Изменения в ГПК РФ

Законом создается девять кассационных и пять апелляционных судов, а также по одному военному кассационному и военному апелляционному суду.
МОСКВА, 17 июля. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании во вторник приняла в третьем, окончательном чтении проект закона о создании отдельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Речь идет о создании на основе экстерриториального принципа обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. По новому закону апелляционный суд будет рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел и по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Создание отдельных апелляционных и кассационных судов, по мнению главы профильного думского комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, «позволит сделать суды более независимыми, вывести их из-под регионального влияния и коррупционных рисков».

В настоящее время в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные и равные им суды (верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный суд РФ — по определенным категориям дел.

Вынесенное решение по закону можно оспорить в следующей инстанции — апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды. Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то смогут обратиться с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные судейские составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда.

Содержание

Состав судов

Теперь, согласно принятому закону, председатели кассационных и апелляционных судов будут назначаться президентом по предложению председателя Верховного суда и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Срок их полномочий будет ограничен шестью годами с возможностью переназначения, но не более двух раз подряд. Предельный возраст нахождения руководителей новых судебных инстанций в должности увеличивается с 70 до 76 лет.

И кассационные, и апелляционные суды будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным, уголовным делам, а также по делам военнослужащих.

Предполагается, что формирование штатной численности создаваемых судов будет осуществляться в том числе за счет перевода судей и сотрудников аппарата из судов областного звена.

Размещение судов

Законом создается девять кассационных судов и пять апелляционных, а также по одному военному кассационному и военному апелляционному суду. Их размещение было скорректировано в основном чтении в результате принятия поправки, предложенной спикерами Госдумы и Совета Федерации Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко, а также главами профильных комитетов палат Федерального собрания Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Так, первый кассационный суд теперь будет расположен в Саратове, второй — в Москве, третий — в Санкт-Петербурге, четвертый — в Краснодаре, пятый — в Пятигорске, шестой — в Самаре, седьмой — в Челябинске, восьмой — в Кемерово, девятый — во Владивостоке, кассационный военный суд — в Новосибирске.

Что касается размещения апелляционных судов, то в этой части законопроект был возвращен во второе чтение для внесения поправки. В результате первый апелляционный суд перенесен из Калуги в Москву, второй апелляционный суд будет располагаться в Санкт-Петербурге, третий — в Сочи, четвертый — в Нижнем Новгороде, пятый — в Новосибирске, апелляционный военный суд — в городском округе Власиха Московской области.

Совершенствование иерархии

Законом вносятся поправки в законы «О судебной системе РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О военных судах РФ» и «О Верховном суде РФ». «В настоящее время возникла объективная необходимость создания в РФ структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте РФ и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции», — отмечается в сопроводительных документах. Как считают в Верховном суде, это позволит усовершенствовать иерархию построения судебной системы РФ, сформировав еще по четырехзвенному принципу.

По словам Крашенинникова, поправки продолжают судебную реформу, которая проводится в стране с 1990-х годов. «Разделение судебных инстанций (апелляционной и кассационной) и выделение в отдельные надрегиональные суды — это очень важные, системные изменения, которые потребуют не один год на реализацию. Принятие законопроекта позволит обеспечить независимость и самостоятельность функционирования инстанций в судах общей юрисдикции, снизит коррупционные риски и влияние региональных связей», — заключил глава комитета.

С 01 октября 2019 года вступили в силу изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Уважаемые участники процесса, обращаем Ваше внимание на то, что с 01.10.2019 вступили в силу изменения положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 451-ФЗ).

Применение положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции указанного закона разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с эти информируем Вас об отдельных значимых изменениях в сфере арбитражного судопроизводства.

Исключен термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Вместо него законодателем введено понятие «компетенция суда» (глава 4 АПК РФ).

Изменен порядок разрешения отвода судьи. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается тем же судьей. Вопрос об отводе судьи при рассмотрении дела в коллегиальном составе разрешается этим же составом суда большинством голосов в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным (статья 25 АПК РФ).

Председательствующий в судебном заседании наделен правом ограничить от имени суда выступление участника судебного разбирательства, если он самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом (часть 4.1 статьи 154 АПК РФ).

Об ограничении выступления участника судебного разбирательства арбитражный суд указывает в протоколе судебного заседания. Возражения лица, в отношении которого приняты такие меры, также заносятся в протокол судебного заседания (часть 4.2 статьи 154 АПК РФ).

Часть 3 статьи 59 АПК РФ дополнена. Согласно положениям указанной нормы в новой редакции, представлять интересы стороны в арбитражном процессе могут адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Требования, предъявляемые к представителям, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе.

В связи с этим, оказывающие юридическую помощь лица, за исключением руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, законных представителей, адвокатов, представляют в судебное заседание, помимо доверенности, оригинал диплома либо его заверенную копию. При этом, нотариальное заверение копии диплома не требуется.

Указанные требования не распространяются на представителей, уже участвующих в деле по состоянию на 01.10.2019.

Изменены требования к исковому заявлению, заявлению о выдаче судебного приказа в части указания обязательных сведений об ответчике-гражданине.

Так, в исковом заявлении к ответчику-гражданину, наряду со сведениями о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и месте жительства, а также дате и месте рождения, месте работы (если они известны), должен быть указан один из идентификаторов: страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя ОГРНИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (пункт 3 части 2 статьи 125 АПК РФ).

Данное нововведение также не распространяется на исковые заявления, заявления о выдаче судебного приказа, поданные в суд до вступления в силу Закона № 451-ФЗ.

Дополнены основания возвращения искового заявления (статья 129 АПК РФ):

— установление судом при рассмотрении вопроса о принятии иска его подсудности суду общей юрисдикции,

— неподписание иска или подписание и подача его в суд лицом, не имеющим соответствующих полномочий.

Законом № 451-ФЗ увеличен размер требований, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства до 400 000 рублей для индивидуальных предпринимателей, до 800 000 рублей для юридических лиц (пункт 1 части 1 статьи 227 АПК РФ).

Предельный размер требований, вытекающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, увеличился с 400 000 рублей до 500 000 рублей. Исключено упоминание о том, что должник признает, но не исполняет документы, устанавливающие денежные обязательства (пункт 1 статьи 229.2 АПК РФ).

Внесены изменения в процессуальные сроки:

— шестимесячный срок для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции со дня поступления заявления в арбитражный суд. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до девяти месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (статья 152 АПК РФ);

— пятидневный срок для ознакомления с аудиозаписью судебного заседания, протоколами судебного заседания и протоколами о совершении отдельных процессуальных действий, а также представления замечаний относительно полноты и правильности их составления, который исчисляется с момента подписания соответствующего протокола (статья 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

— трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, для подачи заявления по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде (статья 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора и участвовавшие в деле на стороне, в пользу которой принят судебный акт по делу, наделены правом на возмещение судебных издержек в случае, если их фактическое поведение как участников судебного процесса способствовало принятию данного судебного акта (часть 5.1 статьи 110 АПК РФ).

При обжаловании судебного акта третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, при оставлении его жалобы без удовлетворения, судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением данной жалобы, могут быть взысканы с этого третьего лица (часть 5.2 статья 110 АПК РФ).

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по адресу должника. Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется (часть 3 статьи 319 АПК РФ).

Если коротко: суть реформы

Россия пережила немало военных реформ. Наибольшее значение для нас сегодня имеют те, что были приняты при Петре Первом и после него: собственно Петровская, Потемкинская, Милютинская, Фрунзенская и другие. Текущие преобразования в военной сфере называют «реформой Анатолия Сердюкова», бывшего министром обороны страны с 2007 по 2012 годы, однако изменения, уже свершившиеся и грядущие, связаны не только с его именем. Авторству Сердюкова действительно принадлежат идеи о новом взгляде на военные расходы, о гуманизации военной службы, о выведении бытового обслуживания военнослужащих на аутсорсинг. Однако перемены в структуре Вооруженных сил инициировали экс-начальники Генерального штаба ВС РФ: Николай Макаров и Юрий Балуевский. Проще говоря, если социально-экономической стороной дела занимался Сердюков, то «военный» раздел реформы разрабатывал Макаров, а до него — Балуевский.

Николай Макаров (слева) сменил Юрия Балуевского в Генштабе
фото: svoboda.org

О начале новой военной реформы Сердюков объявил 14 октября 2008 года на заседании коллегии своего ведомства. На выполнение новой Государственной программы вооружения было предусмотрено 19,2 трлн рублей. Реформа затрагивает все функциональные основы Вооруженных сил РФ: численность состава, систему подготовки офицеров, структуру центрального управления, а также предусматривает поэтапное оснащение армии современной военной техникой. Условно реформа была поделена на три этапа. В первом (2008-2011) были заявлены оптимизация численности личного и управляющего составов, а также реформа военного образования. Во втором (2012—2015) — повышение денежного довольствия, обеспечение жильем, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих. В третьем (2016—2020), самом затратном, — перевооружение.

Концептуальная основа реформы — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на активное развитие которых было направлено около 2 трлн рублей. Фундаментальная цель реформы состоит в том, чтобы перейти от советской системы к более современному устройству Вооруженных сил. То есть на смену армии массовой и мобилизационной, адаптированной под мирового масштаба войну (к примеру, с НАТО) должна прийти более компактная, адекватная нынешним экономическим, социальным и территориальным возможностям страны и адаптированная под локальные региональные конфликты армия постоянной готовности.

Разумеется, научными исследованиями дело не ограничится. Не менее приоритетной областью стало совершенствование стратегических ядерных вооружений. В частности, развитие наземной ракетной группировки и модернизация стратегической авиации — Ту-95 и Ту-160 (на эти цели направлено столько же средств, сколько и на научные исследования, — 2 трлн рублей) и внедрение тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты для замены устаревших МБР РС-18 и РС-20 и перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

«Первые ласточки»

План первого этапа (2008—2011), озвученный Сердюковым в октябре 2008 года, подразумевал сокращение численности Вооруженных сил РФ до одного млн военнослужащих к 2012 году. При этом офицерский состав должен быть оптимизирован до 150 тыс. человек, что влекло за собой значительное сокращение: в 2008 году он составлял 355 тыс. офицерских должностей. В военно-воздушных силах РФ с 2009 по 2012 год планировалось ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе 55 авиабаз, а также сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей. Количество частей военно-морского флота России должно было сократиться с 240 до 123. Офицерский состав флота планировалось сократить в 2-2,5 раза. И, наконец, реорганизация системы военного образования предполагала создание 10 системообразующих вузов — трех военных учебно-научных центра, шесть академий и один университет — на базе уже существовавших 65 военных учебных заведений. Что же из намеченного удалось воплотить и насколько качественными оказались перемены?

Ввод оперативно-стратегических командований

До Сердюкова и Макарова, о чем шла речь выше, основы для реформы уже были заложены Балуевским. Так, ему принадлежит идея создания оперативно-стратегических командований. ОСК полезны тем, что объединяют силовые группировки на той или иной территории (исключение составляют Стратегические ядерные силы) и позволяют создать единую систему управления войсками, одинаковую в условиях и мира, и войны. Иными словами, если начнутся боевые действия, время на переустройство системы тратить не придется: она уже будет готова к работе.

В 1970-80-х годах ОСК бытовали и в СССР: тогда они были сформированы для управления войсками на зарубежных театрах военных действий и были ликвидированы после распада организации Варшавского договора и развала СССР. С того момента войсками на территории РФ начали управлять через систему военных округов, заложенную еще Дмитрием Милютиным, министром обороны Российской Империи в 1861-1881 годах. Генерал Балуевский начал введение ОСК, Макаров продолжил его дело и ликвидировал систему округов. Сегодня существует четыре ОСК: «Запад» (генштаб в Санкт-Петербурге), «Восток» (Хабаровск), «Центр» (Екатеринбург) и «Юг» (Ростов-на-Дону). На сегодняшний день ОСК подчиняются все силы общего назначения, в том числе части ВВС/ПВО и ВМФ. Одновременно и военных округов стало не шесть, а четыре.

Перевод Сухопутных войск на структуру бригад

Другая перемена, инициированная Балуевым и доведенная Макаровым «до ума», — ликвидация дивизий и перевод Сухопутных войск на структуру бригад, которые стали мобильными составными частями группировок под управлением оперативного командования — штаба армии. Существовавшие дивизии преобразовали в три типа бригад численностью 5-6,5 тыс. человек: «тяжелые», «средние», «легкие». К «тяжелым» относятся танковые и большинство мотострелковых бригад. Их отличает повышенная ударная сила и живучесть. «Средние» бригады оснащены БТР и предназначены для ведения боевых действий в специфических условиях, как городских, так и природных, к примеру, на горной или лесистой местности. «Легкие» бригады отличает высокая проходимость: они снабжены соответствующей автомобильной техникой.

«Разгрузка» управленцев

Перемены затронули также и управленческий корпус. Во-первых, командиры воинских частей и соединений постоянной готовности теперь не решают хозяйственные вопросы, что позволило им сконцентрироваться на своей непосредственной работе, а обязанности по обеспечению тыла легли на начальников учебных центров и вузов.

Во-вторых, Генеральный штаб стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и осуществляет управление Вооруженными силами совместно с Министерством обороны.

В-третьих, внутри Минобороны, которое долгое время оставалось главной командной инстанцией, возникли два отдельных направления. «Военное» ответвление Минобороны во главе с Генеральным штабом занимается исключительно вопросами боевой подготовки Вооруженных сил и управлением войсками. «Гражданское» ответвление, в котором заняты соответствующие профильные департаменты, решает все возникающие в тылу финансовые, жилищные, медицинские, хозяйственные вопросы, в том числе занимается закупками военной техники. Многие эксперты полагают, что эта мера помогает снизить коррупцию в сфере закупок вооружений и сделать управление денежными средствами Минобороны транспарентным.

Новая система базирования войск

Она предполагает образование 184 военных городка, в которых сможет разместиться личный состав Вооруженных сил общей численностью более 700 тыс. человек. Чтобы оптимизировать систему базирования авиации Вооруженных сил, 31 авиационная база Военно-воздушных сил была сокращена до 8. Для повышения мобильности и огневых возможностей войск были созданы базы армейской авиации.

фото: arms-expo.ru

Формирование офицерского и сержантского корпусов

Сокращение армии и ее комплектование — самый болезненный пункт во всей реформе. В частности, сокращение офицерского корпуса. Если в 2008 году количество офицеров (это генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны, старшие лейтенанты и лейтенанты) составляло 365 тыс. человек, то уже в 2012 году их осталось лишь 142 тыс. Были упразднены должности прапорщика и мичмана. Однако в процессе изменений пришлось корректировать подход: Министерство обороны решило «отмотать назад» и оставить в ВС 220 тыс. офицеров. Формальным объяснением этого изменения стало создание сил Воздушно-космической обороны как отдельной структуры, однако, по мнению ряда специалистов, главная причина заключается в том, что 142-тысячный офицерский корпус был в итоге сочтен недостаточным для управления Вооруженными силами. В итоге указом Дмитрия Медведева недостающие 80 тыс. были возвращены в состав ВС.

Аналогичные «метания» сопровождали решение Минобороны относительно перевода армии на полностью контрактную службу. Сначала ведомство наращивало долю контрактников и стремительно сокращало количество военных срочной службы. Затем снова сократило число контрактников, объясняя свои действия трудностями, вызванными экономическим кризисом. Наконец, в 2011 году ставку снова сделали на «кадровиках» — именно они теперь должны составлять основу армии.

Такая неопределенность в свою очередь поставила под угрозу сержантский корпус. После реформирования офицерского корпуса и ликвидации должностей прапорщиков и мичманов было принято решение о том, что их должны заменить сержанты и старшины. Но на практике оказалось, что обучать сержантов пока негде, а зарплата сержанта настолько невелика, что собрать необходимое количество служащих почти невозможно. В итоге в начале 2013 года должности прапорщиков были возвращены. Сегодня, с повышением денежного довольствия и постепенным усовершенствованием сержантских школ, вопрос о формировании сержантского корпуса уже не стоит так остро.

Реорганизация системы военного образования

Для того чтобы новая система работала без перебоя, появилась необходимость в повышении профессиональной подготовки военнослужащих, новых программах их обучения и создании современной сети военно-учебных заведений. С 1 сентября 2011 года военно-учебные заведения Минобороны приступили к обучению офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой и высшей военной оперативно-стратегической подготовкой по программам дополнительного профессионального образования.

фото: unn.ru

В Минобороны начали применять единые подходы к обучению в военной и гражданской школе: офицеров первичного звена стали готовить по программам подготовки специалиста, а в видовых академиях и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ — по программам дополнительного профессионального образования. Профессиональных сержантов теперь готовят в учебных соединениях и воинских частях, в школах сержантов и в высших учебных заведениях Минобороны по программам среднего профессионального образования. В 2009 году такая подготовка была развернута в шести вузах Минобороны России, в том числе в Центре подготовки сержантов (Рязань), в 2010-м — в 19 вузах, в 2011-м — в 24.

Второй этап: гуманизация армии

Перемены в инфраструктуре армии стали основной задачей второго этапа реформ (2011—2015). Последние годы он ведется под эгидой программы «Эффективная армия» — комплекса решений по всем направлениям жизнедеятельности Вооруженных сил. Он позволил повысить денежное довольствие военнослужащих, запустить целевое обеспечение их жильем. Кроме того, программа подразумевает возведение типовых штабов, казарм, спортзалов и столовых. Это значит, что к концу реформы все войсковые части будут оснащены одинаковой инфраструктурой, работающей качественно и слаженно.

Так, уже к началу нового десятилетия была сформирована единая система материально-технического обеспечения войск — единые логистические центры, управляющие всеми видами снабжения и перевозок в масштабах военного округа. Одновременно с этим начался переход к сервисному обслуживанию технических парков на предприятиях, выполняющих ремонт вооружения и военной техники. Что самое важное, множество функций по обеспечению инфраструктуры войск взяли на себя гражданские предприятия. На условиях аутсорсинга теперь ведется сервисное обслуживание и ремонт техники, питание личного состава, банно-прачечные услуги, перевозка грузов, заправка кораблей ВМФ топливом и моторными маслами, комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов, заправка автомобильной техники через сеть заправочных станций, эксплуатация коммунальной инфраструктуры.

Квартиры

Из-за кардинальных перемен численности офицерского корпуса обострилась проблема нехватки жилья. Дело в том, что каждый офицер, прослуживший более 10 лет и ушедший со службы (не по порочащим основаниям), имеет право на квартиру по выбранному месту жительства. Почти 170 тыс. офицеров было сокращено, и большинство из них нуждалось в жилье для своих семей. Образовалась очередь, но к концу 2010 года она сократилась до 120 тыс. человек, а в 2011 году — до 63,8 тыс. человек. Если учесть, что в 2013 году служебное жилье получили 21 тыс. военнослужащих, а в 2014 — 47 тыс., то можно смело говорить, что квартиры получили все ушедшие со службы офицеры. Что самое главное, кв. метрами начали обеспечивать тех, кто еще состоит на службе: в начале 2015 года почти 4 тыс. российских военных получили жилье. Жилищный вопрос для военных оказался вполне разрешимым, и нынешняя ситуация заметно отличается от той, что была в конце 2000-х годов.

Питание

До 2010 года система питания лежала на плечах самих военнослужащих, причем в буквальном смысле: горячее питание готовили сами солдаты, срочники проходили школу поваров, солдаты чистили картошку на кухне. Еще одно достижение военной реформы состоит в том, что питание передали гражданским фирмам, после чего, по отзывам служивых, качество питания резко возросло, а солдаты наконец смогли заниматься своими непосредственными обязанностями — военной службой. Аутсорсинговые компании обеспечивают процесс от и до: поставка, подвоз, хранение, приготовление, раздача, обслуживание по нормам. Гражданские службы также начали содержать военные городки, убирать казармы и прилегающие территории, шить форму, организовывать воинские перевозки и ремонт техники и вооружения.

фото: voenternet.ru

Система аутсорсинга была перенята у армий стран НАТО. С 1990-х годов она действует в армиях США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Болгарии. Ее введение было связано с резким сокращением военных бюджетов. Пионерами в деле аутсорсинга выступили страны, где преобладал частный сектор экономики — США, Англия, Австралия. Аутсорсинг за рубежом имеет очень широкий спектр организационных форм, как правило, это государственно-частное партнерство. В Россию аутсорсинг пришел внезапно, и внедрять его стоит постепенно: от простых проектов (клининговые услуги и поставки питания) до крупных и сложных (техническое обеспечение военной техники).

Денежное довольствие

Увеличение денежного довольствия также связано с активизацией программы «Эффективная армия». По этой программе внедрена автоматизированная система учета материальных средств, предусмотрено развитие военной медицины, создание системы учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала. В частности, увеличивается размер выплат военнослужащим: несколько лет назад средний размер денежного довольствия составлял 57,8 тыс. рублей, а в 2014 году он составил уже 62,1 тыс. рублей. Пенсия военнослужащих была проиндексирована с 1 октября на 7,5%: теперь ее средний уровень составляет 21,5 тыс. рублей.

В апреле 2015 года был полностью согласован общий бюджет Министерства обороны России: он составит 3,6 трлн рублей. Расходы на армию в первую очередь связаны с ее переоснащением, что в свою очередь гарантирует инвестиции в ВПК: гарантированные заказы военным, металлургическим, химическим, электронным, текстильным и сельскохозяйственным предприятиям.

Ликвидация дедовщины

Условия прохождения срочной службы за последние пять лет поменялись кардинально: помимо сокращения срока, изменилась и сама суть. Во-первых, в прошлое ушла классическая «дедовщина» как воспроизводящийся с каждым призывом формат неуставных отношений по принципу «старший-младший». В армии по-прежнему есть проблемы с неуставными отношениями, основанными на физическом превосходстве в сочетании с недостаточными моральными принципами отдельных солдат, на землячествах, но предпосылки для них есть и в гражданской жизни, старая же «дедовщина» в армии больше не существует.

Изменился принцип реагирования на жалобы солдат. Если раньше случаи неуставных отношений и их последствия старались скрывать, то сейчас подобное сокрытие может обойтись допустившему его командиру дороже, чем сам факт неуставных отношений в подразделении. Солдаты, получив право на использование мобильного телефона, а часто и интернета (иногда с того же самого телефона), стали куда подробнее информировать родственников о том, как им живется и служится.

Мобилизация и гуманизация как основы армии будущего

Главное и ощутимое достижение первого этапа реформы — повышение боевой готовности и мобильности Вооруженных сил. Высокая боевая готовность предполагает более совершенную структуру армии, которая позволяет действовать незамедлительно после получения приказа, тратя на подготовку до нескольких часов. Причем комплектные подразделения готовы к самостоятельным активным действиям и выполнению боевых задач. Именно перевод армии на систему батальонов и бригад позволил повысить мобильность и боевую готовность Вооруженных сил. Если добавить к этому итоги второго этапа — коренные перемены в инфраструктуре армии, то картина складывается более чем обнадеживающая. В ходе реформ, во-первых, был сломлен консерватизм системы, во-вторых, внедрены мобилизация и гуманизация войск — есть опорные точки новой армии, и именно благодаря им возможно перевооружение, которое ей только предстоит.

Государственная Дума одобрила в окончательной редакции закон о создании в России обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Федерации

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

В чём суть нового закона?

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу.

По действующему законодательству в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные, а также верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения, рассматривающие дела в первой инстанции.

Законом предлагается создать 5 апелляционных судов общей юрисдикции и 9 кассационных судов общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Где расположены новые суды?

Законом определены места их постоянного пребывания. Так, кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Каждый из девяти кассационных и пяти апелляционных судебных округов включает в себя по несколько регионов. Важно отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия.

Период образования новых апелляционных и кассационных судов устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Для рассмотрения жалобы обязательно приезжать в соседний регион?

Необязательно, помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу вне места постоянного пребывания суда. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Как будет осуществляться судопроизводство в переходный период?

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Изменение подсудности мировых судей и районных судов

К компетенции мировых судей отнесут имущественные споры в области защиты прав потребителей при максимальной цене иска до 100 тысяч рублей. Остальные имущественные споры сохраняют подсудность мировым судам, если цена искового требования в пределах 50 тысяч.

В ведение районных судов переходят:

  • дела об определении порядка пользования имуществом,
  • семейные споры, исключая:
    • o споры о расторжении брака, если отсутствует разногласия о детях,
    • o дела о разделе совместно нажитого имущества, при цене иска до 50 тыс. руб.
  • корпоративные споры в НКО, кроме объединяющих коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей.

Ограничение для представителей – образование

Отныне представителем в суде может стать только адвокат или лицо с высшим юробразованием или ученой степенью по юриспруденции. Но это требование не применяется к:

  • делам, которые разрешают районные суды и мировые судья.
  • патентным поверенным по спорам об охране интеллектуальной собственности,
  • арбитражным управляющим в делах о банкротстве.
  • законным представителям.

Руководитель может представлять свою компанию в суде вне зависимости от наличия юридического образования.

Профессионально образование как необходимое условие не касается представителей, которые начнут участвовать в деле до 1 октября 2019 года.

Количество ситуаций, в которых следует подавать заявление о выдаче судебного приказа, увеличится

Расширен перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ. Заявление о выдаче судебного приказа следует подавать, если задолженность, подлежащая взысканию, не больше 500 тысяч рублей:

  • по всем услугам связи (на данный момент – только телефонной);
  • по расходам на капитальный ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме;
  • по обязательным платежам и взносам с партнеров любых товариществ собственников недвижимости (сейчас только ТСЖ);
  • по обязательным платежам и взносам с членов всех потребительских кооперативов (сейчас только строительных).

Если по данным требованиям обратиться с исковым заявлением, суд его возвратит. Если же производство по делу уже начато, суд оставит его без рассмотрения.

Ошибочная подача иска в СОЮ вместо арбитражного

Ранее подача заявления в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, считалась серьезной ошибкой. Суд мог отказать в принятии иска или прекратить производство по делу. После смены процессуальных правил, если судом установлено, что спор подсуден другому суду, он не прекратит производство, а передаст материалы в соответствующую инстанцию. Если ошибка выявлена на этапе принятия искового заявления, его вернут.

Правовой сборник для юриста

Закажите бесплатный сборник консультаций «Процессуальная реформа и другие изменения для юриста с 01.10.2019» и получите доступ к важнейшим изменениям в законодательстве. В сборнике вы найдете информацию о изменениях в ГПК, АПК, КАС, о новых кассационных и апелляционных СОЮ, узнаете как обжаловать решение суда по новым правилам и многое другое.

Предварительное урегулирование спора

Среди реквизитов, которые должны быть указаны в исковом заявлении или приложениях к нему, обязательными были сведения о соблюдении претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено законом или договором сторон. При несоблюдении порядка суд мог возвратить иск.

Согласно новой редакции, требование о соблюдении досудебного порядка, предусмотренное только договором, становится необязательным.

Таким образом, препятствием для обращения в суд может стать только несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, установленного федеральным законом.

Дополнительные сведения в заявлениях об обеспечении иска и о выдаче судебного приказа

В исковое заявление и заявление о выдаче судебного приказа нужно будет вписывать данные:

  • об ответчиках-физлицах:
    • o идентификационный документ на выбор: реквизиты паспорта или водительского удостоверения, СНИЛС, ИНН, ОГРНИП,
    • o дата, место рождения, место работы (если известно).
  • об ответчиках-юрлицах — ИНН и ОГРН, если они известны.

Требование не применяется к заявлениям, поданным до 1 октября 2019 года.

Истец должен сам отправлять документы всем участникам процесса

В комплект документов для подачи в суд, кроме искового заявления включили еще ряд документов. Они

должны подтвердить, что истец направил копии искового заявления и других бумаг всем лицам, участвующим в споре.

Установлен срок обращения за возмещением судебных расходов

На сегодня Гражданский процессуальный кодекс не ограничивает временные рамки, в которые нужно подать заявление на возмещение судебных расходов, поэтому применяется общий срок исковой давности – три года. В результате процессуальной реформы в Кодексе устанавливается период в 3 месяца со дня вступления в силу судебного решения, завершающего дело.

Изменение схемы обжалования судебных актов

С 1 октября первой кассационной инстанцией по делам районных судов станут 9 новооткрытых кассационных СОЮ. Они будут рассматривать жалобы по принципу «сплошной кассации», то есть без предварительного отбора. Таким же образом 5 апелляционных судов будут пересматривать решения областных судов.

Обжалование судебного приказа мирового судьи

Обжалование решения мирового судьи

Обжалование определения мирового судьи

Обжалование судебного приказа районного суда

Обжалование решения районного суда

Обжалование определения районного суда, принятого по первой инстанции

Обжалование решения суда субъекта РФ

Обжалование определения суда субъекта РФ, принятого по первой инстанции

Обжалование судебных решений в кассационном суде

Срок подачи кассационной жалобы сокращается вдвое – до 3 месяцев. Если решение суда, которое подлежит обжалованию, вступило в силу до 1 октября 2019 года, срок подачи жалобы прежний – шесть месяцев.

Кассацию в специализированный СОЮ нужно предоставлять через суд первой инстанции. В трехдневный срок жалоба и все материалы по делу будут отправлены в кассационный суд. Прикладывать копии судебных решений не нужно.

При необходимости рассрочки, отсрочки или снижения суммы госпошлины, к кассационному заявлению прикладывается ходатайство.

Если жалобу в кассационный суд подать до 1 октября, она будет рассмотрена по действующим правилам. Такие же условия для заявления после 1 октября, если оно подавалось ранее другим лицом, но суд не успел ее рассмотреть.

Аналогичные правила по срокам и порядку подачи кассационной жалобы утверждены для Судебной коллегии по гражданским делам ВС.

Особенности апелляционного обжалования

При подаче апелляционной жалобы нужно:

  • отправить копии заявления и других материалов всем участникам процесса.
  • документы, подтверждающие отправку, приложить к жалобе.
  • в апелляции указать номер, заданный делу в первой инстанции.

При наличии права на льготу по госпошлине, обоснование можно не приобщать к жалобе, если оно прилагалось к материалам дела раньше.

Если апелляционную жалобу подать до 1 октября, она будет рассматриваться по действующим правилам.

Продолжение процессуальной реформы: изменения с 13 декабря 2019 года

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх