Эффективность распределения ресурсов

Социальная политика- это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, направленная на поддержание отношения справедливости в обществе, регулирование отношений между о тдельными социальными группами, обеспечение условий повышения уровня жизни всех членов общества.

Социальная справедливость — понятие, включающее обеспечение равенства возможностей индивидов участвовать в трудовой деятельности, оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, удовлетворение неотложных потребностей населения с использованием общественных благ, недопущение чрезмерной поляризации в распределении доходов, богатства, рациональное применение позитивных способностей людей.

Принципы социальной справедливости:

1. Эгалитаристский подход,предполагающий равное (уравнительное) распределение благ между членами общества:

U1 = U2 = … = Ui = … = Un.

Эгалитаризм (франц. égalitarisme от égalité — равенство) — стремление к уравнительному распределению ресурсов и благ как основному способу устранения противоречий в экономике и обществе; утопическая теория.

2. Утилитаристский подход, максимизирующий общую суммарную полезность всех членов общества:

F = U1 + U2 + … + Ui +… +Un .

При этом предполагается соизмеримость, или возможность определения всех индивидуальных полезностей с помощью некоторого единого измерителя и их взвешивание с единичными коэффициентами (тем самым одинаковая значимость всех полезностей с точки зрения вклада в общую полезность).

Утилитаризм(от лат. utilitas — польза, выгода) — течение экономической мысли, в основе которой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей.

Уравнивающая справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная – принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

3. Роулсианский подход (названный по имени современного философа, автора «теории справедливости” Дж.Роулза), максимизирующий полезность наименее обеспеченных членов общества:

F = min (U1,…,Ui,…,Un).

Джон Роулс в своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа понимания справедливости:

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.

2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

(а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и

(б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем».

4) Рыночная концепция считает справедливым распределение доходов, основанное на действии конкурентных механизмов рынка (В.Парето).

Социальной защите населения:

в широком смысле — деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для ее самоопределения и утверждения;

в узком — совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Конституционные формы социальной защиты населения:

— социальное обеспечение;

— социальное страхование;

— социальная помощь;

— социальное обслуживание;

— социальная служба;

— медицинское обслуживание;

— защита трудовых прав работников;

— защита имущественных и личных неимущественных прав граждан;

— защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей;

— благотворительность;

— добровольные формы социального обеспечения.

К наиболее важным формам социальной защиты населения относятся:

— социальное обеспечение;

— социальное страхование (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями при наступлении страховых случаев).

Принципы социальной защите населения:

1) Государственная социальная защита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех принимаемых юридических законах социально-экономической направленности.

2) Социальная защита предполагает дифференцированный подход к различным категориям граждан.

3) В целях своевременной реакции на изменения экономической конъюнктуры в стране необходимы меры предупреждающего характера.

Элементы стратегии в социальной политике:

· стратегия модернизации образования

· стратегия реформирования здравоохранения

· политика в сфере культуры

· пенсионная реформа Российской Федерации

· социальная поддержка населения (борьба с бедностью);

· стратегия жилищной политики.

Основные приоритеты социальной защиты населения:

ü индексация доходов населения (ЗП, пенсий, пособий, стипендий);

ü обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам (ПМ);

ü регулирование минимальных стандартов и нормативов (нормативные расходы консолидированного бюджета на образование и здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.п.);

ü предоставление льгот (скидок и субсидий);

ü обязательное социальное страхование;

ü социальное обеспечение (престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца);

ü социальная помощь.

Показателя развития социальной политики являются уровень и качества жизни населения:

Уровень жизни населения — уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей, измеряемый либо величиной их дохода (ВВП на душу населения, средними доходами семьи, человека в сравнении с прожиточным минимумом в данной стране и в других странах), либо с помощью набора показателей уровня материального потребления (с потребительским бюджетом семьи, количество легковых автомобилей на душу населения, количество телевизоров на душу населения и т.д.).

Бедность – состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.

Виды бедности:

1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.

2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.

Классификация типов бедности:

— первичная бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств);

— вторичная бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства);

— «устойчивая» бедность (бедность «по наследству»);

— «плавающая» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Методы измерения бедности:

1. Концепция прожиточного минимума(англ. Эк. Ч.Бут и С.Раунтри)

Порог бедности – это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья

2. Концепция относительной бедности/депривации (амер. эк. П.Таунсэнд).

3. Концепция аккумулированной депривации (норвеж. соц. Е.Хансеном).

При реализации большинства проектов, даже самых значительных, инвестор всегда пытается экономить, поэтому финансовые и ресурсные возможности исполнителя чаще всего ограниченны. В таких условиях большое значение имеет оптимальное распределение ресурсов, при котором обеспечивается их наиболее эффективное использование. Нередко руководитель проекта начинает свою работу, не имея точного представления, на что он сможет рассчитывать в процессе реализации начинания, поэтому текущее управление выделенными фондами имеет огромное значение.

Планирование как метод управления ресурсами

Любое начинание реализуется на основе плана работ, который базируется на проектно-сметной документации. Среди всех видов планирования особое место занимает эффективное распределение ресурсов, которые должны закупаться и поставляться в нужное время и в необходимом количестве. Кроме того, уже приобретенные средства следует оптимально распределить по разным процессам для наиболее быстрого и качественного выполнения работ.

При выполнении проектных заданий используют различные виды ресурсов:

  • природные (земля, вода, атмосфера);
  • трудовые;
  • средства производства (предметы труда, производственные мощности);
  • финансовые (кредитные или собственные капитальные вложения);
  • информационные (просветительский, научный и культурный потенциал);
  • внешние (связи с иностранными партнерами, валютные резервы).

Все виды ресурсов группируют в две большие группы, имеющие критическое значение для реализации замысла:

  • Трудовые – это люди, которые работают с материалами и техникой (инженеры, строители, монтажники, водители, операторы различных механизмов). Кроме того, в более широком контексте в этот перечень можно включить всех людей, задействованных в проекте, например, заказчика, планировщиков, подрядчиков, спонсоров и т.д.
  • Материально-технические включают в себя вещи, без которых невозможно ничего произвести. Это сырье (материалы, комплектующие, конструкции), машины и иные технические средства (оборудование, механизмы). Также сюда относится топливо и другие энергоносители.

Ресурсное управление является неотъемлемой частью общего управления всем проектом. Оно начинается на фазе разработки концепции и технико-экономического обоснования, детализируется при составлении плана и предполагает выполнение действий в таких направлениях:

  • общее планирование;
  • управление закупками и поставками;
  • управление запасами;
  • логистика и материально-техническое обеспечение, т.е. управление распределением.

Предварительно просчитав все необходимые процессы по типовым срокам выполнения, и произведя примерное распределение ресурсов между различными площадками, можно рассчитать ориентировочное время внедрения проекта. При этом применяемое для расчетов экономико-математическое моделирование всегда направлено на достижение максимального эффекта при минимуме затрат или при условии ограниченности различных средств.

При планировании проекта следует помнить, что ресурсы бывают двух типов:

  • Невоспроизводимые, накапливаемые, складируемые. Они в процессе работы полностью расходуются, их повторное использование невозможно. Однако в случае их неиспользования в данный отрезок времени, они могут быть сохранены (накоплены) и применены позже. К ним можно отнести топливо, деньги, предметы и средства труда, используемые только один раз.
  • Воспроизводимые, ненакапливаемые, нескладируемые. В процессе работы такие средства не расходуются, сохраняют свою форму и могут применяться на других участках. Вместе с тем, если такое средство в определенный момент времени не применяется (простаивает), то этот простой невозможно компенсировать в будущем, поскольку его способность выполнять определенные полезные действия не накапливается. В основном, речь идет о людях и средствах труда, используемых многократно (механизмах, станках и другом оборудовании).

При этом важно понимать, что конкретные ресурсы мало связаны со всем проектом в целом, они в основном привязаны к выполнению конкретных работ в технологическом процессе.

Поскольку последовательность всех работ расписана в сетевом календарном плане, то и необходимость в людях или сырье тоже напрямую привязана к плану. В зависимости от общего объема, фазы выполнения работ и интенсивности затрат определяется потребность в складируемом и нескладируемом ресурсе.

Например, при возведении стен сооружения необходимо несколько бригад каменщиков, своевременная и в нужном объеме доставка кирпича и раствора, а также подъемного оборудования. По мере приближения работы к окончанию количество рабочих и оборудования можно уменьшить, складировать требуемый запас кирпича, а высвободившиеся силы направить на параллельный участок работ.

В таком случае происходит перераспределение ресурсов, то есть для выполнения одной задачи их количество увеличивается за счет уменьшения при реализации другой задачи. Иногда тот или иной процесс может быть вообще остановлен или приостановлен, если на другом участке есть острая потребность в людях или технических средствах.

Руководитель проекта обязан детально знать план всех работ и держать руку на пульсе событий, чтобы обеспечить правильное распределение и перераспределение средств производства и кадров.

В современном проектном менеджменте применяются два основных подхода к ресурсному планированию:

  • С ограничением по времени. В таком случае заказчиком устанавливается точная дата завершения всех работ, на которую менеджер должен ориентироваться. При этом он может привлекать дополнительную рабочую силу, технику, денежные средства для ускорения процессов, особенно в период перегрузок.
  • С ограничением в ресурсах. Здесь главное ограничение – это наличие определенных ресурсов, чаще всего денежных средств. В связи с этим приходится выбирать те или иные технические решения в зависимости от их стоимости и нет возможности сколько-нибудь точно рассчитать время окончания задумки. Если за время внедрения идеи произойдет повышение цен на стройматериалы, комплектующие или рабочую силу, то менеджеру вместе с заказчиком придется принимать решение о прекращении работ, поиске более дешевых технических решений или об обращении за заемными средствами.

Исходя из выбора одного из вышеуказанных методов планирования, руководитель может приступать к разработке принципов материально-технического обеспечения инициативы.

Основные этапы управления ресурсами

Материально-техническое обеспечение проекта состоит из закупок требуемых фондов и своевременного снабжения ими исполнителей. Управление ресурсами – это более широкое понятие, которое включает в себя:

  • планирование (составление графика работ, закупки в соответствии с запланированными процессами);
  • регулирование (налаживание своевременных поставок, распределение сырья и других фондов по объектам, создание необходимых запасов);
  • контроль (оценка наличия необходимых компонентов и затрат на них, контроль качества и запасов, контроль над выполнением плановых показателей по стоимости и срокам).

Ненадлежащее выполнение хотя бы одного из вышеприведенных пунктов может нарушить ход работ, включенных в сетевой график. Это при последовательном планировании стане причиной срыва сроков сдачи объекта, а при параллельном – создаст значительные проблемы, решить которые можно будет ли за счет сокращения продолжительности критического пути. Для такого сокращения придется в авральном порядке перераспределять человеческие и материальные фонды между площадками, нарушая общий цикл реализации проекта. Осознавая важность каждого этапа, можно более детально остановиться на основных составляющих управления ресурсами.

Отдельно стоит остановиться на системе закупок – это самая сложная и важная система мероприятий, обеспечивающая проект требуемыми товарами, услугами и интеллектуальной собственностью со стороны внешних поставщиков.Она неразрывно связана с поставками продукции

Подсистема закупок и поставок состоит из ряда действий:

  • Планирование. Закупки планируются на самом начальном этапе развития замысла, прямо соотносятся с проектно-сметной документацией и перечнем работ. Чтобы не возникло проблем, всегда принимается во внимание продолжительность процесса закупки, изготовления или добычи необходимого товара и его доставки до места назначения.
  • Выбор поставщиков происходит на основе анализа их квалификационных анкет, в которых указаны их финансовые, технические, производственные и управленческие возможности. Несколько предварительно отобранных фирм-кандидатов согласовываются с руководителем проекта и заказчиком, после чего в процессе торгов определяется победитель. Иногда договор заключается без проведения торгов напрямую с предприятием (организацией) или через посредника.
  • Размещение заказов. Руководитель проекта в сотрудничестве с проектной организацией проводит стандартизацию номенклатуры закупок, рассматривает поданные производителями заявки, проводит торги и заключает контракты, в которых оговариваются все необходимые требования (хранение и транспортировка грузов, порядок расчетов).
  • Контроль над поставками производится в соответствии с графиками по каждой номенклатурной позиции (материалы, услуги, оборудование, топливо). Каждое изменение влечет за собой корректировку проекта. Важнейшими точками поставок можно назвать учет и контроль доставки, приемки товара, его хранения. Хорошо поставленный бухгалтерский учет с применение стандартных форм отчетности поможет избежать сбоев в этом вопросе.

Процесс закупок очень многокомпонентный, сложный и ответственный.

Во время реализации масштабной инициативы, например постройки нового завода, крупного начинания в авиационной или нефтегазовой отрасли приходится закупать сотни самых разнообразных товаров и услуг.

При этом их качества и цена должны соотноситься оптимальным образом, чтобы, с одной стороны, не сделать проект слишком дорогим, а с другой – не допустить поставок некачественных составляющих.

При подготовке к процессу закупки обращают внимание на такие факторы:

  • Общая среда, влияющая на процессы – экономические, политические, организационные, технологические факторы, могущие негативно или положительно повлиять на достижение поставленной цели.
  • Стратегия приобретения компонентов и их увязка со стадиями проекта по времени и структуре работ.
  • Планирование закупок – подготовка документации по каждому виду товаров или услуг с детализацией требований по техническим характеристикам, качеству, затратам, контрактам и поставщикам.
  • Предварительная оценка, выбор и проверка поставщиков. Эта фаза включает в себя изучение текущей загруженности, потенциальной мощности производителей – потенциальных поставщиков, их производственных показателей.
  • Изучение технической компетентности потенциальных партнеров. Анализ соответствия изготавливаемых ими материалов или услуг требованиям конкретного задания, квалификационные проверки, проведение переговоров.
  • Оценка стоимости. Изучение реалистичности подхода к формированию цены, рассмотрение возможных рисков, которые могут повлиять на увеличение цены составляющих, а, следовательно, удорожание всего проекта.

Такие товары, как топливо, металлопродукция, сырье, стройматериалы, универсальное оборудование обычно хорошо прописаны в различных стандартах, поэтому их производит большое количество предприятий. Это позволяет покупать их на специализированных товарных биржах. Что касается сложного оборудования и точных приборов, электроники, которые требуют профессиональной наладки и постоянного обслуживания, то здесь лидирует фирменная продажа и специализированные посреднические компании, обеспечивающие полный комплекс услуг.

Непосредственно после заключения контракта начинается работа по постоянному отслеживанию ритмичности поставок в соответствии с фазами строительно-монтажных работ, контролю качества и составлению статистики для использования в следующих проектах. Этот анализ длится до самой сдачи объекта в эксплуатацию.

Отдельное место в строительстве и монтаже занимает наличие и размер запасов сырья или конструкций. Это оптимизационная задача, над которой работают параллельно с разработкой стратегии закупок.

Обычно для каждого вида продукции рассчитывается страховой запас – это тот минимум ресурса, который позволит бесперебойно работать при определенной задержке со стороны поставщика или при ошибке в расчетах точки заказа, т.е. момента, когда необходимо оформить новый заказ.

Управление запасами включает в себя такие управляемые параметры: объемы запасов по каждому номенклатурному наименованию, частота, а также объемы и сроки их пополнения, минимизация порчи, контроль степени готовности хранящейся продукции к использованию.

Государственная политика перераспределения доходов.

После Великой Депрессии общество стран Запада на практике убедилось, что стихийный рыночный механизм может привести к сильнейшим спадам, хронической безработице и огромным зонам нищеты.

Труд-7. 6 ноября 1998 г. Деньги. № 17, 5 мая 1999 г.

Поэтому, хотя теоретические споры о допустимых размерах дифференциации доходов и социальной справедливости ничуть не были завершены, начались вводиться практические мероприятия, направленные на предотвращение и смягчение социальных последствий кризисов. С конца 40-х — начала 50-х гг. XX века официальной доктриной правительств многих стран становится концепция «государства благосостояния»(Welfare state), которая провозгласила необходимость широких мер социальной защиты для бедных. Но можно сказать, что политика социальной поддержки начала проводиться в странах Запада значительно раньше мероприятий «Welfare State», еще с конца XIX — начала XX века (см, таблицу 24.1.): социальные реформы Бисмарка в Германии, Дизраэли в Великобритании, «Новый курс» Рузвельта в США. Государство провозглашалось ответственным за поддержание минимального жизненного стандарта граждан страны.

Таблица 24.1. — Сроки принятиязаконов вобласти социального страхования (XIX- начало XX вв.)

по болезни по безработице по старости
Германия
Англия
США

Программы «государства благосостояния» включают в себя как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, подобия по безработице; дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги.

Особая роль в программах «государства благосостояния» отводится трансфертам. Трансферт- это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения.

Функционирование системы «государства благосостояния» в послевоенные годы столкнулось, во-первых, с растущей социальной нагрузкой на государственный бюджет и, следовательно, его растущим дефицитом, и, во-вторых, проблемой стимулов поиска работы бедными гражданами. Дело в том, что развитая система социальной помощи в странах с рыночной экономикой все чаще делала невыгодным для малоимущих граждан поиск работы. Продовольственные талоны, пособия для матерей с детьми и т. п. составляли такую величину, что оказывалось невыгодным искать работу: получаемый в таком случае заработок оказывался ненамного выше, а то и ниже суммарных социальных выплат, получаемых прежде. В связи с этим многие экономисты предложили ввести систему негативного (отрицательного) подоходного налога (НПН),которая заменила бы собой многочисленные денежные и натуральные выплаты единой системой денежной поддержки бедных семей.

Идея НПН (см. табл. 24.2) состоит в следующем: платить гарантированный минимум тем, чей доход равен нулю. Но, если человек нашел работу, и его доход начинает расти, то НПН будет сокращаться с определенным коэффициентом. Например, коэффициент равен 50%. Тогда, при получении заработка мы должны уменьшить его на 50% и данную величину вычесть из гарантированного дохода. Так, если гарантированный доход составляет 8000 долл., то при заработке 4000 долл. мы должны уменьшить его на 50% (4000 χ 0,5) и эти 2000 долл. вычесть из 8000 долл. Полученный общий доход составит 4000 + (8000 — 2000} — 10000долл.

Таблица 24.2. — Заработок и негативный подоходный налог (НПН)

Заработок НПН Общий заработок (заработок + НПН)
-2000

Как видно из таблицы, негативный подоходный налог уменьшается с ростом заработка. После того, как заработок превысит 16000 долл., негативный подоходный налог уступает место обычному, т. е. положительному подоходному налогу. Проблема заключается в том, как сохранить стимулы к труду при данной системе социальной поддержки. Если коэффициент снижения пособия будет слишком высоким, то бедному гражданину будет выгоднее получать гарантированный минимум и не искать работу. В целом же семьи будут по-разному реагировать на отрицательный подоходный налог в зависимости от того, каков будет сам гарантированный минимум, величина заработка и коэффициент снижения пособия, выступающий как отрицательная предельная налоговая ставка.

В связи с программой перераспределения доходов экономисты рассматривают так называемую дилемму эффективности и справедливости.Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Так, если в виде налога часть дохода Иванова перейдет в виде пособия Петрову, то это снизит стимулы к труду у обоих. Иванов вправе спросить: «Зачем много работать, если значительную долю заработанного придется отдать в виде налога?». А Петров будет рассуждать по-своему: «Зачем много работать, если и так получаю пособие?»

Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого «национального пирога». Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер создаваемого совокупного продукта. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист А. Оукен, известный нам из гл. 19, назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи.Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, заключается в парадоксальном явлении, подмеченном многими экономистами: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Государство в силах изменить правила игры, вводя новую систему налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать, что в результате этих изменений действительно перераспределяемый национальный доход потечет от богатых к наиболее бедным?

Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Сплошь и рядом мы видим, что целью трансферта является сам трансферт! Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.

Особые трудности возникают и при определении того, кто именно имеет право на государственную помощь. Так, в России в начале экономических реформ (1993 г.) государство обещало выделять субсидии только тем животноводческим фермам, которые занимаются племенным разведением скота. Не прошло и года, как многие хозяйства объявили себя племенными. Экономисты, настороженно относящиеся к перераспределительным программам, в полемическом запале утверждают, что, как только будут объявлены широкие льготы беременным, например, при покупке товаров длительного пользования, так множество женщин тотчас принесут справки о своей беременности. И опять мы увидим, что целью трансферта является сам трансферт. А ведь государство, предоставляя социальную помощь, надеялось, что производители и потребители изменят свое поведение так, чтобы повысились стимулы к труду и инвестициям.

Американские экономисты подчеркивают и то негативное явление, которое связано в США с программой помощи неполным семьям с детьми. Нередко это способствует распаду семей (так как программа, в сущности, поощряет уход из семьи безработных отцов). Указанная программа предоставляет помощь и внебрачным детям. Конечно, это гуманно, но многие исследователи считают, что такая система ведет к упадку нравственности и подрыву института семьи.

Многие ученые, анализируя программы помощи неполноценным семьям с детьми, выдвинули гипотезу «культуры бедности» (culture of poverty hypothesis), согласно которой нищета становится образом жизни и передается из поколения в поколение.

Таким образом, как слишком глубокое неравенство подрывает стабильность общества, так и нивелировка доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство нередко приходится платить снижением эффективности. Самое сложное в осуществлении социальной политики государства заключается в нахождении приемлемой «социальной цены», или платы за более равномерное распределение доходов. ‘

Исходный пункт в анализе проблемы социальной политики — это отсутствие каких-либо гарантий на получение даже минимального стабильного дохода любым человеком в условиях свободного рынка (без какого-либо вмешательства государства). Доходы формируются на основе законов спроса и предложения и предельной производительности факторов производства. Поэтому во всех странах сформирована своя государственная политика доходов, гарантирующая минимальный жизненный стандарт всем гражданам, не ведущим асоциального образа жизни.

Государственная политика формирования конечных доходов заключается в основном в формировании первичных доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения.

Выделяют три главных источника денежных доходов:

1. Доходы по труду, или заработная плата.

2. Доходы собственников, или прибыль, рента, процент.

3. Социальные выплаты, или собственно перераспределенные доходы — трансферты в виде пенсий, стипендий, пособий.

Абсолютная величина номинальных и динамика реальных доходов определяют уровень жизни в стране в целом и в расчете на душу.

Уровень жизни можно выразить в абсолютных цифрах конечного натурального потребления материальных и нематериальных благ и услуг либо их денежной оценки, и с этой точки зрения важнейшее значение приобретает прожиточный минимум — физиологический и социальный — как нижняя граница индивидуальных и совокупного фонда потребления. Прожиточный минимум служит, в свою очередь, базой для законодательно устанавливаемого государством минимума заработной платы, от которого, в свою очередь, зависит степень рациональности потребительского бюджета основной массы семей в обществе.

Социально более значимым по сравнению с уровнем жизни является понятие «качество жизни” (в котором отражаются две стороны общественного бытия — потребности, созданные экономикой «предложения” и потребности, формируемые общей культурой):

1) степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей;

2) степень приближения к оптимуму здорового образа жизни (структура питания, времяпрепровождение, уровень стрессовости быта, экологическое благополучие, уровень безопасности, уровень заболеваемости, продолжительности жизни и т.д.).

Неравенство в благосостоянии — результат многих факторов, которые условно можно разделить на две части.

Одну часть образуют факторы, зависящие от усилий самого человека: например, владения капиталом, трудовой активности, предпринимательского риска, повышения образования. Так, повышение образования делает труд более ценным, что влияет на различия в доходах. Такого рода факторы являются досягаемыми.

Другую часть образуют факторы, которые не зависят от усилий и стараний самого человека и не могут быть им изменены. Это предписанные факторы: например, доставшееся наследство, природные способности, социально-экономическое положение страны.

Как же измерить степень неравенства по величине дохода?

В экономической теории выделяется три основные способа демонстрации материала, в том числе и оценки неравенства:

1. Графический метод (определение функции)

2. Цифровые метод: статистические показатели

Наиболее простой способ — сравнение богатства (доходов) самых бедных и самых богатых членов общества. На практике используют квинтильные и децильные коэффициенты.

Их рассчитывают следующим образом: берут суммарные доходы (богатство) 20% (10%) наиболее богатых семей и соотносят с суммарными доходами 20% (10%) наиболее бедных семей.

К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов, при их расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини).

На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:

Принято выделять следующие квинтильные группы населения но уровню доходов:

— низшая квинтильная группа (20% населения с наименьшими доходами);

— вторая квинтильная группа;

— третья квинтильная группа;

— четвертая квинтильная группа;

— высшая квинтильная группа (20% населения с наибольшими доходами).

Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является квинтильный (децильный) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных (табл. 28.2).

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. Коэффициент Джини рассчитывается по формуле:

Неравенство в распределении доходов можно измерить и проиллюстрировать с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини.

Сглаживание социально опасного неравенства осуществляется через социальную помощь:

1) Выплаты, не имеющие связи с трудовой деятельностью человека — пособия на детей, дотации на содержание детей в детских дошкольных учреждениях (например, субсидии богатым частным школам). В расчет берется размер потребностей и душевой доход семьи.

2) Льготы и услуги в натуральной форме — бесплатное лечение больных, бесплатное обучение детей в государственных школах. Эти средства невозможно включить в семейный бюджет и использовать другим способом.

Модели справедливых обществ

В конце XVIII — первой половине XIX века французские философы К.А. Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837) и англичанин Р. Оуэн (17711850) были заняты поиском путей к справедливому обществу, которое они называли социалистическим. Это понятие появилось в книге т. Мора «Утопия», который критиковал общество, основанное на частной собственности, и социально-экономические отношения в Англии того времени, проповедовал новый уклад с общественной собственностью, выдвинул идею обобществления производства и принципы коммунистического разделения труда.

Идеи, созвучные идеям Т. Мора, содержались в книге «Город солнца» итальянского философа Т. Кампанеллы (1568-1639). В ней ученый изображал общество, управляемое теократической властью, где уничтожена частная собственность и гарантировано изобилие материальных благ. С его точки зрения это продиктовано законами природы. Согласно идеям Сен-Симона и Фурье, справедливому обществу должны быть присущи национальная гармония, общность интересов всех граждан, творческий труд, широкие возможности раскрытия своих способностей. Государство планомерно развивает хозяйство. Все члены общества трудятся, а созданные материальные блага распределяются по труду. Не допускается эксплуатация труда. Сен-Симон, Фурье, Оуэн критиковали капиталистическийстрой, основанный на частной собственности и эксплуатации труда указывали, что капитализм не может обеспечить свободу, равноправие, братство между людьми. Причиной всевозможных кризисов, анархии в производстве и безработицы считали частную собственность. Мир капитализма для них — это мир хаоса, индивидуализма и эгоизма, раздоров и вражды.

К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей». В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности люди — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.

Р. Оуэн свои социалистические идеи пытался осуществить на деле и создал в США общество «Новая гармония». И хотя оно распалось из-за отсутствия денег, он не отказался от идеи создания справедливого общества. Великие утописты надеялись, что богачи, восприняв их социалистические идеи, по своей воле откажутся от своего богатства ради блага человечества.

С этой целью они писали обращения к государственным деятелям, власть предержащим, известным писателям и военачальникам.

Можно выделить следующие модели справедливых обществ:

1. Трудовое общество

2. Открытое общество

3. Закрытое общество

4. Общество потребления

5. Общество изобилия

В английской философии XVIII века наблюдались две тенденции

развития общества: этико-идеалистическая и экономико-реалистическая. Формированию экономико-реалистической тенденции как самостоятельного научного предмета способствовали труды А. Смита (1723-1790). Опираясь на тезис английского философа Д. Юма о том, что в этом мире все добывается трудом, он развивал его на уровне политической экономии. По его утверждению, общественные отношения между людьми строятся на разделении общественного труда путем обмена его плодов. При этом каждый работая на себя, вынужден трудиться и для других и, наоборот, работая для других, — работает на себя. Основными источниками общественного богатства являются труд каждого и его стремление к созданию материальных благ. Придавая особое значение разделению труда с точки зрения экономиста, А. Смит вовремя увидел и его недостатки — усиление односторонности в развитии самих участников этого труда. Но он уверял, что такой «пробел» можно предотвратить путем всеобщего просвещения.

А. Смит считал, что основной мерой человеческих качеств является умение правильно оценить действия окружающих себя людей и заслужить их доверие к себе. Рассматривая капиталистический строй как целостную экономическую систему, он оказывал большое влияние на развитие социологии и других общественных наук. В качестве необходимых для просвещения общества А. Смит выдвигал следующие факторы:

1. Господство частной собственности

2. Невмешательство государства в экономику

3. Отсутствие преград для личной инициативы.

А. Смит большое внимание придавал осуществлению разделения труда посредством машинного производства. Он разделил общество на три класса:

1. Наемные рабочие

2. Капиталисты

3. Крупные землевладельцы.

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;

Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);

Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;

Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;

Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.

Концепции об открытых и закрытых формах общества в определенной степени дают возможность полнее охарактеризовать реальные проявления идеологических начинаний.

Понятие «общество потребления» возникло в американской социологической науке в 0-50-х годах ХХ века. Оно означает общество, в котором обеспечивается высокий уровень жизни человека на основе возможностей современного производства. В свое время в общественном сознании укоренилось понятие, что индивидуальное потребление есть важнейший показатель социальной справедливости, а недостаток в потреблении является устоявшимся признаком маргинальности. Это повлияло на потребительское сознание, стимулировало развитие производства, улучшение качества товаров, т.е. способствовало совершенствованию сферы социального обеспечения.

Общество изобилия — термин, характеризующий состояние цивилизованного государства, получил широкое распространение в 50-60-х годах ХХ века, когда выдвигалась идея о возможности достижения полной материальной обеспеченности общества путем стимулирования роста и развития экономики на основе введения новых технологий. Это общество занимает срединное положение между понятиями «общество всеобщего благоденствия» и «общество потребления». В этом обществе изобилие товаров массового спроса и их достаточность должна обеспечить счастливую жизнь каждому гражданину и способствовать продвижению общества в перед без каких-либо препятствий.

Понятие «общество изобилия» стало реже упоминаться после радикальных движений 60-х и ощутимых кризисов 70-х годов ХХ века. На рубеже ХХ-ХХI веков ведущим понятием выступило «общество среднего класса».

Таким образом можно сделать вывод, что зачатки моделей идеального общества зародились еще в древнее время, это подтверждают существующие в то время государства, мыслители, писатели, которые подтверждают это в своих произведениях. Каждому государству присущи свои признаки, качества, а также модели общества.

Оценка благосостояния включает два основных критерия: эффективность и справедливость.

Эффективность для потребителя на рынке определенного блага означает выбор количества единиц блага по известной цене в соответствии с его спросом или готовностью купить. Такой выбор максимизирует его полезность. Эффективность в потреблении достигается, если потребители не могут улучшить свое состояние, т. е. достигнуть высшего уровня полезности при заданном бюджете и ценах при распределении своих бюджетных затрат. Если все потребители достигают эффективности в потреблении, тогда такому выбору соответствует некоторая точка кривой рыночного спроса.

Социальная справедливость – мера равенства (неравенства) жизненного положения людей, классов и социальных групп, что объективно обусловлено уровнем материального и духовного развития общества. Мера равенства выражается в материальных и духовных благах, которые поступают в полное распоряжение людей. Но это не означает уравниловки в потреблении, а установление и поддержание для всех четко определенных критериев. Критериями социальной справедливости являются:

— свободный выбор хоздеятельности на основе признания разнообразности форм собственности;

— создание одинаковых правил хозяйствования на принципах рыночной экономики.

Это означает:

— действие рыночной цены, которая создает равные условия реализации продукции и услуг для всех форм хозяйствования;

— равное право получать вознаграждение за количество и качество затраченного труда с учетом конечных результатов производства независимо от социального происхождения, пола, национальности;

— гарантию бесплатного медицинского обслуживания в определенных пределах;

— равные условия для развития способностей, которые проявляются в существовании равных возможностей для воспитания детей, получения членами общества общего образования и профессиональной подготовки по их желании и способностям;

— устранение существенных отличий в уровне жизни жителей города и села и т. д.

Необходимо также отметить, что эффективность и справедливость являются конфликтующими целями государственной политики, т. е. достижение высшей меры справедливости требует определенных уступок в эффективности и наоборот. Убедиться в этом несложно. Например, достижение большой меры справедливости в обществе потребует перераспределения доходов, а основной инструмент перераспределения – налоги. Возникает вопрос, каковы будут последствия введения налогов для эффективности экономики.

Рассмотрим вначале один конкурентный рынок, на котором вводится акцизный налог. Можно сказать, что вследствие сокращения предложения, объемов продажи, повышения цены произойдет перераспределение чистых выгод от домохозяйств и фирм на пользу государства (в виде налоговых сборов), но одновременно мы будем иметь сокращение совокупного излишка, т. е. уменьшение благосостояния в обществе в целом. Это является платой за стремление повысить справедливость распределения доходов.

Теперь рассмотрим экономику в целом. С точки зрения общего равновесия, покупатели, которые будут приспосабливаться к новой структуре цен, изменят структуру потребления в пользу благ для которых налоги остались прежними, а производители соответственно изменят структуру производства и объемы использования ресурсов. Вследствие таких структурных изменений нарушатся условия эффективности, что означает потери в эффективности (уменьшение отдачи ресурсов) для экономики в целом. Таким образом снизиться и совокупное благосостояние.

Т. е. стремление повышения справедливости через распределение – выравниванием уровней индивидуального благосостояния – приводит к уменьшению эффективности экономики, что сокращает общественное благосостояние как источник для перераспределения.

Таким образом, если цель взимания налогов является необходимым условием финансирования социальных программ, то потери в эффективности представляют своеобразную плату общества за стремление повысить справедливость распределения доходов

Тема 4. Характеристика экономического потенциала.

4.1. Национальное богатство

4.2. Природно-ресурсный потенциал

4.3. Людской потенциал

4.4. Производственный и научно-технический потенциал

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх