Изменения в арбитражном процессе 2018

Что включает в себя понятие видов судопроизводства? Судопроизводство – это прежде всего деятельность, которая происходит в некоторой логической последовательности. Она наряду с любым юридическим процессом обладает определенными стадиями, которые представляют собой целостный комплекс процессуальных действий. Они, в свою очередь, направлены на достижение единой цели и выполняют одну общую задачу. Данные категории судебного производства следуют друг за другом, но они не могут быть заменимыми. Каждая стадия начинается только после завершения впереди идущей. Процессуальный акт должен правильно регламентировать смену одной стадии судопроизводства на другую. Какие же бывают виды судопроизводства? Рассмотрим ниже.

Основные стадии

В данное время существуют следующие стадии:

— стадия возбуждения гражданского судопроизводства;

— подготовительный процесс дела к судебному разбирательству;

— само судебное разбирательство;

— производство в суде 2-й инстанции;

— производство в суде надзорной инстанции;

— пересмотр судебных решений по открывшимся обстоятельствам, а также постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу.

Рассмотрим виды стадий судопроизводства подробнее.

Первая стадия

Первая стадия предназначена для решения вопроса о возбуждении гражданского судопроизводства. При обращении в суд им может быть отказано в принятии заявления, возвращено заявление либо оставлено без движения, а также принято судом на рассмотрение. В случае принятия заявления происходит начало постадийной очередности судопроизводства.

Вторая стадия

Вторая стадия должна обеспечивать позиции правомерности и своевременности следующего судебного рассмотрения. ГК РФ определяет судебное разбирательство при проведении в такой части процесса как предварительное (ст. 152 ГК). Соответственное решение выносится лишь в случае, когда истец пропустил в отсутствие уважительной причины срок исковой давности.

Третья стадия

Третья стадия является основной стадией судопроизводства. Это объясняется тем, что именно здесь дело рассматривает суд, а участники процесса защищены от нарушенного права судебной защитой. При этом суд выносит на данной стадии судебное решение. К действиям на судебном разбирательстве следует отнести подготовительную часть, разбирательство дела, прения, оглашение решения или определения. Вышеназванные стадии относятся к рассмотрению судом первой инстанции.

Остальные стадии

Следующая стадия подлежит возбуждению непосредственно по волеизъявлению участников судебного разбирательства и их представителей. В случае когда лица, которые участвуют в деле, не согласны с решением мировых судей, следует апелляционное производство.

Пятая стадия является индивидуальной, ведь здесь пересматриваются судебные акты, которые не обладают законной силой, поскольку не вступили в неё. Кассационное производство, в свою очередь, проверяет законность и обоснованность решений федеральных судов. На этой стадии происходит данный вид производства.

На последней стадии совершается производство в порядке надзорной инстанции по пересмотру вступивших в законную силу решений суда.

Судебный порядок в данной области совершается в зависимости от предмета и способа судебной защиты, целей судебной работы.

Виды судопроизводства могут определять наименование лиц, которые участвуют в деле, а также их правовое положение, включая особенности при возбуждении судопроизводства, возможности в использовании различных средств защиты, распределение обязанностей по вопросу доказывания, особенности при вынесении и исполнении выносимого решения суда.

Видами процессов судопроизводства является определенный комплекс способов судебной защиты и процессуальных действий.

Виды

ОНи следующие:

  • Вид приказного производства (оно является видом производства, где нет стадий судопроизводства, в том числе отсутствует судебное разбирательство, подготовка дела к судебному слушанию. Решение суда по таким делам не выносится, а вместо него выносится судебный приказ).
  • Исковое производство. При этом должен присутствовать спор о праве, а также равенство сторон. Предмет защиты – это нарушенное право или интерес. Оно подлежит возбуждению на основании иска согласно требованиям ГПК РФ.
  • Производство по делам, которые возникают из публичных правоотношений. Предмет защиты – это интерес истца, находящийся под законной защитой.
  • Особое производство с отсутствием спора о праве.

В Гражданском процессуальном кодексе определена еще одна стадия процесса в качестве пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Существуют виды арбитражного судопроизводства.

В прошлом процессуальное законодательство содержало стадию исполнительного производства. Но после реформирования последовательности исполнения постановлений суда, принятия соответствующего закона, нововведений в ГПК РФ данное производство в виде самостоятельной части было устранено.

Это связано с тем, что ФССП относится к Министерству юстиции, следовательно, ГПК РФ регулирует производство, которое связано с исполнением судебных постановлений.

Бывают и другие виды процессов судопроизводства.

Гражданский процесс

Исполнительное производство в нашей стране, а также распространение отношений в области него способствовали возникновению нового направления — это гражданское исполнительное право РФ и работа над проектным кодексом в данной области РФ.

Положения гражданского процессуального права взаимосвязаны с гражданским исполнительным. Постановление ЕС по правам человека подчеркивает, что исполнение судебного решения подлежит рассмотрению в качестве составляющей судебного процесса. То есть исполнительное производство — это продолжение процессуального направления в сфере защиты интересов граждан. О видах административного судопроизводства говорить можно долго.

Отметим, что рассмотрение гражданского дела зачастую ограничивается в стадиях производства. Важны из них лишь первые три. К примеру, за рассмотрением судебного дела на третьей стадии возможно исполнение сторонами судебного решения, при этом нет необходимости рассмотрения в дальнейшем в последующих стадиях.

Под гражданским процессом понимается сложный комплекс процессуальных отношений, отражающий разнообразие оснований для этих отношений. Они не могут существовать наряду друг с другом с самого возникновения процесса. При этом их возникновение характеризуется появлением одного за другим. Таким образом, происходит взаимозаменяемость. Такое положение предусмотрено гражданским процессуальным правом.

ГПК РФ выделяет виды судопроизводства для судов первой инстанции, учитывая материальную и правовую стороны спора, а также особенности судебного разбирательства. Например, исковое производство, а также особенности судебного разбирательства подразумевают заочное производство.

Дискуссии на тему судопроизводств

Таким образом, повышение уровня видов судопроизводства затрудняет судебное разбирательство, однако существует и иная сторона рассмотрения данного вопроса, при этом судебный процесс более гибок, чем ранее, и возможно гораздо тщательнее изучать суду отдельные гражданские дела. Неоднозначность в данном вопросе вызывает множество дискуссий на сегодняшний день. Помимо сказанного, необходимо понимать, что в процессе формирования процессуальной отрасли и реформирования законодательных актов последовало повышение отмеченного количества по сравнению с прошлым Гражданско-процессуальным кодексом от 1964 г. (ранее было всего три таких вида, а в настоящее время — шесть. Это говорит о развитии судебной деятельности в сторону упрощения всей системы судопроизводства, а также функционирования судебной системы в целом.

Выше мы отметили разные виды судопроизводства.

Виды уголовного судопроизводства

Термин «уголовное судопроизводство» основан на досудебном и судебном производстве по уголовному делу. Досудебным производством будет период с того момента, когда получено сообщение о преступлении, до того, как дело будет направлено в суд. О понятии судебного производства в законе речи нет, однако, проанализировав структуру УПК РФ, можно сделать вывод, что это понятие подразумевает производство в суде 1-й и 2-й инстанции, исполнение приговора, пересмотр приговоров, вступивших в законную силу, определений и постановлений суда.

Подведомственность = компетенция. Подсудность

Ранее разграничивая полномочия судов и относя дело к тому или иному процессу, мы говорили о подведомственности. Принятый закон № 451-ФЗ исключил из законодательства этот термин, заменив его термином «компетенция». Сама же компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов осталась неизменной. Изменения претерпел Кодекс административного судопроизводства, который дополнили двумя новыми категориями дел:

  • дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
  • дела о признании информационных материалов экстремистскими (п.п. 2.2, 2.3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Что касается подсудности, изменения более глобальные. 📌 Реклама

Во-первых, мировые суды теперь смогут рассматривать дела по имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей при цене иска до 100 000 рублей.

Во-вторых, наконец-то оптимально решен вопрос с неподсудными делами, по которым суд уже начал производство. Ранее лицо, обратившееся не в тот суд, было вынуждено заново подавать документы в надлежащий суд, теряя при этом время. Теперь при неверной подаче документов в суд, которому дело неподсудно, если суд уже начал производство, он самостоятельно может передать дело по подсудности в соответствующий суд. Такая норма будет закреплена в ст. 39 АПК РФ и в ст. 33 ГПК РФ.

В-третьих, суд общей юрисдикции может теперь уже будучи в процессе переходить из одной процедуры в другую, в случае если такой переход будет необходим. Например, если в ходе дела суд установит, что дело, рассматриваемое в порядке гражданского судопроизводства, должно быть рассмотрено в административном порядке, то суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. Сторонам никаких дополнительных действий предпринимать не придется. Такие изменения будут отражены в новых редакциях ст. 33.1 ГПК РФ и ст. 16.1КАС РФ.

📌 Реклама

Что касается административного и гражданского судопроизводства, также необходимо отметить, что если в одном заявлении указаны требования, которые относятся к различным видам производства и разделить их не представляется возможным, то по общему правилу дело будет рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Если разделить требования возможно, то суд будет принимать решение по рассмотрению этих требований в рамках отдельных судопроизводств.

Упрощенное производство. Новые границы

Согласно действующей редакции ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела, если цена иска не превышает для юрлиц 500 000 руб., для ИП — 250 000 руб.

Принятый закон № 451-ФЗ устанавливает новые границы для рассмотрения дел в арбитражном процессе в порядке упрощенного производства. Суммы увеличены, теперь для юрлиц это 800 000 руб., а для ИП — 400 000 руб. Кстати, в процессе обсуждения законопроекта суммы хотели увеличить значительней, для гражданского процесса до 500 000 рублей, а для арбитражного — до 1 млн руб. Вместе с тем, для гражданских дел сумма упрощенного производства осталась прежней — 100 000 руб.

📌 Реклама

Фото: duma.gov.ru

Комитет Госдумы по законодательству и госстроительству обобщил материалы, посвященные глобальной судебной реформе, стартующей в России. С 1 октября 2019 года вступают в силу масштабные законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства. Ранее об этом подробно рассказал глава комитета Павел Крашенинников.

Чтобы не было искушений

Комитет обращает внимание на три ключевых закона:

— о реформировании судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»);

— о реформировании судопроизводства (Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— о групповых исках (Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2019 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов. (Об учреждении новых судов L.R рассказывал, например, .)

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции. А также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Кассационные полномочия областных и равных им судов передаются в полной мере кассационным судам. В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

До начала реформы в апелляционной и кассационной коллегиях были свои отдельные составы. Но как отмечает глава комитета Павел Крашенинников, находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата. Поэтому были «не исключены искушения». Сейчас же рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции.

Подобная реформа проводилась ранее в системе арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.

Судам подобрали место

Законом № 1-ФКЗ определено место постоянного пребывания новых судов. Этот вопрос отдельно прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспортной составляющей, развития инфраструктуры регионов, наличия юридических вузов для подготовки кадров. В итоге была определена следующая схема размещения судов.

Кассационные суды общей юрисдикции:

Первый кассационный суд — город Саратов;

Второй кассационный суд — город Москва;

Третий кассационный суд — город Санкт-Петербург;

Четвертый кассационный суд — город Краснодар;

Пятый кассационный суд — город Пятигорск;

Шестой кассационный суд — город Самара;

Седьмой кассационный суд — город Челябинск;

Восьмой кассационный суд — город Кемерово;

Девятый кассационный суд — город Владивосток;

кассационный военный суд — город Новосибирск.

Изображение: komitet2-10.km.duma.gov.ru

Апелляционные суды общей юрисдикции:

Первый апелляционный суд — город Москва;

Второй апелляционный суд — город Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд — город Сочи;

Четвертый апелляционный суд — город Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд — город Новосибирск;

апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.

Изображение: komitet2-10.km.duma.gov.ru

Вместе с тем законом № 1-ФКЗ предусмотрена возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это позволит повысить доступность правосудия для лиц, которые находятся или проживают в отдаленных местностях.

Отдельно комитет Госдумы рассказал о реорганизации в системе военных судов, которые также относятся к судам общей юрисдикции. С 1 октября 2019 года начнут работу апелляционный военный суд и кассационный военный суд, в связи с чем были внесены изменения в структуру, территориальную юрисдикцию и названия военных судов. Система военных судов приведена в соответствие с существующим военно-административным делением Российской Федерации.

Два окружных военных суда — Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге — объединены в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в Екатеринбурге и постоянным судебным присутствием в Самаре.

Меняются правила судопроизводства

Структурные изменения судебной системы, как констатируют депутаты, ведут к необходимости изменения правил судопроизводства. Соответствующие поправки были введены вторым масштабным законом реформы № 451-ФЗ — судопроизводственным.

(О процессуальной реформе можно прочитать

В числе наиболее важных судопроизводственных изменений:

1) С 1 октября 2019 года представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. За исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами.

При этом требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные. Такие категории лиц могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.

Правило о наличии высшего юридического образования уже действует в отношении представителей сторон по административным делам. КАС РФ также дополняется новым альтернативным критерием — это наличие у представителей ученой степени по юридической специальности.

2) С этой же даты вводится сплошная кассация. Теперь каждая кассационная жалоба будет рассматриваться кассационным судом коллегиально, что позволит обеспечить качественную проверку кассационных жалоб по существу, в отличие от выборочной кассации.

3) Расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе путем увеличения суммы исковых требований о взыскании денежных средств по таким делам.

В ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства — в размере 100 тыс. рублей.

В арбитражном процессе устанавливается для индивидуальных предпринимателей — 400 тыс. рублей, для юридических лиц — 800 тысяч рублей.

По публично-правовым категориям дел сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство в АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей.

4) Исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим установлено правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Например, если иск был подан в арбитражный суд, а должен рассматриваться судом общей юрисдикции, то теперь суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью.

5) Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

Групповые иски

Еще одно важное изменение — законом № 191-ФЗ вводится возможность граждан с 1 октября 2019 года обращаться в суд с групповыми исками в защиту своих прав и законных интересов.

(О групповых исках L.R рассказывал, например, .)

В России возможность обращения в суд с групповыми исками до сих пор существовала только в арбитражном судопроизводстве (в АПК РФ). Но теперь она появится и у граждан при обращении в суд общей юрисдикции. Физлица смогут подать групповой иск, если к нему присоединилось не менее 20 участников, при наличии общих или однородных требований, при схожих обстоятельствах и в отношении общего ответчика. Кроме того, всеми членами группы должен использоваться одинаковый способ защиты своих прав. «Так как если у участников группы будут разные способы защиты: один будет требовать признания, другой замены товара, третий компенсации, четвертый денежных выплат, — то на практике могут возникнуть трудности», — отметил Павел Крашенинников.

Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства). Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства, утверждает глава комитета. Присутствовать всем участникам в суде не нужно, их представляет определенное лицо.

О возможности присоединения к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц делается предложение в публичной форме — путем опубликования сообщения в СМИ либо на сайте суда в сети «Интернет», на порталах «Мой арбитр», ГАС «Правосудие». Желающие присоединиться к групповому иску смогут это сделать вплоть до перехода суда к судебным прениям, то есть даже в период рассмотрения дела в суде. Это позволит присоединиться к иску максимально большому количеству участников.

Рекордную для юридического издания сумму – 259 050 руб. – собрала на одной из российских краудфандинговых платформ книга «Мониторинг верховенства права и доступа в суд: 25 лет судебной реформе». Ее автор – к.ю.н. Екатерина Алексеевская, ведущий эксперт Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики». Интерес читателей к анализу реформы процессуального законодательства и судебной системы позволил исследованию увидеть свет. С согласия автора Legal.Report публикует одну из глав книги.​

Инвентаризация процессуального законодательства

За 25 лет судебной реформы процессуальное законодательство полностью обновилось. Регламентировано конституционное судопроизводство Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и административное судопроизводство – Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. На смену прежним кодексам: УПК РСФСР, ГПК РСФСР и КоАП РСФСР пришли новые: УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ. Реализовано одно из важнейших направлений судебной реформы – дифференциация форм судопроизводства.

По сравнению с 1991 годом количество процессуальных кодексов удвоилось. Два кодекса из шести устанавливают не только правила судебного процесса, но и порядок образования и структуру суда (КС РФ), а также административную ответственность за нарушение общеобязательных правил поведения (КоАП РФ).

Более подробно и дифференцированно изложено гражданское судопроизводство. Несмотря на то, что АПК РФ является первым актом, который воспроизвел демократические начала судебного процесса, все более их упрочняя и расширяя в 1995 и 2002 годах, сегодня его действие подходит к концу в связи со слиянием Высшего арбитражного суда России и Верховного суда России и унификацией правил судопроизводства. В обозримом будущем гражданское судопроизводство будет регулировать один процессуальный кодекс.

Лидером по дисперсии процессуальных норм является административное судопроизводство, которое рассредоточено по КАС РФ, КоАП РФ и АПК РФ, что не может считаться устойчивым правовым регулированием судебного процесса, учитывая историю и дифференциацию гражданского судопроизводства. Более того, такая дисперсия норм затрудняет доступ в суд.

По количеству правок, вносимых в процессуальное законодательство, устойчивость правовых норм распределяется следующим образом.

Общее количество правок в процессуальном законодательстве

Лидером нестабильности является КоАП РФ, затем следуют УПК РФ и ГПК РФ. Однако не все 529 федеральных законов вносили правки в процедуру рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, а лишь их часть, но даже их внушительное количество не позволило устранить имеющиеся проблемы, о которых будет сказано далее.

В то же время нельзя утверждать, что сравнительно небольшое количество вносимых изменений и дополнений в дореформенное процессуальное законодательство означает удовлетворенность общества уровнем правовых гарантий и качеством правосудия. Напротив, это обусловлено длительной работой над проектами новых процессуальных кодексов, принятие которых ожидалось обществом.

Учитывая общее количество внесенных правок в процессуальное законодательство, можно было бы утверждать, что мы двигались семимильными шагами в течение 25 лет, но так ли это, если посмотреть с точки зрения содержания норм права? Ответ на этот вопрос дадут диаграммы.

По качеству вносимых изменений и дополнений в процессуальное законодательство картина выглядит следующим образом.

Распределение качества правок в действующем процессуальном законодательстве
Как видно из диаграмм, преобладающий сегмент в процессуальном законодательстве индифферентный, т. е. содержащий нормы как упраздняющие правовые гарантии, так и устанавливающие их, что обусловливает невысокий градиент курса устойчивого развития в области правосудия. При этом абсолютными лидерами в части движения по модели «шаг вперед и шаг назад» являются КоАП РФ и КАС РФ. Затем следуют УПК РФ, ГПК РФ, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и АПК РФ.

Следующим по удельному весу идет позитивный сегмент, а затем негативный. При этом позитивный сегмент больше, чем негативный, во всех процессуальных кодексах, но этого факта недостаточно для общей положительной оценки законодательной работы в данной сфере. Лидером в позитивном сегменте является АПК РФ, который больше остальных процессуальных кодексов содержит правки, повышающие правовые гарантии лиц, участвующих в деле. Далее за ним следуют Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ГПК РФ, а замыкает список УПК РФ. Относительно последнего необходимо отметить, что имеющиеся результаты по меньшей мере разочаровывают, учитывая то, что за 15 лет с момента принятия УПК РФ всего лишь два федеральных закона внесли правки, повышающие уровень правовых гарантий, и постоянные декларации власти о заботе соблюдения гуманистических идеалов права в уголовном судопроизводстве.

В негативном сегменте сложилась интересная картина: в нем АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ разделили первое место, затем – Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». КАС РФ и КоАП РФ не вошли в этот сегмент вообще, но это не означает, что их правила эффективны с точки зрения судебной защиты прав, свобод и законных интересов.

Исходя из этого, общий градиент правовых гарантий в процессуальном законодательстве оценивается как низкий и имеет тенденцию к снижению, учитывая положения законопроектов.

Что касается распределения вносимых правок в процессуальное законодательство по субъекту законодательной инициативы, то результаты имеют следующие значения.

Распределение качества правок в процессуальное законодательство по субъекту законодательной инициативы
Наибольшее количество правок в процессуальное законодательство внесло правительство России. При этом негативный сегмент больше, чем позитивный, как по сравнению с законодательной активностью этого же органа исполнительной власти, так и по сравнению с другими субъектами законодательной инициативы.

Далее президент России, Высший арбитражный суд России и Верховный суд России внесли по два проекта федеральных законов, которые после их принятия повысили уровень правовых гарантий в судебных процедурах. Паритет в количестве правок негативного сегмента у президента России и Верховного суда России, что не соответствует положениям статьи 18 и пункту 2 статьи 80 Конституции России.

По одной правке в процессуальное законодательство внесли Высший арбитражный суд России, субъекты Федерации и член Совета Федерации. При этом негативные правки принадлежат представителям Государственной думы и субъектам Федерации. Позитивную правку внес член Совета Федерации.

Инвентаризация процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромное количество вносимых изменений и дополнений, уровень правовых гарантий в судебных процедурах растет крайне медленно и незначительно вопреки ожиданиям общества и заверениям власти, особенно в периоды предвыборных кампаний.

С целью действенного роста правовых гарантий в процессуальном законодательстве и пресечения политических спекуляций, деформации общества, о заботе, соблюдении и обеспечении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а равно организаций, необходимо публиковать замеры индекса правосудия «до» и ожидаемое «после» принятия законопроекта на официальном сайте парламента, а также общие рейтинги субъектов законодательной инициативы, авторов законопроекта.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх