Федеральное статистическое наблюдение

В развитых странах функционирует множество малых предприятий, обеспечивая занятость населения и создание конкурентной рыночной среды. Понятие малого предпринимательства определено в законодательстве многих стран. С целью достижения единого понимания этого явления Комиссией ЕС в 1996 г. приняты рекомендации, касающиеся определения малых и средних предприятий.

Согласно этим рекомендациям малыми являются те предприятия, которые соответствуют трем следующим требованиям:

§ имеют менее чем 50 работников;

§ имеют годовой оборот не более 7 млн экю или годовой итог баланса не более 5 млн экю;

§ соответствуют критерию независимости, согласно которому независимыми являются те предприятия, в капитале которых доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми, не превышает 25%.

Перечисленные пороговые значения являются максимально возможными, отдельные страны ЕС могут в определенных случаях устанавливать более низкие пороги. Малые предприятия, имеющие менее 10 работников, согласно рекомендациям ЕС при необходимости могут быть определены как микропредприятия.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек, в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Для организации статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства прежде всего необходимо сформировать полный перечень действующих малых предприятий, С этой целью из генеральной совокупности объектов статистического наблюдения отбираются коммерческие организации, соответствующие критериям малых предприятий, и при необходимости — индивидуальные предприниматели. Это может быть сделано разными способами, например по данным государственной налоговой службы, которой предприятия сообщают необходимую для этого информацию.

Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» для малых предприятий предусмотрены упрощенные процедуры и формы статистической отчетности. При сборе информации от этих предприятий используется ограниченное число упрощенных вопросников, причем предприятия, как правило, обследуются выборочно — обычно выборка не превышает 15—20% всей совокупности малых предприятий. Такой режим статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий используется практически во всех развитых странах.

В течение года обычно осуществляется обследование малых предприятий по нескольких темам, требующим рассылки нескольких видов анкет. В этом случае выборки должны планироваться таким образом, чтобы минимизировать вероятность рассылки одному предприятию более одного вида анкет. По истечении очередного года должна проводиться ротация выборок с целью уменьшения нагрузки на предприятия, обследовавшиеся в минувшем году, и вовлечения в обследование новых предприятий.

Чаще всего выборочное обследование малых предприятий проводится с использованием метода расслоенного случайного отбора. При этом генеральная совокупность малых предприятий разделяется на подсовокупности (слои): в начале по территориальному признаку (по субъектам Российской Федерации), затем каждый полученный слой разделяется на группы по отраслевой принадлежности предприятий, далее каждый отраслевой слой делится на группы по размеру малых предприятий (обычно выделяется несколько групп в зависимости от величины оборота предприятий). Когда слои определены, из каждого слоя извлекается простая случайная выборка. От выбранных предприятий собирается необходимая информация. Если от предприятия не вернулся посланный ему вопросник и при этом есть основания предполагать, что предприятие осуществляло определенную экономическую деятельность, то с помощью специальных математических методов моделируются неполученные данные («восстанавливаются» неответы). Если в поступившем от предприятия вопроснике нет каких-то показателей, но есть основание считать, что эти показатели должны быть, то такие показатели также «восстанавливаются».

После проверки качества поступивших ответов выборочные данные распространяются на генеральную совокупность малых предприятий.

В 1998 г. в Российской Федерации действовало около 868 тыс. юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства. Использование выборочных методов позволяет существенно снизить стоимость статистического наблюдения в сфере малого предпринимательства и повысить его достоверность за счет более тщательной обработки данных выборочной совокупности малых предприятий.

Контрольные вопросы

1. Что такое генеральная совокупность объектов статистического наблюдения и как она формируется?

2. Для чего проводится структурное обследование предприятий и какие показатели оно охватывает?

3. С какой целью и каким образом рассчитывается индекс предпринимательской уверенности?

4. Каковы критерии отнесения хозяйственных единиц к субъектам малого предпринимательства и порядок их статистического наблюдения?

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 876 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Государственные статистические наблюдения в зависимости от порядка сбора и обработки первичных статистических данных могут быть сплошными и несплошными (выборочными).

Сплошное наблюдение — вид, при котором все без исключения единицы изучаемой статистической совокупности или объекта подлежат обследованию. Примером сплошного специального наблюдения может служить всеобщая перепись населения Республики Беларусь, проведённая по основной программе в октябре 2009 г. Перепись охватила все без исключения население страны.

Сплошные специально организованные статистические исследования характеризуются повышенной затратностью, обычно затянуты во времени, требуют привлечения повышенного количества квалифицированных работников и средств для получения исходной статистической информации. Поэтому сплошные наблюдения чаще всего применяются в форме статистической отчётности и значительно реже – в форме анкет, вопросников, переписных листов.

Сплошной вид наблюдения чаще всего используют в тех случаях, когда по каким-либо причинам несплошное наблюдение применять нецелесообразно. Например, при аттестации кадров экзаменуется каждый без исключения работник, и результаты аттестации фиксируются в соответствующих документах. Поэтому невозможно представить полную статистическую информацию о результатах аттестации только каждого пятого или каждого десятого работника.

Несплошным принято называть такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой статистической совокупности, а только их часть с целью получения обобщающих характеристик для объекта в целом. Очевидно, что несплошное наблюдение предусматривается заранее, при этом устанавливается, какая именно часть статистической совокупности должна быть охвачена наблюдением и каким образом целесообразно отобрать те единицы, которые должны быть обследованы. Нельзя, например, неудавшееся сплошное наблюдение , ввиду значительных пропусков статистических единиц изучаемой совокупности, назвать несплошным и использовать его материалы как результаты несплошного наблюдения. Поэтому целесообразно обратить внимание на то, что несплошное наблюдение проводится с целью получения характеристики объекта в целом.

Несплошной вид наблюдения обычно применяется в тех случаях, когда сплошное наблюдение проводить либо нецелесообразно, либо вовсе невозможно. Например, при изучении качества всех видов продукции, обследовании бюджетов населения, регистрации текущих цен на различных рынках, денежных курсов на валютных биржах, при изучении теневых доходов и расходов и т.д.

Применение несплошного наблюдения базируется на основной его разновидности – выборочном методе.

Выборочный методпредставляет такую разновидность несплошного наблюдения, при котором обследованию преднамеренно подвергаются не все единицы совокупности, а лишь некоторые, отобранные особыми способами, единицы с тем, чтобы на основе сведений, полученных об этих единицах, достоверно характеризовать всю статистическую совокупность. При правильной организации и проведении выборочный метод позволяет получить достоверную информацию для характеристики изучаемого объекта. Поэтому выборочный метод получил широкое распространение при выполнении многих статистических работ. Например, проведение всеобщей переписи населения Республики Беларусь в 2009 г. базировалось на двух частях программы: первая (основная) часть вопросов программы предусматривала регистрацию ответов по сплошному принципу, вторая (дополнительная) часть вопросов – по принципу выборочного наблюдения.

Выборочному методу из-за особой его важности посвящена особая глава, где предусмотрено подробное теоретическое и практическое изложение этого метода.

В зависимости от продолжительности и систематичности регистрации фактов принято различать следующие виды статистических наблюдений: текущее, периодическое, единовременное.

Текущее(непрерывное) наблюдение – это вид статистического наблюдения, при котором регистрация факторов проводится по мере их возникновения, т.е. систематически. Например, рождение детей, дорожно-транспортные происшествия, регистрация надоев молока, его поставок в перерабатывающее организации, систематические записи бюджета (доходов и расходов) в семьях, которые специально отобраны для изучения уровня жизни населения, т.д.

Периодическимпринято называть такое наблюдение, которое повторяется через определённые (обычно равные) промежутки времени. Примером периодического наблюдения может служить составление квартальной и годовой статистической отчётности об итогах сева, сортовых посевах сельскохозяйственных культур, заготовки кормов, уборки урожая, переработки льна и др.

Единовременное (разовое) наблюдение – вид статистического наблюдения, которое организуется в одноразовом порядке, нередко без соблюдения строгой периодичности его повторения. Классическим примером единовременного наблюдения можно считать переписи населения, породного поголовья животных, постоянных культур(многолетних насаждений), машин, оборудования, производственных помещений.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1408;

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) — федеральный орган исполнительной власти РФ, который выполняет действия по сбору и формированию официальной статистической информации об экономическом, социальном, экологическом и демографическом положении страны, а также выполняет функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на всей территории Российской Федерации.

Служба статистики предназначена для сбора и анализа информации.

Она формирует информационную базу, на основе которой принимаются обоснованные управленческие решения.

Служба эта сравнима с информационной базой предприятия, действующей в масштабах страны.

Информация необходима органам власти для совершенствования налоговой, таможенной, инвестиционной политики.

По данным статистики можно определить, насколько высока налоговая нагрузка на предприятия, в каком состоянии находится та или иная отрасль, как развивается государство, улучшается или ухудшается положение в отдельных сферах жизни.

Деятельность Федеральной службы государственной статистики и законодательство

Деятельность Росстата регулирует федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 № 282-ФЗ.

Основные задачи и функции Федеральной службы государственной статистики

Главной задачей Росстата можно назвать удовлетворение потребности в информации органов власти и различных организаций — СМИ, коммерческих компаний, научных сообществ.

Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

  • обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

  • разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

  • представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;

  • сбор статистической информации и формирование на её основе официальной статистической отчетности;

  • разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

  • развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение её совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

  • контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;

  • реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Виды статистической отчетности для организаций и индивидуальных предпринимателей

Росстат осуществляет два вида наблюдения за деятельностью организаций:

  • Сплошное наблюдение для малого и среднего бизнеса проводится раз в пять лет.

  • Выборочное наблюдение проводится постоянно, и состав отчетности может меняться из года в год.

Помимо периодических мероприятий, Росстат собирает постоянную отчетность. Для этого установлены определенные отчеты. Базой для их подтверждения является бухгалтерская отчетность. Поэтому, вне зависимости от масштабов и вида деятельности, все компании, которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны сдать ее экземпляр в территориальный орган статистики до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.

В нашем специальном разделе вы можете скачать бланки статистической отчетности.

Кто должен отчитываться в Росстат

Статистические отчеты должны сдавать:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;

  • юридические лица РФ;

  • индивидуальные предприниматели;

  • филиалы и представительства организаций РФ.

Штрафные санкции за непредоставление статистической отчетности

Если в Росстат не сдана или сдана не в срок статистическая отчетность, то штраф составит для организации 20-70 тыс. руб., а для руководителя организации 10-20 тыс. руб.

Срок давности составляет 2 месяца.

Где можно получить информацию Росстата

Для получения статистических данных за любой период в той или иной сфере деятельности РФ можно воспользоваться официальным ресурсом Росстата в Интернете, который расположен по адресу: www.gks.ru.

На страницах интернет-портала в полном объеме представлена статистическая информация об уровне жизни граждан РФ, демографии, здравоохранении, уровне занятости, заработной плате, правонарушениях.

На сайте Росстата также приведены данные об эффективности экономики России, внешней торговле, потребительских ценах, стоимости недвижимости, показателях окружающей среды, включая водные и биологические ресурсы.

Таким образом, на интернет-портале Росстата можно найти любые статистические данные за определенный период, которые касаются всех направлений жизни и деятельности РФ.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх