Категории опасности предприятия

Приветствую, друзья! Как мы уже знаем, проверки ГИТ должны осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, вопрос только в том, где и как узнать к какой категории риска отнесена организация. Про перечень организаций, которые были отнесены к категориям высокого и значительного риска, далее и пойдёт речь. Только сначала предыстория.

С чего начинался риск-ориентированный подход

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197 были внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875.

Изменениями было определено, что государственная инспекций труда должна осуществлять проверки с применением риск-ориентированного подхода.

Постановлением № 197 было определенно, что деятельность работодателей должна быть отнесена к определённой категории риска в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806.

Кто и как определят категорию риска

Отнесение деятельности к категориям риска осуществляется на основании:

  • решения главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решения главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Какая периодичность проверок ГИТ с учётом риск-ориентированного подхода

Проведение плановых проверок ГИТ в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей зависит от присвоенной категории риска и должно осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

При низкой категории риска плановые проверки проводиться не должны.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», для работодателей, отнесённых к категории высокого риска, плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).

Более подробную информацию о риск-ориентированном подходе можно получить из прошлых заметок:

Порядок проведения плановых проверок ГИТ с учётом риск-ориентированного подхода

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности ГИТ

Перечни организаций, отнесённые к категориям высокого и значительного риска

Перечни организаций по категориям рисков размещены на сайте Роструда в разделе Планы проверок.

К высокому риску были отнесены организации согласно приказу Роструда от 14.06.2017 г. № 350 «Об отнесении деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категории высокого риска». Этот же перечень организаций можно посмотреть на официальном сайте Роструда .

Приказ Роструда № 350 опубликован не был.

Посмотреть перечень организаций, отнесённых к категории значительно риска, можно также на официальном сайте Роструда, а именно .

Отслеживать обновление перечней нужно .

Самостоятельно определить категорию риска можно с помощью онлайн калькулятора категории риска.

<2> Кроме федерального государственного транспортного надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном транспортном надзоре», федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 93 «О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа» и федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции».

1. Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

2. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806.

В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированпый подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется соответствующим органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).

5. Законодательством предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.

Категории риска

Классы

(категории)

опасности

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск

1 класс

плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий риск

2 класс

Значительный риск

3 класс

Средний риск

4 класс

плановая проверка проводится не чаще одного

Умеренный риск

5 класс

раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Низкий риск

6 класс

плановые проверки не проводятся

Присвоенная категория риска и класс опасности влияют на частоту проведения мероприятий государственного контроля (надзора). Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся плановые проверки.

Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшей категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.

6. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

7. Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

8. Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявлепия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

Риск

В тех случаях, когда потоки масс, энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при авариях или других чрезвычайных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события.

Риск — вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.

Риск — это количественная величина возможности определенных событий приносить вред человеку, мера опасности, характеризующая вероятность или частоту проявления опасности и последствий ее реализации за определенный промежуток времени.

Риск как количественная характеристика вероятного действия опасностей соотносится с определенным количеством работников (жителей) за конкретный период времени. При этом подразумевается, что возможности опасности формируются конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызываются действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.).

Понятие риска применяют как к стохастическим, так и к детерминированным (нестохастическим) эффектам.

К стохастическим эффектам относят те, вероятность возникновения которых существует при любом количестве случаев влияния опасного или вредного фактора, и увеличивается при увеличении числа случаев, тогда как относительная тяжесть последствий от количества не зависит. Риск в этом случае определяется по формуле:

$$ r = { \frac {n} {N}}, $$

где r — риск (обобщенная оценка);

n — количество случаев вследствие события;

N — количество людей, на которых воздействовало событие.

К детерминированным эффектам относятся те, что всегда наступают при определенных событиях или превышении определенного уровня фактора, а тяжесть их последствий зависит от величины фактора.

Понятие риска широко используется при установлении гранично допустимых величин, необходимости внедрения и использования коллективных и индивидуальных средств защиты от влияния вредных или опасных факторов, требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию, ограничений, связанных с состоянием здоровья людей, состоянием окружающей среды.

Риск может быть:

  • сознательным и несознательным;
  • добровольным и принудительным;
  • значительным и незначительным;
  • оправданным и неоправданным;
  • контролируемым и бесконтрольным.

В производственных условиях, где рабочая зона и источник опасности — элементы производственной среды, различают индивидуальный и коллективный (социальный) риски.

Индивидуальный риск — это сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события для конкретного индивидуума, характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для личности. Выражением индивидуального производственного риска являются показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Коллективный риск — это вероятность травмирования или гибели двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Применяется при оценке возможного воздействия негативных факторов для коллектива людей, человеческого общества в целом

Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

Современная концепция безопасности жизнедеятельности базируется на достижении приемлемого (допустимого) риска.

Приемлемый риск — это минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям, т.е. такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.

Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Для того чтобы определить серьезность опасности, степень допустимости риска в той или иной ситуации, существуют различные критерии: категории серьезности опасности; уровни вероятности опасности; матрица оценки риска.

По степени допустимости риск развития опасных ситуаций подразделяется на:

  • отвергнутый риск, который имеет настолько малый уровень вероятности воздействия опасности, что он находится в пределах допустимых отклонений естественного (фонового) уровня;
  • приемлемый, т.е. такой уровень риска, который общество может принять (разрешить), учитывая технико-экономические и социальные возможности на данном этапе своего развития;
  • предельно допустимый риск — это максимальный риск вероятности воздействия опасности, который не должен превышаться несмотря на ожидаемый результат;
  • чрезмерный риск, характеризующийся исключительно высоким уровнем возможной реализации опасности, который в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным последствиям.

На практике достичь нулевого уровня риска, т.е. абсолютной безопасности невозможно. Отвергнутый риск в настоящее время также невозможно обеспечить, учитывая отсутствие технических и экономических предпосылок для этого.

В настоящее время сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого рисков. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10-3, приемлемый — менее 10-6. При значениях риска от 10-3-до 10-6 принято различать переходную область значений риска.

Существуют следующие методические подходы к определению риска:

  1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчёт частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.
  2. Модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п.
  3. Экспертный, при котором вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.
  4. Социологический, основанный на опросе населения.

Применять эти методики необходимо в комплексе, поскольку они отражают разные аспекты риска, а для первых двух методик не всегда есть достаточные данные.

Мотивированный риск — риск, превышающий приемлемый и обоснованный мотивами, связанными с предотвращением аварии или спасением людей и материальных ценностей.

Немотивированный риск — риск, превышающий приемлемый и не обоснованный действиями, связанными с предотвращением аварии или спасением людей и материальных ценностей

Антропогенным является риск, представляющий собой сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события, обусловленного жизнью и деятельностью человека.

Экологический риск — вероятность реализации воздействия негативных факторов на природную среду.

Техногенный риск сочетает вероятность наступления неблагоприятного события (аварий) и его последствий, обусловленного работой технических объектов.

С техногенным риском напрямую связаны производственный и профессиональный риски.

Производственный риск связан с конкретным производством, производственной деятельностью предприятия.

Профессиональным является индивидуальный риск, связанный с профессиональной деятельностью конкретного человека.

Для определения уровня риска проводится оценка вероятностной меры возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся формированием и действием вредных факторов, и нанесенного при этом социального, экономического, экологического и других видов ущерба.

Общая формула расчета риска может быть представлена в следующем виде:

$$ R = {R_{1} × R_{2} × R_{3}}, $$

где R — уровень риска, т. е. вероятность нанесения определенного ущерба человеку и окружающей среде;

%%R_1%% — вероятность возникновения события или явления, обусловливающего формирование и действие вредных факторов;

%%R_2%% — вероятность формирования определенных уровней физических полей, ударных нагрузок, полей концентрации вредных веществ в различных средах и их дозовых нагрузок, воздействующих на людей и другие объекты биосферы;

%%R_3%% — вероятность того, что указанные уровни полей и нагрузок приведут к определенному ущербу.

Количественная мера риска может выражаться не только вероятностной величиной. Иногда риск интерпретируют как ущерб, возникающий при авариях, катастрофах и опасных природных явлениях. Однако определение уровня риска как вероятностной категории является более приемлемым при практической оценке уровня безопасности.

Современные представления об уровнях приемлемого индивидуального риска

В соответствии с концепцией приемлемого риска различают:

  • зону приемлемого риска, где допустимое для населения значение индивидуального риска от любой формы деятельности не должно превышать величину 10-6 смертей на одного человека в год. Эту зону представляют маловероятные события. Эта величина в основном связана со стихийными природными явлениями, избавиться от которых невозможно, вследствие чего их вынуждены принимать как условия своего существования на Земле (согласно данным статистики индивидуальный риск летального исхода при эксплуатации многих технических систем существует на уровне 10-7;
  • переходную зону от недопустимого риска (менее 10-3) к зоне приемлемого риска (более 10-6). В эту зону входят многочисленные, весьма распространенные виды деятельности и события.
  • зону неприемлемого риска, где при вероятности более 10-3 сосредоточены наиболее вероятные причины, по которым погибает подавляющее большинство людей. Существование факторов опасности с вероятностью более 10-3 существенно увеличивает вероятность смерти людей от внешних причин.

Многие виды производственной деятельности имеют более высокие риски, чем приемлемый. Например, шахтеры, металлурги, строители и т.п. имеют степень индивидуального риска 10-4 — 10-3, а летчики реактивных самолетов – более 10-2.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх