Казначейский контроль

Целевое назначение нормативного метода учета — установление и систематизация отклонений от норм и нормативов. Отклонения от норм — это выявленная разница между фактическими и нормативными затратами. Процесс вычисления и определения причин разницы между фактическими и нормативными значениями называется анализом отклонений. Когда показателей слишком много, отклонения анализируются выборочно, причем только те, которые превышают установленный организацией предел. Такое управление затратами называется управлением по отклонениям.

По своему характеру отклонения делятся на отрицательные (перерасход), положительные (экономия) и условные. Отрицательные отклонения есть следствие нарушения технологического процесса производства продукции, организации и управления производством. Положительные отклонения, как правило, являются следствием мер, направленных на повышение эффективности производства (рациональное использование отходов, устранение брака, совершенствование технологии производства и т.д.). Положительные отклонения могут возникать при использовании заниженных норм, поэтому нормы периодически пересматривают и при необходимости повышают. Условные отклонения могут быть как положительными, так и отрицательными. Они возникают в результате различий составления фактической и нормативной калькуляции. Например, при составлении нормативной калькуляции не предусматриваются потери от брака.

Все разнообразие методов выявления отклонений можно свести к двум основным: методу документирования и расчетному методу.

Метод первичного документирования отклонений отличается простотой и универсальностью. Он позволяет выявить абсолютную величину отклонений по количеству расхода до начала или в момент совершения хозяйственных операций. В большинстве случаев он требует предварительного разрешения допуска отклонений у вышестоящего уровня управления и тем самым обеспечивает усиление контроля за использованием ресурсов.

Расчетный метод требует аналитического подхода к определению величины и причин образования отклонений. Его преимущества — в возможности более разнообразного применения, в том числе для нахождения отклонений, которые невозможно документировать. Отклонения от нормативных смет расходов на организацию, обслуживание производства и управление можно выявить только расчетным методом.

При сравнении фактических затрат с нормативными надо учитывать, что сравниваются затраты, приходящиеся на различные объемы продукции, и снижение затрат не всегда означает экономию ресурсов, а увеличение — их перерасход. Для объективной оценки фактических затрат необходимо привести в сопоставимый вид показатели объема продукции. С этой целью составляется гибкий бюджет корректировкой нормативных данных о затратах на соответствующий фактический выпуск продукции. При этом постоянные расходы не корректируются, а переменные затраты пересчитываются на основе удельных нормативных затрат на фактический объем выпуска. Подготовленные таким образом данные о нормативных затратах представляют собой базу для объективной оценки фактически достигнутых результатов.

Все изменения нормативной себестоимости подразделяются на отклонения затрат основных материалов, затрат прямого труда, накладных затрат.

При учете отклонений от норм по сырью и материалам прежде всего устанавливается единая для организации номенклатура причин отклонений и их виновников, разрабатывается система их цифрового обозначения.

Основными методами выявления отклонений являются:

  • — сигнальное документирование (применяют при вынужденной замене материалов и отпуске сверх лимитов штучных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, выписывают специальный документ, имеющий особое обозначение (полоску по диагонали, другой цвет), в котором указывают причину и виновника отклонений, а в некоторых случаях приводят расчет отклонений);
  • — учет партионного и непрерывного раскроя материала (в учетных картах, открываемых на каждую партию материала, записывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок, сделанных из этой партии, количество полученных отходов и неиспользованного материала, при сопоставлении количества фактически израсходованных материалов с расходом по нормам устанавливается экономия или перерасход);
  • — предварительный расчет отклонений но фактической рецептуре запуска материалов в производство (применяется в производствах, где сырье и материалы потребляются в виде смеси, отклонения выявляются сравнением по каждому компоненту смеси расхода по норме и фактически);
  • —инвентарный метод (требует инвентаризации остатков неизрасходованных материалов или заготовок в цеховых кладовых и на рабочих местах на дату выявления отклонений, при этом из общей суммы отклонений исключаются нормативные затраты на окончательно забракованные детали и изделия и отклонения вследствие замены материалов).

Материальные затраты можно представить в виде формулы

где К — количество материала;

Ц — цена материала.

Общее изменение материальных затрат определяется по формуле

где Мф — фактический расход материалов;

М» — нормативный расход материалов.

С помощью метода абсолютных разниц проводится факторный анализ изменения материальных затрат.

Отклонение от норм по использованию материалов определяют сопоставлением фактически израсходованного материала с нормативным расходом на фактический выпуск по формуле

где Ц» — нормативная цена материала;

Кф — фактический расход материала;

К» — нормативный расход материала на фактический выпуск.

Возможными причинами отклонений являются: замена одного вида сырья другим, нарушение стандартов поставляемых материалов, прямой перерасход, связанный с нарушениями технологии, неправильным или нерациональным раскроем, кражи, порча и т.д.

Изменение материальных затрат иод влиянием фактора цен рассчитывается по формуле

где Цф — фактическая цена материала.

Возможные причины отклонений: изменения цен на рынке, просчеты снабженческо-заготовительной службы по поиску наиболее благоприятных поставщиков, плохое управление запасами, приведшее к срочным закупкам по более высоким ценам, дополнительным затратам на транспортировку, а также другие причины, которые возникают вследствие закупочной деятельности.

При учете отклонений затрат на оплату труда применяют те же методы, что и при учете сырья и материалов: метод сигнального документирования, метод партионного и непрерывного раскроя, инвентарный метод.

Метод документирования является наиболее распространенным при нормативном учете заработной платы. Однако он не позволяет выявлять положительные отклонения (экономию в затратах труда и заработной платы), так как оплата производится по количеству выработанной продукции и расценкам, рассчитанным на основе норм выработки. Доплаты к действующим нормам и расценкам указываются в листках на доплату, которые выписываются рабочему или бригаде на каждый вид доплат. Оплата дополнительных и случайных операций, не предусмотренных технологическим процессом, оформляется нарядами с отличительными признаками.

При партионном методе учета отклонений первичным документом по учету выработки является карта раскроя. Отклонения возникают в результате изменения числа заготовок в данной партии сырья и материалов по сравнению с предусмотренными нормативами. Этот метод применяется в случаях, когда отклонения невозможно оформить документально. При этом по данным инвентаризации все количество выпущенной продукции, а также остатки незавершенного производства оценивают по нормативным затратам основной заработной платы. Отклонение фактической производственной заработной платы от нормативной равно разнице между оплатой труда по нормативным ставкам и общим итогом фактически начисленной прямой производственной заработной платы.

Затраты прямого труда можно представить в виде формулы

где К — количество отработанных часов;

Ц — ставка оплаты труда (стоимость одного часа).

Общее изменение прямого труда рассчитывается по формуле

где Тф — фактические затраты труда;

Т» — нормативные затраты труда.

Прежде всего отклонения от нормативных затрат труда вызваны двумя причинами: ставкой заработной платы и количеством труда. Отклонение по объему труда основных производственных рабочих рассчитывается по формуле

где Кф — фактические затраты прямого труда;

Ки — нормативные затраты прямого труда, необходимые для выпуска фактического объема продукции;

Ц» — нормативная ставка оплаты труда.

Возможными причинами отклонений являются: ассортимент продукции; низкое качество материала; техническое состояние оборудования; изменение и соблюдение технологических процессов; разная сложность работы; внедрение нового оборудования и др.

Изменение затрат прямого труда за счет изменения ставки его оплаты определяют сравнением фактической и нормативной цены одного часа труда по формуле

где Цф — фактическая ставка оплаты труда;

Ци — нормативная ставка оплаты труда;

Возможные причины отклонений возникают при повышении нормативной ставки, не вошедшей в норм)’, несоответствии разряда работы и разряда рабочего, выполняющего эту работу, превышении уровня премий, не учтенных в нормативной ставке, различного рода доплат к нормативным расценкам, вызванных отклонениями от технологического процесса, недостатками в организации производства и управления.

Отклонения по труду могут контролироваться руководителями цехов, подразделений, но большая их часть выходит из-под контроля менеджеров низшего и среднего уровней.

Учет накладных расходов призван выявить в текущем порядке отклонения от утвержденных смет, для чего необходимо иметь детально разработанные сметы накладных затрат, по возможности ориентированные по местам затрат. Это позволяет осуществлять оперативный контроль за величиной отклонений от смет. Важно не столько выявить отклонения от смет, сколько предотвратить их. Для этого целесообразно возложить ответственность за соблюдение смет на руководителей структурных подразделений.

Отклонения по накладным расходам рассматривают с позиций соответствия фактических производственных накладных затрат их сумме, распределенной на виды изделий по заранее установленным нормам поглощения. При этом накладные расходы делят на постоянные и переменные составляющие.

Отклонения по постоянным накладным затратам — это разница между нормативными постоянными накладными затратами и фактическими постоянными затратами. Анализ отклонений требует сопоставления сумм фактических и нормативных затрат по каждой статье сметы. Причины отклонений могут быть самыми разнообразными, например внеплановое проведение ремонтов, пересмотр заработной платы наладчикам и т.д. Одним из основных направлений анализа является рассмотрение как контролируемых, так и неконтролируемых накладных постоянных затрат. В этих целях нормативы должны содержать допустимые отклонения, где в качестве причины выступают прямые затратные отклонения, зависящие от данного руководителя.

Абсолютные отклонения по переменным накладным затратам — это разница между нормативной величиной переменных накладных затрат и фактическими переменными накладными затратами. Отдельными расчетами определяются относительные отклонения от сметных затрат, скорректированных на фактический объем работ. По каждой из статей сметы могут быть различные причины отклонений. Отклонения накладных затрат по эффективности (HP) рассчитывают как разность между выпуском продукции в нормо-часах (НЧ) и фактически затраченным временем труда (ФЧ) за рассматриваемый период, умноженная на нормативную ставку переменных накладных затрат (НС):

ДНР = (НЧ — ФЧ) х НС. (5.9)

Основная причина этих отклонений — изменение производительности труда.

Схема бухгалтерских записей при использовании нормативного метода учета затрат и калькулирования приведена в приложении 9. В схеме задействован счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство». По кредиту отражается нормативная себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция». При выполнении работ, услуг их нормативная себестоимость списывается на счет 90 «Продажи».

Первого числа каждого месяца (или квартала) на счете 40 определяется отклонение фактической себестоимости от нормативной. На сумму выявленной экономии сторнируется себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В случае перерасхода делается дополнительная бухгалтерская запись:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Счет 40 может применяться при обоих вариантах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: по полной себестоимости или по ограниченной (производственной) себестоимости. Особенность счета 40 заключается в том, что отклонения сразу списываются на себестоимость реализованной продукции. Как следствие готовая продукция на складе оценивается но нормативной себестоимости, что создает реальные предпосылки для практического использования в российском учете системы «стандарт-кост».

о порядке осуществления контроля по части 5 и 5.1 статьи 99 44-ФЗ из КонсультантПлюс

Новый порядок контроля казначейства

С 14 августа вступило в силу постановление правительства №1193 от 06.08.2020, которое утвердило новый порядок проведения контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99. В проекте постановления указано, что проверяет казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

  • планы-графики;
  • извещения о закупках;
  • протоколы определения поставщиков;
  • условия проектов контрактов.

Эти документы проверяются по двум показателям:

  • непревышение объема финансового обеспечения для проведения закупок;
  • соответствие ИКЗ.

В новых правилах контроль казначейства разделяется на:

Кого контролируют

Все субъекты контроля остаются прежними.

Контролер Субъект контроля
Территориальные органы казначейства Федеральные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований Региональные и муниципальные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС) Госзаказчики, осуществляющие закупки за счет средств внебюджетных фондов и подведомственные им

В какой форме проводят казначейскую проверку

Контроль проводится автоматически в электронной форме в ЕИС, если проверяемая информация подлежит размещению в системе.

Это касается:

  • извещений;
  • протоколов определения поставщика;
  • проектов контрактов.

В новых правилах сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта автоматически публикуются в ЕИС после прохождения быстрой проверки данных в случае их соответствия.

В ряде случаев придется направить сведения контролерам на бумаге и (при наличии технической возможности) на съемном машинном носителе, например, при закупке, связанной с гостайной. Перечень таких ситуаций приведен в п. 11 проекта правил.

В некоторых случаях контроль не осуществляется. Например, при закупках на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые осуществляют там свою деятельность, или для избирательных комиссий всех уровней. Об этом говорится в п. 12 правил.

В каком порядке проверяют

Контролеры проверят информацию, указанную в п. 13—15 ПП №1193.

Как и прежде, по итогам проверки заказчики получают положительное либо отрицательное заключение. В постановлении указаны случаи, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ для заказчика. Если сведения будут соответствовать требованиям, то проверенный документ получит отметку о прохождении проверки и автоматически опубликуется в ЕИС. В противном случае заказчику направят протокол с указанием выявленных нарушений, которые необходимо исправить. При автоматизированной проверке информацию не разместят в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторной проверки сведений.

Если у документов, которые не размещаются в ЕИС, отсутствует отметка об успешном прохождении проверки, их не направят участникам закупок.

В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.

Из правил исключается информация о контракте, сведения об исполнении, изменении или расторжении. Данные документы проходят проверку казначейства исключительно по правилам постановления Правительства №1084 от 28.11.2013.

Как казначейство контролирует закупки с 01.04.2020

С 01.04.2020 вступили в силу положения части 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ, которые предусматривают автоматизированный контроль в ЕИС версии 10.1.

Новый функционал оптимизировал процедуру контроля, упростил работу контролеров и заказчиков.

Автоматизированный контроль по ч. 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ осуществляется перед размещением документов на официальном сайте. Если срабатывает контроль, публикация документа блокируется, протокол соответствия не выдается. Заказчику необходимо повторно направить сведения после исправления ошибок.

В постановлении правительства №1367 от 12.12.2015 уточняется, почему в 2019 году казначейство не проверяло размещенный отчет по исполнению контракта: казначейство проверяет только документы, перечисленные в этом постановлении. Не проверяются реестр банковских гарантий, отчеты, размещаемые в ЕИС, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Автоматизированным способом проверяется:

  • непревышение НМЦК в извещении над суммой остатка средств в плане-графике по каждой строке, соответствие финансового объема в разрезе планируемых платежей;
  • непревышение цены победителя из протокола определения поставщика над ценой в извещении;
  • строгое соответствие ИКЗ в плане-графике, извещении, протоколе определения поставщика и проекте контракта;
  • соответствие цены в проекте контракта информации в протоколе определения поставщика.

Автоматически учитываются особенности:

Редакция постановления №1367 от 20.03.2017 года утвердила, с какого периода информацию, размещенную в ЕИС, обязаны проверять контрольные органы по части 5 статьи 99 закона №44-ФЗ, — контроль казначейства официально вступил в силу 01.01.2018 —- для федеральных заказчиков, 01.01.2019 — для субъектовых и муниципальных заказчиков.

В настоящее время по ч. 5 ст. 99 проводится глазной контроль в части проверки:

  • непревышения объема финансирования в плане-графике над доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств, показателями ПФХД или выделенными субсидиями. Проверка проводится отдельно по каждому КБК, КВР или в рамках целевой статьи;
  • закупок, содержащих гостайну (плана-графика, условий проектов контрактов);
  • извещений и иных документов для закрытых способов определения поставщика.

П. 14 правил контроля устанавливает срок проверки Минфином в ЕИС сведений, направленных заказчиком на проверку по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ. Он составляет один рабочий день за исключением сведений, составляющих гостайну. Для них этот срок составляет три рабочих дня.

По итогам казначейской проверки заказчик получает уведомление о согласовании казначейством плана графика, извещений о закупках, протоколов определения поставщика, условий проектов контрактов или несоответствии, если контролеры не находят ошибок. Протокол несоответствия заказчик получает, когда информация не соответствует требованиям, установленным частью 5 статьи 99 44-ФЗ. В протоколе указываются выявленные нарушения.

Контроль казначейства в реестре контрактов

Реестр контрактов контролируется казначейством на основании постановления правительства №1084 от 28.11.2013. У заказчика есть 5 рабочих дней на публикацию заключенного контракта, его изменения, исполнения, расторжения или наступления гарантийного случая.

Если контролер посчитает, что информация соответствует предъявляемым требованиям, он формирует реестровую запись, которая незамедлительно размещается в ЕИС.

При отрицательном результате проверки подписанный контракт не проходит контроль казначейства, информация и документы заказчика не включаются в реестр контрактов. Контрольный орган направляет в электронном виде заказчику протокол с перечнем несоответствий. Заказчик в течение 1 рабочего дня с момента получения протокола дорабатывает необходимую информацию и повторно направляет документы на проверку.

В п. 3 ч. 5.1 ст. 99 44-ФЗ указано, что должно контролировать казначейство в реестре контрактов, вот список:

  • наличие всех документов по контракту, включая его изменение (расторжение и исполнение — для федеральных заказчиков);
  • соответствие ИКЗ и непревышение финансирования закупки в контракте;
  • соответствие информации о товаре, его количестве и единицах измерения, стране происхождения, коде КТРУ;
  • наименование объекта закупки, дата и номер контракта, срок исполнения, источник финансирования;
  • соответствие наименования заказчика и поставщика, его ИНН;
  • международное непатентованное наименование, номер и наименование держателя регистрационного удостоверения, наименование производителя, лекарственная форма, дозировка и количество лекарственных форм во вторичной упаковке — для лекарственных препаратов;
  • непротиворечивость всех документов друг другу.

П. 13 правил регламентирует, в течение какого срока казначейство проверяет контракт по 44-ФЗ со дня получения информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов. Этот срок составляет три рабочих дня для всех категорий госзаказчиков.

Перед направлением любого документа в ЕИС внимательно проверьте, все ли вы указали согласно требованиям закона. Простая предосторожность убережет вас от нарушения сроков публикации документов из-за повторяющихся ошибок, которые блокируют размещение документов в ЕИС.

Бюджетирование является одним из важнейших элементов управленческого учета, основными задачами которого является составление предварительных бюджетов, оперативное выявление отклонений, факторный анализ полученных результатов и поиск оптимальных вариантов управленческих решений.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Анализ исполнения бюджета компании — это сопоставление фактических результатов с плановыми и выявление причин отклонений в натуральных, абсолютных и относительных величинах.

Компания, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, особенно в условиях экономической нестабильности должна уделять особое внимание анализу исполнения бюджета, так как это позволяет вскрыть многие проблемы в управлении, усилить контроль над расходами, определить ответственных за результаты деятельности.

Анализ бюджета включает в себя три этапа:

Предварительный этап. Анализ проводится на этапе формирования бюджета с целью обоснования данных.

Приглашаем на бесплатный вебинар 08 октября в 11:00 (Moskva g.) 1 час

Текущий (промежуточный) этап. Анализ проводится на этапе исполнения бюджета. Свод превентивных мер для выявления необоснованных расходов и отклонений. Принятие решений о необходимости осуществления корректировки бюджета или ужесточения контроля за исполнением бюджета.

Заключительный этап. Анализ отклонений и причин их возникновения проводится по итогам периода. Разработка мероприятий по минимизации влияния негативных факторов и закреплению положительных в будущем. Формирование выводов и рекомендаций на следующий планируемый период

Рисунок 1. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

Анализ отклонений, направленный на выработку управленческих решений и тактик, предполагает детальный анализ, отражающий определение степени влияния различных факторов на результативные показатели. Методика проведения факторного анализа заключается в следующем:

  • Определяется общее отклонение итогового показателя от запланированного;
  • Формируется прямая зависимость между факторами и итоговым показателем;
  • Моделируется взаимосвязь между факторами и итоговыми показателями;
  • Факторы ранжируются по степени влияния;
  • Производится анализ и оценка роли каждого из них на изменение итогового показателя.
  • Формулируются выводы и рекомендации относительно управленческих решений, направленных на исполнение или корректировку бюджета.

Анализ отклонений на всех этапах должен учитывать, как текущие, так и стратегические планы компании. План факт анализ исполнения бюджета доходов и расходов может производиться к примеру, как в целом по компании, так и по отдельным структурным подразделениям, регионам, проектам.

Рисунок 2. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

План-фактный анализ бюджета на примере системы WA: Финансист позволяет провести оценку отклонений в абсолютном и относительном выражении путем сопоставления запланированных в бюджетах показателей с фактическими результатами в любых аналитических разрезах.

Таким образом, анализ бюджета помогает выявить проблемы, подчеркивает имеющиеся возможности, способствует принятию решений и координации деятельности между подразделениями компании.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх