Как подтвердить советский стаж для пенсии?

— гражданско-правовой договор (авторский договор, договор подряда или оказания услуг), но дополнительно требуется справка или официальная отметка на договоре о перечислении в бюджет обязательных платежей (единый социальный налог, взносы в ПФР и т.д.);

— если договор не заключался, то в любом случае нужен документ об уплате обязательных платежей в бюджет (например, работа няней, домашней работницей, в составе крестьянского хозяйства и т.д.).

Как подтвердить уплату обязательных платежей в бюджет?

— за период до 1991 года обязательными платежами признаются взносы, уплаченные на государственное социальное страхование.

Сведения о них можно получить только в архивах финансовых органов.

— за период с 1991 года по 2000 год и с 2002 года — в архивах Пенсионного фонда РФ (об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование);

📌 Реклама

— за 2001 год — в архивах налоговой службы (об уплате единого социального налога).

На практике крайне сложно найти документальные подтверждения об уплате обязательных платежей в бюджет за старые годы (особенно за 1990-е годы, когда страна переходила на рельсы рыночной экономики).

Поэтому единственной возможностью подтвердить стаж остается судебное решение: представить суду копии платежных документов и любые другие сохранившиеся документы, которые прямо или косвенно подтверждают уплату обязательных платежей в бюджет.

Суды, в отличие от органов ПФР, могут принимать любые доказательства стажа (единственное, что не допускается, — это подтверждать уплату налогов свидетельскими показаниями).

Если работа выполнялась по трудовому договору, подтверждать уплату обязательных платежей не требуется.

📌 Реклама

3. Нестраховые периоды, которые включаются в стаж, подтверждаются следующими документами:

— воинская служба — воинским билетом, справкой из воинской части или записью в трудовой книжке;

— период получения пособия по безработице — справкой из центра занятости населения;

— период ухода за ребенком до полутора лет — свидетельством о рождении ребенка, справкой из жилищной организации о совместном проживании или справкой от работодателя о начальной и конечной дате нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

При этом в ПФР должны быть предоставлены сведения о втором родителей ребенка (чтобы проверить, не включен ли ему в стаж отпуск по уходу за ребенком),

— период ухода за инвалидом 1 группы или престарелым — решением органа ПФР об удостоверении периода ухода, справку о совместном проживании.

Поскольку в соответствии с п.2 ст.29 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подтверждение уплаты страховых взносов до указанной даты не требуется.
Что касается включения в страховой стаж периодов работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, сообщаем, что подтверждение уплаты страховых взносов за указанный период требуется в случаях, определенных законодательством, действующим на указанный период, например, при осуществлении индивидуальной трудовой деятельности.
Для включения в страховой стаж периодов работы после 01.01.2002 в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, необходимо подтверждение уплаты страховых взносов документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке.
При включении в стаж периодов работы после 01.01.2002 юридическое значение имеет факт уплаты страховых взносов за эти периоды. При этом процент уплаты страховых взносов на определения права на трудовую пенсию значения не имеет.
Специалисты
Пенсионного фонда
Российской Федерации
Подписано в печать
02.07.2004
«Финансы», 2004, N 7

Возможно ли применение Фондом и его региональными отделениями льготы по налогу на имущество организаций? «

Бухгалтерские консультации «

Под трудовым стажем определяют общую продолжительность занятости, или деятельности гражданина Российской Федерации согласно КЗОТ.

Трудовой стаж, или выработка по выслуге лет, самым непосредственным образом влияет на начисление пенсии любого трудоспособного гражданина с момента достижения совершеннолетнего возраста.

Однако, в случае, когда зарплата выдаётся неофициальным образом, в конверте, без отчисления некоторой суммы денег на медицинское страхование, подоходный налог, пенсионный фонд и так далее, — рассчитывать можно только на минимальный размер пенсии согласно уровню минимального размера оплаты по региону.

Когда требуется подтверждение трудового стажа через архив

Данная процедура необходима при выходе трудоспособного гражданина на пенсию, или заслуженный отдых при утере трудовой книжки до 2002 года.

После пенсионной реформы в 2002 году в Российской Федерации учитывается как страховой стаж, так и трудовой.

Под страховым стажем определяют периоды внесения взносов в пенсионный фонд, а под трудовым, — любую оплачиваемую занятость согласно КЗОТ.

Внимание! До 2002 года, когда в действие вступила пенсионная реформа, трудовой стаж являлся основным критерием для расчёта пенсионных выплат.

В результате модернизации существующей системы, после 2002-го года размер пенсии высчитывается за счёт страхового стажа и размеров выплат в пенсионный фонд.

При этом для тех лиц, которые работали до 2002 года, предусмотрена процедура конвертации в страховой через перевод отработанного времени занятости в денежный эквивалент страховых взносов. В некоторых случаях возможно досрочное оформление пенсии до достижения гражданина соответствующего порога по возрасту. К таким случаям относятся профессии, работа, в рамках которых сопряжена с особо тяжелыми условиями труда.

К данной категории относят людей следующих профессий:

  • Военнослужащие;
  • Рабочие, задействованные в производстве на цехах;
  • Рабочие, задействованные на производстве в любых условиях труда, где присутствует хотя бы минимальный риск осложнений со здоровьем;
  • Сотрудники любых федеральных ведомств.

В страховой стаж, помимо времени занятости на производстве, или службы в неком учреждении, входит следующее:

  • Служба в армии срочного порядка;
  • Уход за ребёнком младенческого возраста;
  • Уход за инвалидом первых и вторых групп;
  • Время учета в центре занятости населения;
  • Тюремный срок в случае реабилитации после освобождения;
  • Срок нахождения в отдаленных гарнизонах для жен военных в случае невозможности трудоустройства.

Способы подтверждения стажа

После 2002 года процедура подтверждения выработки по выслуге лет была максимально упрощена, где главным критерием подтверждения являются взносы в пенсионный фонд.

Когда необходимо делать расчёты пенсионных выплат, — учитывается лицевой счёт в ПФР каждого, отдельно взятого трудоспособного, зарегистрированного гражданина, где отражены все изменения.

До пенсионной реформы в 2002 году порядок подтверждения, восстановления выработки по выслуге лет сопряжен с определенными сложностями.

Существуют два способа подтверждения стажа.

  • Документальный;
  • На основании свидетельских показаний.

Документальный способ подтверждения сопряжен со сбором всех документов, которые могут прямо, или косвенно подтвердить факт наличия регистрации гражданина по месту работы, службы и так далее для конвертации в страховой.

При этом для подтверждения некоторых документальных данных часто необходимо делать запрос в архив.

Свидетельский способ подтверждения основывается на показании свидетелей, которые дают показания, подтверждающие, что такой-то гражданин действительно состоял в штате определенной организации и имеет необходимый стаж.

Архивная справка о трудовом стаже

Документ из архивов для подтверждения стажа бывает двух типов:

  • с подтверждением трудового стажа;
  • с подтверждением выплат по зарплате за конкретный период.

Подобные справочные данные архив предоставляет полностью бесплатно.

Образец справки:

Способы оформления

Для получения архивной справки необходимо оформить соответствующее заявление с наличием следующей информации по пунктам:

  • Наименование архива;
  • Некоторые данные заявителя, в том числе ФИО, и другие в зависимости от конкретной архивной организации;
  • Место проживания и данные по регистрации;
  • Период времени, на который необходимы архивные данные;
  • Информация по рабочему месту;
  • Дата, подпись.

Заявление в архивную организацию будет принято только в том случае, если гражданин утерял трудовую книжку.

Образец заявления:

Срок выдачи архивной справки

На выдачу подобных справок отводится не более тридцати дней с момента отправки письма с запросом.

В случае, если возникли непредвиденные сложности, архив вправе выдать уведомление о продлении срока рассмотрении заявки.

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Заключение

Подтверждение стажа через архивные данные в современное время становится все менее актуальной процедурой из-за упрощения пенсионной реформы в 2002 году.

Однако, для тех граждан, которые не обладают трудовой книжкой, — обращение в архивные организации является едва ли не единственным способом подтверждения стажа помимо свидетельских показаний до реформирования пенсионной реформы.

В советские времена устроиться «с улицы» можно было только на не престижную работу. Наиболее лакомая часть рынка вакансий находилась в «тени».
Советская пропаганда преподносила право на труд как одно из преимуществ социализма. Умалчивая, что на самом деле в Стране Советов труд являлся не столько правом, сколько обязанностью. Тунеядство квалифицировали как преступление — в Уголовном кодексе имелась соответствующая статья. Так что или работаешь, или отбываешь наказание.

Не работать имели право граждане, потерявшие трудо­способность — например, инвалиды детства, люди, ставшие инвалидами в результате несчастного случая. Им государство выплачивало мизерное пособие. Также могли не работать замужние женщины — этим правом пользовались, как правило, жены больших начальников, чьих доходов семье хватало с лихвой.

Впрочем, неработающая супруга бросала тень на высокопоставленного мужа. Поэтому, например, жена лидера УССР В. Щербицкого преподавала русский язык и литературу в школе №57. Правда, мало кто знал, что ее занятость составляла… четыре урока в неделю. То есть на рабочем месте она появлялась дважды в неделю. Для сравнения: ставка учителя — 18 уроков в неделю, причем ради увеличения заработка многие стремились взять полторы, а то и две ставки.

Ну а в обычных семьях на одну зарплату мужа было не прожить. Поэтому женщины работали наравне с мужчинами. И вопрос «Как найти работу?» был весьма актуален.

Неписаные нюансы

На первый взгляд, трудоустроиться было легко. Везде — на уличных столбах, на досках объявлений, в транспорте, в городской газете — размещались десятки объявлений о наличии вакансий. Например: «Київському автобусному парку №1 терміново потрібні на постійну роботу: старший економіст по праці і зарплаті, заступник головного бухгалтера, техніки-нормувальники, обізнані з роботою на автотранспорті».

В некоторых объявлениях сразу указывали и заработок: «Київ­хлібторгу потрібні приймальники хліба і продавці-рознощики хліба додому. Оклад — від 50 до 80 карбованців».

Иногда требования к кандидатам включали возрастные ограничения, а также предпочтения по половому признаку.

В частности, машинистами поездов метро и милиционерами могли стать лица до 35 лет, отслужившие срочную службу. Прямо не написано, что женщин не берут, однако ссылка на прохождение срочной службы (два года в армии или три на флоте) слишком красноречива.

В объявлениях о найме на работу имелись свои нюансы. Например, все знали, что на работу в Киеве берут лишь обладателей киевской прописки. Однако в объявлениях об этом прямо не писали — для постороннего глаза все выглядело весьма демократично.

Впрочем, иногда предприятие в объявлении «на работу требуются» вносило строчку о предоставлении общежития. Например: «Будівельному тресту №26 для роботи на будівництві в м. Києві потрібні: муляри, теслярі, штукатури, столяри, бетонники, арматурники, покрівельники-жерстяники, різноробочі. Одинаки забезпечуються гуртожитком». Это и было сигналом о том, что отдел кадров данной организации закрывает глаза на отсутствие у претендента киевской прописки. Покладистость кадровиков объяснялась острейшим дефицитом рабочих рук — в строительстве это было особенно актуально.

Стать «лимитой»

Впрочем, чтобы наняться на работу в Киеве без киевской прописки, не обязательно было «мониторить» многочисленные объявления, чтобы увидеть, где предлагают общежития. Можно было поступить иначе. В самом конце ул. Коминтерна, по соседству с вокзалом, размещался отдел по труду горисполкома. Любой приезжий, сойдя с пригородной электрички, мог прямо с чемоданом заявиться в старинный особняк, в котором располагался отдел.

Там в секторе организованного набора рабочих ему могли сообщить, на каких именно предприятиях и стройках столицы требуются кадры без киевской прописки, а также предоставить информацию о том, какие при этом предлагаются жилищно-бытовые условия. Более того, посетителю сразу же предлагали заключить трудовой договор. И если обрадованный провинциал соглашался, он не только получал право на легальную работу в Киеве, включавшее получение койко-места в общежитии и временной прописки (а в отдаленной перспективе — и постоянной), но и брал на себя серьезные обязательства.

В частности, в течение определенного срока не увольняться по собственному желанию, то есть — если называть вещи своими именами — человек попадал в своеобразное рабство. Уволить «договорника» мог только сам работодатель либо в результате систематического нарушения им трудовой дисциплины (проще говоря, беспробудного пьянства), либо из-за совершения преступления, либо по причине серьезного ухудшения его здоровья.

Для заключения упомянутого трудового договора следовало предоставить в сектор организованного набора рабочих справку о прохождении медкомиссии, а также паспорт, трудовую книжку, для военнообязанных — военный билет. Кроме того, претенденту на рабочее место следовало выписаться по месту прежнего жительства и сняться там с военного учета. Такие же договора можно было заключить не только на ул. Коминтерна, 29, где располагался сектор организованного набора рабочих, но и в райисполкоме — там подобными вопросами ведал специальный «уполномоченный по труду».

Впрочем, подобные трудовые договора заключались не со всеми желающими. Нередко случалось так, что люди с дипломами вузов или техникумов, хлебнувшие прелестей провинциальной жизни и стремившиеся любой ценой стать киевлянами, тоже являлись в сектор организованного набора рабочих. Не тут-то было! Председатель Госкомитета по использованию трудовых ресурсов УССР подписал в 1972 году специальную «Инструкцию о порядке проведения организованного набора рабочих», запрещавшую отделам по труду заключать трудовые договоры с лицами, имеющими среднее специальное или высшее образование…

К услугам киевлян было бюро по трудоустройству. Полное название: Бюро по трудоустройству и информации населения о потребности предприятий и строек в рабочих и служащих. Его штаб-квартира располагалась по ул. Коминтерна, 29, также работали семь филиалов в разных концах города. При обращении в бюро или филиалы для трудоустройства необходимо было предъявить паспорт, трудовую книжку, для военнообязанных — военный билет. Все городские структуры, связанные с трудоустройством, работали с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00, с перерывом на обед с 13.00 до 13.45.

Ну а если человек хотел работать не в офисе, а на дому? Такую работу найти по объявлению было невозможно. Подобное позволялось лишь членам творческих союзов. Всем прочим категориям трудящихся подобная роскошь запрещалась — советская власть как огня боялась людей, не находящихся под неусыпным оком отделов кадров, «первых» отделов и прочих «смотрящих». Исключение составляли инвалиды I и II групп. Они оформлялись в одно из четырех киевских предприятий, официально наделенных правом использовать надом­ный труд.

Вот что государство позволяло производить на дому: платки носовые, вязаные изделия, папки адресные, чехлы плетеные для рулей автомобилей, сумки хозяйственные из хлопчатобумажной пряжи и капроновой лески, блузы женские вышитые (на Фабрике художественной галантереи), вязаные головные уборы, воротнички, платки головные, пуговицы и пояса (на Фабрике текстильной галантереи), целлофановые пакеты, запонки, кулоны, броши, инкрустированные изделия — тарелки, шкатулки, плакаты (на Фабрике сувенирно-подарочных изделий), метки для белья, картонные коробки и перегородки (на Фабрике картонажных изделий).

«Теневые» вакансии

Единственными, кто не имел проблем с трудоустройством, являлись молодые специалисты. По окончании учебной «пятилетки» (чаще всего в вузе учились пять лет, хотя бывало и шесть, и четыре) им в обязательном порядке давали распределение — молодой специалист был обязан отработать по направлению три года. Уволиться ранее этого срока он не имел права. С одной стороны, такой порядок был благом — выпускник вуза, не имеющий ни опыта работы, ни связей, гарантированно получал первое в жизни рабочее место (в те времена студенты стационара не работали). С другой стороны, распределение осложняло жизнь многим молодым специалистам, поскольку ими попросту затыкали дырки — заставляли занимать места, на которые предприятие годами никого не могло найти.

Нередко случалось так, что распределение давали вообще не по специальности. Например, выпускнику-кибернетику сельскохозяйственной академии предлагали должность экономиста, а то и бухгалтера. В то время как он сам, без всякого распределения, мог бы устроиться — при наличии родительских связей — программистом на один из многочисленных вычислительных центров.

И все же значительная часть рынка вакансий пребывала «в тени». Так, никогда не появлялись объявления типа: школе № 66 требуется учитель физики. Понятно, рано или поздно школам требовались кадры, однако их подбор осуществлялся не публично. Потому что приказ о зачислении учителя в школу издавал не директор этой школы, а городской отдел районного образования — причем рекомендовал кандидатуру районный отдел. Если обычный инженер мог уволиться из одной организации и устроиться в другую, то учитель так поступить не имел возможности. Ему оставалось лишь перевестись из школы в школу, на что требовалось, опять же, согласие гороно.

Кроме того, были еще три типа работодателей, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не размещали объявления о том, что им кто-то требуется на работу. Это, во-первых, «почтовые ящики» — заводы, выпускавшие продукцию оборонного характера. О существовании подобных предприятий горожане, понятно, знали, однако в прессе о них старались не упоминать, чтобы не давать пищу для ума западным спецслужбам. Даже официальный адрес таких заводов в целях секретности был не дом и не улица, а почтовый ящик номер такой-то. Во-вторых, никогда не требовались кадры в райкомы и горкомы партии (не говоря уже о ЦК КПУ) — всюду, где помимо зарплаты, люди получали доступ к дополнительным благам, «с улицы» никого не брали.

И в-третьих, понятно, не давали объявлений «цеховики» — полуподпольные производители джинсов и прочего «импортного» дефицита.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх