Два директора в ООО

Довольно часто в обществах с ограниченной ответственностью в выписках из реестра юридических лиц можно встретить упоминание о двух или даже большем количестве лиц, имеющих право действовать от лица ООО без доверенности — иными словами, занимающих пост генерального директора. Подобная ситуация складывается из-за обыкновенной безответственности учредителей компании, безо всякой причины заносящих в регистрационные документы лишних директоров и в таком виде подающих бумаги в ЕГРЮЛ, сотрудники которого, как известно, не имеют права проверять сведения, предоставляемые при государственной регистрации. В результате подобного казуса создаётся мнение о том, что законодательством допускается наличие в составе общества двух и более директоров. Однако это мнение ошибочно.

Невозможность существования дополнительных лиц, действующих от лица общества без доверенности, кроется в самом определении генерального директора, закреплённом в Федеральном законе об ООО: директором называется единоличный исполнительный орган. Ключевое слово в данном случае — «единоличный» — никто, кроме генерального директора не имеет права действовать от лица общества, не имея доверенности. Даже в том случае, если в ООО образован коллегиальный исполнительный орган (дирекция или правление), возглавлять его будет единственный сотрудник, опять же, не имеющий дополнительных документов.

Любой другой участник предприятия может выступать от лица ООО по ряду вопросов, действуя по доверенности, выданной руководителем и определяющей его — участника — компетенцию. Такой участник может обладать достаточно обширными полномочиями, сравнимыми и даже одинаковыми с полномочиями руководителя фирмы. Однако даже несмотря на это в любых документах подпись этого участника будет сопровождаться пометкой «действующий на основании доверенности».

При этом срок, на который выдаётся доверенность, а также полнота полномочий, закреплённых в ней, находятся в исключительной компетенции генерального директора. Кроме того, он может в любой момент отозвать доверенность — то есть, прекратить её действие изданием соответствующего приказа. Возможно, именно этим объясняется наличие в регистрационных списках нескольких компаний сразу нескольких директоров — нежеланием зависеть от воли генерального.

Следует также отметить, что в некоторых организационно-правовых формах юридических лиц всё же может быть несколько руководителей. К таким формам относится, например, товарищество, где право ведения дел на законных основаниях предоставляется нескольким участникам. Однако сравнивать товарищество с ООО некорректно, так как цели его создания, а также формы деятельности абсолютно другие.

С 01.09.2014 в компании может быть два генеральных директора, но главбух только один

С 1 сентября 2014 года полномочиями выступать без доверенности от имени юрлица могут обладать несколько лиц (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ). Например, общество вправе иметь не одного, а нескольких гендиректоров, действующих на основании устава.

При этом в уставе должно быть прописано, сколько в организации директоров и какая у каждого из них компетенция.

Такая возможность предоставлена ЮЛ, которые приобретают права и принимают обязанности через действующие от их имени органы (абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ). Следовательно, в основном воспользоваться ею смогут ООО и АО. Сведения о лицах, которые совместно или независимо друг от друга действуют от имени организации, необходимо включить в ее устав. Кроме того, эти данные должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Рассматриваемые изменения не затронут ЮЛ, осуществляющих деятельность через своих участников, а не через органы управления (п. 2 ст. 53 ГК РФ). Так, поправки не коснутся хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере).

Ранее предусмотреть наличие нескольких руководителей, действующих без доверенности, было невозможно, хотя подобные требования заявлялись учредителями при регистрации юрлица (Определение ВАС РФ от 01.10.2013 N ВАС-13083/13).

Заметим, что в специальные ФЗ (Закон об ООО, Закон об АО) поправки пока не внесены. Однако это не мешает уже сейчас на основании норм ГК РФ предусмотреть в уставе ООО или АО положение о нескольких директорах и внести изменения в ЕГРЮЛ. До приведения названных законов в соответствие с новой редакцией ГК РФ они применяются в части, не противоречащей данному Кодексу (ч. 4 ст. 3 ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

С одной стороны, это удобно. Ведь когда один директор в отпуске, другой может подписать срочный документ без доверенности.

Кроме того, в крупных компаниях, в которых, например, несколько проектов, каждый из них может курировать свой директор.

С другой стороны, возникает риск злоупотреблений, когда, например, в отсутствие одного директора другой заключит сделку в свою пользу.

К тому же наличие двоевластия может запутать работников, чьи распоряжения им выполнять.

Кроме того, при множестве генеральных директоров главбух в компании по-прежнему может быть только один.

Выходит, что компании нужно определить, по каким вопросам какому из руководителей он должен подчиняться.

При этом в соответствии с п. 8 ст. 1 ФЗ N 99-ФЗ для таких лиц установлена ответственность – по требованию юридического лица, его учредителей (участников) они будут обязаны возместить убытки, причиненные организации по их вине.

Аналогичная ответственность закреплена для членов коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков.

Также за убытки, причиненные по его вине, ответит и лицо, имеющее фактическую возможность определять действия организации, в том числе возможность давать указания директору и членам коллегиальных органов юридического лица.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Осенью 2014 года в ст.53 ГК внесли норму о том, что в организации может быть несколько единоличных исполнительных органов. В этой норме указано: «Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц».

Законодатель исходил из того, что в Закон о регистрации юрлиц будут внесены поправки, которые позволят в ЕГРЮЛ указывать на характер полномочий нескольких директоров: совсместный или независимый.

Из этого исходит и Постановление Пленума ВС РФ №25 от 23 июня 2015 года, в п.21 и п.24 прямо указывая на то, что совместный характер полномочий директоров может отражаться в ЕГРЮЛ.

В то же время до сих пор Закон о государственной регистрации юрлиц не изменили. Проект на сей счет был разработан в пакете поправок в корпоративное законодательство, направленных на гармонизацию этих законов с новой редакцией ГК, но где-то застрял в Правительстве. Это очень печально, так как по сути блокирует возможность реализовать заложенную в ГК норму о возможности назначения нескольких директоров с совместными полномочиями.

Если точнее, конечно указать в уставе на наличие нескольких директоров можно. Более того, в ЕГРЮЛ, как я понимаю, можно внести указание на нескольких директоров (по крайней мере коллеги утверждают об этом), но записи о характере полномочий в ЕГРЮЛ не предусмотрено.

Это не страшно для случая, когда несколько директоров имеют независимые полномочия. Дело в том, что в силу п.24 Постановления Пленума ВС РФ №25 от 23 июня 2015 года при отсутствии в ЕГРЮЛ записи о совместном характере полномочий предполагается, что директора имеют независимые полномочия и могут совершать сделки раздельно.

Но для тех инвесторов, которые решили, обрадовавшись возможности, открытой реформой ГК, назначить несколько директоров с совместными полномочиями, это разъяснение в условиях отсутствия возможности внести в ЕГРЮЛ данные о совместности полномочий означает разрушение самой идеи. В уставе они, конечно, могут закрепить совместность полномочий двух директоров, но третьи лица, не видя в ЕГРЮЛ данные о совместности, полагаясь на п.24 Постановления Пленума ВС РФ №25 и в с силу п.21 того же Пленума не будучи обязаны изучать устав, могут спокойно заключить договор с любым из этих директоров практически без страха признания сделки недействительной.

В итоге попытка реализовать в России схему «двух ключей» из-за нерасторопности законодателя сейчас фактически невозможна. Вопрос о внесении в Закон о госрегистрации юрлиц поправки на сей счет стоит крайне остро.

В целом надо сказать, что множественность директоров в компаниях — это стандартная практика за рубежом. В торговых реестрах Германии, Франции и практически всех развитых стран полно компаний с указанием на нескольких директоров. Тут же в выписке из реестра обычно указывается, какие у них полномочия. Обычно я встречал такое указание: а) независимые, б) совместные, в) совместные с таким-то числом директоров из общего списка директоров (для случая, когда указано более двух директоров).

Для чего нужен принцип «двух ключей». Он, конечно, не очень удобен для компаний, ведущих активную хозяйственную деятельность и заключаюшую тысячи контрактов: ведь все они должны подписываться двумя директорами. Но для совместных предприятий, на балансе которых оказывается очень ценный актив (недвижимость, дорогостоящий патент, пакет акций и т.п.), принцип двух ключей может быть очень полезен. Здесь один инвестор нередко боится, что директор, назначенный другим акционером, может просто распорядиться активом во вред компании, повесить на компанию какой-то надуманный долг (например, за счет поручмтельства) и в итоге потерять ценный актив. Доверять в России друг другу сложно. Поэтому он соглашается войти в совместное предприятие только с условием о том, что в компании будет два (три и т.п.) директора от каждого из акционеров или групп акционеров. Это практически гарантирует от злоупотреблений менеджеров в угоду одному из акционеров. Если компания не ведет активную договорную работу, трансакционные издержки от необходимости подписания договоров двумя подписями не столь высоки, зато риски исключены. Кроме того, издержки можно снизить, если два директора выдадут доверенность некому лицу на совершение обычных хозяйственных сделок от имени компании. В принципе, я не вижу проблем в том, чтобы таким представителем мог оказаться один их этих двух директоров (хотя вопрос в нашем праве спорный). В крайнем случае это может быть и некий менеджер. Получается, вся договорная «мелочь» оформляется таким представителем, а все более или менее серьезные сделки, способные ударить по имущественным интересам акционеров, оформляются только двумя подписями.

Короче говоря, конструкция эта очень полезная и правильная. Но вот такая казалось бы техническая деталь как отсутствие возможности отразить совместный характер полномочий в ЕГРЮЛ не позволяет этот потенциально полезный институт в России использовать.

Призываю ответственных лиц в Минюсте, МЭР или Госдуме обратить на эту проблему внимание и отразить соответствующую поправку в рамках ближайшего по времени пакета поправок в Закон о госрегистрации юрлиц (его достаточно часто правят, так что окно возможностей наверняка откроется вскоре), либо вовсе провести отдельным законопроектом.

Но в принципе не исключаю, что эту же идею можно реализовать и без поправок в Закон о госрегистрации. Ведь прямое указание на отражение данных о характере полномочий директоров в ЕГРЮЛ есть в ст.53 ГК. Этого, по-моему, вполне достаточно, чтобы принять поправки в соответствующие подзаконные нормативные акты, отразить в ЕГРЮЛ необходимую строку и внести еще одну строчку в соответствующие формы заявлений о внесении данных в ЕГРЮЛ.

Нужно, чтобы в выписке из ЕГРЮЛ при наличии нескольких лиц, имеющих право действовать от имени организации без доверенности, рядом с указанием соответствующих фамилий стояли пометки: «Независимые полномочия» или «Совместные полномочия». Это, так сказать, программа-минимум.

Было бы также желательно, чтобы была возможность внести в ЕГРЮЛ и отразить в выписке такую пометку: «Полномочия, осуществление которых возможно совместно с ___ другими лицами, указанными в качестве лиц, действующими без доверенности от имени организации». Это для тех случаев, когда в компании три-четыре директора, но устав позволяет совершать сделки от имени компании любой паре из этих директоров. Но это уже программа-максимум.

Теперь возможно сразу два директора в ООО: нововведения в Гражданском кодексе с 1 сентября 2014 года

Могут ли интересы общества с ограниченной ответственностью представлять сразу два генеральных директора? Ещё совсем недавно законодатель ответил бы на этот вопрос однозначно: нет. А вот с 1 сентября 2014 года это становится возможным. Теперь от лица организации могут выступать два и даже три генеральных директора, об этом сказано в п. 3 ст. 65.3 ГК РФ.

До сентября 2014 года по данному вопросу дело обстояло так: в ООО может быть только один генеральный директор. Впрочем, иной раз возникали ситуации, когда в интересах ООО действовало сразу два лица. Но в основном, это происходило в компаниях, зарегистрированных ещё до 2002 года и то, полулегально. Тем не менее, до сентября 2014 года по закону, от лица ООО без доверенности могло действовать одно единственное лицо – исполнительный орган, в основном генеральный директор. Собственно, даже в само понятие «генеральный директор» уже заложена информация о его единовластии.

Какой-либо представитель ООО, действующий от лица компании, должен иметь для этого доверенность генерального директора. Круг его полномочий мог быть весьма обширным, иногда даже аналогичным полномочиям генерального директора. Но это лицо действовало на основании доверенности, выданной ему генеральным директором. Лицо, которому исполнительный орган выдавал доверенность, не могло действовать за пределами своей юрисдикции. Генеральный директор самостоятельно определял права и обязанности лица, которому выдавал доверенность, а также срок её действия. В любое время исполнительный орган мог прекратить действие доверенности, отозвав её.

Таким образом, в ООО до сентября 2014 года лишь один орган действовал от лица ООО без доверенности – единоличный исполнительный орган. И ввести в структуру управления организацией еще кого-то, наделив аналогичными правами без доверенности, было нереально.

Однако сегодня законодатель пересмотрел свою позицию по данному вопросу, наделяя нескольких генеральных директоров равными обязанностями без доверенности. То есть, два генеральных директора в ООО могут решать общие задачи или же действовать независимо друг от друга. Главное, прописать в Уставе количество директоров, их обязанности и полномочия.

Итак, два генеральных директора – это, пожалуй, выгодно. Один, к примеру, уехал в командировку, зато другой может подписывать документы без доверенности. Очень удобно иметь двух генеральных директоров в большой компании, где несколько проектов существует параллельно, и каждый из руководителей курирует свой. Однако, может возникнуть неприятная ситуация, когда один генеральный директор в отсутствие другого примет какое-либо решение единолично, с выгодой для себя. Есть и ещё одно «но» – подобное двоевластие может поставить в тупик сотрудников: когда и кого из генеральных директоров надо слушать, чьи распоряжения выполнять в какой-то конкретной ситуации. Соответственно, прежде чем сделать нескольких директоров генеральными, нужно в обязательном порядке расписать их должностные инструкции, права, обязанности и компетенцию вообще. Кстати, стоит отметить, что генеральных директоров в ООО может быть сколько угодно, но вот главбух – один.

Приживётся ли эта поправка в ГК РФ – покажет время, однако, во избежание проблем, не забывайте чётко расписывать полномочия и обязанности каждого из представителей исполнительного органа в учредительных документах.

Прочитать нашу новую статью по теме изменения в регистрации юр лиц Вы можете по ссылке.

Прочитать нашу новую статью по теме изменения в регистрации ООО 2014 Вы можете по ссылке.

Прочитать нашу новую статью по теме публичные АО Вы можете по ссылке.

Прочитать нашу новую статью по теме непубличные АО Вы можете по ссылке.

Прочитать нашу новую статью по теме изменения в гражданском кодексе 2014 Вы можете по ссылке.

В 2012 году началась масштабная реформа гражданского законодательства. Так, в ГК РФ уже внесены поправки, касающиеся сроков исковой давности, оборота ценных бумаг, нематериальных благ и их защиты, сделок, выдачи доверенности, порядка регистрации юридических лиц и др.

С обзором изменений в ГК РФ, принятых за 2013 год, можно ознакомиться в нашем материале: «Реформа гражданского законодательства».

С 1 сентября текущего года вступит в силу еще один документ, принятый в рамках этой реформы, – Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон).

Предусмотренные им поправки касаются юридических лиц, причем как общих положений о них, так и деятельности организаций различных видов организационно-правовых форм, и самих организационно-правовых форм.

    МНЕНИЕ

    Алексей Долгов, адвокат юридической компании «Хренов и партнеры»:

    «Предстоящие изменения давно обсуждались, и их ждали. В ГК РФ получили закрепление многие подходы, ранее сформированные в судебной практике. С практической точки зрения важны новый порядок оформления решений общих собраний участников (акционеров): регистратором, нотариусом или иным способом в зависимости от вида юридического лица, возможность регистрации общества с «типовым» уставом, принцип достоверности ЕГРЮЛ и другие».

Рассмотрим, каких именно положений кодекса коснулись эти изменения.

Создание и государственная регистрация юридических лиц

Закон предусматривает внесение целого ряда изменений в § 1 гл. 4 ГК РФ, в котором закреплены общие положения о юридических лицах. Так, прямо устанавливается, что юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), причем уточнено, что именно с момента такой регистрации возникает его правоспособность. Тем самым подтверждается существующий порядок ее возникновения: в действующей редакции кодекса установлено, что она возникает с момента создания организации, а созданным юрлицо считается со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ). Также определяется, какие сведения должно содержать в себе решение учредителей или единоличного учредителя о его учреждении (пп. «а» п. 2 ст. 1 Закона).
При этом перечень учредительных документов, на основании которых действуют юридические лица, сокращается. Если раньше организация могла иметь либо устав, либо учредительный договор, либо оба этих документа, а некоторые некоммерческие организации и вовсе – общее положение об организациях данного вида, то теперь на основании учредительного договора будут действовать только хозяйственные товарищества, а все остальные организации – на основании устава. Стоит отметить, что Закон предусматривает возможность использования типовых уставов, в которых не нужно будет указывать подробную информацию. В этом случае она будет содержаться только в ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 1 Закона). Предполагается, что это поможет упростить регистрацию юрлиц. Имеются в виду сведения о наименовании организации, месте ее нахождения, порядке управления ее деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законодательством для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий указываются также предмет и цели их деятельности.
Кроме того, Законом предусмотрено, что выступать от имени юридического лица смогут сразу несколько лиц (это нужно будет указать в уставе. Пункт 1 ст. 53 ГК РФ дополняется соответствующим абз. 3. Таким образом, допускается наличие у организации нескольких директоров, действующих совместно или независимо друг от друга. Помимо этого, для последних установлена ответственность – по требованию юридического лица, его учредителей (участников) они будут обязаны возместить убытки, причиненные организации по их вине (п. 8 ст. 1 Закона). Аналогичная ответственность закреплена для членов коллегиальных органов юрлица, за исключением тех, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков. Также за убытки, причиненные по его вине, ответит и лицо, определяющее действия организации (это тоже новое понятие в ГК РФ). Определения последнего в Законе не содержится, однако указывается, что одной из форм определения действий организации является возможность такого лица давать указания директору и членам коллегиальных органов юрлица. Отметим, что организация не вправе ограничивать такую ответственность указанных лиц или полностью освобождать их от нее, поскольку соглашение об этом, согласно Закону, признается ничтожным.

    МНЕНИЕ

    Фото: gazprom.ru

    Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

    «Возможность назначения двух директоров организации, так называемый принцип «двух ключей», – это очень важное изменение в законодательстве. Оно во многом заимствовано из зарубежной практики. Это правило означает, что у компании может быть несколько «голов», так скажем, уставом компании может быть определено, что не один исполнительный орган, не один генеральный директор, а несколько лиц могут действовать от имени компании. Причем связка этих лиц тоже может разниться: в каких-то случаях обязательно необходимо согласие двух лиц на принятие каких-то решений, а в каких-то случаях каждый в пределах своей компетенции будет представлять юридическое лицо . Эта конструкция достаточно новая для нас, как она будет работать, покажет время, но большинство специалистов с удовлетворением отмечают ее возникновение в нашем праве, поскольку она добавляет дополнительные возможности по управлению компанией, особенно для партнерских или крупных компаний».

    МНЕНИЕ

    Алексей Долгов, адвокат юридической компании «Хренов и партнеры»:

    «Возможность назначить нескольких директоров – это дополнительная опция для участников (акционеров), с помощью которой можно обеспечить дополнительный контроль за действием исполнительного органа (принцип «двух ключей»: действия совершаются только одновременно двумя директорами), либо для удобства работы общества расширить количество лиц, имеющих право действовать без доверенности».

Дополнен ГК РФ интересными положениями о наименовании, месте нахождения и адресе юридического лица (п. 9 ст. 1 Закона). Отметим, что ранее в кодексе не было упоминания о последнем – в действующей ст. 54 ГК РФ закреплено, что в учредительных документах организации указываются ее наименование и место нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации. В Законе же уточняется, что место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). При этом в ЕГРЮЛ необходимо будет указать не место нахождения, а именно адрес организации. Можно предположить, что такое нововведение направлено на борьбу с фиктивными адресами юрлиц, поскольку установлено, что организации будут нести риск последствий за неполучение юридически значимых сообщений, доставленных по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Такие сообщения считаются доставленными вне зависимости от того, находится на самом деле организация по данному адресу или нет.
Также в ст. 54 ГК РФ будет указано, что официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также производные от него могут включаться в наименования юрлиц только в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства Российской Федерации, либо (как в действующей практике) по разрешению, выданному по правилам, установленным правительством. В настоящее время это возможно, например, если юридическое лицо имеет филиалы или представительства на территории более чем половины субъектов РФ, занимает доминирующее положение на рынке определенного товара или является крупнейшим налогоплательщиком. Возможность и порядок использования в наименованиях организаций официальных наименований субъекта РФ могут быть установлены самим регионом.
Интересно, что теперь в ЕГРЮЛ необходимо будет указывать сведения о представительствах и филиалах. Ранее они указывались только в учредительных документах.
Отметим, что своеобразным образом упоминается в Законе понятие аффилированности. В новой ст. 53.2 ГК РФ будет указано, что в случаях, если кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом (п. 8 ст. 1 Закона). В первоначальной редакции законопроекта, на основе которого был принят Закон, ст. 53.2 была более содержательной – она предусматривала, между какими лицами признается наличие аффилированности и в каких случаях суд может признать ее отсутствие между этими лицами.
Реорганизация юридических лиц

Очень важные изменения вносит Закон в порядок реорганизации юридических лиц (п. 12 ст. 1 Закона). Во-первых, предусматривается возможность сочетания нескольких форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ), например преобразования и присоединения и т. д. Во-вторых, допускается реорганизация с участием нескольких юрлиц, созданных в разных организационно-правовых формах (для примера: несколько ООО смогут единовременно присоединиться к АО). Однако она будет возможна, только если законодательство не запрещает преобразование организации одной организационно-правовой формы в организацию другой формы.
Создаваемое в результате реорганизации юридическое лицо сможет пройти государственную регистрацию не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации. По общему правилу этот срок будет составлять три месяца с даты внесения записи о начале реорганизации в ЕГРЮЛ.

    ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

    Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании

    Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

    Уведомление о начале процедуры реорганизации

    Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства

    С другими формами, образцами и бланками для государственной регистрации юридических лиц можно ознакомиться в разделе «Бланки».

Согласно Закону документом, содержащим положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, является передаточный акт. В действующей редакции ГК РФ, напомним, установлено два вида таких документов: передаточный акт, составляемый при слиянии, присоединении и преобразовании организаций, и разделительный баланс – при разделении и выделении (ст. 58 ГК РФ). Кроме того, в передаточном акте отныне нужно будет предусматривать порядок определения правопреемства в связи с изменениями, которые могут произойти после даты его составления (п. 14 ст. 1 Закона).
Также ГК РФ дополняется ст. 60.1, устанавливающей последствия признания решения о реорганизации юридического лица недействительным. Требовать признания решения недействительным смогут участники реорганизуемой организации и лица, которым такое право будет предоставлено законом. Данное требование, как мы уже указывали, может быть предъявлено в суд в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом. Однако в случае признания судом недействительным решения о реорганизации образованное в результате реорганизации юридическое лицо не будет ликвидировано, а совершенные им сделки не признаются недействительными. Если же такое решение признается недействительным до окончания реорганизации и часть создаваемых юридических лиц уже зарегистрированы, правопреемство наступает только в их отношении, остальные права и обязанности сохраняются за прежними организациями.
Ликвидация юридических лиц

Также Законом изменены положения о ликвидации юрлиц (п.п. 17-21 ст. 1 Закона). В частности, уточнено, кто может обращаться с исками о ликвидации в суд и по каким основаниям. Также скорректирован порядок проведения ликвидации организации. Так, установлено, что учредители (участники) юрлица, принявшие решение о ликвидации, должны сообщить об этом в ФНС России (поскольку именно она ведет ЕГРЮЛ) в течение трех рабочих дней. Такой же срок предусмотрен ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», тогда как в действующей редакции ст. 62 ГК РФ говорится о незамедлительном сообщении.

Устанавливается также обязанность учредителей (участников) юрлица совершить за счет его имущества действия по ликвидации независимо от оснований, по которым она происходит. При недостаточности имущества организации ее учредители (участники) должны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Если ликвидационная комиссия установит недостаточность имущества юрилица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая его ликвидация должна осуществляться исключительно в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве. В этом случае ликвидационная комиссия должна уведомить всех известных ей кредиторов о возбуждении дела о банкротстве. В случае если в течение пяти лет после ликвидации организации, в том числе путем признания ее банкротом, у нее обнаружится какое-либо имущество, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения этого имущества среди лиц, имеющих на это право (кредиторов).
Также в ГК РФ появляется статья, посвященная прекращению недействующего юридического лица, – ст. 64.2. В ней говорится о том, что считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ организация, которая в течение 12 месяцев до исключения из него не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Аналогичное определение, напомним, содержится в ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Корпоративные и унитарные юридические лица

Помимо всего прочего, Закон предусматривает разделение всех юридических лиц на два вида: корпоративные и унитарные (п. 23 ст. 1 Закона). Так, под корпорациями понимаются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К таким организациям отнесены хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ. Отметим, что до принятия Закона последних трех организационно-правовых форм в ГК РФ предусмотрено не было. Учредители унитарных юридических лиц не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. К таким организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (последние – тоже новшество в кодексе).
Также § 1 гл. 4 ГК РФ дополнен общими положениями о правах и обязанностях участников корпорации (ст. 65.2 ГК РФ) и порядке управления в ней (ст. 65.3 ГК РФ). Определено, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах, число участников которых превышает 100 человек, им может быть съезд, конференция или другой коллективный представительный орган. Также в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.). При этом, как мы писали ранее, директоров или председателей у организации может быть несколько и действовать они могут независимо друг от друга. Помимо этого, в корпорации может быть образован коллегиальный орган управления, например наблюдательный совет. Основная его задача – контроль за деятельностью исполнительных органов корпорации. Причем лица, являющиеся единоличными исполнительными органами корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов должны составлять не более одной четвертой состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

    МНЕНИЕ

    Светлана Антонова, первый заместитель начальника Департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям ОАО «Газпром»:

    «На стадии доработки законопроекта профильным комитетом Госдумы было рассмотрено более двух тысяч поправок… Это новая веха в развитии корпоративного управления. Оценить однозначно новую классификацию: деление на унитарные и корпоративные юридические лица, публичные и непубличные – сейчас нельзя. Применительно к разным соответствующим классификациям предусмотрены разные правила регулирования. Пока мы понимаем, что с 1 сентября основная часть этих норм вступит в силу, будет испытана на практике.

    Но мы видим уже, что есть некоторые огрехи. Это повод для дальнейшего совершенствования, исправления ошибок – будем инициировать внесение поправок, в настоящее время мы уже работаем с профильными министерствами в этом направлении. Но в любом случае – это некий двигатель прогресса в гражданских правоотношениях, то есть преодолен некий застой, который образовался в связи с тем, что нормы гражданского права давно не менялись и не адаптировались к современным требованиям. Цель, которую ставил перед собой законодатель, состояла не только в упорядочивании отношений, но еще и в повышении инвестиционной привлекательности, улучшении инвестклимата. Вот эти цели, на мой взгляд, будут достигнуты».

***

В данном материале мы рассмотрели лишь ряд поправок, внесенных Законом в закрепленные в ГК РФ общие положения о юридических лицах. Не менее интересны изменения, касающиеся конкретных организационно-правовых форм, поскольку Закон расширяет перечень некоммерческих организаций (этот перечень, кстати, становится закрытым), предусматривает ликвидацию такой формы организаций, как общество с дополнительной ответственностью, исключает деление акционерных обществ на закрытые и открытые. С 1 сентября АО будут создаваться в виде публичных и непубличных обществ. Все эти изменения заслуживают более подробного рассмотрения, поэтому о них мы расскажем в нашем следующем материале.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх