ФЗ о гособоронзаказе

Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Нужно ли вести раздельный учет по госконтракту исполнителям третьего уровня? В чем он выражается? Как организовать?

ОТВЕТ

Обязанность вести раздельный учет при выполнении работ (оказании услуг) по госконтракту законодательно установлена для организаций, которым открывается лицевой счет в казначействе (казначейское сопровождение).

Для организации-соисполнителю по госконтракту, в отношении которой не осуществляется казначейское сопровождение, обязанность вести раздельный учет нормативными актами не установлена.

Однако следует учитывать, что если расходование бюджетных средств, которые будет получать головной исполнитель по госконтракту, подотчетно казначейству, то головной исполнитель и исполнитель вправе включить в условия договора обязанность соисполнителя третьего уровня вести раздельный учет по расходованию бюджетных средств, поскольку их отчетность без отчета соисполнителя будет неполной.

При этом не исключена ситуация, когда работы, услуги соисполнителя будут включены в отчет головного исполнителя без расшифровки статей расходования.

Таким образом, если расходование средств по госконтракту будет сопровождаться казначейством, вести раздельный учет вы обязаны. Также вы будете обязаны вести раздельный учет, если это включено в договор.

В любом случае нужно быть готовым к тому, что у вас могут запросить определение финансового результата в части выполнения госзаказа. Поэтому направляю рекомендации, какими документами следует воспользоваться при разработке методики раздельного учета затрат.

Механизм ведения раздельного учета Минфин России не устанавливает. В идеальном варианте затраты отражаются на специальных субсчетах бухгалтерской программы. Но если это невозможно, то раздельный учет может выполняться в разработочных таблицах, а в бухгалтерской программе отражаться в виде суммарных показателей.

ОБОСНОВАНИЕ

С 2019 года организации, выполняющие работы по госконтракту при казначейском сопровождении должны вести раздельный учёт затрат по каждому контракту в порядке, установленном для организаций, выполняющих гособоронзаказ.

При ведении раздельного учета нужно руководствоваться порядком, утвержденным Минфином.

В совместном письме Минфина России (N 09-01-05/11480) и Федерального казначейства от 21 февраля 2019 года (N 07-04-05/22-3551) разъясняется, что в случае, если исполнение государственного заказа сопровождается казначейском сопровождении целевых средств, юридические лица обязаны вести в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В указанном совместном письме сообщается:

«… при казначейском сопровождении целевых средств юридические лица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Порядком ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2019 г. N 4н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2019 г. N 53759) . «

Приказ Минфина России от 10.01.2019 N 4н «О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»» издан в категоричной форме, обязывающей получателя целевых средств:

  • вести раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств;
  • утвердить в учетной политике порядок ведения раздельного учёта;
  • вести аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета.

Помимо указаний по формированию фактических затрат на исполнение договора, распределения накладных расходов, оформления первичных учетных документов, Приказ № 4н устанавливает обязанность получателя представлять отчетность в казначейство по установленным формам (п. 11 Приказа № 4н) с приложением копий первичных (сводных) учетных документов.

На основании изложенного рекомендую детально изучить Приказ Минфина России № 4н, а также обратить внимание на Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500 «Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения». Поскольку до издания приказа № 4н порядок раскрытия структуры цены государственного контракта, ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также порядок проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта регулировался приказом № 500.

Учитывая, что приведенные в обоих приказах формы носят все-таки рекомендательный характер, для разработки и утверждения порядка раздельного учета использование обоих приказов будет полезным. Тем более, что в приказе № 500 рекомендации изложены более конкретнее.

Содержание

Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?

Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:

  • головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
  • исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).

Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы ведете раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:

  • «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях»;
  • «Рабочий план счетов бюджетного учета».

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:

  • 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
  • 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
  • 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).

Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.

Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.

Для грамотной настройки «1С» необходимо:

  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.

Итоги

Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.

О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Пример учетной политики по гособоронзаказу. Гособоронзаказ и как учитывать его исполнение

Концепция раздельного учета по контрактам ГОЗ Общее понятие раздельного учета Требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту для головных исполнителей и по каждому контракту для участников кооперации по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ) закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 : «8.1.

Головной исполнитель : 18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. 8.2. Исполнитель : 16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту».

Как организовать раздельный учет

» Да, можно.

Игоря Ложникова, государственного советника Российской Федерации 1-го класса Что такое гособоронзаказ и как учитывать его исполнение Основные правила бухучета Бухучет по гособоронзаказу ведите в общем порядке с учетом:

  1. Порядка , утвержденного приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200 ;
  2. требований Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ ;
  3. Правил , утвержденных ;

Главное в бухучете гособоронзаказа – это раздельный учет результатов финансово–хозяйственной деятельности по каждому госконтракту, контракту (подп.

Главное в бухучете гособоронзаказа – это (подп. 18 п. 1 , подп. 16 п. 2 ст. 8, подп. 11 п. 1 ст. 10 не говорит, как именно реализовать такое требование. Вместе с тем, вести раздельный учет именно в бухгалтерской программе он не обязывает. № 275-ФЗ)

Аудируемость данных раздельного учета по контрактам в сфере ГОЗ

Текст: А.В.

18 п. 1 , подп. 16 п. 2 ст. 8, подп. 11 п. 1 ст. 10 Закона от 29 декабря 2012 г.

Яковлев, Фирма «1С» Ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам государственного оборонного заказа призвано обеспечить получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ.

Консалтинг для ОПК Исполнители гособоронзаказа должны быть готовы подтвердить факт ведения раздельного учета по контрактам ГОЗ и достоверность данных, отраженных в отчетности. Раздельный учет как система экономического мониторинга хозяйственной деятельности организации реализуется посредством механизмов бухгалтерского учета и обеспечивает: ■ полноту учитываемых хозяйственных операций; ■ достоверность отражаемых фактов хозяйственной жизни; ■ обоснованность использованных стоимостных оценок.

Регистрируя факты хозяйственной жизни, бухгалтерский учет формирует информацию о непрерывном движении ресурсов и хозяйственных процессов.

Гособоронзаказ 2020: концепция раздельного учета по контрактам

Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

20.06.2018 подписывайтесь на наш канал

Правительство изменило правила ведения раздельного учета организациями, выполняющими гособоронзаказ за счет средств федерального бюджета. Эксперты «1С» А.В. Моничев и А.В.

Яковлев поясняют концепцию раздельного учета.

Поправки, внесенные Постановлением Правительства от 04.05.2018 № 543, вводят особые правила ведения раздельного учета для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ.

Эти правила распространяются не только на головных исполнителей гособоронзаказа, но и на организации, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнителей, участников кооперации).

Раздельный учет при гособоронзаказе учетная политика.

Раздельный учет по контрактам ГОЗ и бухгалтерский учет организации.

Внесение изменений в плановые показатели поступлений и выбытий по государственному оборонному заказу

Любое изделие, созданное человеком, требует затрат времени, материалов, энергии и т.д.

Никто не создает бесполезных предметов. А потому, в любом товаре «сидят» вполне определённые, конкретные затраты, которые и определяют себестоимость изделия в целом.

Как определить, а случае необходимости и обосновать величину затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции? Выход один — вести раздельный учет. Тема раздельного учета затрат по контрактам (заказам) становится все более актуальной и интересной.

Особенно если это государственный контракт. Тут главное – не запутаться. Во-первых , раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ);Во-вторых , есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.В-третьих , раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат)

Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу

Ведение бухгалтерского учета Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц.

сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели > > > 28 февраля 2020 Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту. Какие нормативные документы регламентируют учетные нюансы гособоронзаказа и как организовать такой учет, узнайте из нашей статьи. Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны: головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8)

Учетная политика в рамках гоз.

Как организовать раздельный учет

» Любое изделие, созданное человеком, требует затрат времени, материалов, энергии и т.д.

Никто не создает бесполезных предметов. А потому, в любом товаре «сидят» вполне определённые, конкретные затраты, которые и определяют себестоимость изделия в целом. Как определить, а случае необходимости и обосновать величину затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции?

Выход один — вести раздельный учет.

Тема раздельного учета затрат по контрактам (заказам) становится все более актуальной и интересной. Особенно если это государственный контракт. Тут главное – не запутаться. Во-первых , раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ);Во-вторых , есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.В-третьих , раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин.

результат)

Скачать пример учетной политики по гособоронзаказу. Гособоронзаказ и как учитывать его исполнение.

Банковское сопровождение ГОЗ

Любое изделие, созданное человеком, требует затрат времени, материалов, энергии и т.д. Никто не создает бесполезных предметов.

А потому, в любом товаре «сидят» вполне определённые, конкретные затраты, которые и определяют себестоимость изделия в целом. Как определить, а случае необходимости и обосновать величину затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции? Выход один — вести раздельный учет.

Тема раздельного учета затрат по контрактам (заказам) становится все более актуальной и интересной.

Особенно если это государственный контракт. Тут главное – не запутаться. Во-первых , раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ);Во-вторых , есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.В-третьих , раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин.

результат)

Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу — все о налогах

Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту.

Какие нормативные документы регламентируют учетные нюансы гособоронзаказа и как организовать такой учет, узнайте из нашей статьи.

Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:

  1. головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
  2. исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).

Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей: Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

Учетная политика для раздельного учета гособоронзаказ. Раздельный учет по гособоронзаказу. Типовые формы РКМ ГОЗ

Организация занимается оптовой торговлей (общая система налогообложения).

Она является торговой, бухгалтерский учет по основной деятельности ведется с использованием счетов 41 и 44. Как организации организовать раздельный учет расходов и выручки при поставках продукции в рамках исполнения гособоронзаказа? Как это отразить в налоговом и бухгалтерском учете?

Нужно ли это отражать в отчетности и в какие органы ее сдавать? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Фактические затраты по гособоронзаказу группируются исполнителем в регистрах аналитического учета в соответствии с Правилами N 47 и Порядком N 200 по каждому государственному заказу и виду продукции. Для целей ведения раздельного учета и формирования финансового результата по каждому гособоронзаказу исполнителю целесообразно ввести дополнительные субсчета к используемым счетам бухгалтерского учета.

Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации.

Раздельный учет затрат по ГОЗ на примере ФГУП ФНПЦ «ПО «СТАРТ» им.

М.В.Проценко

1 Докладчик: Е.А.Баранов2 Перечень внешних нормативных документов 1. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от ФЗ (отменивший действие Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от ФЗ).

2. Постановление Правительства РФ от

«О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»

3. Приказ Федеральной службы по тарифам от , 118

«Об утверждении методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику»

. 4. Методические рекомендации по планированию, учету и распределению затрат Госкорпорации «Росатом» и организаций атомной отрасли, утверждены приказом от /538-П. 5. ГК «Росатом» «Единые отраслевые методические рекомендации по прогнозированию и формированию

Как вести раздельный учет по гособоронзаказу

Задорожнева Александра 16 марта 2020 Ведение раздельного учета по гособоронзаказу обязательно для каждой организации-исполнителя.

Разобрали, что представляет собой раздельный учет затрат по ГОЗ и каков порядок его ведения. Затраты, возникающие в рамках исполнения ГОЗ, подразделяются на прямые и косвенные.

При выполнении контрактов, реализующих гособоронзаказ, раздельный учет затрат и формирование результатов являются необходимыми условиями ведения бухгалтерского и хозяйственного учета для организаций. Данный вид бухучета ведется с целью экономического обоснования определения стоимостной величины издержек, необходимых для производства продукции гособоронзаказа, отвечающей всем требованиям, установленным к ее качественным характеристикам. Согласно , ведение раздельного учета по гособоронзаказу осуществляют головные исполнители (пп.

Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Итоги

Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ.

Гособоронзаказ проходит этапы формирования, утверждения, размещения и выполнения. Формируется оборонный заказ на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения (ГПВ). Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гос. оборонного заказа разрабатываются с учетом госрегулирования цен и применяемых видов цен на продукцию оборонного назначения.
При утверждении Гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Размещение Гособоронзаказа производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом учитываются особенности, предусматриваемые законом 275-ФЗ для военной продукции.

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечивается банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации, а также государственным надзором (контролем) в сфере гособоронзаказа.

Госзакупки (госзаказ) и Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ)

Размещение гособоронзаказа как закупок для федеральных нужд производится в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» (N 44-ФЗ), однако не следует отождествлять госзакупки и Государственный оборонный заказ. 44-ФЗ не учитывает всех особенностей гособоронзаказа.
Госзаказ не является эквивалентом Гособоронзаказа. И ключевое слово здесь — оборонный.

Госзаказ (госзакупки). Под этими понятиями имеют ввиду сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Госзаказ – это Государственный заказ, а госзакупки – государственные закупки.

Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ) – это закупки для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, например, посредством «Рособоронэкспорт».
Сокращениями термина «Государственный оборонный заказ» являются Гособоронзаказ и ГОЗ.

ГОЗ не является сокращением от ГОсЗакупки (ГОсЗаказ).
Госзаказ – не есть сокращение от Гособоронзаказ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2013

Девятая редакция 275-ФЗ введена Федеральным законом от 29.07.2018 №263-ФЗ. Главное изменение – это появление Главы 3.3 «Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк».

Единственный производитель (поставщик) оборонного заказа

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и осуществляют контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях. Кроме того, ВП МО как представители Заказчика (ПЗ) участвуют в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, аванпроектов и контролируют их исполнение, а также выдают заключения о цене оборонной продукции.

На содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля отчисляются денежные средства в размере одного процента стоимости выпускаемой оборонной продукции. Контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.

ОЭП — основные экономические показатели (нормативы)

Основные экономические показатели предприятия, исполняющего Гособоронзаказ, согласуются с аккредитованным при нем военным представительством Министерства обороны. Согласованные экономические нормативы могут корректироваться вышестоящими структурами: ДАГК (Департаментом Аудита ГосКонтрактов) и УВЭА ГПВ и ГОЗ (Управлением Военно-Экономического Анализа Государственной Программы Вооружения и Государственного Оборонного Заказа).

ОЭП, как правило, определяют уровень средней заработной платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей); нормативы дополнительной заработной платы, накладных (общепроизводственных, общехозяйственных), транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, специальных затрат.
Согласование размера возмещения процентов по банковским кредитам, привлекаемым исполнителем для исполнения оборонного заказа, находится в ведении ДАГК и УВЭА.

Статья о государственном оборонном заказе подготовлена с использованием правовых актов и законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 1 июня 2019 года

Ремейк бородатого анекдота

Экономический отдел оборонного предприятия.
Все сотрудники уже давно работают на заводе. Прожжённые. Давно сидят вместе в одном кабинете.
Гособоронзаказ растет. Штаты растут. Взяли в отдел молодого экономиста. Обеденный перерыв.
Голос из угла комнаты: «118!». Большинство экономистов повеселело.
— 407! — в кабинете стало еще веселей.
— да ты бы ещё 200 или даже 37 вспомнил!
Новенький робко спрашивает рядом сидящего главного экономиста: «что это за числа, из-за которых все смеются?»
Старший отвечает: «Да, понимаешь, мы давно тут все вместе сидим. Все байки и анекдоты уже сотню раз друг другу пересказали. Чтобы не повторяться и не тратить свое драгоценное время, все пронумеровали. Называет кто-то номер, — все сразу и понимают о чем речь.»
Тут новый экономист как гаркнет на весь кабинет: «275. «.

Сегодня мы поговорим о государственном оборонном заказе. Если госзаказ – это заказ на исполнение работ, поставку товаров, предоставление услуг за счет госбюджета, то гособоронзаказ – это то же самое, но в сфере обороны и безопасности государства. Все закупаемое должно служить одной цели — обеспечение всем необходимым именно этих нужд.

В целом гособоронзаказ формируется на основании военной доктрины Российской Федерации, планов развития вооружения и ГПВ – государственной программы вооружения.

Поскольку это сфера, крайне важная для существования государства, здесь все более строгие правила контроля и учета. Заказчиков в государственном оборонном заказе определяет Правительство. Как правило, это органы исполнительной власти и федеральные казенные предприятия. Также зачастую государство устанавливает специальную квоту на продажу государственным поставщикам и подрядчикам определенного ресурса.

Военная сфера госзаказа регулируется при помощи 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе”. Сейчас действует уже седьмая редакция этого закона. Несмотря на то, что проведение госзакупок находится в рамках 44-ФЗ, закон о государственном оборонном заказе накладывает свои ограничения.

Средства, что выделяются на его реализацию, обеспечиваются банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации, дабы обеспечить максимальную исполняемость контракта. Помимо этого, за госконтрактами подобного рода осуществляется всесторонний государственный контроль.

В частности, исполнителей на местах контролируют Военные представительства Министерства обороны РФ. ВП заняты целым рядом вещей: они контролируют и согласовывают заключаемый контракт, участвуют в научно-исследовательских работах, и, что главное для поставщика – они способны выдать заключение о цене оборонной продукции. Оплата работы ВП проводится за счет отчисления 1% от стоимости той оборонной продукции, которая была выпущена.

Основные Экономические Показатели предприятия-подрядчика устанавливаются также в согласовании с Военными представительствами. Они определяют уровень зарплат на производстве, нормативы, внепроизводственные расходы, и другое.

Закупки в рамках ГОЗ также выкладываются на сайте ЕИС, как и другие. Однако и здесь есть своя специфика: как правило, заказчик и поставщик зачастую образуют неразрывные технологические цепочки, ввиду этого конкуренция поставщиков для целого кластера заказчиков попросту невозможна. Поэтому в государственном оборонном заказе существует понятие единственного поставщика, или производителя – создающего уникальную (безальтернативную) военную продукцию.

Подобные поставщики включены в специальный Реестр единственных поставщиков.

Из чего же состоит ГОЗ? В государственном оборонном заказе, как правило, закупаются:

— Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники;

— Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения оборонного заказа, а также повышения мобилизационной подготовки экономики;

— Серийное производство и поставки вооружения и военной техники, а также комплектующих изделий и материалов;

— Работы по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием, а также по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники;

— Работы в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами;

— Работы по мобилизационной подготовке экономики страны;

— Поставки продукции, работ, услуг для нужд гражданской обороны;

— Производство вещевого и военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров;

— Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности РФ, в том числе для утилизации и уничтожения выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники.

Предприятия оборонного комплекса РФ обязаны проводить все закупки по 275-ФЗ. В некоторых моментах его требования гораздо строже 44-ФЗ. Разберемся в нюансах.

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

Платить налоги и сборы,

Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.

Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

Как в 44-ФЗ и 223-ФЗ, заказчики гособоронзаказа могут объявлять открытые и закрытые конкурсы. Приглашения на них высылают определенному кругу зарекомендовавших себя поставщиков. Попробуйте с простых открытых закупок, узнайте на практике все правила игры, возможно, в итоге вы займете нишу, которая даст вашей компании стабильный доход.

Прямо сейчас можно поучаствовать в таких закупках в рамках гособорозаказа:

  • ремонт кондиционеров в Нижегородской области на 262 000 рублей,
  • продукты питания в Амурской области на 109 000 рублей, ​
  • строительные смеси в Мурманской области на 847 000,
  • поставка сыра в Уфе на 135 000 рублей,
  • офисная бумага в Чувашии на 314 000 рублей,
  • запчасти в Ставропольском крае на 136 000 рублей.

В этой статье мы рассказали о самых общих принципах участия в закупках по 275-ФЗ. Если у вас есть вопросы о более сложных и тонких моментах, связанных с участием в конкретной процедуре, напишите нам — мы разберемся в ситуации, ответим вам и выпустим отдельную статью с разбором практических ситуаций.

Что значит быть участником закупок по ГОЗ?

У вас не будет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства

Будьте готовы в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:

  • Любые документы в рамках контракта.
  • Информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Внимательнее работать с субисполнителями

До заключения контракта:

  • Обязательно предупредите, что работаете с ними в рамках ГОЗ.
  • Расскажите о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.

Во время исполнения контракта:

  • Не раскрывайте гостайну субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ.
  • Будьте готовы отвечать на миллион вопросов.

Придется вести раздельный финансовый учет

Денежные потоки в рамках ГОЗ контролируются государством, поэтому в них нельзя включать другие расходы юрлица. Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.

Идентификатор контракта — главный ингредиент всех документов

Не забывайте включать идентификатор госконтракта во все документы, связанные с его исполнением, в том числе в договоры с субисполнителями, во все счета-фактуры и другие бухгалтерские документы. В противном случае могут быть проблемы с получением денег от заказчика.

Один спецсчет — для обеспечения заявок, другой — для расчетов с заказчиком

В закупках по ГОЗ тоже требуется обеспечение заявок через спецсчет, как в закупках по 44-ФЗ.

А после победы придется открыть другой спецсчет — в казначействе, куда заказчик перечисляет аванс. Контроль достаточно жесткий. Пока контракт не выполнен, деньги, полученные по ГОЗ, нельзя использовать на нужды юрлица, только на исполнение контракта или зарплату. О спецсчете в казначействе мы писали в отдельной статье, а ниже расскажем подробнее о получении выплат.

Часть закупок закрытые или с гостайной

Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной ЭТП АСТ ГОЗ.

Если вы планируете принимать участие в торгах ГОЗ, рекомендуем пройти регистрацию на площадке заранее. Регистрация занимает около 10 дней. Зато вы также сможете принимать участие в закрытых закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В некоторых закупках требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинскую часть без такой лицензии. Как ее получить, мы (спойлер: это непросто).

Товары будут принимать с лупой

Товар должен на 100% соответствовать требованиям. На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.

Кроме того, практически никогда нельзя предлагать иностранный товар. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, кроме стран Евразийского экономического союза. Исключение — если товар не производится на территории ЕЭС.

У вас будет мало конкурентов

Это основной аргумент «за» участие в ГОЗ. Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т.д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.

Как получать деньги во время и после исполнения контракта

Об общих правилах расчетах по гособоронзаказу мы писали в установочной статье про гособоронзаказ и казначейское сопровождение. В этой статье расскажем о моментах, которые вызывают больше всего вопросов.

Кто точно должен открывать счет в казначействе и когда?

Первым спецсчет в территориальном казначействе открывает головной исполнитель — победитель закупки, чтобы указать в госконтракте реквизиты для перечисления аванса и выплат. Дальше у него есть выбор:

  1. Сделать все работы/ поставить товары за свой счет. В этом случае до полного исполнения контракта можно потратить бюджетные деньги только на зарплату.
  2. Все подрядчики головного исполнителя с договорами больше 100 тыс.рублей тоже открывают счета. Тогда казначейство будет платить за товары и услуги им напрямую – до поставки (при согласовании ее необходимости) или после (с подтверждающими документами).

Если субподрячик головного исполнителя планирует что-то закупать у своего субподрядчика на сумму больше 100 тыс. рублей и не платить ему собственные деньги, то субсубподрядчику тоже нужен счет в казначействе.

Субподрядчикам «четвертого колена» спецсчета не нужны.

Как получить свои деньги?

Каждый год вступает в силу новый приказ о санкционировании выплат. В 2019 году казначейство действует по приказу от 11 декабря 2018 № 259 н. Деньги от заказчика можно получить только на цели из этого перечня, например «выплаты персоналу», «реклама», «приобретение ж/д билетов» и т.д.

Если вы хотите внести предоплату субподрядчику. В платежном поручении нужно прописать детализированное назначение платежа, соответствующее укрупненному коду расходования целевых средств (все варианты есть в приказе № 259 н).

Если акты с субподрядчиком уже подписаны. Тогда нужно заполнить заявление на раскрытие счета по статье «прочие выполненные работы». Вместе с заявлением от вас потребуют все обосновывающие материалы, включая фото и видеофиксацию совершенных событий. В некоторых случаях казначейство может назначить выездную проверку. Грубо говоря, чтобы убедиться, что ремонт выполнен или продукты питания уже на складе.

Если деньги будут использованы не по назначению, то казначейство имеет право приостановить операции по счету.

Можно ли получить больше указанной в контракте прибыли?

На часть товаров (перечень из постановления правительства № 1465) себестоимость товара и прибыль в контрактах по ГОЗ регулируются государством. Размер прибыли стороны фиксируют в госконтракте при его заключении. Варианты расчета также есть в постановлении №1465.

Для головных исполнителей, которые считают цену товаров затратным способом, применяется правило «20+1». Согласно ему, 20% рентабельности компания может добавить на свои издержки: оплату труда, производство. Но если исполнитель не производит, а закупает комплектующие, то на них можно добавить только 1%.

Согласно п. в.) ст. 8.3 № 275-ФЗ деньги в качестве прибыли можно списывать на банковские счета юрлица только после исполнения контракта. Если исполнитель получил больше прибыли в ходе исполнения контракта (смог на чем-то сэкономить), прибыль можно увеличить по соглашению сторон, прописав это в допсоглашении с заказчиком.

Нормативные материалы

Также в этой статье собрали для вас все законы, которые регулируют ГОЗ:

  • В 2018 году вступило в силу ПП РФ №1465 от 02.12.2017 о госрегулировании ценообразования на продукцию ГОЗ.
  • В УК РФ введена статья 201.1 Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
  • Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 о нацрежиме в ГОЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 826 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники».
  • Приказ № 1680 от 28.12.2017 устанавливает обновленные правила казначейского сопровождения ГОЗ.
  • ПП РФ №1585 от 19.12.2017 определяет порядок составления и ведения реестра недобросовестных поставщиков по гособоронзаказу.
  • Постановление правительства от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения раздельного учета”.

Участие в торгах ГОЗ на первый взгляд выглядит достаточно непросто, но на практике процесс практически аналогичен обычным госзакупкам. Основное отличие в повышенном контроле со стороны государства и порядке получения оплаты.

Потратьте время, чтобы во всем разобраться, или обратитесь к специалистам по сопровождению. Новичку в ГОЗ они помогут избежать ошибок и понять схему действий. А дальше можно будет участвовать и исполнять выигранные контракты самостоятельно.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх