Интегральный алгоритм чтения

В одной из ежемесячных рассылок редакция Контур.Школы просила читателей поделиться секретом личной эффективности. В этой статье мы собрали самые интересные и полезные отзывы самых настоящих бухгалтеров-практиков.

Секрет 1. Мотивация, настрой и волшебный ритуал в начале дня

Утром важно «поймать волну». Наполнит позитивом ранняя тренировка, хорошая книга за завтраком или пешая прогулка до работы, если позволяет погода. И конечно же, чашечка ароматного кофе.

Наталия Баскакова: «Прихожу на работу на полчаса раньше, выпиваю чашечку эспрессо. Офис наполняется тонизирующим ароматом кофе. С улыбкой встречаю приходящих сотрудников, интересуюсь, как у них дела. И мы дружно решаем рабочие задачи!»

Бодрость и хорошее настроение дарит натуральный свежезаваренный кофе в умеренных количествах. Это все благодаря кофеину — алкалоиду, который влияет на процессы головного мозга, повышая физическую и умственную активность. Не зря кофеин используют в фармакологии как природный стимулятор.

Максимальный заряд энергии можно получить, сочетая любимый напиток с грейпфрутовым соком.

Чрезмерное употребление кофеина грозит нервным истощением, а растворимый кофе почти не оказывает тонизирующего эффекта. А вот кофе плюс классическая музыка — очень даже интересный вариант настроиться на эффективный день. Комментирует Мария Дубровская:

«Я прихожу на работу на 15-20 минут пораньше, хорошо проветриваю помещение, пока загружается компьютер, пью кофе и через телефон слушаю классическую музыку: Моцарта, Бетховена, Чайковского».

Совет: придумайте свой способ заряжаться энергией — кофе, любимая музыка, пять минут тишины или что-то еще. И пусть это будет ваш личный волшебный ритуал, который обязательно настроит на позитив.

Секрет 2. Планирование. Утром и всегда

«Четкое планирование», «точный план на день», «порядок в документах и планирование дня» — такие высказывания встретились в 90% ответов респондентов.

Бухгалтеры четко разделяют планирование на месяц, неделю и день. Крупные дела дробят на мелкие шаги и вписывают в план на день, как и учат мэтры тайм-менеджмента.

Грамотное распределение потоков срочных и плановых задач позволяет все успевать и не срывать сроки. И здесь мнения читателей разделились. Кто-то предпочитает разобраться с мелкими делами в начале дня, а уже после обеда с головой уйти в сложные крупные задачи, а кто-то — наоборот.

Екатерина Михайлина: «До обеда выполняю задачи более сложные и ответственные, те, которые требуют повышенного внимания и сосредоточенности, а уж после — текущие, рутинные. Если чувствую напряжение или усталость, могу поспать днем, ровно 26 минут, или выпить чашку чая/кофе».

Римма Федорова поделилась советом, как планировать задачи на месяц:

«Мне помогает визуализация. Я использую настенный календарь. Порядок действий таков. Первое: надо определить ключевые даты в месяце — дни сдачи отчетов, уплаты налогов, сроки обработки входящих и исходящих первичных документов. Крайний срок я отмечаю в календаре красным маркером — это напоминание. Второе: определить, сколько дней нужно, чтобы выполнить задачу. Работа в таком порядке дисциплинирует и помогает не пропустить сроки».

Секрет 3. Инструменты в помощь: волшебные тетради, приложения

Excel для бухгалтера Экспресс-курс для тех, кто хочет научиться работать с электронными таблицами

Свои планы бухгалтеры предпочитают не держать в голове, а фиксировать на бумаге или в компьютере, ведь объем информации и без того велик.

Чаще всего перечень задач на день/неделю появляется в ежедневнике или тетрадке. Это очень удобно: так проще распределять нагрузку по дням и вписывать задачи. У многих к тому же срабатывает визуальная память: записала — значит, запомнила.

Любовь Титова: «У меня есть волшебная тетрадка, разлинованная на пять рабочих дней. В нее я вписываю ежедневные обязательные дела, чтобы не забыть, и дела, возникающие в течение рабочей недели. Сделала — вычеркнула. Сразу видно, как планировать свой день, что успеваю, что — нет и как все успеть».

Другие бухгалтеры активно используют компьютерные программы или мобильные приложения для планов, хранения информации и общения с коллегами.

Юлия Старкова: «Все незавершенные задачи храню в приложении Doit, а не в голове. Когда потенциальные задачи не раздирают мозг напополам, стресса меньше, кайфа от жизни больше. Повышается продуктивность, появляется умение справляться с делами без паники и суеты. Придерживаюсь основного принципа тайм-менеджмента: голова — не органайзер, ей думать надо. И чем быстрее и мобильнее образ жизни, тем удобнее должен быть планировщик, который примет на себя весь груз задач».

Эта позиция созвучна с точкой зрений Максима Дорофеева, тренера, специалиста по продуктивности. Он предлагает три простых правила обращения с информацией:

  1. Информацию храните там, где будете искать в первую очередь, когда потребуется.
  2. Нельзя смешивать справочную информацию со списком дел и задач.
  3. Не ищите единый подход к хранению справочной информации разных видов.

«Помните, мозг нужен, чтобы работать, а не чтобы хранить гигабайты ненужной в данный момент информации», — пишет в своей книге «Джедайские техники» Максим Дорофеев.

Совет: заведите себе полезные инструменты-помощники: волшебную тетрадь, удобное приложение или что-то еще. Или поделитесь своим секретным инструментом в комментариях к этой статье. Нам и другим читателям интересно.

Секрет 4. Итоги дня: план/факт/снова план

Многие из респондентов отметили, что обязательно подводят итоги, смотрят, сколько из запланированного сделано, что осталось за бортом и почему.

Ирина Воронько: «Ежедневно в конце рабочего дня анализирую сделанное и составляю список на следующий день, в том числе вношу невыполненные задачи».

Часто к списку «сделать завтра» добавляются задачи, которые возникли незапланированно и остались нерешенными: сотрудник обратился за справкой 2-НДФЛ, директор просит подготовить отчет по дебиторке и пр. Интересную технику обработки таких вопросов предлагает Максим Дорофеев.

Метод «Вечерний гвоздодер»

Этот метод позволяет, с одной стороны, не отвлекаться на задачи, за которые нет возможности взяться прямо сейчас, а с другой — не потерять их в потоке информации и встроить в план на завтра.

Нерешенные вопросы тренер Максим Дорофеев сравнивает с гвоздями, которые застревают в мозгу, копятся и нервируют. Он рекомендует каждый вечер «выдирать гвозди»: когда будут решены все задачи, вспомнить прошедший день и назвать все «гвозди», которые скопились в голове. Как только они будут вписаны в план на следующий день/неделю, перестанут быть раздражающим фактором.

Совет: пробуйте разные методики тайм-менеджмента, выберите ту, которая подойдет вам лучше других. Быть может, вам понравится техника пустого инбокса Максима Дорофеева или удобно будет работать со «слонами» и «лягушками», о которых мы рассказывали в статье «Тайм-менеджмент для бухгалтера, или Как работать без авралов».

Секрет 5. Опыт и саморазвитие. Непрерывно!

На вопрос «Что помогает вам быть эффективнее или быстрее решать рабочие задачи и достигать результата?» часть респондентов ответили, что это опыт, приемы и практики, которые вырабатывались годами и сегодня облегчают ежедневный труд.

Ольга Мельникова: «Рабочие процессы прописаны, стандартизированы, смежные профессии освоены, все мы универсальные солдаты с глубоким знанием своих и смежных обязанностей».

Повышение квалификации Онлайн-курсы в Контур.Школе. ОСНО, УСН. Получите знания и документ об обучении Выбрать курс

Ольга, как и многие другие респонденты, отметила значимость постоянного обучения и актуализации знаний. Рынок образовательных услуг сегодня предлагает программы как по профессиональным бухгалтерским темам, так по личностному развитию. А

Технологии удаленного доступа позволяют прослушать курс в удобное время без ущерба для работы и личной жизни.

Еще один интересный аспект озвучила Татьяна Глебушкина. Чтобы быть эффективным, важно понять, что вся ответственность лежит на тебе и ошибки — это ступень к развитию.

Татьяна Глебушкина: «Чем больше ответственности, тем больше контроль своей деятельности, жизни в целом. Не стоит обвинять кого-то в своих неудачах. Надо расценивать их как возможности профессионального роста. Не получилось — обязательно проанализировать почему, сделать выводы и выбрать другие действия. Если все делать одинаково, придешь к тому же результату. Хочешь изменить результат — измени свои действия».

Надеемся, опыт других бухгалтеров и советы экспертов будут полезны, и вы изобретете или усовершенствуете свой рецепт эффективности.

Придумывайте утренние ритуалы, планируйте дела и подводите итоги, используйте полезные инструменты и обязательно учитесь новому!

Закончив заполнение блоков алгоритма, нужно вновь представить себе его зрительный образ и проверить, все ли блоки заполнены. В зависимости от цели чтения и жанра текста допустимо исключать или, наоборот, детализировать некоторые блоки. Заключительный процесс анализа и синтеза прочитанного помогает лучше усвоить и запомнить текст.

Рассмотрим, например, как заполняются блоки интегрального алгоритма при чтении текста «Что такое интеллект?», приведенного на с. 44.

1. Название: «Что такое интеллект?».

2. А.А. Леонтьев

3. Выходные данные: Москва, 1984 г.

4. тема – «интеллект»; идея – «интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей»; проблематика – интеллектуальная основа поведения человека; структура интеллектуального акта.

5. Фактографические данные: профессор Московского университета психолог А. Р. Лурия; семь восьмых человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая – «чистые» условные и безусловные рефлексы; фазы интеллектуального акта – ориентировка, исполнение, сличение результата с поставленной целью.

6. Критическая оценка: статья познавательная и полезная.

7. Возможность использования на практике: следует помнить, что выбор способа достижения поставленной цели зависит от самого человека, его интеллектуальных способностей; чтобы достичь своей цели, надо тщательно продумать, оценить, взвесить все возможные пути ее достижения.

Методика освоения интегрального алгоритма чтения

1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом.

Приведенные упражнения надо выполнять регулярно в течение двух-трех недель. Когда чтение по интегральному алгоритму станет привычным, оно будет протекать почти незаметно для человека.

Дифференциальный алгоритм чтения

Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации, как это осуществляется в интегральном алгоритме чтения, но и ее анализ и осмысление, что осуществляется в процессе смыслового сжатия текста. При чтении простых текстов понимание как бы сливается с восприятием. Чтение сложных текстов требует гораздо большего умственного напряжения и использования различных приемов. Одним из таких приемов является выделение смысловых опорных слов текста. На нем и основывается дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма – выделение основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации. Как уже говорилось, многие слова не имеют смысловой нагрузки, являясь в предложениях как бы связывающим звеном, скрепляющим материалом. Иногда они используются для «псевдораспространения» предложения.

Например, сочетания значительный результат, весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ, внимательное ознакомление и т. п. не являются тавтологическими, но основную смысловую нагрузку в них несут, конечно, существительные.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Основная информация содержится в ключевых словах текста, которые называются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, «ядерное» значение текста, называемое также доминантой. Подобным образом устроен дифференциальный алгоритм чтения.

Закрыть

Блоки алгоритма

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста.

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

2. Составление смысловых рядов.

Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.

3. Выявление доминанты.

Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты – главная задача чтения.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения почти подсознательно. Однако эффективность такого анализа у большинства людей не одинакова. Знание алгоритма еще не означает умение им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, т. е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Чтение по дифференциальному алгоритму – это упражнения, позволяющие сформировать такой навык, показав мозгу, как надо правильно понимать текст.

Методика чтения текста по дифференциальному алгоритму чтения

Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова; второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке; в третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.

В качестве примера рассмотрим следующий текст.

Текст «Чтение»

Несмотря на то, что чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения, а не на его создание, обучение этому виду речевой деятельности позволяет решать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать свободные навыки активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого. Только через направленное и систематическое чтение, осуществляемое преимущественно по внеаудиторное время, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать читаемое, независимо от объема текста. Кроме того, совершенствуется умение пользоваться извлеченной из текста информацией в учебно-профессиональных и собственно коммуникативных целях, то есть развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

Для совершенствования умений чтения учитывается вид чтения, который определяется целью использования информации и вытекающей из этого установки на степень полноты понимания. На основе этого критерия выделяются как целесообразные и важные три вида чтения – изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Задания, развивающие навыки и умения изучающего чтения, следующие: выделение смысловых частей текста; замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами и наоборот; определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей; определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю; составление вопросов проблемного характера во время чтения текста и т. п.

Способы чтения

Складывать слоги и воспроизводить слова — что может быть проще? По силам даже трёхлетним детям! Но оказывается, если хочешь вынести из чтения новые знания и опыт, этого недостаточно.

В 1940 году американский педагог и философ Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Доктор Адлер провёл исследование и выявил четыре способа чтения.

  • Элементарный. Этот навык мы получаем ещё в начальной школе: просто читаем слова, понимаем их смысл и следуем за основным сюжетом.
  • Инспекционный. Чтение скользящим взглядом, когда смотришь в начало страницы, затем переходишь к её концу, попутно стараясь зацепить ключевые моменты и понять течение мысли автора. Так часто читают в интернете.
  • Аналитический. Медленное внимательное чтение с погружением в текст и его анализом. Задача — полностью понять и усвоить изложенные идеи.
  • Исследовательский. Предполагает чтение одновременно нескольких книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения какой-либо теории. В основном используется писателями и учёными.

Давайте попробуем научиться аналитическому чтению, поскольку именно оно необходимо для успешной учёбы. (Инспекционный способ иногда тоже выручает, но это тема для отдельной статьи.)

Создайте условия

Если беллетристику можно читать на «автопилоте», то для серьёзных текстов нужна концентрация.

  • Найдите тихое место, где сможете читать без отвлечений.
  • Отключите гаджеты, которые могут вам помешать.

Подготовьтесь к чтению

Прежде чем начать работу над книгой (а аналитическое чтение это именно работа), узнайте немного об авторе. Кто он? Когда написал данное произведение и что его к этому подтолкнуло? Согласитесь, монография от доктора наук вызывает больше доверия, чем от историка-любителя.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению.

  • Изучите содержание. Попробуйте по нему понять, какие знания вы получите в процессе чтения.
  • Ознакомьтесь с аннотацией и предисловием. Если при этом у вас появятся какие-нибудь вопросы, обязательно запишите их. Закончив чтение, вы поймёте, дал ли автор ответы.

Заведите commonplace book

Commonplace book — это блокнот или ежедневник для заметок, цитат, любых выдержек из книг. Читая, выписывайте то, что приносит вам чувство озарения и вдохновения. Так вы глубже погрузитесь в тему и получите в финале квинтэссенцию смысла.

Предпочитаете электронные книги? Тем лучше! В современных «читалках» выделять текст ещё проще, чем на бумаге. Кроме того, ведение заметок при работе с электронными книгами помогает избежать ловушки инспекционного чтения.

Информацию на экране мы привыкли просматривать бегло. Взгляд порой автоматически перепрыгивает со строчки на строчку, пропуская целые абзацы. Установка на каждой странице находить и выделять главное приучает к более вдумчивому и размеренному чтению цифровых текстов.

Пополняйте словарный запас

Читая книги на иностранном языке, мы то и дело сверяемся со словарём. Иначе теряется смысл — становится ничего не понятно. А вот читая на русском, мало кто обращается к Далю или Ожегову. Мы просто пропускаем незнакомые слова, стараясь уловить суть по контексту.

А зря! Если автор выбрал какое-то сложное слово, значит, именно оно наиболее точно передаёт суть.

Изучайте этимологию незнакомых слов, выписывайте и заучивайте их. Здесь вновь пригодится commonplace book. Старайтесь понять, зачем то или иное слово используется в тексте.

Относитесь к тексту критически

Чтение — это в большей степени разговор, чем лекция. А аналитическое чтение предполагает ещё и непрерывный анализ.

Задавайте вопросы по содержанию, не бойтесь мысленно спорить с автором. Если встретите трудное место, прервите чтение. Загляните в энциклопедию или другой источник, чтобы всё прояснить, а зачем возвращайтесь к книге. У вас не должно оставаться тёмных мест в изучаемом материале.

Превратите чтение из пассивного потребления в активный интеллектуальный процесс.
Взаимодействуйте с материалом, ведите внутренний диалог, тогда вы сможете запоминать намного больше.

Напишите короткое резюме по прочитанному

После завершения работы с книгой составьте краткий отчёт, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания.

  • О чём эта книга? Несколько предложений про основной смысл произведения.
  • Что произошло и почему? Составьте краткий план книги или нарисуйте схему сюжета.
  • Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  • Какие выводы вы сделали из прочитанного? Зафиксируйте всё, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Такие саммари особенно хорошо делать, когда читаешь несколько книг по одной и той же теме. Это позволяет сравнивать концепции и улучшать критическое суждение.

Время от времени свои аннотации к книгам полезно перечитывать. Писатель Рамит Сети рекомендует интересную методику: каждые 4–6 недель он выделяет 40 минут, чтобы пересмотреть свои заметки по книгам и статьям. При этом выбирает те заметки, что подходят по теме к тому, над чем он сейчас работает.

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжёвывать и переваривать. Фрэнсис Бэкон

Возможно, аналитический способ чтения покажется вам утомительным. Он действительно требует довольно много времени. Зато можете быть уверены, что получите максимум от каждой прочитанной книги.

ПЯТЬ СПОСОБОВ ЧТЕНИЯ

Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Уже само название этого раздела подчеркивает, что быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на долю этого вида чтения приходится большая часть.

По нашим данным, режим быстрого чтения может занимать 70 — 80% всего времени, которое отводят сегодня инженерно-технические работники для чтения. Вот почему стоит повысить продуктивность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения. Назовем пять основных способов:

1) углубленное чтение;

2) собственно быстрое чтение;

3) выборочное чтение;

4) чтение-просмотр;

5) чтение-сканирование.

Мы подразумеваем под быстрым чтением новую программу обработки текста. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка.

Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ чтения считается лучшим при изучении учебных дисциплин. При таком чтении студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на свои” знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находи; сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам. Свое толкование, свой взгляд позволяют легче запомнить прочитанный материал, повышают активность студента на занятиях. Таким способом читается обычно материал по новой, незнакомой теме, таблицы.

Быстрое чтение. Этот способ достаточно подробно разбирался нами выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает своего совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Выборочное чтение — разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги, после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги в этом случае листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым несмотря на его простоту владеют немногие. В совершенстве им владел замечательный русский ученый Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, проф. А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен”.

Сканирование. Уже само название говорит о характере такого чтения: это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали наши эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в два-три раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть искомую фамилию, название, нужную цитату.

* * *

Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение.

Овладение каждым из этих методов так же важно, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

Современные методики обучения детей чтению опираются на основополагающие теоретические позиции, которые были сформулированы Д.Б. Элькониным. Основные принципы организации условий для овладения детьми умением читать, кратко могут быть изложены в форме ответов на ряд теоретических вопросов. Знание таких принципов может помочь педагогам, психологам, родителям разобраться во многих проблемах, возникающих между взрослыми и детьми в образовательных взаимодействиях при обучении дошкольника (и младшего школьника) умениям читать.

Какова система задач, которые приходится решать ребенку в дошкольном и младшем школьном возрастах с помощью взрослых, чтобы овладеть умениями и навыками чтения?

Последовательность операций и действий, обеспечивающих процесс чтения и понимания текстов, заключается в восприятии букв и установлении их значения (значения отдельных букв!) путем верного воспроизведения звуков (фонем) при правильном их объединении в слова и словосочетания, и последующем извлечении значений и смыслов из текста по мере его прочтения. Поэтому важнейшими задачами при обучении чтению является установление отношений между тремя основными плоскостями анализа вербальной и письменной речи:

· Плоскость членения речи на составляющие звуковые единицы, несущие функцию смыслоразличения – фонемы.

· Плоскость графического обозначения слов, предложений, текстов с помощью букв и знаков.

· Плоскость значения и смысла слов, предложений, текстов.

Что такое процесс чтения?

Овладение умениями и навыками чтения – сложнейшая система задач, которые приходится решать ребенку в дошкольном и младшем школьном возрастах с помощью взрослых. Последовательность операций и действий, обеспечивающих процесс чтения и понимания текстов предполагает: а) восприятие букв и верное установление их отношений со звуковым (фонематическим) составом речи; б) последующее верное воспроизведение звуков (фонем) при правильном их объединении в слова и предложения; в) извлечение значений и смыслов из слов, предложений и текста по мере их прочтения. Терминологически более точно операции, которыми требуется овладеть ребенку, чтобы научиться читать, могут быть изложены следующим образом:

· Каждой букве должна быть правильно сопоставлена определенная фонема – диапазон звуковых признаков, имеющий определенную смыслоразличительную характеристику. При этом: а) требуется навык правильного выбора фонемы, так как в языке нет полного взаимно однозначного соответствия между буквами и обозначаемыми фонемами (звуками); б) требуется навык правильного воспроизведения и объединения фонем при чтении, которые имеют разные акустические характеристики в зависимости от того, в окружении каких других фонем они произносятся.

· Для фонетически верного воспроизведения отдельных слов должны быть правильно воспроизведены последовательности фонем, обозначенные последовательностями букв. При этом необходим ряд навыков:

а) Навыки опережающей ориентировки в последовательности букв, так как только таким образом становится возможным слитное и правильное произношение слогов и слов.

б) Навыки опережающей ориентировки, направленной на опознавание слов и выделение ударных слогов, без чего невозможно верное произношение слов.

· По мере чтения последовательностей слов необходимо постоянное построение значений и смысла на основе прочитываемого текста. Наиболее эффективно построение значений и смысла осуществляется с того момента, когда операции воспроизведения фонем по буквам автоматизируются и перестают осознаваться. С этого момента ребенок может переходить к овладению интонационно верным чтением предложений, которое требует опережающей ориентировки уже в лексическом составе предложения, которое должно быть интонационно верно произнесено. При этом понимание смысла прочитанного становится возможным при последовательной ориентировке в отношениях лексического и грамматического значения каждого слова не только к более или менее длинному ряду синтагматических связей слов в предложениях, но и к смыслу ранее прочитанного (феномен «вливания смыслов»). В свою очередь, понимание общего смысла прочитанного обеспечивается еще более сложными процессами установления отношений между семантическими (смысловыми) единицами текста.

Последняя группа операций представляет собой овладение не столько «техническими» навыками чтения, сколько умениями мыслительными. Извлечение смысла из прочитанного текста – это уже мыслительная задача. Можно технически эффективно читать слова и предложения, но при этом не справляться с задачами извлечения значений и смыслов из прочитанных текстов. И тот, кто читает «верно» (а не быстро!), тот и хорошо мыслит. Данную группу умений человек совершенствует уже на протяжении всей жизни.

Таковы самые общие и поверхностные характеристики операций, которые обеспечивают овладение умением читать. Следует заметить, что навыки чтения «про себя» у взрослого человека могут быть автоматизированы и сокращены до такой степени, что извлечение смысла из текстов перестает требовать постоянного соотнесения букв с обозначаемыми звуками (фонемами) и складывания из звуков слов. При таком чтении смысл прочитываемого текста извлекается прямо из графических знаков – букв и их сочетаний. Такие навыки чтения не формируются сходу, присутствуют далеко не у всех читающих взрослых и требуют продолжительной практики чтения.

Все изложенное выше позволяет выделить ряд основных этапов, которые полезно соблюдать для повышения эффективности овладения ребенком умениями и навыками чтения. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время не существует единственной «правильной» методики обучению чтению. Вместе с тем, следует помнить, что существуют неверные методики обучения чтению, а также методические средства, которые закономерно обеспечивают автоматизацию таких навыков чтения у ребенка, которые в последующем будут отрицательно сказываться на совершенствовании читательской деятельности.

Основные этапы формирования умений и навыков чтения

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх