Эксперты о законопроекте о самозанятых

Санкт-Петербург, 16 сентября 2020, 15:58 — REGNUM Никто не знает, каков сейчас в России объем так называемых серых зарплат, но из-за пандемии коронавируса он будет расти. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказала доцент кафедры экономической социологии СПбГУ Ольга Никифорова, комментируя заявление экспертов Института развития правового общества, «Опоры России» и «Деловой России», предположивших, что до конца текущего года объем серых зарплат вырастет на треть.

Зарплата в конверте Дарья Антонова © ИА REGNUM

По ее словам, весной 2020 года, никаких мер поддержки малому и среднему бизнесу в связи с пандемией и самоизоляцией предоставлено не было, субъекты МСП перешли в тень, работали без каких-либо разрешений и получали серые зарплаты. При этом эксперт уточнила, что это по большей части наблюдалось в сфере услуг.

«Конечно, крупные предприятия так поступать не могли. Поэтому в сфере услуг и самозанятых рост серых зарплат возможен, — пояснила собеседница агентства. — Однако те меры поддержки, которые на сегодняшний момент государство дает малому бизнесу, будут влиять на сохранение белых зарплат. Потому что сегодняшние меры поддержки в виде кредитов, которые потом будут возвращаться государству, ориентируют их все-таки на выживание. Но вопрос в том, что в малом бизнесе не так много компаний, которые могут позволить себе быть полностью белыми».

Ольга Никифорова считает, что государство поддерживает «белое» МСП и заинтересовано в нем.

«Здесь вопрос стоит не только о росте серой зоны, но и в принципе выбывании малого бизнеса с рынка, — подытожила экономист. — Мы сейчас находимся в той ситуации, когда у нас нет ориентира, до какого времени нам нужно затянуть пояса и до какого времени дотерпеть. Сейчас мы видим на примере Петербурга, что статистика по коронавирусу растет, но ничего не закрывают. Это говорит о том, что бизнес в очень плачевном состоянии, и ему нужно выживать».

Читайте ранее в этом сюжете: «Средне-потолочные» данные: о действительном объеме «серых зарплат»

Читайте развитие сюжета: Крупным и средним предприятиям переходить к серым схемам дорого: мнение

Размещено на http://www.allbest.ru/

Почему налоги необходимы государству?

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов государство не сможет выполнять свои функции, а его существование как такового станет бессмысленным. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка… Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Жизнь в государстве «Где люди не платят налоги» станет небезопасной, потому что доблестные правоохранительные органы работать бесплатно не будут. Вскоре страна «Без налогов» падет жертвой другой страны, потому что у нее не будет средств на содержание армии. Никто не может не согласиться, что эти перспективы никак нельзя назвать приятными.

Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.

С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.

Региональные налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.

Местные налоги определяются законодательными актами республик в составе РФ и решениями органов государственной власти административно-территориальных образований.

Функции налогов — это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

Основные функции налогов следующие:

1) Фискальная

2) Регулирующая

3) Контролирующая

Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций.

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.

Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины — своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.

Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.

При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков.

Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

2. Принцип законности налогов.

Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип ограничения форм налогового законодательства.

Данный принцип ограничивает включение в «неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.

Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.

Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства. налог региональный общество экономика

Итак, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.

Размещено на Allbest.ru

«Там же есть преференции и другого порядка. Например, ИП обязаны совершать операции через контрольно-кассовую технику, самозанятые освобождены от использования контрольно-кассовой техники. Контроль за их деятельностью совершенно другой», — пояснила ТАСС эксперт.

Во-вторых, по ее мнению, тем ИП, которые нанимали людей, может быть выгоднее расторгнуть с ними договор как с наемными работниками и привлечь их к сотрудничеству в качестве самозанятых. «И когда в помещении будет сидеть 15 человек и шить халаты, попробуйте докажите, что в чистом виде это один работодатель и 14 наемных. Каждый из них скажет, что он самозанятый и шьет халат, а вместе они собираются, потому что им приятно говорить во время пошивки халатов», — отметила Барсукова.

Она добавила, что очень многие трудовые договоры могут уйти в тень под причиной самозанятости. «Ничто не мешает людям совместно кооперироваться. Кооперирование самозанятых не запрещено законом», — подчеркнула эксперт.

При этом, по словам Барсуковой, такой высокий рост числа зарегистрировавшихся самозанятых с вступлением в силу нового режима может быть и результатом усилий государства по снижению теневой занятости. «Что касается свободной регистрации людей, то здесь могла сработать и долговременность государственных усилий. То есть когда были первоначальные призывы получать патенты или регистрироваться в качества самозанятых была иллюзия, что государство поиграет в эту тему и забудет. Через какое-то время поняли, что, видимо, государство вцепилось в эту проблематику, и, стало быть, так или иначе надо прибиваться к какому-то берегу — либо вообще уходить на дно, либо все- таки легализовываться», — считает эксперт ВШЭ.

Московская гильдия самозанятых

Для помощи в освоении нового налогового режима и правил ведения бизнеса Московская торгово-промышленная палата готова организовать гильдию самозанятых. Палата уже инициировала дискуссии с участием правительства Москвы о том, как юридически «донастроить» закон о самозанятых для более эффективной работы.

«Хотя все самозанятые — люди самостоятельные, единичные , но как только они легализуются, возникнут общие интересы. Для того, чтобы их реализовывать в плане законодательства и правильных действий в рамках существующего законодательства, состоится объединение . Создать в структуре гильдию самозанятых нам представляется возможным», — сказал ТАСС старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Юрий Шарандин.

По его словам, объединение самозанятых в Москве в некое сообщество произойдет скорее всего в конце 2019 — начале 2020 года. «Пока на 1 января 2019 года в Москве зарегистрировались порядка 330 самозанятых, и большинство из них — няни и репетиторы», — сообщил Шарандин.

Также, по словам собеседника агентства, необходимо проработать и вопрос защиты потребителей услуг и товаров самозанятых. «Пока что это закон о самозанятых, об их правах и обязанностях и тех налогах, которые они должны платить, и пока что никто еще толком ничего не сказал о защите тех, кто эти услуги потребляет. Сейчас фактически в нелегальном поле работают обе стороны: кто-то кому-то что- то сказал, пришел знакомый репетитор позаниматься с ребенком, пришел кто-то починить кран», — сказал Шарандин.

По словам старшего вице-президента МТПП, права и обязанности самозанятого должны зеркально соответствовать правам того, кто потребляет его услугу. «Пока что про потребителей услуги очень мало сказано, но мы и этим займемся. И в плане уплаченных денег, и в смысле гарантий оказанной услуги», — резюмировал Шарандин.

Число самозанятых в России

Опрошенные ТАСС эксперты и министерства затруднились назвать точную цифру самозанятых граждан в России. При этом, по оценке профессора факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона, всего в стране занято 72 млн человек, 44 млн человек из них работают в организациях, подающих отчетность.

«Разница на 28 млн соответственно. Кто эти люди? Часть из них — предприниматели, часть — самозанятые, часть — еще кто-то, информации точной нет. Когда рассуждают про самозанятость и про серую занятость, имеют в виду кого-то из этих людей, но сколько их, никто не знает», — сказал ТАСС Гимпельсон.

В одном из пилотных регионов для введения специального налогового режима — Московской области — на 2017 год насчитывалось около 380 тыс. человек, занятых в неформальном секторе. «Из них самозанятых — ориентировочно 70 тыс. человек. В рамках пилота к 2020 году планируется помочь выйти из тени 14 тыс.», — сообщили ТАСС в пресс-службе министерства инвестиций и инноваций Московской области. Данных об индивидуальной занятости в Москве ТАСС получить не удалось.

По информации Минтруда, в стране насчитывается 15-20 млн человек, которые официально не трудоустроены и работают в «серой зоне». По мнению властей, к категории самозанятых лиц относятся люди, которые самостоятельно осуществляют трудовую деятельность по оказанию услуг, направленную на систематическое получение прибыли. Но при этом эти граждане официально никак не зарегистрированы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх