Элементы налогообложения

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Общие условия установления налогов и сборов

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Понятие установления налогов и сборов

Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

Юридический состав налогов и сборов

Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

Особенности обязательных элементов налога и сбора

Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

1. Налогоплательщик.

Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

2. Объект налогообложения.

Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

3. Налоговая база.

Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

4. Налоговый период.

В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

5. Налоговая ставка.

Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

6. Порядок исчисления налога.

Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей. В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

7. Порядок и срок уплаты налога.

Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

Необязательные элементы налогов и сборов

В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

Особенности процедуры установления налогов и сборов

Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

4.3. Функции и основные элементы налогообложения

Налогообложение – сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики. Платежи за особые услуги, оказанные плательщику или для плательщика, не рассматриваются как налогообложение.

Функции налогообложения:

– фискальная,

– распределительная,

– регулирующая,

– контрольная,

– стимулирующая (внешнеэкономическая).

Элементы налогообложения – определяемые законодательными актами государства или нормативными правовыми актами принципы, правила, категории, термины, применяемые для установления, введения, взимания налога.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ):

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок уплаты налога;

– сроки уплаты налога.

Кроме того, в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.

Система элементов правового регулирования налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные элементы включают две группы – основные и дополнительные.

1. Основные элементы определяют основополагающие, сущностные характеристики налога, которые формируют представление о налоговом механизме.

К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся:

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

– субъект (налогоплательщик или плательщик сбора),

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации).

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Дополнительные элементы детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. К дополнительным элементам правового механизма налога относятся налоговые льготы, методы, способы уплаты налога, бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи, особенности налогового режима, особенности налоговой отчетности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Элементы налогообложения определяют важные составляющие для любого налога и сбора. Какие элементы налогообложения бывают, какие наиболее значимы для расчета налога или характерны строго для определенных видов налогов, рассмотрим в статье.

Основные элементы налогообложения

Ст. 17 НК РФ в рамках рассматриваемого в данной статье вопроса содержит такие понятия:

Это элементы налогообложения, которые присущи каждому налогу. В зависимости от типа налога значения того или иного элемента налогообложения различны. В случае отсутствия хотя бы одного из элементов невозможно произвести расчет и оплату налога.

Обязательные элементы налогообложения и их характеристика

  1. Объектом налогообложения (далее ОН) служит показатель, возникновение которого связано с осуществлением операций предпринимательской или любой иной деятельности, последствия которой повлекли за собой необходимость оплаты налога.

    ОН можно выделить как самый важный элемент налогообложения, т.к. при его отсутствии нельзя говорить об обязанности исчисления налога.

    ОН любого из налогов не тождественны и имеют разное физическое выражение. Например, по налогу на прибыль ОН – прибыль, сформированная в результате хозяйственной деятельности (ст. 247 НК РФ), а по водному налогу – водные объекты (ст. 333.9 НК РФ). Кроме того, для некоторых налоговых режимов можно выбрать самостоятельно ОН, например, на упрощенке (ОН – «доходы» или «доходы минус расходы»).

    Пример 1.

    ООО произвело 730 л спирта этилового (крепость 96%). Произведенное сырье было распределено следующим образом:

    • 200 л реализовано парфюмерной фабрике для производства духов;
    • 150 л переданы в уставный капитал другого российского спиртзавода;
    • 480 л передано цеху для производства водки.

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ 200 л этилового спирта, реализованного парфюмерной фабрике для производства духов, является ОН. С учетом подп. 10 п. 1 ст. 182 НК РФ 150 л этилового спирта, переданного в уставный капитал другого российского спиртзавода, является ОН. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ 480 л этилового спирта, переданного цеху по производству водки, не облагаются акцизом, т.е. в данном случае ОН нет.

    Пример 2.

    Компания, производящая спортивное оборудование,в течение 2015 г. реализовала свою продукцию на сумму 2 000 000 руб. (без НДС). Расходы организации на производство товаров в 2015 г. составили 1 500 000 руб., в том числе расходы на приобретение призов во время рекламной кампании – 100 000 руб.

    Доход от продажи продукции 2 000 000 руб. является доходом от реализации (ст. 249 НК РФ).

    В соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ приобретение призов в рамках рекламной кампании не подлежит налогообложению налогом на прибыль, т.е. расходы в сумме 100 тыс. руб. не включаются в ОН.

    Таким образом, ОН в целях исчисления налога на прибыль будут признаваться:

    • доходы в сумме 2 000 000 руб.;
    • расходы в сумме 1 400 000 руб. (1 500 000 руб. – 100 000 руб.).

Об объекте налогообложения по НДС см. материал по НДС «Ст. 146 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

  1. Налоговая база (далее НБ) отражает стоимость объекта или его физические значения, а также прочие параметры объекта налогообложения. Данный показатель по одному и тому же налогу может иметь разное значение, например, по налогу на имущество по недвижимым объектам НБ – это среднегодовая стоимость имущества, а по некоторым объектам – кадастровая стоимость (ст. 375 НК РФ). Значение НБ в зависимости от объекта меняется и по транспортному налогу (ст. 359 НК РФ).

    Рассмотрим на примерах, как необходимо формировать НБ по налогам:

    Пример 1.

    Основным видом деятельности ООО на ЕНВД является реализация мотоциклов (мощностью до 150 л. с.) розничным покупателям. Площадь торгового зала в салоне – 110 кв. м. К2 =0,65.

    Исходя из площади торгового зала – 110 кв. м, базовой доходности – 1 800 руб./мес. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), К1=1,798 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685), К2=0,65 (по условиям примера), налоговая база за квартал определяется следующим способом:

    НБ = 110 × 1 800 × 0,65 × 1,798 × 3 =694 208 руб.

    Пример 2.

    ООО применяет УСН. Объектом налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов. По итогам 2015 г. учитываемые доходы составили 1 550 000 руб., расходы – 1 050 000 руб. Кроме того, в этом же периоде было получено транспортное средство рыночной стоимостью 400 000 руб. (на безвозмездной основе). Убыток по итогам деятельности в 2014 г. составил 100 000 руб.

    В соответствии со ст. 249 НК РФ сумма 1 550 000 руб. является доходом от реализации, 1 050 000 руб. – расход, связанный с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ).

    П. 8 ст. 250 НК РФ определено, что транспортное средство, полученное на безвозмездной основе, является внереализационным доходом, который равен 400 000 руб. В соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка за 2014 г. – 100 000 руб.

    Определяем налоговую базу:

    НБ = (1 550 000+ 400 000) – (1 050 000 + 100 000) = 800 000 руб.

О расчете НБ по земельному налогу см. материал «Как определяется налоговая база по земельному налогу?».

  1. Налоговая ставка (далее НС) характеризуется абсолютным или процентным значением, соответствующим каждой единице объекта налогообложения. Например, по налогу на прибыль установлена НС в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ), а по налогу на игорный бизнес – суммы в рублях по каждому объекту налогообложения (ст. 369 НК РФ).

    Также существуют расчетные НС – 10/110, 18/118 по НДС.

    Важно! По акцизам существуют смешанные НС (по сигаретам и папиросам). Смешанные НС предусматривают одновременное применение ставки с абсолютным значением и процентным.

    Пример. ООО «Табак» 15.03.2015 г. реализовал 5 000 шт. папирос. Максимальная розничная цена за 1 000 шт. – 1 500 руб. Ст. 193 НК РФ предусмотрена НС в сумме 960 руб. за 1000 штук +11% от максимальной розничной цены.

    Сумма акциза = 960 × 5 + 11% × 1 500 = 4 965 руб.

О ставках по налогу на прибыль см. материал «Ст. 284 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

  1. Налоговый период (далее НП) – промежуток времени, по истечении которого у налогоплательщика возникает обязанность начислить налог и произвести его уплату в бюджет. Например, по акцизам НП – 1 месяц (ст. 192 НК РФ), по НДС – квартал (ст. 163 НК РФ), а по налогу на прибыль – год (ст. 285 НК РФ). Также верное указание НП играет важную роль при заполнении налоговой декларации и уплате налога.

О заполнении данного реквизита в платежке см. материал «Указываем налоговый период в платежном поручении-2015».

Об особенностях определения налогового периода по УСН см. материал «Отчетный и налоговый период по УСН в 2014–2015 годах».

  1. Порядок исчисления по каждому налогу уникален, при этом данную процедуру в зависимости от налога производит либо сам налогоплательщик, либо ИФНС.

    Расчет налогов в основном производится по одной и той же формуле: путем перемножения НБ и НС (с учетом применения всех вычетов и льгот). Более сложный расчет налога производится по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений, т.к. полученную сумму налога еще необходимо распределить по обособленным подразделениям с учетом доли прибыли каждого из них (ст. 288 НК РФ). Также расчет осложнен при применении раздельного учета по НДС (ст. 170 НК РФ) по причине того, что следует рассчитывать пропорцию облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Об особенностях расчета налога на прибыль при наличии обособленных подразделений см. материал «ФНС рассказала, как платить налог на прибыль при открытии ОП в течение года».

О раздельном учете см. материал «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

  • Рассмотрим примеры по исчислению некоторых налогов:

    Пример 1.

    У организации 6 игровых столов, из них 2 стола – с одним игровым полем, 3 – с 2 полями, 1 – с 3 полями. В соответствии со ст. 369 НК РФ ставка налога на игорный бизнес составит 25 000 руб.

    Кол-во столов

    Кол-во полей

    Ставка налога

    25 000

    50 000 (2 × 25 000)

    75 000 (3 × 25 000)

    Сумма налога на игорный бизнес = 2 × 25 000 + 3 × 50 000 + 1 × 75 000 = 275 000 руб.

    Пример 2.

    Компания осуществляет забор поверхностных вод из реки Волги Волго-Вятского экономического района. Фактический объем воды, забранной во II квартале 2015 г., составил 1 000 000 куб. м, при этом он использовался для производства. Для организации установлен годовой лимит водопользования – 3 200 000 куб. м.

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога – 282 руб./тыс. куб. м.

    П. 2 ст. 333.12 определяет квартальный лимит как 3 200 000/4 = 800 000 куб. м, что меньше забранного объема. Сумма облагаемого превышения составляет 1 000 000 – 800 000 = 200 000 куб. м, в отношении которой применяется повышенная ставка 282 × 5 = 1 410 руб./тыс. куб. м.

    Сумма водного налога = 800 × 282 + 200 × 1 410 = 225 600 + 282 000 = 507 600 руб. (ст. 333.12 НК РФ).

  1. Порядок и сроки уплаты налогов ограничивают временные рамки для оплаты налоговых издержек в бюджет. Они регламентируются НК РФ, но по региональным и местным налогам могут быть установлены свои сроки. Например, по транспортному налогу сроки уплаты должны быть регламентированы законами субъектов (ст. 363 НК РФ).

О сроках уплаты налогов см. материал «Таблица сроков уплаты налогов в 2015 году».

Вышерассмотренные элементы налогообложения аккумулируют всю информацию о налоге, поэтому в случае, если один из элементов не будет учтен или будет интерпретирован неверно, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

Нарушения, связанные с неверным определением элементов налогообложения

В гл. 15 ч. 1 НК РФ приведена ответственность за совершение налоговых правонарушений, при этом некоторые нормы предусматривают наказание в связи с неверным применением элементов налогообложения. Следует обратить внимание на следующие нормы: ст. 120, 122, 123, 129.2, 129.3, 129.5 НК РФ.

Действие ст. 120, 123 и 129.2 НК РФ связано с неверным учетом объектов налогообложения, в частности по объектам игорного бизнеса, а также по операциям, связанным с выполнением обязанности налогового агента. Ст. 122, 129.3 и 129.5 НК РФ указывают на занижение налоговой базы, в т.ч. по контролируемым сделкам.

Ответственность за налоговые правонарушения рассмотрена в материале «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Необязательные элементы налогообложения

Перечисленные выше элементы налогообложения обязательны для определения налога. Но НК РФ также содержит небольшое количество элементов налогообложения, неприменение или неверное применение которых не приведет к нарушению порядка налогообложения.

К таким элементам относятся:

  • налоговая льгота;
  • отчетный период;
  • налоговые вычеты.

Понятие «налоговая льгота» содержится в ст. 56 НК РФ и отражает право налогоплательщика получить полное или частичное освобождение от уплаты налога. Так как для налогоплательщика льгота – это право, то он самостоятельно должен определить для себя, хочет он воспользоваться ею или нет. В случае если компания, ИП или физлицо решат применить льготу, то необходимо будет собрать пакет документов, обосновывающих ее, и подать их вместе с заявлением на применение льготы в ИФНС. Также в процессе применения льготы от нее можно отказаться. В каждом субъекте РФ может быть установлен свой перечень налоговых льгот.

Пример. В собственности у Иванова С. К. квартира площадью 40 кв. м в Москве (СЗАО). В августе 2015 г. ему назначена пенсия по старости. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ, начиная с августа, Иванов С. К. применяет освобождение от уплаты налога, следовательно, за 2015 г. он уплатит налог за 7 месяцев (с января по июль).

Об особенностях определения элементов налогообложения субъектами РФ см. материал «Федеральные, региональные и местные налоги в 2015 году».

Важно! Потенциальный льготник может воспользоваться льготой за предыдущие периоды путем подачи уточненной декларации или заявления (для физлиц) (постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57).

Отчетный период (далее ОП) – временной промежуток, после завершения которого производится оплата налогов и/или их начисление, дробящий на части НП или соответствующий ему. Например, по налогу на прибыль для компаний или ИП, применяющих авансовую систему оплаты, ОП признается каждый из месяцев года (ст. 285 НК), а НП – год. А вот по налогу на добавленную стоимость ОП и НП идентичны и составляют квартал.

Налоговые вычеты по аналогии с налоговой льготой позволяют уменьшить величину налога, но основным ее отличием является то, что льгота носит постоянный характер, связанный со спецификой деятельности компании или со статусом физлица, тогда как право на вычет возникает в результате совершения определенных операций. Данный элемент присущ только четырем налогам:

  • НДС;

О налоговых вычетах по НДС см. материал «Что такое налоговые вычеты по НДС?».

  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • НДПИ.

Итоги

Приведенные в статье виды элементов налогообложения позволяют сформировать полноценную картину о том или ином налоге. При этом компаниям, ИП и физлицам необходимо правильно определять тот или иной элемент налогообложения, что поможет избежать вопросов со стороны ИФНС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Понятие и состав налога

Необходимость налога состоит в том, что благодаря его уплате происходит обеспечение государственной деятельности и деятельности муниципальных образований. Поэтому взимается он принудительно, безвозмездно и в обязательном порядке с разного рода организаций и физических лиц. В установленном налоге должны быть закреплены обязательные элементы налогообложения. Где элемент — это определенные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которыми и определяются условия обложения налогом.

Замечание 1

Данные элементы называются императивными. В совокупности они образуют объективно необходимую структуру налоговой модели для того, чтобы налог стал установленным на законных основаниях.

Также существует понятие юридического состава налога, которое представляет собой комплекс элементов, установленных законодательством для целей налогообложения. Его можно разбить на два основных элемента.

Первым из них является обязательный элемент. Без него невозможно осуществить налогообложение, он вносит ясность в сам налог, делая его понятным для налогоплательщика. Налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога – все это относится к обязательным элементам состава налога.

Второй элемент — факультативный. В отличие от обязательных, отсутствие факультативных элементов никак не влияет на точность налога. К ним можно отнести

налоговые льготы и основания для их применения, порядок возмещения налога и отчетный период.

Обязательные элементы налогообложения

Чтобы понять суть обязательных элементов, следует их подробно рассмотреть.

Налогоплательщики являются субъектом налогообложения и ими могут быть не только физические лица, но и организации. К объекту будет относиться все, что можно связать с обязанностью платить налог. Это прибыль за продажу товаров и услуг, движимое и недвижимое имущество, доходы или расходы, в общем, что имеет стоимостную, количественную и физическую характеристику.

Материальные и нематериальные блага, появление которых связывают налогоплательщика с обязанностью выплачивать налог — это и есть предмет налогообложения. Данная связь и устанавливает порядок правового регулирования налоговых отношений.

Понятие налоговой базы складывается из физической, стоимостной характеристики объекта налогообложения. Есть несколько факторов, которые определяют ее порядок. К ним относятся:

  • субъект;
  • источник информации;
  • возможность определения налоговой базы;
  • момент определения налоговой базы;

Замечание 2

Если говорить об источниках информации в этом случае, то ими могут быть документы составленные в процессе ведения налогового учета или бухгалтерские документы

Исходя из вида источника существуют и разные способы определения налоговой базы. С этим учетом они делятся на условный, прямой, косвенный и паушальный.

Налоговые ставки

Одним из основных критерием подсчета налога является налоговая ставка, которая складывается из величины налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Размеры налоговой ставки устанавливаются в зависимости от субъектов налогообложения. Таким образом, ставки по федеральным налогам и размеры федеральных сборов устанавливаются НК РФ. А законы субъектов РФ и нормативно правовые акты органов муниципальных образований устанавливают налоговые ставки по региональным и местным налогам.

Налоговые ставки можно разделить на маргинальные, которые предусмотрены законодателем и фактические, которые являются соотношением суммы уплаченного налога и налоговой базы.

Также ставки делятся по способу определения суммы и методу обложения налогом.

К первому случаю относятся адвалорные (начисляются в процентах к стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров) и комбинированные (сочетают адвалорные и специфические ставки).

Во-втором случае — равные (уплата фиксированной суммы налога с каждого плательщика без учета размера налоговой базы), пропорциональные (уплата сумм налога пропорционально налоговой базе), прогрессивные (увеличение в случае изменения в большую сторону размера налогооблагаемой базы) и регрессивные (уменьшение по мере роста налогооблагаемой базы).

Прогрессивные ставки в свою очередь, тоже можно разделить на отдельные виды — простые поразрядные, когда налоговая база разделена на несколько разрядов, простые относительные, в них входят адвалорные и специфические ставки, с учетом разрядов и сложные.

Налоговые ставки относительно общего уровня налогообложения можно разделить на общие (НДФЛ, ставка 13%), пониженные (НДС, 10%) и повышенные ставки (НДФЛ по ставке 35%).

В случае мотивации налогоплательщика существуют стимулирующие, ограничивающие и запрещающие налоговые ставки.

Таким образом, для облегчения условий деятельности отдельных групп налогоплательщиков используют стимулирующие ставки. Тогда как ограничивающие

приводят к существенному сдерживанию деятельности.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Порядок исчисления и уплаты налога

Опираясь на налоговую базу, ставку и льготы, налогоплательщик может сам рассчитывать сумму налога за налоговый период. О чем говорит порядок исчисления налога, закрепленный в законодательстве РФ.

Замечание 3

Но бывают случаи, когда обязательство по налоговым расчетам возлагается на сотрудников налогового органа.

В зависимости от особенностей налога при его расчете используется кумулятивная система, либо некумулятивная. Где в первом случае налоговая база определяется нарастающим итогом в целом, а во-втором — обложение налоговой базы происходит по частям.

Для выполнения расчетов при выплатах налога в бюджет существует определенный порядок уплаты налога. Он напрямую связан со сроком уплаты, местом, направлением, видом, основанием, формой, валютой платежа и методом уплаты налога.

Существуют несколько способов по взысканию налогов. Одним из них является декларационный. В этом случае налогоплательщик должен предоставить в определенный срок официальное заявление о своих налоговых обязательствах. Следующий способ взыскания налогов — у источника. Когда налогоплательщик получает часть дохода уже с вычетом налога.

И последний из них — кадастровый. При данном способе используется кадастр или реестр, который устанавливает перечень определенных объектов и классифицирует их по внешним признакам, устанавливая среднюю доходность объекта вложения.

Срок уплаты также относится к обязательным элементам налогообложения и применяется ко всем налогам. В то время как налоговый период определяет сумму налога, исходя из налоговой базы по истечению определенного периода времени.

Факультативные элементы налогообложения

Налоговые льготы

Как говорилось выше, помимо обязательных элементов налогообложения есть также факультативные. Они не производят особого влияния на функции налогоплательщика, но при этом не менее важны.

Помимо обязательных выплат в государственный бюджет, существует и возможность не платить налог, либо уплачивать его частично — это налоговые льготы.

Их можно разделить на три группы:

  • освобождение от уплаты налога. Оно может носить абсолютный характер, относительно уплаты налога. Полное освобождение в этом случае происходит за счет предоставленных налоговых привилегий;
  • налоговые изъятия. Они дают возможность исключать из круга объектов или налоговой базы отдельные элементы;
  • налоговые скидки. Благодаря им у налогоплательщика появляется право уменьшать налоговую базу на сумму определенных расходов. Их разновидностью являются лимитированные и нелимитированные скидки.

К числу льгот также относится понижение налоговой ставки, которое позволяет

уплачивать налог в зависимости от более низкой ставки по сравнению с общей.

В применение налоговых льгот есть очень много плюсов. Ведь снижение ставок, установление различных налоговых вычетов и расширение перечня доходов, которые не облагаются налогом, ведет к регулированию социально-политической ситуации в стране.

Понятие налога на прибыль и НДС

Один из видов налога — это налог на добавленную стоимость(НДС). Он накладывается на все, что могут продать организации или индивидуальные предприниматели, причем налог уплачивается на всех этапах производства. Данный налог является косвенным и взимается только после реализации товаров. На территории РФ НДС действует с 1992 года и регулируется 21 главой НК РФ.

Замечание 4

Существуют определенные группы налогоплательщиков, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. В основном это такие организации и предприниматели, у которых выручка от реализации товаров и услуг за три календарных месяца не превысила установленную величину, или в случае перехода на специальные налоговые режимы.

Рассматривая налог на прибыль, можно сделать вывод, что он является основным инструментом, который пополняет государственную казну. В отличие от НДС, налог на прибыль прямой и взимается непосредственно с доходов организаций. Прибылью считается доход от деятельности организаций за вычетом суммы установленных скидок и издержек.

Другие элементы налогообложения

Помимо основных элементов существуют и другие, которые также важны для структуры налогообложения. К ним относится элементы по единому сельскохозяйственному налогу. В этом случае объектом считается доход, уменьшенный на величину расходов. Причем доходы учитываются в результате продажи товаров и услуг, реализации имущественных прав, а также внереализационные доходы. Существует список расходов, которые налогоплательщик применяет для уменьшения полученных доходов. К таким расходам относятся:

  • расходы на приобретение основных средств;
  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • арендная плата;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда, пособий по временной нетрудоспособности и тд.

Что касается элементов единого налога на вмененный доход (ЕНВД), то объектом в нем выступает вмененный доход налогоплательщика, а налоговой базой будет сама величина такого дохода.

Замечание 5

Налоговый кодекс РФ устанавливает определенный вмененный доход для налогоплательщиков, который и будет учитываться при уплате ЕНВД, независимо от их реального дохода.

Субъектами ЕНВД выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют свою деятельность на территории где введен единый налог.

Относительно упрощенной системы налогообложения(УСН) объектом выступает доход организации или ИП, а налоговой базой является денежное выражение этих доходов. Благодаря УСН предпринимательская деятельность не обременяется налогом на прибыль и на имущество организации, что очень снижает налоговую нагрузку.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Как было отмечено выше, установление и введение налога (сбора) означает решение вопроса о регламентации эго элементов налогообложения (обложения). Пункт 6 ст. 3 НК РФ подчеркивает, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Статья 17 НК РФ, озаглавленная «Общие условия установления налогов и сборов», предусматривает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. При этом под налогоплательщиками понимаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). К числу основных элементов налогообложения относятся:

  • – объект налогообложения;
  • – налоговая база;
  • – налоговый период;
  • – налоговая ставка;
  • – порядок исчисления налога;
  • – порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Менее отчетливо решается вопрос со сборами и специальными налоговыми режимами. Согласно п. 3 ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Таким же образом в ст. 18 НК РФ говорится лишь о том, что при установлении специальных налоговых режимов отдельные элементы налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов (налоговые льготы) могут определяться в особом порядке, предусмотренном НК РФ и законодательством о налогах и сборах. Следовательно, перечень элементов обложения при установлении сборов и специальных налоговых режимов остается без четкой и однозначной регламентации. Однако в НК РФ по крайней мерс достаточно однозначно определяются все основные элементы налогообложения по налогу.

а) объект налогообложения.

Статья 38 НК РФ дает своеобразное определение основного элемента налогообложения – объекта налогообложения. В силу п. 1 этой статьи объектом налогообложения могут быть признаны реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В данной статье между тем нет определения объекта налогообложения в точном смысле слова; законодатель лишь составил примерный перечень материальных благ и экономических явлений, которые могут быть признаны им объектами налогообложения. Вместе с тем присутствует и указание на их некоторые общие свойства. Прежде всего это измеримость и исчисляемость, исходящая из некоторой стоимостной, количественной или физической характеристики. Иными словами, определенное материальное благо лишь в том случае имеет смысл признавать объектом налогообложения, если оно исчисляемо и на основе него может быть сформирована некоторая база (как соответствующая характеристика объекта налогообложения).

В ст. 38 НК РФ закрепляется также положение принципиального плана, согласно которому каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи. Эта предписание не всегда последовательно реализовывалось в контексте российской правовой системы. Достаточно вспомнить, что в течение определенного времени в Российской Федерации одновременно взимались налог с владельцев транспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств. В настоящее время законодатель допустил своеобразное «пересечение» («взаимное наложение») объектов налогообложения по налогу на имущество с организаций и транспортного налога, также взимаемого с организаций.

Необходимо обратить внимание, что НК РФ содержит общие определения некоторых материальных благ и действий экономического характера, квалифицируемых в качестве объектов налогообложения или связанных с этим. Назовем важнейшие определения:

  • – имущество (в целях налогообложения) – это виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ;
  • – товар (в целях налогообложения) – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
  • – работа (в целях налогообложения) – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;
  • – услуга (в целях налогообложения) – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;
  • – реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем – это соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе;
  • – доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами части второй НК РФ.

Кроме того, ст. 38 НК РФ дополнена п. 6 и 7, в которых в целях применения правил трансфертного ценообразования приведены определения таких понятий, как идентичные и однородные товары (работы, услуги). До сих пор эти определения содержались в ст. 40 НК РФ, которая подлежит отмене);

б) налоговая база, налоговая ставка и налоговый период.

В статье 53 НК РФ определяются понятия других важнейших элементов налогообложения – «налоговая база» и «налоговая ставка».

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Данное весьма емкое определение небезупречно.

Во-первых, в ст. 38 НК РФ объект налогообложения определяется как объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. Если сопоставить эти два определения, следует, что объект налогообложения – это объект, имеющий налоговую базу. В контексте такой трактовки объект налогообложения и налоговая база оказываются практически неразделимыми экономическими явлениями; налоговая база выступает как основная и неотъемлемая черта объекта налогообложения, отличающая его от иных объектов, таковыми не являющимися. Между тем логика любой главы НК РФ подсказывает, что в рамках конструкции любого налога налоговая база имеет свое собственное юридическое значение.

Во-вторых, в силу ст. 53 НК РФ налоговая база также определена лишь как некоторая характеристика объекта налогообложения. Однако из ст. 54 НК РФ следует, что налоговая база – это конкретная величина, которая подлежит исчислению и к которой применяется налоговая ставка. Так, п. 1 ст. 54 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Значит, налоговая база – это не просто характеристика объекта налогообложения, но конкретная исчисляемая величина. Например, по налогу на доходы физических лиц налоговая база – это конкретная величина дохода за соответствующий налоговый период, к которой применяется налоговая ставка. Таким образом, в общем плане налоговая база – это некоторая характеристика объекта налогообложения в ее конкретном выражении, которая подлежит исчислению за соответствующий налоговый период в отношении конкретного лица (налогоплательщика) и к которой применяется ставка налога.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Теория налогообложения выделяет различные виды налоговых ставок: устанавливаемые в твердой сумме, пропорциональные, в том числе прогрессивные и регрессивные. Налоговый кодекс РФ, определяя понятие налоговой ставки, сосредотачивается прежде всего на порядке ее установления по тому или иному налогу. В частности закрепляется, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются ПК РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Налоговый период – это элемент налогообложения, тесно связанный с налоговой базой, позволяющий установить ее временные границы. В соответствии со ст. 55 ПК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени (иногда – месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В случае создания или ликвидации организации в течение налогового периода (равного календарному году) закон в определенных случаях предусматривает соответственно сокращение налогового периода (а иногда и продление – при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря).

Ранее законодатель стремился для удобства налогообложения иногда определить длительность налогового периода исходя из периода фактического обладания объектом налогообложения. (Например, согласно ранее действовавшему п. 5 ст. 55 НК РФ, если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определялся как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.)

В настоящее время сокращение времени обладания объектом налогообложения также соразмерно влияет и на уровень бремени налогообложения. Однако этот вопрос, как правило, решается в рамках установления порядка взимания конкретных поимущественных налогов: налога на имущество организаций, земельного налога, НИФЛ и иных близких к ним по конструкции налогов – транспортного налога (см., например, правило п. 4 ст. 376 НК РФ);

в) прочие элементы налогообложения.

Порядок исчисления налога – это достаточно многоплановый элемент налогообложения, определяющий порядок расчета суммы налога на основе применения установленной ставки налога к базе налогообложения, сформировавшейся в течение налогового периода. При этом следует учитывать, что многие современные налоги рассчитываются поэтапно – первоначально за промежуточные отчетные периоды и лишь в итоге сумма налога определяется в целом за весь налоговый период.

В ст. 52 НК РФ, непосредственно посвященной порядку исчисления налога, этот элемент налогообложения раскрывается прежде всего путем указания на субъект, которому вменяется в обязанность произвести исчисления налога. С этой точки зрения законодатель устанавливает три различных порядка исчисления налога.

Во-первых, но общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Во-вторых, в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В-третьих, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента. В силу п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему налогов.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 57 ПК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. При этом сроки совершения действий участниками налоговых отношений устанавливаются ПК РФ применительно к каждому такому действию. Обозначенную норму не стоит толковать упрощенно. На практике уплата большинства налогов за отдельный налоговый период, как правило, осуществляется неодновременно (т.е. не в один установленный срок), а поэтапно – путем осуществления так называемых авансовых платежей по целой системе определенных законодателем сроков.

Статья 57 ПК РФ закрепляет, что изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Такой порядок установлен отдельной главой ПК РФ – гл. 9, предусматривающей случаи изменения срока исполнения налоговой обязанности в различных правовых формах (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит). Иногда фактический перенос срока уплаты налога может произойти по причине ненадлежащего исполнения уполномоченным государственным органом своей обязанности по исчислению налога. Так, согласно п. 4 ст. 57 ПК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. По общему же правилу любая уплата налога и (или) сбора с нарушением срока уплаты влечет начисление пени в порядке ст. 75 НК РФ (однако случай, обозначенный в п. 4 ст. 57, однозначно исключает начисление пени, так как срок уплаты налога в указанных специфических обстоятельствах не может считаться для соответствующего налогоплательщика наступившим).

Сроки уплаты взаимосвязаны с порядком уплаты налогов и сборов. Не случайно в ст. 17 НК РФ они рассматриваются в совокупности как единый элемент налогообложения. В ст. 58 НК РФ понятие порядка уплаты налогов и сборов раскрывается в двух основных аспектах.

Во-первых, в плане числа действий, опосредующих уплату налога. Согласно п. 1 ст. 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Под иным порядком в данном случае понимается, прежде всего, наиболее часто устанавливаемый современным законодателем поэтапный порядок уплаты налога путем внесения налогоплательщиком причитающихся с него авансовых платежей по налогу. При этом сами по себе авансовые платежи по различным налогам устанавливаются в части второй НК РФ обычно в виде двух основных и принципиально различных разновидностей: 1) авансовые платежи, определяемые на основе фактически сформировавшейся части налоговой базы за отчетный период; 2) авансовые платежи, рассчитываемые на основе предполагаемого размера налоговой базы (часто с учетом информации за прошлый налоговый период).

Во-вторых, самостоятельный аспект порядка уплаты налога или сбора – это способ платежа. В соответствии с п. 4 ст. 58 ПК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Хотя в ст. 58 НК РФ и не содержится об этом упоминания, однако, согласно положениям ст. 78 НК РФ уплата налога или сбора может быть «заменена» зачетом, что также предполагает прекращение налоговой обязанности налогоплательщика (плательщика).

Наконец, необходимо отметить, что ст. 17 НК РФ предусматривает существование и такого факультативного (необязательного) элемента налогообложения, как налоговая льгота. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Факультативность налоговой льготы как элемента налогообложения проявляется не только в том, что ее установление не обязательно при регламентации элементов налогообложения по конкретному налогу, но и в том, что нормы о налоговых льготах обычно не обладают абсолютной императивностью в отношении налогоплательщиков. В соответствии с и. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх