Капитальный ремонт общего имущества

С 2014 года расходы по содержанию многоквартирного дома (МКД), включая затраты на его капитальный ремонт (КР), возложены на собственников жилых помещений.

Владельцы квартир, уплачивая ежемесячные взносы, формируют фонд, за счет средств которого впоследствии и будет проведен КР их дома.

Фонд капитального ремонта (ФКР)

Согласно п. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники квартир должны самостоятельно выбрать один из 2 способов формирования ФКР:

1. Взносы поступают на счета регионального оператора, который создается субъектом РФ (в одном регионе могут одновременно действовать несколько таких операторов).

В этом случае денежные средства собственников поступают в «общий котел», откуда впоследствии выделяются на капитальный ремонт многоквартирных домов в очередности, предусмотренной региональной программой, которая утверждается законом субъекта РФ.

То есть, если денег, собранных с владельцев дома на цели КР недостаточно, а срок плановых работ уже наступил или ремонт требуется провести досрочно, региональный оператор выполнит свои обязательства за счет средств, полученных от собственников помещений других МКД (либо с привлечением бюджетных или заемных средств).

Ставка взносов на КР утверждается местным нормативным законодательством и ежегодно индексируется с учетом индекса роста потребительских цен.

Например: тариф по Москве в 2020 году составляет 18,86 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП в редакции постановления от 03.12.2019 № 1597-ПП).

2. Взносы перечисляются на специальный счет.

В данном случае ФКР формируется в отношении одного дома на единственном счете, предназначенном исключительно для этой цели.

При этом собственники вправе самостоятельно решить, сколько денег они готовы отчислять в фонд. Размер ежемесячного взноса не должен быть меньше тарифа, зафиксированного в законе субъекта РФ, а «верхняя» граница не установлена.

Если общая сумма средств ФКР на счете превысит минимум, утвержденный властями субъекта РФ, собственники помещении МКД имеют право:

  • распорядиться этими «сверхлимитными» средствами, не дожидаясь наступления сроков проведения ремонтных работ, указанных в региональной программе КР (например: досрочно заменить изношенные коммуникации);
  • приостановить уплату взносов (такое право не распространяется на владельцев квартир, имеющих задолженность).

Обратите внимание: собственники, формирующие ФКР на специальном счете, должны заниматься организационными вопросами проведения капремонта собственными силами.

Размер фонда капитального ремонта и источники его формирования

В соответствии с п. 1 ст. 170 ЖК РФ в состав ФКР включаются:

  • взносы, ежемесячно уплачиваемые собственниками помещений;
  • пени, начисленные за просрочку уплаты взносов в установленные сроки;
  • проценты за пользование денежными средствами, хранящимися на специальном счете или счетах регионального оператора (например: по решению собственников деньги на спецсчете могут быть размещены на депозите в целях сохранения покупательской способности накоплений в условиях растущей инфляции);
  • средства финансовой поддержки, предоставленные государством (муниципалитетом);
  • доходы, полученные от использования общего имущества МКД и направляемые на пополнение ФКР решением собственников (например: от сдачи в аренду нежилых помещений, размещения рекламы в подъездах и пр.);
  • кредитные (заемные) средства, привлеченные владельцами МКД в целях проведения капитального ремонта.

Минимальный размер ФКР утверждается законом субъекта РФ. В соответствии с п. 8 ст. 170 ЖК РФ региональным властям рекомендуется устанавливать минимальный размер ФКР не больше чем 50 % оценочной стоимости капитального ремонта МКД.

Оценочная стоимость, в свою очередь, определяется как общая сумма всех минимально-необходимых работ по КР многоквартирного дома в течение срока действия региональной программы (с учетом того, что некоторые виды капремонта на протяжении этого срока должны быть выполнены неоднократно), включая подготовку проектно-сметной документации и стоимость услуг по строительному контролю.

Региональная программа капитального ремонта МКД

В соответствии с п. 1 ст. 168 ЖК РФ региональная программа КР утверждается органами исполнительной власти субъекта РФ.

В данной программе указываются предельные сроки проведения капремонта многоквартирных домов с целью планирования не только очередности проведения работ за счет средств собственников, но и, по необходимости, предоставления государственной (муниципальной) поддержки за счет бюджетных средств, а также контроля своевременности оказания услуг региональным оператором.

Региональная программа разрабатывается на срок, необходимый для проведения КР всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ и включает в себя:

  • перечень всех многоквартирных домов, за исключением аварийных зданий, подлежащих сносу или реконструкции;

Примечание:

1. В региональную программу не включаются МКД, в которых меньше 5 квартир (то есть таунхаусы на 2 хозяев в программу капремонта не входят).

2. Дом признается аварийным, если его физический износ (крыши, стен, фундамента) превышает 70 %, или если общая стоимость капремонта инженерных сетей и основных конструктивных элементов дома превышает норматив, установленный законом субъекта РФ.

  • перечень работ по КР общего имущества в этих МКД;
  • плановый период проведения капитального ремонта по каждому отдельному виду работ. При этом срок по каждому виду работ может быть указан как конкретный год или как период, не превышающий 3 календарных года (например: замена системы холодного водоснабжения 2027 – 2029 годы).

Примечание: очередность проведения капремонта определяется местными властями на основании продолжительности эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов МКД (в соответствии со строительными нормами, утвержденными приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312) с учетом положений, установленных ЖК РФ.

Любой гражданин может узнать о программах и планах капитального ремонта своего дома на официальном сайте ГИС ЖКХ (в окне формы нужно указать адрес):

Кроме того, расширенные сведения (полную анкету дома, включая данные о капремонте) можно узнать здесь:

Сведения о региональной программе КР города Москвы размещены на:

Региональная программа актуализируется каждый год. То есть в нее ежегодно добавляются сведения о новостройках, введенных в эксплуатацию, исключаются МКД, подлежащие сносу или реконструкции, вносятся данные о переносе сроков капремонта, если какие-то виды работ по КР были выполнены досрочно и т. д.

Обратите внимание: собственники МКД не правомочны принимать решение об исключении своего дома из региональной программы.

Специальный счет для формирования ФКР

Владельцы помещений в МКД, выбравшие в качестве способа формирования ФКР накопления на специальном счете, должны провести общее собрание собственников, на котором определяется:

  • размер ежемесячных взносов на цели КР (не меньше минимальной ставки, установленной субъектом РФ);
  • владелец специального счета;
  • лицо, предоставляющее услуги по формированию платежных документов (квитанций) на уплату взносов;
  • порядок предоставления этих документов плательщикам;
  • размер расходов, связанных с формированием квитанций и условия оплаты этих услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может выступать:

  • товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  • жилищный кооператив (ЖСК, ЖК);
  • управляющая компания (УК);
  • региональный оператор (в этом случае ФКР формируется исключительно в отношении одного дома, и, несмотря на тот факт, что его владельцем числится региональный оператор, деньги учитываются обособленно, а не в «общем котле»).

Физическое лицо не может выступать в качестве владельца специального счета.

Договор спецсчета заключается бессрочно. Если его владелец признан банкротом, то денежные средства, хранящиеся на этом счете, не подлежат включению в конкурсную массу, поскольку не являются имуществом должника.

Если компания, являющаяся владельцем счета, прекращает управление домом по каким-либо причинам (общее решение собственников о смене УК, ликвидация или реорганизация компании), собственники в течение 2 месяцев должны провести общее собрание и выбрать нового владельца счета или изменить способ формирования ФКР (передать накопления на счета регионального оператора).

Если вышеуказанный срок истек, а решение собственниками МКД принято не было, то орган местного самоуправления автоматически назначает владельцем специального счета регионального оператора.

Как и в какие сроки можно изменить способ формирования ФКР

В соответствии со ст. 173 ЖК РФ способ формирования ФКР может быть изменен в любое время на основании общего решения собственников МКД.

В случае, если на проведение капитального ремонта был предоставлен кредит, то изменение способа формирования ФКР возможно только после полного погашения обязательств по этому кредиту.

Решение общего собрания собственников оформляется протоколом в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр.

Подготовленный документ направляется региональному оператору (владельцу специального счета) в течение 5 дней со дня его принятия и вступает в силу в следующие сроки:

  • если ФКР изымается со счетов регионального оператора и переводится на специальный счет – решение вступает в силу через 1 год со дня его направления адресату;
  • если ФКР передается со специального счета на счета регионального оператора – через 1 месяц со дня направления решения владельцу спецсчета.

Затем, в течение 5 дней со дня вступления в силу вышеуказанного решения, региональный оператор (владелец спецсчета) обязан перечислить накопления новому «управляющему» ФКР, а также передать все документы и информацию, связанную с формированием фонда.

Кто должен платить взносы на капремонт

Обязанность по уплате взносов на КР возлагается на всех собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Не платят взносы:

  • наниматели государственного (муниципального) жилья;
  • собственники помещений в МКД, который в установленном порядке признан аварийным и подлежит сносу (реконструкции);
  • владельцы помещений в доме, который расположен на земельном участке, подлежащем изъятию для государственных (муниципальных) нужд (в данном случае собственники освобождаются от уплаты взносов с месяца, следующего за месяцем, в котором органами исполнительной власти было принято решение об изъятии земельного участка).

Что будет, если взносы не платить

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, а также п. 1 ст. 39 ЖК РФ владельцы помещений в МКД обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества дома.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт включаются в состав платы за коммунальные услуги.

Кроме того, в соответствии с п. 14.1. ст. 155 ЖК РФ, владельцы помещений МКД, несвоевременно или не полностью уплатившие взносы, обязаны перечислить в ФКР пени, исчисляемые как 1/300 ставки рефинансирования от суммы задолженности, начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.

Взыскание задолженности по взносам может осуществляться в судебном порядке.

Следует отметить, что, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П, положения ЖК РФ, закрепляющие обязанность собственников уплачивать взносы на капремонт общего имущества многоквартирного дома, признаны не противоречащими Конституции РФ. Данное постановление является действующим и обжалованию не подлежит.

Когда возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт

Если МКД был включен в региональную программу капитального ремонта на момент ее размещения в системе ГИС ЖКХ, то первый раз собственники должны уплатить взнос на КР по истечении срока, установленного законом субъекта РФ.

ЖК РФ (п. 3 ст. 169) дает право властям региона установить такой срок в пределах от 3 до 8 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем официальной публикации программы.

Если же речь идет о новостройке, то есть о доме, который был сдан в эксплуатацию после официальной публикации региональной программы и добавлен в нее при актуализации сведений по итогам какого-либо года, то собственники в первый раз заплатят взнос через 5 лет после включения МКД в программу (если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ).

«Отсрочка» уплаты взносов

Резюмируя вышеизложенное, получить «временную отсрочку» по уплате взносов на капремонт могут:

  • владельцы помещений в новостройках (до 5 лет с момента включения МКД в программу капремонта);
  • собственники (формирующие ФКР на специальном счете), которые накопили требуемую минимальную сумму и приняли решение приостановить уплату взносов на КР.

Кроме того, если собственники, формирующие ФКР на счетах регионального оператора, выполнили какой-либо вид работ по капремонту своего дома досрочно на личные дополнительные средства (без привлечения бюджетных денег и средств регионального оператора), а выполненные работы, в соответствии с региональной программой, должны быть проведены в отношении МКД только один раз (то есть отсутствует основание для переноса сроков работ на более поздний период), то сумма произведенных расходов может быть засчитана в счет исполнения будущих обязательств по уплате взносов в ФКР.

Льготы и субсидии на уплату взносов

В соответствии с п. 2.1. ст. 169 ЖК РФ региональным законом могут быть установлены компенсации расходов на уплату взносов в следующем размере:

50 %

одиноко проживающим неработающим собственникам жилья, достигшим возраста 70 лет
владельцам квартир, проживающим в составе семьи, состоящей из неработающих пенсионеров или инвалидов I-II группы и достигших возраста 70 лет

100 %

одиноко проживающим неработающим собственникам жилья, достигшим возраста 80 лет
владельцам жилья, проживающим в составе семьи, состоящей из неработающих пенсионеров или инвалидов I-II группы и достигших возраста 80 лет

При этом меры социальной поддержки предоставляются с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и рассчитываются исходя из минимального размера взносов, установленного законом субъекта РФ.

Органы исполнительной власти также могут по собственной инициативе предоставлять компенсацию расходов по уплате взносов на КР иным категориям граждан.

Например, в соответствии с п. 4.2.(1) постановления Правительства Москвы № 833-ПП, скидка в размере 50 % от суммы взносов на КР установлена для:

  • инвалидов (семей, имеющих детей-инвалидов);
  • почетных доноров;
  • лиц, проходивших воинскую службу в городе и трудящихся на предприятиях Москвы в 1941-1942 годах;
  • многодетных семей и т.д.

Кроме того, учитывая, что взносы на капремонт включаются в состав коммунальных платежей, то на них в полной мере распространяется порядок предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ малоимущим семьям (одиноким гражданам), утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Когда уплаченные взносы на КР можно вернуть

В соответствии с п. 2 ст. 174 ЖК РФ в случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу, средства ФКР, за вычетом сумм, потраченных ранее на капремонт этого дома, и сумм, израсходованных на его снос, подлежат распределению между собственниками пропорционально размеру уплаченных ими взносов.

Аналогичным образом распределяются и возвращаются средства из фонда капитального ремонта, сформированного собственниками дома, расположенного на земельном участке, который изымается для государственных (муниципальных) нужд.

Обратите внимание: право владельца помещения в МКД на долю денежных средств, хранящихся на спецсчете, следует судьбе права собственности на это помещение. То есть при продаже квартиры владелец не может претендовать на возврат взносов, уплаченных им за все время владения этим объектом недвижимости.

Кроме того, при переходе права собственности на квартиру – к новому владельцу также переходит и задолженность по взносам на КР, своевременно непогашенная предыдущим собственником.

Перечень работ по капремонту МКД

В соответствии с п. 1 ст. 166 ЖК РФ в перечень работ, финансируемых за счет средств ФКР, сформированного исходя из минимального размера взносов, включается капитальный ремонт:

Исполнительные власти субъекта РФ по собственной инициативе могут включить в данный перечень дополнительные услуги:

  • утепление фасада;
  • устройство выходов на крышу;
  • установка коллективных приборов учета (автоматизированных измерительных систем) потребляемых ресурсов и узлов управления данным оборудованием;
  • переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую;
  • замена (восстановление) несущих строительных конструкций и инженерных сетей;
  • иные услуги, не поименованные в ст. 166 ЖК РФ.

Перечень работ по КР, который может быть профинансирован из средств регионального бюджета в качестве меры государственной поддержки, определяется законом субъекта РФ.

Если собственники помещений МКД приняли решение об уплате взносов в ФКР в размере, превышающем минимальную ставку, установленную местным законодательством, то они имеют право по собственному усмотрению использовать «сверхлимитную» часть ФКР на финансирование любых услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД.

Порядок проведения планового капремонта в МКД

За 6 месяцев (или ранее, если иной срок предусмотрен региональным законодательством) до наступления года, в котором должен быть проведен капремонт в соответствии с региональной программой, владелец спецсчета (региональный оператор) выносит на обсуждение собственников предложение:

  • о сроке начала КР;
  • о необходимом перечне работ;
  • о стоимости таких работ;
  • об источниках их финансирования и т.д.

Владельцы помещений МКД не позже, чем через 3 месяца (если иной срок не установлен законом субъекта РФ) с момента получения вышеуказанного предложения должны провести общее собрание и утвердить:

  • перечень работ по КР;
  • предельно допустимую стоимость капремонта исходя из норматива, установленного региональным законодательством;
  • лицо, которое будет производить приемку выполненных работ от имени всех собственников помещений МКД и подписывать соответствующие акты.

Кроме того, если ФКР формируется на спецсчете, дополнительно потребуется утвердить:

  • сроки проведения капремонта;
  • источники его финансирования.

Если собственники помещений в МКД, формирующие ФКР на счетах регионального оператора, не приняли решение в установленные сроки, то период проведения капремонта назначается органом местного самоуправления в соответствии с действующей региональной программой.

Если же владельцы недвижимости, формирующие ФКР на спецсчете, не осуществили капремонт МКД до истечения предельного срока, предусмотренного региональной программой, а данные работы были необходимы для поддержания нормального эксплуатационного состояния общего имущества дома, местные власти передают управление средствами ФКР региональному оператору.

Владелец спецсчета, получивший уведомление об «отстранении» от управления ФКР, обязан перевести накопления на счет регионального оператора в течение 1 месяца с момента получения такого уведомления. Далее ремонтные работы проводятся силами регионального оператора в сроки, предусмотренные программой КР.

В случае, когда капремонт осуществляется силами регионального оператора, то по истечении 10 дней со дня подписания акта приема-передачи выполненных работ оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК), пакет документов, включающий:

  • копии проектно-сметной документации;
  • договоры оказания услуг (подряда);
  • акты приема-передачи выполненных работ;
  • иные документы, связанные с проведением КР, за исключением финансовой документации.

Срочное проведение капремонта при возникновении аварийной ситуации

В случае возникновения аварии или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, решение о проведении КР принимается в порядке, утвержденном региональным законодательством.

Например: в столице действуют правила проведения срочного аварийного КР, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 05.09.2017 № 630-ПП.

Как правило, в таких случаях капитальные ремонтные работы производятся незамедлительно, без включения в краткосрочный план реализации региональной программы КР, но только в объемах, достаточных для ликвидации последствий аварии (природной или техногенной катастрофы).

Такой порядок применяется только в отношении МКД, собственники которого выбрали способ формирования ФКР на счетах регионального оператора.

При этом владельцы помещений в доме, ФКР которого накапливается на спецсчете, имеют право запросить меры государственной поддержки в виде субсидии в целях возмещения части расходов на проведение КР.

Как перенести срок капремонта на более раннее время

Собственники, формирующие ФКР на спецсчете, могут провести досрочный КР в любое время при наличии «сверхлимитных» средств на счете.

Если же ФКР формируется на счетах регионального оператора (на спецсчете не накоплена необходимая сумма), то собственникам, желающим провести какой-либо вид капремонта ранее срока, утвержденного региональной программой, потребуется обосновать необходимость проведения внеплановых работ.

Порядок действий:

  1. Владельцы помещений в МКД обращаются в свою УК и проводят внеочередное общее собрание собственников, на котором утверждается перечень конструктивных элементов и инженерных систем дома, требующих капитального ремонта (крыша, система холодного водоснабжения, отопления и т.д.).
  2. УК по поручению собственников привлекает специализированную организацию для выполнения технического обследования общего имущества МКД, подлежащего срочному ремонту.
  3. По результатам обследования эксперты специализированной организации оформляют техническое заключение с расчетом физического износа конструкций (инженерных систем), соответствующее ведомственным строительным нормам (ВСН 53-86р), утвержденным приказом Госгражданстроя от 24.12.1986 № 446.
  4. УК передает пакет документов на рассмотрение в местный орган исполнительной власти (его отдел, контролирующий исполнение программы КР).
  5. Если решение органа власти по обращению заявителя будет положительным, то МКД будет включен в краткосрочный план КР, то есть при актуализации региональной программы будет произведен перенос срока ремонтных работ на более ранний период.

Далее, если ФКР формируется через регионального оператора, он обязан выполнить КР в согласованные сроки. Если же ФКР формируется на спецсчете, у собственников появляется возможность распорядиться накоплениями и провести необходимые ремонтные работы.

Жалоба на некачественный капитальный ремонт

В случае, когда ФКР формируется на специальном счете, собственники помещений в МКД самостоятельно занимаются поиском и привлечением подрядчиков для проведения КР (как правило, такие функции от лица собственников дома исполняет управляющая компания, выступающая владельцем спецсчета).

То есть взаимоотношения между заказчиком и исполнителем работ регулируются положениями, закрепленными в договоре подряда (оказания услуг). Поэтому первичная жалоба направляется собственниками владельцу спецсчета, который, в свою очередь, должен составить претензию в адрес исполнителя.

Если ФКР формируется на счете регионального оператора, то ответственность за качество проведенного КР несет региональный оператор.

В ситуации, когда «первичные» обращения не привели к желаемому результату, нужно писать жалобы в вышестоящие инстанции:

  • в уполномоченный отдел органа местного самоуправления (Жилищную инспекцию);
  • в Роспотребнадзор;
  • в прокуратуру;
  • в суд.
Список источников

1. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

2. Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 03.12.2019 № 1597-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы» (вместе с «Перечнем работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт»).

3. Приказ Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы».

5. Статья 210 ГК РФ. Бремя содержания имущества.

6. Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

7. Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 № 832-ПП (ред. от 26.02.2019, с изм. от 12.11.2019) «О региональной программе капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы».

8. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

9. Постановление Правительства Москвы от 05.09.2017 № 630-ПП «Об утверждении Порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».

10. «Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86(р)» (утв. Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446).

2.1. Капитальный и текущий ремонт государственного и муниципального жилищного фонда

Изношенность муниципального жилого фонда на всей территории России достигает 70-80 процентов. Это означает, что жилье находится в плохом состоянии и нуждается в ремонте. Дома не ремонтировались в среднем 10 – 40 лет.

После того как новый Жилищный кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) обязал собственников жилья нести все расходы по его содержанию вплоть до проведения капремонта, жильцы старых и новых домов оказались в явно неравном положении. Для того чтобы привести старый жилой фонд в норму, требуется астрономические суммы. Семьи с небольшими доходами, живущие в обветшавших домах, не в состоянии заплатить эти деньги из собственного кармана, а значит дальнейшее ухудшение состояния жилья неизбежно.

Несмотря на это все хотят жить в чистом подъезде, выходить в ухоженный двор. В каком бы доме мы не проживали, в новостройке или нет, каждый дом периодически нуждается в ремонте, причем не только в косметическом, но и капитальном. Без этого проживание в доме со временем становится некомфортным, а то и попросту опасным.

Все проблемы и вопросы, касающиеся нашего жилья, будь то квартира, комната или дом, являются вопросами жизненно важными и требующими обязательного решения. Кому их решать? Если мы сами эти вопросы не захотим решать, то они или вообще останутся нерешенными или их решат другие. И при этом не факт, что наши интересы будут учтены. Поэтому, если мы хотим защитить наши интересы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), необходимо:

• уверенно ориентироваться этой сфере;

• знать наши права и обязанности и уметь их применять.

Прежде чем вести разговор о наших правах и обязанностях в сфере ЖКХ, а именно непосредственно касающихся проведения ремонта в наших домах, необходимо разобраться в основных понятиях относящихся к категории потребители жилищных и коммунальных услуг.

Самое главное нужно определиться в каком именно доме Вы проживаете и к какому жилищному фонду он относится?

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ст.19 ЖК РФ)

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется следующим образом:

1) частный жилищный фонд– совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд– совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

3) муниципальный жилищный фонд– совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Основное понятие категории «потребители жилищных и коммунальных услуг» – «собственник жилого помещения».

К собственникам жилых помещений относятся:

1) граждане, купившие, приватизировавшие или получившие в дар или наследство жилое помещение;

2) муниципальные и государственные органы власти или ведомства, которые владеют на праве собственности жилищным фондом, состоящим из оставшихся неприватизированными или приобретенных ими, тем или иным способом, жилых помещений.

Собственники, которые предоставляют свои жилые помещения в пользование и владение, являются наймодателями (например, муниципальный орган власти в лице администрации), а те из нас (например, владельцы, но не собственники, квартир), кто пользуется этими жилыми помещениями, являются нанимателями жилых помещений.

В зависимости от формы собственности структура прав и обязанностей жильцов дома различна для граждан, являющихся собственниками жилого помещения и нанимателями жилого помещения, государственного или муниципального жилищного фонда.

Начнем мы наш разговор с особенностей прав и обязанностей жильцов связанных с ремонтом, проживающих в государственном и муниципальном жилом фонде.

Наниматели жилого помещения. По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Какие же права и обязанности несет наниматель и наймодатель государственного и муниципального жилищного фонда?

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:

• принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;

• осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать:

• уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме,

• возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме,

• возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

В качестве пользователя жилым помещением наниматель имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан:

• поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме(квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования, а также соблюдать иные требования;

• немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию;

• проводить текущий ремонт жилого помещения;

• своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с законодательством.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает:

• плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

• содержанию общего имущества многоквартирного дома;

• текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Наниматель жилого помещения вправе рассчитывать на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, если его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из установленного размера нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и нормативов потребления коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Признание нанимателей жилых помещений по договору социального найма в установленном ЖК РФ порядке малоимущими является безусловным основанием для освобождения таких граждан от платы за наем в государственном или муниципальном жилищном фонде. Вместе с тем за указанной категорией граждан сохраняется обязанность по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги.

Текущий ремонт. Мы видим, что проведение текущего ремонта – это одна из обязанностей нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

К текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Если выполнение перечисленных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с капитальным ремонтом дома, то они производятся за счет наймодателя.

Кроме того, за счет наймодателя производится также текущий ремонт жилых помещений в случаях, когда такой ремонт связан с устранением неисправностей отдельных конструктивных элементов жилого дома или оборудования в нем либо с производством капитального ремонта (например, когда в связи с ремонтом крыши дома у нанимателя в квартире повреждены обои).

Капитальный ремонт. Наниматель жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного не оплачивает капитальный ремонт жилого помещения. По закону, ремонт должен делать собственник жилого помещения, т. е. наймодатель. Кроме того, проведение капитального ремонта существенно повышает стоимость самого объекта права собственности и означает приращение имущества собственника.

К капитальному ремонту относятся следующие виды работ:

• замена вследствие нормального износа основных конструкций дома, дверей, окон, полов;

• перекладка печей (в домах, где нет центрального отопления);

• ремонт центрального отопления, водопровода, канализации, ванного оборудования, мусоропровода, газооборудования, кухонных плит, электропроводки до ввода в квартиру.

Говоря о капитальном ремонте проводимым наймодателем, стоит упомянуть, что здесь есть два вида таких работ. Во-первых, это капитальный ремонт, не требующий отселения людей, во вторых, это капитальный ремонт, требующий отселения людей.

В зависимости от плана работ должен решаться вопрос: в каком случае жильцы дома при капитальном ремонте должны быть выселены, а в каком капитальный ремонт может быть проведен без отселения.

Рассмотрим оба варианта подробнее.

1Капитальный ремонт жилых домов без отселения жильцов. При проведении капитального ремонта все работы обычно выполняют по стандартному перечню. Этот перечень, как правило, уточняется после обследования здания специальной комиссией ДЕЗа. Постоянное присутствие строителей вам придется терпеть от шести месяцев до года. При этом шуметь рабочие могут только в будни, не раньше девяти утра и не позже семи вечера. Весь мусор за собой они обязаны убирать. В праздники и выходные должны отдыхать и жильцы, и рабочие.

Без отселения людей проводятся следующие виды работ.

Фасад: восстановление облицовки или штукатурки фасадов, герметизация межпанельных стыков, утепление ограждающих конструкций, в том числе замена оконных и балконных заполнений, ремонт балконов и лоджий с их остеклением, устройство козырьков над балконами и лоджиями верхних этажей, обустройство входов в подъезды, окраска фасадов, установка и укрепление флагодержателей, домовых знаков и уличных указателей.

Крыша: ремонт и частичная замена отдельных элементов (стропильной системы, ферм, плит), защита деревянных конструкций от воды и пожаров, восстановление температурно-влажностного режима на чердаке, замена кровельного покрытия, замена элементов наружного или внутреннего водостока.

Инженерные системы и оборудование: ремонт или замена (полная или частичная) внутридомовых систем тепло-, водо-, электро-, газоснабжения, канализации, вентиляции, дымоудаления и противопожарной автоматики, установка приборов учета, отделочные работы (до 15%), ремонт, замена и модернизация лифтов и мусоропроводов. Диагностика, монтаж и ремонт систем видеонаблюдения, домофонов, кодовых замков; восстановление сигналов закрытия чердаков и подвалов, линий связи и других слаботочных устройств и сетей.

Внутридомовые места общего пользования, служебные и технические помещения: косметический ремонт, восстановление освещения, ремонт всех видов полов, герметизация мест пересечения инженерных коммуникаций с фундаментами зданий, устранение подтопления, обустройство входов и приямков в подвал; оборудование помещений для консьержек.

Благоустройство двора и прилегающей территории: устройство тротуаров, газонов, скамеек, заграждений, по возможности – игровых площадок; высадка деревьев.

2.Капитальный ремонт с отселением жильцов. На период проведения ремонтаграждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

Следует учесть, что отселение граждан может быть:

1. временным (только на время проведения ремонтных работ).

2. без обратного заселения в ремонтируемый дом.

В первом случае отселение происходит только на время проведения капитального ремонта или реконструкции дома. В данном варианте наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Жилое помещение маневренного фонда предназначено только для временного проживания граждан в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя. Так же на собственнике лежит обязанность заранее предупредить жильцов о предстоящем ремонте, предоставить договор найма или социального найма жилого помещения.

После проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи вправе вселиться в жилое помещение, общая площадь которого в результате проведения капитального ремонта или реконструкции уменьшилась.

При временном отселение с нанимателем должен быть заключен договор, где обязательно должен быть указан срок, на который выселяются наниматели, метраж постоянного жилого помещения после ремонта и временного жилого помещения, обязательства сторон.

Решения о выселении должны принимать компетентные органы государственной власти или местного самоуправления.

Во втором случае взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.

Если вас отселяют из муниципальной квартиры без возврата в нее, то должны предоставить вам жилье по социальной норме в пределах административных границ города. Если квартира у вас в собственности, то вы имеете право требовать равноценную квартиру. Докупить лишние метры вы можете, если у переселяющего органа имеется возможность их продать по рыночной цене. Это не относится к собственникам, которым предоставлено жилье в районах массовой застройки). Если вы не хотите иметь площадь большего размера, вы вправе не покупать ее.

Если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции.

Чтобы нанимателю удостовериться, что жилое помещение сохранится, не увеличится (за счет соседней квартиры) и не уменьшится. ему необходимо ознакомиться с проектом капитального ремонта и сравнить его со старым планом дома.

Важно иметь в виду, что нанимателю и проживающим совместно с ним членам его семьи, которые подлежат выселению с предоставлением благоустроенного жилого помещения по правилам, должно предоставляться благоустроенное жилое помещение и в тех случаях, когда эти лица выселяются из жилого помещения, не являющегося благоустроенным.

Ремонт подъезда. Знакома ли вам такая ситуация: в вашем подъезде к примеру течет в подвале кран или течет крыша, или просто ваш подъезд долгое время не ремонтировался. Жильцы обращаются в ДЕЗ. Там их выслушивают, но дальше этого дело не идет. Сколько бы вы ни ходили в ДЕЗ и не требовали привести подъезд в порядок, представители ДЕЗа у вас так и не появляются. Что предпринять? Существует два варианта решения этой проблемы.

Первый вариант:

1. Необходимо обратиться в управляющую домом организацию с претензией (составляется в форме заявления на имя руководителя организации) в двух экземплярах. Один оставить в компании, второй, с отметкой о регистрации, вы храните у себя.

2. Если после данного письменного обращения проблему не устраняют, можно смело обращаться в суд.

Правда для начала нужно собрать доказательства, сфотографировать обшарпанный подъезд, и т. д. Собрать показания свидетелей. Причем в качестве свидетелей может выступить любой человек, вне зависимости проживает он в этом доме или нет.

3. Нужно подать иск в суд.

4. При вынесении судом решения в вашу пользу главное – добиться, чтобы оно было исполнено.

Второй вариант:

1. Вы за свой счет ремонтируете подъезд, но перед этим составляете акт, в котором указываете полную техническую непригодность места общего пользовани. – коридора в подъезде.

2. Составляете смету ремонтных работ.

3. После окончания ремонта оформляете акт приема выполненных работ.

4. Обязательно сохраняете все чеки.

5. Отправляетесь в ДЕЗ и просите возместить расходы.

6. Если коммунальные службы не соглашаются (а скорее всего так и будет) – обращайтесь в суд.

Имейте ввиду, что при реализации этого варианта возникает несколько сложностей: надо суметь доказать, что производимые работы были действительны необходимы, что выполнены они в том объеме, в котором требовалось. Поэтому перед началом работ лучше все–таки напишите заявление в ДЕЗ с требованием сделать ремонт в подъезде. А уж когда откажут, приступайте к работе.

Что нового появилось в законодательстве в сфере защиты прав потребителей коммунально-жилищных услуг?

Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам вызвано принятием ЖК РФ и необходимостью защиты прав потребителей коммунальных услуг. Очень важный нормативный акт, для защиты прав жильцов, принят недавно Правительством РФ, это «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 30, который вступил в действие 1 июня 2006 г. Существовавшие до этого прежние правила уже не отвечали требованием времени и новому ЖК РФ. В указанных правилах присутствует ряд положительных моментов, знание которых поможет всем нам отстаивать свои права.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения и изменения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. В новых правилах впервые на федеральном уровне урегулированы вопросы качества услуг, и теперь у жильцов появился «надежный защитник» при предъявлении претензий к работникам коммунальных служб.

Правилами установлены основания и процедуры приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Такие меры возможны при форс-мажорных обстоятельствах – при авариях, стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, а также при неполной оплате потребителем коммунальных услуг, проведении планово-предупредительного ремонта, самовольном подключении потребителя к внутридомовым инженерным системам, использовании потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) свыше допустимой мощности, неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем. При этом указывается, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг потребителям, полностью выполняющим обязательства не допускается.

В указанных правилах для потребителей определен такой очень важный момент, как методика пересчёта платы за некачественно оказанные услуги ЖКХ. В документе подробно и доступно объясняется, как должен действовать потребитель, чтобы ему сделали перерасчёт, а в приложении к правилам перечислены условия изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества. Разъяснено, как потребителю следует составлять заявление в подобных случаях. Указан в правилах и порядок установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества. Потребителю достаточно лишь сообщить о таком факте в аварийно-диспетчерскую службу или иную указанную исполнителем службу (можно по телефону). Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан назвать потребителю свою фамилию, имя и отчество, регистрационный номер заявки и время ее приема. Если сотруднику известны причины предоставления услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Когда причины сотруднику не известны, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки указанного факта. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем и исполнителем. В случаях, когда они не пришли к единому решению относительно качествапредоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата проверки, на которую приглашаются представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

Теперь потребители имеют право требовать с жилищно-коммунальных организаций уплаты неустойки в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Поэтому в случае заключении договора на предоставление коммунальных услуг, вам необходимо обратить внимание на то, в каких случаях вы имеете право требовать не только снижения оплаты, но и уплаты неустойки.

Если услуги предоставляются ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, плата за услуги снижается.

Кроме того, Правилами установлен порядок перерасчета платы в случае временного отсутствия потребителей. Раньше этот порядок утверждали органы местного самоуправления, что вызывало многочисленные споры. Теперь при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд (а не 30 дней в течение года, как было раньше) производится перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро– и газоснабжение при условии отсутствия индивидуальных приборов учета по соответствующим услугам. Для осуществления перерасчета потребитель подает письменное заявление в течение месяца после окончания периода временного отсутствия. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц.

Впрочем, бывают и такие случаи, когда все попытки уладить тот или иной конфликт путём переговоров заходят в тупик. Тогда гражданам приходится обращаться в судебные органы.

Если вы не проживаете в квартире, то за коммунальные услуги можно не платить.

Следует подчеркнуть, что Правила имеют прямое действие на территории России. Управляющие организации, товарищества собственников жилья – ТСЖ или потребительские кооперативы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны руководствоваться этими Правилами.

Информация к размышлению. Что лучше: наем или приватизация? Этот вопрос до сих пор задают себе многие жильцы.

Наниматель жилья по договору социального найма получает квартиру в бессрочное владение и пользование. Однако она не становится его собственностью, то есть ее нельзя продать, подарить или завещать. В то же время наниматель имеет право с согласия наймодателя свое жилье обменять, зарегистрировать в нем своих родственников, сдать в поднаем, сделать перепланировку. В случае смерти нанимателя все включенные в договор социального найма лица сохраняют права владения и пользования квартирой.

Главной обязанностью нанимателя является своевременная оплата жилья и коммунальных услуг. При этом он не оплачивает налог на недвижимое имущество, и грядущие изменения в расчете налога его не затронут. Кроме того, наниматель не несет бремя расходов на содержание общего имущества дома, освобождается он и от платы за капитальный ремонт. В результате стоимость жилья по найму получается существенно ниже приватизированного. Так что, раздумывая, приватизировать квартиру или нет, взвесьте все «за» и «против».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх