Конкурс подрядчиков

Выбор подрядчика – это важный этап реализации проекта строительства, с которым сталкивается практически любая строительная организация. От правильного выбора подрядчика зависит соблюдение сроков, объем сметы и качество выполненных работ.

При неудачном выборе подрядчика, могут возникнуть определенные проблемы, связанные с его сменой во время реализации проекта. Все это грозит значительным дополнительным издержкам. Кроме того, новый подрядчик уже не возьмет на себя гарантийные обязательства по данному объекту. В Интернете Вы можете найти множество подтверждений тому, что компании сталкиваются с некачественным выполнением работ: с превышением сметы или срывом сроков при работе с недобросовестными подрядчиками. Например, при ремонте Щелковского шоссе в Москве необходимо было сдать проект в феврале 2014 года. По вине подрядчика этого не произошло, что повлекло за собой штрафы в размере миллионов рублей . Еще одним примером может послужить строительство стадионов к Чемпионату мира по футболу в России. Так при срыве сроков строительства стадиона на полгода подрядчика оштрафовали почти на 9,5 млрд рублей. Сроки реализации проекта уменьшились, и теперь заказчику необходимо найти новых контрагентов, которые осуществят его быстрее, чем прежний подрядчик (по материалам сайта www.vedomosti.ru).

Чтобы избежать таких трудностей большинство опытных компаний используют два подхода к выбору подрядных организаций:

  1. Проведение по каждому объекту конкурса или тендера среди всех изъявивших желание компаний.
  2. Выбор по наиболее важным критериям из ранее сформированного реестра потенциальных подрядчиков.

В этой статье мы сфокусируемся на втором подходе — выборе подрядчика из существующего реестра поставщиков товаров и услуг. Мы разберем три основных пункта, на которые стоит обратить внимание при выборе подрядчика. Приведем пример, каким должен быть реестр подрядчиков и что в него необходимо включать. Определим по каким критериям включать подрядчика в реестр и где взять все необходимые для анализа данные.

1. Выбор подрядчиков, для внесения в реестр

Что важно при составлении реестра? Безусловно, он должен включать потенциальных подрядчиков для выполнения всех основных видов строительных работ: земляных, строительства воздушных линий электропередач, пусконаладочных работ, благоустройство и т.д. Для того чтобы наполнить реестр необходимо провести тщательный предварительный отбор кандидатов, что минимизирует риски, возникающие при реализации любого проекта. Сначала в список необходимо занести хорошо зарекомендовавшие себя компании, с которыми уже был положительный опыт работы. И уже затем добавить подрядные организации, изъявившие желание выполнить работы в качестве подрядчиков.

2. Реестр подрядчиков

Определим основные критерии по которым необходимо включать подрядчика в реестр. Все перечисленные данные необходимо проверить и включить результаты проверки в шаблон реестра подрядных организаций. На что важно обратить внимание:

  1. Подрядчику необходимо обладать персоналом (производственным и инженерным) с необходимой квалификацией,
  2. Подрядчику необходимо обладать техникой либо оснасткой для выполнения требуемого вида работ,
  3. Подрядчику необходимо быть официально зарегистрированным на территории России,
  4. Подрядчику необходимо существовать не менее 3 лет,
  5. Подрядчику необходимо иметь подтверждение соблюдения сроков ввода уже построенных объектов в эксплуатацию,
  6. Подрядчику необходимо обладать положительными отзывами о качестве работ,
  7. Подрядчику необходимо иметь минимальное количество замечаний (предписаний) надзорных органов,
  8. Подрядчику необходимо не участвовать в судебных разбирательствах за последние 3 года,
  9. Подрядчику необходимо соблюдать отсутствие задолженности перед налоговыми органами;
  10. Подрядчику необходимо иметь положительные отзывы от руководителей предыдущих объектов;

И одними из самых важных критериев внесения подрядчика в реестр являются: цена и сроки реализации проектов.

При проведении проверки важно не верить буклетам и комментариям подрядчика. Стоит ориентироваться только на факты в виде документов и цифр, которые заказчик всегда имеет право запросить у подрядных организаций. Эти документы не составляют коммерческую тайну и могут быть переданы заказчику для ознакомления.

3. Где брать данные для оценки подрядчика

Для подтверждения официальной регистрации организация должна предоставить заверенные печатью и подписью руководителя (либо уполномоченного лица) копии учредительных документов:

  • Свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • Свидетельства о постановке юридического лица на налоговый учет на территории РФ;
  • Выписки из ЕГРЮЛ, сформированная не позднее 30-60 дней до даты заключения договора подряда.

Кроме того, можно проверить данные о потенциальных подрядчиках самостоятельно при помощи сети Интернет. Прилагаем список источников, где можно собрать полезную информацию.

  • Сведения о включении организации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) стоит проверить на сайте Федеральной налоговой службы.
  • На сайте Арбитражного суда можно проверить в каких судебных процессах участвует кандидат. Если сумма исков составляет более миллиона рублей, организацию не следует включать в свой реестр подрядчиков, так как это повышает риски работы с ней.
  • На сайте судебных приставов советуем проверить как идет исполнительное производство по принятым судебным решениям. Если организация не платит по исполнительным листам, её шансы на включение в реестр равны нулю.

Итак, список сформирован, далее необходимо определиться с выбором подрядчика. Цена, конечно, является одним из важнейших критериев выбора исполнителя работ, но не определяющим. У подрядчиков, давших минимальную цену, можно потребовать более детальное её обоснование. На практике бывают случаи, когда предлагают меньшую цену, невнимательно изучив проект, без учета всех сопутствующих расходов при производстве работ. Порой подрядчики дают явно заниженную цену, в надежде заключив договор, увеличить стоимость дополнительными работами в ходе строительства объекта. То же самое касается и сроков выполнения работ и всех остальных пунктов реестра. Каждый пункт подрядчика мы рекомендуем оценить по пяти-бальной шкале и вывести среднее значений коэффициент по подрядчику. Это позволит ранжировать подрядчиков в порядке убывания коэффициента и принять решение о дальнейшем сотрудничестве и выборе для реализации работ. Именно в таком режиме мы работаем с нашими заказчиками.

Таким образом, процесс выбора надежного и эффективного подрядчика выглядит следующим образом:

  1. Составляется реестр потенциальных подрядчиков с соблюдением набора необходимых условий включения в реестр.
  2. Внесенные в реестр подрядчики и кандидаты на внесение проверяются по основным критериям: наличие необходимого персонала и техники, отсутствие долгов по исполнительному производству и налогам и тд.
  3. Осуществляется оценка каждого подрядчика в реестре и происходит выбор на предмет реализации проекта.

Если учесть все эти нюансы, то можно подобрать качественного, компетентного подрядчика и не волноваться за свой проект.

Мы уже подготовили все необходимые материалы для включения компании ИСК «ЭлектИС” в ваш реестр подрядчиков. Кликните по ссылке «запрос на включение в реестр поставщиков» и откроется готовое письмо с запросом в ответ на которое мы направим Вам необходимую документацию для включения в реестр.

В последнее время все больше контрактов в строительной сфере заключается по результатам проведения конкурсов. Этот формат позволяет найти строительную или проектную организацию, которая выполнит необходимые работы качественно, в минимальные сроки и за разумные деньги. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если конкурс будет тщательно подготовлен и профессионально проведен. Не будем брать в расчет тендеры, в которых речь идет о бюджетных деньгах и в которых победитель заранее известен. Такие конкурсы проводятся только потому, что того требует федеральный закон. В рамках текущей статьи мы поговорим о заказчиках, которые строят здания для собственного пользования, тратят на реализацию строительных проектов собственные деньги, заработанные тяжелым трудом, но не имеют должного опыта в проведении тендеров по отбору строительного подрядчика. Настоящая статья содержит основные рекомендации и правила подготовки и проведения типовых коммерческих тендеров, которые вам помогут при подготовке и проведении конкурса.

Конкурс или не конкурс?

Отбор подрядчиков путем проведения тендеров обязателен только при закупках для государственных нужд, то есть когда тратятся бюджетные деньги. Частные компании вправе выбирать – заключать договор подряда с единственной строительной компанией или провести тендер. Проведение тендеров, несомненно, более выгодно, как для заказчиков, так и для подрядных организаций. Заказчики благодаря конкуренции участников друг с другом получают возможность найти подрядчика на самых выгодных условиях. Отбор подрядчика путем проведения тендера позволяет заказчику: во-первых, снизить стоимость строительства на 10–20%; во-вторых, построить объект в минимальные сроки – медлительные и неорганизованные подрядчики просто не выдержат конкуренции; в-третьих, получить высокое качество строительства, выбрав по результатам тендера профессионального подрядчика с положительным опытом аналогичного строительства. Подрядчики также в выигрыше, ведь тендер – это отличный инструмент по поиску заказчиков, дающий стимул постоянно развивать свою компанию, улучшать качество услуг, повышать профессионализм специалистов, снижать себестоимость производимых продуктов.

Основные этапы проведения коммерческих конкурсов

Для удобства разделим процедуру коммерческого конкурса на три условных этапа: а) подготовительный этап; б) публикация извещения и сбор коммерческих предложений; в) подведение итогов.

Подготовительный этап является наиболее сложным, громоздким и ответственным. От того, насколько правильно и качественно будет реализован данный этап, во многом зависит, будет ли достигнута конечная цель – заключение контракта на максимально комфортных для заказчика условиях.

Для начала руководитель компании заказчика или уполномоченное им лицо издает приказ о проведении конкурса, после чего издается приказ об организации конкурсной комиссии. В приказе об организации конкурсной комиссии утверждается состав, права и обязанности, срок работы такой комиссии и иные важные условия. Для более четкой и слаженной работы конкурсной комиссии большинство крупных компаний формализует порядок ее работы отдельными положениями и регламентами. Основными функциями конкурсной комиссии являются: отбор участников, рассмотрение и утверждение конкурсной документации, сбор и оценка заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, формирование протокола итогового заседания и представление его на утверждение руководителю компании заказчика. В случае если функции по организации и проведению конкурса передаются стороннему юридическому лицу, сторонами заключается договор возмездного оказания услуг или поручения.

После того, как конкурсная комиссия создана, определяется порядок проведения конкурса. Конкурс может быть реализован в открытой форме, когда к участию допускается неограниченное количество компаний, в закрытой форме – когда круг участников заранее определен и к конкурсу допускаются конкретные компании, заранее прошедшие предквалификацию у заказчика, а также в форме аукциона с использованием специализированных Интернет-ресурсов. Вместе с формой конкурса комиссия определяет место и сроки его проведения, количество этапов отбора победителя конкурса, устанавливаются единые требования к участникам, критерии оценки их предложений, а также решаются иные организационные вопросы.

Далее комиссия составляет извещение о проведении конкурса и формирует конкурсную документацию. Извещение о проведении конкурса, как правило, содержит следующие сведения:

  • наименование, адрес и контактные телефоны организатора открытого конкурса;
  • время и место проведения открытого конкурса;
  • информация об объекте и предмете конкурса, виде и объеме работ, месте их выполнения;
  • сроки выполнения работ;
  • требования к участникам открытого конкурса;
  • критерии оценки предложений участников;
  • порядок, место и сроки подачи заявок на участие в открытом конкурсе;
  • срок заключения контракта.

Более подробно остановимся на критериях оценки предложений участников. Многие заказчики допускают большую ошибку, оценивая предложения потенциальных подрядчиков исключительно с позиции стоимости услуг. Каждый заказчик пытается сэкономить, особенно это актуально в условиях кризиса, но нужно помнить, что за невысокой стоимостью скрывается невысокое качество или вообще невыполнение подрядчиком своих обязательств по договору. Нередки случаи, когда подрядчик, предлагая невысокую цену, просто не включает в коммерческое предложение часть работ, которые в дальнейшем будут выполнены исключительно за дополнительные деньги. В результате строительство может обойтись в сумму, серьезно превышающую его реальную стоимость. При оценке предложений наряду с ценой важно принимать в расчет опыт выполнения аналогичных работ, наличие специализированной техники и специалистов, необходимых для выполнения работ, а также использовать иные критерии, исходя из специфики строительного проекта.

Состав конкурсной документации во многом зависит от особенностей строительного проекта и обычно включает следующие разделы:

  • общие сведения о предмете коммерческого конкурса;
  • техническая часть;
  • список документов, которые должны быть приложены к заявке;
  • инструкция для участников конкурса;
  • проект договора подряда, который будет заключен по результатам конкурса;
  • формы конкурсной заявки и других документов.

Важно отметить, что заказчиком в любое время могут быть внесены изменения, как в извещение, так и в конкурсную документацию. В то же время, чтобы конкурс был проведен эффективно, необходимо заблаговременно до подведения итогов конкурса уведомить об этом потенциальных участников, чтобы последние успели внести в свои заявки соответствующие изменения.

Следующим этапом является доведение до участников конкурса содержания извещения и конкурсной документации. Это может быть реализовано путем рассылки документации строительным компаниям, которые заранее прошли предквалификацию заказчика, размещение на сайте компании, публикацию в отраслевых СМИ или размещение информации на специализированных сайтах.

После этого, в соответствии с заранее установленным порядком, проводится сбор предложений от участников конкурсов. Сбор может быть осуществлен с помощью e-mail, факса или путем получения от участников заявок на бумажном носителе. Для достижения максимальной объективности при проведении конкурса рекомендуем позаимствовать систему, используемую при закупках для государственных нужд. В этом случае заявки подаются в письменном виде в запечатанных конвертах, условия, предлагаемые участниками, станут известны только после вскрытия конвертов на заседании конкурсной комиссии. Тем самым исключаются риски вступления члена конкурсной комиссии и строительной компании в сговор с целью несправедливого выигрыша последней в конкурсе с использованием методов недобросовестной конкуренции.

Фото Евгения Резника, Кублог

На заключительном этапе проходит подведение итогов конкурса, в ходе которого члены конкурсной комиссии оценивают заявки участников на соответствие единым требованиям. На данном этапе отсеиваются компании, которые не соответствуют даже минимальным требованиям, к примеру, не имеют необходимых лицензий или допусков СРО, имеют недостаточную выручку за выполненные работы в прошлых отчетных периодах или не имеют должной материально-технической базы для выполнения работ. Следующим этапом является оценка заявок участников, прошедших предварительный отбор, с целью выявления компании, предложившей лучшие условия исполнения контракта. Конкурсная комиссия проводит оценку заявок на основе системы показателей, указанных в конкурсной документации, с использованием экономического, балльного или балльно-экономического методов оценки. Результаты оценки заявок подлежат обязательной фиксации в соответствующем протоколе, который в дальнейшем подлежит утверждению руководителем компании заказчика, в отдельных случаях – одобрению собственником соответствующей компании. При необходимости с победителем конкурса проводится встреча для знакомства и обсуждения отдельных положений поданной заявки. По результатам такой встречи стороны договариваются о подписании договора строительного подряда.

Как мы видим, правильно организованный и профессионально проведенный коммерческий конкурс позволит вашей компании найти действительно профессионального и порядочного партнера по бизнесу.

Что такое открытый конкурс

Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

В каких случаях не проводится открытый конкурс

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений,
  • закрытые способы определения поставщиков,
  • закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Преимущества данного способа:

  1. при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
  2. часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
  3. отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
  2. длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
  3. высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
  4. расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ

Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

На данном этапе заказчик:

  • принимает решение о проведении закупки и форме её проведения,
  • занимается организацией и планированием предстоящей закупки,
  • формирует конкурсную комиссию (единую комиссию),
  • определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).

Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации.

Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).

Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание

Этап №4 — Прием и регистрация заявок

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:

  1. зарегистрировать заявку в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
  2. обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).

Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Важно: заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.

Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов

Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).

Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 53).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.

Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).

Этап № 7 — заключение контракта с победителем открытого конкурса

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх