Когда отменили есн?

Он точно также начислялся на заработную плату работника. На какой налог был заменен ЕСН?

Законные основания

С 01.01.2010 года отменен Единый социальный налог. Гл. 24 НК РФ, в которой приводились общие положения, касающиеся этого налога, утратила свою законную силу.

ЕСН был отменен, согласно Закону от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах». Этот закон заменил ЕСН на страховые взносы в Пенсионный фонд и внебюджетные фонды РФ.

С наступлением 2010 года плательщики ЕСН перешли в категорию плательщиков страховых взносов.

Единый социальный налог в 2010 году был заменен на:

Гл. 24 НК РФ, которая регулировала ЕСН, прекратила свое существование на основании п. 2 ст. 24 Закона от 24. 07. 2009 года № 213-ФЗ.

Предприятия уплатили последний авансовый платеж по ЕСН до 15.01.2010 года. Так они рассчитались с бюджетом по этому налогу. После этого начались камеральные проверки.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 1

Полученные в ходе этих проверок сведения, налоговики передали в ПФР, который теперь был «ответственным» за уплату взносов.

Чем заменен единый социальный налог с начала 2010 года? Вместо ЕСН работодатели теперь должны уплачивать взносы:

  1. Пенсионный фонд. Здесь все так же как и раньше – отдельно идут отчисления для лиц, родившихся до 1966 года и лиц, родившихся после 1967 года.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь идет «разветвление» на уплату взносов в федеральный фонд и территориальный.

Теперь работодатель будет заполнять на один платежный документ меньше, так как исчезли платежи в федеральный бюджет.

Ранее ЕСН взимался единой суммой налога, а затем распределялся по фондам. Теперь же в каждый фонд нужно платить отдельно. Отмена ЕСН привела в повышению процентной ставки по взносам.

Какая ставка по ЕСН применяется ИП можно узнать в статье: ЕСН для ИП.

Все о регрессивной ставке ЕСН .

ЕСН составлял 26% от фонды оплаты труда на предприятии. Переход на страховые взносы по фондам привел к увеличению тарифа до 30% от фонда зарплаты. В 2020 году планируется повышение до 34%.

Кроме того, ставки по ЕСН имели регрессивную шкалу – то есть чем больше сумма совокупного дохода за год, тем меньшая сумма взносов будет уплачена. Теперь же ставки для все фиксированные.

Такое повышение вызвало негативную реакцию среди предпринимателей, имеющих наемных работников и среди лиц, занимающихся частной практикой.

ПФР

Ставки на взносы в ПФР, так же как и в другие фонды начали расти с начала 2010 года.

Налогоплательщики, который применяют общий режим налогообложения, в 2010 году отчисляли 20% от фонда заработной платы в этот фонд. С 2011 года и в последующие годы ставка взносов составляет 26%.

Налогоплательщики, применяющие льготные режимы налогообложения, такие как УСН и ЕНВД, в 2010 году платили 14% от фонда оплаты труда, а в 2011 году и далее уже 26%.

Для плательщиков единого сельхозналога ставка по взносам в ПФР увеличивалась постепенно каждый год:

  • в 2010 году – 10,3% от фонда оплаты труда;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2020 годах – 21%.

Для резидентов особых экономических зон в нашей стране, ставка также повышается плавно:

  • в 2010 году – 14% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2012 и 2013 годах – 21%

Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, ставки по взносам в ПФР следующие:

  • в 2010 году – 15,8% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2020 годах – 21%.

В 2020 году все налогоплательщики без исключения обязаны уплачивать в Пенсионный фонд 26% от фонда оплаты труда на своем предприятии. Преимуществ в оплате взносов не останется.

Взносы в ПФР предназначены для формирования пенсионных накоплений граждан нашей страны. Такая обязанность возложена на работодателя.

ФСС

ФСС – это фонд социального страхования населения нашей страны.

Это государственный внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства для оплаты больничных листов по разным основаниям:

  • по материнству;
  • по болезни;
  • по профзаболеваниям и несчастным случаям на производстве;
  • обеспечение льготников путевками на лечение;
  • и другое, что входит в функции ФСС.

В 2010 году взносы в ФСС уплачивали только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения. С 2011 года ставка по взносам составила 2,9% от фонда паты труда.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый сельхозналог и для резидентов особых экономических зон, ставки по уплате взносов в этот фонд росли постепенно:

  • в 2010 годы – 0% от фонда по зарплате;
  • в 2011 и 2012 годах – 1,9%;
  • в 2013 и 2020 годах – 2,4%.

С 2020 года все налогоплательщики обязаны отчислять 2,9% от своего фонда по зарплате в фонд социального страхования.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 2

ФОМС

ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования, он также является государственным и внебюджетным фондом нашей страны. Он создан для финансирования медицинского обслуживания населения.

Благодаря средствам, которые работодатели перечисляют в этот фонд, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Деятельность фонда регулируется Законом от 29. 11. 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Этот фонд делится на федеральный и территориальный. Работодатели отчисляют средства в оба эти фонда, формируя тем самым средства для обеспечения «бесплатности» мед. обслуживания.

Федеральный фонд создан для контроля за оказанием бесплатной медицинской помощи на государственном уровне.

За счет средств этого внебюджетного фонда создаются различные государственные программы. Кроме этого, основной функцией этого фонда является регулирование средств в территориальных фондах.

Сведения по всем застрахованным лицам нашей страны, а также по всем медицинским учреждениям, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы по обязательному страхованию, находятся именно в этом фонде.

Территориальный фонд регулирует распределение средств по программе обязательного медицинского страхования в каждом отельном субъекте РФ.

ФОМС каждого субъекта РФ отчитывается перед федеральным фондом за распределение средств среди медицинских учреждений.

Работодатели отчисляют средства в оба этих в фонда в процентах от фонда заработной платы.
В 2010 году, после отмены ЕСН, средства в ФОМС отчисляли только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения.

В федеральный фонд они отчисляли 1,1% от ФОТ, а в территориальный – 2%. С 2011 года все остальные налогоплательщики стали производить отчисления.

«Упрощенцы» и «вмененщики» с 2011 года выплачивают 2,1% и 3% соответственно в федеральный и территориальный фонды.

Для резидентов особых экономических зон, а также для тех, кто уплачивает сельскохозяйственный налог, рост тарифов по этим взносам происходил постепенно:

  • в 2011 и 2012 годах – 1,1% и 1,2% соответственно в федеральный и территориальный ФОМС;
  • в 2013 и 2020 годах – 1,6% и 2,1%.

С 2020 года все налогоплательщики будет отчислять в ФОМС 2,1% от ФОТ в федеральный фонд и 3% в территориальный. То есть общая сумма отчислений в ФОМС равна 5,1% от ФОТ.

Последствия замены

В каком году отменили ЕСН? В 2010 году его уже не уплачивали. За почти 5 лет существования обязательных страховых взносов они не оправдали себя.

Во-первых – сумма отчислений значительно выросла, тем самым увеличив налоговое бремя на субъектов экономической деятельности.

С 2020 года все налогоплательщики будут уплачивать одинаковые тарифы по взносам в ФПР и внебюджетные фонды.

Льготникам также увеличат ставку с 20% до 26% от ФОТ. Это связано с тем, что количество трудоспособного населения сокращается – с каждым годом становится все больше пенсионеров, которых необходимо содержать за счет средств работающих граждан.

Именно этим и обусловлен рост общей ставки тарифов до 34%.

Когда уплачивали ЕСН, он отчислялся единой суммой от фонда зарплаты. Существовали такие выплаты, с которых ЕСН не отчислялся. Сейчас эти выплаты отнесены к заработному фонду.

Следовательно, увеличилась база по отчислениям, что также привело к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

С каждым годов увеличивается максимальная сумма выплат, с которых происходит отчисление. В 2020 году эта сумма составила 624 000 рублей.

С 01.01.2014 года работодатели, у которых есть вредное или опасное производство, должны перечислять работникам, которые трудятся в таких условиях дополнительный выплаты.

Какой размер ЕСН в 2020 году? Узнайте в статье: ставки ЕСН.

Узнать о льготах по земельному налогу ветеранам труда федерального значения .

Как рассчитать налог на имущество .

Эти выплаты составляют 6% и 4% от зарплаты работника соответственно в зависимости от класса вредности. Эти отчисления идут в ПФР, компенсируя тем самым досрочный выход на пенсию таких работников.

Такого не было при уплате ЕСН. Если говорить в целом, то у работодателей только негативные впечатления от такой замены.

В связи с этим эксперты прогнозируют скорое возвращение ЕСН, как налога. Пока не ясно как будет происходить переход, и будет ли от это целесообразно, но страховые взносы не оправдали себя.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 3

Основной причиной возврата к ЕСН эксперты считают неоправданность страховых взносов, как замены ЕСН. Несмотря на переход от регрессивной ставки к постоянной.

И увеличению суммы отчислений с 26% до 34%, это не сбалансировало пенсионную систему нашей страны.

Такие меры привели к увеличению налогового бремени на работодателей, и стали причиной роста доли «серых» зарплат.

Возврат к ЕСН положительно воспринят работодателями, хотя сейчас еще не совсем понятно, что это даст каждому отдельному работнику, работодателю и стране в целом.

В 2020 году планируется повысить общий процент отчислений с 30% до 34%, льготникам же придется отчислять вместо 20%-26%.

Предыдущая статья: ЕСН для ИП Следующая статья: Начисление ЕСН

Единый социальный налог знаком многим российским предпринимателям не понаслышке. До 2010 года его платили вместо страховых взносов, и его отмена была воспринята негативно. Сейчас в высших кругах заговорили о возврате ЕСН. Вспомним, каким был социальный налог, и в чем его отличие от страховых взносов в социальные фонды. Все бизнесмены обязаны платить налоги. Их экономический смысл состоит во взаимоотношении любых граждан и хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства -с другой стороны, направленном на формирование государственных финансов. Нормативное определение налогов дано в статье 8 Налогового кодекса РФ:
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Все налоги носят императивно-обязательный характер, являются индивидуальными и безвозмездными со стороны плательщиков, при их уплате происходит одностороннее изъятие части собственности налогоплательщика и переход ее к государству. Средства, поступившие в виде налогов, направляются на финансирование деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому налоги делятся на федеральные и местные. От сбалансированности налоговой системы страны зависит не только наполняемость бюджета, но и общий деловой климат. Инвесторы стремится туда, где меньше налоговое бремя, а сами налоги проще и прозрачнее.
Эти, казалась бы, прописные истины выглядят иначе, когда возникает экономический кризис и требуется пересмотр сложившейся налоговой системы. Такой пересмотр может принести бизнесу как положительные перемены, так и наоборот — загнать его в тень. Можно сказать, что единый социальный налог, о котором заговорили чиновники, является как раз таким инструментом.

Что такое единый социальный налог?

Единый социальный налог был введен в России в 2001 году. Он заменил обязательные для всех работодателей и граждан взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования. ЕСН обязали платить всех работодателей осуществляющих выплаты наемным работникам индивидуальных предпринимателей и граждан. Все платежи по ЕСН разделялись на несколько направлений:

  • единый социальный налог, уплачиваемый в Федеральный бюджет;
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд социального страхования (ФСС);
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд медицинского страхования (ФМС);
  • страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в Фонд социального страхования (ФСС);
  • страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд.

Работодатели платили ЕСН, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. А на долю индивидуальных предпринимателей и адвокатов пришелся ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Ставки ЕСН были дифференцированы в зависимости от фонда заработной платы, организационно-правовой формы и даже вида деятельности работодателей. Однако, большинство работодателей уплачивали налог по нижней шкале.

Сравнение ЕСН в 2010 году и страховых взносов в 2015 году
Ряд работодателей был освобожден от уплаты ЕСН. Среди них:

  • Организации, выплачивающие вознаграждения работникам-инвалидам 1,2 и 3 группы, не превышающие в течение налогового периода 100 тысяч рублей по каждому работнику.
  • Общественные организации инвалидов, с количеством трудоустроенных инвалидов и их законных представителей не менее 80%, а также их региональные и местные отделения.
  • Организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
  • Образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, научные, информационные и прочие социальные учреждения, а также организации, созданные для оказания правовой и другой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
  • При этом льготы не распространялись на организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.

Страховые взносы

Просуществовав 9 лет, ЕСН опять уступил место обязательным страховым взносам во внебюджетные фонды. С 2010 года работодатели стали начислять такие взносы на все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Регулирование уплаты страховых взносов определено в Федеральном законе N 212-ФЗ. Перечисление социальных взносов в федеральный бюджет было полностью отменено и все средства сосредоточились в бюджетах ПФР и ФСС.
В 2015 году в систему страховых взносов были внесены значительные коррективы, затронувшие как особенности их расчета, так и уплату. В частности, изменились требования к среднесписочной численности работников, расчет суммы взносов теперь должен осуществляться с учетом копеек, определены требования к обложению страховыми взносами выходного пособия, а также ряд других изменений.
Но главный принцип страховых взносов сохранился: все средства, перечисляемые работодателями, попадают в непосредственно в ПФР и ФСС и потом распределяются на пенсии, пособия и выплаты в пользу застрахованных лиц. При этом существует возможность для разделения пенсионных взносов на страховые и накопительные. Пенсионный фонд России самостоятельно администрирует сбор взносов и распределение полученных средств. Аналогичные права имеет Фонд социального страхования. Все неиспользованные средства остаются в распоряжении внебюджетных фондов.

Перспективы возврата социального налога

Сразу же после перехода Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования под управление Минфина, Федеральная налоговая служба объявила о реформировании сложившейся системы социальных взносов. По задумке налоговиков, вместо разных взносов в ПФР, ФСС и ФОМС работодатели должны платить единый взнос. Этот взнос не должен зависеть от фонда оплаты труда работников и будет контролироваться одним органом.

Казалось бы, такая инициатива ФНС является первым шагом на пути к возврату ЕСН, уже анонсированному некоторыми чиновниками. Но это не совсем так. Сама налоговая служба пояснила, что объединение социальных взносов не должно изменить их основную суть, а также порядок учета и распределения. Ведь при страховых взносах собранные средства целиком поступают в бюджеты соответствующих фондов и распределяются ими в зависимости от потребностей. В случае с социальным налогом деньги поступают в бюджет и подлежат распределению оттуда на общих основаниях.
Именно способ распределения средств вызвал наибольшее беспокойство у экспертов, когда впервые заговорили о возврате социального налога. Совокупный бюджет социальных фондов на 2016 год составляет 5,9 трлн рублей, или 7,5% ВВП. Доходная часть федерального бюджета на 2016 год утверждена в размере 13,7 трлн рублей, или 17,5% ВВП. Это значит, что внебюджетные средства составляют почти половину общероссийского бюджета.

Распределение социальных средств при ЕСН и страховых взносах
Правда, такая проблема не сильно волнует самих бизнесменов. Им, по большому счету, важнее не то, куда пойдут их деньги (которые все равно придется заплатить), а то, каким образом их будут администрировать. Практика показывает, что удобнее, когда администрирование и сбор средств осуществляет одна структура, а не две, три или четыре. Поэтому, если речь идет об объединении всех взносов в один, без увеличения ставки, то предприниматели готовы это поддержать.

Как выяснили журналисты, чиновники собираются не просто объединить все социальные взносы в один, но и изучить возможность введения дополнительного платежа в Пенсионный фонд в размере 2%, который будут уплачивать сами граждане. Кроме того, глава российского Правительства Дмитрий Медведев поручил Минтруда, Минфину и Минэкономразвития «проработать вопросы: начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов; введения соплатежа застрахованных лиц при уплате взносов». Это значит, что страховые взносы с высоких зарплат, которые уплачивают работодатели, также могут быть увеличены.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев опроверг факт обсуждения правительством таких инициатив, хотя и не отрицает само существование подобных идей.

Однако, как показывает практика, такие заявления зачастую не соответствуют действительности, поскольку делаются чиновниками тогда, когда вопрос еще «висит в воздухе» и не решен окончательно. Как известно, власти ввели мораторий только в отношении налоговой нагрузки для бизнеса. А страховые взносы, пока они еще не стали ЕСН, к налогам не относятся. Поэтому, можно сказать только о том, что уже в 2017 году бизнесу придется привыкать к единому социальному взносу и новым «старым»функциям ФНС, а вот станет ли этот взнос налогом, чиновники еще не решили.

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Значительно возросла нагрузка на налоговые органы.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей. А после передачи страхвзносов под контроль ФНС, эти правила регламентиует Налоговый кодекс РФ:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным.
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ. Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011–2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

О том, как эти 30% распределены по фондам, читайте в статье «Из чего складываются 30,2% страховых взносов?».

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в 2016 году активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. С 2017 года вступил в действие закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополнил часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавлил страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, с 2017 года контролирует взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы переданы под контроль налоговых органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх