Финансовый мониторинг

Государству нужно контролировать работу бизнеса – в том числе и для того, чтобы определять сделки по легализации, или отмыванию, преступных доходов. И для этой работы был создан специальный орган – Росфинмониторинг, в числе функций которого не только контроль над «чистотой» денежных потоков, но и ведение специальных черных списков предпринимателей. Для чего все это нужно – мы рассказываем в статье.

Содержание

Что представляет собой Росфинмониторинг?

Росфинмониторинг или Федеральная служба по финансовому мониторингу – это орган власти, работающий на федеральном уровне, который призван противодействовать любым незаконным действиям, вследствие которых легализуются (отмываются) деньги, полученные в результате осуществления преступных действий или финансирования терроризма.

Создан контролирующий комитет был в ноябре 2001 года указом президента №1263 , а вести деятельность он начал с 1 февраля 2002 года. Орган находился в ведомстве Министерства финансов, а с 9 марта 2004 года Комитет был преобразован в Росфинмониторинг. С 2009 года Росфинмониторинг контролируется непосредственно правительством РФ, так он стал федеральным органом исполнительной власти.

Росфинмониторинг обеспечивает обязательный контроль и сбор актуальных данных обо всех финансовых потоках как в пределах РФ, так и за рубежом.

Структура действует на основе закона о финансовом мониторинге, устанавливающем первостепенную задачу в недопущении легализации доходов, полученных вследствие нарушающих закон действий. Помимо этого, орган обязан выявлять любые попытки пособничества преступной деятельности, направленной на продвижение терроризма или наркоторговли.

Какие функции выполняет Росфинмониторинг

Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:

  • осуществление контроля за действиями граждан и юридических лиц для обеспечения соблюдения законов РФ, направленных на противодействие деятельности по отмыванию денег;
  • привлечение к ответственности лиц, уличенных в нарушении закона;
  • сбор, обработка и анализ информации по сделкам, подлежащим контролю;
  • отслеживание незаконных операций;
  • учет организаций, которые не имеют уполномоченных органов контроля, специализирующихся на сделках с недвижимостью или деньгами;
  • осуществляет разработку и последующее внедрение методов для борьбы с легализацией доходов;
  • ведет взаимодействие с международными организациями, специализирующимися на борьбе с организациями, отмывающими деньги и финансирующими терроризм;
  • сотрудничает с правоохранительными органами в процессе борьбы с бизнесом, который нарушает закон;
  • обеспечивает функционирование базы данных по деятельности всех организаций, подлежащих контролю;
  • обеспечивает сохранность информации, представляющей банковскую, коммерческую или государственную тайну.

Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг

Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
  • применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
  • проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
  • создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
  • осуществление действий по проведению расследований и проверок;
  • блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.

Сфера контроля Росфинмониторинга

Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:

  • кредитные организации;
  • квалифицированные специалисты, работающие на рынке ценных бумаг;
  • страховые компании и брокеры (кроме услуг медицинского страхования), лизинговые компании;
  • организации, обеспечивающие почтовое сообщение в пределах страны;
  • ломбарды;
  • компании, занимающиеся букмекерскими ставками, лотереями и тотализаторами;
  • компании, специализирующиеся на управлении паевыми, инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;
  • риэлтерские и другие компании, предлагающие услуги посредничества в сделках купли-продажи недвижимости;
  • микрофинансовые организации.

В рамках осуществления деятельности этих организаций должен проводиться внутренний контроль с привлечением на специалиста, ответственного за организацию этого контроля. Внутренний контроль является необязательным, но в случае выявления действий, подлежащих контролю и имеющих малейшие признаки связи с процессами легализации доходов или участием в спонсировании терроризма, компания будет привлечена к ответственности, в том числе за отказ от осуществления собственного контроля. Для его обеспечения Государством разработан свод требований №667 от июня 2012 года .

Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.

Это могут быть такие сомнительные сделки, как:

  • несоответствие проводимых сделок целям деятельности организации, прописанным учредительными документами;
  • требование клиента о дополнительных гарантиях конфиденциальности в процессе осуществления сделки;
  • спешка клиента во время проведения финансовой операции;
  • требование клиента о внесении серьезных изменений в схему сделку непосредственно перед началом ее реализации;
  • отсутствие открытой информации о клиенте, месте его регистрации и контактных данных;
  • клиент предоставляет разные банковские реквизиты при оплате услуг посредника и при получении запланированного дохода;
  • необоснованное снижение стоимости сделки по сравнению с рыночными ценами.

Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.

Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.

Ответственность за нарушения закона

Государство предусмотрело ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ) за нарушение закона, связанного с организацией деятельности, направленной на легализацию денег и финансирование терроризма.

  1. За сокрытие информации о подозрительных сделках предусмотрен административный штраф в размере 30 – 50 тысяч рублей для должностных лиц и 200 – 400 тысяч рублей для юридических лиц.
  2. Лицам, приобретающим недвижимость с целью сокрытия нелегального дохода, предусмотрен штраф в 120 тысяч рублей или в сумме дохода за 1-2 года (ст. 174 УК РФ).
  3. За деяния, повлекшие легализацию или сокрытие дохода в крупных размерах, предусмотрены принудительные работы сроком до 2 лет или арест на тот же срок.

Что такое чёрные списки мониторинга?

Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.

Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:

  • демонстрация нацистской символики в общественном месте;
  • распространение информации и материалов, признанных экстремистскими;
  • призывы к экстремистским действиям как в публичных местах, так и посредством интернета;
  • побуждение к вражде или восстанию;
  • оскорбление и нарушение прав вероисповеданий.

Как видим, государство ответственно подходит к вопросу выявления и пресечения любых деяний, направленных на легализацию доходов и пособничество терроризму и экстремизму.

Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.

Вопросы, финмониторинг – что это, как он работает, для чего нужен и к каким последствиям приводит, интересуют многих. Дело в том, что о строгом надзоре за финансовой деятельностью слышал практически каждый, а о его реальных целях и задачах не знает почти никто. Неприкосновенность же личных денежных средств заботит практически каждого. Это и порождает многочисленные необоснованные опасения.

Финмониторинг и его виды

Финансовый мониторинг (финмониторинг) доступными словами означает наблюдение, сбор и обработку сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность имеют возможность только те субъекты, которые имеют непосредственное отношение к финансовым потокам.

Весь денежный оборот завязан на финансовые организации – банки, страховые компании, пенсионные и другие фонды, биржи и т.д. Именно им проще всего осуществлять контроль операций с деньгами. Соответственно, логика подсказывает, что именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.

Деятельность каждого отдельного субъекта сама по себе смысла не имеет. Необходима координация из работы, централизованный сбор, хранение и обработка информации. Эти задачи должны выполнятся в масштабах целого государства и, как правило, их реализация возлагается на государственные органы. В России таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или ФСФМ, официальный сайт). Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.

Таким образом, финансовый мониторинг в стране осуществляется на двух уровнях. Им соответствуют два вида финмониторинга:

  1. Обязательный. Этот вид входит в функции Росфинмониторинга и включает накопление информации и общий контроль финансовых потоков в пределах станы и за рубеж.
  2. Внутренний. Этот вид осуществляется субъектами (финансовыми организациями) при выполнении клиентами финансовых операций. Его задача – определить те из них, которые соответствуют критериям обязательного мониторинга, зафиксировать и отправить данные о них в уполномоченный орган.

Полномочия участников, правовой базис их деятельности, признаки операций, подлежащих обязательному финмониторингу, устанавливаются законодательно Основной регулирующий эти положения в Российской Федерации документ — закон № 115-ФЗ от 07.08.2001г.

Аналогичные законы и органы действуют практически во всех странах. К примеру, соответствующая украинская служба носит название Государственной службы финансового мониторинга, контролируется правительством (Кабинетом Министров) и руководствуется ЗУ про противодействие отмыванию средств и финансированию преступной деятельности.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.

Отмывание денег — термин, появившийся в США еще в первой половине прошлого века. Тогда на полученные преступными группировками деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).

Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг. Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям.

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.

В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

В случае возникновения подозрений о том, что какая-либо из банковских операция направлена на финансирование преступной деятельности, отмывание денег или производится из средств, полученных преступным путем, Федеральная служба имеет право заблокировать движение по счёту до получения дополнительной информации:

  • данных документов клиента или хранящихся в банке копий;
  • документов, подтверждающих персональные данные и происхождение средств от самого клиента;
  • информации о других финансовых операциях физического лица или организации.

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Какие операции подлежат мониторингу

Как говорилось выше, контроль осуществляется за всеми операциями всех клиентов финансовых организаций — юридических и физических лиц. Признаков, по которым действия относятся к подлежащим внутреннему или обязательному мониторингу множество. Среди важнейших – контрагенты и суммы транзакций.

Перечень операций, которые контролируются субъектами и уполномоченными органами финмониторинга приведен в законах, на основании которых осуществляется их деятельность. Следует отметить, что и сам список, и граничные суммы транзакции не могут считаться постоянными. В случае изменения ситуации, корректируются они достаточно быстро путем принятия соответствующих поправок к законодательству.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные преступным путем, оказывается наличными, именно действиям с наличностью уделяется максимальное внимание. В настоящий момент мониторингу подлежат операции на сумму свыше 600 тыс. руб.:

  • обмен валют (вне зависимости от направления) и банкнот (старых на новые, одного номинала на другой);
  • снятие наличных с банковского счета или пластиковой карты или пополнение счёта/карты наличными с последующим безналичным перечислением средств;
  • покупка за наличные ценных бумаг;
  • получение средств по чекам иностранных банков, выписанным на предъявителя, скупка или продажа дорожных чеков;
  • перевод средств на неименные карты, анонимные (на предъявителя) вклады, депозиты в иностранных банках, получение средств с таких карт/вкладов (депозитов);
  • отправка средств на счета казино, покер-румов и других операторов азартных игр;
  • поступление или отправка средств в рамках займов под нулевой процент или безвозмездной помощи (благотворительности).

Кроме того, чтобы не подвергнуться финансовому мониторингу следует избегать операций:

  • определение назначения или сторон которых затруднено;
  • не обоснованных деятельностью клиента или экономической целесообразностью (например, покупка золота в слитках клининговой фирмой, выплата компанией, находящейся на грани банкротства зарплат в сотни тысяч рублей или перевод депозитных средств или кредитов на рефинансирование в банк, предлагающий заведомо худшие условия обслуживания).

Следует отметить, что и попытки вывести операции из-под мониторинга, например, деление суммы на несколько платежей, вызовут пристальное внимание специалистов.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

  • Для физлиц это могут быть справки о доходах, выписки по счетам в других банках, кредитные договора, документы подтверждающие наследство и дарение и т.д.
  • Для юридических лиц, чаще всего, достаточно копий бухгалтерской отчётности, банковских выписок, заключений аудиторских служб.

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Аликулиева И.Ф. Email: Alikulieva17108@scientifictext.ru

Аликулиева Илона Ферудиновна — бакалавр экономических наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: в связи с интенсивным развитием банковского сектора экономики, возникает всё большая потребность в совершенствовании методологических способов мониторинга финансового состояния банков. Экономическая ситуация предъявляет всё новые требования как к коммерческим банкам, так и к банковским надзорам. Развитие российской банковской системы приводит к увеличению диапазона кредитных и депозитных операций, а также к расширению сфер деятельности кредитных организаций. Несмотря на это, банки России до сих пор сталкиваются с высоким уровнем конкуренции, что отрицательно сказывается на их финансовой устойчивости, в связи с чем повышается рискованность банковских операций. Ключевые слова: мониторинг, банки, финансы, экономика.

FINANCIAL MONITORING IN THE BANKING SECTOR

Alikulieva I.F.

УДК 336.7

Глава 1. Основные понятия банковского мониторинга

1.1. Сущность и развитие банковского мониторинга

Мониторинг — это ряд действий, направленных на изучение объекта путем непрерывного надзора за его состоянием и проведением дальнейшего анализа. Под банковским мониторингом понимают «систему наблюдения за ключевыми параметрами банковского сектора экономики и анализа информации о его состоянии с целью выявления тенденций, прогноза будущего развития с учетом внутренней и внешней среды и предотвращения кризисных ситуаций».

Основная цель банковского мониторинга — это своевременное выявление нарушения и трудностей в функционировании коммерческого банка или банковской системы в целом с целью нормализации финансового положения и поддержания стабильности.

Необходимость банковского мониторинга обусловлена, во-первых, особой ролью банка в хозяйственной жизни общества. Банковский сектор оказывает воздействие на общую экономическую ситуацию, за счет влияния на объем и структуру денежной массы, будучи посредником между хозяйствующими субъектами. Во-вторых, банковский мониторинг позволяет на ранней стадии предотвратить возникающие

проблемы в банковском сектор, благодаря чему удается с большей вероятностью сохранить рыночной равновесие.

Мониторинг финансового состояния осуществляется центральным банком за счет проведения пруденциального надзора, то есть надзора, основанного на проверке форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями. То есть, мониторинг выступает составной частью банковского надзора.

Банковский надзор подразумевает ряд следующих основных и вспомогательных действий:

Основные действия:

• оценка финансового состояния банка;

• контроль за соблюдением законодательных норм кредитными организациями;

• осуществление соответствующих мер предотвращения в случае нарушения предусмотренных норм и правил.

Вспомогательные действия:

• издание процедурных норм функционирования организации в письменной форме;

• определение уровней рисков, допустимых для банков.

Основные нормы и требования, которые должны соблюдаться банками определены Базельским комитетом по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) и представлены в трех отдельных документах, — Базель I, Базель II, Базель III.

Со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, принятие норм Базель I и Базель II стало необходимым. На данный момент российская экономика осуществляет переход на Базель II.

Непосредственно Базель II направлен на обеспечение международной унификации требований к достаточности капитала, в нем отражены методологические расчеты достаточности капитала и основные стандарты. Повышение стабильности финансовой системы является основной целью Базель II.

Согласно Базель I, минимально требуемый собственный капитал (СК) рассчитывается следующим образом:

СК = Сумма кредита х Вес риска х Процент резервирования

При этом банки обязаны резервировать СК в размере 8% от балансовой стоимости выданного кредита для случая потерь от дефолта предприятия. При этом вес риска для предприятий всегда равнялся 100%. Однако по правилам Базель II, требования по СК зависят от рисковой ситуации, то есть от кредитоспособности клиента. При низкой кредитоспособности вероятность дефолта увеличивается, в то время как при высокой кредитоспособности клиента, вероятность дефолта падает.

Базель II включает три способа определения требуемого СК:

1. IRB (Internal Rating Based Approach) по правилам Базель I;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Standardised IRB;

3. IRB по правилам Базель II (прогрессивный подход).

Рис. 1. Сравнение подходов к расчету СК банков

При втором подходе предприятии не вправе использовать все виды обеспечения кредита для возмещения убытков, что является отличительной особенность данного подхода. Более того, третий подход обеспечивает меньший вес риска, нежели второй для высокого кредитного качества активов.

Базель III включает в себя совершенно новые стандарты функционирования кредитных организаций, разработанные 2011 году по причине кризиса 2008 года. Целью Базеля III является решение возникших в ходе кризиса проблем, таких как: низкий уровень ответственности акционеров за результата деятельности банков, трудности при оценке ликвидности, чрезмерное вовлечение банков в операции со сложными финансовыми инструментами.

1.2. Мониторинг как одна из форм противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Понятие «финансовый мониторинг» в отечественной науке тесно связано с проблемой противодействия отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. В научной литературе для этого предусмотрена аббревиатура «ПОД/ФТ», которую, в последствии, я так же буду использовать. Поскольку российское законодательство не содержит формального определения финансового мониторинга, его также можно трактовать в рамках Федерального закона от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому финансовый мониторинг:

• Предупреждает легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование террористических организаций;

• Предпринимает организацию деятельности по «ПОД/ФТ»;

• Осуществляет международное сотрудничество в сфере «ПОД/ФТ».

Исходя из этого, можно понять, что термин «финансовый мониторинг» практически совпадает с термином «ПОД/ФТ». Таким образом, под финансовым мониторингом можно понимать ряд мер, предпринимаемых органами надзора и компетентными государственными органами с целью предупреждения, выявления и пресечения действия, связанных с отмыванием доходов и финансированием терроризма.

Рассмотрим основные меры, которые, согласно законодательству, необходимо предпринимать кредитным организация с целью ПОД/ФТ:

1. Полная идентификация клиентов организации и бенефициарных собственников1;

2. Оценка вероятности осуществления клиентом действий по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;

3. Осуществление надзора за специфичными операциями и операциями, которые требуют обязательного контроля;

4. Осуществление мор, направленных на противодействие финансирования терроризма и экстремистской деятельности;

5. Наличие базы данных о всех операциях, подлежащих обязательному мониторингу;

6. Подготовка и обучение кадров;

7. Сохранение конфиденциальности мер, которые предпринимает субъект с целью мониторинга.

Совокупность данных меры позволяет предотвратить проникновение преступных доходов в экономику страны. Финансовый мониторинг имеет большое значения в национальной экономике, поскольку отмывание преступных средств и финансирование терроризма несут серьезные негативные последствия, среди которых выделяют государственный, экономический, международно-политический, социальный и морально-психологический аспекты.

Рассмотри эти аспекты более подробно:

1. Государственный аспект.

Отмывание преступных доходов несет существенную опасность для государство, поскольку оно привлекает в страну преступные лица. В связи с этим, национальная безопасности находится под угрозой и требует больших финансовых затрат на содержание правоохранительных органов. Более того, привлекательность государства на международной арене падает, а следовательно, сокращается объем иностранных инвестиций и растет социальная напряженность в стране.

Наличие отмывания преступных доходов находит отражение в самых различных сферах. Так, с ростом затрат на обеспечение правоохранительных органов, государство сокращает финансирование инвестиционных проектов и капитальные расходы, в связи с чем, падает рост ВВП и возникает дефицит бюджета.

2. Экономический аспект.

Неспособность эффективно устранить отмывание преступных доходов оказывает разрушающий эффект на национальную экономику. Большая доля теневых капиталов в экономике приводит к резкому колебанию спроса на финансовые инструменты, существенному изменению процентных ставок и неустойчивости национальной валюты. Следствием таких изменений может быть рост государственного долга.

3. Международно-политический аспект.

Наличие преступных доходов и финансирования терроризма также может препятствовать доступу страны к международной финансовой системе. К примеру, электронные денежные переводы из стран с высоким уровнем отмывания преступных доходов осуществляются более длительное время, так как финансовые организации тщательнее изучают такие операции.

4. Социальный аспект.

Негативный эффект отмывания денег для социальной сферы отражается в продолжающемся существенном расслоение общества. Это подразумевает возможность накапливания преступных доходов узким кругом людей с большим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Бенефициарный собственник (владелец) — это физическое лицо (или несколько лиц), которое в конченом итоге влияет на принятие решения клиентом, осуществляющим сделку или ведущим деятельность.

состоянием. Другим эффектом является создание финансовых пирамид, при распаде которых инвесторы не могут обратить взыскание на имущество компании, то есть инициатора финансовых пирамид. Подобного рода схемы являются социальной несправедливостью, следствием которых может быть рост социальной напряженности, формирование почвы для основания террористических организаций, что влечет за собой потерю инвестиционной привлекательности страны, отток капитала и утечку квалифицированных кадров. 5. Морально-психологический аспект.

Развитие деятельности преступных группировок в сфере отмывания денег и финансирования терроризма отражается и на психологическом состоянии народа. В условиях наличия ОД/ФТ происходит потеря стабильности моральных устоев общества, население всё больше ставит по сомнение собственную безопасность и финансовое благополучие своей семьи.

Так, немецкий ученый Иоахим Кэцлер выделяет еще одно негативное последствие от наличия ОД/ФТ, такое как создание «параллельных обществ». По словам ученого, » преступные сообщества и компании, систематически осуществляющие уход от налогообложения и пользующиеся плодами своей деятельности, могут на равных

соревноваться с законопослушными компаниями, и в этом смысле «загрязняют»

легальную экономику» .

Стоит заметить, что прежде всего легализация преступных доходов угрожает жизни граждан страны, национальной безопасности и моральным устоям общества, что препятствует его развититию.

Таким образом, путем определения источников финансирования финансового мониторинга, было предложено расширить его определение и рассмотреть данный термин с точки зрения противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Итак, финансовый мониторинг — это совокупность мер, осуществляемых и финансируемых субъектом финансового мониторинга, по сбору и анализу информации о трансакциях хозяйствующих субъектов. Данные меры базируются на нормах российского законодательства в сфера ПОД/ФТ с целью предотвращения вовлечения кредитной организации в преступные схемы, которые несут угрозу для репутации и финансовой стабильности этой организации.

Список литературы /References

1. Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков» от 16 января 2004г. № 110-И // КонсультантПлюс.

2. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон № 40-ФЗ // КонсультантПлюс.

3. О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации: Положение от 16.07.2012 № 385-П // КонсультантПлюс.

1 Филиппова А.А. Сравнительный подход в оценке стоимости коммерческого банка // Аудит и финансовый анализ, 2008. № 2. С. 1-9.

7. Пересецкий А.А. Методы оценки вероятности дефолта банка // Экономика и математические методы. № 3, 2007. С. 37-62.

МОДЕЛЬ РАСЧЕТА ОГРАНИЧЕНИЙ ЛОГИСТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА СКЛАДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ Азаркина Н.О. Email: Azarkina17108@scientifictext.ru

Азаркина Надежда Олеговна — бакалавр экономических наук, кафедра мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье приведен обзор современных исследований в области расчета ограничений логистики складского планирования. Рассмотрены ключевые характеристики моделей, а также их ограничения в практическом применении. Представлено описание предлагаемой модели расчета ограничений логистики складирования, рассмотрены основные вводные модели и дополнительные характеристики. С учетом специфики предлагаемой модели выведена формула расчета оптимальной площади под основное хранение и описаны основные переменные.

Ключевые слова: складская сеть, характеристики склада, логистика складирования, модель ограничения логистики складирования.

CALCULATION MODEL OF LOGISTIC CONSTRAINTS AS A PLANNING TOOL OF WAREHOUSE AREA Azarkina N.O.

Росфинмониторинг – это специальная служба по контролю финансовой деятельности граждан, действующая на федеральном уровне. Структура была создана в целях установления фактов незаконной финансовой деятельности и предотвращения получения незаконной прибыли, в целях предупреждения финансирования террористических организаций.

Росфинмониторинг не имеет полномочий в отношении подозреваемых в незаконной деятельности лиц. Цель создания службы – сбор информации, которая в свою очередь может передаваться в органы МВД. Нужно сказать, что весь анализ ведётся на пересечение поступающей информации, из разных источников. Сбор сведений служба получает от организаций, субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Кто же является субъектом Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», и какова структура надзорных органов Российской Федерации в рамках данного закона?

Центральный банк Российской Федерации (Банк России):

Особое место в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма занимает Банк России и основные поставщики информации в Росфинмониторинг — кредитные организации. Банк России при этом является главным стратегическим партнером Росфинмониторинга в работе по созданию национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Поднадзорные организации и индивидуальные предприниматели:

  1. кредитные организации;

  2. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  3. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

  4. общества взаимного страхования;

  5. негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

  6. организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

  7. ломбарды;

  8. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

  9. кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

  10. микрофинансовые и микрокредитные организациями;

  11. индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами;

  12. лица, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы;

  13. лица, имеющие право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):

  1. организации федеральной почтовой связи;

  2. операторы связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (Пробирная палата России):

  1. организации, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

  2. индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации

  1. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет контроль за организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы:

  1. лизинговые компании;

  2. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

  3. операторы по приёму платежей;

  4. аудиторские организации;

  5. индивидуальные предприниматели, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

  6. адвокаты;

  7. нотариусы;

  8. лица, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг,

  9. лица, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг,

  10. индивидуальные аудиторы.

Эти организации должны встать на учёт в Росфинмониторинг.

Алгоритм и требования постановки на учёт в Росфинмониторинге:

Порядок постановки на учёт определен Положением о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

Постановку на учёт организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга (далее – МРУ Росфинмониторинга) в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами МРУ Росфинмониторинга можно ознакомиться на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы».

Для постановки на учёт организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учёт по форме, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учёта организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учёт может быть направлена в соответствующий территориальный орган Росфинмониторинга в электронном виде с использованием Личного кабинета организации в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для направления карты постановки на учёт в электронном виде с использованием Личного кабинета, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Последовательность постановки на учёт организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Росфинмониторинга в соответствии с порядком, определенным Административным регламентом предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учёта организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденном Приказом Росфинмониторинга от 06.08.2014 № 207 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учёт, организация или индивидуальный предприниматель в течение 5 рабочих дней представляет (направляет, в т.ч. в электронном виде) в МРУ Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения.

При этом происходит автоматическое подключение вас к Личном кабинету Росфинмониторинга.

Что же такое Личный кабинет Росфинмониторинга?

Личный кабинет Росфинмониторинга – это интерактивный, дистанционный инструмент взаимодействия с частным сектором в целях соблюдения требований ПОД/ФТ. Росфинмониторинг стремится минимизировать рамки надзорных, проверочных мероприятий. Нужно сказать, что весь анализ ведётся на пересечение поступающей информации, из разных источников. РФМ осуществляет перекрёстный анализ, система работает дистанционно, позволяет отслеживать, ранжировать. Эта система не будет упраздняться.

Через Личный кабинет можно более продуктивно общаться, обмениваться информацией, корректировать работу субъектов 115-ФЗ в части уровня законопослушности.

Через Личный кабинет Росфинмониторинг имеет возможность проявлять те нарушения исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ, которые являются поводом для дальнейших проверочных мероприятий, поводом вас посетить.

В 2015 году РФМ была внедрена концепция деления финансовых институтов на:

  • Законопослушные;

  • Вовлеченные;

  • Причастные;

Она действует и в настоящее время.

Как зарегистрироваться в личном кабинете все остальным субъектам антиотмывочного закона?

Входите в Личный кабинет Росфинмониторинга.

Вам необходимо заполнить Заявление на регистрацию. Для этого сначала нужно получить усиленную электронную подпись в тех Удостоверяющих центрах, которые прошли аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Будьте внимательны!

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо, которое необходимо распечатать, подписать и направить по почте в Росфинмониторинг по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1. После того, как письмо поступит в Росфинмониторинг, Ваш Личный кабинет будет подключен, логин и пароль для входа будут высланы на указанный Вами электронный адрес.

Инструкция для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, ФНС России, Роскомнадзору, ФКУ «Пробирная палата России»:

Риск-оценка вашей компании, некий «цветик-семицветик», которую поднадзорные Росфинмониторингу могут видеть в своих Личных кабинетах. Риск-оценка подразумевает уровень риска принятия в отношении вас мер надзорного реагирования. Сердцевина этого цветка должна быть зелёная.

Цель риск-оценки – стимулирование к соблюдению требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию и распространению оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Дистанционный контроль охватывает несколько блоков,и риск-оценка формируется из шести блоков оценки (критериев оценки):

  1. Организация внутреннего контроля;
  2. Представление сообщений (своевременность, полнота);
  3. Работа с Перечнями (Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения).
  4. Устранение нарушений (не участвует в оценке);
  5. Самообучение (не участвует в расчёте интегральной оценки);
  6. Добровольное сотрудничество (добровольно-обязательное, не участвует в расчёте интегральной оценки).

Риск-оценка отображается на стартовой странице Личного кабинета в центре фигуры («цветик-семицветик») и складывается из блоков, представленных ромбами «лепестками»

Риск-оценке и каждому блоку присваивается одно из следующих значений:

  • низкий уровень риска (зеленый индикатор);
  • умеренный уровень риска (желтый индикатор);
  • значительный уровень риска (оранжевый индикатор);
  • высокий уровень риска (красный индикатор).

Каждый блок оценки (далее – блок) формируется на основании ряда показателей оценки (далее – показатели), перечень которых отображается при нажатии на соответствующий блок.

Показателям, не участвующим в расчёте оценки по блокам, присваивается одно из следующих значений:

  • да (зеленый индикатор – положительное значение);
  • нет (красный индикатор – отрицательное значение).

В случае, если показатель принял значение «нет», то указывается информация о текущем состоянии показателя и необходимых действиях пользователя для изменения значения показателя на «да», а также ссылка на соответствующий нормативный правовой акт.

Внутри каждого блока приведен график истории оценок по блоку в целом и по каждому показателю отдельно.

Обновление риск-оценки осуществляется еженедельно.

1. Блок «Организация внутреннего контроля»

В части организации внутреннего контроля оцениваются следующие критерии:

  • Назначение специального должностного лица (СДЛ), показатель принимает положительное значение при заполнении сведений о назначенном СДЛ в интерактивной форме и загрузке приказа о его назначении (фото, файл PDF, файл Word)
  • Не снятая или непогашенная судимость у СДЛ, показатель принимает положительное значение в случае отсутствия в распоряжении Росфинмониторинга информации о неснятой или непогашенной судимости у СДЛ
  • Соответствие СДЛ квалификационным требованиям
  • Прохождение СДЛ целевого инструктажа, показатель имеет положительное значение при предоставлении сведений о прохождении целевого инструктаж и загрузке его скан образа (до назначения его на эту должность, все Свидетельства нужно добровольно размещать в Личном кабинете. Эти сведения Росфинмониторинг может получить в Международном учебно-методическом центре финансового мониторинга, который получает отчёты о прошедших обучение по ПОД/ФТ со всех учебных центров, которые заключили с ним Соглашение)
  • Наличие ПВК, показатель принимает положительное значение при заполнении сведений об утверждении ПВК и загрузке файла ПВК (файл Word, предоставление скан-образа не требуется). При обновлении ПВК, новая редакция должна быть представлена в Личном кабинете. Необходимо помнить, что после вступления в силу изменений законодательства, требующих внесения изменений в ПВК, это нужно сделать в течение 1 месяца. Всё, что написано в ПВК подлежит исполнению.
  • Предоставление сведений о своих бенефициарных владельцах или мер по их уточнению.
  • Повышение уровня знаний СДЛ.
  • Прохождение целевого инструктажа руководителем.
  • Повышение уровня знаний руководителем.
  • Предоставление отчёта СДЛ по результатам проверки осуществления внутреннего контроля 1 раз в полугодие.

2. Блок «Представление сведений»

Предоставление сообщений, своевременность – несвоевременность (вопросы соблюдения сроков) оценивается по следующим показателям:

  • Соблюдение сроков предоставления сообщений об операциях обязательного контроля», участвуют представленные сообщения за указанный период (неделю), и «Соответствие сообщений установленным форматам и структуре».
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений о подозрительных операциях.
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений о приостановленных операциях.
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений о замораживании (блокировании) денежных средств.
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений об отказе в совершении операций
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений о своём бенефициарном владельце по запросу Росфинмониторинга
  • Соответствие форматам и структуре (сообщения могут быть не приняты из-за несоответствия Инструкции, и подлежат исправлению. До тех пор, пока оно не будет исправлено, данный показатель будет в красной подсветке)

Красным цветом подсвечиваются претензии Росфинмониторинга.

В случае наличия отверженных и неисправленных сообщений (сообщений, не соответствующих установленным форматам и структуре), подлежащих обязательному контролю, организации (ИП) необходимо представить исправленные сообщения в порядке, установленном приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110. Информация об отвержении сообщений размещается в Личном кабинете в разделе «Сообщения и отчеты» — «Отвергнутые сообщения».

3. Блок «Работа с Перечнем»

Работа с Перечнем имеет следующие показатели:

  • Использование актуального Перечня (меры по замораживанию применяются незамедлительно, сведения в Росфинмониторинг отправляются не позднее следующего рабочего дня. Поэтому с очередной редакцией Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму работать надо незамедлительно. Актуальную редакцию надо открыть, скачать и работать с ней)
  • Предоставление отчёта о проверки клиентов 1 раз в 3 месяца (Информационное письмо Росфинмониторинга № 52 от 13 мая 2016 года «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций»)
  • Соблюдение сроков предоставления отчётов о проверке клиентов

Поиск лиц по Перечням:

  1. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  2. Перечень лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокирования) принадлежащих им денежных средств или иного имущества.

  3. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Работа осуществляется автоматически, если есть в компании программное обеспечение, если нет, то в ручном режиме. Этот вопрос решается самостоятельно. Распечатывать каждый раз списки (там около 5000 записей) – неэффективно. Будете ли вы сверять своих клиентов в Личном кабинете по поиску или дадите доступ к Личному кабинету сотрудникам службы безопасности – решать вам. Только своевременно выявление фигурантов данных списков полностью лежит на вашей совести.

Напомню, что ежеквартальные отчёты должны быть представлены с 2013 года (или с момента регистрации юридического лица или ИП, если данная регистрация была позднее). Для того, чтобы провести проверки за предыдущие периоды, в Личном кабинете представлены все редакции Перечней. Эту работу рекомендуется сделать (четыре отчёта в год), чтобы не привлекать к себе внимание контролирующих органов. Пока не будут представлены все отчёты, данный показатель будет подсвечен красным цветом. Срока давности в данном случае нет, но здесь нарушение в части организации и осуществления внутреннего контроля (КоАП, часть 1. Статья 15.27. «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ):

1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 — 4 настоящей статьи, —

влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В случае неиспользования Личного кабинета для скачивания/просмотра действующих Перечней, организации необходимо организовать регулярную работу по использованию указанных Перечней в целях идентификации клиентов и выявления таких лиц.

При организации работы с Перечнем необходимо руководствоваться пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения Перечня, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которым Перечени до субъектов Федерального закона № 115-ФЗ доводятся только через их Личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.

При представлении сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций) необходимо руководствоваться Информационным письмом Росфинмониторинга от 13.05.2016 № 52.

Документы, которые должны быть в организации:

  1. Приказ о работе с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  2. Приказ о работе с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
  3. Приказ о работе со списком лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокированию) принадлежащих им денежных средств или иного имущества
  4. Отчёты о результатах проверки
  5. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга

4. Блок «Устранение нарушений», не участвует в оценке.

Расчёт блока осуществляется по следующим показателям:

  • Исполнение Предписания о недопустимости нарушений
  • Исполнение Предписания об устранении допущенного нарушения
  • Исполнение Предписания об устранении причин и условий, способствующих правонарушению
  • Отсутствие задолженности по штрафу

Если есть предписания, то по мере их исполнения красный цвет будет переходить зелёный

5. Блок «Самообучение», не участвует в расчёте интегральной риск-оценки

Расчет блока «Самообучение» осуществляется на основании оценки, полученной по результатам прохождения контрольного теста, размещенного в разделе меню Личного кабинета «Обучение» — «Тестирование».

  • организация (ИП) самостоятельно определяет сотрудников, которые будут проходить тест; (тестирование может пройти любой сотрудник организации (ИП);
  • количество попыток прохождения тест не ограничено (при расчете учитывается только последний результат).

Время для прохождения теста 60 минут.

Этот блок Росфинмониторинг намерен в дальнейшем развивать, вплоть до прохождения целевого инструктажа через видеокурсы в личном кабинете. Возможно это когда-нибудь и произойдёт. По мнению представителя Росфинмониторинга Шоломицкой Ольги Александровны, эта тема интересная, но немного бесперспективная. Потому что да – прослушать можно, да – на тест ответить можно, но это не заменит проведение очного и онлайн форматов, когда можно обсудить назревшие проблемы, уточнить сложные вопросы: «С моей точке зрения, видеокурс возникающие сложности не снимет. Посмотрим, как это будет работать».

6. Блок «Добровольное сотрудничество»

Блок из одного показателя и принимает положительное значение при заполнении вопросника «Проверь свой риск». Это направление будет развиваться, готовиться новые анкеты.

Предоставление ответов на Вопросник.

Росфинмониторинг сформировал анкеты, на основании которых ставились оценки, указывались недочёты в работе. Вопрос анкетирования будет развиваться в режиме добровольного сотрудничества в направление обмена информации о тех рисках, которые вы видите в своей деятельности, в отношение ваших клиентов, в отношение операций, которые у вас осуществляются. Этот обмен крайне необходим прежде всего для Росфинмониторинга, для полного понимания рисков в том или ином виде деятельности. Будет и обратная связь для субъектов 115-ФЗ. Как рекомендации о выявленных недочётах в работе организации.

История оценок: Это информация будет интересна для руководителя компании, для специального должностного лица.

Календарь обучающих мероприятий

Электронные курсы:. Постепенно заполняются, будет блок видео лекций. Можете проходить обучение сами, можете проводить обучение для своих сотрудников, это направление будет развиваться.

Тестирование: Для того, чтобы вы могли себя проконтролировать, закрепить пройденное обучение.

Проверка клиента

30 мая 2018 года была подписана Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Там описаны риски и угрозы, которые существуют по линии отмывания денег в Российской Федерации, а это подразумевает под собой то, что субъекты первичного финансового мониторинга обязаны учитывать их и использовать в своей работе, т.е. организовать так свою работу, чтобы эти риски минимизировать. Это и будет общая эффективность. Опубликована также Национальная система рисков. Это дополняющие друг друга документы. Публичная часть этого документа есть на официальном сайте, полный текст доведён через Личный кабинет. Фокусировка на те риски и угрозы, которые указаны в этих документах, являются для вас обязательной.

Для того, чтобы оценивать своего клиента, проводить анализ, вам необходимо получать как можно больше информации о нём. В этом блоке собраны все доступные базы данных государственных органов:

  • Росфинмониторинга
  • Федеральной налоговой службы
  • Министерство внутренних дел
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Росреестр
  • Минюст России
  • Федеральная нотариальная палата
  • Центральный Банк Российской Федерации
  • Российская государственная пробирная палата
  • Роскомнадзор

Сейчас простым нажатием можно перейти на сайт для того, чтобы проверить клиента. Рассматривается вопрос о формирование единого отчёта по всем ресурсам, чтобы облегчить вам проверку. Здесь вопрос не о том, что мы вас контролируем, а чтобы вы могли оценивать своего клиента, присваивать ему уровень риска и потом полноценно предоставлять сведения в РФМ. Без получения дополнительной информации это сделать предоставляется сложно. По своим мироощущениям – это, конечно, интересно, но полноценный анализ сделать затруднительно.

Самым полезным является сайт Федеральной налоговой службы с их ресурсом проверки контрагента, сайт Министерства внутренних дел (проверка паспортов).

Подозрительная операция

Признание операции подозрительной – это субъективное мнение компании. Претензии не будут предъявлены ни к вам, ни к вашему клиенту. Это маркер для Росфинмониторинга, что у вас есть какие-то сомнения. Если представляете информацию, укажите, пожалуйста, причину того, что именно показалось вам подозрительным. По поведению клиента можно судить о многом: нерешительность, давление со стороны третьих лиц.

Вы и ваш банк могут по-разному оценивать риски. Вы видите своего клиента, оцениваете его. Банк видит только платёжку. Работа службы безопасности банков находятся сейчас на очень высоком уровне, о чём свидетельствует большое количество отказов со стороны банков. ИП, малый бизнес, к сожалению, пострадали больше всех, потому что их деятельность чаще связана с обналичиванием денег, с операциями, которые попадают под режим ПОД/ФТ. Большой поток операций не позволяют банку детально и скрупулёзно рассматривать каждую сделку. Росфинмониторинг ведёт сейчас совместную работу с Банком России в этом направлении.

Проверки Росфинмониторинга

Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Приказом Росфинмониторинга от 06.06.2012 №192 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства (далее – Административный регламент).

Административный регламент устанавливает порядок, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) Росфинмониторинга и его территориальными органами при проведении проверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, в отношении которых Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и при привлечении лиц, виновных в нарушении данного законодательства, к административной ответственности (п. 1 Административного регламента).

Полномочия Росфинмониторинга

Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

1. Запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию от юридических и физических лиц, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Должностные лица Росфинмониторинга и его территориальных органов имеют право истребовать документы и информацию, необходимые для ее осуществления (п. 6 Административного регламента).

В свою очередь юридические и физические лица обязаны представить должностным лицам Росфинмониторинга и его территориальных органов документы и информацию, необходимые для осуществления государственной функции, в установленные сроки (п. 9 Административного регламента).

2. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Информирование заинтересованных лиц по вопросам применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется:

  • с использованием средств телефонной связи;
  • с использованием почтовой связи;
  • путем электронного информирования посредством размещения на официальном сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» www.gosuslugi.ru.

3) Проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля.

Порядок проведения проверки Росфинмониторингом в отношении индивидуальных предпринимателей не утвержден. Вместе с тем, представляется, что в отношении индивидуальных предпринимателей допустимо применение правил проведения проверки юридических лиц.

Проведение проверки Росфинмонитрингом

Основанием для начала исполнения должностными лицами Росфинмониторинга (территориального органа) данной административной процедуры является приказ о проведении проверки.

Приказ подписывается руководителем Росфинмониторинга (заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей), руководителем территориального органа (заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей), заверяется печатью Росфинмониторинга (территориального органа) с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Приказ о проведении проверки должен содержать:

  • наименование органа — Росфинмониторинг (его территориальный орган);
  • цель и правовые основания проведения проверки;
  • наименование организации (ее филиала), в которой проводится проверка, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), место нахождения организации и (или) место фактического осуществления деятельности организации (филиала);
  • период деятельности организации (филиала), подлежащий проверке;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки;
  • дату начала и дату окончания проверки.

Предметом проверки является соблюдение организацией и ее должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:

  • соблюдение организацией требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма о постановке на учет в Росфинмониторинге;
  • наличие в организации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных руководителем, соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их реализация;
  • наличие в организации специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • соблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • соблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;
  • соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
  • соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
  • соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;
  • соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;
  • соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.

Выездная проверка осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем проверки, который указывается в приказе о проведении проверки.

Камеральная проверка может осуществляться одним должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки.

Проверке подлежит любой период деятельности организации, с учетом сроков хранения организацией документов и сведений, установленных Федеральным законом (5 лет).

Выездные проверки в отношении одной организации проводятся не чаще одного раза в год.

Повторная выездная проверка за один и тот же период деятельности организации проводится только по приказу руководителя Росфинмониторинга (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей) на основании письменного мотивированного представления руководителя территориального органа (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей).

В случае осуществления организацией действий (бездействия), препятствующих проведению проверки, составляется акт о воспрепятствовании проведению проверки.

Акт должен составляться на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц.

Акт о воспрепятствовании проведению проверки подписывается должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(и) на проведение проверки.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 30 календарных дней.

Срок проведения камеральной проверки не может превышать 90 календарных дней.

По письменному мотивированному представлению руководителя проверки или должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки, срок проведения проверки, осуществляемой Росфинмониторингом, может быть продлен приказом руководителя Росфинмониторинга (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей) проверки, проводимой территориальным органом, — приказом руководителя территориального органа (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей) не более чем на тридцать календарных дней.

Приказ о продлении срока проведения проверки должен быть подписан до окончания ранее установленного срока проверки.

Проверяемая организация информируется о продлении срока проведения проверки в течение трех рабочих дней после даты регистрации приказа, путем его предъявления руководителю организации или уполномоченному представителю организации (по желанию организации предоставляется копия указанного приказа), либо копия приказа направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Выездная проверка Росфинмониторинга

Выездные проверки осуществляются путем анализа документов и иной информации, полученных от организации или ее филиалов на основании требования о предоставлении документов и информации.

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и (или) по месту фактического осуществления деятельности проверяемой организации (ее филиала).

Проверка начинается с того, что руководитель проверки знакомит руководителя организации или уполномоченного представителя организации с приказом о проведении проверки.

Приказ о проведении выездной проверки предъявляется одновременно со служебными удостоверениями членов комиссии.

По желанию организации может быть предоставлена копия приказа о проведении выездной проверки.

После ознакомления с приказом о проведении проверки руководителю организации или уполномоченному представителю организации вручается требование о предоставлении документов и информации (далее — требование).

Требование подготавливается в двух экземплярах и подписывается руководителем проверки. Один экземпляр вручается руководителю организации или уполномоченному представителю организации. На втором экземпляре требования руководитель организации или уполномоченный представитель организации проставляет отметку о получении с подписью и с указанием фамилии, должности и даты получения.

В требовании перечисляются документы, необходимые для осуществления проверки вопросов, указанных в пункте 24 Административного регламента.

Организация обязана представить должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки, документы (копии документов) и информацию, необходимые для проведения выездной проверки, в срок, указанный в требовании.

Представляемые копии документов (информация) должны быть заверены в установленном порядке (копия каждого листа документа должна содержать надпись «Копия верна» и быть заверена подписью руководителя организации или уполномоченного представителя организации с указанием даты заверения копии, а также оттиском печати организации, либо документы должны быть сшиты, пронумерованы, заверены подписью руководителя организации или уполномоченного представителя организации и скреплены печатью организации). Оригиналы документов предоставляются только для изучения в помещении проверяемой организации (филиала). Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, запрашивают изготовление копий любых документов организации, предоставленных для проведения проверки.

В случае если по требованию документы (копии документов) и информация не могут быть предоставлены в установленный срок либо отсутствуют, руководитель организации или уполномоченный представитель организации должен до истечения такого срока предоставить руководителю проверки письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.

При необходимости должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, запрашивают и получают как устные, так и письменные пояснения от сотрудников организации. Письменные объяснения представляются на имя руководителя проверки.

После получения истребованных документов и информации комиссия приступает к их изучению и анализу с точки зрения соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Камеральная проверка Росфинмониторинга

Камеральные проверки осуществляются путем анализа документов и информации, полученных от организации (филиала) по письменным запросам Росфинмониторинга или его территориальных органов (далее — запрос).

Кроме того, дополнительно могут использоваться информация о проверяемой организации (филиале), имеющаяся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа), а также информация и документы, полученные при необходимости в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления на основании постановления Правительства Российской Федерации N 425.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения Росфинмониторинга или его территориальных органов.

Запрос оформляется на бланке Росфинмониторинга (территориального органа) и подписывается руководителем Росфинмониторинга или заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей (руководителем территориального органа или заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей).

Запрос с приложением копии приказа о проведении проверки направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или может быть доставлен нарочным.

Днем получения организацией запроса считается дата вручения заказного почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении, либо дата вручения запроса на представление документов и информации нарочным.

Организация обязана представить Росфинмониторингу или его территориальному органу документы (копии документов) и информацию, необходимые для проведения камеральной проверки, в течение семи календарных дней со дня получения запроса.

Документы (копии документов) и информация, необходимые для проведения камеральной проверки, представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя организации или уполномоченного представителя организации путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или представления непосредственно Росфинмониторингу (территориальному органу) представителем организации.

Представляемые копии документов (информация) должны быть заверены в установленном порядке (копия каждого листа документа должна содержать надпись «Копия верна» и быть заверена подписью руководителя организации или уполномоченного представителя организации с указанием даты заверения копии, а также оттиском печати организации, либо документы должны быть сшиты, пронумерованы, заверены подписью руководителя организации или уполномоченного представителя организации и скреплены печатью организации).

В случае если по запросу документы (копии документов) и информация не могут быть предоставлены в течение семи календарных дней со дня получения запроса либо отсутствуют, руководитель организации или уполномоченный представитель организации должен до истечения такого срока предоставить письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения запроса.

Днем представления организацией документов (копий документов) и информации Росфинмониторингу или его территориальному органу считается:

  • для документов (копий документов) и информации, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
  • для документов (копий документов) и информации, представленных непосредственно представителем организации, — дата, указанная в отметке Росфинмониторинга или его территориального органа о принятии сведений и документов.

После получения документов и информации должностные лица приступают к их изучению и анализу с точки зрения соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Оформление результатов проверки Росфинмониторинга

По результатам проверки должностным лицом или комиссией Росфинмониторинга (территориального органа), осуществляющим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

Акт проверки должен содержать следующие сведения:

  1. дату и место составления;
  2. наименование органа — Росфинмониторинг (его территориальный орган);
  3. дату и номер приказа, на основании которого проведена проверка;
  4. фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего(их) проверку;
  5. наименование проверяемой организации (филиала), ИНН, ОГРН, место нахождения организации и место фактического осуществления деятельности организации (филиала);
  6. проверяемый период;
  7. срок проведения проверки;
  8. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  9. подпись должностного(их) лица (лиц), проводившего(их) проверку;
  10. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя организации или уполномоченного представителя организации, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.

Акт составляется в пределах срока проведения проверки, установленного приказом на ее проведение. Дата подписания акта проверки, составленного по результатам проверки, считается датой окончания проверки.

Акт должен составляться на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц. При составлении акта должна быть обеспечена достоверность, объективность, обоснованность, системность и четкость изложения. К экземпляру акта проверки Росфинмониторинга или его территориального органа прилагаются заверенные подписью руководителя организации или уполномоченного представителя организации и печатью организации копии документов, подтверждающие информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

К акту проверки могут быть приложены объяснения сотрудников организации.

Оба экземпляра акта проверки подписываются должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(и) на проведение проверки.

Второй экземпляр акта проверки в течение трех рабочих дней после даты его составления вручается руководителю организации или уполномоченному представителю организации под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта ознакомления или направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае отказа руководителя организации или уполномоченного представителя организации от ознакомления с актом выездной проверки должностные лица Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченные на проведение проверки, делают соответствующую отметку на каждом экземпляре акта проверки.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы Вы можете обратится за консультацией к нашим специалистам по телефону 8(843)209-05-31 8(843)265-52-32 или на электронную почту info@law115.ru

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх