как за некачественную работу и ошибочные действия, так и за бездействие и непринятие решений, которые входят в сферу его обязанностей и компетенции, в соответствии с действующим законодательством.

Должностная инструкция медицинской сестры дневного стационара

Общая часть

1.1. Основными задачами медицинской сестры дневного стационара являются выполнение лечебных и диагностических назначений врача, а также оказание помощи ему в организации контроля за своевременностью и полнотой получения больными процедур.

1.2. Назначение и увольнение медицинской сестры дневного стационара осуществляется главным врачом поликлиники или больницы в соответствии с действующим законодательством.

1.3. Медицинская сестра дневного стационара непосредственно подчиняется заведующему дневным стационаром, а во время работы — врачу дневного стационара.

1.4. В своей работе медицинская сестра дневного стационара руководствуется «Положением о дневном стационаре», настоящей должностной инструкцией и другими официальными документами.

Обязанности

Медицинская сестра дневного стационара обязана:

2.1. Выполнять лечебные процедуры, назначенные врачом, и регулярно отмечать их исполнение в листке назначений.

2.2. Следить за своевременным получением результатов лабораторных и других исследований, расклеивать их в медицинские карты госпитализированных.

2.3. Помогать больным, по указанию врача, в подготовке к осмотру, принятию лечебных и диагностичеких процедур.

2.4. Объяснять больным способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям и процедурам.

2.5. Обеспечить учет, хранение и рациональное использование медикаментов и перевязочного материала.

2.6. Проводить мероприятия по соблюдению санитарно-дезинфекционного и санитарно-противоэпидемического режима, профилактики внутрибольничных инфекций.

2.7. Систематически повышать свою квалификацию.

2.8. Помогать врачу в оформлении документации, подготовке отчетов, расчете показателей работы отделения.

Права

Медицинская сестра дневного стационара имеет право:

3.1. Предъявлять требования к администрации лечебно-профилактического учреждения по созданию необходимых условий на рабочем месте, обеспечивающих качественное выполнение ее должностных обязанностей.

3.2. Получать необходимую информацию для выполнения своих функциональных обязанностей от врачей дневного стационара, старшей медсестры и главной медсестры лечебно-профилактического учреждения.

3.3. Требовать от посетителей соблюдения правил внутреннего распорядка дневного стационара.

3.4. Давать указания и контролировать работу младшего медицинского персонала дневного стационара.

3.5. Принимать участие в совещаниях при обсуждении работы дневного стационара.

4. Оценка работы и ответственность

Оценка работы медицинской сестры дневного стационара проводится врачами, заведующим дневным стационаром на основании выполнения ею своих функциональных обязанностей, соблюдения правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины.

Медицинская сестра дневного стационара несет ответственность за нечеткое, несвоевременное и некачественное выполнение всех пунктов инструкции. Виды персональной ответственности определяются в соответствии с действующим законодательством.

Раздавать лекарства больным надо всегда только чистыми руками, пользуясь ложкой или щипчиками, не прикасаясь своими пальцами к таблеткам, пилюлям и другим твердым формам лекарственных препаратов. Хорошо, если больной получает их в отдельных маленьких пакетиках с необходимыми надписями. Медицинская сестра должна не только дать больному лекарство в строгом соответствии с назначением врача, но и быть убежденной в том, что пациент это лекарство принял. При этом важно, если медицинская сестра скажет несколько одобрительных слов по поводу прописанных больному медикаментов, отметит положительное действие назначенной физиотерапевтической процедуры, достаточно компетентно сможет дать необходимые дополнительные разъяснения, с похвалой отзовется о проводимых психотерапевтических мероприятиях, то результат этих воздействий, несомненно, значительно повысится, особенно у тревожно-мнительных, склонных к сомнениям больных.

Больные по — разному реагируют на принятые лекарства, не исключаются при этом и побочные действия медикаментозных препаратов. Долг медицинской сестры — немедленно информировать врача о замеченных нежелательных реакциях организма больного на принятое лекарство, проведенную физиотерапевтическую или другую лечебную процедуру. Следует сообщить врачу и об изменениях в состоянии больного в связи с действием других причин.

Недопустимо, чтобы по своему усмотрению медицинская сестра изменяла назначения врача, выдавая больному не то лекарство, которое он назначил. Это касается и других терапевтических мероприятий.

При проведении длительных процедур (спинномозговая пункция и др.) необходимо создать больному условия хотя бы относительного комфорта. Следует позаботиться о том, чтобы во время обследования пациент удобно лежал, не переохлаждался, чувствовал к себе постоянное внимание медицинской сестры, ее готовность реагировать на просьбы и жалобы.

Некоторые больные проявляют негативную реакцию на необходимость регулярно собирать для анализов кал, мочу или мокроту. Медицинская сестра должна убедить пациента в необходимости строго выполнять врачебное диагностическое назначение, ежедневно контролировать действия больного, точно учитывать время и количество собранного материала, обеспечивать своевременную его доставку в лабораторию.

Недопустимо, чтобы в присутствии больного медицинская сестра каким-то образом обнаруживала чувство своего отвращения и брезгливости к процедуре забора кала, мочи, мокроты или гноя для лабораторного исследования. Разумеется, что подобное чувство может у сестры возникать, но его надо подавить, или, во всяком случае, внешне ничем не проявлять.

Следует избегать выражений «сейчас сделаю укол», будем делать внутривенную инъекцию», заменив их, например, такими словами: «введем лекарство». Замечено, что сами по себе «укол», «инъекция», а также действия медика, которые ассоциируются с болевым воздействием, оказывают отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние больного. Из этих соображений не рекомендуется в присутствии больного проводить подготовительные манипуляции, связанные с инъекциями (собирать шприц, заполнять его лекарством и др.). Надо также избегать проведения болезненных процедур в присутствии другого больного.

При выполнении сложных манипуляций медицинская сестра, если она не чувствует себя достаточно подготовленной для этого или сомневается в чем-то, не должна стесняться просить помощи и совета у более опытных товарищей или врачей. Точно так же медицинская сестра, хорошо владеющая техникой той или иной манипуляции, обязана помогать осваивать эту технику своим менее опытным товарищам. Самоуверенность, зазнайство и высокомерие недопустимы, когда речь идет о здоровье и жизни человека.

Больные нередко проявляют повышенный интерес к медицинской документации (истории болезни, заключениям о результатах лабораторных, рентгенологических и других исследований), стремятся получить доступ к этим материалам, познакомиться с их содержанием. Медицинская сестра обязана всегда помнить, что история болезни и другие документы не должны быть доступны больным, ибо они могут стать источником ятрогении, порой с тяжелыми последствиями (особенно у онкологических больных). Ни в коем случае нельзя сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе. При этом не следует уверять тяжелобольного, что заболевание у него «пустячное» и он «скоро выпишется», так как часто пациенты неплохо осведомлены о характере своей болезни и при излишне оптимистических ответах теряют доверие к персоналу. Лучше ответить примерно так: «Да, болезнь у вас нелегкая и лечиться придется долго, но в конце концов все будет хорошо!» Однако все сведения, которые медицинская сестра дает больным, должны быть согласованы с врачом. Нередко больные вступают в разговор с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную информацию, медицинская сестра должна пресекать подобные беседы и в то же время постоянно воспитывать санитарок, техников, буфетчиц, объясняя им основы медицинской деонтологии, т.е. взаимоотношения с больными. Необходимо помнить, что иногда больные, находящиеся в состоянии наркотического сна и даже поверхностной комы, могут слышать и воспринимать разговоры в палате. Больного надо всемерно оберегать от психической травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения или даже попытке самоубийства.

ЭТИКА УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ.

Одним из принципов ухода за больным человеком является систематическое наблюдение за общим состоянием здоровья, повседневным настроением больного.

Сестра постоянно находится при больных. Ее деятельность, ее отношение к больному оказывают на него постоянное воздействие. Физический уход за больным служит наиболее существенной нитью, связывающей больного с медицинской сестрой. Добросовестная работа сестры, проведенная на должном ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, повышает уверенность больного в выздоровлении, да и не только его уверенность, но и действительно объективно содействует его выздоровлению. Помощь, оказываемая больному сестрой, ее ЗАБОТА и ЛЮБОВЬ проявляются как в словах, так и в делах. В том, как сестра подает больному стакан воды, как оправляет его постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Слова сестры имеют не только конкретное содержание, об очень многом говорит их эмоциональная окраска. Одно и то же слово может иметь сотни оттенков, одно и то же слово может быть произнесено самым различным образом, и уже на основе того, каков тон обращения к нему, больной может судить о том, чего ему в данном случае ожидать от сестры, в какой степени проявляется ее забота о нем, внимание к нему. Неэтично, обращаясь к больному или больной говорить «мужчина», «женщина», «гражданин» или «гражданка», «тетя», «дядя», «страдающий». Недопустимы, в отношении медицинской сестры к больным признаки фамилярности, в частности нельзя к пациенту обращаться на «ты». Их следует заменить обращением к больному человеку по имени и отчеству или по фамилии. Поведение медицинской сестры должно внушать уважение к ней, создавать у больных уверенность, то она все знает и все умеет, что ей можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Медсестра во взаимоотношениях с больными обязана строго соблюдать правила «словесной асептики», тщательно взвешивать каждое свое слово, каждую фразу. При разговоре с больным медикам нельзя вслух выражать свое удивление в связи с состоянием больного, особенностями течения болезни. Только в устах бездумного и бездушного медицинского работника в присутствии больного могут быть произнесены примерно такие фразы: «Ах, как у вас запущена болезнь» или «О, какой тяжелый прогрессирующий процесс» и т.п. Не должен больной услышать от медика и устрашающие предостережения: «В течение вашей болезни могут быть разные осложнения» и т.д. Запугивание больного — не лучший способ добиться строгого соблюдения им назначенного лечения, режима, диеты. На психику больного удручающее впечатление оказывают нотки неуверенности, сомнения, которые позволяют себе некоторые не очень тактичные медики в связи с проводимым лечением. Так, недопустимо, чтобы медработник говорил больному: «Будем надеяться, что назначенный вам новый антибиотик окажется эффективным» или «Попробуем лечить вас электрофорезом» и т.п. Такие и им подобные выражения ослабляют веру больного в действенность назначенных ему лекарственных средств и других лечебных мер, поэтому их необходимо заменить другими. Так, вместо слов «попробуем лечить этим антибиотиком» лучше сказать: «Сейчас доказана высокая эффективность этого антибиотика».

ЛЮБОВЬ, НЕЖНОСТЬ И ТЕПЛОТА со стороны сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживанию, вызывать у них сексуальное влечение. Сестра никогда не должна забывать о возможности этого, а потому нужен постоянный самоконтроль и пристальное наблюдение за поведением больного, за его реакцией на поведение сестры, на ее отношение к нему. Сестра должна знать и чувствовать, когда ей следует отдалиться от больного, когда же наиболее приблизиться к нему, устранить возникшее недоразумение, даже, если нужно, обратившись за помощью к врачу, побеседовать с ним.

Больной верит в сестру, он чувствует себя в безопастности: знает, что получит все, что необходимо для восстановления его здоровья. Он может спокойно отдыхать, безо всякой напряженности. УМЕНИЕ ХРАНИТЬ ТАЙНЫ БОЛЬНЫХ усиливает ДОВЕРИЕ.

Очень полезно медицинской сестре познакомиться с особенностями личности больного, знать, чем он занимается, каковы его личные данные, каков уровень умственного развития, образования больного. Медсестра должна ПОНЯТЬ БОЛЬНОГО и к каждому больному иметь сугубо индивидуальный подход с учетом всех его особенностей. ЧУТКОСТЬ, МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА, ДУШЕВНАЯ ТЕПЛОТА нужны больному не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препараты.

УМЕНИЕ ВЫСЛУШАТЬ больного — важный метод контакта с ним.

Профессор К.Дэвис (США, 1977) приводит 10 правил эффективного слушания.

1. Перестаньте говорить, так как невозможно слушать, разговаривая.

2. Помогите говорящему раскрепоститься и создайте у человека ощущение свободы.

3. Помогите говорящему, сказав, что вы готовы слушать.

4. Устраните раздражающие моменты (не рисуйте, не стучите по столу, не перекладывайте бумаги и т.д.).

5. Сопереживайте говорящему.

6. Будьте терпеливы, не экономьте время.

7. Сдерживайте отрицательные проявления своего характера.

8. Не допускайте споров и критики говорящего.

9. Задавайте вопросы.

10. Перестаньте говорить. Это наставление идет первым и последним, так как все остальные наставления зависят от него. Вы не можете эффективно слушать, если будете разговаривать.

Сестра должна научиться слушать с интересом, соответственно, реагируя на услышанное. Она должна удобно расположиться, по возможности поближе к больному, должна помочь ему рассказать о его заботах, беспокойстве и опасениях. В таких случаях оказывает помощь даже то, как сестра сидит во время рассказа, насколько естественно она себя ведет; играют роль и умело заданные вопросы, и утвердительный кивок головы, и продолжение незаконченных предложений, а в нужный момент и постановка таких вопросов, обращение к таким проблемам, которые нас интересуют. Все это помогает нам познать внутренний мир больного, способствовать ослаблению его напряженности. Как это принято говорить, больной изольет душу, и это принесет ему облегчение.

Должностная инструкция медицинского регистратора – это правила труда и поведения в учреждении, которые сотрудник обязан соблюдать с момента подписания трудового договора. Этот документ относится к разделу квалификационных характеристик должностей в здравоохранении. Регламентирует компетенцию сотрудника путем подробного перечисления его обязанностей и прав, все, что должен делать регистратор в течение рабочего времени, чьи поручения и какие просьбы он может выполнять, не превышая собственных полномочий.

Инструкции составляются для всего коллектива любого учреждения, включая руководство. Целью такого тщательного описания деятельности работников является создание слаженной системы, которая работает полноценно и эффективно на протяжении всего рабочего дня.

Инструкция предназначена для работника, соответственно, должна быть внимательно им прочитана перед тем, как он приступит к работе. Составляется для конкретного учреждения и предприятия с учетом специфики и направления работы. Может состоять из большего или меньшего количества пунктов.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции медицинского регистратора .doc

Образец должностной инструкции медицинского регистратора

Название организации.
Реквизиты.

  1. Должность медицинского регистратора требует определенных знаний, профессиональной подготовки. Человек, работающий на этой должности, считается квалифицированным работником и относится к категории специалистов. Это означает, что:
    • лицо, претендующее на данную позицию, имеет образование не ниже среднего медицинского;
    • кандидат имеет обычное среднее образование, проходил специализированное обучение на протяжении 3-6 месяцев, имеет необходимые для работы знания.
  2. Прием на должность и увольнение происходит по приказу руководителя организации.
  3. Необходимые для работы знания составляют следующие пункты:
    • знание основ ведения документов;
    • правила работы учреждения и принципы организации его работы;
    • основные положения охраны труда;
    • нормы и требования по безопасности в обязательном объеме;
    • правила производственной санитарии;
    • правила противопожарной безопасности;
    • нормы закона о трудовых взаимоотношениях работодателя и работника;
    • положения российского законодательства о взаимоотношениях работника и работодателя, охраны труда и прочие.
  4. Непосредственное руководство медрегистратором осуществляет ________________ (указывается должность).

Должностные обязанности медицинского регистратора

  1. Записывать к специалистам лиц, которые обратились в поликлинику или иное медицинское учреждение.
  2. Регистрировать новых пациентов, заполнение карты, внесение в регистрационные книги или базы данных
  3. Следить за сохранностью, доступностью и хранением медицинских карт и прочих документов.
  4. Знать порядок и правила систематизации медицинской документации, архива
  5. Отвечать на звонки пациентов и иных лиц, которые обращаются по телефону:
    • записывает на прием к терапевтам и специалистам;
    • сообщает расписание работы врачей по запросу;
    • дает справки по прохождению первичных процедур;
    • дает иную информацию по запросам, используя справочную литературу и другие источники.

Права медицинского регистратора

Работник имеет следующие права и возможности:

  • доступ к любой информации, которая необходима ему для осуществления своего функционала;
  • применение в работе полученной информации с целью повышения эффективности и качества;
  • разработка собственных предложений по улучшению качества работы регистратуры;
  • участие в семинарах, совещаниях с тематикой, относящееся к его работе;
  • требовать предоставления нормальных условий труда, организованное должным образом рабочее место;
  • обращаться к руководству с просьбой о содействии при наличии условий, препятствующих осуществлению обязанностей в должном объеме;
  • проходить тесты и аттестации с целью повышения квалификации.

Ответственность медицинского регистратора

  1. Сотрудник отвечает за следующие поступки или ситуации:
    • уклонение или недобросовестное исполнение задач и работ, перечисленных в инструкции, с которой он ознакомился при поступлении на эту должность;
    • правонарушения, которые были совершены в рабочее время в течение рабочего процесса;
    • материальный ущерб, умышленный или непредумышленный.
  2. Ответственность и мера пресечения и наказания определяется законодательством страны: сводами нормативных актов от трудового до уголовного.
  3. Все санкции и наказания должны быть предусмотрены нормативными актами и постановлениями и должны назначаться в указанных пределах.

С документом ознакомлен _______________.

Дата ______________.

Подпись _____________.

Пояснения к должностным обязанностям

Медрегистратор – человек, ответственный за документацию каждого пациента. Работает в отделе, который считается важным и значимым.

В его функции входит:

  • распределение пациентов, управление потоком людей;
  • помощь в ориентации внутри учреждения;
  • регистрирует вызовы людей, которые не в состоянии прийти на прием лично по причине плохого самочувствия;
  • записывает пациентов на прием.

Значение отдела регистратуры

От работы регистратуры зависит организация рабочего дня всего учреждения. Важно внимательно вести запись и выдачу талонов, чтобы не получалось дублирования или бездействия квалифицированного специалиста.

Регистратура обеспечивает хранение, систематизацию медицинских документов каждого пациента. Регистратор следит за состоянием картотеки, а также каждой карты в отдельности. Работник понимает, что в картах содержатся важные сведения о прививках, анамнезе, хронических заболеваниях, обследованиях каждого гражданина.

Ежедневно по окончании рабочего дня медрегистратор раскладывает карточки в соответствии с разделами картотеки, чтобы в следующий раз они были на своих местах.

Знания, которые нужны каждый день

Чтобы обеспечить пациентам действенную помощь и правильно подсказать, куда пойти или к кому записаться, сотрудник регистратуры обязан знать:

  • специализацию учреждения;
  • состав врачебного персонала учреждения;
  • спектр обследований и исследований.

Обязанностью регистратора является также своевременное оповещение по телефону записанных ранее пациентов о переносе визита – если доктор по какой-то причине отсутствует, а также в других похожих случаях. Он контактирует с людьми, стараясь предупредить появление недовольных пациентов, чтобы не было сбоев в работе поликлиники или иного учреждения.

С учетом необходимости разговаривать и разъяснять, отвечать на вопросы людей, среди которых много пожилых, от регистратора требуется стрессоустойчивость, вежливость, терпение и благожелательное отношение.

Расписание работы медрегистратора

Начало рабочего дня и его продолжительность зависят от типа учреждения. В государственной поликлинике сотрудник регистратуры заканчивает рабочий день в 15-16 часов. В частных клиниках иное расписание и временные рамки рабочего дня, с учетом высокой оплаты.

Кстати говоря! В соответствии с ТК РФ работникам медицинского профиля предоставляются определенные льготы и компенсации, поэтому в любом случае названия должностей и требований к кандидатам и лицам, работающим на этих позициях, должны соответствовать предусмотренным в официальных справочниках и профессиональных стандартах. Медработникам предоставляется сокращенный рабочий день, что должно соблюдаться во всех медучреждениях, независимо от организационной формы или принадлежности.

Пояснения к требованиям

Работа в любом медицинском учреждении предполагает профильное образование у сотрудника, исключение составляет лишь технический персонал. Согласно положениям Номенклатуры должностей медицинских учреждений, медрегистратора относят к среднему медперсоналу. То есть, устроившись на эту позицию, человек становится медработником.

При этом работать на этой должности можно сразу после школы, без знания азов. Это предполагает, что у кандидата есть желание расширить свой кругозор и обучиться.

Лица со средним образованием проходят специальный курс, во время которого они:

  • обучаются основным правилам и порядку работы;
  • приучаются работать и сохранять спокойствие, самообладание и доброжелательность в стрессовых ситуациях;
  • осваивают современные методики работы с использованием компьютера и коммуникационных систем.

Успешное окончание квалификационного курса является основным показателем профессионального соответствия. С другой стороны, целью курса является повышение уровня человека, недавно принятого на работу, до необходимого, чтобы он мог успешно выполнять свои обязанности в регистратуре.

Кандидаты, имеющие среднее медицинское образование, могут устроиться сразу по окончании среднего медицинского учебного заведения. В этом случае они могут сразу приступить к выполнению обязанностей. Требования по стажу к ним не предъявляются.

В настоящее время действуют нормы профстандарта, принятого в 2016 году, однако есть предположение, что они будут ужесточены.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 сентября 2011 г. Регистрационный N 21754

Утвердить Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения согласно приложению.

Министр

Т. Голикова

Приложение

Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения

I. Руководители учреждений здравоохранения

1. Главный врач (президент, директор, заведующий, начальник, управляющий).

2. Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

3. Директор (заведующий) аптечной организации.

4. Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва.

5. Заведующий молочной кухней.

6. Заместитель руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего).

7. Главная медицинская сестра, главная акушерка, главный фельдшер.

8. Руководитель (главный врач, директор, начальник) федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства.

II. Руководители структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.)

1. Заведующий.

2. Начальник.

III. Медицинский и фармацевтический персонал

1. Врачи:

а) врач-стажер;

б) врачи-специалисты, в том числе:

врач по авиационной и космической медицине;

врач-акушер-гинеколог;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач-аллерголог-иммунолог;

врач-анестезиолог-реаниматолог;

врач-бактериолог;

врач-вирусолог;

врач-гастроэнтеролог;

врач-гематолог;

врач-генетик;

врач-гериатр;

врач-дезинфектолог;

врач-дерматовенеролог;

врач-детский кардиолог;

врач-детский онколог;

врач-детский уролог-андролог;

врач-детский хирург;

врач-детский эндокринолог;

врач-диабетолог;

врач-диетолог;

врач здравпункта;

врач-инфекционист;

врач-кардиолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач-клинический миколог;

врач-клинический фармаколог;

врач-колопроктолог;

врач-косметолог;

врач-лаборант;*

врач-лабораторный генетик;

врач-лабораторный миколог;

врач мануальной терапии;

врач-методист;

врач-невролог;

врач-нейрохирург;

врач-неонатолог;

врач-нефролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-онколог;

врач-ортодонт;

врач-оториноларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-офтальмолог-протезист;

врач-паразитолог;

врач-патологоанатом;

врач-педиатр;

врач-педиатр городской (районный);

врач-педиатр участковый;

врач-пластический хирург;

врач по водолазной медицине;

врач по восстановительной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по общей гигиене;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-профпатолог;

врач-психиатр;

врач-психиатр участковый;

врач-психиатр детский;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач-психиатр-нарколог;

врач-психиатр-нарколог участковый;

врач-психотерапевт;

врач-пульмонолог;

врач-радиолог;

врач-радиотерапевт;

врач-ревматолог;

врач-рентгенолог;

врач-рефлексотерапевт;

врач-сексолог;

врач-сердечно-сосудистый хирург;

врач скорой медицинской помощи;

врач-статистик;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог детский;

врач-стоматолог-ортопед;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог-хирург;

врач-судебно-медицинский эксперт;

врач-судебно-психиатрический эксперт;

врач-сурдолог-оториноларинголог;

врач-сурдолог-протезист;

врач-терапевт;

врач-терапевт подростковый;

врач-терапевт участковый;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач-токсиколог;

врач-торакальный хирург;

врач-травматолог-ортопед;

врач-трансфузиолог;

врач ультразвуковой диагностики;

врач-уролог;

врач-физиотерапевт;

врач-фтизиатр;

врач-фтизиатр участковый;

врач функциональной диагностики;

врач-хирург;

врач-челюстно-лицевой хирург;

врач-эндокринолог;

врач-эндоскопист;

врач-эпидемиолог;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

судовой врач.

2. Провизоры:

провизор-стажер;

провизор-аналитик;

провизор-технолог;

старший провизор.

3. Средний медицинский персонал:

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушерка, медицинская сестра);

заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

зубной врач;

старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер;

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи;

фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник);

фельдшер-нарколог;

фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

акушер;

гигиенист стоматологический;

зубной техник;

инструктор-дезинфектор;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

лаборант;

медицинская сестра;

медицинская сестра-анестезист;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинский дезинфектор;

медицинский лабораторный техник;

медицинский оптик-оптометрист;

медицинский регистратор;

медицинский статистик;

медицинский технолог;

операционная медицинская сестра;

помощник (врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиеническому воспитанию, врача по гигиене труда, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога);

помощник энтомолога;

рентгенолаборант.

4. Средний фармацевтический персонал:

старший фармацевт;

фармацевт.

5. Младший медицинский персонал:

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

санитар;

санитар-водитель;

сестра-хозяйка.

6. Младший фармацевтический персонал:

младший фармацевт;

фасовщик;

санитар (мойщик).

IV. Специалисты с высшим профессиональным образованием

1. Биолог.

2. Зоолог.

3. Инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов.

4. Инструктор-методист по лечебной физкультуре.

5. Консультант по профессиональной реабилитации инвалидов.

6. Медицинский психолог.

7. Медицинский физик.

8. Специалист по профессиональной ориентации инвалидов.

9. Специалист по социальной работе.

10. Специалист по физиологии труда.

11. Специалист по эргономике.

12. Судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик).

13. Химик-эксперт учреждений здравоохранения.

14. Эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений.

15. Эмбриолог.

16. Энтомолог.

V. Специалисты со средним профессиональным образованием

1. Инструктор по трудовой терапии.

2. Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий.

3. Социальный работник.

4. Техник по техническим средствам реабилитации инвалидов.

Примечания:

1. Наименования должностей заместителей руководителя учреждения здравоохранения (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

2. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».

3. Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

4. В специализированном учреждении здравоохранения или при наличии в учреждении здравоохранения соответствующего специализированного подразделения наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

* Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

В последние годы в России постоянно меняется структура учреждений здравоохранения. Старые должностные инструкции, а также требования к специалистам и руководителям предприятий уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.

Именно поэтому возникла необходимость в создании единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в системе здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2001 года № 541 такой справочник был утвержден. Документ призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Для чего нужны квалификационные характеристики?

Они применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Обратим внимание на тот факт, что наименования должностей специалистов устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-косметолог» соответствует врачебной специальности «косметология».

Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, а также полученного профессионального образования.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

Мы в этом материале рассматриваем должность Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации

Следует обратить внимание, что наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования.

Итак.

Должностные обязанности главного врача:

Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации. Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Главный врач должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.

Требования к квалификации главного врача:

Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

В Квалификационном справочнике есть одна интересная деталь, касающаяся должности руководителя медучреждения: для президента медицинской организации обязателен стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх