Информационном указателе национальные стандарты

ГОСТ Р 1.12-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

Standardization in Russian Federation. Terms and definitions

ОКС 01.040.01,
01.120

Дата введения 2020-09-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 012 «Методология стандартизации»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июля 2020 г. N 353-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.12-2004

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт дополняет общие термины в области стандартизации, которые установлены действующим в Российской Федерации в качестве национального стандарта межгосударственным стандартом ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения», с целью обеспечения их увязки со статьей 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» .

Для выявления связи настоящего стандарта с ГОСТ 1.1 терминологические статьи сгруппированы по разделам, совпадающим по тематике с разделами 2-4, 7 и 9 указанного стандарта.

В настоящем стандарте для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина. При этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, в том числе аббревиатуры, — светлым.

При применении настоящего стандарта приведенные определения терминов можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых терминов и (или) указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском (код языка — en) и французском (код языка — fr) языках.

После основной части настоящего стандарта приведен алфавитный указатель терминов на русском языке, а также алфавитные указатели иноязычных эквивалентов терминов на английском и французском языках.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные термины, применяемые при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации на национальном уровне, а также определения этих терминов.

Термины, установленные настоящим стандартом, также могут быть применены при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций и объединений юридических лиц.

1.2 Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе.

1.3 Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины, отличные от терминов, которые установлены настоящим стандартом для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) этого действующего стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения указанных противоречий может служить основанием для разработки внеочередного изменения другого действующего стандарта или внесения поправки.

Термины и определения

1 национальная стандартизация (в Российской Федерации): Деятельность, проводимая на национальном уровне в отношении объектов стандартизации и направленная на достижение

national standardization of Russian Federation

целей и решение задач стандартизации.
Примечание — Цели и задачи стандартизации установлены в статье 3 Федерального закона .

normalisation national de la de Russie

2 национальная система стандартизации; НСС: Механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации на национальном, межгосударственном

national system for standardization

и международном уровнях, осуществляемого на основе принципов стандартизации при разработке, утверждении, опубликовании, применении, изменении и отмене соответствующих документов по стандартизации, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.
Примечание — Участниками работ по стандартизации могут быть федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации.

national de normalisation

3 программа стандартизации: Разрабатываемый и утверждаемый участником работ по стандартизации национальной системы стандартизации документ, предусматривающий разработку

standardization programme

на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу (с учетом целей и направлений развития стандартизации) документов по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) внесение в них изменений (актуализацию) либо пересмотр.
Примечание — Программа стандартизации может быть на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды планирования.

programme de normalisation

4 информационная система в сфере стандартизации: Государственная информационная система в национальной системе стандартизации, создаваемая федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, которая

information system in the field of standardization

функционирует на основе программных, технических средств и информационных технологий и обеспечивает сбор, обработку, хранение, размещение, использование и предоставление информации, касающейся планирования работ по стандартизации, в том числе формирования и реализации программ стандартизации, разработки, редактирования и экспертизы проектов документов по стандартизации в соответствии с Федеральным законом , а также деятельности участников работ по стандартизации и федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации по иным направлениям стандартизации.

d’information dans la normalisation

Участники работ

5 технический комитет по стандартизации; ТК: Форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных

technical committee for standardization

организаций и объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах в международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности.

techniques de normalisation

6 проектный технический комитет по стандартизации; ПТК: Форма временного (на срок не более трех лет) сотрудничества заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных организаций

project technical committee for standardization

и объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности и их экспертизы, а также для участия в работах в международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленной области деятельности.

technique de projet sur la normalization

7 эксперт по стандартизации: Специалист, который владеет знаниями и опытом для проведения работ в области стандартизации и квалификация которого подтверждена в

expert for standardization

процессе добровольной сертификации.

expert en normalization

Документы

8 документ по стандартизации: Документ, в котором для добровольного и многократного применения установлены правила, требования, характеристики, описания, классификации или иные

document for standardization

аспекты в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, когда обязательность применения документов по стандартизации устанавливается на основании Федерального закона .

document de normalisation

9 документ национальной системы стандартизации: Документ по стандартизации, который утвержден и (или) введен в действие в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и маркирован

document of national system for standardization

соответствующим знаком.
Примечание — К документам национальной системы стандартизации относятся национальные стандарты Российской Федерации, в том числе основополагающие и предварительные, правила стандартизации, рекомендации по стандартизации и информационно-технические справочники.

document du national de normalization

10 национальный стандарт (Российской Федерации): Документ национальной системы стандартизации в статусе стандарта, который предназначен для всеобщего применения и срок действия

national standard of Russian Federation

которого неограничен.
Примечание — В определении термина «стандарт», установленном на межгосударственном уровне , не предусмотрено, что в стандарте устанавливаются описания. В Российской Федерации описания являются аспектом стандартизации в информационно-технических справочниках.

norme nationale de la de Russie

11 основополагающий национальный стандарт (Российской Федерации): Документ национальной системы стандартизации в статусе стандарта, который устанавливает правила создания

basic national standard of Russian Federation

и функционирования этой системы и является обязательным для всех участников этих работ.

norme nationale de base de la de Russie

12 предварительный национальный стандарт (Российской Федерации): Документ национальной системы стандартизации в статусе стандарта, который предназначен для всеобщего

national prestandard of Russian Federation

применения и срок действия которого ограничен.
Примечание — Целью разработки предварительного национального стандарта является накопление опыта в процессе применения этого стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального или межгосударственного стандарта.

nationale de base de la de Russie

13 информационно-технический справочник: Документ национальной системы стандартизации, который предназначен для всеобщего применения и содержит описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные

information and technical reference book

систематизированные данные в определенной области.

de I’information et de la technologie

14 правила стандартизации: Документ национальной системы стандартизации, который дополняет или конкретизирует отдельные положения основополагающего национального стандарта.

standardization rules

Примечание — Правила стандартизации предназначены для применения структурными подразделениями и организациями федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, иными организациями на основании заключенного с ним договора (контракта), а также ТК и ПТК.

de la normalisation

15 рекомендации по стандартизации: Документ национальной системы стандартизации, который предназначен для всеобщего применения и содержит добровольные для применения

standardization recommendations

организационно-методические положения в отношении работ по стандартизации.

Николай Снегирев, аналитик DIRECTUM

В 2003 году был утвержден и введен в действие ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Этот стандарт устанавливает требования к составу реквизитов организационно-распорядительных документов, оформлению реквизитов и бланкам документов.

За время, прошедшее с 2003 года, практика документирования ушла далеко вперед: все активнее применяются информационные системы, появились новые реквизиты; были приняты Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»; получает широкое распространение межкорпоративный электронный документооборот. Все это привело к необходимости подготовки нового стандарта, устанавливающего современные требования к оформлению документов.

Подробнее об электронном обмене документами

В 2014 году Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) приступил к пересмотру ГОСТ Р 6.30-2003. Результатом пересмотра стал ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который начнет действовать с 1 июля 2017 года.

Правила применения стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», который говорит о добровольности применения документов по стандартизации. При этом для госорганов, компаний с госучастием и многих других использование стандарта является обязательным по внутренним положениям.

Что необходимо изменить, чтобы соответствовать новому ГОСТ

Изменения реквизитов

Продолжая оформлять документы в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003, можно нарушить требования ГОСТ Р 7.0.97-2016. Необходимо обратить внимание на изменение реквизитов:

● код формы документа проставляется в правом верхнем углу рабочего поля документа и состоит из слов «Форма по» (наименование классификатора) и цифрового кода;

● дата документа не допускает запись в последовательности: год, месяц, день месяца;

● в реквизитах «Адресат» и «Текст документа» инициалы ставятся после фамилии;

● при согласовании документа коллегиальным органом, гриф согласования документа заполняется в последовательности: сведения об органе, согласовавшем документ, дате и номере протокола, в котором зафиксировано решение о согласовании;

● печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ;

● отметка об исполнителе включает фамилию, имя и отчество исполнителя, номер его телефона;

● если копия документа выдается для предоставления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № … за … год»), и заверяется печатью организации;

● отметка о направлении документа в дело дополнительно должна содержать год дела, в которое направляется документ, должность лица, оформившего отметку.

Появились новые реквизиты:

● наименование структурного подразделения автора документа;

● наименование должности лица – автора документа.

Был исключен реквизит «Идентификатор электронной копии документа». Это логичное действие, ранее реквизит предполагал указание наименования файла на машинном носителе, код оператора, дату, место изготовления и другие поисковые данные, принятые в организации. Указание пути к файлу – это анахронизм. Большинство систем для работы с электронными документами поддерживают поиск по разным параметрам – по реквизитам документа и тексту, а значит, документам не нужен специфический идентификатор.

Общие требования к документам

В изменениях общих требований к оформлению документов отразилось более экономное отношение к бумаге и понимание сложностей работы архивов:

● документы длительных (свыше 10 лет) сроков хранения должны иметь левое поле не менее 30 мм;

● допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа, при котором ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.

Оформление абзацев, строк, шрифтов

Требования ГОСТ более адаптированы под современную реальность использования не печатных машинок, а компьютеров и текстовых редакторов. Конечно, можно усмотреть недоработку в ГОСТе, так как шрифты Times New Roman, Verdana имеют явную принадлежность авторского права зарубежным компаниям.

В новом ГОСТе указано:

● предпочтительными гарнитурами и размерами шрифтов для реквизитов документа являются:

● Times New Roman № 13, 14;

● Arial № 12, 13;

● Verdana № 12, 13;

● Calibri № 14 и приближенные к ним;

● при составлении таблиц допускается использование шрифтов меньших размеров.

● абзацный отступ текста документа – 1,25 см;

● заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом или центрируются по ширине текста;

● заголовок к тексту может не составляться, если текст документа не превышает 4-5 строк;

● многострочные реквизиты печатаются через один междустрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом;

● текст документа печатается через 1-1,5 межстрочных интервала;

● если документ готовится для издания с уменьшением масштаба, текст печатается через два интервала;

● интервал между буквами в словах – обычный;

● интервал между словами – один пробел;

● текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа);

● длина самой длинной строки реквизита при угловом расположении реквизитов не более 7,5 см;

● длина самой длинной строки реквизита при продольном расположении реквизитов не более 12 см.

Требования к бланкам

С одной стороны, использование бланков упрощает подготовку документов. С другой стороны, дает единство оформления документов, отражает имидж государства в лице ведомства и корпоративную культуру. Для поддержки высоких стандартов особенно удобно использовать электронные бланки и шаблоны. В новом стандарте они поставлены на один уровень с бумажными:

● бланки на бумажном носителе и электронные шаблоны бланков должны быть идентичны по составу реквизитов, порядку их расположения, гарнитурам шрифта;

● бланки документов на бумажном носителе и электронные шаблоны бланков изготавливаются на основании макетов бланков, утверждаемых руководителем организации;

● электронные шаблоны бланков документов должны быть защищены от несанкционированных изменений;

● виды применяемых бланков и их разновидности устанавливаются нормативными правовыми актами.

Дополнительные изменения в оформлении документов

Корпоративные и локальные стандарты

Хотя стандарт и является добровольным, но является ориентиром для всех, в том числе коммерческого сектора экономики, поэтому радует, что есть положения, которые учитывают особенности этого направления.

Наряду с товарным знаком (знаком обслуживания) на бланках документов может указываться коммерческое обозначение юридического лица.

Появился новый реквизит, отражающий наличие в документе информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Код формы документа может проставляться не только в соответствии с ОКУД, но и в соответствии с локальным классификатором.

Нормативными правовыми актами организации может быть предусмотрено выделение реквизитов «адресат», «заголовок к тексту» или «подпись», а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом.

Нормативные правовые акты организации, а также иные многостраничные документы могут оформляться с титульным листом.

Электронные адреса и отправка электронных документов

Реквизит «Справочные данные об организации» указывается в бланках писем и включает реквизиты из ГОСТ Р 6.30-2003:

● 04 – код организации (ОКПО);

● 05 – основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

● 06 – идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

● 09 – справочные данные об организации.

Дополнительно может указываться адрес местонахождения юридического лица, если он не совпадает с почтовым адресом.

При отправке письма по электронной почте или факсимильной связи (без досылки по почте) почтовый адрес не указывается.

Отметка об исполнителе содержит фамилию, имя и отчество исполнителя. Дополнительно в отметке об исполнителе может содержаться наименование должности, структурное подразделение и электронный адрес исполнителя. Отметка об исполнителе может оформляться как нижний колонтитул и печататься шрифтом меньшего размера.

Приложением может быть обособленный электронный носитель (компакт-диск, usb-флеш-накопитель и др.), отметка будет выглядеть следующим образом: CD в 1 экз. При этом на вкладыше (конверте), в который помещается носитель, указываются наименования документов, записанных на носитель, имена файлов.

К слову, возможно, скоро не нужно будет указывать не только почтовый, но и электронный адрес заказчика и не придется пользоваться «обособленными электронными носителями». Достаточно будет только некого общего идентификатора в системе обмена юридически значимыми документами. Компании уже начинают понимать преимущества такого обмена над электронной и тем более бумажной почтой.

Нормы обращения и адресования

При заполнении реквизита «Адресат» допускается перед фамилией должностного лица употреблять сокращение «г-ну»/»г-же». При этом повторим, что инициалы в реквизитах «Адресат» и «Текст документа» теперь должны ставиться после фамилии.

В деловых (служебных) письмах могут использоваться:

– вступительное обращение:

● Уважаемый господин Председатель!

● Уважаемый господин Губернатор!

● Уважаемая госпожа Захарова!

● Уважаемый Николай Петрович!

● Уважаемые господа!

В обращении по должности наименование должности пишется с прописной буквы, в обращении по фамилии инициалы лица не указываются.

– заключительная этикетная фраза:

● С уважением, …

Интересно отметить.

Обращение «господин — господа», имевшее до 1917 года статус официального, в настоящее время широко используется в различных сферах жизни нашего общества. Однако следует помнить, что даже сведенное до индекса вежливости при пофамильном обращении слово это несвободно от лексического значения, включающего представление о социальном статусе адресата. Так обращаются в письмах к деловым партнерам, предпринимателям, банкирам, должностным лицам, деятелям искусства, политикам. При этом совершенно невозможно представить себе ситуацию использования этого обращения по отношению к социально незащищенным группам населения: «господа инвалиды», «господа беженцы», «господа безработные».

ЭДО и новый ГОСТ

ГОСТ Р 7.0.97-2016 учитывает широкое распространение в организациях применения СЭД. Новый стандарт допускает проведение согласования документов в системах электронного документооборота согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1. Внесение резолюций по документу можно проводить непосредственно в системе электронного документооборота.

Документ на бумажном и электронном носителях должны выглядеть одинаково, поэтому требования к оформлению реквизитов распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.

Новый ГОСТ учитывает, что есть документы, которые существуют только в электронном виде и подписаны электронной подписью. При визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью, на бумажном документе помещается отметка об электронной подписи с соблюдением следующих требований:

● место размещения отметки об электронной подписи должно соответствовать месту размещения собственноручной подписи в аналогичном документе на бумажном носителе;

● элементы отметки об электронной подписи должны быть видимыми и читаемыми при отображении документа в натуральном размере;

● элементы отметки об электронной подписи не должны перекрываться или накладываться друг на друга;

● элементы отметки об электронной подписи не должны перекрывать элементы текста документа и другие отметки об электронной подписи (при наличии).

Нумерация и названия реквизитов

Соотношение реквизитов ГОСТов представлено в таблице:

ГОСТ Р 6.30-2003

ГОСТ Р 7.0.97-2016

Государственный герб Российской Федерации

Герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования)

Герб субъекта Российской Федерации

Эмблема

Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)

Товарный знак (знак обслуживания)

Код организации

Код формы документа

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица

Наименование организации – автора документа

Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП)

Наименование структурного подразделения – автора документа

Код формы документа

Наименование должности лица – автора документа

Наименование организации

Справочные данные об организации

Справочные данные об организации

Наименование вида документа

Наименование вида документа

Дата документа

Дата документа

Регистрационный номер документа

Регистрационный номер документа

Ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа

Ссылка на регистрационный номер и дату документа

Место составления (издания) документа

Место составления или издания документа

Гриф ограничения доступа к документу

Адресат

Адресат

Гриф утверждения документа

Гриф утверждения документа

Резолюция

Заголовок к тексту

Заголовок к тексту

Текст документа

Отметка о контроле

Отметка о приложении

Текст документа

Гриф согласования документа

Отметка о наличии приложения

Виза

Подпись

Подпись

Гриф согласования документа

Отметка об электронной подписи

Визы согласования документа

Печать

Оттиск печати

Отметка об исполнителе

Отметка о заверении копии

Отметка о заверении копии

Отметка об исполнителе

Отметка о поступлении документа

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело

Резолюция

Отметка о поступлении документа в организацию

Отметка о контроле

Идентификатор электронной копии документа

Отметка о направлении документа в дело

Итог

Для соответствия новым требованиям ГОСТ Р 7.0.97-2016 организациям наши эксперты рекомендуют:

1. Провести аудит локальных нормативных документов, регулирующих делопроизводство, например, инструкцию по делопроизводству. Исправить несоответствия.

2. Разработать и утвердить новые бланки документов. Новые бланки заказать в типографии и актуализировать электронные шаблоны.

3. Если в организации есть документы только в электронной форме, подписанные электронной подписью, то необходимо обеспечить размещение информации об электронной подписи при печати такого документа. Для этого возможно потребуются доработки системы электронного документооборота (СЭД).

Национальные стандарты

Национальный стандарт – стандарт, принятый Национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Разработка российских национальных стандартов осуществляется для достижения целей стандартизации в соответствии с принципами стандартизации.

Национальные стандарты применяют на добровольной основе. Обязательность их соблюдения наступает при прямом указании на них в следующих случаях:

  • в действующем законодательстве (например, если есть соответствующая ссылка в техническом регламенте);
  • в правомерно принятых документах федеральных органов исполнительной власти;
  • в договорах, контрактах предприятий любой формы собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. (т.е. до вступления в вилу Федерального закона «О техническом регулировании»), сохраняется до принятия соответствующего технического регламента в части:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • необходимости государственного контроля (надзора) за соблюдением требований стандартов.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

  • основополагающие стандарты;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на работы (процессы);
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Применение стандарта – это его использование с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом независимо от страны или места происхождения продукции, процессов ее производства, или особенностей сделок, или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Пользователь стандарта – это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия стандарту.

Дата введения стандарта в действие – это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Ростехрегулирование все действующие государственные стандарты перевело в категорию национальных стандартов без замены аббревиатуры ГОСТ Р.

Национальная система стандартизации России изложена в следующих нормативных документах:

  • ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
  • ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.
  • ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.
  • ГОСТ Р 1.5-2012. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
  • ГОСТ Р 1.8-2011. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения Российской Федерацией работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.
  • ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порадок применения.
  • ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.
  • ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 1.13-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования.
  • ГОСТ Р 1.14-2009. Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией.
  • ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности.
  • Р 50.1.065-2008. Стандартизация в Российской Федерации. Типовое положение о технических комитетах по стандартизации.
  • ПР 50-718-99. Правила заполнения и представления каталожных листов продукции.
  • ПР 50.1.024-2005. Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов.
  • Р 50.1.004-2002. Подготовка для принятия и введения в действие в Российской Федерации межгосударственных стандартов и подготовка к прекращению их действия.
  • Р 50-605-79-93. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия.
  • Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. №287.
  • Правила по стандартизации. Порядок проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора. Утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №91.

3211 Теги:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх