Коллективный договор

Введение
1. Понятие и источники трудового права
2. Трудовой кодекс Российской Федерации – главный источник трудового права
3. Коллективный договор как источник трудового права
4. Соглашения как специфические договорные источники трудового права
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что правовое регулирование трудовых отношений с каждым годом становится все более сложным, насыщенным, широко развернутым и детально проработанным. С развитием рыночной экономики существенно повышается роль правового регулирования трудовых отношений, представляющих собой ее организационную основу. При этом в условиях достаточно разветвленной системы действующих нормативных правовых актов базисом правового регулирования трудовых отношений необходимо является Трудовой кодекс Российской Федерации, который по праву можно назвать трудовой конституцией страны, фундаментом рыночных отношений.

Кодификация играет чрезвычайно важную роль в развитии права в целом и представляет собой наиболее радикальный способ систематизации законодательства, особый вид правотворчества. Цель кодификации состоит в обеспечение единого, упорядоченного нормативного регулирования определенного вида отношений, в результате которого имеет место системное развитие законодательства в определенной сфере. Это в полной мере относится и к Трудовому кодексу Российской Федерации, объединившему в себе в соответствии с принципом преемственности разрозненный нормативный материал прежнего законодательства, если он отвечал требованиям общественного развития, и новый нормативный материал, позволяющий упорядочить общественные отношения, изменившиеся с изменением вектора экономического развития страны. Однако Трудовой кодекс, является не единственным, хотя и главным источником трудового права.

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах, имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т.д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

1. Понятие и источники трудового права

Трудовое право — это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, т.е. общественные формы труда. С этой точки зрения, труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.

Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми.

К ним относятся:

— отношения между работником и работодателем;

— организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;

— отношения по перераспределению рабочей силы;

— отношения по поводу занятости и трудоустройства;

— отношения, связанные с возмещением материального ущерба;

— процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.

Трудовым отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство сторон. Однако трудовые отношения помимо этого связаны с властно-распорядительными отношениями между работником и руководящими органами предприятия, что создает ситуацию неравенства сторон и сближает трудовые отношения с административными. В то же время трудовые отношения в гораздо большей степени строятся на гражданско-правовой основе, а юридическое неравенство сторон трудовых отношений проявляется не столько в зависимости работника от администрации предприятия, сколько в государственных гарантиях защиты интересов работников перед работодателем.

Трудовое право характеризуется сочетанием централизованного и локального регулирования. В локальных актах, принимаемых по соглашению сторон, определяются распорядок рабочего дня, устанавливается время отдыха (перерыва), согласуются графики отпусков и другие вопросы, детально регламентирующие условия труда работников. Важно, чтобы нормы локальных актов не противоречили федеральному законодательству.

Специфика методов трудового права проявляется также в характере санкций, применяемых как средство исполнения обязанностей сторон трудовых отношений. Применение санкций и защита прав работников осуществляются во внесудебном порядке, за исключением вопросов, связанных с восстановлением на работе работников. Меры ответственности по трудовому праву имеют имущественно-дисциплинарный характер. К ним относятся замечание, выговор, лишение премиальной оплаты и другие неблагоприятные последствия вплоть до увольнения или освобождения от должности.

Источники трудового права представляют собой акты, содержащие правовые нормы, посредством которых регулируются трудовые отношения. Источники трудового права подразделяются на федеральные и локальные.

К федеральным источникам относятся:

1. Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства;

2. Федеральные законы, содержащие нормы трудового права;

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря2001 г. (ФЗ РФ №197-ФЗ);

4. Нормативные указы Президента РФ, направленные на регуляцию трудовых отношений;

5. Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет трудового права;

6. Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации;

7. Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.

Следует отметить, что акты Пленума Верховного суда РФ сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменять старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный суд РФ может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

К локальным источникам трудового права относятся:

1. Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

2. Правотворчество органов местного самоуправления;

3. Правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

4. Коллективные договоры и соглашения;

5. Трудовые договоры;

6. Приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений.

Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда (МОТ). Российская Федерация признала действие на своей территории 52 конвенций МОТ.

К принципам трудового права относятся:

— принцип свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду;

— принцип равного вознаграждения за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации;

— принцип недопустимости ухудшения положения работников ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством о труде.

Функции трудового права определяются задачами, стоящими перед трудовым законодательством. Эти задачи изложены в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Поставленные в этой статье задачи в большей степени носят декларативный характер. Исходя из задач, поставленных ТК РФ, можно выделить две функции трудового права: регулятивную и содействующую.

Регулятивная функция распространяет свое действие на трудовые и связанные с ними отношения.

Содействующая функция состоит в том, что трудовое право не непосредственно выполняет ее, а совместно с другими социальными институтами (правовыми и не правовыми). Трудовое право призвано содействовать росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности материального производства, подъему материального и культурного уровня жизни населения, укреплению трудовой дисциплины. К этому можно добавить, что трудовое право содействует созданию рынка рабочей силы для обеспечения нужд производства.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации – главный источник трудового права

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря, одобрен Советом Федерации 26 декабря и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 года. С 1 февраля 2002 года он вступил в силу. За всю историю России это четвертый кодекс. Предыдущие акты назывались кодексами законов о труде и были приняты в 1918, 1922 и 1971 гг. Последний просуществовал в России около 30 лет.

Сохраняя определенную преемственность норм, Трудовой кодекс РФ существенно отличается от всех предыдущих российских кодифицированных актов в сфере труда по своей структуре и содержанию, по месту и роли в системе регулирования трудовых отношений, по своим целям, по способам реализации и защиты его положений, а также значительным количеством отдельных норм, изложенных в нем.

Трудовой кодекс РФ значительно расширил общие положения, на федеральном уровне закрепил в систематизированном виде социальное партнерство в сфере труда. Характерным является и то, что он усиливает отраслевую принадлежность норм трудового права. Кроме того, он содержит много новых и важных положений, относящихся ко всем институтам российского трудового права.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений — это главные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства и политику государства в его развитии по установлению и применению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников, работодателей и других субъектов трудового права.

Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права, поскольку кратко отражают суть норм данной статьи.

В ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет большое значение в современный период, то есть в условиях перехода к рынку труда. Повышается роль договорного регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.

Вторая цель трудового законодательства — создание благоприятных условий труда. В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением, прежде всего, охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве.

Третья цель — защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами. Сюда следует отнести, прежде всего, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

Принципы трудового права впервые легально сформулированы в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс (ч. 8 ст. 5 Трудового кодекса РФ). По своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение первого среди равных. Статья 5 Кодекса диктует приоритет применения норм Кодекса, а не федеральных законов, ущемляющих трудовые права в сравнении с ним. Суды не наделены правом признавать некодифицированный федеральный закон противоречащим кодифицированному федеральному закону. Поэтому в каждом конкретном случае применения федерального закона, нарушающего трудовые права, закрепленные в Кодексе, эти действия могут быть обжалованы в судебном порядке. Здесь предметом судебного разбирательства становится нарушение прав конкретного лица путем применения федерального закона, противоречащего Кодексу.

В ходе разработки нового Кодекса удалось сохранить его преемственность с ранее действовавшим КЗоТ, которая нужна для создания устойчивости в регулировании трудовых отношений. Она прослеживается по ряду направлений, и, прежде всего, по структуре: на смену главам пришли разделы, в КЗоТ — 18 глав, в Трудовом кодексе — 14 разделов. Преемственность наблюдается и по содержанию: многие положения старого Кодекса в том или измененном виде перешли в новый. Принятие Трудового кодекса РФ означает завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Однако наряду с достоинствами Трудового кодекса имеет противоречия, недостатки, нечеткие формулировки, пробелы.

3. Коллективный договор как источник трудового права

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются его сторонами, то есть представителями, имеющими надлежащим образом оформленные полномочия заключать коллективный договор от имени работников организации, филиала, представительства и работодателя.

В ч. 2 ст. 41 ТК РФ дан примерный перечень вопросов, по которым стороны могут включить взаимные обязательства в коллективный договор.

К их числу относятся:

— формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплата пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных в коллективном договоре;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха, включая предоставление и продолжительность отпусков;

— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

— отказ от проведения забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

Данный перечень вопросов, который может быть решен в коллективных договорах, не является исчерпывающим. В коллективном договоре могут появиться и иные вопросы. В ч. 4 ст. 41 ТК РФ говорится о том, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Содержание коллективного договора по перечисленным и иным вопросам предполагает наличие совокупности прав и обязанностей работников и работодателей, а также их представителей. Права и обязанности сторон коллективного договора носят корреспондирующий характер.

Поэтому обязанности работодателя корреспондирует право работников и их представителей требовать исполнения данной обязанности. И, наоборот, обязанности работников, их представителей корреспондирует право работодателя и его представителей требовать исполнения данной обязанности.

Однако при установлении в коллективном договоре взаимных прав и обязанностей работников, работодателя, их представителей должны быть соблюдены требования действующего законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут быть установлены льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В ч. 2 ст. 9 ТК РФ запрещено включать в коллективный договор условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В связи с изложенным возложение на работников дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены действующим трудовым законодательством, следует рассматривать как ограничение гарантированных им законодательством прав.

Поэтому возложение на работников дополнительных обязанностей может быть признано законным условием коллективного договора лишь в том случае, если работодатель компенсирует данное ограничение предоставлением дополнительных в сравнении с законодательством льгот и преимуществ работникам.

Насколько такие льготы и преимущества компенсируют дополнительные обязанности работников, будут решать индивидуально каждый работник при применении к нему условий коллективного договора, а также представители работников, которые могут обжаловать такие условия в установленном законодательством порядке.

В свою очередь возложение дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей на работодателей, которые корреспондируют в дополнительные права работников, их представителей, не противоречит трудовому законодательству. Непременным условием возложения таких обязанностей, превращающихся в права работников, является их финансирование за счет средств работодателя.

Таким образом, включение в коллективный договор взаимных прав и обязанностей работников и работодателей не может ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и действующими в организации соглашениями.

Условия коллективного договора могут носить нормативный характер, то есть действовать в течение срока коллективного договора и распространяться на неопределенный круг работников. К числу таких условий, например, может быть отнесена обязанность работодателя увеличивать в течение срока действия коллективного договора размер заработной платы работников в соответствии с ростом индекса потребительских цен в регионе.

Данное условие будет действовать в течение всего срока коллективного договора, и распространяться на неопределенный круг лиц, так как право на данное повышение получат и работники, поступившие на работу в организацию после заключения коллективного договора. Поэтому круг лиц, на которых будет распространяться данное условие коллективного договора, не может быть определен исчерпывающим образом.

Условия коллективного договора могут носить обязательственный характер. Такие условия прекращают свое действие с момента реализации. К примеру, работодатель может принять на себя обязательство построить дом отдыха для работников организации. Данное условие коллективного договора исчерпает себя после введения в эксплуатацию дома отдыха.

Как уже отмечено, структуру коллективного договора определяют его стороны, то есть полномочные представители работников и работодателей. В структуре коллективного договора, например, могут быть выделены нормативные и обязательственные условия, обязанности работодателя и корреспондирующие им права работников, обязанности работников, корреспондирующие им права работодателя, а также компенсации работникам за возложение дополнительных по сравнению с действующим законодательством обязанностей. Структура коллективного договора должна служить более продуктивному применению его положений.

Поэтому она должны быть определена сторонами коллективного договора, которые и будут заниматься реализацией содержащихся в нем положений.

О нормативном характере коллективного договора позволяют говорить также следующие особенности:

— правом на его принятие обладают работники и работодатель, их представители;

— он принимается после проведения коллективных переговоров;

— действует в течение определенного периода времени (заключается на срок не более трех лет). Начальный момент действия договора связывается с подписанием его сторонами либо с днем, установленным в самом договоре. По истечении указанного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий;

— занимает особое место в иерархии источников трудового права и выполняет специфическую роль в правовом регулировании трудовых отношений;

— защита прав, предусмотренных этим актом, осуществляется в судебном порядке. При этом если нарушаются права одного работника, то для защиты используется процедура индивидуального трудового спора, если положения договора не выполняются по отношению ко всему коллективу работников, может возникнуть коллективный трудовой спор.

Следовательно, коллективный договор как источник права закрепляет локальные нормы права, которые распространяются только на конкретную организацию. Локальные нормы права, которые содержатся в коллективном договоре, обладают всеми свойствами, характерными для правовых норм вообще, а именно: они обязательны для исполнения; рассчитаны на многократное применение; распространяются на неопределенный круг лиц. Вместе с тем нормативные положения коллективного договора имеют ограниченные сферу действия и круг субъектов, на которые распространяется их действие, что отличает коллективный договор от других источников трудового права.

Таким образом, коллективный договор имеет смешанную юридическую природу и сочетает в себе обязательственные и нормативные условия. В создании нормативных положений коллективного договора принимают участие представители работников и работодателя. Наличие нормативных условий в содержании коллективного договора позволяет в этой части отнести коллективный договор к числу источников трудового права. При этом нормативные положения (условия) коллективного договора признаются источниками трудового права социально-партнерского (договорного) характера, занимающими место на уровне источников социального партнерства в конкретной организации, предваряя иные локальные нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения.

4. Соглашения как специфические договорные источники тру­дового права

В последние годы в связи с переходом на рыночные формы ведения народного хозяйства появились качественно новые ис­точники трудового права — генеральные, региональные, межотрас­левые, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, терри­ториальные и иные соглашения. Это — договорные акты, заключае­мые на двусторонней или трехсторонней основе, которые выра­жают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной в таких соглашениях может выступать соответствующий компетентный орган государственного управления.

Соглашения как специфические договорные источники тру­дового права характеризуются тем, что они исходят не от органов государственной власти и управления, а от субъектов обществен­ных трудовых отношений и их представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и рабо­тодателями. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда.

Указанные выше соглашения, могут предусматривать положения:

— об оплате, условиях, охране труда, режиме труда и отдыха;

— о механизме оп­латы труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

— о доплатах компенса­ционного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

— о содействии занятости, переобучения работ­ников;

— об обеспечении экологической безопасности и охране здо­ровья работников на производстве;

— о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

— о соблюде­нии интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

— о льготах предприятиям, создаю­щим дополнительные рабочие места с использованием труда ин­валидов, молодежи (в том числе подростков);

— о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.

В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законо­дательству. При этом важно подчеркнуть, что в тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различ­ных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работ­ников условия соглашений.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта гене­рального соглашения образуется постоянно действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители федераль­ных органов государственной власти, общероссийских объедине­ний профсоюзов и представителей общероссийских объединений работодателей. Положение об этой комиссии и координатор ко­миссии утверждаются Президентом РФ.

Применительно к юридической иерархии источников трудо­вого права соглашения стоят между законодательными (централи­зованными) и локальными нормативными актами, то есть зани­мают промежуточное положение.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашения, регулирующие трудовые отношения, могут заключаться на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях. Заключенные между полномочными представителями работников и работодателей соглашения являются источником трудового права, поскольку они рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

При заключении соглашений на федеральном уровне должно быть соблюдено правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с федеральным законодательством. В частности, льготы и преимущества работников, гарантированные федеральным законодательством, не могут быть отменены или уменьшены при заключении соглашений.

Соглашения, заключаемые на уровне субъектов Российской Федерации, должны соответствовать федеральному и региональному законодательству, в них следует учитывать льготы и преимущества, предусмотренные при заключении соглашений на федеральном уровне.

В региональных соглашениях также могут быть предусмотрены дополнительные по сравнению с федеральным и региональным законодательством права работников, реализация которых обеспечивается участниками соглашений.

Соглашения могут быть заключены на территории юрисдикции органов местного самоуправления. Такие соглашения называются территориальными. Территориальные соглашения должны соответствовать федеральному и региональному законодательству. В их содержании также могут появляться дополнительные в сравнении с федеральным и региональным законодательством льготы и преимущества работников.

Наличие такого источника права, как соглашение, является еще одной особенностью источников трудового права, поскольку в других отраслях права подобных источников не имеется.

Заключение

Подводя итог работе можно сказать о значительном изменении всей законодательно-нормативной базе страны. Задача нормотворческих органов состоит в том, чтобы обновить общие положения трудового законодательства, привести их в соответствие с существующими экономическими реалиями, а так же достаточно подробно решить вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями, на базе социального партнерства и учета обеих сторон трудового договора.

Таким образом изменение социально-экономической обстановки в стране повлекло за собой значительное изменение законодательства, а следовательно и источников трудового права.

Трудовое право как система юридических норм, регулирую­щих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроиз­водственных структурах — предприятиях, объединениях, инсти­тутах, кооперативах, учреждениях и т.д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам обществен­ной организации труда, находиться между собой в определен­ной субординационной зависимости.

Создание в России рыночной экономики требует разработки прочной правовой базы, которая гарантировала бы основные трудовые права работников.

В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку труда, интеграции национальной экономики в мировую систему важной задачей становится реформа трудового законодательства. В стране наблюдается бурный процесс обновления действующего трудового законодательства.

Надо полагать, что и в дальнейшем структура занятости будет меняться, что приведет к появлению новых нестандартных форм организации труда, к которым невозможно будет применять Трудовой кодекс в полном объеме, и понадобятся специальные правила для регламентации особых видов трудовой связи.

В качестве итога выделим основную тенденцию развития трудового законодательства — это поиск адекватных правовых механизмов для достижения установленных в ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целей в условиях становления постиндустриального общества с его новыми социальными технологиями и интеграции России в мировые глобальные процессы.

Список литературы

I. Нормативные акты

  1. Конституция РФ от 12 декабря1993 г.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря2001 г.

II. Учебная и специальная литература

«Отдел кадров коммерческой организации», 2009, N 4

Коллективный договор и его значение для организации

Трудовым кодексом коллективный договор определяется как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40). Трудовое законодательство содержит прямое предписание о закреплении в таком договоре ряда нормативных положений организации (около 70 статей в ТК РФ). Поскольку заключение коллективного договора не обязательно, требования трудового инспектора предъявить его будут не обоснованы, пока ни одна из сторон не изъявила желание вступить в переговоры по созданию этого договора. Так как коллективный договор является важнейшим внутренним локальным нормативным актом, содержащим обязательства работодателя и коллектива, следует четко понимать, зачем он нужен работодателю, какова процедура его подготовки и принятия, подлежит ли он регистрации и т.д.

Для чего заключать коллективный договор?

Некоторые работодатели полагают, что коллективный договор заключается только для работников, чтобы установить им дополнительные гарантии, компенсации и льготы. Но такое мнение ошибочно. Коллективный договор позволяет руководству организации не только улучшить некоторые условия трудовых отношений, но и о себе позаботиться, так как довольно часто в нормативных актах имеются ссылки, позволяющие учесть расходы при исчислении некоторых налогов, если они предусмотрены коллективным договором.

Рассмотрим положительные стороны заключения коллективного договора.

Коллективный договор позволит сократить объем кадрового документооборота, ведь в крупных организациях руководитель не контактирует непосредственно с каждым работником и не имеет возможности оговорить все аспекты трудовых отношений в трудовом договоре с каждым. Ведь если все включать в состав трудового договора, он расширится до неузнаваемости. Поэтому целесообразно взаимодействие с сотрудниками осуществлять через коллективный договор, а в трудовых договорах сделать ссылку на общие правила.

Следующий положительный момент в заключении коллективного договора — снижение налоговой базы по налогу на прибыль, если в документе предусмотрены расходы на бесплатное или льготное питание, на оплату проезда к месту работы и обратно на общественном транспорте или служебном автобусе, надбавки к тарифным ставкам и окладам, премии за достижения в труде, доплаты в повышенном размере за совмещение, работу в выходные и праздничные дни, выходные пособия при расторжении трудового договора (ст. ст. 250, 255, 270 НК РФ). Получается, что коллективный договор является доказательством обоснованности затрат организации. Минфин, разъясняя в Письме от 13.05.2008 N 03-03-06/1/305 возможности учета затрат на выплату выходного пособия при увольнении по основанию, не прописанному в ТК РФ, при формировании базы по налогу на прибыль, также стимулирует работодателя к заключению коллективного договора.

Содержание и структура коллективного договора

Коллективный договор должен определять основные положения регулирования трудовых отношений в организациях любых форм собственности. Статья 41 ТК РФ говорит, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, однако в ней приведен примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут быть включены в коллективный договор:

— формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом уровня инфляции или выполнения показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха;

— улучшение условий и охраны труда работников;

— соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— частичная или полная оплата питания работников;

— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

— другие вопросы, определенные сторонами.

При определении содержания коллективного договора стоит помнить, что в силу ст. 9 ТК РФ он не может содержать условий, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работника трудовым законодательством. Поэтому, если такие условия включены в него, они недействительны.

Содержание коллективного договора может быть различным. Например, в него могут войти статьи, связывающие величину заработной платы работников с финансовым положением организации и ее положением на рынке.

Трудовое законодательство предусматривает возможность включения в коллективный договор положений, обязательных для исполнения работодателем. Например, ст. 196 ТК РФ обязывает работодателя создавать необходимые условия работникам для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Вместе с тем некоторыми возможностями Трудовой кодекс позволяет работодателю воспользоваться лишь при условии закрепления их в коллективном договоре. Так, ст. 94 ТК РФ позволяет увеличить продолжительность ежедневной работы или смены (по сравнению с установленной ТК РФ) для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда.

При составлении коллективного договора обратите внимание на действующие генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое, территориальное или иные соглашения, которые могут распространяться на организацию (ст. 45 ТК РФ). Если работодатель не направлял в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению в соответствующий орган исполнительной власти мотивированный отказ, то положения таких соглашений должны быть учтены в коллективном договоре.

К сожалению, коллективный договор зачастую рассматривается как чисто формальный акт. Это происходит из-за неумения использовать имеющиеся возможности. При заключении коллективного договора не стоит забывать и о реальности взятых на себя обязательств. Очень часто руководитель организации берет на себя определенные социальные обязательства перед работниками, полагаясь на будущую прибыль, но в условиях экономической нестабильности такие надежды не всегда оправдываются.

Важно не введение в коллективный договор для работников как можно большего числа дополнительных по сравнению с законодательством гарантий и компенсаций, а их правильный подбор с учетом реальных социальных проблем в данном регионе, в данной организации.

О чем не стоит забывать в коллективном договоре

Во исполнение ст. ст. 92, 117 ТК РФ и чтобы защитить права на безопасный труд не только работников тех категорий, которые предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день <1>, Правительство РФ в Постановлении от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» предоставило право работодателю устанавливать сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю), а также предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск данной категории работников (не менее семи календарных дней) по результатам аттестации рабочих мест <2>. Целесообразно именно в коллективном договоре зафиксировать наименования профессий и должностей, которым полагаются вышеназванные льготы, и установить их конкретную величину, так как в дальнейшем это позволит избежать споров с контролирующими органами о предоставлении гарантий и компенсаций определенным категориям работников.

<1> Утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (применяется в части, не противоречащей ТК РФ).

<2> Приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, предусмотрена еще и оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством (ст. 147 ТК РФ). Согласно Типовому положению об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда <3>, размер доплат за работу с тяжелыми и вредными условиями повышается до 12%, а с особо тяжелыми и вредными условиями — до 24% ставки (оклада). Такие доплаты устанавливаются отраслевыми соглашениями или коллективным договором. Например, в п. 5.18 Федерального отраслевого соглашения по речному транспорту на 2005 — 2008 гг. сказано о необходимости повышения размера оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, но размер доплаты не определен. В связи с этим рекомендуем в коллективном договоре закрепить конкретную величину надбавки, но не ниже минимума, определенного Правительством РФ <4>.

<3> Утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

<4> Не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для аналогичных видов работ, но выполняемых в нормальных условиях труда (Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870).

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных или опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, в соответствии со ст. 221 ТК РФ. Таким образом, работодатель, проведя аттестацию рабочих мест по условиям труда, с учетом рекомендаций государственного инспектора труда или аттестующей организации может установить конкретные виды средств защиты и их количество в коллективном договоре.

Как заключить коллективный договор?

При заключении коллективного договора необходимо исходить из того, что работники вместе с работодателем представляют единое целое и у них один общий интерес — сохранение и развитие организации, в которой они трудятся. Там, где реализуются принципы социального партнерства, интересы наемных работников могут представлять не только профсоюзы, но и любые другие выборные органы. Таким образом, первый шаг к заключению коллективного договора — это начало коллективных переговоров.

К переговорам необходимо подготовиться. Обе стороны должны владеть законодательной и нормативной правовой базой, регулирующей социально-трудовые правоотношения, и на этой основе выработать предложения по содержанию коллективного договора, определить, за счет каких материальных ресурсов возможна их реализация, продумать стратегию и тактику переговоров. Изучая законодательную и нормативную правовую базу, стороны не должны упустить из виду содержание различных отраслевых или территориальных соглашений, распространяющихся на их организацию.

Статьи 36 — 44 ТК РФ регулируют ведение коллективных переговоров, связанных с заключением или изменением коллективного договора.

Инициатором переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора может выступить любая из сторон — представители как работников, так и работодателя (ст. 36 ТК РФ). Стороны имеют равные права при ведении переговоров по заключению коллективного договора — вносить для обсуждения любые вопросы, касающиеся экономических и социальных вопросов деятельности организации.

Представлять интересы работников могут первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. С профсоюзной организацией более или менее понятно, а вот кто же может быть «иным представителем»? Четкого ответа трудовое законодательство не дает, поэтому трудовой коллектив может доверить ведение переговоров, например, независимому юристу по гражданско-правовому договору.

Работодателю не стоит забывать, что представители работников в период ведения коллективных переговоров не могут быть переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя. А в силу ст. 39 ТК РФ работодатель обязан освободить таких работников от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением, но не более чем на три месяца.

Внимание! Не допускается ведение коллективных переговоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, в соответствии со ст. 36 ТК РФ.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров в силу ст. ст. 33, 34 ТК РФ может представлять руководитель организации, индивидуальный предприниматель лично или уполномоченные ими лица. Например, приказом руководителя организации представителями могут быть назначены юристы, инженеры по охране труда или прочие специалисты из числа административно-управленческого персонала.

Представители стороны, получившей уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления (ст. 36 ТК РФ).

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора (а также для организации контроля за выполнением этого договора) по решению сторон должна быть образована комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ). Полномочия сторон закрепляются в локальном нормативном акте. Чтобы помочь членам комиссии в подготовке коллективных договоров, Минтрудсоцразвития в соответствии с решением коллегии Минтруда разработан и утвержден 06.11.2003 рекомендуемый макет коллективного договора.

Внимание! Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения таких переговоров ответа от стороны, получившей предложение о заключении договора, с указанием представителей для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров.

Не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса стороны должны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ). Более того, в ст. 399 ТК РФ указано на необходимость письменного оформления требований к работодателю, в том числе по включению условий в коллективный договор.

Для повышения эффективности переговоров и степени ответственности представителей сторон следует на каждом заседании комиссии вести протокол, в котором фиксировать ход переговоров.

Согласно ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, вместе с тем его положения не должны противоречить действующему законодательству и ухудшать положение работников по сравнению с территориальным или отраслевым соглашениями.

В процессе переговоров могут возникать разногласия по определению содержания коллективного договора. Если в результате переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Дальнейшее урегулирование разногласий производится в порядке, предусмотренном гл. 61 ТК РФ.

После того как комиссия согласовала основное содержание коллективного договора, проект подлежит обязательному обсуждению всеми работниками организации. Должен быть определен срок для обсуждения — обычно не более десяти календарных дней. На основе замечаний и дополнений работников комиссия дорабатывает проект коллективного договора и выносит на утверждение общего собрания работников. Общий срок переговоров по заключению коллективного договора с момента начала переговоров в силу ст. 40 ТК РФ не должен превышать трех месяцев.

Утвержденный общим собранием работников организации коллективный договор подписывается первыми лицами от обеих сторон. От работников — это лицо, возглавляющее первичную профсоюзную организацию, либо представительный орган работников, если профсоюзная организация не создана. С целью подтверждения кворума обязательно ведется протокол собрания, в котором фиксируется число присутствующих на собрании, поданных при голосовании голосов «за» и «против». Коллективный договор считается принятым, если за него проголосовало более 50% присутствующих на собрании работников.

Нужно ли регистрировать договор?

Подписанный сторонами коллективный договор согласно ч. 1 ст. 50 ТК РФ направляется работодателем в соответствующий орган по труду (отделы или департаменты по труду, входящие в систему органов социальной защиты) для уведомительной регистрации. Таким образом работодатель извещает данный орган о заключении договора в течение семи дней со дня его подписания. Органы по труду, получив договор, проверяют его содержание на предмет соответствия трудовому законодательству. При выявлении условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством, орган по труду извещает работодателя об этом для устранения нарушения. Одновременно о допущенных нарушениях трудовых прав работников орган по труду сообщает в государственную инспекцию труда.

Обратите внимание, что коллективный договор действует с момента подписания полномочными представителями или со дня, указанного в тексте, и его регистрация не влияет на юридическую силу и срок вступления в действие.

Действие коллективного договора

Срок действия коллективного договора определяется сторонами, но не может быть более трех лет. Ранее действующий Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» допускал, что действие коллективного договора продолжается и после окончания срока его действия вплоть до заключения нового договора. Но данный Закон был отменен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Теперь по истечении срока, на который заключен коллективный договор, его действие прекращается, но при желании стороны могут продлить его действие не более чем на три года. Количество таких продлений законодательством не установлено, поэтому вполне возможно, что после коллективных переговоров коллективный договор будет продлеваться неоднократно.

В различных ситуациях, связанных с деятельностью организации, действие коллективного договора может быть различным:

— при смене организационно-правовой формы, а также расторжении трудового договора с руководителем организации коллективный договор сохраняет свое действие;

— при реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения или выделения коллективный договор сохраняет свое действие на весь срок реорганизации, а после ее завершения прекращает действовать;

— при смене собственника имущества организации коллективный договор действует в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности, а потом прекращает свое действие;

— при ликвидации договор действует в течение всего срока ликвидационных мероприятий и прекращается в момент ликвидации организации.

Отметим, что в каждом из перечисленных случаев любая из сторон вправе инициировать проведение коллективных переговоров о заключении нового коллективного договора или продлении срока действия прежнего.

Коллективный договор распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.

Ответственность сторон коллективных переговоров

В ходе проведения коллективных переговоров и заключения договора руководство учреждения иногда допускает нарушения. Так, за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение условий коллективного договора, непредставление информации, а также необоснованный отказ работодателя от его заключения законодательством предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. (ст. ст. 5.28 — 5.33 КоАП РФ).

Исполнение коллективного договора в силу ст. 51 ТК РФ могут контролировать работодатель, работники и их представители и соответствующие органы по труду. Также ст. 13 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 370 ТК РФ предоставляют право контролировать исполнение содержащихся в коллективном договоре обязательств и норм первичным профсоюзным организациям, профсоюзам и их объединениям

Для осуществления контроля стороны или их представители и проверяющие органы должны иметь всю необходимую информацию. Частью 2 ст. 51 ТК РФ предусмотрено, что при проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

В.П.Ющин

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор или соглашение должны быть направлены работодателем и его представителем в соответствующий орган в сфере труда для проведения уведомительной регистрации.

Уведомительная регистрация коллективных договоров

Коллективный договор или соглашение должны быть направлены работодателем и его представителем в соответствующий орган в сфере труда для проведения уведомительной регистрации на протяжении 7 дней с момента его подписания (ст. 50 ТК).

Вступление в силу соглашения никак не зависит от факта осуществления уведомительной регистрации. Целью такой регистрации является:

  • сбор сведений о количестве и качестве колдоговоров и соглашений, которые были заключены;
  • выявление факторов, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством в сфере трудовых отношений;
  • обеспечение условий для контроля над реализацией договоров, соглашений и т.д.

Регистрация коллективного договора или изменений к нему предполагает подачу пакета документов, состоящего из колдоговора в трех экземплярах, выписки из протокольного решения общего собрания трудящихся о наделении полномочиями представителей, а также сопроводительное письмо. Оно должно быть подписано уполномоченным представителем работодателя, обязательными для указания в которых являются следующие сведения:

  • адрес структуры (фактический и юридический);
  • место регистрации;
  • ФИО представителей сторон, которые подписали договор/соглашение;
  • контакты сторон;
  • основной вид экономической деятельности;
  • количество работников, в том числе количество трудящихся, которые состоят в профсоюзе;
  • сумма средств, которые предусмотрены договоров на обеспечение льгот трудящимся и их семьям.

Уведомительная регистрация коллективных договоров и изменений к ним предполагает необходимость подачи в установленный срок двух оригиналов договоров и соглашений и одной копии.

Согласно установленному порядку документы могут быть возвращены на доработку, если они будут оформлены ненадлежащим образом. Основными требованиями, которые выдвигаются к оформлению документов, являются такие:

  • подписи и печати сторон на всех экземплярах, кроме копии, должны стоять подлинные;
  • должна стоять сквозная нумерация на страницах всех предоставляемых экземпляров;
  • все документы должны быть прошиты и скреплены печатью, при этом должно быть указано количество прошитых листов.

Порядок регистрации коллективного договора

Согласно установленному порядку соглашения, которые заключены на федеральном уровне, направляют для регистрации в Роструд, прочие договора/соглашения – в территориальные структуры по труду.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения, которые заключены на федеральном уровне, а также межрегиональные соглашения проходят процедуру регистрации в порядке, который установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду госуслуги по уведомительной регистрации (далее Административный регламент). Данным документом, кроме прочего, предусмотрено, что стороны должны получить уведомление о регистрации (Регламент утвержден Приказом Минтруда и соцзащиты от 12.09.14 г. № 636н).

Иной порядок регистрации может быть предусмотрен законами субъектов России, в результате чего соответствующими полномочиями по регистрации договоров могут быть наделены структуры местного самоуправления.

Подобной возможностью воспользовались далеко не все субъекты РФ. Чтобы получить госуслугу, заявителю нужно в соответствующий орган в сфере труда направить запрос, который оформлен согласно требованиям, закрепленным в Административном регламенте. Адрес/Метроовать его следует на имя руководителя структуры.

Порядок проведения регистрации договора или изменений к нему согласно Регламенту выглядит следующим образом:

соответствующий Комитет регистрирует поступившие договора в журнале учета, где указывается присвоенный документам регистрационный номер и дата регистрации; в срок, который составляет до 30 календарных дней, Комитетом проводится проверка документов для выявления условий, которые могут ухудшить положение трудящихся по сравнения с законодательством в трудовой сфере; если такие условия выявлены, Комитет сообщает об этом сторонам, подписавшим договор, в письменном виде.

Сроки регистрации коллективного договора и соглашения

Административным регламентом установлены сроки предоставления госуслуги по регистрации колдоговора. Согласно порядку предоставления услуги срок ее предоставления не может превышать 30 рабочих дней. При этом определены:

  • сроки прохождения админпроцедур, если заявитель обращается лично:
  • допустимый срок предоставления госуслуги не должен превышать 30 минут;
  • максимальный срок рассмотрения документов, которые согласно установленному порядку необходимы для получения госуслуги, и вынесения решения о возможности предоставления услуги или отказ в услуге не может превышать 20 минут;
  • длительность приема специалистом Комитета при предоставлении услуги – 30 минут;
  • выдача заявителю пакета документов составляет 10 минут.
  • сроки прохождения админпроцедур при письменном обращении заявителя:
    • письменное обращение должно быть рассмотрено в срок, который не может превышать 15 дней с даты поступления заявления;
    • обращение, которое поступило через многофункциональный центр, подлежит рассмотрению в срок, который не превышает 15 дней с момента поступления запроса в Комитет.

Срок внесения сведений в электронный журнал регистрации договоров составляет не более 5 рабочих дней. Согласно регламенту проведение проверки договоров с точки зрения наличия в них условий, которые ухудшают положение трудящихся, выполняется в срок, который не должен превышать 25 дней.

Согласно Административному регламенту результатом данной процедуры административного характера является:

  • оповещение про осуществление регистрации договора;
  • оповещение про отказ в проведении уведомительной регистрации;
  • оповещение про отказ в предоставлении госуслуги.

Согласно установленному порядку заявитель может обжаловать действия и принятые решения в досудебном порядке. Причинами для досудебного разбирательства являются следующие:

  • нарушен термин регистрации обращения заявителя о предоставлении услуги;
  • нарушен термин предоставления самой услуги;
  • для предоставления услуги ответственный за данный процесс орган запрашивает документы, которые не предусмотрены нормативными актами;
  • заявителю отказано в приеме документов для оказания госуслуги;
  • в предоставлении услуги отказано на основаниях, которые не предусмотрены федеральным законодательством;
  • требование платы за предоставление услуги, которая согласно нормативным документам проводится на безоплатной основе.

То есть в качестве предмета досудебного обжалования может выступать:

  • несоблюдение прав и интересов заявителя;
  • решения, которые носят противоправный характер;
  • действия или бездействие должностных особ при выполнении их обязанностей;
  • несоблюдение положений Административного регламента;
  • нарушение правил служебной этики в процессе предоставления услуги по регистрации договора или изменений к нему.

Уведомление о регистрации коллективного договора

После принятия решения про регистрацию или отказ в регистрации колдоговора/соглашения уполномоченным лицом органа в сфере труда согласно Административному регламенту подписывается соответствующее уведомление. В уведомлении проставляется дата регистрации договора. В журнал регистрации вносится не только дата регистрации колдоговоров, но и дата регистрации и исходящий номер уведомления о регистрации договора или же дата и номер документа об отказе, которое было направлено заявителю.

Уведомление направляется заявителю в письменном виде почтовым отправлением, а также на электронную почту или иным способом, который был указан заявителем при подаче заявления.

При осуществлении регистрации коллективного договора или изменений к нему по личному обращению заявителя, документы с отметкой об осуществлении регистрации возвращаются ему лично.

Согласно порядку, определенному Административным регламентом, в случае, если документы от заявителя были получены по почте, с ним должны связаться уполномоченные особы и уточнить, каким образом он предпочитает получить пакет документов обратно после завершения процедуры регистрации.

Понятие и стороны коллективного договора

Законодатель указал, что коллективный договор – это акт, который заключается между работником и работодателем в лице их представителей по социальным и трудовым вопросам (статья 40 Трудового кодекса РФ).

Как видно из определения сторонами коллективного договора выступают работники и работодатель через своих представителей. Представителем работников может являться профсоюзный орган или же сами работники, который законно выбрали. Работодателя представляет руководитель организации либо же индивидуальный предприниматель (в зависимости от организации).

Функции коллективного договора

В науке трудового права определены следующие функции:

  1. Оптимизирующая,
  2. Регулирующая,
  3. Защитная.

Под защитной следует понимать то, что коллективный договор заключается с целью защиты интересов и прав работников организации. Ведь не секрет, что работодатель является гораздо более социально защищен, чем его работники. В качестве примера можно казать на то, что коллективный договор может предусмотреть сохранение рабочих мест при автоматизации рабочих процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Функции коллективного договора 450 руб.
  • Реферат Функции коллективного договора 220 руб.
  • Контрольная работа Функции коллективного договора 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Оптимизирующая функция раскрывается в том, что коллективный договор делает более упрощенным форму трудового договора и способствует оптимизации оплаты труда.

Регулирующая состоит в том, что посредством заключения коллективного договора можно избежать противоречий между сторонами трудовых отношений. Ведь когда договор в силе, то спорные моменты должны быть решены исходя из его положений.

Статья 36 Трудового кодекса РФ закрепила, что работнике и работодатели имеют право на проявление инициативы для заключения коллективного договора. На практике зачастую с такой инициативой выступают представители работников. Однако нигде нет запрета для работодателя для того, чтобы стать инициатором коллективных переговоров. Ведь при их проведении работодатель может увидеть на деле в чем заключаются интересы работников и способствует установлению прочных связей между профсоюзными органами и работодателями. Уклонение работодателя от коллективных переговоров влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей (статья 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Локальные нормативные акты организации в механизме локального регулирования выполняют следующие функции:

  1. Воздействуют на трудовые отношения;
  2. «учреждают» границы и условия применения актов реализации права;
  3. Формируют юридические факты;
  4. Объективируют механизмы регулирования.

Говоря об эффективном управлении необходимо сказать, что коллективный договор играет еще и дополнительные функции.

К ним следует отнести:

  1. Нормативно-регулирующую. Создаются основные правила, по которым происходит деятельность организации;
  2. Интегративную. То есть, снижен уровень конфликтов в организации;
  3. Коммуникативную. Расширяется возможность обмена информацией между сторонами трудовых отношений.

Коллективный договор несет в себе права и гарантии, которые улучшают положение сторон трудовых отношений. Работники в одиночку не всегда могут получить условия труда, которые регламентируются законодательством. В связи с этим, коллективный договор является важнейшим механизмом для защиты трудовых и социальных прав работников. В нем находит место реализация законных прав профсоюзных органов.

Замечание 1

Развитые страны давно признали необходимость заключения коллективных договоров в организации. Коллективные договора и соглашения в зарубежных странах с развитой экономикой стали важнейшим и даже главным источником трудового права.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх