Идентификация клиентов

Как начать использовать удаленную идентификацию

Пройти первичную регистрацию биометрических данных

Гражданину нужно прийти в один из уполномоченных банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе. Такой Банк проведет идентификацию физического лица при личном присутствии, зарегистрирует его в ЕСИА, а также снимет биометрические параметры (сфотографирует и запишет образец голоса) и направит их в Единую биометрическую систему.

Получить банковские услуги с помощью удаленной идентификации

Для получения услуги в новом банке гражданину нужно зайти на сайт или мобильное приложение этого банка и выбрать получение услуги с использованием удаленной идентификации.

Далее необходимо пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном.

Для подтверждения своих биометрических данных с мобильного устройства необходимо скачать мобильное приложение Единой биометрической системы. Приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store.

После сравнения лица и голоса гражданина с ранее внесенными в Единую биометрическую систему данными, он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод, не приходя в банк.

Этапы реализации проекта

2017 год — обеспечено законодательное закрепления возможности проведения удаленной идентификации. 31 декабря 2017 года подписан Федеральный закон № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

I кв. 2018 года — создана Единая биометрическая система, с использованием которой осуществляется проведение биометрической идентификации физических лиц.

II кв. 2018 года — приняты подзаконные акты и проведена тестовая эксплуатация Единой биометрической системы банками.

30 июня 2018 года — запущен механизм удаленной идентификации. С этого момента банки постепенно обеспечивают в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных по мере готовности их технологической инфраструктуры. На 1 марта 2020 года такой сервис предоставляется в более чем в 13,5 тыс. структурных подразделениях банков.

Доступ к документу ограничен. Не сложно догадаться о причине.

Проект

N 157752-7

Внесен депутатом.

Государственной Думы.

А.Г. Аксаковым, членом.

Совета Федерации.

Н.А. Журавлевым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ

ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»

Статья 1

1) абзац четырнадцатый статьи 3 дополнить словами «, и (или) государственных информационных ресурсов»;

2) дополнить статью 7 пунктами 5.6 и 5.7 следующего содержания:

«5.6. Кредитные организации при личном присутствии клиента — физического лица по его поручению и с его согласия на безвозмездной основе направляют в единую систему идентификации и аутентификации в целях регистрации или обновления содержащейся в ней информации: сведения, указанные в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи, а также страховой номер индивидуального лицевого счета и номер абонента подвижной радиотелефонной связи; сведения о биометрических персональных данных клиента — физического лица, полученных путем его фотографирования и (или) иным способом, определяемым Правительством Российской Федерации; сведения о согласии клиента — физического лица на обработку его персональных данных, в том числе, в единой системе идентификации и аутентификации и в информационно-технологических элементах, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и предоставление биометрических персональных данных (далее — информационно-технологические элементы), предусмотренных настоящим пунктом.

Направлению в единую систему идентификации и аутентификации подлежат все сведения, указанные в абзацах втором — четвертом настоящего пункта.

Проведение мероприятий по сбору биометрических персональных данных клиента — физического лица осуществляется при его личном присутствии.

Требования к кредитным организациям, обязанным на основании поручения клиента — физического лица, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществлять процедуры, указанные в абзацах первом — четвертом настоящего пункта, перечень таких кредитных организаций, а также порядок его формирования определяются Центральным банком Российской Федерации.

Состав сведений, подлежащих направлению в единую систему идентификации и аутентификации в соответствии с требованиями абзацев третьего — четвертого настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Проверка сведений, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта осуществляется посредством подтверждения с использованием единой системы идентификации и аутентификации совпадения направляемых сведений со сведениями, содержащимися в соответствующей государственной информационной системе, определенной Правительством Российской Федерации. В случае изменения сведений, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта в государственном информационном ресурсе, оператор соответствующего ресурса направляет уведомление в единую систему идентификации и аутентификации в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Сбор, обработка, направление, хранение и предоставление биометрических персональных данных, а также проверка таких данных при осуществлении идентификации клиента — физического лица без его личного присутствия, осуществляются с использованием информационно-технологических элементов.

5.7. Кредитные организации вправе открывать счета (вклады) клиенту — физическому лицу без его личного присутствия после идентификации указанного лица с использованием единой системы идентификации и аутентификации при одновременном соблюдении следующих условий:

Получения и проверки посредством единой системы идентификации и аутентификации сведений о нем, предусмотренных абзацем вторым пункта 5.6 настоящей статьи; подтверждения с использованием информационно-технологических элементов совпадения предоставленных биометрических персональных данных с биометрическими персональными данными, ранее полученными в соответствии с абзацами третьим и шестым пункта 5.6 настоящей статьи; физическое лицо не является лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо физическим лицом, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества; физическое лицо не является лицом, в отношении которого у кредитной организации имеется информация о применении к нему либо к юридическим лицам, от имени которых он имеет право действовать либо в которых является бенефициарным владельцем мер, предусмотренных пунктами 5.2 и (или) 11 настоящей статьи; у работников кредитной организации отсутствуют подозрения в том, что целью открытия счета (вклада) является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Степень совпадения биометрических персональных данных, предоставляемых клиентом — физическим лицом с биометрическими персональными данными, ранее полученными в соответствии с абзацами третьим и шестым пункта 5.6 настоящей статьи, которая признается достаточной для проведения идентификации клиентов — физических лиц в соответствии с настоящим пунктом, а также порядок предоставления соответствующей информации кредитной организации, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Согласие физического лица на обработку персональных данных (включая биометрические персональные данные) для осуществления операций, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта и договор банковского счета (вклада), могут подписываться простой электронной подписью физического лица — субъекта персональных данных, в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Указанное согласие и договор банковского счета (вклада), подписанные такой электронной подписью, признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью данного физического лица.

Ограничения по количеству счетов (вкладов), открываемых в соответствии с настоящим пунктом одному физическому лицу, а также по сумме операций по таким счетам (вкладам), за исключением операций, совершаемых при расторжении договора банковского счета (вклада), устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Центральный банк Российской Федерации вправе установить критерии определения кредитных организаций, которые не могут открывать счета (вклады) клиенту — физическому лицу при проведении идентификации без его личного присутствия, а также перечень таких кредитных организаций и порядок его составления.».

3) статью 9 дополнить абзацем следующего содержания:

«Уполномоченному органу и Центральному банку Российской Федерации обеспечивается доступ к информации о количестве выполненных физическим лицом процедур идентификации и аутентификации с использованием единой системы идентификации и аутентификации, необходимой для открытия счетов (вкладов) в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, а также о наименовании кредитной организации и результатах прохождения процедур идентификации и аутентификации. Порядок доступа к указанным сведениям и правила их предоставления определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и уполномоченным органом».

Статья 2

1. Оператор информационно-технологических элементов, указанных в абзаце десятом пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации.

2. Порядок сбора, обработки, направления, хранения и предоставления биометрических персональных данных клиента — физического лица, предусмотренный пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

3. Размер и порядок взимания платы за предоставление единой системой идентификации и аутентификации кредитным организациям сведений, указанных в абзацах третьем и тринадцатом пункта 2 статьи

1 настоящего Федерального закона, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

4. Размер и порядок взимания платы за предоставление кредитным организациям сведений, указанных в абзацах четвертом и четырнадцатом пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется оператором информационно-технологических элементов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и Центральным банком Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и миграции, направляет с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в единую систему идентификации и аутентификации адресные уведомления об изменении хранящихся в соответствующих информационных системах сведений о физических лицах (включая фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, серию, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность), зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации. Направление адресных уведомлений осуществляется в порядке, установленном

Правительством Российской Федерации, не позднее окончания рабочего дня с момента внесения указанных изменений в информационную систему указанного федерального органа исполнительной власти.

Операторы слияния строковых значений

Логические операторы

Операторы присваивания и сравнения

Арифметические операторы

Арифметические операторы и выражения приведены в таблице

Обычно в качестве оператора присваивания значения объекту, переменной используется знак равенства (=). Например, Field=Now() может присвоить полю таблицы значение по умолчанию, и тогда знак равенства действует как оператор присваивания. С другой стороны, знак равенства (=) представляет собой оператор сравнения, определяющий, равны ли два операнда.

Операторы сравнения приведены в таблице:

Оператор Описание Пример Результат
= Больше или равно 100 > = 1 True
> Больше 100 > 100 False
<> Не равно 1 <> 100 True

Если один из операндов имеет значение Null (пустое значение), то любое сравнение возвращает значение Null (тоже пустое значение).

Логически операторы используются для построения логических выражений:

«Конь»&»Як» равно «КоньЯк»

«Конь»&» Як» равно «Конь Як» (вставлен пробел!)

Эти операторы позволяют объединять имена объектов и классов объектов для отбора специфических объектов или их свойств, различать имена объектов и их свойств, идентифицировать определенные поля в таблицах.

Любой объект Access имеет имя, по которому его можно однозначно идентифицировать в некоторой системе объектов. Кроме обозначения коротким именем объекта, идентификатор можно обозначить квалифицированным (полным) именем.

Полное имя является составным, т.к. состоит из двух коротких имен, разделяемых восклицательным знаком или точкой (символами идентификации). Первое – имя семейства (класса) объекта, второе – собственное имя объекта.

Имена объектов не должны содержать знаки «!» и «.» (из-за их использования как символов идентификации).

Символ «!» используется для разделения имен таблиц и имен полей, а символ «.» (точка) разделяет объекты и их свойства.

Благодаря наличию операторов идентификации можно присваивать полям разных объектов одни и те же имена.

Используя такие идентификаторы, можно возвращать значения полей в объекты форм и отчетов, а также строить новые выражения.

2.7.6.5. Операторы сравнения с образцом

Эти операторы позволяют создавать выражения для выборки записей в запросах, их результат – логическое значение. Операторы сравнения с образцом приведены в таблице.

Оператор Описание Пример
Between Определяет, находится ли числовое значение в определенном диапазоне значений Between (-100) and (100)
Is При использовании вместе с Null определяет, является ли значение Null или Not Null Is Null Is Not Null
In Определяет, является ли строковое значение элементом списка значений In («Москва», «Киев», «Санкт-Петербург»)
Like Определяет, начинается ли строковое значение с указанных символов (для правильной работы Like нужно добавлять символы шаблона «*» или «?») Like «Ив*» Like «Ив??» Like «*Ив*.?»

2.7.6.6. Создание выражений с помощью «Построителя выражений»

Ввод выражений возможен не только вручную, но и с помощью удобного инструмента, называемого «Построитель выражений».

«Построитель выражения» вызывается всякий раз, когда в поле свойств объекта, например, в ячейке «бланка запроса» «Конструктора» запросов можно щелкнуть по кнопке с тремя точками, или по соответствующей кнопке на панели инструментов, или выбрать команду «Построить…» в контекстно-зависимом меню.

Окно «Построителя выражений» имеет вид (Рис. 47):

Рис. 47

В верхней части окна «Построителя» расположено поле выражения. Ниже находится раздел, предназначенный для создания элементов выражения и их последующей вставки в поле выражения. Допускается непосредственный ввод части выражения в поле выражения.

В средней части окна «Построителя» находятся кнопки с часто используемыми операторами. При нажатии на одну из этих кнопок построитель вставит соответствующий оператор в текущую позицию поля выражения. Чтобы вывести полный список операторов, выберите папку Операторы в нижнем левом поле и нужный тип в среднем поле. В правом поле будут выведены все операторы выбранного типа.

В нижней части окна «Построителя» находятся три поля.

В левом поле выводятся папки, содержащие таблицы, запросы, формы, объекты базы данных, встроенные и определенные пользователем функции, константы, операторы и общие выражения.

В среднем поле задаются определенные элементы или типы элементов для папки, заданной в левом поле. Например, если выбрать в левом поле «Встроенные функции», то в среднем поле появится список всех типов функций Microsoft Access.

В правом поле выводится список значений (если они существуют) для элементов, заданных левым и средним полями. Например, если выбрать в левом поле «Встроенные функции» и тип функции в среднем, то в правом поле будет выведен список всех встроенных функций выбранного типа.

Примечания:

— Чтобы новые имена полей появились в «Построителе выражений», следует предварительно сохранить таблицу или запрос, содержащие такие поля.

— Если функция или объект не выводятся в нижней части «Построителя выражений», то это значит, что их использование недопустимо в позиции, из которой был вызван «Построитель». Например, нельзя ссылаться на другое поле или элемент управления в условии на значение для поля в режиме «Конструктора» таблицы, таким образом, папки «Таблицы», «Запросы», «Формы» и «Отчеты» не доступны при запуске «Построителя выражений» из ячейки для свойства поля «Условие на значение» в режиме «Конструктора» таблицы.

2.7.6.7. Функция сравнения

Возвращает одно из двух значений в зависимости от истинности указанного условия.

Если принимает истинное значение, то результатом будет , если же принимает ложное значение, то результатом будет .

Функция IIf() вычисляет оба выражения ( и ), несмотря на то, что возвращается только одно из них. В некоторых случаях это приводит к нежелательным побочным эффектам. Например, если при вычислении выражения имеет место деление на нуль, то возникнет ошибка, даже если значение имеет значение «истина».

Пример: Iif(>50, *2,2)

2.7.6.8. Статистические функции

Вычисляет арифметическое среднее набора чисел, содержащихся в указанном поле запроса.

Аргумент выражение является строковым выражением, которое определяет поле, содержащее числовые данные для вычисления среднего значения, или выражение, выполняющее вычисления с данными из этого поля. Операнды аргумента выражение могут включать имя поля таблицы, константу или функцию. (Функция может быть внутренней или определяться пользователем, но не одной из других статистических функций SQL).

Среднее значение, вычисленное функцией Avg(), является числовым значением (сумма значений, деленная на их количество). Возможно использование функции Avg() для вычисления, например, средней стоимости доставки.

Функция Avg() не включает в вычисления поля со значениями Null.

Вычисляет количество записей, возвращаемых запросом.

Аргумент выражение является строковым выражением, которое определяет поле, содержащее данные для подсчета, или выражение, выполняющее вычисления с данными из этого поля. Операнды аргумента выражение могут включать имя поля таблицы, константу или функцию. (Функция может быть внутренней или определяться пользователем, но не одной из других статистических функций SQL). Подсчитывать можно любые данные, включая текстовые.

Функцию Count() используют для подсчета количества записей в базовом запросе. Например, возможно вычисление с помощью функции Count() количества заказов, доставленных в конкретную страну.

Хотя аргумент выражение допускает выполнение вычислений над полем, функция Count() возвращает просто количество записей, независимо от того, какие данные содержатся в этих записях.

Если в аргументе выражение задано несколько полей, функция Count() подсчитывает запись только в том случае, если хотя бы одно из полей не содержит значение Null. Если все указанные поля содержат значения Null, запись не подсчитываются.

Возвращают минимальное и максимальное значения из набора значений, содержащихся в указанном поле запроса.

Аргумент выражение является строковым выражением, которое определяет поле, содержащее вычисляемые данные, или выражение, выполняющее вычисления с данными из этого поля. Операнды аргумента выражение могут включать имя поля таблицы, константу или функцию. (Функция может быть внутренней или определяться пользователем, но не одной из других статистических функций SQL).

Возвращает сумму набора значений, содержащихся в заданном поле запроса.

Аргумент выражение является строковым выражением, которое определяет поле, содержащее добавляемые числовые данные, или выражение, выполняющее вычисления с данными из этого поля. Операнды аргумента выражение могут включать имя поля таблицы, константу или функцию. (Функция может быть внутренней или определяться пользователем, но не одной из других статистических функций SQL).

Функция Sum() выполняет суммирование значений в поле. Например, функцию Sum() можно использовать для определения полной стоимости доставки.

Функция Sum() пропускает записи с полями, содержащим значения Null. В следующем примере показано, как вычислить сумму произведений полей «Цена» и «Количество»:

AS FROM Заказано;

| следующая лекция ==>
Вычисления в запросах | Создание макроса

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 259 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Функция — это набор операторов, который идентифицируется определенным идентификатором (именем). Проще всего разобраться что же такое функция, это посмотреть на пример:

Это простая функция, которая рассчитывает квадрат числа.

Сначала, мы создаем функцию прописывая ключевое слово function , после которого мы можем задать любое имя для нашей функции, в нашем случае это имя — square . В скобках мы передаем аргумент функции (то, что нам нужно посчитать), в нашем случае это переменная — $num (какое-нибудь число).

Далее, в теле функции, мы прописываем все, что мы хотим, чтобы функция выполняла. В нашем случае, функция задает переменной $square квадрат числа, которое находится в $num , после мы просто выводим результат функции $square , с помощью оператора echo .

После этих действий, мы можем в любой части нашей страницы вызвать созданную функцию вот так: square(какое-нибудь число);

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Проведение идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев. Фиксирование и обновление сведений, формирование досье клиента

При проведении идентификации клиента проводятся следующие мероприятия:

  • Установление и фиксирование идентификационных данных, формирование анкеты клиента;
  • Проверка по перечням (Нижеперечисленные перечни регулярно обновляются. Проверка клиентов, с которыми у организации и индивидуального предпринимателя длящиеся гражданско-правовые отношения, должна проводиться каждый раз при обновлении перечней):
    • Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
    • Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
    • Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • Выявление лиц, операции которых должны приостанавливаться (постановление уполномоченного органа о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, решение суда);
  • Выявление публичных должностных лиц (ПДЛ) и их родственников;
  • Выявление лиц из стран, не выполняющих требования ФАТФ (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»). В настоящее время в указанный перечень включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика.

Документы, составляемые и получаемые при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента. (Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.)

Информацию необходимо обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

При обновлении информации формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.

При проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев необходимо руководствоваться Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утверждеными приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

Вернуться к памятке

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх