Финансовый контроллер или контролер?

Обзоры зарплат | 3 сентября 2012 года Исследовательский центр портала Superjob.ru
Спрос на финансовых контролеров за последний год увеличился в 2 раза. При этом наблюдается достаточно большой разброс зарплатных предложений. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru выяснил, почему работодатели предлагают столь различные условия для претендентов на позицию финансового контролера.
Среднее зарплатное предложение для финансового контролера составляет 78 000 руб. Однако разброс зарплатных предложений достаточно большой: специалистам с опытом работы от двух лет предлагают от 55 000 до 90 000 руб.
Такая ситуация связана с разным пониманием функций и задач финансового контролера в разных компаниях. В крупных организациях с большим числом бизнес-процессов, каждый из которых так или иначе влияет на финансовые потоки компании, позиция финансового контролера предполагает совершенно другой уровень знаний и другой профессиональный опыт, чем работа в среднем бизнесе. Ведь одна из задач финансового контролера – прогнозировать, как то или иное изменение бизнес-процессов повлияет на финансовую устойчивость компании. Позиция финансового контролера в крупных компаниях является достаточно высокой, уровень оплаты соответствующий. Здесь можно даже ориентироваться на четвертый зарплатный диапазон (90 000 – 200 000 руб.)
Как правило, чем меньше компания, тем проще охватить одним взглядом все ее бизнес-процессы. Поэтому финансовому контролеру намного легче просчитать последствия того или иного решения в области финансов. Вот почему средний бизнес может позволить себе искать специалиста на меньшую зарплату, соглашаясь при этом с тем, что опыта в определенных вопросах у такого специалиста будет меньше.
В малом бизнесе вакансия финансового контролера вообще является исключением: фактически его функции исполняет главный бухгалтер или генеральный директор.
43% вакансий для финансовых контролеров приходится на компании с численностью более 1000 человек. При этом 21% вакансий содержит требование свободного владения английским языком. Это еще раз подтверждает тот факт, что финансовые контролеры наиболее востребованы в крупных компаниях, особенно, зарубежных. Здесь знание английского языка является необходимым для общения с иностранными коллегами и чтения международных нормативных документов.
Следует отметить, что спрос на финансовых контролеров в последнее время растет: число вакансий за последний год увеличилось в 2 раза. При этом соотношение предложения и спроса установилось на уровне 5,1 резюме на 1 вакансию, что несколько выше среднего по рынку труда (3,2 резюме на 1 вакансию). Однако учитывая разные требования у разных работодателей можно сказать, что большинство из них испытывает сложности при подборе кандидата на должность финансового контролера.
Должностные обязанности
— анализ финансово-хозяйственной деятельности компании;
— бюджетирование и контроль исполнения бюджета;
— контроль правильности составления отчетности РСБУ, МСФО;
— проведение аудита бухгалтерской и финансовой деятельности компании;

— подготовка управленческой отчетности компании;
— подготовка консолидированной отчетности компании.
Среднее зарплатное предложение для финансового контролера в Москве составляет 78 000 руб., в Санкт-Петербурге — 60 000 руб., в Волгограде — 33 000 руб., в Екатеринбурге — 47 000 руб., в Казани и Нижнем Новгороде — 35 000 руб., в Новосибирске и Челябинске — 42 000 руб., в Ростове-на-Дону и Самаре — 38 000 руб., в Омске — 36 000 руб., в Уфе 34 000 руб.
Специалисты, впервые претендующие на должность финансового контролера, должны иметь профильное высшее образование и опыт работы в финансовой сфере не менее 3 лет. Соискателям также необходимо иметь хорошую подготовку в области бухгалтерского и налогового учета, финансового анализа, уверенно владеть специализированными программами: «1C», справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант». Стартовый оклад, на который могут рассчитывать кандидаты без опыта работы, в Москве составляет от 40 000 до 50 000 руб., в Санкт-Петербурге – от 30 000 до 35 000 руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – от 20 000 до 25 000 руб.

Город Уровень дохода, руб.
(без опыта работы на данной позиции)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва 40 000 — 50 000 — Высшее образование (финансовое / экономическое)
— Уверенный пользователь ПК (MS Office, «1C», справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант»)
— Знание основ бухгалтерского и налогового учета, финансового анализа
— Опыт работы в финансовой сфере от 3 лет
Санкт-Петербург 30 000 — 35 000
Волгоград 18 000 — 22 000
Екатеринбург 25 000 — 30 000
Казань 18 000 — 23 000
Нижний Новгород 20 000 — 23 000
Новосибирск 22 000 — 28 000
Ростов-на-Дону 20 000 — 25 000
Омск 20 000 — 24 000
Самара 20 000 — 25 000
Уфа 18 000 — 22 000
Челябинск 22 000 — 28 000

Зарплата практически та же, а вот требований к теоретической и практической подготовке прибавилось – так можно охарактеризовать вакансии для финансовых контролеров со стажем работы около 1 года. Работодатели требуют от кандидатов навыков составления бюджетов, знаний принципов и методов финансового контроля, управленческого учета. Конкурентным преимуществом при трудоустройстве обладают кандидаты, знающие основы МСФО. Верхняя граница зарплатных предложений для финансовых контролеров, соответствующих указанным критериям, в столице и городе на Неве возрастает до 57 000 руб. и 45 000 руб. соответственно. В Ростове-на-Дону и Самаре зарплата финансовых контролеров с опытом работы около 1 года может достигать 30 000 руб. в месяц.

Город Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 1 года)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва 50 000 — 57 000 — Знание принципов и методов финансового контроля
— Знание управленческого учета
— Навыки бюджетирования
Возможное пожелание: знание основ МСФО
Санкт-Петербург 35 000 — 45 000
Волгоград 22 000 — 25 000
Екатеринбург 30 000 — 35 000
Казань 23 000 — 26 000
Нижний Новгород 23 000 — 27 000
Новосибирск 28 000 — 32 000
Ростов-на-Дону 25 000 — 30 000
Омск 24 000 — 27 000
Самара 25 000 — 30 000
Уфа 22 000 — 26 000
Челябинск 28 000 — 32 000

Заметно выше оклад финансовых контролеров, имеющих уверенные навыки формирования управленческой отчетности, а также анализа и планирования финансовой деятельности. Специалисты со стажем работы более 2 лет зарабатывают в Москве до 90 000 руб., в северной столице – до 70 000 руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – до 45 000 руб.

Город Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 2 лет)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва 57 000 — 90 000 — Навыки анализа и планирования финансовой деятельности
— Опыт формирования управленческой отчетности
Санкт-Петербург 45 000 — 70 000
Волгоград 25 000 — 40 000
Екатеринбург 35 000 — 57 000
Казань 26 000 — 40 000
Нижний Новгород 27 000 — 42 000
Новосибирск 32 000 — 50 000
Ростов-на-Дону 30 000 — 45 000
Омск 27 000 — 43 000
Самара 30 000 — 45 000
Уфа 26 000 — 42 000
Челябинск 32 000 — 50 000

Максимальный оклад финансовым контролерам предлагают зарубежные компании и крупные российские предприятия, имеющие международных партнеров. Такие работодатели заинтересованы в опытных специалистах со стажем работы более 3 лет, в т.ч. не менее 1 года в организациях сходного размера и структуры. Ключевыми требованиями вакансий являются: наличие опыта трансформации отчетности в соответствии с МСФО и свободное владение английским языком. Конкурентным преимуществом обладают специалисты, имеющие профессиональные сертификаты и навыки работы с ERP-системами. Зарплатные предложения для опытных финансовых контролеров в столице достигают 200 000 руб., в Санкт-Петербурге – 155 000 руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – 100 000 руб.

Город Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 3 лет)
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
Москва 90 000 — 200 000 — Знание английского языка на разговорном или свободном уровне
— Опыт трансформации отчетности МСФО от 2 лет
— Опыт работы в крупной российской / зарубежной компании на позиции финансового контролера от 1 года
Возможные пожелания:
— навыки работы с ERP-системами
— наличие профессиональных сертификатов
Санкт-Петербург 70 000 — 155 000
Волгоград 40 000 — 90 000
Екатеринбург 57 000 — 130 000
Казань 40 000 — 90 000
Нижний Новгород 42 000 — 95 000
Новосибирск 50 000 — 110 000
Ростов-на-Дону 45 000 — 100 000
Омск 43 000 — 95 000
Самара 45 000 — 100 000
Уфа 42 000 — 95 000
Челябинск 50 000 — 110 000

Портрет соискателя
Согласно исследованию рынка труда, большинство соискателей должности финансового контролера – женщины средних лет с высшим образованием. Мужчин в данной сфере – около 37%. Специалисты в возрасте от 30 до 40 лет составляют 44%. 95% претендентов имеют высшее образование. Свободно владеют английским языком 38% финансовых контролеров.

Посетить профессиональное сообщество «Банки, финансы и инвестиции» на портале Superjob
Заказать обзор заработных плат
Просмотреть резюме финансовых контролеров на портале Superjob
Просмотреть вакансии финансовых контролеров на портале Superjob
Методика расчета зарплатных предложений «
Код для вставки в блог
Не нашли нужного Вам обзора на сайте? «Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!
Другие статьи
Подписка на результаты новых исследованийПрайс-лист на аналитические исследования

Функции, выполняемые на предприятии финансовым контролером, за которые он несет прямую ответственность перед высшим руководством.

Каковы функции финансового контролера в компании?

Одна из важнейших функций любой коммерческой организации – получение прибыли. Чтобы деятельность компании приносила доход, необходимо постоянно проводить финансовый контроль за её результатами, в ходе которого анализируются денежные потоки организации, выявляются все имеющиеся у неё активы и обязательства и их преобладание друг над другом. По итогам контрольных мероприятий разрабатывается дальнейшая финансовая политика фирмы.

Работу по оценке финансовых результатов деятельности компании осуществляет финансовый контролер, который подчиняется непосредственно руководителю или финансовому директору (CFO). К нему предъявляются значительные требования в связи с важностью выполняемых им задач. Он должен иметь высшее экономическое образование, а также опыт работы с финансами. Какие же обязанности возложены на финансового контролёра?

Круг задач, решаемых финансовым контролером

Обязанности финансового контролера весьма обширны.

  • Во-первых, он занимается составлением финансовой документации, к которой относятся бухгалтерская и финансовая отчётность.
  • Составление бюджета и финансового плана организации и целевое распределение финансовых ресурсов также находится в ведении контролера.
  • Кроме того, как лицо, ответственное за максимизацию полученной прибыли, финансовый контролер занимается консультацией высшего руководства по вопросам эффективного использования денежных средств. То есть выявляет сферы деятельности, которые испытывают недостаток финансирования, и направляет туда свободные ресурсы. Аналогично контролер оценивает, на что деньги расходуются неэффективно, и сокращает поступление средств в эти области. За счёт проведения подобных мероприятий происходит высвобождение материальных ресурсов, которые могут быть направлены на корпоративные инвестиции, капиталовложения, расширение производства, приобретение нового оборудования, повышение квалификации сотрудников и др.
  • Финансовый контролер занимается составлением финансовых норм и правил, внедряемых на предприятии с целью повышения эффективности деятельности и накопления резервов денежных средств с целью предотвращения роста риска потери ликвидности.
  • Финансовый контролер проводит инвентаризацию имеющихся в распоряжении организации средств производства, зданий и сооружений, земельных участков и финансовых инструментов. Последние имеют наибольшее значение, так как к ним относятся все имеющиеся у компании активы и обязательства. К активам можно отнести акции и облигации, фьючерсные контракты, к обязательствам – кредиты и займы, кредиторскую задолженность. Сопоставляя их все, финансовый контролер выявляет возможность получения дополнительных денежных средств, а также предотвращает опасность наступления банкротства организации в связи с непогашением существующих задолженностей.

Пьетро Арентино ведущий консультант Группы Компаний «Бэстконсалт»
Журнал «Консультант» № 21, 2005 год

Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюджетирование. Однако когда дело доходит до контроля исполнения бюджета и его анализа, большинство фирм сталкивается со множеством вопросов: каким образом осуществлять контроль, кто это должен делать, как оценивать возникшие отклонения.

В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей – управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систему контроля.

Проверенные методы

В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (например, метод «освоенного объема» для оценки исполнения бюджета проекта). Мы остановимся на двух общепринятых способах:

  • контроль бюджетов по отклонениям;
  • оперативный контроль платежей (казначейский контроль).

Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет отклонений, в ходе которого:

  • выявляют отклонения на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных);
  • оценивают отклонения с точки зрения влияния на запланированный результат;
  • определяют характер отклонений (например, регулярное или случайное) и их причины, которые могут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными изменениями внешних условий;
  • подготавливают рекомендации и возможные управленческие решения на основе анализа отклонений.

Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические службы: планово-экономический отдел, либо отдел бюджетного планирования (в зависимости от организационной структуры предприятия).

Чтобы выявить отклонения, специалисты финансово-экономической службы постатейно сравнивают фактические и плановые данные. А для того чтобы оценить влияние отклонений на запланированный результат, они используют расчет удельного веса отдельных статей. На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических величин от плановых: по доходным статьям (реализация по товарам) используется формула «факт» — «план», по расходным статьям — формула «план» — «факт».

Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение доходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле:

(«отклонение по статье»/ «отклонение по прибыли») х 100%

В столбце «Отклонение» мы получили данные, которые говорят о том, что полученная фактическая прибыль на 25 процентов ниже запланированной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем (столбец «Удельный вес»), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов — тем, что уменьшилась реализация.

На основе данных расчетов специалист финансово-экономической службы подготавливает аналитическую записку о рекомендациях по исправлению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, согласно данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить расходы по статье «Охрана» на 10 000 рублей, а по статье «Заработная плата» — на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде.

Контроль отклонений по своей природе является «контролем по факту свершившейся операции». Он не способен предотвратить единичного факта финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприятному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам девяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям «Расходные материалы» и «Реклама». Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение.

Оценка отклонений и анализ

Перед тем как провести анализ отклонений бюджетных статей или показателей, необходимо определить, какие отклонения, прежде всего, важны. Например, для компании нет надобности производить анализ отклонения такого показателя, как курс валют – это внешняя среда, которая не управляема предприятием. И, напротив, показателями «производственная себестоимость» или «себестоимость реализации продукции» можно управлять. Для этого достаточно определить структуру себестоимости. Далее нужно определить предел допустимых отклонений. Как правило, его устанавливают в процентном отношении к запланированной величине. Величина данных отклонений может достигать 10 процентов, но в среднем варьируется на уровне трех-пяти процентов. Определение предела – это достаточно субъективная оценка. Как правило, компании руководствуются удельным весом данной статьи. Если удельный вес статьи «Заработная плата» составляет 30 процентов от всех затрат, то планирование будет более точное и предел допустимых отклонений будет составлять 0,5-1 процента. При планировании, например, канцелярских расходов, составляющих 0,05-0,1 процента от общей величины затрат, предел отклонений может быть установлен на уровне 5-10 процентов.

Контроль исполнения бюджетов и анализ обычно осуществляют планово-экономические службы. Для анализа исполнения бюджета используют такие виды анализа, как ранжирование, факторный анализ, «план-факт» анализ и прочие.

Ранжирование применяется в том случае, когда необходимо провести сравнительный анализ функциональных центров ответственности, бизнес-единиц, филиалов и т. п. по статьям бюджета. При этом выявляются наиболее доходные и/или наиболее убыточные подразделения или направлений деятельности. Например, ранжирование эффективно применяется, когда сравниваются бюджеты продаж по филиалам.

Факторный анализ предназначен для того, чтобы выявить факторы, повлиявшие на изменение значений анализируемых бюджетных статей или показателей. При этом виде анализа можно, например, определить влияние каждого из филиалов на общую сумму реализации товаров и услуг. Суть факторного анализа сводится к тому, чтобы определить причину отклонений показателей и выработать рекомендации по их устранению. Выше мы рассмотрели пример выявления отклонений от запланированного результата. Был определен удельный вес каждой статьи в общем изменении финансового результата. Тем самым мы провели факторный анализ.

План-факт анализ может проводиться как для всех основных, так и для отдельных операционных бюджетов. Его основная цель — выявить причины отклонений, а именно – какие из показателей, бюджетных статей, сценарных условий повлияли на исполнение бюджета компании.

Приведенные методы просты и эффективны при оценке отклонений, поэтому их применяет большинство российских компаний.

Казначейский контроль

Существенная составляющая системы контроля — контроль казначейского исполнения бюджета. То есть контроль поступления и расходования денежных средств, которые запланированы в бюджете движения денежных средств.

Оперативный контроль бюджета движения денежных средств, как правило, осуществляет бюджетный контролер. Он, руководствуясь утвержденными лимитами денежных средств, определяет статьи бюджета для финансирования сверхплановых расходов. Финансовый контролер оценивает каждую поступающую заявку на осуществление расчетов и выясняет, не превышает ли она лимит по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти полномочия, как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами.

Казначейский контроль очень часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а финансовое управление головной компаний сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете. И после этого принимает решение об оплате.

Пример

Филиалы одной золотодобывающей компании, расположенные в различных регионах, не распоряжаются денежными средствами, за исключением выплаты заработной платы персоналу. Все остальные расходы оплачивает головная компания, находившаяся в Москве. Существующая система казначейского контроля регламентирует все операции по движению денежных средств. Но при этом обладает достаточной гибкостью и предусматривает возможность перераспределять при необходимости денежные потоки между различными филиалами или бюджетными статьями расходов. Система позволяет повысить эффективность использования денежных средств компании. Например, когда на одном из филиалов возникает необходимость оплатить незапланированные работы по ремонту оборудования, компании не приходится привлекать дополнительные кредиты.

Однако стоит отметить, что не всегда эта методика является действенной. Типичная ошибка при таком виде контроля — жесткое закрепление лимитов по всем статьям и неотлаженная система корректировки бюджета. В таких случаях предприятие лишено гибкости и не способно быстро реагировать на изменения. Предприятиям стоит это учитывать.

Пример

Так, бюджет одного металлургического завода строго регламентировал расходы по списанию технологических материалов на производство продукции. Закупка данных материалов рассчитывалась исходя из планируемой величины списания. Затем технология производства изменилась. В связи с этим появилась необходимость увеличить нормы расхода и приобрести более дорогие технологические материалы. При этом объем производства должен был оставаться на том же уровне. Сумма, указанная в заявке на приобретение материалов, была значительно выше установленной. Поэтому финансовый контролер, руководствуясь плановыми данными, ее сократил. Ведь корректировка расходов на закупку была разрешена только в случае увеличения объема производства. В итоге это привело к тому, что в следующем отчетном периоде снизились объемы производства.

Версия для печати

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх