Кадастровая стоимость объектов

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 ноября 2011 г. Регистрационный N 22383

Утвердить прилагаемые требования к отчету об определении кадастровой стоимости.

Врио Министра О. Савельев

Требования к отчету об определении кадастровой стоимости

I. Общие положения

1.1. Настоящие Требования содержат общие требования к составлению, содержанию отчета об определении кадастровой стоимости (далее — Отчет) к описанию в Отчете информации, использованной при определении кадастровой стоимости.

1.2. Отчет должен соответствовать принципам составления отчетов об оценке, требованиям к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, требованиям к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов, установленным Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2007 г., регистрационный N 10009), и настоящим Требованиям.

1.3. Отчет составляется оценщиком в трех экземплярах на бумажном носителе (с приложением материалов на электронных носителях) и в форме упакованного (архивированного) электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, текстовые части и таблицы которого сформированы в формате OpenDocument для офисных приложений (OpenDocument) v 1.0.

Информация о требованиях к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности электронной цифровой подписи размещается на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В случае включения в Отчет сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, такие сведения представляются в заключительной части Отчета.

В случае включения в Отчет, составленный на бумажном носителе, материалов, составленных только на электронных носителях, Отчет действителен как документ, содержащий сведения доказательного значения, только в полном объеме, включая указанные материалы.

II. Общие требования к составлению Отчета

2.1. Отчет должен быть составлен таким образом, чтобы его пользователь мог установить однозначное соответствие между информацией, приведенной в Отчете, и электронной копией документа, содержащего такую информацию.

2.2. Отчет, составленный на бумажном носителе, должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

2.3. Отчет должен иметь следующую структуру:

а) содержание, в котором указываются наименования частей, разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименования), приложений Отчета с указанием номеров страниц. При формировании Отчета, составленного на бумажном носителе, состоящего из двух и более томов, в каждом из них должно быть свое содержание. При этом в первом томе размещается содержание всего Отчета с указанием номеров томов, в последующих — только содержание соответствующего тома;

б) уточнения, необходимые для установления содержания терминов, используемых в Отчете (определения);

в) вводная часть;

г) расчетная (основная) часть;

д) заключительная часть.

III. Общие требования к вводной части Отчета

3.1. Во вводной части Отчета указываются:

а) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территории которого проводилась государственная кадастровая оценка;

б) основание для проведения государственной кадастровой оценки (реквизиты (наименование, дата подписания (утверждения), номер) нормативного акта о проведении государственной кадастровой оценки (при наличии), реквизиты (дата заключения, номер) договора на проведение оценки (государственного или муниципального контракта);

в) дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости (дата оценки);

г) период проведения работ по определению кадастровой стоимости;

д) дата составления Отчета;

е) перечень нормативных правовых актов, методических и нормативно-технических документов, которые использовались при определении кадастровой стоимости объектов оценки, содержащий их наименования и иные реквизиты (дата подписания (утверждения), номер);

ж) сведения об исполнителе работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ).

В случае если исполнителем работ является оценщик, осуществляющий оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, сведения о нем указываются в следующем составе: фамилия, имя и отчество; информация о членстве в саморегулируемой организации оценщиков (наименование саморегулируемой организации оценщиков, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков, дата регистрации в названном реестре); сведения о страховании гражданской ответственности и о договоре страхования за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости (наименование страховщика, заключившего договор страхования, номер, даты заключения, вступления в силу и период действия договора страхования, размер страховой суммы), контактный телефон и (или) адрес электронной почты.

В случае если исполнителем работ является юридическое лицо, имеющее право на заключение договора на проведение оценки, сведения об исполнителе работ указываются в следующем составе:

наименование, юридический адрес, место нахождения, организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

сведения об оценщиках, работающих на основании трудового договора с исполнителем работ и принимавших участие в работах по определению кадастровой стоимости в составе, предусмотренном в части второй настоящего пункта;

сведения о договоре страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости (наименование страховщика, заключившего договор страхования, номер, дата заключения, вступления в силу и период действия договора страхования, размер страховой суммы);

з) краткое описание проведенных работ по определению кадастровой стоимости (резюме Отчета).

3.2. Вводная часть также должна содержать допущения и ограничительные условия, использованные при определении кадастровой стоимости.

IV. Общие требования к расчетной (основной) части Отчета

4. В расчетной (основной) части Отчета указываются:

а) выводы, полученные в результате анализа сведений, характеризующих состояние рынка недвижимости в пределах территории, на которой расположены объекты оценки;

б) результаты сбора сведений о значениях ценообразующих факторов, определяющих стоимость объектов оценки, с описанием способов определения состава ценообразующих факторов с обоснованием суждения исполнителя работ о существенности влияния ценообразующих факторов на кадастровую стоимость объектов оценки, процесса определения ценообразующих факторов с указанием на источники информации об их значениях;

в) описание процесса группировки объектов оценки с обоснованием выбора состава и значений (диапазона значений) ценообразующих факторов для каждой группы объектов оценки;

г) результаты сбора ценовой информации для каждой сформированной группы объектов оценки;

д) результаты построения моделей оценки для каждой группы объектов оценки, с описанием процесса их построения;

е) результаты расчета кадастровой стоимости объектов оценки, с описанием процесса расчета кадастровой стоимости (с применением методов массовой оценки) объектов оценки.

В случае применения нескольких подходов к оценке в Отчете должно содержаться обоснование выбора способа согласования результатов, полученных в рамках применяемых подходов.

В случае расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, при выведении итоговой величины стоимости должно быть представлено обоснование причин полученного расхождения;

ж) результаты расчета кадастровой стоимости объектов оценки путем установления рыночной стоимости объектов оценки, определенной индивидуально для конкретных объектов оценки, при невозможности ее определения методами массовой оценки;

з) описание процесса расчета и результаты расчета средних уровней кадастровых стоимостей объектов оценки — земельных участков по муниципальным районам (городским округам);

и) описание процесса расчета и результаты расчета средних арифметических взвешенных по площади объектов оценки значений удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов, населенных пунктов, муниципальных районов и городских округов, субъекта Российской Федерации (при наличии) для земельных участков по группам видов разрешенного использования объектов оценки, для иных объектов оценки (здание, помещение) — по видам и назначению.

V. Общие требования к заключительной части Отчета

5. В заключительной части Отчета должна быть представлена информация об итогах проведения работ по определению кадастровой стоимости, в состав которой должны входить:

анализ соответствия или несоответствия значений кадастровой стоимости объектов оценки собранной ценовой информации с указанием причин такого несоответствия (в случае его выявления);

сравнительный анализ полученных значений кадастровой стоимости со значениями кадастровой стоимости, действующими (используемыми для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации) на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

6. В заключительной части Отчета также содержатся:

копия договора на проведение оценки (государственного или муниципального контракта);

копии договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости и договора (договоров) страхования гражданской ответственности оценщика (оценщиков);

копии актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления о проведении государственной кадастровой оценки (при наличии таких актов);

перечень объектов недвижимости, сформированный для целей проведения государственной кадастровой оценки;

сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа (при наличии таких сведений);

исходные данные, использованные для определения значений ценообразующих факторов, в том числе цифровые тематические карты, в форматах пространственных данных (векторные форматы: MIF/MID или SHP) и другие картографические материалы;

результат группировки объектов оценки с указанием значений кадастровой стоимости объектов оценки;

отчеты об определении рыночной стоимости объектов оценки, определенной индивидуально для конкретных объектов оценки;

электронный носитель информации, содержащий файлы в формате XML и OpenDocument для офисных приложений (OpenDocument) v 1.0, созданные на основе схем, размещаемых на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и обеспечивающие считывание сведений, содержащихся в Отчете.

Стоимость объекта оценки для целей налогообложения – это стоимость, получаемая для расчета размера налоговой базы в определенном действующим законодательством порядке. При этом оценка и налогообложение имущества может производиться на основании кадастровой или рыночной стоимостей.

Стоит отметить, что стоимость, сформированная под влиянием рынка (рыночная стоимость), является величиной, которая сложилась путем переговоров между покупателем и продавцом и подвержена влиянию индивидуальных или некоторых субъективных факторов. В связи с этим оценка имущества в целях налогообложения производится по кадастровой стоимости с применением массовых моделей оценки, обеспечивающих возможность единовременного расчета стоимости большого количества объектов.

Методы оценки

Применение массовых методов оценки для целей налогообложения предполагает применение стандартных подходов к оценки, но с определенной спецификой. Всем оцениваемым объектам присваиваются определенные группы, классы и категории, а их разделение производится в соответствии с назначением объектов.

Оценка недвижимости для целей налогообложения с помощью унифицированных методик может выполняться с использованием трех ключевых подходов.

  • Сравнительного. В данном случае применяется методика сравнения продаж, которая базируется на непосредственном сопоставлении оцениваемого недвижимого имущества с реализованными или схожими объектами-аналогами, представленными в продаже. После анализа сделок в прошлом и существующих предложений оценщик вносит соответствующие поправки с учетом выявленных отличий между сопоставляемыми объектами.
  • Затратного. Методы затратного подхода предполагают, что стоимость недвижимого имущества равняется стоимости земли, увеличенной на размер затрат, понесенных в связи с возведением здания(сооружения) за исключением физического, функционального и морального износов. В практике оценки затратный подход часто применяется в следующих ситуациях:
    • при выборе оптимального способа использования земли;
    • в рамках технико-экономического анализа нового строительства;
    • в ситуациях, когда производится оценка для целей налогообложения.
  • Доходного. В рамках доходного подхода оценка стоимости коммерческой недвижимости (офисных, торговых и складских помещений, торговых центров, промышленных зданий) и недвижимости для жилья (квартиры и дома) применяется с использованием двух методов:
    • дисконтирования денежных потоков;
    • капитализации дохода.

Важной особенностью оценки недвижимости для целей налогообложения, а именно, зданий, сооружений и помещений, является оценка земельных участков. Согласно российскому законодательству налогообложение построек на земельных участках и самих земельных участков производится отдельно. Таким образом, важно правильно разделять стоимость земельных участков и стоимость строений на них.

Кадастровая стоимость, определенная массовыми методами оценки, может быть оспорена в случае выявления несоответствий:

  • рыночной стоимости (кадастровая стоимость должна быть близка к рыночной);
  • методологии существующих нормативных актов и методологическим рекомендациям;
  • при игнорировании индивидуальных характеристик объектов недвижимого имущества.

В случаях возникновения сомнений в корректности определения кадастровой стоимости Вашего объекта недвижимости, обращайтесь к нам. Мы бесплатно произведем предварительный расчет стоимости Вашего объекта и экономическую выгоду от снижения кадастровой стоимости.

Наши консультанты так же помогут помочь с определение стоимости Вашего бизнеса. Воспользуйтесь услугой независимая оценка бизнеса.

Федеральная кадастровая палата в связи с увеличением количества запросов от граждан по теме кадастровой оценки запускает проект по повышению информирования владельцев недвижимости. Во всех регионах будут подготовлены инструкции и разъяснения о проведении государственной кадастровой оценки, формировании кадастровой стоимости и порядке ее оспаривания.

Что такое кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость недвижимости – это стоимость, установленная в процессе государственной кадастровой оценки. Важно понимать, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не является константой: она может изменяться, так как ее расчет основан на широком спектре характеристик объекта недвижимости – это его технические параметры, местоположение, развитость инфраструктуры, наличие коммуникаций и так далее. Соответственно, изменение каких-либо характеристик объекта влияет на его кадастровую стоимость.

Что такое государственная кадастровая оценка (ГКО)

Согласно действующему законодательству, именно кадастровая стоимость является основной для расчета налога на недвижимое имущество. Для того чтобы налог рассчитывался справедливо, требуется регулярная актуализация данных о кадастровой стоимости. Для этих целей проводится государственная кадастровая оценка объектов недвижимости.

«Кроме того, кадастровая стоимость может применяться, например, для определения стартовой цены на аукционах, расчета ставок арендной платы или экономического обоснования стоимости изъятия земельных участков для государственных нужд», – уточняет начальник отдела определения кадастровой стоимости Федеральной кадастровой палаты Татьяна фон Адеркас.

ГКО проводится по решению региональных властей. Она может быть проведена как выборочно, так и в отношении всех видов объектов недвижимости и всех категорий земель субъекта РФ одновременно. Например, администрация региона принимает решение о проведении ГКО в отношении земель сельхозназначения, многоквартирных домов или особо охраняемых территорий. Перечень объектов, подлежащих проведению ГКО на основании запроса администрации субъекта, формирует орган регистрации прав.

В городах федерального значения ГКО проводится не чаще одного раза в два года. В прочих регионах – не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет. Кроме того, возможно проведение внеочередной оценки.

Кто в России определяет кадастровую стоимость

Работы по кадастровой оценке земель начали проводить с 2001 года, тогда как налог за землю на основании кадастровой стоимости рассчитывается только с 2006 года. С конца первого десятилетия 2000-х проведение кадастровой оценки регулировалось нормами 135-ФЗ «Об оценочной деятельности». В 2016 году был принят 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»: это было сделано, чтобы усовершенствовать процедуры определения кадастровой стоимости. Новый закон, в числе прочего, усилил ответственность исполнителя работ по оценке за полученный результат.

В настоящее время продолжается переход от действия закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым кадастровая стоимость определялась независимыми оценщиками, к закону о государственной кадастровой оценке, согласно которому кадастровая стоимость рассчитывается специально созданными государственными бюджетными учреждениями при субъекте РФ. На сегодня в ряде регионов уже созданы ГБУ, которые работают по новым правилам.
Примечательно, что работники бюджетных учреждений, непосредственно определяющие кадастровую стоимость, не в праве заниматься расчетом рыночной стоимости недвижимости для оспаривания ее кадастровой стоимости.

Как происходит процесс определения кадастровой стоимости

Итак, местная администрация приняла решение о проведении государственной кадастровой оценки. Местный орган регистрации прав формирует перечень конкретных объектов недвижимости и по запросу предоставляет в администрацию. Та, в свою очередь, в течение 3 рабочих дней должна направить его в специально созданные ГБУ. Этот перечень содержит сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), обязательно — актуальные на 1 января года определения кадастровой стоимости.

В течение месяца с момента принятия решения администрация должна проинформировать о нем правообладателей соответствующих объектов недвижимости.

Важным этапом государственной кадастровой оценки, проведенной ГБУ, становится предварительный отчет. В установленные законом сроки он должен быть размещен на сайте учреждения в Интернете, а также предоставлен в Росреестр (о чем администрация также обязана проинформировать граждан). После исправления ошибок отчет публикуется на сайте ведомства на 60 дней, чтобы граждане могли с ним ознакомиться и высказать свои замечания. Причем направить их заинтересованные лица могут любым удобным способом – напрямую в ГБУ, проводившее оценку, подать заявление посредством портала госуслуг или через МФЦ.

«У правообладателя есть 60 дней на ознакомление с предварительным отчетом, но подать замечания, согласно законодательству, необходимо в течение 50 суток. Следует отметить, что замечания к промежуточным отчетным документам должны обязательно содержать ряд сведений, установленных законом: такие, как ФИО, кадастровый номер объекта недвижимости, номера страниц промежуточного отчета. Кроме того, к замечаниям могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Замечания, не соответствующие требованиям, не подлежат рассмотрению», – говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты.

Предварительное рассмотрение результатов оценки позволяет еще на начальном этапе исправить ошибки и откорректировать кадастровую стоимость (до того, как на объект начнут начисляться налоги, рассчитанные по такой кадастровой стоимости) и предотвратить необходимость обращаться в суд или комиссию для пересмотра. При этом длительный срок рассмотрения предварительных результатов оценки дает возможность обработать максимальное количество обращений до утверждения результатов определения кадастровой стоимости. А утверждают окончательные итоги государственной кадастровой оценки органы власти субъекта РФ.

«Таким образом, граждане получают доступный инструмент для корректировки кадастровой стоимости заранее, что позволяет им избежать обращения в комиссию для пересмотра уже утвержденных результатов или их оспаривания в судебном порядке. Несомненным плюсом такой системы исправления неверно определенной кадастровой стоимости недвижимости можно назвать сокращение временных затрат», – резюмирует Татьяна фон Адеркас.

Как это сделать самостоятельно?

Зачем нужен?

Будучи условной оценкой того или иного имущественного объекта, определенной государственными экспертами на конкретную дату и зафиксированной в официальной базе Росреестра, кадастровая стоимость недвижимости является исходной информацией для расчета сумм, подлежащих к выплате в качестве налогового обложения.

Согласно Федеральному закону №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности», расчет и результаты экспертной кадастровой оценки также могут фигурировать в процессе проведения каких-либо сделок с объектом недвижимости. Определенная государственным экспертом стоимость может также стать основанием для расчета цены выкупа дома, здания или земельного надела у муниципалитета, а также арендных отношений с государством.

Из чего складывается цена?

С 2012 года определение кадастровой цены жилья, земельного участка или строения другого типа происходит путем математических вычислений, исходя из четко регламентированных факторов в правилах Росреестра и Минэкономразвития РФ.

Какие параметры объекта составляют ее конечный результат:

  • Цена за квадратный метр (строения или земельного надела) в конкретном населенном пункте (регионе).
  • Площадь здания или территории участка.
  • Год возведения сооружения (дает понимание объемов его технического износа).
  • Непосредственная локация – привязка к району, кварталу, массиву, и даже – этажности (для квартир).
  • Целевое значение земельного участка.

Определив значения всех указанных характеристик, путем математического вычисления и сложения специалисты Кадастровой палаты определяют финальную цену каждого конкретного имущественного объекта.

Согласно Федеральному закону №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ст. 11), каждая последующая переоценка недвижимости должна проходить с интервалом от 3 до 5 лет, и объясняется объективными факторами возможных технических изменений в нем, а также особенностями постоянно меняющейся инфраструктуры населенных пунктов.

Важно! Полученный результат кадастровой величины является условным, поскольку данное определение рассчитывается исходя из массовой оценки недвижимости в этом сегменте.

Алгоритм оценки

Примечательно, что на сегодняшний день не существует единого централизованного порядка организации процедуры расчета кадастровой стоимости, все уполномоченные ведомства могут по-разному интерпретировать характеристики объекта недвижимости. Вместе с тем, есть некий общий алгоритм работы всех государственных оценщиков:

  1. Заключение договора между владельцем имущественного объекта и оценщиком органа Кадастровой палаты в данном регионе.
  2. Специалист-оценщик определяет способ оценки имущества, и готовит все исходные данные, составляющие базу для расчета.
  3. Проведение всех математических вычислений и получение общего результата.
  4. Фиксация полученных данных о стоимости конкретного объекта в базу Росреестра.
  5. Оформление новой паспортной документации на недвижимость с внесением новой оценочной стоимости.

Ниже представлен образец кадастрового паспорта с оценочной стоимостью

Методики расчета

Исходя из рекомендаций к проведению расчетных процедур, но отсутствия единой прописанной и утвержденной формулы расчета кадастровой стоимости жилья, специалисты-оценщики пользуются различными вычислительными методиками, в которых учитываются ключевые показатели.

О методиках, которые используется для определения кадастровой стоимости, читайте .

Общую формулу расчета цены того или иного имущественного объекта можно представить следующим образом:

П *(Зб + Зп)* К, в которых:

  • П – это площадь строения, земельного участка (кв. м).
  • Зб – значение показателя бытового благоустройства (включает локацию, год постройки, исчисляется в руб./кв. м в определенном тарифе региона).
  • Зп – значение инфраструктуры населенного пункта (руб./кв. м).
  • К — переходной коэффициент, установленный в каждом конкретном населенном пункте индивидуально.

Как это сделать самостоятельно?

Исходя из перечня основных аспектов, которые должны быть взяты во внимание при определении кадастровой стоимости жилья или участка, его владельцы могут самостоятельно вычислить его цену на основе удельной кадастровой стоимости квадратного метра недвижимости по региону. В данном случае формула может выглядеть следующим образом:

КС=(Н*200)*П, где:

  • Н – это налоговая ставка в регионе.
  • П – площадь квартиры, дома, земельного надела. Полученная в результате сумма может считаться кадастровой для конкретного имущественного объекта.

Изначально некорректные региональные ставки могут выдать результат, который будет несоответствующим по отношению к реальным показателям, что означает, по сути, неверное определение регистрационной стоимости.

Специалисты ГКН произвели кадастровую оценку вашей недвижимости?

Если результат показался вам завышенным, то советуем вам прочитать наши статьи о том, можно ли изменить эту стоимость и какие проблемы могут возникнуть при снижении данного показателя.

Исходя из вышесказанного, отметим, что ряд формулировок и разночтений в определение регистрационной стоимости объекта недвижимости может видоизменять конечный результат. Во избежание ошибок и претензий в свете завышенной стоимости, рекомендуем заручиться помощью опытных специалистов для проведения сравнительной экспертизы и фиксации максимально точного его значения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх