Как делать годовой отчет?

М. Никитенко

Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 10/2017

Рассмотрены мероприятия, которые необходимо предпринять в целях подготовки государственных (муниципальных) учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности.

Несмотря на то, что за окном лишь октябрь, мы посчитали необходимым опубликовать в этом номере журнала статью, посвященную мероприятиям, направленным на подготовку учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Показатели бухгалтерского (бюджетного) учета должны содержать достоверные данные финансово-экономической деятельности учреждения, которые отражаются в формах бухгалтерской отчетности. За искажение показателей отчетных бухгалтерских форм законодательством РФ, равно как и за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотрена административная ответственность (ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ).

Перед составлением годовых отчетных форм рекомендуется провести проверку:

  • внутренних локальных актов, используемых в деятельности учреждения;

  • журналов операций;

  • инвентаризации и отражения на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета результатов инвентаризации.

Кто участвует в проверке в рамках мероприятий по подготовке к составлению и сдаче годовых отчетных форм?

Пунктом 6 Инструкции № 157н установлено, что субъект учета в своей учетной политике устанавливает порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля. В зависимости от организационной структуры учреждения может быть создан отдельный отдел либо контрольные функции могут быть вменены в обязанности одному работнику учреждения. Подготовительные мероприятия перед составлением годовых отчетных форм можно провести:

  • работникам отдела внутреннего контроля (работнику, в чьи функции входит проведение мероприятий внутреннего контроля);

  • работникам финансово-экономического отдела (когда каждый работник проверяет свой участок работы).

Как осуществляется проверка внутренних локальных актов?

Работники любого контрольного ведомства первым делом идут в кассу учреждения (если таковая есть) и запрашивают учредительные документы и внутренние локальные акты, имеющиеся у учреждения. В названных документах отражаются особенности организации деятельности учреждения. Наиболее «востребованными» у проверяющих среди всех внутренних локальных актов являются:

  • учетная политика и приложения к ней;

  • положение об оплате труда в учреждении.

Учетная политика учреждения – это документ, устанавливающий совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых законодательством РФ (федеральными стандартами). Поэтому проверяющий просматривает этот документ на предмет:

  • наличия такого документа у учреждения (требование о составлении данного документа установлено п. 6 Инструкции № 157н, ст. 8 Закона о бухгалтерском учете);

  • соответствия информации, отраженной в учетной политике учреждения, нормам законодательства РФ (положениям инструкций № 174н, 183н, 162н, Закона о бухгалтерском учете и другим нормам законодательства РФ);

  • своевременное внесение изменений в учетную политику (условия, при наступлении которых вносятся изменения в учетную политику, установлены ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Требование о разработке в учреждении положения об оплате труда установлено законодательством РФ (постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, Правительства Москвы от 24.10.2014 № 619-ПП, Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 № 464, Приказ Минфина РФ от 30.09.2008 № 103н и др.). При проведении проверки обращается внимание:

  • на наличие такого положение в учреждении;

  • на соответствие информации, изложенной в положении, требованиям законодательства РФ;

  • на соблюдение требований, установленных в положении об оплате труда.

Отсутствие у учреждения внутренних локальных актов (например, учетной политики, положения об оплате труда) не влияет на правильность отражения показателей отчетных бухгалтерских (бюджетных) форм, однако поскольку составление годовых отчетных форм – это подведение итогов текущего финансового года и исправление ошибок, недочетов, допущенных в текущем финансовом году, на данные акты стоит обратить внимание.

Что отмечают проверяющие при проверке журнала операций?

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Первичные учетные документы составляются:

  • по унифицированным формам, приведенным в Приказе Минфина РФ № 52н;

  • по формам, разработанным субъектом учета самостоятельно (должны иметь все обязательные для первичного учетного документа реквизиты, перечень которых приведен в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Первичные учетные документы подбираются и подшиваются к журналам операций. Приказом Минфина РФ № 52н среди регистров бухгалтерского учета, применяемых бюджетными учреждениями, поименованы следующие журналы операций:

  • журнал операций по счету «Касса»;

  • журнал операций с безналичными денежными средствами;

  • журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

  • журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

  • журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;

  • журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

  • журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

  • журнал по прочим операциям.

Журналы операций просматриваются на предмет:

  • оформления журнала операций и наличия в нем подписей исполнителя и главного бухгалтера;

  • приложения к журналу первичных учетных документов, операции по которым отражены в данном журнале операций. Документы должны быть разложены в хронологическом порядке (п. 11 Инструкции № 157н);

  • соблюдения требований законодательства РФ (Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденных Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Порядок ведения кассовых операций), Приказа Минфина РФ № 52н, Закона о бухгалтерском учете) в части оформления первичных учетных документов, приложенных к журналу операций (первичный учетный документ должен быть оформлен по унифицированной форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н, либо, если документ оформлен по неунифицированной форме, он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых приведен в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете);

  • соответствия бухгалтерских записей, отраженных в первичном учетном документе, характеру совершаемой операции, оформленной первичным учетным документом, и положениям инструкции по бухгалтерскому учету (положениям инструкций № 174н, 183н, 162н).

Например, просматривая журналы операций расчетов с подотчетными лицами за период с января по декабрь 2017 года, лицо, проводящее проверку, обращает внимание:

  • на оформление журнала операций и наличие подписей исполнителя и главного бухгалтера;

  • на наличие приказа руководителя, утвердившего перечень лиц, которые вправе получать денежные средств из кассы под отчет;

  • на выдачу из кассы наличных денежных средств только лицам, указанным в приказе руководителя учреждения (в приказе руководителя, утвердившего перечень подотчетных лиц учреждения, приказе на командировку);

  • на правильность оформления авансовых отчетов (ф. 0504505), приложенных к журналу операций (соблюдение требований Приказа Минфина РФ № 52н при заполнении граф и строк авансового отчета, а также приложения к авансовому отчету (ф. 0504505), документов, подтверждающих совершение расходных операций);

  • на соответствие документов, приложенных к авансовому отчету (ф. 0504505), записям, отраженным на обратной стороне авансового отчета (ф. 0504505);

  • на соблюдение сроков оформления авансовых отчетов (ф. 0504505) и сроков расходования денежных средств (часто во время проведения проверки выявляются факты длительного расхождения по времени этих дат; в частности, когда денежные средства на совершение расходной операции (оплаты товаров, работ, услуг) выданы на месяц, например в марте, а авансовый отчет составлен и представлен в бухгалтерию в мае и документы, подтверждающие расходование денежных средств, датированы маем). Такая ситуация нарушает положения п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций;

  • на правильность расчета размера возмещения командировочных расходов;

  • на правильность расчета размера компенсаций, выплачиваемых сотрудникам и членам их семьи при направлении в отпуск;

  • на соблюдение установленного законодательством РФ требования о выдаче подотчетных сумм при условии отсутствия у лица задолженности по предыдущему авансу (такое требование пре­дусмотрено п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций, п. 214 Инструкции № 157н).

К сведению:

Указанием ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У абз. 3 п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций с 19 августа 2017 года признан утратившим силу. После этой даты для выдачи наличных денег под отчет не требуется полного погашения задолженности по ранее полученной подотчетной сумме.

Просматривая журнал операций расчетов с подотчетными лицами, проверяющие обращают внимание на полноту и правильность отражения операций по счету 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» на счетах бухгалтерского учета и их соответствие требованиям, установленным инструкциями № 174н, 183н, 162н.

Что делать, если в ходе проверки журналов операций обнаружена ошибка?

В случае обнаружения в ходе проверки журнала операций ошибок их следует исправить. Исправления производятся в зависимости от характера совершенной ошибки. Допустим, если журнал операций был недооформлен (отсутствуют все необходимые подписи, не прикреплены первичные учетные документы, первичные учетные документы прикреплены не в хронологическом порядке и т. п.), лицо, проводящее проверку, приводит журнал операций в соответствие с требованиями п. 11 Инструкции № 157н. В случае обнаружения отсутствия первичного учетного документа утерянный документ следует восстановить в кратчайшие сроки.

Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации (далее – ошибка), выявленное в ходе проверки журнала операций и первичных документов, приложенных к нему, может быть обусловлено, в частности:

  • неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

  • неправильным применением учетной политики организации;

  • неточностями в вычислениях;

  • неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;

  • недобросовестными действиями должностных лиц организации.

Ошибки, обнаруженные в учете, исправляются по правилам, установленным п. 18 Инструкцией № 157н (путем совершения записи методом «красное сторно» либо совершения дополнительной записи).

Не являются ошибками неточности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском (бюджетном) учете и (или) бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждения, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна учреждению на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Проведение инвентаризации перед составлением годовых отчетных форм обязательно?

Обязанность учреждения по проведению инвентаризации перед составлением годовых отчетных форм установлена нормами п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н. Пунктом 20 Инструкции № 157н установлено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. Данным пунктом установлено, что проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Итак, учреждение готовится к составлению годовых отчетных бухгалтерских форм. Приказом (распоряжением) руководителя учреждения утверждаются период проведения инвентаризации, объекты проверки, члены и председатель инвентаризационной группы. Инвентаризация проводится в установленные приказом (распоряжением) руководителя учреждения сроки. В рамках проводимых мероприятий перед составлением годовых отчетных бухгалтерских форм следует убедиться:

  • в наличии приказа руководителя учреждения о проведении инвентаризации активов и обязательств и утверждении членов инвентаризационной комиссии и ее председателя;

  • в наличии надлежащим образом оформленных инвентаризационных описей;

  • в наличии надлежащим образом оформленного акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);

  • в наличии оформленной в соответствии с требованиями законодательства РФ ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (при наличии расхождений между фактическими данными и данными бухгалтерского учета);

  • в наличии протокола собрания комиссии по инвентаризации. По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, итоги которого оформляются протоколом. Форма протокола не утверждена, поэтому он составляется в произвольном виде. В протоколе указываются все данные о проведенной инвентаризации. В частности, в нем фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки активов и обязательств учреждения. Составление протокола не является обязательным (за исключением случаев, когда составление протокола установлено ведомственным нормативным актом);

  • в отражении результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета и в отчетности.

Расхождения между фактическими данными и данными бюджетного учета, выявленные в ходе инвентаризации, подлежат отражению в учете.

Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции № 157н). Соответственно, перед составлением годовых отчетных форм необходимо:

  • правильно определить текущую оценочную стоимость объектов нефинансовых активов, выявленных в ходе инвентаризации (излишков);

  • правильно отразить в учете факты неучтенных объектов нефинансовых и финансовых активов.

Неучтенные объекты финансовых активов (например, излишки денег, обнаруженные в кассе учреждения) принимаются к учету по фактическому номиналу.

Размер ущерба, причиненный имуществу учреждения, определяется из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции № 157н). Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

На суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанного виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

При инвентаризации расчетов нередко выявляются факты дебиторской и кредиторской задолженности. В ходе инвентаризации важно установить причины образования такой задолженности и возможность ее погашения. Поэтому в ходе инвентаризации:

  • составляются акты сверки расчетов с контрагентами и выверяются расчеты с ними;

  • делается анализ сумм дебиторской и (или) кредиторской задолженности, выявленной в учреждении на отчетную дату;

  • проверяется правильность оформления операций по списанию сумм задолженности со счетов бухгалтерского учета, забалансовых счетов;

  • проверяется соблюдение учреждением методологии учета при совершении операций по списанию сумм задолженности.

В случае выявления в ходе инвентаризации фактов невозможности погашения сумм дебиторской задолженности, истечения срока давности у кредиторской задолженности суммы такой задолженности списываются со счетов бухгалтерского учета и отражаются на забалансовых счетах для дальнейшего учета. При выявлении фактов, разрешающих списания сумм задолженности, учитываемых на забалансовых счетах 04 и 20, данные записи также осуществляются в рамках совершения мероприятий по подготовке к составлению годовых отчетных форм, поскольку отчетные формы должны максимально точно отражать фактический результат деятельности учреждения и содержать достоверные сведения о финансовом положении учреждения.

* * *

В завершение хотелось бы отметить, что в рамках подготовительных мероприятий обращается внимание также на исполнение показателей:

  • бюджетной сметы (в отношении деятельности казенных учреждений);

  • плана финансово-хозяйственной деятельности (в отношении деятельности бюджетных и автономных учреждений).

В части исполнения казенным учреждением показателей бюджетной сметы осуществляется более жесткий контроль. А вот автономные и бюджетные учреждения часто достаточно халатно относятся к ведению названного документа и своевременно не вносят в него изменения. Поэтому в рамках мероприятий по завершении финансового года проверка ПФХД проводится на предмет соответствия:

  • формы утвержденного и применяемого учреждением ПФХД рекомендуемой форме ПФХД органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

  • целей деятельности учреждения, указанных в ПФХД, целям деятельности, отраженным в уставе учреждения, установленным законами, иными правовыми актами;

  • видов деятельности, перечня услуг, обозначенных в ПФХД, видам деятельности, перечню услуг, содержащимся в уставе учреждения (иными словами, проводится проверка соответствия сведений, приведенных в ПФХД, информации, отражаемой в уставе учреждения);

  • отраженных в ПФХД остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода данным лицевых счетов и показателям бухгалтерского учета;

  • суммы планируемых поступлений, отраженных в ПФХД, указанной в соглашении о выделении сумме субсидий (на выполнение государственного (муниципального) задания, целевой субсидии);

  • показателей по доходным и расходным операциям, отраженных в ПФХД, данным бухгалтерского учета.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов госу-дарственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, орга-нов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Подготовка к составлению отчётности

Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности включает несколько этапов:

1) Проведение ежегодной плановой инвентаризации;

2) Обнаружение и исправление ошибок в первичной и учетной документации;

3) Окончательная систематизация и группировка первичных документов за год и передача их на хранение руководителю организации;

4) Реформация баланса (формирование окончательного финансового результата по данным бухгалтерского учета: счета 90″Продажи» и 91″Прочие доходы и расходы» по окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности закрываются на счет 99″Прибыли и убытки», затем счет 99 закрывается заключительной записью декабря в кредит (дебет) счета 84″Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»);

5) Определение отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств, постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, текущего налога на прибыль с применением норм пунктов 23-25 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» для отражения в бухгалтерской отчетности (ПБУ 18/02 не применяют издающие организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства и являющиеся некоммерческими организациями).

Одновременно с подготовкой к составлению годового отчета организация формирует учетную политику на следующий год. Однако следует учесть, что учетная политика в состав бухгалтерской или налоговой отчетности не входит и сдача ее в налоговую инспекцию законодательством не предусмотрена.

Затем следует заполнить формы годовой отчетности:

— Бухгалтерский баланс (Приложение 1)

— Отчет о финансовых результатах (Приложение 2)

— Отчет об изменении капитала (Приложение 3)

— Отчет о движении денежных средств (Приложение 4)

— Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

К отчету прилагается итоговая часть аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

ПБУ 21/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н, действующее с 2009 года, устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организации, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), информации об изменениях оценочных значений.

Оценочным значением является:

— величина резерва по сомнительным долгам;

— величина резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов;

— величина других оценочных резервов;

— сроки полезного использования основных средств;

— сроки полезного использования нематериальных активов и иных амортизируемых активов;

— оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

В пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:

— содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

— содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

При составлении бухгалтерской отчетности традиционно следует проконтролировать себя на предмет наличия типичных ошибок, неточностей и упущений.

Так, стоит обратить внимание на следующие моменты.

1. Неправомерно производить отражение в балансе свернутого сальдо счетов 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76. Эти счета могут иметь развернутое сальдо, и его следует во избежание искажения данных отчетности показывать:

— дебетовое — в активе баланса;

— кредитовое — в пассиве баланса.

В то же время п. 19 ПБУ 18/02 предоставляет организации право отражать в балансе сальдированную сумму отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. То есть следует определить разницу сальдо по счетам 09 и 77. Если дебетовый остаток по счету 09″Отложенные налоговые активы» больше кредитового остатка по счету 77″Отложенные налоговые обязательства», то разница между ними отражается по строке 1160 баланса.

По строке 1420″Отложенные налоговые обязательства» в этом случае проставляется прочерк.

Если же остаток по счету 77 превышает сальдо счета 09, разница между ними отражается по строке 1420, а по строке 1160 проставляется прочерк. Отражение в бухгалтерском балансе сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно при одновременном наличии следующих условий:

а) наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

б) отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.

В Отчете о прибылях и убытках по стр.2340 «Прочие доходы» разрешено показывать величину прочих доходов, уменьшенную на сумму соответствующих расходов. Тогда в строке 2350 «Прочие расходы» эти расходы не отражаются. Сальдироваться могут только одноименные доходы и расходы. Они не должны быть существенными, так как в этом случае их расшифровка необходима.

2. Нельзя игнорировать требование п. 20 ПБУ 19/02 произвести на отчетную дату рыночную оценку финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость.

В бухгалтерской отчетности на конец отчетного года такие финансовые вложения отражаются по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Для определения текущей рыночной стоимости финансовых вложений для целей бухгалтерской отчетности организация должна использовать все доступные ей источники информации о рыночных ценах на эти финансовые вложения, в том числе данные иностранных организованных рынков или организаторов торговли.

3 Ошибкой, искажающей данные о балансовой стоимости внеоборотных активов, станет начисление амортизационных отчислений по реконструируемым и законсервированным объектам основных средств.

В соответствии с ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, за исключением случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Исходя из этого, начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств, находящимся в процессе частичной реконструкции (без полной остановки объекта либо полного прекращения его использования), не приостанавливается. При этом выделение части объекта, подлежащего реконструкции, в отдельный инвентарный объект ПБУ 6/01 не предусмотрено.

3. В отчетности подлежит раскрыть информацию о выданных поручительствах и других видах обеспечений. В соответствии с ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать среди прочего дополнительные данные о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации, в частности обо всех выданных до отчетной даты поручительствах и других видах обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения которых не наступили.

4. В Пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках следует обеспечивать раскрытие информации о связанных сторонах в порядке, установленном ПБУ 11/2008. Перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, на основе этого ПБУ, исходя из содержания отношений между организацией и связанной стороной с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой.

5. Необходимо отразить информацию о событиях после отчетной даты в соответствии с ПБУ 7/98.

Бухгалтер организации также должен учитывать требования налогового органа к годовой отчетности.

Обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде установлена ст. 80 НК РФ только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Инвентаризация — это установление фактического наличия средств и их источников путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учётных записей.

Положением о бухгалтерском учёте и отчетности в РФ указано, что в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и финансовых результатов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает организация, кроме случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризация проводится не ранее 1 октября отчетного года);

— при смене материально-ответственного лица (на день приемки-передачи дел);

— при установлении фактов хищений или злоупотреблений;

— при ликвидации организации;

— в случае пожара, стихийных бедствий и др. чрезвычайных ситуаций.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта регулируются в следующем порядке:

— имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин излишка и виновных лиц;

— убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются по распоряжению руководителя организации на издержки обращения (издержки производства);

— недостачи ТМЦ сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Результаты инвентаризации должны отражаться в учёте того месяца, в котором она закончена, а годовой — в годовом бухгалтерском отчете.

Инвентаризация расчетов с банками, бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, прочими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учёта.

Проверке должен быть подвергнут счет 60″Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути. Проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

При задолженности работникам организации выявляют невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяют отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учётом их целевого использования.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

— правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми внебюджетными фондами, др. организациями;

— правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерии суммы задолженности по недостачам и хищениям;

— правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности.

Основной ошибкой организации при проведении инвентаризации является то, что данные годовой бухгалтерской отчетности не подтверждены сведениями об обязательной полной инвентаризации имущества и обязательств организации. При этом:

1) Инвентаризация не проводится вообще (характерно для малых и средних предприятий);

2) Инвентаризация проводится реже, чем это предусмотрено законодательством, учредительными документами или учетной политикой организации. В частности, не проводится инвентаризация после 1 октября;

3) Инвентаризации подвергаются не все предусмотренные группы имущества и обязательств. В частности, не проводится инвентаризация незавершенного производства, вложений во внеоборотные активы, имущества, которое передано в залог, на ответственное хранение и т.п.

Порядок проведения инвентаризации установлен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. В пункте 1.2 данных указаний говорится, что под имуществом организации понимаются объекты основных средств, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательной инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества проводится по местонахождению подразделений организации и в отношении материально ответственных лиц. Результаты инвентаризации активов и обязательств должны подтверждать статьи бухгалтерской отчетности организации.

Организации, которые не проводят перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательную инвентаризацию имущества и обязательств либо проводят ее не в полном объеме, не соблюдают сроки, неправильно оформляют результаты и отражают их в учете и отчетности, тем самым нарушают требования действующего законодательства о бухгалтерском учете.

Простой подсчет имущества не является единственной целью инвентаризации. Кроме этого проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества, а в первую очередь — правильность отнесения имущества к тому или иному объекту бухгалтерского учета. В ходе контроля за состоянием имущества необходимо подготовить списки объектов, требующих ремонта или морально устаревших и неиспользуемых. Последние подлежат списанию с баланса, поскольку в качестве активов признаются только те объекты, которые используются организацией и приносят ей экономические выгоды. По этой же причине при инвентаризации ценностей в пути (счет 45″Товары отгруженные») выявляется и готовится к списанию с баланса утраченное имущество (утерянное, розыск которого не дал результата).

Порядок документального оформления результатов инвентаризации регулируется Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».

Довольно распространенная ошибка — отсутствие в документах о проведении инвентаризации подписи одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, что приводит к признанию результатов инвентаризации недействительными.

При проведении инвентаризации недопустимо сокращать объем проверки, т.е. не проводить инвентаризацию отдельных категорий имущества и обязательств. Особенно часто из категории инвентаризуемого имущества исключаются объекты, по которым не утверждены унифицированные формы по отражению результатов инвентаризации, — незавершенное производство и вложения во внеоборотные активы, резервы предстоящих расходов и платежей и др. Эти формы должны быть разработаны организацией самостоятельно и утверждены в виде приложения к учетной политике.

Процесс проведения инвентаризации можно разделить на три этапа:

— подготовка;

— проверка фактического наличия имущества и документального подтверждения расходов и обязательств;

— принятие решений по результатам инвентаризации и отражение их в бухгалтерском учете.

Порядок отражения результатов инвентаризации в учете приведен в ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 29, 30 Методических указаний по инвентаризации, п. 36-76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н и п. 29-35 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

1. Излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится:

— в коммерческих организациях — на финансовые результаты (внереализационный доход)

— в некоммерческих организациях — на увеличение доходов

2. Суммы недостач и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя договорную (учетную) цену запаса и долю ТЗР, относящуюся к этому запасу.

Запасы, которые испорчены, но могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния, и на эту сумму уменьшаются потери от порчи.

Недостача запасов и их порча списываются со счета»»Недостачи и потери от порчи ценностей» в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат на производство или (и) на расходы на продажу, сверх норм — за счет виновных лиц. Если они не установлены или суд отказал во взыскании убытков с этих лиц, то убытки от недостачи запасов и их порчи относятся на финансовые результаты (у коммерческой организации) или на увеличение расходов (у некоммерческой организации). Нормы убыли могут применяться, только если выявлены фактические недостачи.

Недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице. Если в результате зачета по пересортице обнаружилась недостача запасов, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию запасов, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Согласно п. 31 Методических указаний по инвентаризации в материалах, представленных руководству организации для оформления списания недостач запасов и порчи сверх норм естественной убыли, должны содержаться документы, подтверждающие обращения в соответствующие органы (органы МВД России, судебные органы и т.п.) по фактам недостач и решения этих органов. Кроме того, следует приложить заключение о факте порчи запасов, полученное от соответствующих служб организации (отдела технического контроля, другой аналогичной службы) или специализированных организаций. Отсутствие таких документов — также распространенная ошибка, выявляемая аудитором в ходе проведения проверки.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководства организации, только если излишки и недостачи:

— относятся к одному и тому же проверяемому периоду;

— обнаружены у одного и того же проверяемого лица;

— относятся к запасам одного и того же наименования;

— тождественны по количеству.

Нарушение одного из условий приведет к неправильному отражению доходов и расходов (потерь) организации. Например, нельзя признавать пересортицей излишек у одного кладовщика при одновременной недостаче у другого, излишек одного вида МПЗ, если выявлена недостача другого вида МПЗ.

О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Отсутствие этих объяснений также рассматривается как ошибка.

Если в результате зачета недостач в качестве излишек по пересортице стоимость недостающих запасов окажется выше стоимости запасов, признанных излишками, то такая разница относится на виновных лиц. Приходование излишних запасов по стоимости недостающих без отнесения разницы на виновных лиц также является одной из ошибок при отражении результатов инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности. Однако на практике в связи с увеличением сроков принятия решений руководством организации о списании недостач результаты инвентаризации зачастую отражаются гораздо позднее ее фактического завершения.

Кроме того, необходимо понимать, что отражать излишки имущества путем зачисления его рыночной стоимости на финансовые результаты коммерческой организации и увеличение доходов некоммерческой организации или относить недостачу на счет виновных лиц можно только в том случае, когда выявляются именно излишки или недостачи. Иногда в ходе инвентаризации обнаруживаются не излишки, а факты неотражения в учете каких-либо операций.

Например, имущество поступило в организацию, но не оприходовано, а его поставщик все еще числится дебитором по уплаченному ему авансу. При наличии неоспоримой связи между перечисленными платежами и неучтенными объектами они принимаются к учету по сумме фактических затрат (независимо от рыночной стоимости) и в корреспонденции со счетами расчетов, т.е. не увеличивают прибыль организации.

Практически каждый руководитель периодически требует от своих работников отчеты о проделанной работе, пример которого несложно найти. Однако некоторым людям кажется, что это очень сложная задача.

Цель отчета о проделанной работе

Существование каждой организации или компании всегда предполагает наличие отчетов. Ведь для любой организации важно иметь подтверждение эффективности проделанных работ в конкретный временной отрезок. Это нужно, чтобы грамотно построить дальнейшее развитие компании.

Однако некоторые люди не знают, как написать отчёт о проделанной работе. Пример его очень важен для человека, который делает его первый раз. Ведь он должен соответствовать определенным требованиям фирмы.

Любой компании важно знать о результате ее работы

Если сотрудник попрактикуется, сделает несколько отчетов, то в дальнейшем ему будет очень просто заниматься такой деятельностью.

Конкретные цели отчета о проделанной работе:

  1. Обоснование финансовых трат, выплат заработных плат для сотрудников.
  2. Подтверждение выполненных работ или оказания различных услуг для сотрудников организации.
  3. Создание определенных порядков и трудовых дисциплин в компании.
  4. Установление, какую конкретную работу выполнили сотрудники. Это помогает избежать спорных моментов или плохого выполнения заданий.

Также отчеты необходимы для сотрудников, которые отправлены в командировки. Для большей детальности о том, какая работа выполнена, сколько финансов предприятия или организации потрачено.

Сотрудники могут их выполнять каждый день, неделю, месяц, квартал, год. Все зависит от требований руководства.

Структура отчета

Не у всех организаций есть разработанные формы для отчетов, поэтому каждый сотрудник должен выполнять это сам. К тому же единой структуры как таковой и не существует.

Начиная отчет, сотрудник должен объяснить себе назначение подаваемой информации, а также логику повествования. Все пояснения должны быть максимально краткими.

Самая распространенная структура отчетов о проделанной работе:

  1. Введение. В этом разделе находится небольшое описание компании. На каком месте она находится среди подобных организаций в регионе или городе.
  2. Отчет о проделанной работе. Практически вся выполненная деятельность подразделений должна быть описана. В небольших компаниях, где нет отделов, эту информацию заполняет руководитель, основываясь на данных каждого работающего специалиста.
  3. Заключение. Этот раздел коротко обобщает информацию о проделанной работе за конкретный период времени. Подчеркиваются данные о неудачах, успехах, просроченных заданиях. А также о планах компании на ближайшее будущее.

Для лучшего понимания информации специалист должен придерживаться единой формы изложения. В отчетах можно использовать диаграммы, графики, изображения. Однако нужно правильно совмещать текст и визуальную часть, чтобы не было перенасыщений.

Также в отчете о проделанной работе человек должен соблюдать стилистику. Специалист должен подавать сухой текст, без лишней информации. Также он не должен быть слишком простым.

В отчете нужно выделить не только достижения, но и трудности, с которыми сталкивалась организация. Все проблемные ситуации необходимо описывать такими, какие они есть на самом деле. Это позволит руководству объективнее понять сложившиеся трудности.

Самые важные требования к составлению отчета

Отчет о проделанной работе — это творческий процесс, однако и некоторым требованиям он тоже должен соответствовать. В первую очередь специалист должен помнить, что это — документ, и в нем нужно соблюдать официальную стилистику.

В отчете нельзя употреблять личные местоимения. Также человек должен конкретно говорить о задачах, которые были выполнены или просрочены, чтобы полностью отразить причины этого.

Когда составляется отчет о проделанной работе, специалист должен информировать о проведенных мероприятиях, акциях, презентациях. Всю информацию нужно приводить точно и грамотно.

В случае, если у организации нет четких требований или образцов отчета, нужно делать все, исходя из норм документов. В них находятся все данные о том, какой тип шрифта использовать, какими образом форматировать текст, как размечать поля и интервалы.

Как правильно написать отчет о проделанной работе

У каждого специалиста наступит период, когда руководство потребует отчет о выполненной работе. Следуя инструкции, это сможет сделать каждый:

Необходимо сравнить, какие задачи были поставлены и что выполнено

  1. В самом начале нужно сопоставить поставленные задания с результатами, это позволит специалисту убедиться в выполненной работе. Только после этого нужно начинать написание отчета. Оформляется он в нескольких вариантах: простой и профессиональный. Первый человек может оформлять как сочинение. Добавлять можно все, что работник посчитает необходимым. Указывать нужно все до мельчайших деталей, например, о конкретных выходах на работу в выходные дни.
  2. Сложный вариант написание более верный, чем простой. Его нужно оформлять как задачу. Специалисту необходимо указать, что от него требовалось сделать. Потом уже все, что использовалось для этого. А именно: время на работу, какую помощь оказывали люди, затраченный бюджет. Далее нужно коротко указать, какими способами и методами он выполнял работу.
  3. Вся написанная информация должна быть подтверждена конкретными данными и цифрами. Также следует добавить оценку выполненной работе. Все показатели лучше всего воспринимаются в таблицах. Также специалист для лучшей ориентации может добавить комментарии.
  4. Также человеку необходимо соблюдать стилистику текста. Он должен постараться составить его так, чтобы в абзацах не было более 5 предложений. Вся информация должна подаваться сухо и точно, без вводных предложений. Написано должно быть четко, коротко, грамотно и ясно. Важный текст можно выделить другим шрифтом и цветом. Текст должен находиться рядом с таблицами или графиками. Комментарии не должны быть на других страницах.
  5. Не нужно использовать сложные для восприятия шрифты. Лучше всего подходят классические Times New Roman или Verdana. Размер шрифта не должен быть меньше 12.
  6. После написания отчета специалист должен перечитать его и добавить недостающую информацию. Также можно добавить различные графики и диаграммы для более наглядной демонстрации. Руководство организаций положительно относится к составлениям таблиц, добавить их лишним не будет. Также специалисту необходимо будет пронумеровать все страницы. А для больших отчетов о проделанной работе нужно оформить титульный лист.

Следуя таким нехитрым пунктам, человек облегчит восприятие отчета о проделанной работе. Это может настроить руководителя положительно к специалисту, который занимался отчетом.

Пример отчета о проделанной работе

Самые первые попытки составить хороший отчет у большинства специалистов неудачны. Чтобы сотруднику было легче его делать, нужно обратить внимание на неправильно выполненный отчет:

«Для кого: Руководителю отдела Калмыкову П.С.
От кого: юриста 2 категории Ильяхова А.Б.
Документ: Отчет о проделанной работе.
Выполнено:
Рассчитано новое время на работу, внесены новые нормы рабочего процесса, составлен список участвовавших сотрудников в конференциях.»

Если специалист составляет отчет в такой форме, то руководство посчитает, что он не загружен работой и бездельничает. Так нельзя оформлять отчеты о проделанной работе.

Ведь в нем не были указаны поставленные задачи, планы на другие отчетные работы, отсутствие анализа. Правильный вариант отчета о проделанной работе:

Для кого: Руководителю отдела Калмыкову П.С.
От кого: юриста 2 категории Ильяхова А.Б.
Отчет результатов работы за период с 09.09.16 по 10.10.16.
На время отчета были поставлены задачи:

  1. Изучить время работы сотрудников с учетом занятости.
  2. Основываясь на данных подготовить другие временные рамки работников.
  3. Принимать участие в последней конференции.

Все задачи были исполнены, было сделано:

  1. Изменен график работы для 5 сотрудников.
  2. Принято участие в последней конференции.

Также проводились работы с документами:

  1. Были составлены списки премий.
  2. Произведены ответы на почту Суркина А.В., Гончаренко А.Д.

Составлено 12.10.16
Подпись: Ильяхов А. Б.

Такой вариант написания отчета о проделанной работе является правильным. Ведь он легко читается, а руководителям будет ясно, какие задачи были поставлены и выполнены.

Также для хороших отчетов нужно соблюдать максимальные объемы, на которых можно поместить информацию. Зачастую это 1 лист в формате А4.

В этом видео вы узнаете, как правильно оформить отчет о практике в Word:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх