Экологический налог 1

Тезисы

* Новые изменения по НДФЛ вступают в силу с 01.01.2021;

* В части вкладов — НДФЛ облагается процентный доход с процентов, превышающих произведение 1 млн рублей и ключевой ставки ЦБ РФ (сегодня это 6%). Пример будет ниже;

* Раскидать по разным банкам не получится — они отправят ваши данные в ФНС, и ФНС будет суммировать и считать;

* Считать самостоятельно налог и подавать декларацию самостоятельно не нужно — всё посчитают за вас, вам останется только заплатить 1 раз в год, начиная с 2022 года (оплата за 2021-й);

* В части облигаций — отменяются все льготы по купонам, введённые 3 года назад: теперь НДФЛ облагаются любой купонный доход с любой суммы. НДФЛ облагаются купоны даже с муниципальных и федеральных облигаций (ОФЗ тоже, да);

* НДФЛ по купонам облигаций, как и НДФЛ по всем остальным биржевым штукам, за вас посчитает брокер и удержит с вас нужную сумму (для простоты понимания — будет теперь как с дивидендами с российских акций);

* Раньше ходили новости, мол, облигации и вклады будут суммировать. В законе этого нет — облигации сами по себе, вклады сами по себе.

ПРИМЕРЫ

Пример со вкладом

У меня в банке на букву «О» сейчас накопительный счёт дает 5,2%.

Если я буду держать 1,400,000 целый год (считаем без капитализации %, так проще — т.е. «снимаю проценты сразу в день начисления или они начисляются на другой счёт»), то я получаю:

Процентный доход: 1,400,000 р. * 5,2% = 72,800 р.

Налогооблагаемая база: 72,800 р. — 60,000 р. = 12,800 р.

НДФЛ: 12,800 р. * 13% = 1664 р. за год (или 2,28% от всех полученных процентов).

По факту, у меня сейчас в банке на букву «О» открыт накопительный счёт, и на нём лежит моя финансовая подушка безопасности «на чёрный день» в размере, намного меньшем, чем миллион рублей (но её хватит на полгода на привычном уже уровне потребления, в случае потери работы).

Так как мой процентный доход не превышает произведение 1 млн рублей и ключевой ставки ЦБ РФ (сегодня это 6%), то НДФЛ мне начисляться не будет.

Пример с облигацией

Допустим, для простоты расчёта, нам удалось купить ОФЗ-26220 по 100% от номинала (с 16 марта по 19 марта это можно было сделать, т.е. пример вполне реалистичен) на 1,400,000 рублей (не, ну а чо, мы тут на Пикабу все сплошь средний класс). И держим ОФЗ-26220 ровно год.

В нашем сферическом коне примере в вакууме, мы имеем 1400 шт. ОФЗ-26220, купоны 36,90 дважды в год, купонная доходность — 7,40% годовых.

Купонный доход: 36,90 * 2 * 1400 = 103,320 р.

Налогооблагаемая база: 103,320 р.

НДФЛ: 103,320 р. * 13% = 13,431 р. (или 13% от всех полученных купонов).

У меня есть несколько разных облигаций, и для примера я возьму свою ОФЗ-26218, просто потому что только вчера получил по ней очередной купон.

Я покупал их в конце 2018 года, когда по ОФЗ-шным улицам «текла кровь», и хорошие облигации раздавали с хорошей доходностью (угроза санкций, вот это вот всё, эх, верните нам те проблемы и заберите сегодняшние…).

Купонный доход: 42,38 * 2 * 70 = 5,933 р.

Налогооблагаемая база: 5,933 р.

НДФЛ: 5,933 р. * 13% = 771 р. (или 13% от всех полученных купонов).

Именно столько НДФЛ я должен буду платить с этого выпуска, а ещё другие есть, а акции так привлекательны по цене сейчас, а читерства в налогообложении облигаций больше нет…

Калькулятор для сравнения доходности и оценки налоговых издержек

Специально для вас подготовил калькулятор для расчета НДФЛ.

Он рассчитывает как НДФЛ со вкладов, так и НДФЛ с облигаций.

Не забудьте, что редактировать свою собственную копию (которую никто кроме вас не увидит) можно только сохранив копию: ФАЙЛ — СОЗДАТЬ КОПИЮ.

Расчет из наших примеров — на картинке:

Содержание

Экологическая экспертиза

Сокращен перечень объектов, в отношении которых проводится федеральная экологическая экспертиза

Не требуется проводить такую экспертизу с 01.01.2020 для проектной документации объектов капитального строительства I категории, которые будут строиться либо для которых будет проводиться реконструкция в пределах земельного участка (либо нескольких участков).

Важно! Обязательное условие для отсутствия экспертизы: действия не повлекут изменение качественных/количественных характеристик поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ и отходов.

Основание — закон «О внесении изменений…» от 27.12.2019 № 453-ФЗ.

Напоминаем, что к I категории относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (ст. 4.2 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Утвержден регламент предоставления государственной услуги по учету объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

В нем можно найти сроки, порядок предоставления и перечень документов для получения государственной услуги:

  • по постановке на учет объекта НВОС;
  • актуализации сведений об объекте, содержащихся в федеральном реестре;
  • снятию объекта НВОС с государственного учета;
  • получению дубликатов свидетельств, касающихся государственного учета объекта в федеральном реестре.

Подробности — в приказе Росприроднадзора «Об утверждении административного регламента…» от 06.02.2020 № 104.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Изменился расчет платы при превышении лимитов загрязняющих веществ

Новый расчет применяется в случае превышения объема/массы выбросов над указанными в отчетах организации об осуществлении производственного экологического контроля. Применяется к объектам, оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду (III категория, ст. 4.2 закона № 7-ФЗ).

Изменения внесены постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в постановление от 03.03.2017 № 255» от 27.12.2019 № 1904.

Новые ставки платы за негативное воздействие (для правоотношений, возникших с 01.01.2020)

Изменения вносятся постановлением Правительства РФ «О применении в 2020 году ставок…» от 24.01.2020 № 39.

Оно устанавливает применительно к отношениям, возникшим с 01.01.2020:

  • Использование дополнительно к остальным коэффициентам коэффициента 1,08 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду. Помимо этого, учитываются положения постановления Правительства РФ «О ставках платы…» от 13.09.2016 № 913, установленные на 2018 год.
  • Ставку 61 руб. за тонну по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для пыли каменного угля.

Изменен порядок внесения авансовых платежей за НВОС

С 01.01.2020 установлена возможность выбрать способ определения размера квартального авансового платежа для лиц, обязанных вносить плату за НВОС. Выбор возможен в отношении каждого вида негативного воздействия. Свое решение необходимо отразить в декларации о плате за НВОС.

Можно выбрать:

  • 1/4 часть суммы платы за НВОС, подлежащей уплате (с учетом корректировок, уст. пп. 10–12.1 ст. 16.3 закона № 450-ФЗ);
  • 1/4 часть суммы платы за НВОС с учетом определения платежной базы исходя из объемов / массы выбросов / сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых законом нормативов;
  • сумму, рассчитанную путем умножения платежной базы (определяется данными производственного экологического контроля) на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3 закона № 450-ФЗ.

Регулирует изменения закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 27.12.2019 № 450-ФЗ.

Изменения, связанные с расчетами платы при полезном использовании попутного нефтяного газа

С 01.07.2020:

  • Затраты, связанные с мероприятиями по использованию полезного попутного нефтяного газа, можно учесть при расчете показателя по проектам в рамках постановления Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148.
  • Показатель покрытия затрат не должен определяться при корректировке размера платы за выбросы, если пользователь обеспечивает снижение негативного воздействия за счет мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа. Сами правила исчисления и взимания платы за НВОС содержатся в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Изменения регулируют:

  • постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила исчисления…» от 09.12.2019 № 1624;
  • постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об особенностях исчисления…» от 13.12.2019 № 1667.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

С 01.01.2020 проводится эксперимент по квотированию выбросов

Для снижения уровня загрязнения атмосферы в отдельных населенных пунктах с 01.01.2020 проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения. В рамках эксперимента будут проводиться мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в соответствии с планом, утвержденным каждой территорией отдельно. Окончание эксперимента намечено на 31.12.2024.

Регулирует эксперимент закон «О проведении эксперимента по квотированию…» от 26.07.2019 № 195-ФЗ.

Перечень территорий, попавших под эксперимент: городские округа Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

Подробнее об эксперименте — в нашей статье «Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу — что нужно сделать».

Новые приказы Минприроды России, касающиеся загрязнения атмосферы, с 2020 года

В конце 2019 года Минприроды России оформило приказами ряд изменений в экологическом законодательстве в 2020 году по вопросам загрязнения атмосферного воздуха:

  • «Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения…» от 22.11.2019 № 794 (вступил в силу 06.01.2020);
  • «Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ…» от 27.11.2019 № 804 (вступил в силу 06.01.2020);
  • «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов…» от 28.11.2019 № 811 (вступает в силу 28.06.2020);
  • «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха…» от 29.11.2019 № 813 (вступил в силу 06.01.2020);
  • «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ…» от 29.11.2019 № 814 (вступил в силу 06.01.2020).

Дополнен перечень веществ, разрушающих озоновый слой и подлежащих государственному регулированию

Перечень дополнен 18 веществами в виде отдельного раздела V (список F). Он содержится в постановлении Правительства РФ «О принятии РФ поправки к Монреальскому протоколу…» от 25.03.2020 № 333. Поправка позволит снизить потребление гидрофторуглеродов (группа сверхпарниковых газов).

Пункт документа вступит в силу по истечении 90 дней со дня уведомления в установленном порядке Россией (в лице МИД РФ) генерального секретаря ООН о принятии поправки к Монреальскому протоколу.

Устанавливается отдельный вид пользования недрами для трудноизвлекаемых полезных ископаемых

В рамках изменений в экологическом законодательстве появится новый вид пользования недрами. Он коснется разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Основаниями возникновения права пользования могут стать (в зависимости от категории участка):

  • решение комиссии уполномоченного органа (Роснедра);
  • конкурсная процедура.

Нововведение начнет действовать 31.05.2020, когда вступит в силу закон «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах»…» от 02.12.2019 № 396-ФЗ

Изменены правила расчета размера вреда, причиненного недрам в связи с нарушением закона

Росприроднадзор и его территориальные органы будут производить такой расчет размера вреда с привлечением помощи. Исключение — расчет размера вреда касательно участков местного значения, в случае с которыми помощь привлекаться не будет

Помогать будут подведомственные ФГБУ, а также иные лица, привлекаемые на основании закона о контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд (закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Помимо этого, корректируется ряд формул для расчета вреда:

  • повлекшего утрату поставленных на баланс запасов, а также утрату неучтенных запасов полезных ископаемых (такой вред вызван в т. ч. их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами);
  • не повлекшего вышеуказанной утраты, но нарушившего свойства участка недр (невозможно строить/эксплуатировать сооружения под землей, не связанные с добычей);
  • причиненного особо охраняемым геологическим объектам с особым значением (культурным, научным и т. д.).

Изменения вводятся постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Правила расчета размера вреда…» от 10.03.2020 № 261

Водное хозяйство

Закреплена возможность использования донного грунта

Донный грунт можно будет использовать:

  • для обеспечения муниципальных нужд;
  • в интересах граждан и юрлиц (осуществляющих проведение работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов).

При этом грунт не должен содержать необщераспространенных полезных ископаемых.

Изменения содержатся в законе «О внесении изменений в Водный кодекс РФ…» от 16.12.2019 № 431-ФЗ. Вступают в силу 14.06.2020.

Изменяется плата за забор (изъятие) водных ресурсов для производства энергии субъектами электроэнергетики, использующими прямоточные системы технического водоснабжения

  • для озера Байкал и рек его бассейна составляет 636 руб.;
  • для других федеральных водных объектов рассчитывается с коэффициентом 2,01 и применением разд. I постановления Правительства РФ «О ставках платы за пользование водными объектами…» от 30.12.2006 № 876.

Размер платы урегулирован постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в п. 1 постановления от 26.12.2014 № 1509» от 18.09.2019 № 1211.

Лесное хозяйство

Доработано регулирование агролесомелиорации земель

Изменения коснутся правообладателей земель с мелиоративными лесными насаждениями. Появится обязанность по содержанию и сохранению таких насаждений для выполнения ими поставленных задач. Такие насаждения созданы для защиты земель от эрозии, негативных факторов и предотвращения деградации почв.

Закон «О внесении изменений в закон «О мелиорации…»» от 27.12.2019 № 477-ФЗ вступает в силу с 01.07.2020.

***

Изменения в экологическом законодательстве с 2020 года затронули множество вопросов, касающихся окружающей природной среды и ресурсов. В статье мы постарались осветить самые свежие и актуальные документы, которые будут применяться в текущем году. Особенно подробно рассмотрели изменение законодательной базы в отношении экологического вреда (платы за НВОС). Все прямые ссылки на источники приведены ниже. Будьте в курсе изменений и не забывайте сдавать экологическую отчетность. Например, о декларации по энергоэффективности можно узнать .

Хотите быть в курсе новостей экологического законодательства и ежедневно получать актуальную информацию? Оформляйте доступ в систему КонсультантПлюс: здесь можно скачать прайс-лист. Познакомьтесь с КонсультантПлюс ближе с помощью бесплатного доступа на 2 дня.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья 1. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками экологического налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду, признаваемое объектом налогообложения в соответствии пунктом 1 статьи 3 настоящей главы Кодекса.

При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При образовании твердых коммунальных отходов налогоплательщиками налога признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

2. Не являются плательщиками налога организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели:

— осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории1 при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;

— в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Статья 2. Учет налогоплательщиков и их постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога.

1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика экологического налога (далее в настоящее главе – налог) по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение 30 дней с момента его постановки на государственный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. При этом в целях настоящей главы местом нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, признается территория субъекта Российской Федерации.

2. Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщика налога определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 3. Объект налогообложения.

1. Объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признается негативное воздействие на окружающую среду в результате:

— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ2 (далее — выбросы загрязняющих веществ);

— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ3. (далее — сбросы загрязняющих веществ);

— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

2. Не признается объектом налогообложения:

— негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.

— размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации4.;

— накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов;

Статья 3.1. Налоговая база.

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому объекту налогообложения в соответствии со статьей 3 настоящей главы для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в налоговый период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ5, каждого класса опасности отходов производства и потребления6.

2. Налоговая база определяется как:

— объем или масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;

— объем или масса сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта.

— объем или масса фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку.

Налоговая база определяется на основе данных производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды7 :

— для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в налоговый период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждаемый Правительством Российской Федерации8;

— в отношении каждого класса опасности отходов.

При определении налоговой базы учитываются:

а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на выбросы и сбросы);

в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

При исчислении налога налогоплательщиками, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории9, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)10.

3. При определении налоговой базы по объекту налогообложения, в отношении которого установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения.

Статья 4. Налоговые ставки.

1. Налоговые ставки по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления устанавливаются в следующих размерах:

(рублей)

В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета образования отходов, сумма налога определяется исходя из максимальной налоговой ставки и единой налоговой базы, определенной по всему объему образования отходов.

2. С 2021 года налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи, умножаются на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

3. В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, налоговые ставки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

4. При осуществлении налогоплательщиком мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении налога к налоговым ставкам, установленным пунктом 1 с учетом положений пункта 3 настоящей статьи, применяются следующие коэффициенты:

коэффициент 0:

— в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

— в отношении объема или массы отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами1;

— при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

коэффициент 1:

— за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

— за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 25:

— за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

— за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленный за соответствующие налоговые периоды налог за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Статья 5. Налоговый период.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Статья 6. Порядок исчисления и уплаты налога. Авансовые платежи по налогу.

Примечание

Статья 6 главы НК РФ содержит информацию о порядке исчисления и уплаты экологического налога и авансовых платежей. В ней приведены многочисленные формулы по которым необходимо производить рассчеты соответствующих показателей. С целью упрощения примения вышеуказанной информации ст. 6 приводится в формате PDF.

Статья 6 гл. НК РФ (в формате PDF).

Статья 7. Порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду

1. Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на фактически произведенные в этом налоговом периоде расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в пределах исчисленной суммы налога отдельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

2. В целях настоящей главы затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы налогоплательщиков налога на финансирование мероприятий, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды 1 и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

3. При корректировке размера налога расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа, фактически произведенные налогоплательщиком подтверждаются следующими документами:

а) планы снижения выбросов и сбросов, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;

б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;

в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;

г) заверенная налогоплательщиком пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

В случае если налогоплательщик осуществлял в отчетном периоде корректировку суммы налога расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, информация о наименовании и реквизитах (номер, дата) документов, указанных в настоящем пункте (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа), указывается в налоговой декларации.

4. Затраты, указанные в пункте 2 настоящей статьи и не учтенные при исчислении налога в налоговом периоде, могут быть учтены в последующие налоговые периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

5. Предельная величина налогового вычета не может превышать 70% от исчисленной за налоговый период суммы налога.

Статья 8. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

1. Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом.

2. Налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивает квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего налогового периода, в размере одной четвертой части суммы налога, уплаченной за предыдущий год.

Статья 9. Налоговая декларация.

1. Налоговая декларация по экологическому налогу представляется в налоговые органы по месту нахождения организации, осуществляющей негативное воздействие на окружающую среду, в сроки, определенные для уплаты налога.

2. Данные налоговой декларации об объемах произведенного негативного воздействия на окружающую природную среду должны быть подтверждены территориальным органом, уполномоченным в области охраны окружающей среды.

3. Территориальные органы, уполномоченные в области охраны окружающей среды, ежегодно представляют в налоговые органы сведения об объемах воздействия на окружающую среду по тем видам воздействия, по которым налогоплательщик исчисляет налог, по форме установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Новые требования появились к постановке объектов на учет по НВОС, прохождению экологической экспертизы, получению разрешения на сбросы и выбросы (согласование проектов ПДВ и ПДС). В зависимости от категории НВОС были утверждены основные разрешительные документы для предприятий: КЭР (Комплексное экологическое разрешение), Декларация о воздействии на окружающую среду, программа ПЭК (производственного экологического контроля), виды регулярной отчетности. Основной документ, в который вносились изменения – Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

C 2020 года экологическое законодательство дополнили еще два изменения. Они коснулись они всего двух понятий – экологического и утилизационного сборов и коэффициентов в плате за НВОС и повлекли за собой обновление Налогового кодекса и КоАП РФ.

Новый экологический налог

Дискуссии о целесообразности включения экологического сбора в Налоговый кодекс велись несколько лет. Несмотря на множество аргументов против такой меры, законопроект был принят, с 1 января 2020 года сбор за негативное воздействие на окружающую среду становится обязательным налогом (глава 25.5 Налогового кодекса РФ). Теперь за его неуплату будут налагать административные санкции.

Сумма экологического налога будет рассчитываться по каждому объекту налогообложения исходя из:

  • категории НВОС (определяется Росприроднадзором);
  • количества и перечня загрязняющих веществ (отдельно по каждому веществу в соответствии с утвержденной ставкой в рублях за 1 тонну).

Расчет налога начнется с 1 января 2019 года, авансовые платежи необходимо вносить поквартально – не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца. Итоговые платежи за год принимаются до 25 марта.

По экологическому налогу предусмотрены льготы для предприятий и объектов, где:

  • используются наилучшие доступные технологии,
  • установлены системы оборотного или бессточного водоснабжения, новые топливные установки и другое оборудование, уменьшающее вредное влияние на окружающую среду путем сбросов и выбросов.

Ответственность за неуплату экологического налога становится такой же, как и для других видов обязательных налоговых платежей и подробно описана в Главе 15 НК РФ.

Утилизационный налог вместо сбора

Утилизационный сбор с 2020 года также переходит в категорию налогов и дополняет Налоговый кодекс Главой 25.6.

Плательщиками налога (сбора) будут ИП и юридические лица:

  • производители и импортеры товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
  • производители и импортеры транспортных средств, прицепов, шасси;
  • покупатели транспортных средств, не уплативших сбор ранее.

За неуплату утилизационного сбора с 2020 года будут применяться санкции в соответствии с новыми главами КоАП РФ: 8.41.1. и 8.5.1.

За неуплату сбора наказание составит трехкратный размер расчетной суммы, но не менее 500 тысяч рублей по каждой группе товара.

За непредоставление информации (декларации) по утилизационному сбору могут оштрафовать на 70-150 тысяч рублей, а за недостоверную или неполную информацию – троекратно, не менее 250 тысяч рублей.

Ответственность за экологические правонарушения по статьям, попавшим в Налоговый кодекс, таким образом, становится очень суровой.

Коэффициенты при расчете платы за НВОС с 2020 года

Плата за НВОС по выбросам, сбросам и отходам с 1 января 2020 года будет рассчитываться с применением коэффициентов:

0 – отходы использованы на производстве в соответствии с технологическим регламентом; для сокращения выбросов и сбросов применены наилучшие доступные технологии;

1 – отходы, сбросы и выбросы соответствуют установленными лимитам, нормативам, поданной отчетности;

25 – сбросы и выбросы находятся в пределах временно разрешенных нормативов, а отходы превысили лимиты (ПНООЛР) или данные из отчетности;

100 – выбросы или сбросы превысили допустимые нормативы, установленные в КЭР или Декларации о воздействии на окружающую среды для объектов I т II категории.

Таковы основные изменения в экологическом законодательстве, которые начнут действовать с 1 января 2020 года.

По экологической документации и проектам ОВОС, ПДВ, СЗЗ нововведений с начала года не планируется. Паспорта отходов оформляются по правилам, действующим в 2019 году, поправки в закон об экологической экспертизе с 2020 года также не вносились.

Компания «ЭкоЭксперт» разработает для Вас все виды экологической документации и проектов по требованиям 2020 года. Мы внимательно следим за всеми изменениями природоохранного законодательства, вовремя подаем экологическую отчетность и обеспечиваем соответствие Ваших объектов всем экологическим нормативам.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх