Коммунальные расходы

Тем не менее практически каждый собственник хочет, чтобы в его доме были все блага цивилизации, лестничная площадка блестела чистотой, а двор украшали газоны, и готов за это платить, но адекватные деньги, соизмеримые со своими доходами. Поэтому «Портал о недвижимости MetrInfo.Ru» решил выяснить, как формируются расходы по содержанию жилья, от чего они зависят и как их можно уменьшить не в ущерб качеству.

Составляющие расходов
Расходы на содержание жилья складываются из двух больших групп – коммунальных платежей и эксплуатационных расходов. Коммунальные платежи – это плата за электричество, газ, воду, отопление и прочие составляющие коммунального рая. Такие расходы определяются тарифами, которые устанавливаются в законодательном порядке на федеральном и муниципальном уровне. Их сумма рассчитывается либо исходя из фактического потребления ресурса (если установлен счетчик), либо по нормативу. Эксплуатационные же расходы включают в себя все затраты, необходимые для технического обслуживания дома, поддержания инфраструктуры и обеспечения безопасности жильцов.

Как сообщает Андрей Ерехинский, заместитель генерального директора компании «Эталон-Инвест», в понятие «техническое обслуживание» входит три блока опций:

— управление жилищным фондом, включающее организацию эксплуатации, взаимоотношения с поставщиками, работу с нанимателями и арендаторами (сюда можно отнести такие услуги, как, например, организация документооборота и выдача различных справок, заключение договоров на коммунальное обслуживание, обработка показаний индивидуальных приборов учета, ведение бухгалтерской отчетности, обеспечение требований пожарной безопасности и т.д.);

— техническое обслуживание как таковое, включающее контроль за состоянием дома и его инженерных систем (отопление, вода, канализация, электричество, вентиляция) и устранение возникающих неисправностей, ремонт и амортизацию коммунальных сетей, заборов и дорог, освещение наружной территории и т.п.;

— санитарное содержание: уборка мест общего пользования и придомовой территории (уборка мусора, снега, мытье лестничных площадок, подметание и полив дворов и тротуаров и т.п.), уход за зелеными насаждениями.

«Это общепринятый перечень услуг, утвержденный постановлением Госстроя РФ в 2003 году», — говорит Андрей Ерехинский. Именно их обычно и получают наниматели муниципального жилья (по договору социального найма) и собственники квартир, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, причем по тем тарифам, которые установил город или муниципалитет. Но если за управление жильем взялась управляющая компания (что сейчас не редкость, особенно в новостройках) или сами собственники, то к вышеуказанному списку можно прибавить любые другие услуги, например, по обеспечению безопасности: «Охрану территории (у нас это – служба контроля), организацию пропускного режима, контроль доступа в помещения, системы видеонаблюдения и спринклерного пожаротушения, службу консьержей и т.п.», — перечисляет Александр Зинов, руководитель службы технического надзора управляющей компании «Техстрой». И естественно, все это не бесплатно.

Что влияет на расходы?
Набор услуг, особенно дополнительных, а также их периодичность во многом зависят от пожеланий жильцов и их финансовых возможностей, так как они должны утверждаться на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме или собственников домостроений в загородном поселке. И сложно представить, чтобы жильцы самого обычного дома экономкласса добавили в свой перечень услуг, к примеру, доставку продуктов. У проектов экономкласса чаще всего все ограничивается базовыми услугами с минимальной периодичностью и соответственно небольшими расходами.

«Обычно они включают в себя оплату содержания и ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, расходы на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, расходы на выставление платежных документов», — говорит Александр Зинов (УК «Техстрой»), а также затраты на контроль за состоянием дома, необходимый ремонт и уборку территории. «А вот в элитных комплексах могут быть более интересные услуги, например, охрана, видеонаблюдение, консьерж-сервис, клининг, доставка продуктов, бебиситтерство, аренда автомобиля и т.д.», — уверяет Наталья Картавцева, заместитель генерального директора ОАО «ОПИН». Кроме того, чем выше класс проекта, тем, как правило, больше аппетиты управляющей компании и, соответственно, выше тарифы за оказываемые услуги, ведь их устанавливает сама организация, а не законодательные акты, и если жильцы, в принципе, платежеспособны, то почему бы не взять с них побольше – к сожалению, такие рассуждения в наших реалиях не редки. И, как отмечает Олег Птушкин, заместитель генерального директора ГК «МИГ-Недвижимость», расценки на техническое обслуживание жилья очень сильно разнятся и многое зависит не только от грамотности, но и от порядочности управляющей компании.

«Уборка мест общего пользования может производиться два раза в неделю, а может семь раз в неделю, — говорит Андрей Блажко, генеральный директор ООО «Домостроитель-Юго-запад», член правления группы компаний «Домостроитель». — Мраморная плитка, скажем, требует иного ухода, нежели бетонный пол. В подъезде дома может быть аквариум, которому требуется обслуживание и уход. Или, предположим, конструкция здания такова, что окна снаружи можно помыть только с использованием труда промышленных альпинистов. И так далее. Список может серьезно варьироваться в зависимости от желания и финансовых возможностей жителей, а также технического оснащения и отделки дома. Таким образом, юридически от класса жилья такие расходы не зависят, но на содержание жилья элит- и бизнес-класса действительно часто приходится тратить больше, чем на содержание домов комфорт- и экономкласса».

Таким образом, расходы на содержание жилья тесно взаимосвязаны с классом проекта: «Минимальная стоимость наблюдается в экономе, среднюю ценовую нишу занимают проекты бизнес-класса, а в премиум-сегменте верхней границы цен фактически нет. Стоимость технического обслуживания в проектах эконом- и бизнес-класса может различаться в два раза. Содержание обычной московской квартиры обходится владельцам в 4-5 тыс. руб. в месяц, а городское жилье бизнес-класса – примерно в 7-8 тыс. руб. в месяц», — сообщает Ирина Мошева, генеральный директор СП RDI & Limitless (застройщик ЖК «Загородный Квартал»). Аналогичные цифры называет и Наталья Картавцева (ОАО «ОПИН»): «Естественно, минимум по обслуживанию зданий обходится дешевле «полного пакета услуг» с приходящей прислугой или круглосуточной охраной. Поэтому ежемесячные расходы в экономе составляют в среднем до 5 тыс. руб., в бизнесе — 5-10 тыс. руб., а в элитке — 10-20 тысяч руб.». «Если же рассматривать экономкласс более детально, то расходы по содержанию однокомнатной квартиры могут составлять от 3 до 4 тыс. руб. в месяц, двухкомнатной — от 3,5 до 5 тыс. руб., трехкомнатной — от 3,500 до 7 тыс. руб.», — утверждает Олег Птушкин (ГК «МИГ-Недвижимость»).

Однако если в экономичном сегменте сократить затраты довольно сложно, поскольку набор услуг и так минимален, то в более дорогих проектах возможны варианты. Конечно, бизнес- и премиум-классы предполагают наличие более сложного инженерного оборудования, обслуживание которого стоит дороже, чем в бюджетных ЖК, да и отделка зданий в таких домах дороже, поэтому расходы на ремонт тоже выше. И отказаться от этого покупатели квартир и домов, в общем-то, не могут, поэтому, выбирая красоту, комфорт и технологичность, надо изначально понимать, что за это придется платить. «Но что касается «нетехнических» расходов жители могут сами решить, до какой степени у них бизнес-класс или элитка, определяя, сколько они готовы тратить на системы контроля доступа, охрану, уборку, благоустройство придомовой территории и т. д.», — объясняет Александр Зинов (УК «Техстрой»). К примеру, если собрание собственников квартир решит, что не нужно сажать голубые ели, то управляющая компания не вправе будет их посадить. И тогда расходы на содержание жилья будут немного меньше.

Но, впрочем, порой бывают и обратные ситуации, собственники желают получать какие-то услуги либо увеличить их периодичность, а управляющая компания не может этого обеспечить в силу своих возможностей или технических параметров дома. Например, не везде просто сделать паркинг или посадить консьержа. В таком случае, расходы на содержание жилья, конечно, должны быть ниже, даже если жильцы готовы на бОльшие суммы.

А вот если в проекте богатая собственная инфраструктура, то эксплуатационные расходы наверняка будут выше. «Чем больше инфраструктуры, тем больше затраты на ее содержание и обслуживание, и тем самым возрастает сумма платежей, приходящаяся на один квадратный метр жилья», — утверждает Виктор Петров, председатель ЖСК (г. Саратов). Если в доме есть подземный паркинг, детские и спортивные площадки, зоны отдыха, стадионы, фитнес-центры, бассейн или пляж, то все это требует денег, и платят их, естественно, жители проекта. Единственно, расходы могут быть очень незначительными, если речь идет об огромном жилом комплексе с тысячами квартир либо объекты инфраструктуры вынесены на границу территории и доступны не только жильцам, но и сторонним посетителям, за счет которых покрывается часть расходов на их содержание. «Кроме того, такие объекты, как детские сады, школы, торговые центры и т.д., как правило, имеют собственную управляющую компанию, которая занимается их эксплуатацией, и их наличие никак не влияет на эксплуатационные расходы жилого дома», — утверждает Андрей Ерехинский («Эталон-Инвест»). Но, правда, названные учреждения могут сыграть и злую шутку, даже если они не имеют никакого отношения к конкретному жилому дому: «Например, муниципальный детский сад, расположенный между домами жилого комплекса, требует максимального внимания управляющей компании: ей приходится думать, как правильно, не нарушая нормативов, расположить и организовать систему входа и выхода людей, въезд служебных автомобилей, как проконтролировать безопасность жителей и т.п.», — говорит Александр Зинов (УК «Техстрой»). В итоге организация этих процессов может потребовать бОльших расходов.

Также, как отмечает Андрей Ерехинский («Эталон-Инвест»), затраты жильцов могут быть выше, если в ходе строительства застройщик использовал не совсем качественные материалы или допустил нарушение технологии. Это приводит к более частым и дорогостоящим ремонтам, так что лучше покупать жилье в качественных проектах от застройщиков с хорошей репутацией.

А еще уровень расходов по эксплуатации жилья зависит от стратегии работы управляющей компании: «Есть два основных варианта. Первый вариант – выполнять работы самостоятельно, то есть содержать свой штат дворников, электриков, сантехников, сотрудников аварийных служб и т.д., закупать необходимое оборудование, расходные материалы. В таком случае расходы управляющей компании складываются из заработной платы персонала, налогов, затрат на инвентарь и необходимые материалы. Плюс прибавляются затраты на привлечение компаний, занимающихся вывозом мусора и обслуживающих лифты, так как для этих видов деятельности нужна специальная лицензия. Второй вариант – не содержать собственный штат рабочих, а отдавать работы по оказанию услуг на аутсорсинг. В таком случае уровень расходов, как правило, выше», — говорит Андрей Ерехинский («Эталон-Инвест»).

Кроме того, более низкие эксплуатационные расходы получаются в том случае, если одна управляющая компания обслуживает несколько объектов. «Это возможно, когда девелопер ведет сразу несколько проектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Тогда застройщик создает собственную управляющую компанию, а экономия достигается за счет использования единого парка техники и штата сотрудников», — уверяет Ирина Мошева (СП RDI & Limitless).

Ну и конечно, многое зависит от района и города, то есть фактически от бюджета административной единицы. Взять хотя бы Москву и Подмосковье.

Москва и Подмосковье
Не секрет, что в Подмосковье расходы на содержание жилья могут быть выше московских: «В первую очередь потому, что отсутствуют субсидии, предоставляемые городом. Например, стоимость уборки улиц, содержания придомовых территорий и вывоза мусора для жителей столицы в сегменте экономкласса минимальна. А в подмосковных проектах такие услуги оказывает управляющая компания, поэтому их стоимость рассчитывается по другим тарифам», — объясняет Ирина Мошева (СП RDI & Limitless). «Иначе говоря, Москва ежемесячно выделяет своим жителям дотации на благоустройство дворов. А в Подмосковье за уборку территории (оплату дворников), покраску лавочек и бордюров, уход за газонами и т. д. собственники платят самостоятельно, — добавляет Александр Зинов (УК «Техстрой»). – И кроме того, в Подмосковье, во всяком случае в новостройках, логика формирования тарифа отличается от московской».

Администрация, как правило, считает, что раз дом новый, значит, люди в нем живут богатые и потянут любые суммы. Поэтому в новостройках, где жильцы не смогли утвердить тариф самостоятельно на собрании собственников или вовсе не провели такое собрание, органы местного самоуправления назначают тариф на свое усмотрение, обычно он не низок и оспорить его практически невозможно. Например, в Красногорске, как сообщает Андрей Ерехинский («Эталон-Инвест»), в зависимости от категории жилого дома ежемесячная плата за содержание и ремонт жилья составляет от 17,5 руб./кв. м до 34,82 руб./кв. м. Но, впрочем, эксперт считает такие цифры вполне даже рыночными и полагает, что частным управляющим компаниям нужно ориентироваться на них.

И в общем-то, для жителей хорошо, если они ориентируются на муниципальные тарифы, однако чаще расценки управляющих компаний еще выше. Тут виноваты, конечно, и аппетиты организаций, но также и технические факторы. Особенно это касается загородных поселков. Например, одно дело вывезти мусор с территории московской новостройки, и совсем другое дело – с территории коттеджного поселка, расположенного в нескольких километрах от ближайшего города. Кроме того, сегодня подмосковные поселки даже комфорт- и бизнес-классов часто отличаются ландшафтным дизайном, дорогим озеленением и обширным набором собственной инфраструктуры, в состав которой может входить и пляж, и лодочная станция, и бассейн: «Поэтому кроме стандартных расходов могут появиться расходы на уход за газонами, цветами и деревьями, на содержание каскада прудов, детских площадок, прогулочных аллей, беседок, на освещение и т.п.», — говорит Олег Птушкин (ГК «МИГ-Недвижимость»). При этом количество домовладений в поселках, как правило, гораздо меньше, чем в новом столичном квартале, а жилые площади достаточно большие, вот и расходы на обслуживание инфраструктуры и территории получаются немаленькими. И потом, если городская новостройка может обойтись без охраны и, например, без забора, то поселок без всякой защиты вряд ли будет востребован, даже несмотря на то что безопасность тоже стоит денег.

В итоге получается, что расходы по эксплуатации загородных поселков (как поселков таунхаусов, так и мультиформатных или коттеджных), как правило, существенно выше, чем в многоквартирных домах. «В охраняемых поселках бизнес-класса стоимость технического обслуживания может доходить до 25-50 тыс. руб. в месяц», — говорит Олег Птушкин (ГК «МИГ-Недвижимость»), хотя по многим объектам расценки все же ниже. «В качестве примера можно привести среднюю стоимость эксплуатации таунхауса в жилом комплексе бизнес-класса «Загородный Квартал». Ежемесячные технические расходы здесь составляют около 70 руб. за кв. м, а для таунхауса средних размеров суммарная стоимость достигает 9 тыс. руб. в месяц», — сообщает Ирина Мошева (СП RDI & Limitless).

Естественно, эксплуатационные расходы во многом зависят от жителей не только в Москве, но и в Подмосковье. «Даже в дорогих проектах собственники могут сами определить список своих потребностей: дополнительное видеонаблюдение или охрана, наличие ограждения, украшение территории и высадка зеленых насаждений. Также жители могут контролировать, с какими организациями сотрудничает их управляющая компания и адекватны ли цены на их услуги», — объясняет Олег Птушкин (ГК «МИГ-Недвижимость»). Как правило, чем активнее жильцы, тем меньше эксплуатационные расходы.

«А вот что касается тарифов за коммунальные услуги, то в Московской области тарифы на электроэнергию и газ едины для всех территорий, а стоимость воды, канализации и отопления определяет муниципалитет, и в зависимости от степени протяженности коммуникаций, их состояния, удаленности жилья от источника поставок ставки могут отличаться в 3-5 раз. И тут уж как кому повезло», — говорит Александр Зинов (УК «Техстрой»). Единственное, что остается – экономить ресурсы.

А как это сделать, а также, как сократить расходы по эксплуатации (техническому обслуживанию), портал www.metrinfo.ru расскажет в продолжении данной темы, в ближайших выпусках.

Оплата коммунальных услуг — одна из существенных статей расходов экономических субъектов. Наиболее распространенной формой обеспечения производственных и управленческих процессов коммунальными услугами является их приобретение у сторонних организаций. Крупные организации нередко имеют на своем балансе собственные мощности и сооружения, позволяющие не только обеспечить потребности в коммунальных услугах, но и реализовывать часть таких услуг на сторону. В предлагаемой публикации рассматриваются вопросы учета расходов на коммунальные услуги, приобретаемые у сторонних организаций.

К коммунальным услугам принято относить расходы по оплате услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, канализации (водоотведения), а также некоторые иные виды расходов, обусловленные условиями (географическими, инфраструктурными, климатическими и т.п.) осуществления деятельности организациями (например, вывоз твердых и жидких отходов, утилизация отходов и т.п.).

Наиболее распространенными видами коммунальных услуг, используемых субъектами предпринимательской деятельности, являются услуги газоснабжения, отопления, водоснабжения и водоотведения.

При приобретении коммунальных услуг у сторонних организаций заключаются коммерческие договоры. При подготовке и согласовании таких договоров необходимо учитывать, что особенности хозяйственных отношений между контрагентами договоров по отдельным видам коммунальных услуг регулируются, в частности:

— по услугам водоснабжения и водоотведения — Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644;

— по услугам теплоснабжения и горячего водоснабжения — Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ), Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808;

— по услугам электрической энергии — Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон № 35-ФЗ) и подзаконными актами, регулирующими функционирование оптового и розничных рынков электроэнергии, порядок установления цен и тарифов и т.п.;

— по услугам газоснабжения — Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ).

Общие положения

Расходы на коммунальные услуги включаются в себестоимость выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг или расходы на продажу (издержки обращения — в организациях торговли и общественного питания).

Кроме того, для целей рационального использования отдельные виды коммунальных услуг выделены в группу энергетических ресурсов, под которыми понимаются носители энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (в частности, тепловая и электрическая).

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов регулируются нормами Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ; по состоянию на 1 января 2016 г. последние изменения вносились Федеральным законом от 13.07.2015 № 233-ФЗ).

Главой 7 Закона № 261-ФЗ установлены дополнительные требования по разработке и реализации мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности».

Пунктом 1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ установлен перечень организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. К числу таких организаций, в частности, относятся организации:

— с участием государства или муниципального образования;

— осуществляющие регулируемые виды деятельности;

— осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

— совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования.

Под энергетическим обследованием понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Расходы по проведению энергетического обследования формально не относятся к коммунальным, не являются капитальными, их осуществление обусловлено требованиями законодательства, следовательно, такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету и включаются в себестоимость продукции, работ и услуг по соответствующим счетам учета производственных затрат.

Обратите внимание!

Статья 13 Закона № 261-ФЗ содержит требования по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Таким образом, использование коммунальных услуг всеми пользователями сопровождается дополнительными расходами по установке и содержанию приборов их учета. Указанные расходы также должны относиться на увеличение себестоимости продукции, работ или услуг.

Приборы учета по своим характеристикам используются, как правило, в течение периода, превышающего 12 месяцев. Однако к категории объектов основных средств они не могут быть отнесены в силу того, что их стоимость, как правило, ниже соответствующего стоимостного критерия.

Кроме того, в соответствии с Законом № 261-ФЗ пользователи энергетических ресурсов заключать энергосервисные договоры (контракты), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Закон не устанавливает обязанности всех пользователей энергетических ресурсов заключать энергосервисные договоры. Исключением является ситуация, когда указанный договор заключается лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома по требованию собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). При этом, как можно заключить из положений ст. 20 Закона № 261-ФЗ, цена энергетических ресурсов, поставляемых на основании договоров, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), определяется с учетом оплаты мероприятий, проводимых в рамках энергосервисного обслуживания.

Таким образом, в ситуации, когда энергосервисный договор отдельно не заключается, необходимости в ведении обособленного учета расходов на указанные мероприятия не возникает.

Внимание на новшества!

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон № 307-ФЗ) в законы № 69-ФЗ, 35-ФЗ, 190-ФЗ и 416-ФЗ внесен ряд изменений, которые для некоторых категорий потребителей энергетических ресурсов могут оказаться весьма существенными — в части оформления и осуществления расчетов с поставщиками ресурсов (коммунальных услуг).

Так, в перечисленные законы внесены нормы, обязывающие потребителей энергетических ресурсов, имеющих неисполненные обязательства по их оплате (как правило, просроченную задолженность по расчетам) предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг, поставляемых по договорам поставки. Критерии, при наличии которых обязанность по предоставлению обеспечений возникает, устанавливаются Правительством РФ.

Основной формой обеспечений исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов является независимая гарантия, выдаваемая банком (банковская гарантия), которая должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Кроме того, предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком ресурсов гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Вместе с тем допускаются и иные способы обеспечения обязательств, предусмотренные законом и договором. В частности, таким способом может быть обеспечительный платеж (ст. 381.1 ГК РФ).

Выданные обеспечения исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов расходов экономического субъекта (в части расходов на оплату коммунальных услуг) не увеличивают — банковская гарантия не связана с движением активов организации (возможные дополнительные расходы по расчетам с банком учитываются в составе прочих расходов, как не связанные непосредственно с процессом производства и реализации продукции, работ и услуг), а сумма обеспечительного платежа с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой авансовую (предварительную) выплату, которая засчитывается при последующих расчетах.

Следует также учитывать то, что Законом № 307-ФЗ внесен ряд изменений в КоАП РФ, реализация которых может привести к увеличению непроизводительных расходов экономического субъекта.

В частности, в КоАП РФ включена новая ст. 14.61, предусматривающая применение административного штрафа для должностных лиц в размере от 40 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб. — за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.

Еще одна новая ст. 9.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии — в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 10 000 до 100 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Бухгалтерский учет расходов на коммунальные услуги

Как уже отмечалось, коммунальные услуги используются экономическими субъектами на всех этапах производства и реализации товаров, продукции, работ и услуг, в хозяйственной и управленческой деятельности, в обслуживающих производствах и хозяйствах.

Таким образом, расходы на оплату коммунальных услуг могут отражаться на следующих синтетических счетах бухгалтерского учета:

— 25 «Общепроизводственные расходы». На счете отражаются суммы стоимости расходов по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации (расходы на отопление, освещение и содержание помещений);

— 20 «Основное производство». В общем случае на счете 20 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Стоимость потребленных коммунальных услуг непосредственно на счет 20, как правило, относится тогда, когда рабочим планом счетов и учетной политикой организации не предусмотрено открытие и ведение счета 25;

— 26 «Общехозяйственные расходы». На счете 26 обобщается информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Таким образом, в дебет счета 26 относится стоимость коммунальных услуг, потребленных для содержания административных зданий и помещений, а также для хозяйственных нужд (в частности, для содержания помещений и территорий в чистоте);

— 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». На этом счете учитываются расходы по оплате коммунальных услуг, потребленных обслуживающими производствами и хозяйствами организации (деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг) — жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т.п.); пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений (садов, яслей); домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения;

— 44 «Расходы на продажу». На этом счете могут отражаться расходы по оплате коммунальных услуг, потребленных в процессе содержания складов готовой продукции, содержания помещений для хранения продукции в местах ее продажи и т.п.

Особенности учета в отдельных ситуациях

При определенных обстоятельствах стоимость коммунальных услуг может быть отнесена на счет 28 «Брак в производстве», а именно при условии, что расходы по списанию производственного брака являются существенными, а стоимость коммунальных услуг, потребленных при производстве (или исправлении) забракованной продукции может быть определена с достаточной степенью точности.

Организации торговли и общественного питания коммунальные расходы относят на издержки обращения по статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» и учитывают на счете 44 «Расходы на продажу».

Из сказанного следует, что все коммунальные расходы, потребленные экономическим субъектом подлежат распределению (между видами производств и хозяйств, а также между видами выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг).

Коммунальные расходы на отопление и освещение помещений относятся к условно-постоянным. Основным признаком данного вида расходов является то, что их абсолютная величина существенно не изменяется при изменении объема выпуска продукции. Таким образом, распределение данного вида расходов пропорционально объемам выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг неэффективно. Более правомерным, по нашему мнению, является распределение пропорционально физическим показателям, характеризующим обслуживаемые здания или помещения, например их площадь или объем.

Пример 1

В январе организацией потреблена тепловая энергия на общую сумму 150 000 руб. В соответствии с учетной политикой организации расходы на теплоэнергию распределяются пропорционально площади производственных и служебных (отапливаемых) помещений. Площадь производственных помещений составляет 2000 кв. м, площадь помещений, используемых для управленческих и хозяйственных нужд, — 700 кв. м, площадь помещений обслуживающих хозяйств (в сфере культуры) — 300 кв. м.

В бухгалтерском учете будут оформлены проводки:

Дебет 20 Кредит 60

Дебет 26 Кредит 60

— 35 000 руб. (150 000 руб. х 700 кв. м : (2000 кв. м + 700 кв. м + + 300 кв. м) — на сумму стоимости тепловой энергии, потребленной для отопления помещений центрального офиса и хозяйственных помещений (используемых вне связи с основной деятельностью);

Дебет 29 Кредит 60

На практике может возникнуть необходимость распределения стоимости коммунальных услуг по другим критериям либо с учетом особенностей технологии тех или иных процессов. Например, если технология основного производства предполагает использование пара или повышенных температурных режимов в отдельных помещениях, удельный расход на единицу площади будет выше среднего. При распределении услуг водоснабжения и водоотведения тоже необходимо учитывать технологию производства, а также некоторые сезонные факторы (например, повышенный расход воды на содержание территорий в чистоте в летний период).

Разумеется, в том случае, когда оплата услуг производится на основании показателей приборов учета, позволяющих с достаточной степенью точностью дифференцировать объем потребленных услуг по зданиям и помещениям, в применении дополнительных схем распределения учтенных расходов нет необходимости. Однако в данном случае, как правило, возникает невязка в виде разницы между общим объемом потребленных услуг и суммарными показаниями соответствующих счетчиков. По нашему мнению, сумма такой невязки должна относиться на увеличение общехозяйственных расходов (в дебет счета 26) с последующим их распределением и списанием в соответствии с общим правилом, закрепленным в учетной политике организации.

Учет коммунальных услуг для вспомогательных производств

В некоторых организациях создаются вспомогательные производства, которые, в частности, могут обеспечивать потребности экономического субъекта в различных коммунальных услугах (котельные, насосные, водоканализационные, энергетические производства и т.п.).

Учет затрат вспомогательных производств, являющихся обособленными подразделениями, ведется на счете 23 «Вспомогательные производства». Порядок организации и ведения учета осуществления и списания затрат вспомогательных производств полностью аналогичен учету себестоимости продукции (работ, услуг), отражаемой на счете 20 «Основное производство».

По окончании отчетного периода (как правило, календарного месяца) затраты, аккумулированные на счете 23, списываются в дебет счетов:

— 20 — при отпуске продукции (коммунальных услуг) основному производству;

— 23 — при отпуске коммунальных услуг другим вспомогательным производствам (например, отпуск тепловой энергии котельной для содержания насосной станции);

— 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — при отпуске коммунальных услуг обслуживающим производствам или хозяйствам и т.д.

Особенностью выработки коммунальных услуг вспомогательными производствами является то, что часть услуг может быть реализована (сторонним организациям или физическим лицам). В этом случае при отсутствии приборов учета на отдельных производствах, в отдельных зданиях или помещениях, распределению подлежит не вся себестоимость выработки коммунальных услуг, а только та часть, которая потребляется в организации. Это обстоятельство обуславливает и необходимость ведения раздельного учета выпуска, отпуска и реализации услуг на уровне обособленного подразделения (вспомогательного производства).

Расходы на коммунальные услуги в налоговом учете

Для целей налогового учета коммунальные расходы, как правило, относятся к косвенным расходам (если учетной политикой организации для целей налогообложения не предусмотрено иное), которые по общему правилу (п. 2 ст. 318 НК РФ) в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

На практике нередко возникает вопрос о принятии к учету расходов (в том числе коммунальных), осуществленных в одном периоде, а документально оформленных в следующем.

Письмом Минфина России от 27.07.2015 № 03-03-05/42971 по данному поводу разъяснено следующее:

— бухгалтерское законодательство позволяет формировать документ, подтверждающий произведенные расходы после отчетной даты, но непосредственно после окончания предоставления услуг за месяц;

— если первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28 числа), такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе.

Данное разъяснение может быть применено при учете коммунальных услуг, объем потребления которых, как правило, подтверждается в начале следующего месяца (квартала, года).

Таким образом, в общем случае необходимость в дополнительном распределении коммунальных услуг для целей налогового учета не возникает.

Исключение, по нашему мнению, составляет ситуация, при которой налогоплательщик формирует убыток от содержания обслуживающих производств и хозяйств в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ. При этом к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Напоминаем, что для признания убытка (в уменьшение налоговой базы и обязательств по уплате налога) необходимо соблюдение ряда условий, к числу которых относятся следующие:

— если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

— если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Из сказанного следует, что при определении общей суммы расходов на содержание обслуживающих производств и хозяйств должны быть учтены все виды и статьи расходов (включая коммунальные), учитываемые при учете расходов основного производства. Так как налоговое законодательство не устанавливает жестких требований по методике распределения расходов, общих для всех производств, по нашему мнению, правомерно применять способы и методы распределения, используемые в бухгалтерском учете.

Как уже отмечалось, коммунальные расходы, как правило, относятся к косвенным расходам и принимаются в уменьшение налоговой базы полностью в том отчетном или налоговом периоде, в котором произведены.

Однако налогоплательщик может воспользоваться правом, предоставленным нормой п. 1 ст. 318 НК РФ и включить коммунальные услуги в перечень прямых расходов. При этом в соответствии с п. 1 ст. 319 НК РФ налогоплательщиком должен быть определен порядок распределения расходов на незавершенное производство (далее — НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Напомним, что указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В этом случае возникает необходимость распределения коммунальных расходов.

Кроме того, расходы должны быть распределены в зависимости от того, за счет какого источника финансирования они возмещаются, — расходы, финансируемые за счет чистой прибыли организации для целей налогообложения не учитываются.

Пример 2

Возьмем условия примера 1 и дополним их. Учетной политикой организации коммунальные расходы отнесены к прямым расходам, причем на остаток НЗП относится 30% стоимости коммунальных услуг, потребленных в основном производстве. Расходы на содержание подразделения культуры возмещаются за счет чистой прибыли организации.

В этом случае к налоговому учету будет принято:

…и вовремя признать

Первичку на коммунальные услуги поставщик обычно датирует последним днем периода их оказания (например, при ежемесячном оформлении – последним числом месяца). Однако потребитель услуг получает эти документы, как правило, уже в следующем периоде.

Сложности с учетом затрат в такой ситуации возникают у организаций, которые платят налог на прибыль по методу начисления. То есть должны признавать расходы в том периоде, к которому они относятся, независимо от момента фактической оплаты услуг (п. 1 ст. 272 НК РФ). Возможности учесть коммунальные затраты по всем правилам такая компания оказывается лишена, поскольку не располагает первичными документами в месяце оказания услуг. Возникает вопрос, можно ли в связи с этим принять расходы текущего месяца в следующем, после получения актов выполненных работ и счетов-фактур от энерго-, тепло- и водоснабжающих организаций?

📌 Реклама

ВЫНОС

Финансисты считают допустимым учесть коммунальные расходы в периоде получения опоздавшей первички от поставщика. Однако торопиться с применением данного разрешения на практике не стоит.

——-конец выноса———

Примечательно, что специалисты Минфина не видят для этого никаких препятствий. В письме от 6 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/647 они напомнили, что подобные действия допустимы в бухучете, если соответствующий порядок предусмотрен в учетной политике фирмы. По мнению финансистов, в налоговом учете с коммунальными расходами позволительно поступать по аналогии. То есть учитывать их для налога на прибыль в том периоде, когда будут получены документы от поставщика услуг. Пренебрегая, по сути, правилами метода начисления.

Тем не менее, рекомендуем читателям, что называется, крепко подумать, прежде чем использовать мнение финансистов как руководство к действию. Дело в том, что это одна из ситуаций, в которых точки зрения финансового и налогового ведомств являются прямо противоположными. Причем мнение инспекторов подкреплено положениями Налогового кодекса. Подпункт 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ предусматривает три даты, на которые могут признаваться расходы по услугам сторонних организаций:

📌 Реклама

— дата расчетов по условиям договора;

— дата предъявления поставщиком документов;

— последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом под датой предъявления документов следует понимать не момент их фактического получения потребителем услуг, а дату, указанную в «первичке» (письмо ФНС России от 13 июля 2005 года № 02-3-08/530). Заметим, что в том же ключе ранее высказывались и финансисты (письмо Минфина России от 26 января 2007 года № 03-03-06/2/10).

Кроме того, согласно статье 318 НК РФ, расходы на коммунальные платежи вналоговом учете относятся к косвенным расходам. Поэтому их логично в полном объеме списывать на расходы текущего отчетного периода.

Таким образом, во избежание конфликтов с инспекторами имеет смысл признавать расходы на коммунальные услуги в месяце их осуществления. Если при этом опоздание документов за последний месяц отчетного периода по налогу на прибыль составит более 28 дней, то по его итогам придется подавать уточненную налоговую декларацию.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх