КНП 851

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое камеральная налоговая проверка
  • Чем она отличается от выездной
  • Каковы особенности проведения камеральной налоговой проверки
  • Когда прекращается камеральная налоговая проверка

Фискальными органами проводится контроль над налоговыми расчетами и уплатой взносов. Существуют особенные формы проверок, закрепленные на уровне законодательства. Это указывается в 82 статье Налогового кодекса РФ. Статья 87 вышеупомянутого кодекса определяет виды проводимого контроля, одним из них является камеральная налоговая проверка (КНП). Точного ее определения в своде не содержится, смысл заключается в анализе предоставленной отчетности. Разберем особенности камеральной налоговой проверки.

Отличия между камеральной и выездной налоговыми проверками

Особенности и порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется статьей 88 Налогового кодекса РФ. Ею предусмотрено правовое регулирование камеральной налоговой проверки, а местом для реализации считается расположение контролирующей инстанции, а не организации, как в случае с выездной проверкой. Такое положение не отменяет возможности проверяющих по обследованию территории или помещения с целью выяснения дополнительной информации об организации.

Объектом камеральной проверки служат отчеты (налоговые декларации), документы контрагента, предоставляемые согласно требованию контролирующей инспекции, остальная документация о деятельности проверяемого субъекта, которой располагает инспектирующая инстанция.

После автоматической сверки следует углубленная камеральная проверка, сопровождающаяся мероприятиями, назначенными специальным отделом, отвечающим за КНП.

Выездная налоговая проверка возможна только по решению руководителя ИФНС. В ситуации с камеральной проверкой решение не требуется. Особенностью камеральной проверки является то, что основанием для ее проведения становится предоставление налоговой декларации в фискальную службу. Контролирующие мероприятия производят должностные уполномоченные лица в рамках своих обязанностей, что указано в пункте 2 статье 88 Налогового кодекса РФ.

Иной документ, предоставленный вместо налоговой декларации, не является основанием для камеральной проверки. Такую позицию занимают Минфин и суды, разъяснение по этому вопросу содержится в письме Минфина № 03-02-08/28 от 05 мая 2010 г., из которого следует, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ для проверки налогоплательщика им обязательно должна быть предоставлена налоговая декларация.

Еще один аргумент – Постановление № 1580/07 от 26.06.2007 Президиума ВАС РФ, указывающего на недопустимость проведения камеральной проверки без налоговой декларации, на основании других видов отчетности, представленной организацией в соответствующую инстанцию. В подобной ситуации инспекция может применить другие виды контроля.

После предоставления налогового расчета экономическим агентом контролирующая инспекция приступает к обработке информации и камеральной проверке в любой день по своему усмотрению. Для этой работы установлен срок в три месяца, начинающийся с даты, наступающей за днем приема отчетности (п. 2 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

Проведение в установленные сроки – существенная особенность камеральной проверки. При нарушении сроков у налогоплательщика появляется возможность оспаривания ее результатов.

Подобный случай рассматривался арбитражным судом высшей инстанции, куда ИФНС была направлена кассационная жалоба от на вынесенное решение (в том числе и апелляционное) о неправомерности привлечения организации к ответственности (Постановление ФАС МО от 05.04.2010 № КА-А40/2875-10).

Выявлены: проверяемый период − с 31.08.2007 по 08.12.2008; акт с результатами датирован 10.12.2008. Решения подписаны налоговой инспекцией 24.02.2009. Требование об уплате налогов и штрафа оформлено 26 июня 2009 г.

Судьями определено направление налогоплательщику требования с целью получения подтверждающих право вычета документов 28 августа 2007 г. Исполнение организацией своих обязательств, что не оспорено проверяющим органом, наступило 11 сентября 2007 г. В течение периода с 11 сентября 2007 г. по 08 декабря 2008 г. дополнительные документы относительно уплаты авансовых платежей не предоставлялись. Кроме того, в установленный срок (пять дней) проверяющая инспекция не потребовала внесения исправлений, устранения обнаруженных ошибок, дачи разъяснений (на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ).

Определенный пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ срок был нарушен, во время выполнения КНП специфические документы, как и пояснения организации для объяснения выявленных нарушений согласно особенностям камеральной проверки не истребовались. Согласно положениям статей 88, 171 и 172 Налогового кодекса РФ решения, оспариваемые госорганами, признаны судами недействительными.

Не все судьи и подобные инстанции согласны с таким ходом событий. В одном из информационных писем Президиума ВАС РФ за № 71 от 17.03.2003 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» значится, что, не являясь пресекательным, срок камеральной проверки и его окончание не могут быть препятствием для того, чтобы контролировать правильность начисления налогов, их поступление в бюджет, вплоть до принятия мер принудительного взыскания.

В результате анализа налоговой декларации могут быть обнаружено следующее:

  • неправильно выполнены расчеты;
  • расхождения в сведениях, поданных налогоплательщиком, и имеющихся в документации контролирующей инспекции и выявленных ею в процессе контроля;
  • наличие противоречивых сведений в предоставленных отчетах.

Специалист налоговой инспекции, выявив вышеуказанные нарушения, должен поставить об этом в известность налогоплательщика, данное обстоятельство также относится к одной из особенностей камеральной проверки. После чего, согласно пункту 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, у предприятия есть пятидневный срок для передачи контролирующей инспекции соответствующих пояснений или внесения необходимых изменений.

Одновременно с пояснениями налогоплательщик имеет право доказать достоверность данных в налоговой декларации. Для этого он представляет в инспектирующий орган справки и сведения, содержащиеся в регистрах налогового и бухгалтерского учетов; остальную обосновывающую документацию относительно информации, включенной в декларацию.

При недостатке пояснений по предоставленным данным, а также в случае их полного отсутствия со стороны организации контролирующий орган определяет фактическое совершение налогового правонарушения либо иного отклонения от требований законодательства относительно налогов и сборов. Согласно пунктам 4.4 и 5 статьи 88 Налогового кодекса РФ ответственными должностными лицами формируется акт проверки.

Если в процессе проведения камеральной проверки инспектирующими органами были обнаружены факты правонарушения, то инспекция обязана потребовать от налогоплательщика документы и пояснения относительно своевременности внесения налоговых платежей и правильности налоговых расчетов (определение Конституционного Суда № 267-О от 12 июля 2006 г.). Аналогичной позиции придерживается и ВСО, что подтверждается в Постановлении № A78-6006/2010 от 8 апреля 2011 г.

В том случае, если орган, осуществляющий КНП, обнаружил ошибки, но не уведомил налогоплательщика об их факте и не составил требование о пояснениях, даже при составленном акте проверки, то решение о результатах не может считаться действительным.

Рассмотрим подробнее еще одну особенность камеральной проверки − подачу декларации с уточнениями. Такой расчет по определению пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ составляется и передается в соответствующий орган в том случае, когда в ранее поданных формах отчетности выявлены ошибки, не полностью отраженные или отсутствующие данные, из-за которых подлежащая уплате сумма отчислений снизилась.

Уточненную декларацию надо предоставить и в той ситуации, когда в ранее поданных отчетных формах обнаружена ошибочная информация, даже если в результате налоговые суммы не занижаются.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Бухгалтерское обслуживание компаний: все тонкости и нюансы
  • Что выбрать ООО или ИП: плюсы и минусы разных форм собственности
  • Как открыть расчетный счет для ИП: выбираем лучший банк

Возможно освобождение налогоплательщика от ответственности при подаче уточненных форм налоговых расчетов после окончания срока, в том числе и при просрочке платежей в бюджет. Эти ситуации регламентируются пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

  • Налогоплательщик предоставил исправленные формы отчетности до того времени, как налоговая инспекция обнаружила неполное отражение или отсутствие в расчете сведений, равно как и ошибок, которые снизили сумму налога, подлежащую к уплате в бюджет. За определенный срок по отдельному виду налога назначена проверка выездного типа, и рассматриваемая организация до подачи уточненных расчетных форм произвела уплату задолженности и начисленных на нее пеней.
  • организацией предоставлена уточненная декларация после выездной проверки налоговыми органами, и за данный период инспекторы не нашли расхождения в сведениях, их неполноту, неотражение в ранее поданной декларации, как и ошибки, повлекшие занижение налогооблагаемой базы.

Как правило, данные уточненной формы отчетности подаются в соответствующий орган, расположенный по месту постановки организации на учет.

Еще одна особенность камеральной проверки состоит в том, что при подаче уточненной декларации в налоговую инспекцию ранее поданный отчет теряет свою актуальность и его анализ прекращается. Уточненная декларация подвергается новой проверке (пункт 9.1 статья 88 Налогового кодекса РФ).

Когда камеральная налоговая проверка прекращается

Завершение всех действий, касающихся полученной налоговой отчетности, означает окончание (прекращение) КНП. Предоставленные в ходе законченной проверки в налоговую инспекцию документация и информация относительно физических и юридических лиц может использоваться для осуществления мер и процедур по контролю отчислений в бюджет. В особенности окончания камерального процесса входят:

Истребование документов.

Документы, служащие основным инструментом для проведения КНП, истребуют госорганы в лице своих сотрудников на основании пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ. Руководитель, уполномоченный или законный представитель юридического или физического лица под расписку получает требование. Другой способ передачи − по телекоммуникационному каналу связи в электронной форме. В случае невозможности передачи требований данными видами используют почтовое отправление заказным письмом, и по прошествии шести суток с момента его отправления можно считать его переданным.

Организации дается десять дней, чтобы предоставить необходимые документальные сведения, которые указаны в полученном требовании. Если юридическое лицо не имеет возможности выполнить изложенные в письме требования в установленный законом период, его обязанность – уведомить контролирующие инстанции в письменной форме. Следует указать, по какой причине требование не выполнено, и дату подачи документов в инспектирующую инстанцию.

Статья 126 Налогового кодекса РФ, прочие законодательные акты о сборах и налогах предусматривают взимание штрафа в размере 200 рублей за любой неполученный документ. Такая мера административной ответственности применяется в ситуации с отказом налогоплательщика от передачи испрашиваемой информации и при нарушении сроков, определенных налоговым законодательством.

Привлечение свидетелей.

90 статья Налогового кодекса РФ определяет особенность камеральной проверки, позволяющую при ее проведении привлекать свидетелей. Любое физическое лицо (гражданин, иностранец и лицо без гражданства), имеющее отношение к налоговому нарушению или располагающее сведениями об этом, вызываются в соответствующий орган. Особенность привлечения свидетелей указана в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса РФ. Исключаются из свидетелей следующие субъекты:

  • лица, не имеющие возможности правильно воспринимать обстоятельства, которые могли бы иметь значение при проведении мероприятий контроля инспектирующего органа, в силу психических и физических особенностей, малолетнего возраста (дети, не достигшие 14 лет, недееспособные лица, лица с ограниченным зрением или слухом);
  • лица, которые получили материалы, относящиеся к делу, в ходе осуществления ими своих обязанностей в сфере основной профессиональной деятельности (в первую очередь аудиторы или адвокаты), и обязанные сохранять профессиональные тайны.

Выемка документов.

Если экономический агент отказывается предоставить свою документацию для инспекции, то фискальная служба имеет право изъять все бумаги, необходимые для проверки. Для этого должностным лицом налоговой издается постановление, форма которого утверждена приказом № ММ-3-06/338@.

Затем в ходе выездной проверки производится выемка документации. Эта процедура должна быть проведена в присутствии понятых, а также ответственных лиц налогоплательщика. Если существует необходимость, то можно пригласить для участия в процедуре специалиста.

При выемке документов оформляется протокол с описями – приложениями для фиксации и описания в них изъятого материала. Приказ № ММ-3-06/338@ регламентирует форму такого документа.

Вопрос признания правомерности изъятия материалов без предшествующего истребования о передаче сведений имеет противоположные мнения арбитражных органов.

Например, ФАС СЗО рассмотрена кассационная жалоба предприятия на постановление суда и апелляционной инстанции по поводу правомерности изъятия документов.

Изучив поданную петицию, ФАС СЗО не установил особенных причин для отмены принятых решений суда (Постановление № А05-17032/2009).

Инспектирующий орган, руководствуясь статьей 94 Налогового кодекса РФ, во время осуществления проверяющих мероприятий решил произвести выемку документации. Основанием для подобных мер послужило то, что для проверки налогоплательщик предоставил копии документов, что инспекторы посчитали недостаточным. Также у них возникли подозрения по поводу возможности замены, сокрытия, уничтожения, исправления оригинальных материалов.

Сотрудники контролирующей инстанции обеспечили свои действия постановлением должностного лица, оформленным в соответствии с регламентом статьи 94 Налогового кодекса РФ, соблюдали порядок по проведению выемки документов, необходимых для реализации налогового контроля.

Камеры низкократной пены модели «Афрос» (КНП-5, КНП-5Г, КНП-10, КНП-10Г) предназначены для выработки низкократной пены и использования в комбинированных системах тушения пожаров в резервуарах с легковоспламеняющимися жидкостями.

ФУНКЦИИ

  • Генерация низкократной пены из раствора фторсинтетического пенообразователя.
  • Образование и подача плоских веерных струй пены:
    • на внутреннюю стенку стального или железобетонного резервуара;
    • в зону кольцевого зазора между понтоном (плавающей крышей) и стенкой резервуара.

Камера низкократной пены состоит из собственно пеногенератора, который соединяется с цилиндрическим корпусом, имеющим съемное дно. Это дно служит для проведения ревизии разрывной предохранительной мембраны и ее замены.

Цилиндрический корпус имеет стыковочный фланец, в котором установлена предохранительная разрывная мембрана, одновременно изолирующая полость корпуса с пеногенератором от внутренней полости резервуара.

Во внутренний объем резервуара выходит цилиндрический наконечник, заканчивающийся щелевым насадком, формирующим веерные струи пены.

Камеры низкократной пены вырабатывают пену низкой кратности и подают ее в виде веерной струи на зеркало легковоспламеняющейся жидкости или в кольцевой зазор между стенкой резервуара и плавающей крышей (понтоном).

Используются для оснащения:

  • вертикальных стальных резервуаров;
  • вертикальных стальных резервуаров с понтоном;
  • вертикальных стальных резервуаров c плавающей крышей;
  • железобетонных резервуаров.

КНП работают на 6-процентном водном растворе фторсинтетических пенообразователей.

Камеры модели «Афрос» монтируются в верхнем поясе резервуара на штатных технологических люках. При срабатывании системы пожаротушения пеногенератор начинает вырабатывать пену.

Под давлением пены натягивается фторопластовая пленка разрывной мембраны, которая, в свою очередь, касается многозубого ножа, разрезается и открывает полость цилиндрического наконечника, после заполнения которого пеной щелевой насадок формирует широкую веерную струю пены, которая попадает в зону горения резервуара, локализует и ликвидирует пожар.

Камера низкократной пены «Афрос» изготовлена из коррозионностойких сталей, что обеспечивает длительный срок ее службы.

Устройство камеры низкократной пены модели «Афрос»

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КНП-5/5Г КНП-10/10Г
Рабочее давление раствора пенообразователя, МПа 0,9±0,1 0,9±0,1
Расход по раствору пенообразователя, л/с, не мене 5 10
Кратность пены, не менее 8 8
Угол веерной подачи пены, угл.град., не менее 90 90
Длина охвата пенной струей периметра резервуара (при расположении камеры от понтона или плавающей крыши на высоте 6м), м, не менее 15 15
Масса нетто, кг 40/45 40/45
Масса брутто, кг 90 90
Габаритные размеры, мм (ДхШхВ) 683х435х1130/ 883х1130х435 683х435х1130/ 883х1130х435
Габариты упаковки, мм (ДхШхВ) 1650х900х575 1650х900х575
Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150 У1 У1
Срок службы, лет 15 15

Справочник «Реквизиты ГК «Правительство для граждан» для зачисления (перечисления) платежей по
социальным отчислениям, обязательным пенсионным взносам (ОПВ), обязательным профессиональным пенсионным взносам (ОППВ)»

С 11 апреля 2016 года необходимо перечислять социальные отчисления, ОПВ и ОППВ по следующим реквизитам:

Реквизиты для зачисления (перечисления) платежей по социальным отчислениям и пеням по ним

Измененные реквизиты для перечисления социальных отчислений, пени за несвоевременное перечисление социальных отчислений организациями и предприятиями, при возврате банками второго уровня и АО «Казпочта» социальных выплат из средств ГФСС:

Новые реквизиты

с 11 апреля 2016 года

Старые реквизиты
Наименование бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» РГКП «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан»
БИН бенефициара 160440007161 970740001013
РНН бенефициара 600400073391
Кбе 11
ИИК КZ67009SS00368609110 KZ67009SS00368609110
Наименование банка бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» РГКП Государственный центр по выплате пенсий
БИК GCVPКZ2А GCVPKZ2A
(Код назначение платежа): КНП 012 — обязательные социальные отчисления; КНП 012 — обязательные социальные отчисления;
КНП 017 — пеня за несвоевременное перечисление обязательных социальных отчислений; КНП 017 — пеня за несвоевременное перечисление обязательных социальных отчислений;
КНП 026 — возврат акционерным обществом «Государственный фонд социального страхования» ошибочно зачисленных или излишне уплаченных сумм по обязательным социальным отчислениям; КНП 026 — возврат Государственным фондом обязательного социального страхования ошибочно зачисленных платежей;
КНП 094 — возврат акционерным обществом «Государственный фонд социального страхования» ошибочно зачисленных сумм пени за несвоевременное перечисление обязательных социальных отчислений КНП 094 — возврат Государственным фондом социального страхования ошибочно зачисленных сумм пени за несвоевременное перечисление обязательных социальных отчислений

Реквизиты для зачисления (перечисления) платежей по обязательным пенсионным взносам (ОПВ) и пеням по ним

Измененные реквизиты для перечисления обязательных пенсионных взносов, пени по обязательным пенсионным взносам организациями, предприятиями, учреждениями:

Новые реквизиты

с 11 апреля 2016 года

Старые реквизиты
Наименование бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» РГКП «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан»
БИН бенефициара 160440007161 970740001013
РНН бенефициара 600400073391
Кбе 11
ИИК КZ12009NPS0413609816 KZ12009NPS0413609816
Наименование банка бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» РГКП Государственный центр по выплате пенсий
БИК GCVPКZ2А GCVPKZ2A
КНП (Код назначение платежа): КНП 010 — обязательные пенсионные взносы; КНП 010 — обязательные пенсионные взносы;
КНП 019 — пеня за несвоевременное перечисление обязательных пенсионных взносов; КНП 019 — пеня за несвоевременное перечисление обязательных пенсионных взносов;
КНП 032 — возврат акционерным обществом «Единый накопительный пенсионный фонд», добровольным накопительным пенсионным фондом ошибочно зачисленных сумм по обязательным пенсионным взносам, добровольным пенсионным взносам; КНП 032 — возврат единым накопительным пенсионным фондом, добровольным накопительным пенсионным фондом ошибочно зачисленных сумм по обязательным пенсионным, добровольным пенсионным взносам
КНП 095 — возврат акционерным обществом «Единый накопительный пенсионный фонд» ошибочно зачисленных сумм пени за несвоевременное перечисление обязательных пенсионных взносов КНП 095 — возврат единым накопительным пенсионным фондом ошибочно зачисленных сумм пени за несвоевременное перечисление обязательных пенсионных взносов

Реквизиты для зачисления платежей по обязательным профессиональным пенсионным взносам (ОППВ) и пеням по ним

Измененные реквизиты для перечисления обязательных профессиональных пенсионных взносов, пени по обязательным профессиональным пенсионным взносам организациями, предприятиями, учреждениями:

Новые реквизиты

с 11 апреля 2016 года

Старые реквизиты
Наименование бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» РГКП «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан»
БИН бенефициара 160440007161 970740001013
РНН бенефициара 600400073391
Кбе 11
ИИК КZ12009NPS0413609816 KZ12009NPS0413609816
Наименование банка бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» РГКП Государственный центр по выплате пенсий
БИК GCVPКZ2А GCVPКZ2А
КНП (Код назначение платежа): КНП 015 — обязательные профессиональные пенсионные взносы КНП 015 — обязательные профессиональные пенсионные взносы;
КНП 009 — пеня за несвоевременное перечисление обязательных профессиональных пенсионных взносов КНП 009 — пеня за несвоевременное перечисление обязательных профессиональных пенсионных взносов;
КНП 008 — возврат акционерным обществом «Единый накопительный пенсионный фонд» ошибочно зачисленных сумм по обязательным профессиональным пенсионным взносам КНП 008 — возврат единым накопительным пенсионным фондом ошибочно зачисленных сумм по обязательным профессиональным пенсионным взносам;
КНП 005 — возврат акционерным обществом «Единый накопительный пенсионный фонд» ошибочно зачисленных сумм пени по обязательным профессиональным пенсионным взносам КНП 005 — возврат единым накопительным пенсионным фондом ошибочно зачисленных сумм пени по обязательным профессиональным пенсионным взносам

Реквизиты для зачисления (перечисления) пенсий и пособий, возвратов сумм пенсий и пособий

Измененные реквизиты для перечисления пенсий, пособий, денежных компенсаций и других социальных выплат из средств республиканского бюджета:

— при перечислении пенсий и пособий в банки второго уровня, АО «Казпочта»;

— при возврате сумм пенсий, пособий за счет республиканского бюджета на счет НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от банков второго уровня, АО «Казпочта»

Новые реквизиты

с 11 апреля 2016 года

Старые реквизиты
Наименование бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» РГКП «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан»
БИН бенефициара 160440007161 970740001013
РНН бенефициара 600400073391
Кбе 11
ИИК КZ33009SPS0368609709 КZ33009SPS0368609709
Наименование банка бенефициара НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» РГКП Государственный центр по выплате пенсий
БИК GCVPКZ2А GCVPKZ2A

Помимо выездных проверок, которые проводятся на территории налогоплательщиков, налоговые органы осуществляют камеральные проверки налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками. Эта проверка скрыта от глаз проверяемого налогоплательщика. Поэтому интересно знать, как она проходит, какие права у налогоплательщика при её проведении, как правильно вести себя, чтобы избежать штрафа, и какие последствия могут возникнуть для налогоплательщика.

Что такое камеральная проверка?

Камеральная проверка — это проверка бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмой (предпринимателем) в налоговые инспекции без выезда к налогоплательщикам (ст. 88 НК РФ). Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Камеральная проверка проводится налоговым инспектором на основе налоговой, бухгалтерской отчетности и других документов, которые должны к ней прилагаться. К документам налоговой и бухгалтерской отчетности относятся налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Задачи камеральной проверки

  1. Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.
  2. Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках.
  3. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.
  4. Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Сроки проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки — 2 (два) месяца со дня предоставления налоговой декларации и последнего из документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов (п. 2 ст. 88 НК РФ). Но бывают случаи, когда налоговые инспекторы считают датой начала проверки дату получения документов на проверку или день вынесения решения о ее проведении, которого для камеральных проверок не требуется. Такое поведение является неправомерным и подтверждено арбитражной практикой.

Подача уточненной декларации прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена. Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки». При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.

Основные этапы камеральной проверки

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности.
  • Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.).
  • Проверка своевременности представления налоговой отчетности.
  • Арифметический контроль данных налоговой отчетности.
  • Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.
  • Проверка правильности исчисления налоговой базы.

Направления проведения камеральной проверки

Необходимо знать, какие документы, и в каких случаях вправе истребовать налоговые органы при камеральной проверке. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Истребование документов допускается:

  1. при проведении камеральных проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;
  2. подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  3. проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширению, в иных ситуациях у налогового органа отсутствует право на истребование документов. Если налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы.

Также не предполагается обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие правильность исчисления налога. Следовательно, налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые относятся к предмету проверки. В ходе проведения налоговой проверки контроля налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данной организации. В требовании налогового органа должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве затребованы.

Часто налоговые органы в требовании о представлении документов запрашивают расшифровки, своды, перечни, расчеты и прочие документы, составление которых является необязательным.

Продление срока налоговой камеральной проверки

Часто случается, что проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не может представить их в обозначенные в требовании сроки. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Поэтому налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом. Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины, указать срок, когда документы будут представлены.

Не установлено, на какой срок организация может сместить момент представления документов. Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников. Если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности не имеется.

Акт о результатах камеральной проверки

Акт налоговой проверки по установленной форме составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. В нем указываются:

1) дата акта налоговой проверки, то есть дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют.

Акт о результатах проверки вручается лицу, в адрес которого она проводилась, в течение 5 рабочих дней с даты его составления. Если у налогоплательщика появляются возражения по поводу результатов камеральной налоговой проверки, то он вправе их изложить в письменном виде и участвовать в рассмотрении материалов проверки. Возражения должны быть переданы в ИФНС в период 15 рабочих дней с момента получения Акта.

Расширение перечня мероприятий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках камеральной проверки, постепенно превратили её в выездную.
Проведение камеральной проверки различается в зависимости от вида представляемой отчётности.
Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям отмены вынесенного инспекцией решения вышестоящим налоговым органом посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
Какие правила предусмотрены НК РФ для камеральной проверки?
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчётов). Не любой документ, представляемый организацией в налоговый орган, влечёт камеральную проверку. Скажем, проверка справок по форме 2-НДФЛ камеральной проверкой не охватывается.
В ходе проверки налоговый орган исследует документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ). К этим документам относятся, в том числе, отчётность налогоплательщика по налогу за предыдущие периоды, отчётность по другим налогам, отчётность других налогоплательщиков.
Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется. Проверку осуществляют должностные лица того налогового органа, в который представлена налоговая декларация (расчёт). Проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
С какого момента начинает отсчитываться срок проверки?
Срок проверки – это период времени, в течение которого в отношении налогоплательщика проводятся контрольные мероприятия.
Имеется неопределенность с отсчетом начала камеральной налоговой проверки. Очевидно, что камеральная проверка не может проводиться до получения налоговым органом налоговой декларации (письмо Минфина № 03-02-08/52 от 19 июня 2012 года).
Поэтому дата начала течения срока проверки декларации не совпадает с датой, на которую обязанность налогоплательщика по представлению декларации признается исполненной.
При отправке декларации по почте или передачи её по телекоммуникационным каналам связи необходимо учитывать, что время от дня отправки до дня фактического получения декларации налоговым органом в срок проверки не включается.
Минфин не усматривает сложностей в том, что указанные в акте проверки дата представления в налоговый орган декларации и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать. Но в любом случае срок проверки начинает исчисляться с даты получения декларации инспекцией (письмо Минфина № 03-02-07/1/85955 от 22 декабря 2017 года).
В течение какого периода проводится проверка?
По общему правилу, в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта).
В части камеральной проверки по НДС стало еще больше особенностей.
Срок проведения проверки декларации по НДС установлен в два месяца. Новый двухмесячный срок проверки касается деклараций по НДС, представляемых после 3 сентября 2018 года (после вступления в силу Федерального закона № 302-ФЗ от 3 августа 2018 года).
Представляемые в настоящее время декларации по НДС должны проверяться за два месяца. Тот же срок проверки применяется в отношении «опоздавших» первичных деклараций, уточненных деклараций по НДС за прошлые периоды, представляемые в инспекцию после 3 сентября 2018 года.
Сокращение срока проверки декларации по НДС может иметь значение для целей ускорения возмещения НДС компаниями (особенно в условиях увеличения ставки до 20%).
Кроме того, это может повлиять на сроки действия банковских гарантий при заявительном порядке возмещения.
При каких условиях срок проверки составит два месяца?
Из текста пункта 2 статьи 88 НК РФ следует, что единственное условие – это отсутствие выявленных налоговым органом признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.
Критерии сокращения срока камеральных проверок деклараций по НДС в условиях применения риск-ориентированного подхода на основе программного комплекса «АСК НДС-2» были изложены в письме ФНС № ММВ-20-15/112@ от 13 июля 2017 года. Хотя в настоящее время письмом ФНС № ММВ-20-15/146 от 7 ноября 2018 года указанные критерии отменены, они наверняка будут продолжать применяться налоговыми органами на практике.
Отметим, что письмом ФНС № ММВ-20-15/85@ от 27 июля 2018 года соответствующие критерии сокращения сроков проверки обозначены в отношении деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию.
Может ли срок камеральной проверки приостанавливаться или продлеваться?
Приостановление срока камеральной проверки не предусмотрено. Продление срока проверки возможно в отношении декларации по НДС.
До окончания двухмесячного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проверки на один месяц. Тем самым срок проверки декларации по НДС составит три месяца.
ФНС РФ утвердила форму решения о продлении срока проверки (приложение № 3 к приказу № ММВ-7-2/628@ от 7 ноября 2018 года).
Форма решения не предусматривает указание выявленных налоговым органом в двухмесячный срок признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства.
В этом смысле форма решения не позволяет налогоплательщику получить информацию о характере возможных нарушений.
Как налогоплательщик узнает о продлении срока проверки по НДС?
Минфин полагал, что статья 88 НК РФ не содержит обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проверки (письмо № 03-02-07/1/70615 от 2 октября 2018 года).
Но есть подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии решений, а значит, в том числе и копию решения о продлении срока проверки.
Утвержденная форма прямо предусматривает отметку о получении налогоплательщиком решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.
Можно рекомендовать налогоплательщику НДС по истечении двух месяцев направлять в налоговый орган заявление с просьбой предоставить копию решения о продлении срока проверки.
Можно ли обжаловать решение о продлении срока проверки?
Как и любое иное решение, решение о продлении срока проверки может быть обжаловано, особенно, если в отношении налогоплательщика практика принятия решений о продлении срока проверки будет носить систематический характер при отсутствии на то должных оснований. Например, если решение о продлении проверки было принято, но налогоплательщику не направлялись требования о представлении пояснений.

Вынесение решения о продлении срока проверки декларации по НДС не означает, что по ее окончании обязательно должен быть составлен акт о выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.
Может проверка закончиться до истечения отведенного срока?
Проверка может закончиться и до истечения установленных сроков в три и два месяца. Причем это касается проверки любой декларации, а не только декларации по НДС.
Но об окончании срока проверки налогоплательщик узнает только в тех случаях, когда НК РФ обязывает налоговый орган составлять соответствующий документ.
Если налоговый орган продолжает проверку за пределами срока?
Нужно отметить, по меньшей мере, два момента.
Во-первых, проверочные мероприятия должны быть осуществлены налоговым органом в отведенный срок (письмо Минфина № 03-02-07/1-75 от 18 февраля 2009 года). Если истек срок проверки декларации по НДС и налогоплательщик не получил решение о продлении срока проверки, то в ответ на полученное требование о представлении пояснений или документов можно ответить письмом с просьбой уточнить основание направления требований.
Во-вторых, согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (постановление Президиума ВАС № 10349/09 от 17 ноября 2009 года).
К акту, в котором приведены ссылки на мероприятия, назначенные за пределами срока проверки, рекомендуется подавать возражения, касающиеся исключения из числа доказательств тех, которые были истребованы за пределами проверки.
В данном случае значение имеет момент проведения контрольных мероприятий. Следует обратить внимание, что, например, направление требования, назначение экспертизы в течение срока проверки не всегда означает получение налоговым органом фактического результата от мероприятия в течение проверки.
Когда акт проверки составлен, то в процессе рассмотрения материалов проверки, иными словами, уже за пределами срока проверки, руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ). В рамках указанных мероприятий налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика или лиц, располагающих сведениями о нем, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу.
Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?
ФНС РФ обязывает руководителей территориальных налоговых органов контролировать соблюдение сроков, в том числе в режиме текущего мониторинга средствами автоматизированной информационной системы налоговых органов (письмо № ЕД-4-2/55 от 10 января 2019 года).
К сожалению, практика показывает, что сам по себе срок проведения камеральной проверки не является пресекательным (информационное письмо Президиума ВАС № 71 от 17 марта 2003 года).
Пропуск срока не препятствует выявлению недоимки и составлению акта.
Но есть примеры, когда в отношении камеральных проверок, продолжавшихся год и даже более, суды признавали пропуск установленного срока проведения камеральной проверки существенным нарушением. Такое нарушение может влечь отмену решения инспекции, если ей никак не будет обоснована необходимость проведения проверки за пределами срока.
Каким документом оформляется окончание проверки?
С датой окончания проверки, как и с датой начала проверки, не все ясно.
НК РФ не предусмотрено составление справки после окончания камеральной налоговой проверки. За исключением особенностей проверки декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС и акцизов, налогоплательщик не извещается об окончании проверки, если она не выявила нарушений.
Начало и окончание проверки, согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ, указываются в акте камеральной налоговой проверки, который составляется в течение 10 дней после ее окончания. Но акт составляется только при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах.
После составления акта порядок рассмотрения материалов проверки, вынесения решения и дальнейшие процедуры для камеральной и выездной проверки совпадают.
Каков порядок действий налогового органа, получившего после истечения срока проверки сведения о нарушениях налогоплательщика?
Когда нарушений не выявлено, то проверка заканчивается без составления акта.
При получении налоговым органом уже после окончания проверки доказательств допущенных налогоплательщиком нарушений, информация об обнаруженных нарушениях направляется в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий, возможного принятия обеспечительных мер в рамках уголовно-процессуального законодательства (письмо ФНС РФ № ЕД-18-15/1693 от 18 декабря 2014 года). В отношении налогоплательщика может быть назначена выездная налоговая проверка.
С учетом складывающейся практики, скорее всего, необоснованное решение нижестоящего налогового органа о возмещении НДС будет отменено вышестоящим налоговым органом.
В рамках какой процедуры вышестоящий налоговый орган может отменить принятое инспекцией решение?
В порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, без жалобы налогоплательщика.
Основанием для отмены являются статья 31 НК РФ, статьи 1, 6, 9 закона РФ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 года.
Полномочия по отмене решения нижестоящего налогового органа могут быть реализованы вышестоящим органом в пределах трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Верховного суда № 305-КГ17-5672 от 31 октября 2017 года). То есть, в 2019 году – за периоды, начинающиеся с 2016 года, и последующие.
Возможно, что отмена решения, не соответствующего НК РФ (у налогоплательщика отсутствовало право на возмещение НДС), будет проводиться в рамках процедуры, схожей с рассмотрением апелляционной жалобы. С извещением о времени и месте рассмотрения вопроса об отмене или изменения решения, принятого инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации (определение Верховного Суда № 304-КГ16-16943 от 15 декабря 2016 года). Но не обязательно, что это процедура будет соблюдаться.
На практике возможна отмена решения территориальной инспекции решением УФНС.
Другим вариантом является отмена ФНС решения УФНС, которым, в свою очередь, было отменено решение инспекции. Тем самым оставлено в силе будет решение территориальной инспекции об отказе в возмещении.
В подобных ситуациях у налогоплательщика остается право на обращение в суд. При этом дело будет рассматриваться исходя из фактических обстоятельств.
Могут ли быть пересмотрены выводы, сделанные инспекцией по итогам камеральной проверки, в ходе последующей выездной проверки?
Проведение камеральной проверки, которая не выявила нарушений, и даже проведение камеральной проверки, которая закончилась решением о возмещении налога, не запрещает налоговому органу впоследствии провести за тот же самый период выездную налоговую проверку.
Результатом такой проверки может стать доначисление недоимки, пени, штрафа. Этот вывод был сделан Конституционным судом в определении № 441-О-О от 8 апреля 2010 года.
Более того, акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени (пункт 1 письма ФНС РФ № СА-4-7/11051@ от 7 июня 2018 года).
А если в отношении результатов ранее состоявшейся камеральной проверки есть решение суда в пользу налогоплательщика?
Решение налогового органа, принятое по итогам камеральной налоговой проверки, может быть признано судом недействительным исходя из положенных в его основу фактических обстоятельств, недостаточности представленных доказательств, допущенных налоговым органом нарушений.
Однако наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки. Само по себе проведение выездной проверки не расценивается как преодоление налоговым органом решения суда, вынесенного по итогам камеральной проверки (определение Конституционного суда № 571-О от 10 марта 2016 года).
Суд по итогам рассмотрения результатов выездной проверки того же налогоплательщика за тот же период может прийти к иному выводу. С учетом собранных доказательств, он может признать обоснованным новое решение налогового органа.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх