Финансовое обеспечение

08 августа 2014

При ведении бухгалтерского учёта в бюджетном учреждении необходимо помнить о расшифровке КФО.

Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» даётся полное руководство по расшифровке КФО (Кода вида Финансового Обеспечения) для бюджетных и казенных организаций. Необходимо помнить данные положения и пользоваться при ведении бухгалтерского учёта в своей организации.
В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
для учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов, и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:
1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 — средства во временном распоряжении;
4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 — субсидии на иные цели;
6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 — средства по обязательному медицинскому страхованию.
Для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете:
9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

ПОЗВОНИТЕ НАМ ИЛИ ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК СЕЙЧАС И МЫ ВАС БЕСПЛАТНО ПРОКОНСУЛЬТИРУЕМ
ИЛИ ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ НАШИМИ УСЛУГАМИ

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

В.А. Евтюхова, студент А.Н. Кирьяненко, студент Р.Н. Малашенко, студент

Брянский государственный инженерно-технологический университет (Россия, г. Брянск)

Аннотация. В статье рассмотрены законы, регулирующие финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг. Даны определения государственных и муниципальных услуг, а также государственного и муниципального задания. Проанализирован процесс финансового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг Брянской области и г. Брянска, а также структура ВРП Брянской области.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) услуги, государственное (муниципальное) задание, финансовое обеспечение, ВРП, сфера образования, национальная безопасность.

Одной из основных функций государственной власти и местного самоуправления является финансовое обеспечение услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения страны и использует средства бюджетов соответствующих уровней.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ закреплены правовые основы финансирования государственных и муниципальных услуг .

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также

органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги .

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления -деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:

1) Правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющи-

Зб

ми муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

2) Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

3) Правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

4) Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг.

5) Доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6) Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно положениям пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ и статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ автономное и бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, сформированного в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к основным видам его деятельности.

Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Соответственно, в качестве государственных и муниципальных услуг могут выступать услуги индивидуального и публичного пользования, финансируемые полностью или частично из бюджета. К ним можно отнести: услуги обороны, правоохранительную деятельность, услуги здравоохранения, образования, культуры, благоустройства ЖКХ и др.

Рассмотрим структуру ВРП Брянской области по видам экономической деятельности в 2014 году на рисунке 1 .

Государственное обеспечение

военной безопасности 8%

Прочие

73%

Обязательное социальное обеспечение 9%

Образование 4%

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5%

Предоставление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1%

Рис. 1. Структура ВРП Брянской области по видам экономической деятельности в 2014 году,%

Проанализировав рисунок 1 можно сделать вывод, что финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг Брянской области занимает незначительную долю в структуре ВРП, что является негативной тенденцией.

Рассмотрим динамику финансового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг Брянской области, которые представлены на рисунке

2 .

6GGGG 5GGGG 4GGGG 3GGGG 2GGGG 1GGGG G

48679,7 47731,6

52847,4

2010 г.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

2015 г.

Рис. 2. Финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг Брянской области за 2010-2015 гг., млн.руб.

Проанализировав рисунок 2, можно сделать вывод, что выделение денежных средств на финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в Брянской области в период с 2010 — 2015

гг. увеличивается. Так в 2015 году по сравнению с 2014 годом средства, выделенные на финансовое обеспечение предоставления государственных и муници-

пальных услуг, увеличились на 5 115, 8 млн. руб.

Рассмотрим структуру расходов на предоставление государственных и муници-

пальных услуг Брянской области по разделам ФКР по состоянию на 2015 года (рис. 3) .

Общегосударствен ЖКХ Национальная Культура ные вопросы 3% безопасность 6%

1%

Социальная политика 23%

Образование 26%

Рис. 3. Структура расходов Брянской области в 2015 году, %

Проанализировав рисунок 3, можно сделать вывод, что больше всего средств Брянской области выделяется на образование, социальную политику, национальную экономику и здравоохранение, из них 40% приходится на социальные инвестиции . Национальная безопасность, культура и ЖКХ финансируются незначительно.

Рассмотрим на рисунке 4 финансовое обеспечение муниципальных услуг города Брянска.

Прочее 19%

Правоохранительн ая деятельность 1%

Физическая культура и спорт 3%

Жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство

13%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование 58%

Культура и искусство 6%

Рис. 4. Структура расходов на предоставление муниципальных услуг

г. Брянска в 2015 году, %

Проанализировав рисунок 4 можно сделать вывод, что большая доля средств выделяется на сферу образования — 58% и ЖКХ — 13%.

Таким образом, в качестве государственных и муниципальных услуг могут выступать услуги национальной обороны, правоохранительной деятельности, услуги здравоохранения, образования, культуры, благоустройства ЖКХ и др. Также можно сделать вывод, что Российская Федерация

финансирует в большей мере такие виды услуг как национальная оборона и социальная политика. Брянская область выделяет в большом объеме денежные средства на образование, национальную экономику и социальную политику. Финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо для повышения уровня жизни страны (региона) и улучшения качества жизни населения.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10. 2003 года № 131-Ф3 // СПС «Консультант плюс»

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. -М., 2015. — 900 с.

4. Брянскстат.ЦКЬ: http://bryansk.gks.ru/ (дата обращения 6.02.2017)

5. Социальные инвестиции и инновации в России: монография / В.В. Ковалевский, Т.И. Никитина, Н.Ю. Азаренко. — М.: Перо, 2014. — 186 с.

FINANCIAL PROVISION OF THE STATE AND MUNICIPAL SERVICES

V.A. Evtyukhova, student A.N. Kiryanenko, student R.N. Malashenko, student

Bryansk state engineering-technological university (Russia, Bryansk)

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников! рассчитать стоимость

Введение

Государственные (муниципальные) учреждения занимают существенное место в социальной системе государства, поскольку создаются для оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ) в важных социальных сферах) образования, науки, здравоохранения и т.д.). Государственные и муниципальные учреждения образуют около 30% некоммерческих организаций. Таким образом, проблемы финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений, направленные на достижение высокого качества государственных и муниципальных услуг, важны и нуждаются в постоянном исследовании.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение элементов финансового механизма государственных (муниципальных) учреждений и определение направлений повышения их эффективности.

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определение механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений, выделение его основных инструментов;
  2. Анализ правовой основы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений в Российской Федерации.
  3. Выявление особенностей финансового механизма государственных и муниципальных учреждений разного типа;
  4. Оценка организации сметного финансирования казенных учреждений.
  5. Анализ механизма субсидирования государственных (муниципальных) услуг, оказанных бюджетными и автономными учреждениями.
  6. Формулировка направлений повышения эффективности финансового механизма государственных (муниципальных) учреждений.

Объектом исследования явились государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг. Анализ сметного финансирования осуществлялся на примере ФКУ «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации», а механизма бюджетного субсидирования бюджетных учреждений на примере ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Предметом исследования является проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов России.

Для написания выпускной квалификационной работы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, статистические и аналитические материалы Министерства финансов Российской Федерации, заключения Счетной палаты Российской Федерации, отчеты Федерального казначейства, статьи из периодических изданий, информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Ответ в течение 5 минут!Без посредников! рассчитать стоимость

1.1. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений: его характеристика

Учреждения — это некоммерческие организации, которые создаются собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Непосредственно собственником государственных (муниципальных) учреждений выступают публично-правовые образования (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Уполномоченный орган федеральной исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации выполняет функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Орган местного самоуправления осуществляет выполнение функций и полномочий учредителя в отношении учреждения, созданного муниципальным образованием.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на 3 типа: бюджетные, автономные и казенные.

Бюджетные и автономные учреждения ‑ это некоммерческие организации, которые создаются публично-правовыми образованиями для выполнения работ и оказания услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в таких общественных сферах как образование, наука, культура, здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт и т.д.

Казенные учреждения ‑ государственные или муниципальные учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы. К казенным учреждениям относятся: воинские части, подразделения МВД, специализированные учреждения для несовершеннолетних и т.д.

На настоящий момент в Российской Федерации действуют более 180 тыс. учреждений, из которых 65 % являются бюджетными, 28 % — казенными, 7 % — автономными. На федеральном уровне по состоянию на 1 декабря 2013 г. в ведении 77 главных распорядителей средств федерального бюджета находилось 7 158 федеральных государственных учреждений, в том числе 3 787 федеральных казенных учреждений (53%), 3 259 федеральных бюджетных учреждений (46%) и 112 федеральных автономных учреждений (2%). Основанная часть государственных (муниципальных) учреждений осуществляет свою деятельность в социальной сфере. На федеральном уровне по состоянию на 1 декабря 2013 г. доля данных учреждений составляла 51%. Структура федеральных государственных учреждений в разрезе отраслей социальной сферы представлена следующим образом.

Рисунок 1. Структура федеральных государственных учреждений социальной сферы

Данные учреждения относятся к некоммерческим организациям, учредителями и собственниками имущества которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Перечисленные публично-правовые образования осуществляют функции и полномочия учредителей через соответственно уполномоченный орган федеральной исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов или органы местного самоуправления. Учреждения имеют право оперативного управления имуществом собственника, а значит, имеют право распоряжаться данным имуществом в законодательно установленных пределах, непосредственно для достижения целей создания этих учреждений. Основной целью деятельности учреждений является выполнение государственного (муниципального) задания, которое формируется и доводится органом, имеющим полномочия учредителя.

Различия между учреждениями указанного типа в первую очередь заключаются в способах осуществления денежных операций. Так, автономные учреждения в отличие от бюджетных и казенных учреждений, осуществляют денежные операции не только через счета, открытые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), но и в кредитных организациях. Более того, автономные учреждения вправе предоставлять и привлекать заемные средства, в то время как бюджетные учреждения могут привлекать займы с ограничениями по крупным сделкам и не имеют права совершать сделки с ценными бумагами и денежными средствами на депозитах коммерческих банках. При этом казенные учреждения вовсе не могут предоставлять и получать кредиты и займы, а также не вправе приобретать ценные бумаги. Управление казенными и бюджетными учреждениями осуществляют учредитель, руководитель и орган самоуправления, а для автономных учреждений к данному перечню добавляется наблюдательный совет.

В отличие от автономных и бюджетных учреждений казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и обладают полномочиями получателей бюджетных средств. Государственное (муниципальное) задание для казенных учреждений может как доводится, так и не доводится. Доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности, если она предусмотрена в учредительных документах, подлежат перечислению в соответствующий бюджет, а доходы бюджетных и автономных учреждений поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений — это совокупность видов, форм организации, а также способов управления финансовыми отношениями. Другими словами, финансовый механизм это совокупность методов, через которые учреждение обеспечивает себя денежными ресурсами.

Задачей финансового механизма государственных (муниципальных) учреждений является финансовое обеспечение реализации полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) в общественных сферах, которые были перечислены выше.

Формирование и использование финансовых ресурсов государственных (муниципальных) учреждений отличаются по видам учреждений. Так, для казенных учреждений характерными являются следующие черты:

  • исключительно целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации Российской Федерации;
  • обязательность осуществления операций с бюджетными средствами и поступления от приносящей доход деятельности через лицевые счета, открытые в органах казначейства;
  • санкционирование оплаты расходов со стороны казначейства в пределах лимитов бюджетных обязательств; под лимитами бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном эквиваленте на принятие и исполнение учреждением бюджетных обязательств.
  • бюджетные средства строго регламентируются по назначению и времени;
  • бюджетные ассигнования выделяются исходя из выполнения показателей деятельности учреждения в очередном финансовом году и с учетом использования ранее выделенных средств;
  • осуществление контроля над обоснованным планированием бюджетных ассигнований, целевым и экономным использованием средств.

В свою очередь бюджетные и автономные учреждения имеют много общих черт:

  • получение бюджетных средств посредством субсидий;
  • выручка формируется на основе произведения количества предоставленных услуг (выполненных работ) и соответствующих цен и тарифов на эти услуги (работы);
  • большая, по сравнению с казенным учреждением, самостоятельность в распределении своих доходов;
  • разграничение источников финансирования и учета расходов, обязательств и имущества, приобретенного за счет бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности;
  • обязанность предоставления налоговых деклараций по установленным видам деятельности.

Финансовый механизм государственных (муниципальных) учреждений состоит из взаимосвязанных элементов, представленных в схеме:

Рисунок 2

Источники финансового обеспечения механизма деятельности государственных (муниципальных) учреждений предоставляют собой совокупность денежных средств, направляемых на осуществление деятельности, ради которой данные учреждения были созданы. Источники финансового обеспечения учреждений разных отраслей однотипны, однако могут различаться по видам учреждений. Источниками финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут являться:

  • средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. в форме субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием (выполнением) государственных услуг (работ), а также целевые субсидии;
  • поступления от оказания услуг (выполнение работ) за плату;
  • бюджетные инвестиции, которые представляют собой бюджетные средства, направляемые на создание и увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;
  • безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
  • выручка от реализации основных средств и доходы от сдачи в аренду имущества;
  • иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Определяя источники финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений, можно выделить инструменты бюджетного финансирования.

Таким образом, в зависимости от источника различают внутренние и внешние финансовые ресурсы. Под внутренними понимаются собственные, а под внешними – привлеченные денежные средства. Собственные финансовые ресурсы состоят из доходов, полученных от оказания платных услуг, (выполнения работ); субсидий на возмещение нормативных затрат от оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидий на иные цели; иных поступлений (доходы от сдачи имущества в аренду и др.).

Привлеченные источники финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений состоят из заемных средств, средств, поступающих в порядке перераспределения. К заемным средствам относятся коммерческие кредиты. Банковские кредиты не могут являться источником денежных средств для казенных учреждений, как и субсидии на возмещение нормативных затрат, поскольку источники напрямую связаны с характеристикой каждого вида учреждения.

Направления использования финансовых ресурсов казенных учреждений, независимо от источника их поступления определяется в строгом соответствии с подразделениями классификаций операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, устанавливающей конкретные цели и направления расходования средств. К ним относятся расходы на:

  • оплату труда работников учреждения,
  • закупки товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов плательщиками, которых являются казенные учреждения;
  • возмещение вреда причиненного казенным учреждением.

При выделении бюджетным и автономным учреждениям субсидий, исполнитель услуг (учреждение) самостоятельно принимает решение о направлениях расходования полученных средств, консолидируя их с собственными доходами.

До реформирования механизма финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений преобладающим источником финансирования данных учреждений были бюджетные средства. Однако, преобразования в сфере государственных (муниципальных) учреждений привели к изменению соотношения бюджетных и внебюджетных источников финансирования, а соответственно и к формам финансового обеспечения.

Формы предоставления финансовых ресурсов бюджетным и автономных учреждениям различаются на:

Ответ в течение 5 минут!Без посредников! рассчитать стоимость

  • субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием;
  • субсидии на иные цели;
  • бюджетные инвестиции.

Субсидии автономным и бюджетным учреждениям рассчитываются на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и количественных параметров задания учредителя на оказание этих услуг.

Сметное финансирование казенных учреждений предполагает: бюджетные ассигнования имеют целевое назначение, и исполняются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации; контроль за рациональным и целевым использованием средств.

Основные финансовые планы и отчеты государственных и муниципальных учреждений представлены в следующей схеме.

Рисунок 3

Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений непосредственно связано с формированием и доведением государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг или выполнения работ.

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • наименование учреждения;
  • определение потребителей услуг (работ), оказываемых государственным (муниципальным) учреждением, при том как физических, так и юридических лиц;
  • показатели, которые характеризуют качество и объем соответствующих государственных (муниципальных) услуг;
  • порядок оказания государственной (муниципальной) услуги данным учреждением, или порядок выполнения работ;
  • условия и порядок внешнего контроля над исполнением задания;
  • тарифы на соответствующие государственные (муниципальные) услуги;
  • основные требования к отчетности об исполнении задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на соответствующий финансовый год. Однако, финансовое обеспечение различных типов учреждений отличается. Например, финансирование выполнения государственного (муниципального) задания казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы данного учреждения.

Бюджетная смета – это документ, который устанавливает лимиты бюджетных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов. Объем бюджетной сметы определяется учредителем данного учреждения, в том числе на основе государственного (муниципального) задания, хотя доведение государственного (муниципального) задания для казенного учреждения не является обязательным. При определении показателей бюджетной сметы главные распорядители могут использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных (муниципальных) услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению.

В свою очередь, основным документом, согласно которому бюджетные и автономные учреждения осуществляют свою деятельность, является план финансово-хозяйственной деятельности. Данный план составляется учреждением в порядке, установленном учредителем (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя). План финансово-хозяйственной деятельности состоит из 3 основных частей:

  • Заголовочной, в которой указываются название учреждения, дата составления плана, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, сведения о лице, уполномоченном утверждать документ, в том числе подпись данного лица;
  • Содержательной, которая представляет собой описание финансового состояния учреждения, плановых показателей поступлений и выплат, услуг и работ данного учреждения. В показателях финансового состояния указываются суммы балансовой стоимости финансовых и нефинансовых активов, а также обязательств учреждения. В плановых показателях поступлений и выплат указываются источники денежных средств, такие как субсидии на выполнение государственного задания, целевые субсидии, бюджетные инвестиции, поступления от оказания платных услуг (выполнение работ), и поступления от иной приносящей доход деятельности.
  • Оформляющей, в которой указываются подписи должностных лиц, а, следовательно, оформляющая часть утверждает данный план и подтверждает содержащиеся в нем данные. Помимо плана финансово-хозяйственной деятельности государственные (муниципальные) учреждения составляют отчет о результатах деятельности учреждения и использовании закрепленного за ним имущества, который содержит фактические показатели достигнутые учреждением за соответствующий финансовый год по тем же направлениям, указанным в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что финансовый механизм обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений напрямую зависит от типа учреждения. Самое большое различие наблюдается между казенными учреждениями и учреждениями, являющимися бюджетными и автономными, поскольку элементы финансового механизма бюджетных и автономных учреждений имеют много схожего. При сравнении их с казенным можно выделить отличия по источникам формирования финансовых ресурсов учреждений, направлениям использования денежных средств, формам обеспечения и составлением различной документации.

Страницы: 1 2 3

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Следует заметить, что определение автономного учреждения практически полностью совпадает с приведенным выше понятием бюджетного учреждения.

Создавая автономное учреждение, собственник имущества (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование), закрепляет за ним на праве оперативного управления недвижимое и особо ценное движимое имущество, необходимое автономному учреждению для осуществления целей, ради которых оно создано.

При этом режим использования в рамках оперативного управления этого имущества совпадает с режимом, определенным для бюджетных учреждений: имуществом, закрепленным или приобретенным на средства собственника, автономное учреждение без согласия собственника распоряжаться не вправе.

Одним из направлений контроля является контроль за выполнением автономными учреждениями государственного задания.

Государственное задание — это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент учредителя и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем государственного задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение имеет право открывать счета, как в органах казначейства, так и в кредитных организациях. Именно на эти счета должны перечисляться и средства бюджета в качестве финансового обеспечения деятельности учреждения.

Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Другими словами, автономные учреждения — относительно новый тип государственных (муниципальных) учреждений в России, который характеризуется финансово-хозяйственной самостоятельностью и предполагает более открытый формат деятельности.

При внедрении принципов бюджетирования, ориентированного на результат, стало ясно, что отношение к расходованию средств бюджета характеризуется затратным подходом, сущность которого выражается в стремлении освоить каждый выделенный рубль, не взирая на экономию и целесообразность. Таким образом, институциональные предпосылки снижения эффективности бюджетной сети выражались в следующем.

  • 1. Сеть бюджетных учреждений содержалась за счет средств соответствующего бюджета вне зависимости от объема и качества оказываемых учреждениями услуг.
  • 2. Сметное финансирование сокращало (или полностью исключило) стимулы к повышению эффективности и оптимизации деятельности учреждений.
  • 3. Отсутствуют требования к «публичности» деятельности бюджетных учреждений.

Поэтому с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» появился усовершенствованный механизм финансирования деятельности сети бюджетных учреждений. Это также стало возможным с внедрением программного подхода в планировании расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации вследствие проведенной реформы региональных (муниципальных) финансов.

Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг существенно изменилось с 2012 г., когда был проведен заключительный этап реформы сети бюджетных учреждений с выделением автономных, бюджетных и нового типа казенных учреждений. За последними осталось право получать финансирование в 100%-ном объеме всех затрат, указанных в смете. Автономные и бюджетные учреждения были переведены на частичное финансирование из бюджетов с целью оптимизации затрат, повышения результативности и эффективности использования всех имеющихся ресурсов.

Также большинство их них вместо сметы стало формировать план финансово-хозяйственной деятельности.

Целью проведенной реформы сети бюджетных учреждений было внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, для получателей бюджетных средств. Практика «освоения бюджетных денег» была исключена, и теперь за каждый рубль бюджетных затрат учреждение обязано отчитаться по параметрам эффективности и результативности. Конечно, не все расходы учреждений можно оценить таким способом.

Финансирование оказания государственных и муниципальных услуг включает выделение денежных средств учредителем — распорядителем бюджетных средств получателю по статьям текущих и капитальных затрат. К первой группе относятся расходы на оплату труда и начисления на заработную плату, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендная плата за пользование имуществом, работы, услуги по содержанию имущества, командировочные расходы и т.д. К капитальным расходам учреждений относится финансирование ремонтных работ, модернизации, закупка материальных и нематериальных внеоборотных активов, строительство и т.д.

На финансирование каждой расходной статьи плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения выделяется целевая субсидия. Поэтому формирование плана финансово-хозяйственной деятельности получателями средств выполняется по нормативам финансирования и другим показателям на основании государственного и муниципального задания — это официальный документ, который содержит следующие параметры:

  • — показатели, характеризующие качество и объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • — порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • — требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Это обобщенная форма, которая детализируется в зависимости от групп получателей государственных и муниципальных услуг, поэтому содержание может дополняться следующими показателями:

определение категорий физических и юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

— порядок оказания соответствующих услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами.

Основой составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения является государственное или муниципальное задание, которое играет важнейшую роль в системе финансово-бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. На рис. 13.1 приведено место государственного или муниципального задания в системе планирования.

Правительство РФ формирует государственное задание для федеральных учреждений, региональные органы исполнительной власти — для областных и прочих учреждений. Органы местного самоуправления составляют муниципальные задания для городских, поселковых и прочих учреждений бюджетной сферы. Непосредственно составителем задания является учредитель.

Таким образом, содержание государственного (муниципального) задания используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Рис. 13.1. Государственное задание в системе планирования

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Минфин России формирует методические рекомендации по формированию и финансовому обеспечению выполнения заданий федеральных бюджетных и казенных учреждений и установлению показателей качества государственных услуг. Также на федеральном уровне устанавливается форма соглашения, которое заключается с каждым получателем бюджетных средств для получения целевых субсидий на оказание государственным услуг. Совместно с Минэкономразвития России реализуется методическое сопровождение работ по установлению расчетно-нормативных затрат.

Учредители — органы исполнительной власти, разрабатывают конкретные показатели качества оказания услуг и устанавливают порядок определения расчетно-нормативных затрат на оказание услуг и содержание имущества. Государственные и муниципальные задания формируются для всех автономных и бюджетных учреждений. Для казенных учреждений задание может формироваться, если это ГРБС.

Рассмотрим содержательную часть государственного (муниципального) задания:

  • — наименование услуги;
  • — категории потребителей;
  • — перечень и единицы измерения показателей объема;
  • — основные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оказания государственных услуг (выполнения работ);
  • — наименование учреждений.

Принципы расчета нормативных затрат включают в себя следующее.

  • 1. Разделение затрат на оказание услуг (выполнение работ) и на содержание имущества.
  • 2. Содержание имущества, не используемого при оказании услуг, финансируется из бюджета частично.
  • 3. Методы расчета: нормативный, структурный (пропорционально затратам на оплату труда), экспертный (исходя из экспертной оценки доли расходов).
  • 4. Норматив определяется для каждого учреждения индивидуально, в среднем на группу учреждений.
  • 5. Учет результатов выполнения задания.

Существующие требования к оказанию услуг в некоторых отраслях бюджетной сферы представлены в табл. 13.2.

Таблица 13.2

Требования к порядку оказания услуг

Образование

Здравоохранение

Культура

Социальная

сфера

СНиПы

+

+

+

+

Cal Шивы

Общие «+» для учреждения

Общие «+» для учреждения

Общие

Общие

ГОСТы, ОСТы

+

+

+

Правила пожарной безопасности

+

+

+

+

Положения об учреждениях

+

+

+

Модельные акты, рекомендации

+

+

+

Иные документы

Образовательные стандарты

Стандарты

лечения

Нормы

времени

+

Как отмечается в отчетах о выполнении задания, некоторые требования на практике исполняются не всегда (нормы питания, обеспеченности мягким инвентарем, нормы обеспеченности персоналом, число детей в классе/ группе, кафельная плитка на стенах, количество моек на кухне и т.п.).

Также была введена система государственного или муниципального контракта, т.е. договорных отношений между учреждениями бюджетной сферы от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. При этом ведется реестр закупок, в котором указываются следующие сведения:

  • — краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • — наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • — цена и дата закупки.

Кроме того действует система условного финансирования отдельных затрат, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если исполнитель не реализовал заявленное мероприятие, то руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий.

На данный момент активно внедряется механизм бюджетного финансирования отдельных работ и услуг, оказываемых физическими и юридическими лицами, которые не относятся к сектору государственных и муниципальных финансов. Эго корпоративные структуры и предприниматели, которые в рамках государственно-частного партнерства допущены через конкурс к бюджетному финансированию мероприятий. Бюджетные средства выделяются в виде субсидий или субвенций, т.е. строго по целевому назначению. Это позволяет изъять средства в случае их нецелевого использования. На сегодняшний день новации деятельности учреждений подразумевают формирование отчетности сектора государственного (муниципального) управления и отчетности государственного (муниципального) сектора, которая включает отчетность организаций с государственным участием (коммерческих, в том числе финансовых корпораций).

Таким образом, проведенная реформа позволила сократить бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений, хотя до сих пор не утихают споры о правомерности такого подхода, ограничивающего полную поддержку со стороны исполнительной власти. Однако это сделано для внедрения конкуренции в сектор бюджетной сферы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх