Электронные закупки

Если Вы только начинаете изучать Федеральный закон №44-ФЗ, то эта статья для Вас. В ней описаны ключевые моменты, на которые надо обратить внимание начинающему контрактному управляющему. Статья постоянно обновляется при внесении изменений в 44-ФЗ. Если Вы добавите страницу в закладки, то с вами всегда будет актуальная краткая инструкция.

Содержание

ВИДЫ ЗАКУПОК:

Запрос котировок (цен) — Статья 72-79, 82.1-82.6
НМЦК не превышает 500 тыс.рублей, годовой объем закупок не должен превышать 10% СГОЗ и не должен составлять более чем 100 млн.руб.

Проведение запроса предложений — Статья 83
Заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса предложений только в случаях, указанных в статье 83 федерального закона №44-ФЗ.

Совместные конкурсы и аукционы — Статья 25
Организатором выступает уполномоченный орган (ст.26) либо один из заказчиков. Закупка осуществляется на основании соглашения.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — Статья 59-71

Открытый конкурс — Статья 48-55
Особенности проведения конкурса с ограниченным участием — Статья 56
Особенности проведения двухэтапного конкурса — Статья 57

Закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя — Статья 93

  • Особые закупки, которые отражаются одной строчкой:
    П.4 ст.93 осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс.руб. Годовой объем закупок не должен превышать 2 млн.руб. или не должен превышать 5% СГОЗ, не должен составлять более 50 млн.руб.
    П.5 ст.93 закупка учреждением культуры, образовательной организацией, научной организацией, организацией для детей-сирот, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. Годовой объем закупок не должен превышать 5 млн.руб. или 50% СГОЗ, и не более 30 млн.руб.
  • Коммунальные услуги:
    П.8 — оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению
    П.29 – заключения контракта по энергоснабжению или купли-продажи электрической энергии.

ПЛАН-ГРАФИК

План-график утверждается и размещается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД / получения объема денежных прав.

ИЗВЕЩЕНИЕ

Размещение в ЕИС извещения осуществляется через день (не ранее) после внесения изменений в план-график (не позднее, чем за 1 дней до дня размещения в ЕИС извещения).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Заключение контракта с единственным поставщиком осуществляется через день (не ранее) после внесения изменений в план-график (не позднее, чем за 1 дней до дня размещения в ЕИС извещения, направления приглашения принять участие, заключения контракта с ЕП).

Информация о заключении контракта по результатам торгов представлена в статье «44-ФЗ, Шпаргалка по заключению контракта».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ

Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей (установлено ст. 44 Федерального закона 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах». Обеспечение заявок устанавливается в виде денежных средств или банковской гарантии.

Подтверждение обеспечения: Платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки (копия) либо банковская гарантия.

Размер обеспечения заявки:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта при проведении процедур закрытым способом (в соответствии со ст.96 Федерального закона №44-ФЗ).

В других случаях заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта на свое усмотрение, за исключением закупок: у единственного поставщика, у казенного учреждения, запрос котировок до 500 тыс.руб., запрос предложений (согласно ст.83, и 83.1).

Подтверждение: Платежное поручение, подтверждающее перечисление ден. средств в качестве обеспечения исполнения контракта, либо банковская гарантия, включенная в реестр банковских гарантий (требования к банковской гарантии – ст.45)

Размер обеспечения исполнения контракта:

  • 1) от 0,5% до 30% от НМЦК (для СМП – от Цены контракта), если НМКЦ не более пятьдесят миллионов рублей, но не менее чем в размере аванса;
  • 2) от 10% до 30% от НМЦК (для СМП – от Цены контракта), если НМКЦ более пятьдесят миллионов рублей, но не менее чем в размере аванса;
  • 3) В размере аванса, если аванс превышает 30% от НМЦК;
  • 4) Если НМЦК снижена на 25% и более, размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза.
  • 5) Для СМП — участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом снижения НМЦК 25% и более, в случае предоставления участником информации из реестра контрактов: 3 контракта в течение 3 лет (до даты подачи заявки) без неустоек (штрафов, пеней), сумма всех контрактов должна быть более НМЦК.
  • 6) ВАЖНО!Одновременное использование повышающего коэффициента к обеспечению контракта и подтверждение добросовестности участника не допускается (ч.2 ст.37 44-ФЗ).

ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ

Преимущества предоставляются участникам закупки в соответствии со ст.28,29 Федерального закона. В случае, если товары, работы, услуги не включены в указанные перечни, то установление преимуществ будет нарушением. И наоборот, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, то отсутствие преимуществ будет нарушением.

Статья 28. Участие учреждений и предприятий УИС

Преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% — Перечень — ПП РФ от 14.07.2014 №649.

Статья 29. Участие организаций инвалидов

Преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% — Перечень — ПП РФ от 15.04.2014 №341.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

Для определенных категорий устанавливается запрет на допуск товаров из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых иностранными лицами. Ограничения устанавливаются постановлениями правительства и приказами Минфина.

Перечень актов, устанавливающий ограничения:

  • приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н для товаров из иностранного государства
  • постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 для товаров машиностроения
  • постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 для медицинских изделий
  • постановление Правительства РФ от 30.11.2015 г. № 1289 для лекарственных препаратов
  • постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 для товаров легкой промышленности
  • постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 для пищевых продуктов
  • постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 для радиоэлектронной продукции
  • постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 для программного обеспечения
  • постановление Правительства РФ от 20.09.2018 № 1119 для оружия спортивного огнестрельного
  • постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 для отдельных видов товаров 9системы хранения данных)

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКУПКИ У СМП И СОНО

Закупки у СМП, СОНО осуществляются в размере не менее 15% СГОЗ (ст.30) путем торгов. При этом НМЦК одной закупки не должна превышать 20 млн.рублей.

Чтобы закупка считалась проведенной у СМП и СОНО необходимо наличие в извещении ограничения в отношении участников закупок — СПМ, СОНО. При этом участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНО.

Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. При этом должен быть указан объем такого привлечения в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок у СМП, СОНО и включается в отчет. В контракты должно быть обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.

В случае признания торгов не состоявшимся (нет заявок или все отклонены), заказчик вправе отменить указанное ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. Такие закупки не учитываются в объеме закупок у СМП, СОНО. В случае признания торгов несостоявшимся и заключением контракта согласно п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 (1 участник) закупка у ЕП учитывается в отчете СМП и СОНО.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в ЕИС.

При определении объема закупок по ч.1 ст.30, в расчет СГОЗ не включается:

  1. для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. услуг по предоставлению кредитов;
  3. у ЕП в соответствии с ч.1 ст.93 кроме п.25-25.3 ч.1 ст.93.
  4. работ в области использования атомной энергии;
  5. при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ

Основные требования установлены ч.1 ст.31.

Дополнительные требования могут быть установлены Правительством РФ (ч.2 ст.31, ч.4 ст.31, ч.2ст.56). Доп.требования утверждены Постановлением правительства №99 «Об установлении дополнительных требований …».

ВИДЫ ОТЧЕТОВ ПО № 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.30 № 44-ФЗ — отчет об объеме закупок у СМП, СОНО по итогам года, до 1 апреля следующего года разместить отчет в ЕИС. Подробный расчет объема закупок у СМП в статье «Отчет об объеме закупок у СМП / СОНО в 2020 году (за 2019 год) по 44-ФЗ».

На сайте представлены калькуляторы онлайн, которые помогут при планировании закупок, составлении контракта, расчете сумм и сроков проведения закупок.

  • Калькулятор начальной (максимальной) цены контракта
  • Калькулятор расчета цены контрактапо итогам электронного аукциона или конкурса
  • Калькулятор расчета обеспечениязаявки и исполнения контракта по 44-ФЗ
  • Калькулятор ответственности(штрафов) за неисполнение контракта по 44-ФЗ
  • Калькулятор расчета неустойки (пени) для 44-ФЗ(согласно Постановления Правительства №1042)
  • Калькулятор объемазакупок у СМП / СОНО для отчета по 44-ФЗ
  • Калькулятор сроков электронного аукциона по 44-фз

Государственные закупки (госзакупки) – это форма предложения своих услуг, поставки товаров, выполнения работ для нужд государства или муниципалитета, при которой создается конкурентная среда среди поставщиков. Контракт заключается с победителем – участником закупки, который предлагает наиболее выгодные и комфортные условия исполнения контракта. Победитель обязуется в заранее указанные в документации сроки выполнить условия контракта. Процедура регулируется Законом № 44-ФЗ.

Допустим, государственная поликлиника нуждается в канцтоварах. Для приобретения товаров выделяются бюджетные средства, но купить их в обычном магазине нельзя. Формируется госзаказ, объявляется закупка (конкурс или аукцион), принимаются заявки от поставщиков. Победитель – участник, который предлагает наиболее низкую цену товара/услуги или самые выгодные условия исполнения договора, – всегда один.

Кому можно принимать участие в аукционе

Согласно Закону № 44-ФЗ, участвовать в конкурсе может юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Однако существуют некоторые особенности участия.

Могут ли физлица участвовать в госзакупках?

Законом наложены определенные ограничения на участие в процессе физлиц. Регулярное участие в государственных закупках в качестве физического лица может быть расценено как незарегистрированная предпринимательская деятельность. Это влечет административную и уголовную ответственность. Поэтому для систематического участия в закупках необходимо зарегистрировать ИП. Без оформления официального юридического статуса (ИП или ООО) физлицо может предоставить лишь разовую услугу (разработку сайта, погрузку/разгрузку, преподавание, проведение праздника, ремонт, организацию поездки и прочее).

При работе с физическим лицом налоговая нагрузка переходит на заказчика. Он должен оплатить НДФЛ и сборы в негосударственные фонды, что составляет треть стоимости услуги или товара.

Если закупка предполагает использование информации, относящейся к государственной тайне, физическое лицо не допускается к закупке.

Многие заказчики предпочитают работать с субъектами малого предпринимательства, поэтому при организации конкурса могут инициировать запрет на допуск к участию физлиц.

Некоторые товары или услуги должны быть лицензированными. Как правило, физическое лицо не имеет соответствующих разрешений, что является достаточным основанием для недопуска к торгам.

Согласно закону, организатор конкурса вправе отказаться от услуг физического лица по причине того, что поставка товаров – это предпринимательская деятельность, которая предполагает соответствующую регистрацию в налоговой.

Как ИП участвовать в госзакупках?

Для индивидуальных предпринимателей закон предоставляет более комфортные условия участия в конкурсе. Для подачи заявки необходимо предоставить выписку из ЕГРИП и копию паспорта. При широкой сфере деятельности необходимо указать коды ОКВЭД для государственных закупок (необходимо для подачи налоговой отчетности). На участие в тендерах отсутствие кодов не влияет.

Если ИП нарушает условия договора и не выполняет обязательства перед заказчиком, он рискует всем своим личным имуществом и деньгами.

Если исполнитель (ИП) некачественно выполняет свои обязательства, его вносят в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с наложением запрета на участие в тендерах на 24 месяца. Попасть в РНП можно за различные нарушения договора. Например, в РФ действует национальный режим, исполнитель приобрел заграничный товар, но зарегистрировал его как произведенный в РФ без уведомления заказчика. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и предать в антимонопольную службу сведения для внесения исполнителя в реестр.

Если организация (в том числе ИП) внесена в РНП, ее руководитель не может участвовать в госзакупках в качестве физического лица, поскольку в реестр вносятся данные об учредителях и руководителях. Требование актуально для случаев, когда заказчик требует, чтобы исполнитель не был в РНП.

Участие в госзакупках для юридических лиц и бюджетных организаций

Наиболее лояльно заказчики относятся к юридическим лицам в роли поставщиков. Это обусловлено тем, что у юрлица, в отличие от ИП и физлиц, в большинстве случаев имеются все разрешительные документы и лицензии.

Бюджетные организации могут выступать поставщиками услуг.

Виды госзакупок

Государственные закупки бывают двух видов:

  1. Неконкурентные – закупка осуществляется у единственного поставщика без организации конкурса.
  2. Конкурентные – создается площадка с участием минимум двух конкурирующих исполнителей. Побеждает поставщик, который предлагает наиболее выгодные условия сделки.

Конкурентными способами являются:

  • Конкурс – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Виды: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс.
  • Аукцион – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Виды: электронный аукцион, закрытый аукцион.
  • Запрос котировок – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену. При этом начальная цена контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
  • Запрос предложений – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услугам.

Закупки могут проводиться в закрытой или открытой формах.

  1. Открытые закупки. Наиболее популярная форма госзакупок. Информация о закупках и требования к участникам доступна в ЕИС любому желающему. К участию допускаются все исполнители, товары которых отвечают требованиям заказчика. Для поставщиков и документации формируются равные условия.
  2. Закрытые закупки. Проводятся для военной отрасли и сфер, деятельность которых относится к государственной тайне.

Как выбрать нишу и площадку

Выбор ниши – это один из самых важных шагов для участия в госзакупках. Чтобы удачно подобрать нишу, нужно понимать систему ценообразования. Залог победы на торгах – сделать конкурентоспособное предложение. Рассмотрим два примера. Допустим, имеется заявка на поставку кирпича для строительной компании. Где будут делаться закупки? На кирпичном заводе с налаженной логистической системой, организованной погрузкой/разгрузкой и низкой ценой. Составить конкуренцию такому поставщику начинающему участнику очень сложно.

Другой пример. Госкомпании требуется разработка или продвижение сайта в Интернете. Крупная веб-компания не сможет предложить низкую стоимость из-за собственных затрат на аренду и зарплату сотрудникам. ИП и физлицо избавлены от таких трат – стоимость работы можно снизить, что ведет к победе в торгах.

Электронная торговая площадка – это сайт, который организует и проводит электронные процедуры. Перечни электронных площадок, на которых могут проводиться процедуры определения поставщика по Закону № 44-ФЗ, установлены Правительством РФ. Выбор площадки зависит от того, какую закупку предстоит организовать.

Открытую процедуру определения поставщика можно проводить на площадках из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Список площадок и ссылки на них вы можете также найти на главной странице официального сайта ЕИС — zakupki.gov.ru. Выбирайте любую из указанных площадок, ограничений нет.

Список электронных площадок и их операторов для проведения открытых процедур

  • etp.zakazrf.ru Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • roseltorg.ru Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
  • gz.lot-online.ru Акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  • tektorg.ru Акционерное общество «ТЭК — Торг»;
  • etp-ets.ru Акционерное общество «Электронные торговые системы»;
  • sberbank-ast.ru Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • rts-tender.ru Общество с ограниченной ответственностью «РТС — тендер»;
  • etpgpb.ru Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Для закрытых конкурсов и аукционов Распоряжением Правительства РФ № 1447-р утвержден оператор специализированной электронной площадки – Общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (astgoz.ru).

Необходимые документы для участия в госзакупках

  1. уставные документы;
  2. лицензии (если вид деятельности требует лицензирования);
  3. сертификаты и допуски на продукцию, работы и услуги;
  4. свидетельства о членстве в СРО (если оно обязательно для выполнения работ и услуг);
  5. документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении или нотариальная доверенность).

Оформление электронной подписи и аккредитация

ЭПЦ – это электронная цифровая подпись. Она нужна для регистрации в ЕИС, где размещаются заявки, и для аккредитации на электронных торговых площадках. Подпись представляет собой USB-флеш-накопитель, на котором сохранен ключ, имеющий силу личной подписи.

Для получения ЭПЦ физлица и ИП подают в удостоверяющий центр копию паспорта и свидетельство СНИЛС. Юрлица к этому списку добавляют копию ИНН и (для уполномоченного лица) приказ о назначении на должность или доверенность. ЭПЦ выдается на определенные виды торговых площадок, поэтому необходимо заранее понимать, в какой нише вы будете работать.

Для получения и автоматического присвоения аккредитации необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). Регистрация позволяет получать сведения о конкурсах и аукционах, которые размещаются в ЕИС.

Где искать торги и на что обращать внимание

Для поиска конкурсов и аукционов нужно войти в ЕИС — http://zakupki.gov.ru. В поисковике выбрать интересующую нишу. Из выпавшего перечня выбрать закупку, изучить описание, цену и сроки выполнения, ответственность сторон и условия денежного обеспечения. Если условия вам подходят, подавайте заявку на участие.

Открытие спецсчета

Специальный счет открывается в любом из 18 коммерческих банков, в числе которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Список банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 г. №1451-Р. Если вы уже являетесь клиентом такого банка, то свой расчетный счет можно использовать для госзакупок. Обязательное условие участия в тендере – наличие на балансе обеспечительного платежа, размер которого рассчитывается индивидуально, но обычно не превышает 5 тыс. руб.

Подготовка и подача заявки для участия

Чтобы принять участие в госзакупках, нужно подать заявку – самостоятельно или при помощи советников. В заявке вы соглашаетесь с условиями закупки, заполняете описание товаров или услуг, предоставляете сведения о своей компании, наличии лицензий и прочих разрешений. Если уже пройдена аккредитация на торговой площадке, эти данные вводить не нужно. Важно все заполнить без грамматических ошибок, поскольку их наличие может служить основанием для отклонения заявки.

Как выиграть тендер

Инструкции, которая приведет вас к гарантированной победе в конкурсах или аукционах, не существует. Однако соблюдение правил участия в госзакупках увеличивает шансы на выигрыш.

  1. Первые заявки не должны быть высокодоходными.
  2. Грамотная подача заявки на участие – важный аспект. Первое время можно пользоваться помощью специалистов по заполнению форм. Вносимая информация должна быть актуальной.
  3. Чаще побеждают исполнители, предлагающие низкую цену. Однако нет смысла работать себе в убыток.
  4. Заказчики обращают внимание на опыт исполнителя. Старайтесь исполнять действующие контракты в полном объеме и без нарушений.
  5. Внимательно вычитывайте проект государственного контракта, описывайте все пункты, указанные в запросе.

Контракт подписывается в сроки, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, а предложенная вами цена услуги или товара в контракте не меняется. В контракте прописываются сроки выполнения и приемки, условия и сроки возврата, наложения штрафа и пени, возможность одностороннего отказа от исполнения.

Рекомендации новичкам в госзакупках

  1. Не отказывайтесь от участия в госзакупках из-за общепринятого мнения об их коррумпированности. Первое время для организации участия можно пользоваться сторонней помощью.
  2. Выбирайте заказчиков из своего региона. Учитывайте, сколько времени вы затратите на исполнение контракта, свои транспортные расходы.
  3. Заранее пройдите аккредитацию. Ее можно оформить сразу на всех существующих площадках.
  4. Не воспринимайте госзакупки как лотерею. Это ответственная работа, которая требует вашего активного участия.

Рисует Полина Калашникова

Поделитесь с друзьями

В июле 2018 года в порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ были внесены значительные изменения. Для их применения заказчикам предоставили переходный период в течение полугода для приведения Положений о закупке в соответствие с новыми требованиями. С 2019 года применения новых правил закупки стало для заказчика по 223-ФЗ обязательным.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Понятие и виды конкурентных закупок

Конкурентные закупки по 223-ФЗ представляют собой закупочную процедуру, где за право победы в закупке соревнуются несколько поставщиков. Конкурентной считается такая закупочная процедура, которая соответствует следующим условиям:

  1. Сведения о закупке (извещение о ее проведении, документация и приложения) размещаются в открытом доступе в ЕИС, или заказчик направляет приглашение принять участие в закупке как минимум двум поставщикам.
  2. Заказчик обязан гарантировать честную конкурентную борьбу участникам закупки.
  3. При описании предмета закупки заказчик отмечает только технические и качественные характеристики товаров, работ и услуг. Требования не должны содержать указания на товарные знаки, если это ограничивает численность участников.

Конкурентные закупки должны проводиться заказчиком в электронном виде за исключением ситуаций, предусмотренных в Положении о закупке. Закупки среди субъектов малого предпринимательства проводятся только в электронном виде. Конкурентные закупки в электронном формате проводятся в соответствии с регламентом, утвержденном в ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процедуры в обязательном порядке проходят аккредитацию на электронной площадке, согласно ч. 3 ст. 3.3 223-ФЗ.

Последние законодательные изменения в 223-ФЗ затронули классификацию закупок, которые относят к конкурентным, и этапов их проведения. Процедуру закупок по 223-ФЗ детально регулирует не сам закон, а Положение о закупках заказчика. До 1 июля 2018 года заказчик должен был предусмотреть в положении только две конкурентные закупки: конкурс и аукцион, а остальные он мог вносить на свое усмотрение. С июля 2018 года в обязательном порядке указываются четыре конкурентные закупки (по аналогии с 44-ФЗ). Это конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Также в Положении указывается одна форма закупки неконкурентным способом – обычно это закупка у единственного поставщика.

Торговые процедуры по 223-ФЗ могут иметь различную форму. Конкурс может проводиться, как открытый конкурс, электронный конкурс, закрытый конкурс. Аукцион проводится в виде открытой, закрытой или электронной процедуры. Закупки, которые содержат государственную тайну, проводятся в закрытом формате по ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ. Они проводятся по правилам, указанными в ст. 3.2 223-ФЗ.

Также законодательные изменения установили минимальные сроки проведения указанных конкурентных закупок:

  1. Для конкурса и аукциона это 15 календарных дней.
  2. Для запроса котировок – 5 рабочих дней.
  3. Для запроса предложений – 7 рабочих дней.

Стоит отдельно обратить внимание на то, что в запросе котировок и предложений сроки определяются в рабочих днях, в аукционах и конкурсах – календарных. При этом законодатели предусмотрели только минимальные сроки для подачи заявок на участие, тогда как заказчик может устанавливать более продолжительные сроки.

При проведении закупки среди субъектов малого предпринимательства организатор запроса должен разместить извещение в ЕИС в следующие сроки: при цене контракта более 30 млн р. извещение о проведении конкурса и аукциона размещается за 15 дней, при цене в пределах указанного значения – не менее, чем за 7 дней.

Для запроса котировок извещение размещается не менее, чем за 4 рабочих дня до завершения сроков подачи заявок, для запроса предложений – не менее, чем за 5 рабочих дней до проведения торгов (цена контракта не должна превышать 15 млн р.).

На все 4 способа конкурентной закупки распространились требования гражданского законодательства по проведению торговых процедур.

Заказчик вправе требовать внесение обеспечения заявки не только при проведении аукциона и конкурса, но и при запросах предложений и котировок. Также он обязан подписать договор по результатам всех закупок.

Решение по результатам проведения конкурентной закупки принимается заказчиком на комиссионных началах.

При проведении закупки в электронном виде заказчик не вправе проводить переговоры с операторами электронной торговой площадки, с участниками закупки, если по результатам таких переговоров для отдельных категорий участников создаются преимущественные условия для участия в закупке или для разглашения конфиденциальных сведений. Участник закупки вправе отозвать заявку вплоть до окончания срока подачи заявок на участие. В указанные сроки заказчик вправе внести изменения в закупочную документацию, отправив об этом уведомление оператору ЭТП.

Для обеспечения заявки на участие в закупке среди СМП допустимо пользоваться не только денежными средствами, но и банковской гарантией. При этом такая гарантия должна быть выдана банком, входящим в утвержденный Правительством перечень.

При внесении обеспечения деньгами участник должен открыть спецсчет в одном из банков.

Выбор способа проведения закупки

Заказчик вправе в процессе закупок товаров, работ и услуг пользоваться только теми способами закупки, которые были указаны в Положении о закупках. При этом применение той или иной формы закупки зависит от тех условий, которые заказчик прописал в собственном Положении.

Например, заказчик может применять процедуру открытого конкурса при наличии потребности в выборе поставщика по нескольким критериями (не только по ценовому параметру).

Путем проведения аукциона заказчик закупает товары, работы и услуги с опорой только на ценовой критерий оценки заявки. Он может ориентироваться на аукционный перечень, который действует при закупках по 44-ФЗ, или разработать свой список.

Запросом предложений заказчики пользуются при необходимости закупки технически сложного товара в сжатые сроки и при цене контракта до 10-15 млн р. Основанием для проведения запроса предложений выступает и признание конкурса несостоявшимся.

Запрос котировок заказчики используют при потребности в товарах, работах и услугах, которые оцениваются только по ценовому параметру, при цене контракта до 10-15 млн р. и при сжатых сроках на закупку.

Заказчик вправе самостоятельно определиться с критериями выбора способа определения поставщика. Но если он прописал данный регламент в своем Положении о закупках, то должен неукоснительно его придерживаться.

При выборе способа закупки по 223-ФЗ приоритет должен принадлежать конкурентным формам закупки, тогда как неконкурентные способы в виде закупки у единственного поставщика стоит применять только в случае крайней необходимости, например, при признании неконкурентной закупки несостоявшейся или при закупках товаров, работ и услуг у субъектов естественных монополий.

Закупочная документация

Заказчик разрабатывает закупочную документацию с учетом требований ст. 3.2 и ст. 4 223-ФЗ. При проведении запроса котировок извещение о проведении закупки приравнивается к документации, и требования прописывают в извещении. Документация по закупкам, которые содержат государственную тайну или сведения, указанные в п. 16 ст. 4 223-ФЗ, не подлежат публикации.

Заказчик может не размещать в ЕИС сведения по следующим закупкам (на основании ч. 15 ст. 4 223-ФЗ):

  1. С ценой договора до 100 тыс. р. или до 500 тыс. р. для крупных заказчиков с выручкой за истекший год более 5 млрд р.
  2. В части банковских или финансовых услуг – путем привлечения денежных средств во вклады, получение кредитов и займов, открытие и ведение счета, услуги депозитариев и пр.
  3. По договорам купли-продажи, аренды или субаренды, договорам доверительного управления и пр.

После вступления в силу изменений в 223-ФЗ с июля 2018 года заказчик должен включить в извещение о проведении закупки следующие сведения (по ч. 9 ст. 4 223-ФЗ):

  1. Выбранный способ проведения торгов.
  2. Наименование заказчика, его юридический и фактический адреса, номер телефона и почту.
  3. Предмет заказа, а также указание на количественные параметры закупки.
  4. Место поставки.
  5. Данные о цене контракта и цене лота.
  6. Правила выдачи участникам закупочной документации и плата за ее выдачу (если такая предусмотрена).
  7. Сроки и место рассмотрения предложений от потенциальных поставщиков, дата проведения итогов заказа.

Заказчик может вносить и другую информацию в извещение, если это не входит в противоречие с Положением о закупке.

Помимо извещения, заказчик публикует в ЕИС документацию по закупке и проект контракта. Документация формируется с учетом сведений в извещении, но включает также подробное описание продукции и условий сделки. В ней нужно прописать:

  1. Требования к участникам.
  2. Инструкцию по заполнению заявки на участие.
  3. Порядок разъяснения положений закупочной документации.
  4. Этапы и порядок подведения итогов закупки.
  5. Шаг торгов в аукционе или критерии оценки заявок в конкурсе.
  6. Сроки отбора победителя.
  7. Сроки для изменения документации.

Отдельные требования в 223-ФЗ устанавливаются к описанию предмета закупки. При описании предмета закупки в техническом задании заказчику следует остановиться на функциональных, эксплуатационных, потребительских и технических характеристиках. Законодательно требуется максимально подробно описать предмет и техзадание.

Конкурентная закупка отличается от неконкурентной тем, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарные знаки, кроме случаев, когда отсутствуют иные способы предоставить характеристики. Тогда заказчику следует упомянуть товарный знак с указанием дополнительной фразы «или эквивалент».

Разрешается установить прямой запрет на поставку эквивалента при потребности заказчика в обеспечении совместимости с имеющимися товарами, в закупке запчастей к автотехнике или функционирующему на базе заказчика оборудованию.

Проект договора нужно составить с опорой на документацию и извещение. Он дополняется пунктами об ответственности сторон за нарушение условий договора, а также за нарушение условий приемки результатов работ.

Порядок проведения конкурентных закупок

Конкурентная закупка по 223-ФЗ предполагает прохождение следующих этапов.

Этап 1. Планирование закупки.

Все заказчики по 223-ФЗ обязаны формировать план и размещать его в открытом доступе в ЕИС. Такой план на основании ч. 2 ст. 4 223-ФЗ размещается в ЕИС на период не менее года. Требования к форме и содержанию плана утверждены Постановлением Правительства №932 от 2012 года.

Заказчик должен прописать в плане сведения о предполагаемой конкурентной закупке, включая такую информацию, как:

  1. Наименование объекта закупки, его код по ОКВЭД-2, ОКПД-2, единицы измерения по ОКЕИ, адрес поставки и пр.
  2. Описание объекта закупки.
  3. Начальную цену контракта.
  4. Дату публикации документации о закупке.
  5. Способ закупки и его особенности (например, закупка проводится только среди СМП).

Этап 2. Размещение извещения о проведении закупки в ЕИС.

Извещение о закупке вместе с проектом контракта, формой заявки на участие и инструкциями по ее заполнению, техзаданием, информкартой, проектом контракта размещается в открытом доступе в ЕИС. Сроки публикации зависят от выбранного способа закупки.

Этап 3. Разъяснения положений закупки.

Законодательно установлено, что по запросу участников в течение 3 рабочих дней заказчику следует разъяснить положения документации и разместить ответ в ЕИС. При этом заказчику следует указать только то, о чем был данный запрос без упоминания авторства.

Заказчик устанавливает в документации предельный срок для передачи запроса: участнику разрешено делать запрос не позднее 3 рабочих дней до окончания периода подачи заявок.

Если запрос передается за пределами указанного срока и остается, например, 1-2 дня, то запрос подавать не запрещается, но заказчик может на него не отвечать.

Этап 4. Внесение изменений в закупочную документацию.

Если в результате обработки запроса заказчик выявил несоответствия в закупочной документации либо нашел ошибку самостоятельно, то он вправе скорректировать положения документации. При этом заказчику стоит позаботиться о продлении сроков подачи заявок. Такой период нужно продлить не менее, чем наполовину от изначально установленных временных рамок. Если это, например, запрос предложений, то сроки размещения составляют 7 дней. Половина указанных сроков с учетом округления в большую сторону составляет 4 дня, именно на этот период и необходимо продлить закупку. В конкурсах и аукционах сроки подачи заявок продлеваются на 8 дней (округлять сроки стоит в большую сторону, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих инстанций и участников).

Заказчик имеет право отменить проведение конкурентной закупки по любым обстоятельствам, например, если у него пропала потребность в данном товаре, работе или услуге. Но отменить закупку заказчик может только за день до окончания срока подачи заявок на участие. Позже отказ от участия уже недопустим, кроме случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы – при возникновении подобных обстоятельств закупку можно отменить вплоть до этапа подписания контракта с поставщиком-победителем.

Решение об отмене закупки необходимо разместить в ЕИС.

Этап 5. Подача заявок на участие в закупке.

При проведении закупки в электронном виде участники закупки могут передать только одну заявку на участие. Это допускается сделать в любое время вплоть до окончания периода подачи заявок. Участники могут изменить или отозвать заявку до окончания срока подачи заявок.

Этап 6. Внесение обеспечения заявок на участие в закупке.

Указанный этап не является обязательным, и большое количество закупок проводится без введения требования об обеспечении заявок.

За организатором закрепили право на указание в документации требования об обеспечении заявки и условий его предоставления. Установлен также минимальный ценовой порог, после которого заказчик может вводить требование внесения обеспечения по заявкам – это 5 млн р. В документации о закупке заказчик должен предусмотреть порядок, сроки и случаи возврата обеспечения заявок на участие в закупках, требования к банковской гарантии (если заказчик установил возможность внесения обеспечения в виде гарантии).

Если заказчик установил требование об обеспечении заявки на участие, то его размер не может превышать 5% от начальной цены контракта.

Обеспечение не возвращается, если участник признан победителем и в установленные законом сроки не подписал контракт либо не внес обеспечение исполнения контракта.

Этап 7. Рассмотрение заявок на участие.

Заявки на участие рассматриваются по разным критериям в зависимости от способа закупки. Например, при проведении конкурса поступившие заявки анализируются одновременно на соответствие требованиям заказчика, а также сопоставляются по ценовым и неценовым критериям оценки заявок на участие.

Этап 8. Формирование протокола по результатам конкурентной процедуры.

Заказчик выделяет две разновидности протоколов и требования к их содержанию: это протокол по результатам рассмотрения заявок на участие, по завершении определенного этапа закупки и итоговый протокол, в котором определяют победителя закупки.

Протокол по результатам завершения отдельного этапа закупки должен содержать такие сведения:

  • дату подписания;
  • указание на количество заявок на участие;
  • дату регистрации поданных заявок;
  • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке и количество отклоненных заявок на участие с указанием причин отклонения (например, нарушение правил подготовки документации);
  • ранжирование поступивших заявок по степени их выгодности;
  • причина признания закупки несостоявшейся (если применимо);
  • прочие сведения по усмотрению заказчика.

В итоговом протоколе по результатам закупки заказчики прописывают:

  • дату подписания и количество поданных заявок;
  • порядковые номера заявок по степени уменьшения их выгодности для заказчика (с точки зрения предложения или цены контракта);
  • результат оценки заявки на участие;
  • причина признании закупки несостоявшейся;
  • иные сведения.

Итоговые протоколы подлежат хранению в течение не менее 3 лет.

При ранжировании заявок на участие заявки с одинаковыми условиями исполнения договора приоритет передается участнику, который передал свою заявку ранее других.

До внесения изменений в законодательство от заказчика требовалось указывать в протоколе ФИО участника или наименование компании. В настоящее время заказчик вправе установить свой порядок идентификации участника закупки.

Этап 9. Заключение контракта с победителем закупки.

В стандартном случае заказчику следует учитывать следующие временные рамки: подписать контракт он может не ранее, чем через 10 дней, и не позднее 20 дней после того, как в ЕИС был размещен итоговый протокол. При потребности в получении одобрения в подписании договора со стороны ФАС договор подписывается не позднее 5 дней после получения одобрения.

При наличии жалобы или судебного спора в отношении закупки после вынесения постановления судом или определения ФАС контракт подписывается не позднее 5 дней с момента вынесения решения.

После внесения изменений в 223-ФЗ заказчики получили право на подписание договора одновременно с несколькими исполнителями. Для использования этой возможности в Положении о закупке и документации нужно ее предусмотреть.

Первым договор всегда подписывает поставщик. При наличии расхождений и противоречий в тексте договора, присланном заказчиком для подписания, поставщик может направить заказчику протокол разногласий. Вместе с подписанным договором поставщик должен внести обеспечение исполнения контракта, которое соответствует требованиям закупки.

В течение 3 дней после подписания договора заказчик должен разместить его в ЕИС.

Дополнительные этапы

На основании положений ч. 24 ст. 3.2 223-ФЗ конкурентные закупки могут включать один или несколько этапов, но четкое определение понятия «этап» или перечня обязательных для прохождения этапов закупки в данном законе не предусмотрено.

Более детально этапы проведения закупки конкретизированы применительно к закупкам среди представителей малого предпринимательства. Заказчик вправе распространять данные требования на все проводимые конкурентные закупки, но не обязан этого делать.

Законодательно установлено, что если заказчик включает определенный этап в закупочные мероприятия, то в документации о закупке дополнительно прописываются сведения о данном этапе и сроках его проведения. По результатам прохождения каждого этапа заказчику нужно составить протокол подведения итогов.

Под этапом проведения конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя. Это могут быть предквалификационный отбор или переторжка.

Переторжка подразумевает добровольный пересмотр предложений участников по цене в более выгодную для заказчика сторону (в рамках переторжки участник может только улучшить сделанное им заранее предложение, то есть снизить цену, но право на ее повышение у него отсутствует). Заказчик должен прописать дату и время проведения переторжки в закупочной документации.

На этапе квалификационного отбора заказчик вправе предъявить квалификационные требования и выявить заявки, которые максимально полно им соответствуют. До участия в самой закупке допускают только участников, прошедших квалификационный отбор.

Таким образом, заказчики по 223-ФЗ обязаны использовать четыре формы проведения конкурентных закупок. Это аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок. Закупки у субъектов малого предпринимательства проводятся только в электронном виде. Регламент и этапы проведения конкурентных закупок заказчики прописывают в Положении о закупках. Требования к конкурентным закупкам по 223-ФЗ в последнее время ужесточили и приблизили к нормам по 44-ФЗ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Как показывает практика, успех предпринимателя на рынке государственного заказа определяется не только знанием конкурсных процедур, умением правильно подобрать соответствующие документы, но и доскональным выполнением контрактных условий. Но в отличие от обычной коммерческой практики, система взаимоотношений предпринимателя с государственными органами или юридическими лицами их представляющие (например, агентства или государственная корпорация, муниципальные предприятия и учреждения) строится на других принципах, что находит непосредственное отражение в контрактной системе.

Строго говоря, проблема определения места государственного контракта среди гражданско-правовых отношений является достаточно сложной. Прежде всего, это объясняется тем, что переход к рыночной экономике повлек за собой в значительной степени замену административных рычагов регулирования экономики договорным способом.

Договор в качестве регулятора общественных отношений стал использоваться не только в традиционных сферах его применения – гражданском, трудовом праве, но и в публично-правовых областях – налоговом, таможенном, бюджетном и др.
Нормативно правовая база в виде существующих законов (например, ФЗ -44, ФЗ -94 и ФЗ – 223) определяет государственный и муниципальный контракт как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством, государственных и муниципальных контрактов, а также за счет предоставленных таким учреждениям бюджетных инвестиций.

Однако это формальное определение мало что дает для участников конкурсных процедур в целях применения на практике контрактных отношений, где контрагентом выступает государство (в том или ином лице).

В этой статье будет рассказано об основных понятиях, характеризующих госконтракт, дано общее представление о том, что такое типовой договор по госзакупкам и какие нюансы следует учитывать при его применении в деловой практике.

Общее понятие договора по государственным закупкам

В системе правовых отношений, охватывающих область государственных закупок в порядке конкурсных процедур (аукционов, запросов котировок и т.п.), понятие договора определяется важными определениями:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица (агентский договор госзакупки)
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов) или электронных аукционов
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров. Расторжение договора о государственных закупках также имеет свой порядок, который, как правило, носит судебный характер. Внесудебные споры, как это практикуется в коммерческом секторе, практически исключены.
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Нормативная база кроме кодифицированных законов регулируется такими правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  3. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
  4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основной порядок заключения договора

Для целей практической реализации возможностей работы по государственным контрактам необходимо знать хотя бы общий порядок заключения договора поставки или оказания услуг, которые были выиграны на соответствующем конкурсе.

Обычно такой порядок состоит из следующих этапов:

  • По результатам конкурса государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект договора с указанием всех необходимых реквизитов. В некоторых случаях когда, например, осуществляется долгосрочный период работы по контракту, то сначала разрабатывается Генеральное соглашение или контракт, а уже детальная проработка поставок или оказания услуг включена в дополнительное соглашение к договору по государственным закупкам.

Также довольно часто в рамках отношений с государственным заказчиком может быть предусмотрена такая форма, как агентский договор при госзакупках, где исполнителем является генеральный подрядчик, а основное выполнение заказа возлагается на третью сторону отношений — агента.

Обычно такое встречается когда, например, товары для государственных нужд поставляются по импортным контрактам, где агентом выступает логистическая компания, перевозчик и т.п. Обычно его называют оператором контракта или поставки.

  • После того, как разработан проект договора со всеми дополнительными соглашениями, он направляется поставщику или исполнителю. Законом предусмотрен довольно большой срок (30 дней) для того, чтобы контрагенты его изучили и вынесли по нему свое решение о согласованиях, доработке технических условий и т.п.
  • Если имеются существенные разногласия по условиям контракта, то либо продлевается срок согласования, либо создается согласительная комиссия, которая должна выработать единое решение и прийти к устраивающему всех консенсусу.
  • Если форма, условия и сроки контракта не удовлетворяют исполнителя, то он может выйти на заказчика с предложением о досрочном расторжении контракта, либо сделать это через судебные процедуры.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней определить для поставщика другого покупателя, например, направить поставщику отгрузочную накладную с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд является основание наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора; Что касается самой формы государственного контракта, то в большинстве случаев он содержит стандартные пункты и параграфы, как это обычно применяется в коммерческой практике.

Отдельно стоит сказать несколько слов о том, как закрывать договора на госзакупках. В отличие от коммерческих договоров прием работы или услуг осуществляется не просто по схеме «деньги против поставки», а через специальные приемные комиссии, где кроме заказчика могут участвовать различные представители государства или муниципальных органов власти.

Предприниматель, участвующий в государственной контрактной системе, должен понимать, что получить государственный контракт – это всего лишь только малая часть работы. И чтобы сдать работу или товар (и получить вознаграждение), нужно иметь представление о том, как работают такие комиссии и всех тех дополнительных издержках, с которыми он может при этом столкнуться.

Получите книгу БЕСПЛАТНО!

Как за счет государства заработать на недвижимости свой первый миллион

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх