Федеральные стандарты бухгалтерского учета

А:

Активами хозяйствующего субъекта являются экономические ресурсы:

Имеющие стоимостную оценку

Активы по роли в процессе производства подразделяются на:

Средства в сфере производства, средства а сфере обращения

Активы организации по видам подразделяются на :

Движимое и недвижимое имущество, овеществленные и неовеществленные права

Активы организации по местам по местам эксплуатации подразделяются на :

Активы сферы производства, обращения и внепроизводственной сферы

Активы организации по времени использования подразделяются на: Текущие и долгосрочные

Активы хозяйства по способу перенесения стоимости на продукты подразделяются на:

Основные средства и средства в сфере производства

Активы хозяйства по источникам образования подразделяются на: Собственный капитал и прибыль

Актив баланса – это группировка имущества по :

Видам и размещению

Активные счета – это счета для учета:

Имущества и прав

Аналитические счета – это счета для :

Подробной характеристики объектов учета

Арифметическая проверка документов- проверка:

Правильности подсчета стоимостных показателей

Б:

Бухгалтерский баланс- это обобщенное отражение и экономическая группировка активов организации:

В денежной оценке по их видам и источникам образования на определенную дату

Бухгалтерский баланс представляет таблицу, состоящую из:

Актива и пассива

Баланс,в котором нет статьи » Амортизация основных средств», называется:

Балансом-нетто

Бухгалтерская проводка – это указание:

Дебетуемого (кредитуемого) счета

Бухгалтерский документ- это любой материальный носитель информации об:

Объектах бухгалтерского учета

Бухгалтерские балансы по времени составления бывают:

Сводные (вступит.периодич.годовые,и ликвидац.разделит.объед)

Бухгалтерский баланс- это сводка показателей

Аналитических

Бухгалтерские балансы по объему информации бывают:

Единичные (единые и сводные)

В:

В ходе процесса производства осуществляется:

Создание материальных благ

В ходе процесса распределения осуществляется:

Распределение готового продукта

В ходе процесса обмена осуществляется:

Передача продукта от производителя к потребителю

В ходе процесса потребления осуществляется:

Использование продукта и услуг по назначению

В первом разделе актива баланса представлены:

Недвижимое имущество и исключительные права

Во втором разделе актива баланса представлены:

Движимое имущество и долговые требования

В пассиве баланса сгруппированы:

Источники

В активе баланса сгруппированы:

Имущество и права

В государственную налоговую инспекцию представляется баланс:

Сальдовый

Вступительный баланс составляется для:

Оценки активов хозяйства на дату начала работы

Второй тип балансовых изменений отражается уравнением:

А = П + Х-Х

В активе баланса отражаются:

Долги покупателей за продукцию

В пассиве баланса отражаются:

Резервы предстоящих расходов

Ведомости, в которых в течение месяца обобщаются данные первичных документов по однородным объектам бухгалтерского учета, называются:

Группировочными

Внутригодовая статистическая отчетность называется:

Периодической

Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется:

Текущей

В отчете о движении капитала отражаются:

Движение денежных средств

Внутренние пользователи бухгалтерской информации – это

Менеджеры

Внешние пользователи бухгалтерской информации – это

Банки

В зависимости от видов используемой техники различают формы учета:

Автоматизированные и журнальные

В практике работы организаций различных форм собственности используются стандарты:

Международные и национальные

В течение какого периода организация обязана соблюдать правила ведения учета, закрепленные выбранной учетной политикой

Одного года

В учетных регистрах могут возникнуть ошибки: По небрежности работника и неисправности вычислительной техники

Г:

Готовая продукция – это продукция:

Выпущенная из производства и сданная на склад

Д:

Двойная запись – способ:

Отражения хозяйственных операций

Двойная запись обеспечивает взаимную связь между:

Счетами

Для определения фактической себестоимости объектов учета применяется:

Калькуляция

Дебетовый оборот по счету 20 «Основное производство» показывает величину: Затрат отчетного периода

З:

Запись Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч.90 «Продажи» означает:

Долг покупателя за поставленную ему продукцию

Запись Д-т сч.90 «Продажи» К-т сч.43 «Готовая продукция» означает:

Продажу продукции

Затраты по снабжению организации средствами труда отражаются на счетах:

01 » Основные средства»

Затраты по снабжению организации предметами труда отражаются на счетах

10 «Материалы»

Затраты на производство по их однородности можно разделить на:

Комплексные и одноэлементные

Затраты на производство по отношению к объему выпускаемой продукции подразделяются на :

Условно-постоянные и переменные

Затраты на производство по способу включения в себестоимость продукции, делятся на :

Прямые и косвенные

Запись Д-т сч.45 «Товары отгруженные» К-т сч.43 «Готовая продукция» означает:

Отгрузку продукции покупателям

И:

Инвестированный собственниками капитал существует в форме:

Уставного капитала

Инвентаризация – это

Сверка учетных записей с фактическим наличием имущества

Инвентаризация исходя из основания их проведения подразделяются на:

Плановые

Инвентаризация по охвату объектов подразделяются на:

Полные и частичные

Излишки выявленных ценностей в ходе инвентаризации относятся на :

Прочие доходы

К:

К коммерческим организациям относятся:

Хозяйственные общества

К некоммерческим организациям относятся:

Потребительские кооперативы

К особенностям бухгалтерского учета относят:

Сплошное и непрерывное отражение хозяйственных процессов

К краткосрочным обязательствам организации относят:

Краткосрочные кредиты и займы

К обязательствам по расчетам относят долги:

Поставщикам

К обязательствам по распределению относятся долги:

Работникам организации по начисленной заработной плате

К собственным источникам образования активов относят:

Прибыль

К оборотным активам сферы обращения относятся:

Долги подотчетных лиц

К долговым требованиям относят:

Задолженность покупателей

К долгосрочным активам относятся:

Основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения

К специфическим элементам метода бухгалтерского учета относят: Двойная запись

К общим элементам метода бухгалтерского учета относят:

Система счетов

Какие разделы содержит активная часть баланса:

Оборотные и внеоборотные активы

Какой из разделов содержится в пассивной части баланса:

Капитал и резервы

Корреспонденция счетов – взаимосвязь между:

Дебетом одного и кредитом другого счета

К счету для учета собственных источников относятся :

Сч. «Добавочный капитал»

Калькуляционные счета используются для:

Учета затрат и исчисления себестоимости продукции, работ, услуг

Какие операционные счета конкретно используются для расчета финансовых результатов по направлениям их формирования:

Собирательно-распределительные

Калькуляция – это способ:

Группировки затрат

Косвенные затраты на производство продукции, работ и услуг учитываются на счете:

Сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредитовый оборот по счету 20 «Основное производство» показывает величину:

Фактической производственной себестоимости готовой продукции

Коммерческие расходы учитываются на счете:

Сч.44 «Расходы на продажу»

К условным фактам хозяйственной деятельности относятся:

Решение о реорганизации хозяйствующего субъекта

К методическому аспекту учетной политики относится:

Выбор формы бухгалтерского учета

К оборотным средствам сферы производства относят:

Денежные средства в кассе

Корректировка меньшей суммы на большую при правильной корреспонденции счетов осуществляется способом: Дополнительной проводки

Корректировка большей суммы на меньшую осуществляется способом: Корректурным

Л: Н:

Ликвидационный баланс составляется для:

Оценка активов хозяйства на момент его ликвидации

Натуральные измерители информацию об имуществе хозяйства представляют:

Счетом, мерой, весом

Незавершенное производство – это:

Предметы труда, находящиеся в обработке на рабочих местах

Нематериальные активы и основные средства в балансе оцениваются по стоимости: Остаточной

На пассивных счетах для для учета расчетов отражается:

Кредиторская задолженность

Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на счета:

Финансовые результаты

Норма ( стандарт) в бухгалтерском учете -это:

Совокупность форм отчетности

Недостачи товарно-материальных ценностей сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц списываются на счет : Сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

Неправильная корреспонденция счетов исправляется способом:

«Красное сторно»

О:

Основным для бухгалтерского учета является измеритель:

денежный

Отличительная черта бухгалтерского учета:

Быстрота получения информации

Основными задачами бухгалтерского учета, сформулированными в Законе РФ » О бухгалтерском учете», являются:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении

Основными требованиями к ведению бухгалтерского учета являются:

Оценка имущества в рублях

В системе управления бухгалтерский учет выполняет функцию:

контрольную

Особенностью бухгалтерского учета является отражение хозяйственных процессов: прерывно

Особенностью бухгалтерского баланса является отражение хозяйственных процессов:

На 1-е число месяца

Основные счета подразделяются на группы:

Инвентарные, фондовые, для учета расчетов

Операционные счета подразделяются на:

Собирательно-распределительные

Оценка -это способ выражения хозяйственных явлений в измерении:

Денежном

Остаток по счету 20 «Основное производство» показывает величину:

Затрат в незавершенном производстве

П:

При создании хозяйственных товариществ формируется:

Складочный капитал

Производственно-хозяйственная деятельность хозяйствующего субьекта включает процессы:

производства

Предметом бухгалтерского учета является:

Контроль за использованием имущества и прав

Под методом бухгалтерского учета понимается:

Совокупность способов и приемов познания предмета бухгалтерского учета

Пассив баланса -это группировка имущества по:

Источникам образования и назначения

Провизорский баланс составляется для :

Выяснения финансового положения организации на конец года

Первый тип балансовых изменений отражается уравнением:

А+Х-Х = П

По какой стоимости оценивается амортизируемое имущество в текущих балансах:

По балансовой

По отношению к балансу все счета подразделяются:

Активные, пассивные

Пассивные счета – это счета для учета:

Источников образования активов и прав

Простой называется бухгалтерская запись, в которой одновременно корреспондируют:

Один счет по дебету и один по кредиту

Процесс производства – это совокупность операций, связанных :

С производством продукции, работ и услуг

Прямые затраты на производство продукции, работ и услуг учитываются на счете:

Сч. 20 » Основное производство»

Полная фактическая себестоимость проданной продукции исчисляется на счете: Сч.45 «Товары отгруженные»

При учете процесса продажи по моменту отгрузки используются счета:

Сч. 43,90,45 «Готовая продукция», «Продажи», «Товары отгруженные»

Первичное наблюдение осуществляется с целью:

Контроля и анализа хозяйственной деятельности

Первичное наблюдение- это

Описание отобранных для учета свойств объектов и фактов

Первичные документы группируются по признаку:

назначения

По времени составления документы подразделяются на :

Сводные и первичные

По объему информации документы подразделяются на:

Накопительные и разовые

По месту составления документы подразделяются на:

Первичные

Проверка по существу отражаемых в документах операций -проверка:

Полноты заполнения реквизитов

Законности и целесообразности совершения операций

Промежуточное положение между первичными документами и учетными регистрами занимают ведомости:

Оборотные

По степени обобщения информации отчетность подразделяются на :

Специальную

По срокам составления отчетность может подразделяться на:

Внутригодовую

Приказ об учетной политике утверждается:

Руководителем

По структуре документы подразделяются:
Бухгалтерского оформления

Показатель документа в бухгалтерском учете называется:

Регистром

При неравенстве дебетовых и кредитовых оборотов по синтетическим счетам ошибку выявляют способом:

Выборки

Р:

Регулирующие счета подразделяются на:

Контрарно-дополнительные

Расходы, связанные с производством продукции, работ и услуг, учитываются на счетах:

Сч.20 » Основное производство «

Регистры бухгалтерского учета по назначению подразделяются на:

Синтетические, аналитические, комбинированные

Регистры бухгалтерского учета по внешнему виду подразделяются на :

Карточки, свободные листы и книги

Регистры по признаку последовательности регистрации хозяйственных операций подразделяются на:

Хронологические и Систематические

Регистры хронологического учета предназначены для:

Регистрации операций по мере их совершения

Разновидностью мемориально-ордерной формы учета является форма:

Журнал- Главная

Расходы, связанные с продажей продукции, называются:

Общехозяйственными

С:

С помощью трудовых измерителей рассчитывают:

Производительность труда

С помощью денежного измерителя

Рассчитывают обобщающие показатели разнородных видов имущества

Сводную информацию получают с помощью измерителей:

аналитических

Собственный капитал организации подразделяется на:

Инвестированный собственниками и созданный в процессе хозяйственной деятельности

Созданный в процессе хозяйственной деятельности собственный капитал может выступать в форме:

Резервного капитала

Статья баланса это-

Экономически однородные виды источников

Система счетов – это способ:

Экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за активами организации и хозяйственными операциями

Сальдо конечное по активным счетам равно нулю, если

Сальдо начальное плюс дебетовый оборот равны кредитовому обороту

Сальдо конечное по пассивному счету равно нулю, если:

Сальдо начальное плюс кредитовый оборот равны дебетовому обороту

Систематическая запись- это отражение хозяйственных операций :

По определенной системе

Синтетические счета – это счета для:

Укрупненной группировки и учета однородных объектов

Счета для учета активов подразделяются на следующие группы: Счета для учета средств расчета

Счета для учета активов в сфере производства подразделяются на:

Счета для учета средств и предметов труда

Счета для учета активов в сфере обращения подразделяются на:

Счета для учета денежных средств и долговых требований

Счета для учета прав в сфере обращения подразделяются на:

Счета для учета долгосрочных, краткосрочных финансовых

вложений, расходов будущих периодов

Счета для учета источников образования активов подразделяются на группы?

Счета для учета собственных источников образования активов и обязательств

Счета для учета обязательств подразделяют на счета для учета:

Обязательства по расчетам;

Счета для учета хозяйственных процессов и их результатов подразделяются на счета для учета:

Процесса производства, обращения, результатов хозяйственных процессов

Счета для учета расчетов подразделяются на :

Пассивные

Счета распределительные по периодам имеют сальдо:

Дебетовое

Списание фактической производственной себестоимости проданной готовой продукции отражается записью:

Д-т сч.90 «Продажи»

Систематические регистры бухгалтерского учета предназначены для:

Отражения однородных по экономическому содержанию операций

Т: У:

Трудовые измерители информацию об имуществе организации представляют

В единицах времени

Третий тип балансовых изменений отражается уравнением:

А+Х=П+Х

Уставный капитал акционерных обществ создается в виде:

Акционерного капитала

Учетные регистры в бухгалтерском учете используются для :

Группировки данных в необходимых разрезах

Учетные регистры группируются по следующим признакам:

Назначению

Ф:

Форма бухгалтерского учета – это

Система структурных элементов, их связь с первичными документами

Форма учета с использованием регистров учета имущества используется на малых предприятиях, если

Имеются собственные основные средства

Х: Ц: Ч:

Хронологическая запись – это отражение хозяйственных операций:

В последовательности их совершения

Целью хозяйственной деятельности коммерческой организации является:

Получение прибыли

Целью хозяйственной деятельности некоммерческой организации является :

Удовлетворение социальных и культурных потребностей

Четвертый тип балансовых изменений отражается уравнением:

А-Х=П-Х

Чему равен дебетовый оборот на бессальдовом счете:

Кредитовому обороту

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов. Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив – это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

  • принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
  • контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • заключает полезный потенциал или экономические выгоды.

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал – это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство – это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход – это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход – это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы – главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

  • объект соответствует установленному определению;
  • учреждение уверено в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с объектом;
  • стоимость объекта можно оценить.

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

  • рыночных цен – на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершённых без отсрочки платежа;
  • амортизированной стоимости замещения – рассчитывается как разница между стоимостью полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива или замены актива (в зависимости от того, какая из этих величин меньше) и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

  • уместность (релевантность) – данные могут использоваться для финансовой оценки будущих событий и (или) для подтверждения и корректировки ранее сделанных выводов;
  • существенность – показатели влияют на решения пользователей;
  • достоверное представление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок) – отчётность включает все имеющиеся данные, которые отобраны объективно и сформированы в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • сопоставимость – позволяет идентифицировать сходства и различия между такой информацией и информацией в других отчётах;
  • возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация) путём прямого подсчёта (например, при инвентаризации) или с использованием формул, моделей, других способов;
  • своевременность – доступность пользователям отчётности в период, когда информация может повлиять на принимаемые решения;
  • понятность – состав (содержание) и форма представления информации позволяют понять её смысл пользователям отчётности, обладающим необходимыми знаниями о деятельности учреждения.

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта. Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.
Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС». Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

В настоящее время разработаны рекомендации по применению лишь части федеральных стандартов:

— Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

— Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Аренда»».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

П. 36 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. 47 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. 54 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. п. 66-72 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н.

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов. Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет;
состав объектов бухгалтерского учета;
способы организации бухгалтерского учета на предприятии;
требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов;
основные элементы учетной политики;
порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров;
общие требования к финансовой отчетности и ее составу;
необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;
сроки хранения бухгалтерских документов.

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами. В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета. На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой из этих субъектов, выступивший с надлежащей инициативой. В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

Процедура утверждения стандарта выглядит следующим образом. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения. После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время только два документа прошли полностью описанную процедуру утверждения – это ФСБУ, посвященные учету аренды и учету запасов. Разработчиком этих стандартов является Бухгалтерский методологический центр.

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций. Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ. Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности;

определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;

устанавливающие особенности формирования финансового результата;

применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;

содержащие требования к раскрытию информации при определенных условиях ведения бизнеса.

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ. Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете. В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции. Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса. Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

ФСБУ 5/2019 Запасы

ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды

ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

ПБУ 1/2008 Учетная политика

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

ПБУ 4/1999 Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 5/2001 Учет материально-производственных запасов

ПБУ 6/2001 Учет основных средств

ПБУ 7/1998 События после отчетной даты

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

ПБУ 9/1999 Доходы организации

ПБУ 10/1999 Расходы организации

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 17/2002 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/2002 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ 19/2002 Учет финансовых вложений

ПБУ 20/2003 Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений

ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств

ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов

Определение 1

Федеральный стандарт – это нормативно-правовой документ, являющийся национальным стандартом, что содержит в себе, как обязательные, так и рекомендуемые требования, которые распространяются на продукцию, услуги, работы, что имеют межотраслевое применение или значение.

В более широком смысле слова, федеральный или государственный стандарт – это стандарт, который принимается национальным органом по стандартизации в определенном государстве и который доступен широкому кругу пользователей.

В Российской Федерации стандарт, который принимается национальным компетентным органом по стандартизации иного государства, называется стандартом иностранного государства. В РФ национальным органом по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Федеральные стандарты в РФ

В Российской Федерации государственные стандарты имеют добровольное применение. Исключением являются те стандарты, которые применяются для оборонной продукции и используются для защиты тех сведений, что составляют государственную тайну или другую информацию, что находится в ограниченном доступе. Обязательными для применения также являются документы по стандартизации, которые включены Правительством РФ в определенный перечень, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения на территории страны.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Федеральные стандарты 480 руб.
  • Реферат Федеральные стандарты 240 руб.
  • Контрольная работа Федеральные стандарты 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Обязательность применения документов по стандартизации установлена Федеральным законом «О стандартизации», а использование документов по стандартизации с целью технического регулирования установлено ФЗ «О техническом регулировании».

Все Федеральные стандарты имеют распространение в пределах компетенции органа по стандартизации – в РФ компетентными органами являются Росстрой и Росстандарт. В соответствии с компетенцией данных органов, можно классифицировать уровни стандартизации следующим образом:

  1. Международная стандартизация. Главным органом по стандартизации на международном уровне является ИСО, а главным нормативным документом – стандарты ИСО.
  2. Межгосударственная стандартизация, которая охватывает несколько независимых государств, нормативным документом которых является межгосударственный стандарт.
  3. Национальная стандартизация, которая действует в пределах одного государства. В Российской Федерации нормативным документом национальной стандартизации является федеральный государственный стандарт ГОСТ.
  4. Нормы, правила и рекомендации в сфере стандартизации, общероссийские классификаторы социальной и технико-экономической информации.
  5. Отраслевые стандарты или стандарты предприятий.

Все государства стремятся согласовать федеральные стандарты и выпустить международные стандарты, чтобы упростить ремонт и обслуживание экспортной продукции и облегчить продвижение отечественного товара на зарубежные рынки. Отраслевые стандарты применяются в тех отраслях промышленности, которые их разработали. Зачастую в виде ОСТов оформлены типовые ситуации, которые после будущей проверки и подтверждения собственной значимости служат основой для выпуска соответствующего федерального стандарта.

Стандарты предприятий (СТП) используются только в той компании, где они были выпущены. Часто они оформляются в виде нормалей, которые ограничивают применяемую номенклатуру материалов, деталей, норм, что вызвано особенностями производства и снабжения. Требования СТП могут быть обязательными для исполнения и другими предприятиями, если между ними есть договорные отношения, в том числе такие отношения, что устанавливают обязательность исполнений определенного круга стандартов одной из компаний.

Внутри систем стандартизации федеральные стандарты могут разделяться по таким направлениям:

  • федеральный социальный стандарт;
  • федеральный стандарт качества;
  • федеральный государственный образовательный стандарт;
  • федеральный терминологический стандарт;
  • промышленный стандарт;
  • федеральный стандарт, который устанавливает технические требования;
  • федеральный стандарт безопасности труда;
  • государственный стандарт на оформление документации;
  • федеральный экологический стандарт.

Параллельно со стандартами иными нормативными документами, которые регулируют отношения в сфере применения, установления и исполнения требований к производственным процессам, продукции, хранению, эксплуатации, транспортировке, реализации и утилизации, являются технические регламенты.

Функции федеральных стандартов

Основными функциями федеральных стандартов Российской Федерации являются следующие:

  1. Повышение уровня здоровья граждан, обеспечение безопасности имущества юридических и физических лиц, муниципального и государственного имущества, а также объектов, учитывая риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Кроме этого к функциям федеральных стандартов можно отнести повышение уровня безопасности здоровья и жизни животных, растений, а также повышение уровня экологической безопасности.
  2. Увеличение качества продукции и конкурентоспособности, соблюдение единства измерений, обеспечение рационального использования ресурсов. Также функциями федеральных законов является обеспечение взаимозаменяемости технического оборудования и машин, комплектующих материалов, изделий, а также их составных частей. Кроме этого федеральные законы должны обеспечивать информационную и техническую совместимость, сопоставлять результаты измерений и исследований, а также экономико-статистических и технических данных.
  3. Надлежащее исполнение государственных заказов, анализ характеристик продукции, работ и услуг, а также добровольное подтверждение их соответствия.
  4. Содействие соблюдению тех требований, которые прописаны в технических регламентах.
  5. Создание систем кодирования и классификации социальной и технико-экономической информации, систем каталогизации товаров, услуг и работ, а также систем по обеспечению качества продукции и систем поиска и передачи данных.
  6. Не менее важной функцией федеральных стандартов является содействие проведению работ по унификации.

Замечание 1

Кроме этого федеральные стандарты могут устанавливать научную и техническую терминологию, которая используется в определенных сферах, содержать конкретные требования к оформлению документации для определенной области и регламентировать условные обозначения.

Для того чтобы получить более эффективную оценку показателей качества продукции, в федеральных стандартах предлагается несколько методов контроля. Для каждой методики контроля в государственных стандартах должны утверждаться инструменты и устройства, при помощи которых проводятся испытания, алгоритм их проведения, указания к порядку обработки результатов испытания, а также требования к оформлению их исходов и допустимые погрешности.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх