Источник образования задолженности по исполнительному листу

Взыскание задолженности дело не простое и не благодарное, а получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

Сейчас хочу рассказать об особенностях предъявления исполнительного листа в казначейство, речь пойдет об условиях и порядке обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Получив решение арбитражного суда о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, некоторые сталкиваются с вопросом куда отправлять исполнительный лист.

Предъявление исполнительного листа должнику в случае взыскания денежных средств с бюджета отличается от общего порядка.

Передача гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации во исполнение решений судов, порядок и условия исполнения судебных актов устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Бюджетным законодательством, устанавливающим условия и порядок исполнения решения арбитражного суда, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а точнее глава 24.1 БК РФ, собственно это установлено п. 3 ст. 239 БК РФ, где прямо указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.

Рассмотрим перечень документов, которые необходимы для того, чтобы получить деньги по исполнительному листу.

Во-первых, это сам исполнительный документ — исполнительный лист или судебный приказ.

Во-вторых, обратите внимание, в соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу должна быть приложена копия решения суда, на основании которого выдан соответствующий исполнительный лист.

Как сказано в БК РФ копия судебного акта, должна быть надлежащим образом заверена судом. Соответственно копия решения должна быть прошита и заверена печатью и подписью судьи. Кроме того, на копии решения должна стоять отметка о вступлении в силу решения.

Наконец, для предъявления исполнительного листа необходимо к нему приложить заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на которые необходимо перечислять подлежащие взысканию денежные средства.

Если заявление подписывается представителем взыскателя (то есть любым лицом, действующим на основании доверенности), то к заявлению также необходимо приложить соответствующую доверенность, либо ее нотариальную копию.

Что касается условий исполнения судебных актов, то здесь стоит напомнить, что предъявлен исполнительный лист может быть также только в установленные сроки.

По общему правилу этот срок составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда. Об исключениях из общего правила, а также о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кому интересно, можно прочитать в ст.ст. 21 и 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Бюджетный кодекс устанавливает четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, это:

-непредставление какого-либо из вышеуказанных документов (исполнительный лист, копия решения суда, заявление, доверенность);

-несоответствие все тех же вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ, АПК РФ и Федеральному закону «Об исполнительном производстве»;

-нарушение срока предъявления к исполнению исполнительного листа;

-отзыв исполнительного документа взыскателем.

При наличии одного из вышеуказанной оснований, соответствующий орган возвращает без исполнения все поступившие документы взыскателю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вам должно быть указано на причины возврата.

Куда подавать исполнительный лист?

Действующим законодательством предусмотрена возможность направления исполнительного листа судом должнику, но есть возможность, что должник будет всячески затягивать данный процесс, поэтому можно пойти другим путем.

Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) — документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования), документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения – должника, то документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения, вместе с вышеуказанным документами подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации.

И, наконец, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения – должника, документы подаются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.

Определившись с должником, станет понятно куда отправлять исполнительный лист.

Оплата по исполнительному листу производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Полное описание

В этой статье речь пойдет об особенностях имущественного взыскания с государственных учреждений. Стоит сразу оговориться, что сам по себе процесс исполнения решения казенным учреждением строго регламентирован Бюджетным кодексом РФ, а именно гл. 24.1, которая предполагает определенный порядок действий со стороны как взыскателя, так и должника.

К исполнительному документу, направляемому взыскателем или судом, должны быть приложены надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Важным момент для взыскателя является грамотное составление заявления и отсутствие ошибок в прилагаемых документах, так как несоответствие последних ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является одним из оснований для возврата заявления.

Бюджетный кодекс дает исчерпывающий перечень оснований для возврата заявления, а именно:

  1. непредставление какого-либо документа, указанного в п.2 ст.242.1;
  2. несоответствие документов, указанных выше требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
  3. нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
  4. представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа;
  5. представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
  6. представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
  7. невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.

Стоит отметить, что возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению.

Отличительной особенностью в порядке исполнения судебных актов государственными учреждениями является то, что взыскание может быть осуществлено исключительно за счет средств бюджета. То есть законодатель не предусмотрел возможности обращения взыскания на движемое и недвижимое имущество казенного учреждения. На этот счет Президиум ВАС РФ сформировал четкую позицию. Информационным письмом от 14.07.1999 года №45 «Об обращении взыскания на имущество учреждений».

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

С учетом изложенного позиция ВАС РФ означает, что в случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Механизмом воздействия взыскателя на всех этапах обращения взычкания на средства бюджета прост. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном Бюджетным кодексом РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в Арбитражный суд, который выносил решение по делу.

Порядок обращения взыскания на средства бюджета субъекта РФ, а так же местного бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений субъектов РФ и муниципальных казенных учреждений.

Теперь поговорим непосредственно о порядке взыскания. Он схож в случае взыскания с муниципальных казенных учреждений и учреждений субъектов РФ. Разница заключается лишь в том, какой именно орган ведет счет учреждения. Итак, по порядку.

  1. Исполнительный документ направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
  2. Не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа этот орган направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
  3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.
    Для исполнения исполнительного документа должник одновременно с вышеуказанной информацией, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.
  4. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов в целях исполнения исполнительного документа.
  5. Далее орган местного самоуправления или государственной власти РФ, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, обеспечивает выделение объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
  6. Должник обязан представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
  7. В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
  8. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления или государственного органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
  9. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

Так же законодатель предусматривает санкции за нарушение должником установленного порядка исполнения судебного решения.

При нарушении вышеупомянутых требований, установленных БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.

Операции по лицевым счетам казенного учреждения не приостанавливаются при предъявлении должником документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней обязан проинформировать об этом взыскателя.
Юрист
ООО «Юридическая компания «ЛЕКС»

Глейзер М.Р.

Юридическая компания Москва

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх