Экспертиза правовых актов

Правовая экспертиза НПА субъектов Федерации дополнительно осуществляется на федеральном уровне.

Юридическая экспертиза правовых актов субъектов РФ осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

Главам органов исполнительной власти субъектов РФ обеспечить направление в Министерство юстиции РФ копий правовых актов в 10-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются законы и иные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ. Не подлежат юридической экспертизе правовые акты, не имеющие нормативного характера, а также принятые министерствами, ведомствами, управлениями, отделами и иными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Министерство юстиции РФ. При необходимости этот срок может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц.

An error occurred.

В случаях, требующих сложной научной экспертизы, МЮ вправе привлекать к экспертизе на безвозмездной основе Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

По результатам проведения юридической экспертизы составляются: мотивированное заключение, в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ и федеральным законам, или справка, если таких нарушений не обнаружено.

В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

В Уральском федеральном округе в 2000 году было проведена юридическая экспертиза 67 соглашений между федеральными территориальными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий. Из них 48 были признаны незаконными.

По результатам проведения юридической экспертизы руководителем департамента по согласованию с заместителем Министра по направлению деятельности решается вопрос о целесообразности подготовки проекта запроса в Конституционный Суд РФ для внесения его Правительством РФ или проекта указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Федерации в случае противоречия этого акта Конституции РФ и федеральным законам.

Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Не являясь ОГВ, ОМСУ не могут сами присваивать себе функцию правотворчества, т.к. это важнейшая государственная функция. Лишь государство или отдельные его органы могут санкционировать создание ОМСУ правовых норм, порождающих юридические права и обязанности.

При этом возможны три способа санкционирования правотворческой деятельности :

а) органы самоуправления по своей инициативе разрабатывают нормы, которые приобретают юридический характер по предваритель­ной санкции государства;

б) органы государства утверждают разработанные органами само­управления нормативные акты;

в) государство создает общие (типовые) нормы (в форме рекомен­даций); органы самоуправления их детализирует применительно к кон­кретным условиям и представляют на утверждение (или регистрацию) соответствующему государственному органу.

В каждом из этих случаев государство определяет круг вопросов, решения по которым становятся нормативно-правовыми, а также воз­можный характер таких юридических решений.

Важнейшим правовым актом, разрабатываемым ОМСУ и регистрируемым ОГВ, является Устав МО. Государство осуществляет правовой контроль правотворчества ОМСУ при регистрации Уставов МО. В соответствии с Зако­ном СО «О порядке государственной регистрации уставов муни­ципальных образований в СО» от 21 июня 1996 г. устав муниципального образования направляется для ре­гистрации в Главное управление юстиции Саратовской области в двухнедельный срок после принятия представительным органом МСУ или референдумом. Устав муниципального образования регистрируется Министерством юстиции администрации Саратовской области в месячный срок с момента поступления текста устава и соответствующих документов.

По результатам рассмотрения принимается решение: 1) о государственной регистрации устава; 2) об отказе в государственной регистрации устава.

Мотивированный отказ в государственной регистрации устава муниципального образования доводится в письменном виде до соответствующего органа МСУ не позднее 30 дней, начиная с даты поступления всех документов на регистрацию. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования может быть обжалован органами МСУ в судебном порядке в течение 30 дней, начиная с даты получения извещения о мотивированном отказе.

Федеральный закон «Об общих» устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции РФ, законам РФ.

Разработка устава МО, а также других местных документов осуществляется обычно исполнительным ОМСУ. Правовое обеспечение исполнительных органов осуществляется правовыми отделами местных администраций. Так, в администрации г. Саратова существует отдел правового обеспечения. Основными задачами данного отдела являются: проверка соответствия требованиям законодательства проектов документов правового характера, разрабатываемых администрацией города; подготовка положений об изменении, приостановлении или отмене ПА администрации г. Саратова или районов города в случаях, если они противоречат действующему законодательству; консультирование работников администрации по правовым вопросам; организация кодификации систематизированного учета и хранения НА.

Методическую и иную поддержку правотворческой деятельности ОМСУ может оказывать также Министерство юстиции СО.

Значительная часть правовых актов по вопросам МСУ принимается ОГВ субъектов РФ, в которых могут содержаться Положения, ущемляющие, или ограничивающие права МСУ. Помимо органов прокуратуры, которые осу­ществляют надзор за исполнением законов органами государст­венной власти субъектов РФ, важную функ­цию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. На Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, в том числе и по вопросам МСУ.

В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юсти­ции РФ представляет мотивированное заклю­чение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам МСУ в Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ. Совет является консультативным органом при Президенте РФ. Его возглавляет Председатель Правитель­ства РФ. В состав Совета по местному само­управлению при Президенте РФ входят ру­ководители органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов МСУ, предста­вители союзов и ассоциаций МСУ.

К основным задачам Совета относятся, в частности, подготов­ка для Президента РФ рекомендаций по осу­ществлению и корректировке государственной политики в облас­ти МСУ, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ в ходе осуществления реформы МСУ и т.д.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

экспертиза нпа

Наши услуги

Правовая экспертиза документов

Правовая экспертиза документов – исследование и анализ документов на соответствие их содержания и формы действующему законодательству.

Правовая экспертиза позволит выявить юридические ошибки документов, возможные риски и обеспечить их предупреждение, разрешить спорные моменты при заключении договоров, выявить их ничтожные или оспоримые условия. В случае выявления юридических ошибок, наши эксперты предложат решение для их устранения или варианты, обеспечивающие минимизацию рисков во избежание наступления негативных последствий.

Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского проводит правовую экспертизу:

  • любых видов договоров, дополнительных соглашений, актов, протоколов разногласий к ним;
  • учредительных документов юридических лиц;
  • внутренних распорядительных документов, локальных нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, стандартных форм и т.д.);
  • обязывающих документов государственных органов и организаций (предписаний, постановлений, предупреждений, уведомлений и т.д.)
  • процессуальных документов (исковых заявлений, судебных жалоб, возражений, отзывов и т.д.)
  • любых других документов для целей применения их на территории Российской Федерации.

При судебном разбирательстве правовую экспертизу рекомендуется проводить в случаях, если, например, разрешения требуют вопросы выполнения сторонами обязательств по договору, при выстраивании более эффективной линии защиты интересов или при решении вопроса о назначении судебной экспертизы, определении ее вида, постановки вопросов, в других случаях, когда необходимо оценить процессуальные риски и возможности сторон.

Правовая экспертиза документов включает в себя следующие этапы:

  1. Изучение положений документа на предмет выявления положений, нарушающих требования законодательства.
  2. Оценка содержания текста документа (в том числе, анализ наличия существенных условий, необходимых для его юридической силы во избежание признания недействительным в будущем, наличия ссылок на законодательство и др.).
  3. Оценка правильности оформления с точки зрения юридической техники (в том числе, анализ наличия необходимых реквизитов документа, правильной структуры, чёткого и грамотного изложения, поиск адресов учреждений и др.).
  4. Оценка возможных рисков для Заказчика (клиента) (выявление «опасных» условий договора, в том числе выявляются обстоятельства, ухудшающие положение организации по сравнению с положением её контрагента и т.д.).
  5. Выработка рекомендаций по минимизации потерь, внесению необходимых поправок в текст документа.

Вопросы (примерные и не исчерпывающие), на которые правовая экспертиза может дать ответ:

  1. Правильно ли составлен исследуемый документ, какие  риски он может повлечь при его применении?
  2. Соответствует ли исследуемый документ требованиям действующего законодательства?
  3. Каков риск признания исследуемого документа недействительным?
  4. Какие ошибки допущены при составлении исследуемого документа?
  5. Какие дополнительные документы или коррективы исследуемого документа надо подготовить для того, чтобы учесть интересы сторон?
  6. Какие пункты следует исключить из исследуемого документа?
  7. Каков юридический смысл данного пункта исследуемого документа?
  8. Какие обязанности на самом деле ложатся на сторону, подписывающую договор, в результате выполнения данного пункта договора?
  9. Необходима ли дополнительная детализация каких-либо частей исследуемого документа?
  10. Однозначно ли толкование данного пункта исследуемого документа?
  11. Как следует переформулировать пункт документа, чтобы ликвидировать юридическую неоднозначность его толкования?
  12. Содержит ли ошибки или неточности конкретный пункт (пункты) исследуемого документа ?
  13. Является ли лицо, завизировавшее документ, уполномоченным для подписания подобных документов.
  14. Содержит ли исследуемый документ положения, ухудшающие положение одной из сторон по отношению к другой стороне?
  15. Может ли исследуемый документ в случае подписания повлечь за собой незапланированные расходы заказчика исследования (например, непредвиденные им налоговые отчисления)?

Правовая экспертиза юридической чистоты документа – основа успешной деятельности.

В Межрегиональном бюро судебных экспертиз им. Сикорского правовая экспертиза проводится признанными экспертами в области права, имеющими большой и успешный опыт в проведении подобного рода исследований, опыт законотворческой, так правоприменительной практической   работы, практикующими  юристами, адвокатами, имеющими ученые звания и научные степени (к.ю.н., д.ю.н.), занимающимися научной деятельностью.

Правовая экспертиза является превентивной мерой, именно в этом случае ее результаты могут быть наиболее эффективно использованы в хозяйственной деятельности. Для проведения независимой правовой экспертизы документов достаточно предоставить копии исследуемых документов и сформулировать перед специалистом задачу.

Результатом правовой экспертизы является письменное Заключение, содержащее анализ представленных документов, исследовательскую часть, выводы и предлагаемые решения.

Документы для проведения экспертизы можно предоставить любым удобным способом: лично, по почте либо в электронном виде по e-mail.

Стоимость услуг и сроки обсуждаются индивидуально в зависимости от объема работы и её направленности.

Наши эксперты – юристы помогут Вам при решении возникающих вопросов.

Стоимость правовой экспертизы документов от 10 000 руб.

Методика проведения экспертизы региональных правовых актов

Аверьянова Н.Н., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Экспертиза региональных правовых актов проводится на предмет соответствия их нормативного содержания положениям Конституции РФ и федеральных законов, а также на соответствие нормативного документа правилам законотворческой техники. Экспертом-юристом в рамках правовой экспертизы может быть поставлен вопрос о целесообразности и необходимости его действия в рамках существующего правового поля.

Таким образом, перед лицом, осуществляющим проведение правовой экспертизы региональных нормативных актов (экспертом), ставится цель: исследовать региональный правовой акт (закон субъекта РФ или подзаконный акт) на предмет соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству. При этом целью правовой экспертизы не может выступать исследование политической и экономической целесообразности принятия документа.

При исследовании правового акта необходимо пользоваться его официальным текстом, т.е. опубликованным в официальных источниках. Так, официальными источниками для федерального законодательства на сегодняшний день выступают: "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета", "Парламентская газета". В каждом регионе также существуют официальные издания, в которых публикуются региональные нормативные акты. Например, "Вестник мэра и правительства Москвы", "Ведомости Московской городской думы". В последнее время очень популярными стали электронные правовые системы "Гарант", "Консультант", "Кодекс". Однако на неофициальные издания не может распространяться презумпция их полного соответствия оригиналу акта. Поэтому эксперту следует сличать эти издания с официальными источниками.

Начинать проведение правовой экспертизы необходимо с исследования правовых оснований принятия того или иного регионального нормативного акта.

Ст. 72 Конституции РФ определяет те направления деятельности государства, по которым Российская Федерация и субъекты наделяются полномочиями по совместному ведению. Одним из направлений такой деятельности является правовое регулирование отдельных сторон жизнедеятельности общества, т.е. правотворчество по определенным отраслям законодательства. Это означает, что субъекты Российской Федерации обладают правом формировать собственную нормативную правовую базу по тем направлениям деятельности, которые предусмотрены в указанной статье Конституции РФ. Кроме того, ст. 73 Конституции РФ устанавливает положение о том, что у субъектов РФ имеется собственная компетенция — сфера ведения (например, установление государственного языка и др.).

Таким образом, начинать правовую экспертизу регионального нормативного акта необходимо с определения той отрасли законодательства, к которой относится исследуемый правовой акт. Например, Закон г. Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" <1>. В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат — это предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Следовательно, принятие названного регионального акта законодательным органом субъекта РФ правомочно.

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 12.05.2006.

Юридическая экспертиза правовых актов субъектов рф проводится

N 27.

Экспертизу правовых актов целесообразно проводить постатейно. То есть необходимо исследовать все положения документа, делая выводы об их соответствии или противоречии Конституции РФ и федеральному законодательству.

При этом эксперт должен четко представлять себе иерархию нормативных актов как федерального (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства), так и регионального уровня (Основной Закон субъектов РФ (Конституция, устав), закон субъекта РФ, подзаконные акты органов исполнительной власти субъекта РФ).

В случае же обнаружения коллизий, т.е. противоречий в законодательстве, эксперт для своего заключения должен применять правила разрешения коллизий, опираясь на положения ст. 76 Конституции РФ. Такие правила в общем виде можно сформулировать таким образом:

  1. приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой;
  2. приоритет специальной нормы перед общей;
  3. приоритет нормы, принятой позднее.

Также следует помнить, что не могут противоречить федеральному законодательству лишь те нормативные акты, которые принимаются по предметам совместного ведения. Те же нормативные акты (стоит отметить, что их количество в общей массе регионального законодательства минимально), которые приняты субъектами РФ по вопросам собственного ведения, т.е. в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, имеют приоритет перед федеральным законодательством. И их правовая экспертиза проводится на предмет соответствия Основному Закону субъекта РФ <2>.

<2> Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что некоторые действующие нормативные акты субъектов РФ принимались в отсутствие федерального законодательства, регулирующего сходные общественные отношения <3>. Так, показательным примером является земельное законодательство, которое субъекты РФ активно формировали в отсутствие базового федерального земельного законодательства, и в частности Земельного кодекса РФ. В настоящее время исследование такого рода регионального законодательства особенно актуально, так как оно далеко не все приведено в соответствие с федеральным законодательством.

<3> Интервью с В.М. Платоновым, председателем Московской городской Думы // Законодательство. 2002. N 12.

Если же проводится исследование регионального правового акта, принятого в отсутствие базового федерального законодательства, то его проверка осуществляется на предмет соответствия Конституции РФ и смежного федерального законодательства. Например, не существует федерального закона, регулирующего формы и порядок осуществления туризма на территории Российской Федерации. Те или иные аспекты этих отношений урегулированы федеральными подзаконными правовыми актами. Однако в некоторых субъектах РФ такое законодательство существует, например Закон Санкт-Петербурга от 9 июля 2003 г. N 409-52 "О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге" <4>. Исследование указанного Закона субъекта РФ необходимо проводить на предмет соответствия Конституции РФ, а также федеральным законам, регулирующим отношения в области размещения и использования рекламы, экологическим законам, законодательству в области использования информации и др.

<4> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 21.10.2003. N 10.

Немаловажной частью экспертизы является определение соответствия формы и содержания правового акта правилам нормотворческой техники. Законодательная техника — это система правил и приемов наиболее рациональной организации и логической последовательности формулирования законов и подзаконных актов в соответствии с их сущностью и содержанием <5>.

<5> Керимов Д.А. Культура и техника правотворчества. М., 1991.

Такое исследование можно разделить на две части: содержательное и формальное, т.е. соответствие правилам законотворческой техники формы и содержания нормативного акта.

Итак, содержательное исследование регионального правового акта на предмет соответствия требованиям законотворческой техники также включает исследование текста его норм. Прежде всего стоит отметить, что региональный правовой акт не должен дублировать положения федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы имеют прямое действие на всей территории России. Поэтому дублирование их положений противоречит правилам законотворческой деятельности. Региональный правовой акт должен регулировать те отношения, которые носят особенный характер для их региона, но вместе с тем нельзя преступить такую тонкую грань, как противоречие с федеральным законодательством.

Поэтому региональное правотворчество — дело наиболее трудное, так как качество регионального правового акта зависит от показателей, связанных во многом с федеральным законодательством.

В настоящее время бичом российского регионального законодательства является не столько коллизионность его норм с нормами федерального законодательства, сколько его несовершенство с точки зрения соответствия правилам законодательной техники — ее содержательной части. Например, Областной закон Ленинградской области от 13 декабря 2001 г. N 66-ОЗ "О государственном регулировании земельных отношений в Ленинградской области" <6> представляет собой копию ст. ст. 16 — 19 Земельного кодекса РФ. Поэтому хотя данный правовой акт и не противоречит федеральному законодательству, целесообразность действия данного документа должна быть поставлена экспертом под сомнение.

<6> Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 20.02.2002. Вып. 13 (68).

Итак, как отмечалось, региональные правовые акты должны освещать те аспекты, входящие в предмет совместного или собственного ведения, которые либо не урегулированы федеральным законодательством, либо имеют существенные особенности по сравнению с федеральным аналогом. Однако в некоторых случаях само федеральное законодательство обязывает субъектов РФ урегулировать те или иные вопросы. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" субъекты должны установить цену земли, выкупаемой собственниками зданий, строений, сооружений, на ней расположенных.

Поэтому перед экспертом может быть поставлена задача определить также качество нормативной базы того или иного субъекта, регулирующего определенный круг общественных отношений. То есть исследовать его на предмет пробельности, определив, все ли аспекты определенного вида общественных отношений нашли правовое закрепление на территории субъекта РФ.

Помимо перечисленных выше к содержанию документа предъявляются также следующие требования, соблюдение которых эксперт должен оценить и в случае обнаружения недостатков указать на них. Так, требованиями к изложению содержания нормативного акта выступают: ясность и доступность языка, точность и определенность формулировок нормативного акта, логическая последовательность изложения материала, компактность изложения материала, раскрытие специальных терминов, отсутствие противоречий внутри одного нормативного акта и др.

К форме нормативного акта также предъявляются некоторые требования, на соблюдение которых эксперт должен обратить внимание: нормативный акт должен содержать обязательный набор реквизитов — наименование принявшего органа, место и дату принятия, номер документа. Должно уделять внимание и структуре документа: целесообразность разделения на главы, параграфы, статьи и др. На соответствие или несоответствие формы документа правилам законотворческой деятельности эксперт также акцентирует внимание.

Кроме того, эксперт может дать заключение по следующему вопросу: соответствует ли содержание акта его форме. Как известно, закон регулирует наиболее значимые общественные отношения, а подзаконный акт направлен на реализацию положений закона. Поэтому эксперт может сделать вывод о соответствии нормативного акта этим правилам и обязан сделать такой вывод в случае обнаружения несоответствия.

После постатейного исследования нормативного акта целесообразно подытожить сказанное и вынести резюме в целом по документу с изложением выявленных недостатков.

Юридическую Э. НПА и их проектов можно подразделить по уровню и ветвям государственной власти:

1. Федеральный уровень:

а) проведение экспертизы НПА КС РФ, объектами выступают:

— НПА ОГВ и нормативных договоров м/у ними;

— международные договора, не вступившие в силу.

При этом КС РФ проводит Э. только на предмет соответствия НПА КРФ.

б) юридическая экспертиза законопроектов Государственной Думой РФ.

в) Э. законопроектов Советом Федерации РФ.

г) юридическая Э., проводимая в Министерстве Юстиции РФ, объекты:

— проектов законодательных и иных НПА, вносимых ФОИВ на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

— НПА субъектов РФ на предмет их соответствия КРФ и федеральным законам;

д) юридическая Э. проектов НПА, проводимая в Министерствах РФ и Федеральных службах РФ на предмет выявления положений, способствующих распространению коррупции (пример МВД, ФССП, ФС по надзору в сфере образования и науки);

е) юридическая Э., проводимая в Общественной палате РФ, ее объекты:

— проекты ФЗ;

— проекты законов субъекта РФ;

— проекты НПА органов исполнительной власти РФ;

— проекты правовых актов ОМС.

2. Региональный уровень.

а) юридическая Э., проводимая в Конституционных (уставных) судах субъекта РФ, на предмет соответствия НПА субъекта РФ Конституции (Уставу) данного субъекта;

б) юридическая Э., проводимая в законодательном органе субъекта РФ;

в) юридическая Э., проводимая в ОИВ субъекта РФ и в подразделениях ФОИВ по субъекту РФ.

3. Местный уровень.

— юридическая Э. НПА муниципальных образований в органах муниципального образования, вносимых в представительный орган МСУ в порядке правотворческой инициативы.

Виды юридической Э. НПА:

1) собственно правовая Э.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

– состоит в проверке соответствия НПА КРФ, ФЗ, иным вышестоящим нормативно-правовым актам.

2) технико-юридическая Э. – состоит в проверке соблюдения правил юридической техники (соответствие формы акта, четкость и определенность НПА, соблюдение общей и юридической культуры, рациональная структура акта, наличие реквизитов и т.п.).

3) лингвистическая Э. – заключается в оценке соответствия НПА нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.

4) финансово-экономическая Э. – состоит в оценке финансово-экономического обоснования к проектам НПА.

5) антикоррупционная Э. – заключается в анализе НПА на предмет выявления положений, способствующих развитию коррупции.

6) экологическая Э. – проводится в отношении проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду.

7) криминологическая Э. – состоит в оценке НПА, с целью выявления положений, могущих оказать воздействие на криминогенную обстановку.

8) научная Э. – проводится в целях обоснования целесообразности принятия НПА, для анализа соответствия научным разработкам и современным технологиям (в различных областях знаний) и др.

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Правотворческие органы.

Правотворческие органы можно подразделить по ветвям власти:

— законодательные ОГВ (законотворчество, право законодательной инициативы – ч. 1 ст. 104 КРФ: ПРФ, СФ, ГД (их члены, депутаты), Правительство, законодательный (представит.) орган субъекта РФ, а также КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ – по вопросам их ведения);

— исполнительные ОГВ (подзаконное правотворчество + делегированное правотворчество – деятельность ОИВ, заключающаяся в принятии НПА по поручению Парламента для оперативного решения определенных вопросов);

— судебные ОГВ (КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ) – Постановления высших судов в целях создания единообразной практики применения норм права.

Также можно подразделить на:

— федеральные правотворческие ОГВ;

— должностные лица, обладающие правотворческими полномочиями (н-р, Президент РФ, федеральный министр, губернатор);

— правотворческие органы субъектов РФ;

— правотворческие органы на уровне муниципальных образований;

— правотворческие негосударственные органы;

корпоративные (локальные) правотворческие органы.

Компетенция правотворческих органов выражается на указанных выше этапах правотворческой деятельности.

Экспертиза – изучение специалистом (экспертом) или их группой вопросов, для решения которых требуются специальные познания в соответствующей области науки, техники с вынесением заключения.

В зависимости от использования отрасли знания при производстве экспертных исследований, различают планово-финансовую, химическую, товароведческую, криминалистическую, судебную Э. и др. Экспертные заключения используются органами здравоохранения и социального обеспечения, военкоматами, органами милиции, прокуратуры в целях определения трудоспособности работающих, пригодности к военной службе, причин смерти, характера телесных повреждений, психического состояния обвиняемого, подозреваемого.

Юридическая экспертиза подразделяется на две большие группы: судебная и внесудебная. Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебная Э. осуществляется в гражданском, уголовном, арбитражном процессе, а также в административном судопроизводстве. Правовой основой судебной Э. является ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31.05.2005 г., № 73-ФЗ, а также ГПК, УПК, АПК, КоАП РФ.

Пример Э. в гражданском процессе – Э. по спорам о недействительности сделок, Э. морального ущерба, по спорам о воспитании детей. Э. в уголовном процессе – Э. аффекта, Э. способности воспринимать события, давать показания. Могут проводиться Э. психологические, автотехнические, трасологические, видео-аудиозаписей, почерковедческие, биологические, бухгалтерские и др.

Э. также могут быть: первичные, повторные (в случае возникновения сомнений в правильности или обоснованности первоначального заключения эксперта либо наличия в нем противоречий) и дополнительные (в случае недостаточной ясности или неполноты первоначального заключения эксперта), а также комплексные (несколькими экспертами, которые работают в различных областях человеческих знаний) и комиссионные (группой экспертов, которые работают в одной области человеческих знаний).

Внесудебные юридические Э. проводятся на основании акта должностного лица. Так, например, согл. ст. 95 НК, при осуществлении налогового контроля, налоговых проверок может быть привлечен эксперт на основании постановления дл налогового органа, проводящего такую проверку.

Одним из видов Э. является юридическая Э. НПА. Она имеет место и на стадии правотворчества, и на стадии правоприменения.

Правовой базой юридической Э. НПА являются:

1. ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ.

2. ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ.

Субъекты, осуществляющие правовую экспертизу нормативных правовых актов

Постановление Правительства от 5.03.2003 г. № 196 «Об утверждении методики проведения Э. проектов НПА и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

4. Постановление ГД РФ от 22.01.1998 г. № 2134 «О регламенте ГД ФС РФ».

5. Постановление СФ РФ от 30.01.2002 г. № 33-СФ «О регламенте СФ ФС РФ».

6. Приказ Минюста от 29 октября 2003 г. N 278 «Об утверждении рекомендаций по проведению юридической Э. НПА субъектов РФ».

7. Приказ Генпрокуратуры от 2.10.2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью НПА ОГВ субъектов РФ и МСУ».

8. Закон ЗК от 18.12.2009 г. № 321-ЗЗК «О нормативных правовых актах ЗК».

9. Закон ЗК от 29.12.2008 г. № 110-ЗЗК «Об антикоррупционной Э. НПА и их проектов» и др.

Юридическая Э. НПА заключается в оценке их соответствия КРФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и правилам юридической техники, а также в выявлении норм, способствующих коррупционной деятельности и устранении их.

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх