Государственный эпидемиологический надзор

Содержание

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

В соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан. Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, созданные в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
1. контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
3. меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
4. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
5. проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
6. разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
7. статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел. На эмблеме Роспотребнадзора изображен серебряный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями, увенчанный короной с лентами. В лапах орел удерживает щит с золотым полем. В поле щита — красный прямой равноконечный контурный крест. В центре креста — красный посох Асклепия.

Эмблема Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения?
2. Что такое социально-гигиенический мониторинг?
3. Посредством чего обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения?
4. Назовите права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. Назовите права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6. Какие существуют требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания для здоровья человека?
7. Какие требования санитарного законодательства предъявляются к дошкольным и другим образовательным учреждениям?
8. Что относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям?
9. Как осуществляется гигиеническое воспитание и обучение граждан в РФ?
10. Какие виды деятельности подлежат обязательному лицензированию?
11. Что включает в себя государственный санитарно-эпидемиологический надзор?
12. Что Вы знаете о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2004 г. N 322

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 июня 2004 г. N 322

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания в том числе:

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.5. утратил силу с 1 ноября 2011 года. — Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845;

5.1.6 — 5.1.7. утратили силу с 1 мая 2020 года. — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 624;

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

5.2.1 — 5.2.2. утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.2.7. устанавливает требования к организации питания и качеству пищевых продуктов, включая нормы обеспечения питанием, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека;

5.2.8. устанавливает нормы обеспечения питанием детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, допустимые нормы замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами;

5.2.9. устанавливает критерии отличительных признаков пищевых продуктов, информация о которых указывается на добровольной основе в маркировке пищевых продуктов;

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

5.7(1). осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду — в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

5.8(3). устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

9.2.7. утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 26.03.2019 N 313;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов — главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — г. Москва.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 30.04.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Приказ Роспотребнадзора от 06.12.2016 N 1196 «Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных работ, выполняемых в сфере защиты прав потребителей»

Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 10, ст. 1041, N 42, ст. 5750; 2015, N 28, ст. 4237), пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 52, ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548, N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823, N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935, N 43, ст. 6079; 2012, N 27, ст. 3729; 2013, N 5, ст. 405, N 22, ст. 2812, N 45, ст. 5822; 2015, N 2, ст. 491, N 31, ст. 4680; 2016, N 28, ст. 4741), приказываю:

Решение Верховного Суда РФ от 17.02.2015 N АКПИ14-1454

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1). Осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (пункт 5.8(1) Положения).

Приказ Роспотребнадзора от 05.11.2015 N 1171 (ред. от 21.09.2016) «Об утверждении методических рекомендаций «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (вместе с «МР 5.1.01106-15. Государственное санитарно-гигиеническое нормирование Российской Федерации. 5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Методические рекомендации»)

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775 (ред. от 22.07.2016) Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений

Приказ Роспотребнадзора от 27.12.2013 N 987 (ред. от 13.06.2017) Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)

Приказ Роспотребнадзора от 01.08.2006 N 225 (ред. от 22.07.2016) «О санитарно-эпидемиологической экспертизе пестицидов и агрохимикатов» (вместе с «Порядком организации санитарно-эпидемиологической экспертизы пестицидов на территории Российской Федерации», «Порядком организации санитарно-эпидемиологической экспертизы агрохимикатов на территории Российской Федерации)», «Порядком организации санитарно-эпидемиологической экспертизы ветеринарных препаратов на территории Российской Федерации», «Положением о Комиссии по проблемам гигиены и токсикологии пестицидов и агрохимикатов») (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2006 N 8316)

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3510), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899) приказываю:

Приказ Роспотребнадзора от 18.06.2014 N 489 (ред. от 13.06.2017) Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах

Приказ Роспотребнадзора от 05.05.2014 N 383 (ред. от 22.07.2016) О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)

Приказ Роспотребнадзора от 05.05.2014 N 384 (ред. от 22.07.2016) О лицензировании управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337, N 52, ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548, N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2011, N 14, ст. 1935; N 43, ст. 6079; 2012, N 27, ст. 3729; 2013, N 5, ст. 405; N 22, ст. 2812), в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1991) приказываю:

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

9. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.

Всего найдено: 3

Вопрос № 305371

Добрый день! Как правильно — эпидемическая обстановка (ситуация) или эпидемиологическая? А можно сказать — санитарно-эпидемиологическая обстановка? (Ведь в словаре есть только слово «санитарно-эпидемиологический…) Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

С частью санитарно сочетается только прилагательное эпидемиологический. Обстановка (ситуация) может быть и эпидемической, и эпидемиологической. По нашим наблюдениям, оборот эпидемиологическая обстановка (ситуация) встречается значительно чаще. Оборот эпидемическая обстановка (ситуация) употребляется в основном в текстах научного и делового стиля.

Вопрос № 286575

Доброго времени суток. Подскажите, как правильно: эпидемиальные вспышки или эпидемиологические?

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное эпидемиальный в нормативных словарях русского языка не зафиксировано. Есть прилагательные эпидемиологический (от эпидемиология – раздел медицины, изучающий эпидемические заболевания, их лечение и профилактику) и эпидемический (от эпидемия). Правильно: эпидемические вспышки.

Вопрос № 212533

Как говорить правильно: «эпидемический» или «эпидемиологический» порог гриппа?

Ответ справочной службы русского языка

Считаем, что корректно _эпидемический порог гриппа_ (в значениии «свойственный эпидемии, характерный для нее»).

Комментарии к статье:

§ 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор России) осуществляет надзор за соблюдением всеми организациями в России санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил. Этот федеральный специализированный надзор, называемый Государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ, является единой федеральной централизованной системой органов и учреждений, входящих в систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного в 2004 г. Минздрава РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 20 мая 2004 г.) (РГ. 2004. 12 марта).
Полномочия Минздравсоцразвития РФ и указанной Федеральной службы в области санитарно-эпидемиологического надзора определены в Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 (РГ. 2004. 8 июля) (в редакции от 31 декабря 2004 г.), и в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 (РГ. 2004. 8 июля).

§ 2. Работники органов Госсанэпиднадзора при осуществлении своей надзорной деятельности независимы и подчиняются только закону. При этом они руководствуются главой VI Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650), где предусмотрены основные принципы организации этой службы (ст. 46), должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор (ст. 49), их права и обязанности, ответственность (ст. 50 — 53) и порядок обжалования действий инспекторов Госсанэпиднадзора (ст. 54).
Инспекторы санэпиднадзора руководствуются также конкретизирующим указанный Закон Положением о Госсанэпидслужбе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (в редакции от 17 ноября 2004 г.). Это Постановление утвердило также и второй акт — Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295), по требованиям которого служба и осуществляет госсанэпиднадзор.

§ 3. Положение о службе Госсанэпиднадзора предусматривает ее задачи (пп. 3 и 13), структуру (п. 5), права и обязанности (п. 15), права структурных подразделений, исполнительных органов власти и иных государственных органов, входящих в службу, и центров санитарно-эпидемиологического надзора (п. 14), а также перечень должностных лиц службы, уполномоченных осуществлять госсанэпиднадзор от имени службы (п. 18).

§ 4. Согласно п. 4 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании на территории России действуют только федеральные санитарные правила. Если надо учесть особенности гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояние здоровья населения на территории субъекта РФ, применяются федеральные санитарные правила, установленные специально для данной территории. Инспекторы Госсанэпиднадзора в своей надзорной деятельности имеют ряд властно-надзорных прав, закрепленных в Положении о службе Госсанэпиднадзора, в том числе выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, указания об отстранении от работы бациллоносителей на пищевых предприятиях, а также наложение на виновных в нарушении санитарных правил штрафа.

Безопасность всегда стоит на первом месте для человека. Это касается прежде всего санитарно-эпидемиологической обстановки. Особенно в период эпидемий, обострения инфекционных заболеваний. Для того чтобы чрезвычайная обстановка не угрожала безопасности населения, созданы специальные контролирующие органы. Именно эти инстанции отвечают за предупреждение распространения эпидемий. Массовые отравления также в зоне особого внимания. Далее рассмотрим особенности и требования Санитарно-эпидемиологического надзора.

Определение контролирующих служб

Государственная служба по контролю утверждена постановлением Правительства РФ.

Санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью охраны здоровья и среды обитания человека.

Контроль проводится органами государственной эпидемиологической службы РФ. Существует специальный закон, который регламентирует действия этого органа.

В каждой области есть центр санитарно-эпидемиологического надзора. Он может быть ведомственным или государственным. Рассмотрим, кто руководит этой структурой.

Руководящий состав государственного контролирующего органа

За организацию санитарно-эпидемиологического надзора отвечают:

  • Главный государственный доктор России.
  • Руководители лечебных учреждений субъектов РФ в районах и городах.
  • Директора служб, защищающих права потребителей.
  • Главврач федеральной медико-биологической службы.
  • Главный врач Минобороны РФ.
  • Главврач МВД РФ.
  • Главврач ФСИН.
  • Главный медик ГУСПП РФ.
  • Руководитель управления делами президента РФ.
  • Главврач врач ФСБ РФ.
  • Главный врач ФС охраны РФ.
  • Врач ФСВНГ Российской Федерации.

Работу всех руководителей контролирует главный врач РФ. Они же могут выступать в роли заместителей. Рассмотрим, кто является руководителем центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Эта должность назначается вышестоящим органом по согласованию с учреждением Госсанэпидслужбы России.

Обязанности главврача Госсанэпидслужбы

Его должностные обязанности заключаются в следующем:

  • Организует работу по изучению санитарно-эпидемиологической обстановки.
  • Изучает действие и влияние негативных факторов на состояние здоровья населения.
  • Осуществляет контроль и принимает меры для улучшения состояния санитарной обстановки.
  • Налаживает совместную работу с общественными организациями и государственными органами в связи с гарантиями санитарно-эпидемиологического обеспечения граждан.
  • Предлагает новые пути по реализации улучшению и обеспечению санитарной обстановки.
  • Улучшает организацию и управление, а также планирование форм и методов работы контролирующих органов.
  • Контролирует подбор персонала с учетом их специальности, а также создает условия для повышения квалификации.
  • Следит за исполнением сотрудникам своих обязанностей и за соблюдением внутреннего режима работы.

В городах и крупных населенных пунктах существуют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Их главные врачи являются руководителями.

Службы госнадзора

Следует указать, какие службы относятся к органам санитарно-эпидемиологического надзора.

  • Санэпидемстанции. Они могут быть территориальными, республиканскими, областными, городскими, районными, линейными.

  • Центры санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Дезинфекционные станции и лаборатории.
  • НИИ и лаборатории по эпидемиологии.
  • Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток.
  • Дома санитарного просвещения.

Все эти службы носят характер и выполняют функции контроля и надзора. Далее рассмотрим, какие стоят перед ними задачи.

Задачи государственного надзора

Рассмотрим направление работы государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

  • Мониторинг состояния здоровья населения и оценивание ситуации на будущее время с учетом состояния окружающей среды.
  • Установление причин и обстоятельств массовых заболеваний.
  • Создание обязательств к исполнению, которые будут гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность для жителей.
  • Осуществление контроля за населением по поводу соблюдения всех норм и правил законодательства.
  • Проведение и контроль мероприятий, направленных на борьбу и профилактику эпидемий.

  • Принятие мер по прекращению санитарных нарушений.
  • Имеют право привлечь к ответственности за несоблюдение санитарных норм.

Ведомственный надзор

Это один из видов государственного органа. Направление деятельности следующее: осуществлять контроль за соблюдением санитарных норм на объектах отдельных министерств и ведомств.

К таким объектам относятся:

  • Войска.
  • Объекты Министерства обороны РФ.
  • МВД РФ.
  • ФСБ.
  • Министерство путей сообщения.

В задачи таких ведомств входит:

  • Организация профилактических мероприятий, которые преследуют цель предупредить массовые отравления, инфекционные и неинфекционные заболевания в коллективах, их семьях, а также среди уволенных в запас, на пенсию, среди курсантов, служащих в системе Министерства внутренних дел России.
  • Предотвращение негативного воздействия опасных факторов окружающей среды.
  • Обучение и контроль за соблюдением гигиенических санитарных норм.
  • Проведение профилактических мероприятий, предупреждающих массовые отравления и распространения различного генеза заболеваний среди лиц, которые содержатся в специальных условиях.

Федеральный госсанэпиднадзор

Рассмотрим, какие службы относятся к этому виду надзора.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют такие органы:

  • ФС по надзору соблюдения прав потребителей, а также территориальные органы.
  • ФМБА и ее местные подразделения.
  • Структурные подразделения специального назначения.

Госорганы контроля и подчиняющиеся им ведомственные и федеральные учреждения проводят работу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на государственном уровне и образовывают глобальную федеральную централизованную систему Госнадзора.

Направления работы Госнадзора

Выделим основные направления работы Центра санэпидемконтроля. Его специалисты:

  1. Создают систему норм санитарно-эпидемиологического надзора.
  2. Регулируют создание нормативной базы.
  3. Разрабатывают нормативы для федеральных санитарных и гигиенических служб. Утверждает и издает их.
  4. Занимаются созданием форм отчетности.
  5. Осуществляют проведение противоэпидемиологических мероприятий.
  6. Проводят санитарное обучение.
  7. Выявляют причины распространения и появления инфекционных, профессиональных, массовых заболеваний и отравлений.
  8. Учитывают и анализируют выявленные нарушения.

Категории риска

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере защиты прав потребителей при выполнении проверки деятельности физических и юридических лиц, а также производственных объектов относит последние к определенной группе риска. Воплощается в жизнь это согласно существующему законодательству.

Решение о том, к какой группе риска отнести объект, принимают:

  • Главный врач РФ. Если объект чрезвычайно высокого риска.
  • Главврач субъектов РФ или руководителями местных органов. Если объект относят к группе высокого или значительного риска.
  • Руководитель по месту расположения объекта госнадзора. Объект среднего или умеренного риска.

Плановые проверки в этом случае зависят от того, к какой категории риска относится объект:

  • Чрезвычайно высокого риска. Проверка 1 раз в году.
  • Высокого риска. 1 раз в 2 года.
  • Группа значительного риска. 1 раз в 3 года.
  • При установлении среднего уровня риска проверка рекомендуется один раз в 4 года.
  • При умеренном риске через каждые 6 лет.

На предприятиях, входящих в группу объектов с низким риском, не совершаются плановые проверки.

Какие решения могут принимать

Очень важно знать, какими полномочиями наделены органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Они:

  • Имеют право отстранить от выполнения своих обязанностей временно работника, который является носителем или источником возбудителя инфекционного заболевания.
  • Имеют право обследовать лабораторным путем граждан, которые имели контакт с инфицированным больным, и устанавливать за ними медицинское наблюдение.
  • В случае если гражданин является инфекционным больным и представляет угрозу для населения, могут провести обязательную госпитализацию.

Также они проводят:

  • Комплекс мер по уничтожению инфекционных возбудителей заболеваний человека и животных на территориях, где существует риск распространения и возникновения инфекционных патологий.
  • Профилактические меры по дезинсекции и дератизации в местах инфекционных болезней.
  • Профилактическое прививание граждан.
  • Осуществление предварительного контроля.

  • Систематическое обследование граждан, торговли и пищевых предприятий с целью предупредить появление и распространение различных, в том числе инфекционных заболеваний.
  • Работы по устранению санитарных нарушений.
  • Санитарная служба может привлечь к ответственности нарушителя санитарных норм (как физическое лицо, так и юридическое).
  • При выполнении проверки госслужащие имеют право на проведение: обследований, санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, испытаний, могут давать оценку соблюдений норм и требований.

Для проведения проверки Госсанэпиднадзор имеет право привлекать экспертные организации и экспертов. Проведение проверок устанавливается административными регламентами, которые соответствуют постановлению Правительства РФ.

Заключения, сделанные в результате проверки, а также поведение лиц, которые проводили проверку, могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Государственного надзора

Перечислим, в чем еще заключается деятельность Госнадзора:

  • Организовывать проверки и осуществлять их по поводу выполнения норм санитарного законодательства и противоэпидемиологических требований.
  • Контролировать деятельность, проводить проверки юридических и физических по поводу соблюдения технических и санитарных норм в сфере прав защиты потребителей и благополучия человека.
  • Осуществлять санитарный контроль в пунктах пропуска через границу РФ.

  • Пресекать выявленные нарушения и устранять их, а также выдавать предписания об устранении нарушений. Осуществлять наказание ответственных лиц.
  • Имеют право проводить контрольную закупку в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля».
  • Издают распоряжения о проведении противоэпидемиологических мероприятий.
  • Ведут наблюдение за исполнением норм, за анализом и прогнозом, за выполнением требований санитарного законодательства.
  • Способствуют формированию общедоступных информационных источников в сфере эпидемиологической безопасности для населения страны или отдельного региона.
  • Ежегодно проводят оценку и анализ эффективности Госнадзора.

Требования надзора

Правила, которые установлены и утверждены правовыми актами, можно назвать требованиями Санитарно-гигиенического и эпидемиологического надзора. Сюда относятся:

  • Санитарные нормы и правила.
  • Гигиенические нормативы.
  • Противоэпидемиологические требования.
  • Оптимальные и допустимые нормы состояния окружающей среды, влияющей на организм человека.
  • Показатели экологической безопасности для человека среды его проживания.
  • Необходимые качественные и количественные показатели нормы для безопасности граждан.
  • Гигиенические требования.
  • Профилактические мероприятия по укреплению здоровья населения.
  • Правила питания и ведения быта с целью сбережения и укрепления здоровья.

Как осуществляется контроль

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем выполнения следующих действий:

1. Проводятся проверки физических, юридических, а также гражданских лиц по:

  • Производству и обороту пищевых продуктов.
  • Оказанию услуг в торговли.
  • Сферы общественного питания.

2. Служба санитарно-эпидемиологического надзора выполняет следующие действия:

  • Осмотр территорий, транспорта, помещений, зданий.
  • Лабораторные исследования продукции.
  • Экспертиза продукции: санитарно-эпидемиологическая, токсикологическая, ветеринарно-санитарная.
  • Анализ документации об оценки безопасности продукции и ее качества. А также об условиях ее изготовления и оборота.
  • Экспертиза нормативной и технической документации по изготовлению новых товаров.

3. Проводятся расследования по поводу нарушения законодательства РФ, по фактам нарушения качества и безопасности пищевых продуктов.

4. Пресекаются любые нарушения санитарно-эпидемиологических законов.

5. Проводится анализ причин и условий появления заболеваний.

6. Проводятся мероприятия по ликвидации и профилактике заболеваний.

Руководящие лица и специалисты санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют проверки и ведут следующие расследования:

  • Проводятся плановые проверки по качеству и безопасности продуктов питания.
  • Внеплановые проверки в аварийных ситуациях при изменении или нарушении технологического процесса, хранения, транспортировки или изготовления, при заболеваниях или отравлениях людей, а также при иных нарушениях законодательства.
  • Работники надзорных органов имеют право обследовать и проводить контроль только во время выполнения служебных обязанностей. При этом обязаны предъявить служебное удостоверение.
  • Итоги проверки оформляются документально. Оригинал передается проверяемому.
  • При обнаружении нарушений принимаются административные меры по их пресечению.
  • При взятии образцов продукции для оценки качества или безопасности оформляется соответствующая документация.
  • Анализ продукции производится в лабораториях органов государственного надзора и контроля.
  • О результатах анализа своевременно оповещают граждан.

Все действия проверяющих лиц могут быть обжалованы в суде согласно законодательству Российской Федерации.

Защита потребителей

Права и безопасность потребителей защищены на законодательном уровне. Осуществляет это Роспотребнадзор. Находится он в ведении правительства.

Федеральный орган организовывает и реализует государственную политику и регулирует соблюдение норм и правил в сфере прав потребителей. Также Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет очень важную деятельность, которая заключается в следующем:

  • Надсмотр и контроль выполнения требований законодательства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
  • Защита прав в сфере потребительского рынка.
  • Отвечает за соответствие информации о реализуемой продукции.
  • Защита детей от информации, которая может оказать негативное влияние на их развитие и здоровье.
  • Указание информации о классификации продукции и соблюдение технических требований, а также ее соответствие.
  • Выдача лицензий на право заниматься определенными видами деятельности.

Санитарные требования к товарам

Перечислим некоторые общие санитарно-эпидемиологические требования безопасности товаров:

  • Не должны причинять вред здоровью граждан, а также имуществу.
  • На товаре должна содержаться информация, которая позволит идентифицировать товар, его изготовителя. Соответствовать маркировке и требованиям, указанным в нормативных правовых документах.

Стоит отметить, что санитарно-эпидемиологические требования существуют к различным видам товаров. К пищевой продукции и к промышленным товарам, а также к строительной продукции и многим другим объектам. Об этом — далее.

Список продукции, подлежащей Госсанэпидемнадзору

Перечислим товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору:

  • Продукты питания. Переработанные и натуральные.
  • Товары для детей. Школьные принадлежности, игрушки, игры, одежда, обувь, постельное белье, канцелярия, а также материалы, используемые для изготовления детской продукции.
  • Товары для хозяйственного и питьевого водоснабжения. Оборудование, материалы для плавательных бассейнов.
  • Продукты нефтепереработки и химическая продукция, лакокрасочные изделия, товары бытовой химии.
  • Товары и материалы для строительства, для изготовления мебели. Материалы из искусственной и синтетической кожи для изготовления мебели и одежды. Трикотажные и текстильные материалы.
  • Продукция медицинского и бытового назначения, а также приборостроения и машиностроения.
  • Учебные издания, общеобразовательная и вспомогательная литература, книжная продукция для детей и подростков.
  • Продукция, выполненная из натурального сырья, которая подвергалась обработке химическими продуктами.
  • Сырье для изделий, которые имеют контакт с кожей человека.
  • Продукция, содержащая радиоактивные вещества или являющаяся источником ионизирующего излучения.
  • Строительная продукция или отходы, в составе которых присутствуют радиоактивные вещества.
  • Табачное сырье и табачные изделия.

  • Индивидуальные средства защиты.
  • Оборудование, предметы, которые имеют контакт с пищевой продукцией.
  • Материалы и оборудование для очистки воздуха и для воздухоподготовки.
  • Антигололедные вещества.
  • Иные товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору в обязательном порядке.

От работников, служащих в таком серьезном государственно органе, требуется серьезный подход к выполнению своих обязанностей и ответственность. От их исполнительности и профессионализма может зависеть жизнь людей.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх