Достоверность бухгалтерской отчетности

В Российской Федерации за последние годы произошел рост экономических преступлений, из них 34% составляют тяжкие и особо тяжкие с материальным ущербом. Наиболее опасными видами экономических преступлений являются хищения, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и сборов и др. Преступники под видом внешне законных хозяйственных операций похищают ликвидное сырье, материальные запасы, деньги. В создавшейся ситуации важным является исследование теоретических положений уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности, криминалистики, судебной бухгалтерии с учетом интеграции экономических, бухгалтерских, налоговых знаний, обобщения данных правоприменительной практики с целью выявления и предотвращения экономических преступлений.

Для правильной организации следствия и судебного разбирательства по уголовным делам, связанным с хищениями и другими экономическими преступлениями, привлекаются специалисты в области бухгалтерского учета, бухгалтеры-эксперты — для проведения судебно-бухгалтерской экспертизы. Использование судебно-бухгалтерской экспертизы связано с тем, что она обосновывает свои выводы документально достоверными данными, которые отражены в бухгалтерском учете.

Одним из наиболее эффективных инструментов осуществления контрольной функции бухгалтерского учета за сохранностью имущества, дебиторской и кредиторской задолженности организации, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов иных платежей является инвентаризация. Причем, с одной стороны инвентаризацию, можно рассматривать, как процедуру осуществления функции контроля, с другой — как способ ведения бухгалтерского учета, в связи с чем, можно привести несколько определений понятия «инвентаризация».

Инвентаризация — это проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел.

Инвентаризация — это периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и т.п., принадлежащих кому-либо (учреждению, организации, предприятию и т.п.), путем подсчета, описи.

Инвентаризация — способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация выполняет две основных учетных функции.

Во-первых, она направлена на выявление возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием товарно-материальных ценностей, имущества или денежных средств. Такие расхождения могут возникнуть в силу целого ряда причин — как ошибок, допущенных при отражении в учете конкретных характеристик хозяйственной операции, так и противоправных деяний, совершаемых в ходе экономической деятельности. Поэтому первой функцией является проверка полноты и правильности данных бухгалтерского учета, а также показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вторая функция инвентаризации состоит в том, что с ее помощью выявляют реальные объемы некоторых хозяйственных операций, например, расход некоторых строительных материалов при производстве строительно-монтажных работ определяется как разница между тем их количеством, которое было завезено до начала работ, и тем, что осталось после их завершения.

Инвентаризация представляет собой весьма эффективную форму контроля за деятельностью материально ответственных лиц. В связи с этим в судебной бухгалтерии в зависимости от доминирующей функции принято различать заранее объявленные и внезапные инвентаризации.

Заранее объявленными считаются такие, о сроках проведения, которых известно материально-ответственному лицу. В этом случае инвентаризация выполняет свои учетные функции (например, перед составлением ежегодной отчетности).

Внезапные инвентаризации практикуются с целью контроля. Этот контроль может осуществляться как руководством организации по специальному графику, так и по инициативе тех субъектов, которые наделены такими правами (сотрудники налоговой инспекции, правоохранительных органов и др.).

Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике. Это приложение включает в себя: график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году; даты проведения плановых инвентаризаций; перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Ответственной за проведение инвентаризации является постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При значительном объеме имущества и обязательств по приказу руководителя организации могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии. Их также целесообразно создавать, если организация имеет обособленные подразделения (филиалы и представительства) или ведет деятельность на обширной территории (в строительных организациях, на сельскохозяйственных предприятиях, в леспромхозах и т.д.). В нормативных документах нет прямого запрета на включение в состав комиссий представителей сторонних организаций (аудиторов, оценщиков, экспертов) для формирования экономически обоснованных и достоверных результатов инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризаций организации определяют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на ее нормальную работу.

Этапы инвентаризации во взаимосвязи с функциями бухгалтерской службы приведены в таблице1.

Таблица 1

Этапы инвентаризации

Этап

Документы, оформляемые
в ходе инвентаризации

Функции бухгалтерской
службы

Подготовительный

Приказ руководителя о
проведении обязательной ежегодной инвентаризации, внутренние инструкции, расписки материально-ответственных лиц

Участие в разработке внутренних первичных и нормативных документов, определение остатков
имущества и обязательств
по учетным данным

Натуральная и
документальная
проверки

Акты инвентаризации,
инвентаризационные описи

Участие в проверках, проводимых инвентаризационными комиссиями

Таксировочный

То же

Предоставление комиссиям
данных о существующих оценках имущества и обязательств

Сравнительно —
аналитический

Акты инвентаризации,
сличительные ведомости

Проверка данных, содержащихся в актах и описях; выяснение причин
отклонений учетных оценок от текущих, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации

Заключительный

Ведомость учета результатов, выявленных
инвентаризацией. Приказ руководителя об
утверждении результатов инвентаризации

Внесение бухгалтерских записей в учетные регистры, хранение документов по учету результатов

инвентаризации

На подготовительном этапе инвентаризации материально ответственные лица передают комиссии приходные и расходные документы по отчетам (реестрам), которые служат бухгалтерии основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Полнота передачи первичных документов подтверждается расписками указанных лиц, а также держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.

Второй этап инвентаризации — это натуральная и документальная проверки фактического наличия имущества и обязательств. Их проводят комиссии коллегиально: отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Натуральная и документальная проверки при обязательной ежегодной инвентаризации проводятся, как правило, сплошным методом. Этот процесс достаточно трудоемок, но действующие нормативные документы позволяют применять упрощенные способы инвентаризации лишь в немногих случаях. Например, допускается выборочная инвентаризация материальных ценностей, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщиков.

Таксировочный этап заключается во внесении в описи (акты) денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета. На этом этапе не учитывается изменение стоимостных оценок, вызванное изменением физических, функциональных и иных свойств объектов инвентаризации.

Сравнительно-аналитический этап инвентаризации позволяет подтвердить существующие оценки объектов учета. Необходимость уточнения бухгалтерской оценки отдельных видов имущества и обязательств связана, в первую очередь, с выявленными расхождениями между значениями показателей по данным учета и фактическими их значениями, подтвержденными в ходе инвентаризации. Рассчитанные отклонения фиксируют непосредственно в актах инвентаризации либо при подведении итогов натуральной проверки в сличительных ведомостях (ф. № ИНВ-18, ИНВ-19).

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы их отражения в учете результатов инвентаризации. Здесь важно установить, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определить размер этой ответственности, проанализировать возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности (путем перевода долга, бартерных операций и т.п.). По фактам образования излишков или недостач материальных ценностей необходимо получить подробные объяснения от ответственных лиц.

Предложения инвентаризационных комиссий по результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. N ИНВ-26). На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей заключительными оборотами за декабрь. Материалы работы комиссий передают в бухгалтерию организации, где их хранят не менее 5 лет.

Исследовав научные труды в области судебно-бухгалтерской экспертизы, следует выделить наиболее характерные недостатки инвентаризаций на различных предприятиях:

инвентаризационные комиссии действуют как временный орган;

проверяющие специалисты плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои права, обязанности и ответственность;

отсутствует четкая регламентация инвентаризаций (проведение, оформление, подведение итогов и принятие решений по результатам проверки);

нет методик зачета пересортицы и списания норм естественной убыли;

не обоснован порядок расчета материального ущерба;

отсутствует контроль за состоянием инвентаризационной работы;

большинство членов инвентаризационных комиссий не имеют специального образования.

В связи с этим с целью повышения эффективности проведения инвентаризаций рекомендуется осуществлять контроль за ними по следующим направлениям:

наличие разработанных и утвержденных планов;

полнота охвата объектов и своевременность инвентаризаций;

правомочность и компетентность комиссий;

качество инвентаризационного процесса;

достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей;

своевременность, объективность и законность реализации материалов инвентаризаций;

правильность отражения на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах результатов проведенных инвентаризаций.

Кроме того, в целях более полного контроля за состоянием инвентаризационной работы целесообразно проводить анализ ее эффективности. При этом необходимо учитывать возможные упущения в этой деятельности.

Для определения непосредственных результатов деятельности инвентаризационных комиссий должны анализироваться степень или уровень выполнения определенных задач, прохождение этапов проверки.

Для этого необходимо разработать систему показателей, отражающих: полноту, своевременность и оперативность выполнения инвентаризационной работы; единство в совокупности показателей; сравнимость результатов.

Этому требованию в наибольшей мере соответствуют относительные величины. Общий принцип подсчета отдельных показателей заключается в том, что выбираются отдельные, наиболее важные элементы цикла ревизионной работы или функциональных обязанностей, конечный результат которых поддается количественному определению. При этом рассчитанные коэффициенты будут характеризовать эффективность и качество проведенной инвентаризационной работы.

Приведем значимые на наш взгляд показатели, на основании которых целесообразно проверять состояние и эффективность инвентаризационной работы (таблица 2).

Таблица 2

Система показателей, эффективности инвентаризации

№ п/п

Наименование показателя

Характеристика показателя

Показатель своевременности

Данный показатель характеризует проведение инвентаризаций в срок, установленный планом. Он определяется отношением количества своевременно проведенных инвентаризаций ко всем планируемым инвентаризациям

Показатель выполнения плана проведения инвентаризаций

Рассчитывается как отношение фактически проведенных инвентаризаций к их плановому количеству

Показатель соблюдения сроков выведения результатов инвентаризаций

Исчисляется как отношение числа инвентаризаций, по которым результаты выведены в срок, ко всем проведенным инвентаризациям

Показатель участия руководителя, его заместителя и главного бухгалтера в проведении инвентаризаций

Исчисляется как отношение числа инвентаризаций, проведенных под председательством этих должностных лиц, ко всем проведенным инвентаризациям

Коэффициент качества инвентаризаций

Он определяется отношением количества достоверных инвентаризаций ко всем проводимым инвентаризациям

Коэффициент охвата инвентаризаций контрольными проверками

Учитывает уровень проверки достоверности проводимых инвентаризаций. Определяется путем отношения количества проводимых контрольных проверок данных инвентаризаций к общему числу инвентаризаций

Коэффициент возмещения выявленного ущерба

Указанный показатель рассчитывают как отношение размера возмещенного ущерба к общей сумме выявленной недостачи

Предлагаемые показатели дают возможность определить качество и эффективность инвентаризаций, усилить контроль за качеством мер, связанных с обеспечением сохранности собственности предприятий.

Вместе с тем эти показатели целесообразно дополнять сведениями о принятых мерах по возмещению выявленного в процессе инвентаризации ущерба в денежном выражении. Результатами качественно и эффективно проведенной инвентаризации могут быть: взыскание выявленных недостач; оприходование неучтенных излишков; погашение вскрытой дебиторской задолженности; обеспечение внесения в кассу денежных расчетов.

При этом следует сравнивать затраты на инвентаризацию с дополнительными доходами, полученными от возмещения материального ущерба. Инвентаризация эффективна, если полученный доход превышает затраты на ее организацию при соблюдении всех требований к ее методике и технике проведения.

Таким образом, предприятиям необходимо совершенствовать механизм проведения инвентаризаций и проводить анализ ее эффективности, что в свою очередь обеспечит повышение качество проверок, снижение трудоемкости контрольных процедур, уменьшение рисков, повышение эффективность работы в борьбе с экономическими правонарушениями.

Литература:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

4. Россинский Е. Р., Эриашвилли Н.Д. Судебно-бухгалтерская экспертиза: учеб. Пособие. — М: ЮНИТИ-ДАНА. – 2006.

1. Достоверность по-бухгалтерски
Определение достоверности бухгалтерской отчетности содержится в п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н).
В данном пункте говорится, что достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Иными словами, отчетность может быть признана достоверной только в том случае, если при ее составлении организация исполнила все требования, установленные действующим законодательством в отношении порядка оценки, признания, отражения объектов учета на бухгалтерских счетах и в строках отчетности.
Правда, тот же пункт ПБУ 4/99 содержит оговорку, что в случае, если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил. Соответственно, в п. 37 ПБУ 4/99 и в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» уточнено, что организация обязана сообщать в пояснительной записке о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно оценить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием.
Однако на практике отступать от правил довольно сложно, поскольку сама формулировка этого «допущения» в п. 6 ПБУ 4/99 небезупречна, так как в ней содержится логическая ошибка. Действительно, как соблюдение правил, заложенных в ПБУ 4/99 может «не позволять сформировать достоверное представление», если в определении достоверности речь идет именно о соблюдении требований, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету?
Тем не менее, официальная позиция заключается в том, что достоверной считается только такая отчетность, которая составлена в соответствии со всеми требованиями всех действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Искажение бухгалтерской отчетности, т.е. неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения, может быть двух видов:
1. Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Такие «ошибки» совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.
2. Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества без злого умысла.
Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности может быть существенным – то есть влияющим на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько сильной степени, что квалифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения – или несущественным.
Однако и единого понятия существенности в настоящее время не существует. Например, согласно ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях существенным искажением (грубым нарушением правил представления бухгалтерской отчетности) считается искажение любой статьи (строки) бухгалтерской формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. А в п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н) в соответствии с международной практикой рекомендуется устанавливать порог существенности как сумму, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%
2. Достоверность по-аудиторски
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Иными словами, достоверность в аудите может быть представлена как степень вероятности (от 0% до 100%) пропуска или искажения отчетных данных, оказывающих влияние на способность пользователей принять адекватные экономические решения по результатам анализа отчетности. Ведь если степень точности данных измерять в процентах (т.е. абсолютная точность – это 100%), то существует обратная ей величина, то есть мера допустимых искажений. Например, если установить, что степень точности данных должна быть 95%, то допустимым искажением будет величина в 5%.
Такая мера в аудите называется уровнем существенности и служит ориентиром для принятия решения о достоверности как бухгалтерской отчетности в целом, так и отдельных ее показателей. Поэтому если аудитор устанавливает, что сумма искажений бухгалтерской отчетности (или отдельных показателей) превышает принятый уровень существенности, он должен сделать вывод о ее недостоверности.

Не случайно в п. 3 Федерального Правила (стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности речь идет именно о достоверности во всех существенных отношениях, для оценки которой аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».
Единой методики оценки уровня существенности в аудите также не существует, поэтому каждая аудиторская фирма должна самостоятельно разработать и утвердить в качестве внутрифирменного стандарта собственную методику определения уровня существенности, учитывая, что данный показатель может пересматриваться и уточняться на разных этапах проведения аудиторской проверки.
3. Достоверность по-настоящему
Итак, в настоящее время в России достоверность бухгалтерской отчетности поставлена в зависимость от устанавливаемых законодательством (в частности, в принимаемых Минфином России ПБУ и Методических указаниях) требований к порядку составления и содержанию финансовой отчетности. Иными словами, российский учет отводит бухгалтеру роль исполнителя законов, положений, постановлений, писем и инструкций и сводит к минимуму возможность применения им своего профессионального суждения.
Однако установить правила для всех случаев, возникающих в практике ведения бизнеса, невозможно. Поэтому решающими должны быть не правила и инструкции, а концептуальные основы и принципы, позволяющие формировать профессиональное суждение о достоверном отражении фактической ситуации, сложившейся на предприятии, в его отчетности.
Ведь, следуя нормам российского законодательства, можно получить неожиданные результаты. Например, согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Иными словами, каждая организация вправе самостоятельно решать, производить ей переоценку основных средств или нет, и в любом случае она не нарушит законодательство.
Следовательно, и в случае, если переоценка производится, и в случае, если организация в целях оптимизации налога на имущество решит вообще не производить переоценку основных средств, формально содержание бухгалтерской отчетности будет полностью соответствовать требованиям действующего законодательства. И у аудиторов не будет оснований ни в том, ни в другом случае признать отчетность недостоверной. Хотя каждому ясно, что и валюта баланса, и структура активов, и величина чистых активов, и значение многих финансовых коэффициентов будут различными. И более реальными с экономической точки зрения эти показатели будут в том случае, если переоценка все-таки производится – ведь это, пожалуй, единственный механизм учета фактора инфляции при формировании отчетных показателей в российской системе бухгалтерского учета.
Конечно, изменение взгляда бухгалтера и аудитора на понятие достоверности бухгалтерской отчетности невозможно без соответствующего изменения нормативной базы регулирования бухгалтерского учета и аудита. Например, в соответствии с МСФО информация признается достоверной, если она правдиво во всех аспектах отражает хозяйственную деятельность предприятий, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок. При этом достоверность тесно связывается с надежностью, которая в свою очередь обеспечивается совокупностью пяти характеристик или признаков: правдивое представление; преобладание сущности над юридической формой; нейтральность; осмотрительность; полнота. И именно исполнение требований МСФО позволяет обеспечить достоверное, справедливое представление информации в отчетности, ведь положения МСФО основаны на обобщении передового мирового опыта ведения бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.

Онлайн-тестыТестыБухгалтерский учёт и аудитБухгалтерский учётвопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 331-333
61. По объему информации документы подразделяются на:
• Первичные
• Сводные
62. По срокам составления отчетность может подразделяться на:
• Внутригодовую
63. По степени обобщения информации отчетность подразделяются на:
• Специальную
64. По структуре документы подразделяются:
• Бухгалтерского оформления
65. Под методом бухгалтерского учёта понимается:
• Совокупность способов и приемов познания предмета бухгалтерского учёта
66. Показатель документа в бухгалтерском учете называется:
• Регистром
67. Предметом бухгалтерского учёта является:
• Отражение состояния и использования активов хозяйства в процессе его кругооборота
68. При создании хозяйственных товариществ формируется:
• Складочный капитал
69. Приказ об учетной политике утверждается:
• Руководителем
70. Проверка по существу отражаемых в документах операций — это проверка:
• Законности и целесообразности совершения операций
71. Производственно-хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта включает процессы:
• Производства
72. Промежуточное положение между первичными документами и учетными регистрами занимают ведомости:
• Оборотные
73. Процесс производства — это совокупность операций, связанных с:
• Производством продукции, работ и услуг
74. Разновидностью мемориально-ордерной формы учета является форма:
• Журнал-Главная
75. Расходы, связанные с продажей продукции, называются:
• Коммерческими

Никто не застрахован от ошибок в отчетности. Они могут быть связаны как с человеческим фактором, невнимательностью сотрудников, так и с преднамеренными действиями. Нельзя не отметить, что недостоверность отчетности может повлиять на планирование и бюджетирование в компании, ввести в заблуждение руководство компании, привести к банкротству, вызвать споры с проверяющими органами. Поэтому очень важно своевременно выявлять ошибки в отчетности.

Как выявить ошибки в отчетности?

Перед тем как приступить к поиску ошибок в отчетности, необходимо проверить сроки сдачи отчетности, так как сдача отчетности с опозданием может привести к штрафам. Также следует визуально проверить заполнение отчетности (определить, все ли листы отчетности заполнены). Особое внимание нужно уделить изменениям в учредительных документах (если таковые имели место).

Ошибки в отчетности можно выявить различными способами:

1. Первой стадией проверки является проверка форм отчетности и подтверждающих документов.

Для выявления ошибок в отчетности проверяются следующие формы (см. табл. 1).

Таблица 1. Формы отчетности

Бухгалтерские формы

Налоговые декларации

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
  • бухгалтерская отчетность кредитной организации;
  • формы отчетности бюджетных организаций
  • налоговая декларация по налогу на прибыль;
  • налоговая декларация по НДС;
  • проверка документов по социальному страхованию (квартальная отчетность по формам РСВ-1, РСВ-2, РСВ-3);
  • проверка документов персонифицированного учета (СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-2, АДВ-6-3, СПВ-1);
  • расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • налоговая декларация по налогу на имущество организаций;
  • расчет авансовых платежей по налогу на имущество организаций;
  • декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Проверка может осуществляться как с помощью специализированной программы, так и вручную. Логично, что крупные компании используют электронные средства проверки достоверности отчетности, а небольшие компании проверяют правильность арифметического подсчета данных вручную.

В электронном виде проверка осуществляется программными средствами и выглядит приблизительно так.

Пример

Рассмотрим результат проверки формы № 1 «Бухгалтерский баланс» (см. рисунок).

Ясно, что показатели разных отчетных форм, имеющие один и тот же смысл в едином отчетном периоде, должны быть равны. В частности, показатель «Денежные средства на начало отчетного года» бухгалтерского баланса должен быть равен «Остатку денежных средств по состоянию на 1 января отчетного года» формы № 4 «Отчет о движении денежных средств».

Проверкой обнаружена ошибка! Она требует обязательного внесения исправления.

Далее покажем, как осуществить проверку данных вручную путем проверкиконтрольных соотношений в декларации по НДС (табл. 2).

Таблица 2. Проверка данных в декларации по НДС

Показатель

Соотношение

Показатель

Выводы, которые должна сделать компания

Сумма НДС, уплаченная налоговым агентом и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 310) при условии отражения в разд. 2 по стр. 100

Сумма налога к уплате по данным налогового агента за прошлый или прошлые налоговые периоды (разд. 2, стр. 090)

Необоснованный вычет НДС налоговым агентом

Суммы, формирующие налоговую базу (разд. 3, гр. 4, стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 090 + 100 + 140 + 150 + 160 + 170)

Равно

Общая величина налоговой базы (разд. 3, гр. 4, стр. 180)

Если левая часть равенства больше правой — занижена налоговая база. Если наоборот — имеется арифметическая ошибка

Суммы, формирующие налоговую базу (разд. 3, гр. 4, стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 090 + 100 + 140 + 150 + 160 + 170)

Равно

Общая величина налоговой базы (разд. 3, гр. 6, стр. 180)

Если левая часть равенства больше правой — занижена налоговая база. Если наоборот — имеется арифметическая ошибка

Кроме того, необходимо оценить связь деклараций по налогу на прибыль и НДС. Большинство компаний обязано использовать метод начислений при расчете как налога на прибыль, так и НДС. При проверке показатели гр. 4 стр. 010–060, 090 декларации по НДС будут соответствовать показателям стр. 010 листа 02 или стр. 040 Приложения № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций.

Проверяется обоснованность заявленных налоговых вычетов: наличие документов, которые подтверждают правомерность налогового вычета, правильность применения налоговой льготы.

По НДС проверяют:

  • декларации;
  • счета-фактуры;
  • первичные документы, подтверждающие принятие ценностей (работ, услуг) к учету;
  • книгу покупок и книгу продаж;
  • журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • регистры бухгалтерского учета и т. п.

Данные в указанных выше документах должны совпадать с данными в отчетности (например, легко проверить декларацию с книгами покупок и продаж). Кроме того, данные сверяют с бухгалтерскими расчетами по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС», счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Авансы полученные», счету 62.

По налогу на прибыль проверяют:

  • суммы налога к доплате или уменьшению;
  • сумму налога, подлежащую уплате в бюджет;
  • расчеты доходов от реализации и внереализационных доходов;
  • анализ реализационных и внереализационных расходов.

По страховым взносам проверяются:

  • начисления налогов арифметически в соответствии с начисленной заработной платой;
  • суммы необлагаемых выплат;
  • выплаты по больничным, выплаты по беременности и родам.

По НДФЛ проверке подлежат:

  • выплаты резидентам и нерезидентам;
  • выплаты по ставке 9 % по дивидендам;
  • предоставление налоговых вычетов (например, имущественного вычета).

2. Устанавливается возможность ошибки между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков. Так, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (в ред. от 08.11.2010), утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, не разрешается проведение зачета между статьями. Исключение составляет случай взаимозачета между организациями. Для проведения такого зачета по ст. 410 ГК РФ нужно заявление одной из сторон.

3. Проверяются ошибки, связанные с применением нескольких режимов налогообложения. Такие ошибки могут допустить компании, применяющие ЕНВД и УСН или общую систему налогообложения. Чаще всего в данной ситуации компании неправильно распределяют выручку по видам деятельности или показывают общую выручку. Поэтому при применении двух систем налогообложения нужно отдельно рассмотреть правильность распределения доходов и расходов, а также подтверждающие данные (количество работников, количество автомобилей, количество квадратных метров, применяемых для целей ЕНВД).

4. Неправильное ведение бухгалтерского учета. Например, неверное отнесение на расходы будущих периодов по счету 97 «Расходы будущих периодов» может привести к неточному определению налогооблагаемой базы. Счет 97 в настоящее время не отменен, но перечень расходов, напрямую упоминаемых в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету, которые могут быть на нем учтены, ограничен. Ранее, до введения новых форм бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н), расходы будущих периодов (сальдо) отражались в бухгалтерском балансе (форма № 1) по строке «Расходы будущих периодов». Однако во вновь введенных формах отчетности строка «Расходы будущих периодов» отсутствует.

5. К ошибкам также относится неполная отчетность. Типичные нарушения — отсутствие пояснительной записки к бухгалтерской отчетности, ее неправильное или неполное составление. Наличие пояснительной записки предусмотрено п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете». Ее обязаны представлять в составе годовой отчетности все организации, за исключением субъектов малого предпринимательства. Кроме того, в соответствии с законодательством о бухучете в состав отчетности входит аудиторское заключение, которое у многих компаний отсутствует.

В целом хочется порекомендовать компаниям уделять больше внимания вопросам проверки отчетности. Для крупных компаний целесообразно осуществлять как проверку самой отчетности, ее полноты, так и отражения данных в учете.

Какая имеется судебная практика в части достоверности отчетности?

Одно из неприятных последствий ошибок — признание недостоверности отчетности, а следовательно, доначисление налогов, начисление штрафов и пени проверяющими органами. При этом риски существуют и у компаний, не совершающих ошибок в учете. Примером из судебной практики служит Определение ВАС РФ от 14.04.2008 № 4675/08 по делу № А57-6687/2006-13-44-39, в котором суд исследовал вопрос установления стоимости доли. Достоверность бухгалтерской отчетности удалось подтвердить с помощью экспертизы.

Однако в некоторых случаях специальная экспертиза может не понадобиться. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.12.2010 по делу № А29-2785/2010 указывается, что представленные налоговым органом в материалы дела доказательства не могут с достоверностью свидетельствовать о неотражении в бухгалтерском учете и представленной в налоговый орган отчетности доходов, полученных от оказания бухгалтерских услуг. В этой связи суд удовлетворил требование налогоплательщика об отмене решения о доначислении налога.

Это важно. Многие компании полагают, что достоверность отчетности фактически подтверждается мнением независимого аудитора. Однако на практике это не так. Налоговые органы часто доначисляют налоги вне зависимости от заключения аудиторов о правильности учета. При этом компания, предъявив иск к аудиторской фирме, может также проиграть этот судебный процесс.

В этой связи суд удовлетворил требование налогоплательщика об отмене решения о доначислении налога.

Дело в том, что аудитор не несет ответственности за необнаружение искажений бухгалтерской отчетности в случае, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Данное заключение содержится в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.09.2006 по делу № А39-8206/2005-120/17.

Такой вывод содержится и в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2006 № А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1 по делу № А19-16895/06-51. Однако имеется и несколько другой вывод. В состав бухгалтерской отчетности входит аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, что подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 31.05.2005 № А35-10877/04-С2.

Это важно. Отчетность должна быть полной и достоверной. Представление аудиторского заключения и пояснительной записки с нарушением установленного законодательством срока является налоговым правонарушением, установленным п. 1 ст. 126 НК РФ.

Проверяющие органы для подтверждения достоверности отчетности могут затребовать:

  • заключение аудиторов;
  • договоры;
  • первичные документы;
  • счета-фактуры.

Если документы не подтверждают спорные расходы, они могут быть исключены из затрат. Например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2009 № А10-3470/2008 суд отказал в признании недействительным решения налогового органа, поскольку представленные заявителем документы не подтверждают спорные расходы по налогу на прибыль и не могут являться основанием для применения спорного вычета по НДС, так как хозяйственные операции общества с поставщиками являются фиктивными. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2009 № А33-4457/2008-Ф02-2643/2009. В данном судебном решении суд отказал в признании незаконным решения налогового органа, поскольку представленные заявителем документы не подтверждают спорные расходы по налогу на прибыль и не могут являться основанием для применения спорного вычета по НДС, так как содержат недостоверные сведения о контрагенте.

В настоящее время сложилась двойственная судебная практика в отношении необходимости проверки достоверности отчетности контрагентов.

Компания, заключающая многомиллионные контракты, должна каким-то образом себя обезопасить, в том числе проверить:

  • обороты компании-контрагента;
  • наличие оборотных денежных средств;
  • размер кредиторской и дебиторской задолженности;
  • наличие ошибок в отчетности.

Некоторые суды говорят о том, что компания при выборе контрагента должна проявить должную осмотрительность. Например, в Определении ВАС РФ от 15.07.2011 № ВАС-9588/11 по делу № А44-3015/2010 суд признал, что документы содержат недостоверную информацию. Иной вывод содержится в Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.12.2009 по делу № А55-3807/2009, в котором суд указал, что действующее законодательство не предоставляет покупателю товара необходимых полномочий по контролю за надлежащим представлением поставщиком налоговой и бухгалтерской отчетности. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2007 № Ф04-4518/2007(36000-А03-25) по делу № А03-11783/2006-31 суд отметил, что непредставление налоговой отчетности контрагентом налогоплательщика и невозможность проведения налоговым органом встречных проверок не являются безусловным основанием для отказа в возмещении сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товара.

Обратите внимание. Компаниям при выборе контрагентов необходимо запрашивать у них отчетность для ее проверки.

Если компания имеет множество контрагентов, возмещает большие суммы НДС из бюджета, то целесообразно запросить отчетность и проверить в программе контрольные соотношения, а также убедиться в платежеспособности контрагента.

Таким образом, можно сделать следующие выводы из судебной практики:

  • достоверность отчетности может подтвердить независимый эксперт;
  • компания может доказать достоверность в случае наличия нарушений при проверке отчетности проверяющими органами;
  • аудиторское заключение не является документом, безусловно свидетельствующим об отсутствии ошибок. Вместе с тем предоставление аудиторского заключения и пояснительной запиской обосновывается требованиями законодательства;
  • необходимо сохранять соответствующие документы, которые могут подтвердить правомерность включения затрат в отчетность;
  • следует проверять контрагентов при совершении крупных сделок и сделок, в которых предусмотрены крупные суммы авансовых платежей.

Нужно отметить, что компании рекомендуется проводить проверку как собственной отчетности, так и отчетности контрагентов при заключении крупных договоров. Обезопасить себя от ошибок возможно различными способами: проверка отчетности с помощью специализированных программ, проверка подтверждающих документов, проверка математических значений в отчетности, а также приглашение независимых аудиторов и специалистов. Если компания уверена в достоверности и правильности отчетности, то возможно подтверждение ее достоверности с помощью экспертизы.

(Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

тип исполняемого файла, в котором привязка уже выполнена и поэтому все адреса уже правильно записаны в файле перед его загрузкой.

CONFIG.SYS – имя специального файла, который система просматривает при загрузке. Этот файл содержит информацию о параметрах системы и драйверах устройств, которые должны быть установлены, что позволяет установить требуемую конфигурацию системы.

EXE – тип исполняемого файла, который требует привязки при загрузке. Не все адреса программы могут быть установлены до тех пор, пока неизвестно ее положение в памяти. EXE-файлы имеют заголовок, который содержит информацию об этой привязке. Эти файлы загружаются немного дольше и требуют больше места на диске, чем файлы типа COM.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ) – это организованная совокупность правил работы, баз данных и пакетов прикладных программ, обеспечивающая с помощью ЭВМ рациональное управление деятельностью.

АЛГОРИТМ – последовательность команд (инструкций) для выполнения поставленной задачи. В данном случае команд для ЭВМ.

АРХИТЕКТУРА ЭВМ – общее описание структуры и функций ЭВМ на уровне, достаточном для понимания принципов работы и системы команд ЭВМ.

АТАКА НА КОМПЬЮТЕРНУЮ СИСТЕМУ – это действие, предпринимаемое злоумышленником, которое заключается в поиске той или иной уязвимости. Таким образом, атака – реализация угрозы.

АУТЕНТИЧНОСТЬ (authenticity) – свойство данных быть подлинными и свойство систем быть способными обеспечивать подлинность данных. Подлинность данных означает, что они были созданы законными участниками информационного процесса и не подвергались случайным или преднамеренным искажениям.

АУТЕНТИФИКАЦИЯ (authentication) – процедура проверки подлинности данных и субъектов информационного взаимодействия.

БАЗА ДАННЫХ – это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

БАНК ДАННЫХ – это совокупность баз данных, объединенных общностью применения.

БЕСПЕРЕБОЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ. См. РЕЗЕРВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ.

БИБЛИОТЕКА – это организованная совокупность программ или алгоритмов, хранящаяся обычно во внешней памяти ЭВМ.

БЛОКИРОВАНИЕ – результат воздействия на ЭВМ и ее элементы, повлекшие временную или постоянную невозможность осуществлять какие-либо операции над компьютерной информацией.

ВИНОВНЫЕ В СОВЕРШЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ – злоумышленники и неправомочные приобретатели записанной в устройство памяти компьютера информации, специально защищенной от несанкционированного доступа. ВИРУС – это программа (некоторая совокупность выполняемого кода/инструкций), способная создавать свои копии, не обязательно полностью совпадающие с оригиналом, и внедрять их в различные объекты/ресурсы компьютерных систем, сетей и т.д., а также выполнять некоторые деструктивные действия. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДАННЫХ – процесс восстановления потерянной (поврежденной, случайно стертой и др.) информации на магнитных носителях с помощью специального программного обеспечения.

ВРЕДОНОСНАЯ ПРОГРАММА – специально разработанная или модифицированная для несанкционированного собственником информационной системы

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх