Консолидированная

Горепякина Н.В. стр. 910.3.2017

  1. Сущность и назначение сводной (консолидированной) отчетности.

  2. Требования, предъявляемые к составлению сводной и консолидированной отчетности и сроки ее составления.

  3. Состав и порядок составления сводной отчетности.

  4. Особенности консолидации бухгалтерских балансов.

  1. Содержание

    Сущность и назначение сводной (консолидированной) отчетности.

Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность— это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.

Определение сводной отчетности, данное в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, близко, по сути, к определению консолидированной отчетности в МСФО. Однако в нем не уточняется, какие конкретно взаимосвязи существуют между предприятиями. Введение в действие этого документа — важный этап в развитии консолидированной отчетности в России. Однако уравнивание различных по своему содержанию понятий сводной и консолидированной отчетности, на наш взгляд, не способствует выявлению сохраняющихся различий.

Сводная бухгалтерская отчетность — это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности нескольких предприятий. В настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной бухгалтерской отчетности:

  • сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);

  • сводная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных предприятий.

Первый вид сводной отчетности — сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Назначение сводного отчета состоит в том, чтобы предоставить возможность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им министерств и ведомств.

Второй вид сводной отчетности — сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций. Консолидированная отчетность составляется с целью представить самостоятельные хозяйственные общества в качестве единой организации. Она необходима как информационная база управления сложным экономическим объектом, каким является контролируемое объединение самостоятельных юридических лиц.

Хозяйственные общества объединяются в двух основных формах:

    1. создание юридического лица как объединения двух или нескольких обществ (слияние, присоединение, приобретение);

    2. без образования юридического лица, объединением группы двух и более хозяйственных обществ на основе экономико-правовой зависимости одних от других (контролируемая группа, концерн, холдинг).

В первом случаеконсолидация отчетности осуществляется в момент объединения и затем составляется как отчетность одного юридического лица.Во втором — консолидированная отчетность объединенных юридических лиц воспроизводится заново и вновь составляется за каждый отчетный период.

Методы консолидации определяются инвестициями в акции (доли участия в капитале) других акционерных (хозяйственных) обществ, что порождает различные последствия как для общества — инвестора, так и для общества, получившего капитал. Если инвестор вкладывает незначительные средства, не превышающие 20% капитала инвестируемого общества, он может рассчитывать на будущий доход от своих инвестиций. Для оценки эффективности инвестиций инвестор в своем балансе отражает их по фактическим затратам на приобретение ценных бумаг.

Если инвестор вкладывает значительные средства, позволяющие оказывать влияние на решения, принимаемые субъектом инвестирования, общество — инвестор становится преобладающим, что меняет подходы к бухгалтерскому учету его инвестиций. Преобладающей признается доля, превышающая 20%, но меньшая половины голосующих акций. В международной практике в отчете о финансовых результатах преобладающего общества отражается не сумма полученных от зависимого общества дивидендов, а доля инвестора в чистой прибыли зависимого общества. Однако российское налоговое законодательство не предусматривает долевого учета чистой прибыли зависимых обществ. Применять долевой метод учета чистой прибыли необходимо как вариант составления консолидированного отчета.

Если общество-инвестор вкладывает в акции другого общества средства, которые позволяют получить более 50% голосующих акций, это общество признается дочерним, а его финансовая отчетность включается в консолидированную отчетность, которую материнское общество обязано составлять и представлять в соответствии с российским и международным законодательством.

Объединенный бухгалтерский отчет охватывает деятельность всех организаций (хозяйственных обществ), которые контролируются основным материнским обществом и входят в сферу его консолидации. Контролируемые хозяйственные общества определяются наличием права у материнского общества принимать решения о принципах их финансовой, производственной и коммерческой деятельности, предлагать и избирать совет директоров, иные руководящие органы общества, утверждать бюджет и т.п. Контроль материнского общества считается существующим, когда оно владеет непосредственно или через свои дочерние компании более 50% акций акционерного общества, дающих право голоса, или более 50% долей уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Можно считать существующим контроль материнского общества, получившего по соглашению с другими акционерами возможность распоряжаться более чем половиной голосов на собрании акционеров дочерней компании.

В консолидированную бухгалтерскую отчетность не включаются отчеты организаций (обществ), входящих в сферу консолидации, но не представляющих интереса для объединения. К ним относятся:

  • хозяйственные общества, контроль над которыми считается временным;

  • дочерние компании, действующие в условиях долгосрочных непреодолимых ограничений, которые лишают их возможности (или существенно снижают ее) переводить денежные средства на счет материнского общества, например из-за валютных ограничений на зарубежных счетах;

  • дочерние компании, хозяйственная деятельность которых резко отличается от характера деятельности материнского общества, например банк и промышленное акционерное общество;

  • дочерние компании, с которыми основное материнское общество имеет специальные договоры, ограничивающие право определять структуру и персональный состав совета директоров или иных анало­гичных органов управления, независимо от обладания контрольным пакетом ее акций.

экономические Бердникова Лейла Фархадовна, Шнайдер Ольга Владимировна

науки СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ …

УДК 657

СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРИЗНАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ ГРУПП

© 2016

Бердникова Лейла Фархадовна, кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Шнайдер Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: shnaider-o@mail.ru)

Аннотация. В настоящее время наблюдается динамичная трансформация структуры собственности экономических субъектов. Это обусловлено поиском наиболее эффективных форм сотрудничества. Примером такой интеграции является образование консолидированных групп компаний. Деятельность таких организаций ориентирована на решение вопросов роста эффективности корпоративного управления. В статье выделен ряд проблем, связанных с деятельностью консолидированных групп. В настоящее время процесс образования консолидированных групп наблюдается в различных отраслях экономики. В этой связи актуальным становится решение правовых вопросов и разработка методологии управления, учета, а также формирования отчетности для этих организаций. Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков, выплачивающих налог на прибыль на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом. Консолидированная группа компаний представляет собой систему предприятий различной организационно-правовой формы, действующую на базе договора или преобладающего участия одной компании в деятельности других. Такая система предполагает осуществление совместной предпринимательской деятельности участников, интеграцию их капитала. Консолидированная группа компаний может быть нацелена на реализацию общей стратегии развития для достижения совместных целей и задач.

Ключевые слова: консолидация, консолидированная группа, критерии признания консолидированных групп, корпоративное управление, концентрация капитала, участники консолидированной группы, прекращение деятельности консолидированной группы.

THE ESSENCE OF CONSOLIDATION AND MAIN CRITERIA OF THE CONSOLIDATED GROUP

© 2016

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях центрами консолидации собственности и объединения капитала выступают корпоративные структуры. В настоящее время наблюдается динамичная трансформация структуры собственности экономических субъектов. Это обусловлено поиском наиболее эффективных форм сотрудничества.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблем. Существенный вклад в исследование теоретических, методических и практических вопросов консолидации внесли многие ведущие ученые . Тем не менее, с развитием рыночных условий, расширением хозяйственной деятельности организаций данный вопрос становится все более актуальным.

Формирование целей статьи (постановка задания) Основной целью данной статьи является раскрытие сущности консолидации и выделение основных крите-

риев признания консолидированных групп, а также выявление проблем, связанных с деятельностью консолидированных групп.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Необходимость концентрации капитала, а также узость экономического поля в некоторых секторах экономики приводят к необходимости объединения различных субъектов хозяйствования с целью расширения сферы деятельности. Ярким примером такой интеграции является образование консолидированных групп компаний. Деятельность таких организаций ориентирована на решение вопросов роста эффективности корпоративного управления.

В современных условиях процесс образования консолидированных групп наблюдается в различных отраслях экономики . В этой связи все более актуальным становится решение правовых вопросов и разработка методологии управления, учета, а также формирования отчетности для этих организаций.

Необходимо выделить ряд проблем, связанных с де-

Бердникова Лейла Фархадовна, Шнайдер Ольга Владимировна жопомтеские

СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ … науки

ятельностью консолидированных групп. К основным из них можно отнести:

— проблему корпоративного управления консолидированной группой;

— проблему координации финансовых потоков внутри группы;

— проблемы формирования корпоративного учета;

— вопросы по налогообложению консолидированных групп.

В современных исследованиях и в экономической литературе отсутствует единый подход к определению понятия консолидированной группы. Как правило, в рамках консолидированной группы компаний рассматривают объединение организаций, не имеющих юридического статуса и характеризующихся наличием единого центра, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность его участников.

В научной литературе иногда консолидированную группу компаний также отождествляют с консолидированной группой налогоплательщиков. Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков, выплачивающих налог на прибыль на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом. Такое объединение формируется в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. Данное определение закреплено в Налоговом кодексе Российской Федерации .

Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Организация должна соответствовать критериям и условиям, предусмотренным Налоговым кодексом для участников этой группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник, на которого возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков. Ответственный участник такой группы в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога имеет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.

Российские организации вправе создать консолидированную группу налогоплательщиков. Условия, которым должны соответствовать участники этой группы, предусмотрены Налоговым кодексом и применяются в течение всего срока действия договора о создании указанной группы.

Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном или складочном капитале других организаций.

Доля такого участия в подобной организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Организация — сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям.

Во-первых, не находиться в процессе реорганизации или ликвидации.

Во-вторых, в отношении организации не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности/банкротстве в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности/банкротстве.

В-третьих, размер чистых активов организации должен превышать размер ее уставного капитала. Размер 44

чистых активов рассчитывается на базе бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговую документов для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Присоединение новой организации к уже существующей консолидированной группе налогоплательщиков возможно при условии, что присоединяемая организация соответствует указанным критериям на дату своего присоединения.

Совокупность организаций, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должна соответствовать следующим условиям.

Во-первых, совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых должна составлять не менее 10 миллиардов рублей. За основу берется сумма, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются документы в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Эта сумма определяется без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза.

Второе, суммарный объем выручки и прочих доходов по бухгалтерской отчетности должен составлять не менее 100 миллиардов рублей. Эти данные берутся за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Третье условие: совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности должна составлять не менее 300 миллиардов рублей. Эти данные берутся на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Налоговым кодексом установлено, что участниками консолидированной группы налогоплательщиков не могут являться следующие организации:

— являющиеся резидентами особых экономических зон;

— применяющие специальные налоговые режимы;

— банки, за исключением случая, когда все организации, входящие в эту группу, являются банками;

— страховые организации, за исключением случая, когда все организации, входящие в эту группу, являются страховыми организациями;

— негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все организации, входящие в эту группу, — профессиональные участники рынка ценных бумаг и являются при этом банками;

— организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков.

Участниками данной группы не могут также являться:

— организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль и использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль;

— организации, осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций;

— организации, являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес;

— клиринговые организации;

— кредитные потребительские кооперативы и микро-

экономические науки

Бердникова Лейла Фархадовна, Шнайдер Ольга Владимировна СУЩНОСТЬ КОНСОЛИДАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ …

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансовые организации;

— организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны.

Консолидированная группа налогоплательщиков прекращает действовать при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— окончания срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков;

— расторжения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков по соглашению сторон;

— вступления в законную силу решения суда о признании договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков недействительным;

— непредоставления в налоговый орган в установленные сроки соглашения об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в связи с выходом из состава указанной группы организации, нарушившей условия;

— реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования; ликвидации ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Консолидированная группа налогоплательщиков также прекращает действовать вследствие:

— возбуждения в отношении ответственного участника данной группы налогоплательщиков производства по делу о несостоятельности и банкротстве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— несоответствия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков условиям, предусмотренным Налоговым кодексом;

— уклонения от внесения обязательных изменений в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, консолидированная группа компаний представляет собой систему предприятий различной организационно-правовой формы, действующую на базе договора или преобладающего участия одной компании в деятельности других. Такая система предполагает осуществление совместной предпринимательской деятельности участников, интеграцию их капитала, а также реализацию общей стратегии развития для достижения совместных целей и задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

3. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет : Учеб. Пособие. — 6-е изд, перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 832 с.

4. Лебедева Е. М. Бухгалтерский учет; Академия -Москва, 2012. — 304

5. Международные стандарты финансовой отчетности 2011: издание на русском языке. — М. : Аскери -АССА, 2011. — 1047 с.

6. Сапожникова Н. Г. Бухгалтерский учет. Учебник. Издатель — КноРус, 2013г. — 456 с.

7. Соколов Я.В. Финансовый учет / Я.В. Соколов -М:. Проспект, 2012 — 408 с.

10. Иванова Т.Н. К вопросу создания кластерной образовательной непрерывной профессиональной системы самарского региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 58-60.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. 30.11.2016 г.)

Какова цель МСФО 10?

Цель МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» заключается в установлении правил представления и подготовки консолидированной финансовой отчетности, когда одна компания контролирует другую компанию.

В частности, IFRS 10:

  • Требует, чтобы материнская компания, которая контролирует одну или несколько дочерних компаний, представляла консолидированную финансовую отчетность (‘сonsolidated financial statements’);
  • Определяет контроль участия инвестора (‘control of an investee’) как основу для консолидации и предписывает, как определить, контролирует ли инвестор объект инвестиций;
  • Устанавливает требования к бухгалтерскому учету для подготовки консолидированной финансовой отчетности и
  • Определяет понятие инвестиционной организации (‘investment entity’) и устанавливает исключение для консолидации отдельных дочерних компаний инвестиционной организации.

Контроль — основание для консолидации.

Проще говоря, контроль является основным условием для консолидации:

  • Если инвестор контролирует объект своих инвестиций — инвестор составляет консолидированную отчетность;
  • Если инвестор НЕ контролирует — НЕ составляет.

Что такое контроль?

Инвестор контролирует объект инвестиций, если обладает всеми перечисленными полномочиями и способностями:

  • право на получения дохода от своего участия в объекте инвестиций;
  • способность влиять на этот доход, а также способность подвергаться риску от изменения этой доходности;
  • право влиять на объект инвестиций.

Как оценить контроль?

Рассмотрим 3 основных характеристики, присущих контролю над объектом инвестиций: право влияния, способность использовать это права и получение дохода.

Контроль — это наличие полномочий, которые наделяют способностью выполнять соответствующие контрольные действия. Уточним, какими должны быть полномочия и способности:

  • Полномочия инвестора должны быть существенными, а не просто некоторыми незначительными миноритарными правами;
  • Способность должна быть текущей, осуществимой в настоящее время;
  • Соответствующие контрольные действия должны быть значимыми и связанными с основными видами деятельности объекта инвестиций.

При оценке того, контролирует ли инвестор объект инвестиций, необходимо учитывать более одного фактора.

Контроль объекта инвестиций.

Требования IFRS 10 к бухгалтерскому учету.

Процедуры консолидации.

Для подготовки консолидированной финансовой отчетности МСФО (IFRS) 10 предписывает следующие процедуры консолидации:

  1. Объединение статей активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и денежных потоков материнской компании с аналогичными статьями ее дочерних компаний;
  2. Взаимозачет (исключение):
    • Балансовой стоимости инвестиций материнской компании в каждую дочернюю компанию; а также
    • Балансовой стоимости доли материнской компании в капитале каждой дочерней компании.
  3. Исключение в полном объеме внутригрупповых активов и обязательств, капитала, доходов и расходов, а также денежных потоков, связанных с операциями между компаниями группы.

Другие требования к учету.

Кроме базовых процедур консолидации, МСФО (IFRS) 10 предписывает ряд других правил составления консолидированной финансовой отчетности, таких как:

  • представление неконтролирующих долей участия: в собственном капитале, но отдельно от капитала владельцев материнской компании;
  • единая учетная политика должна использоваться как материнской компанией, так и дочерними компаниями;
  • финансовые отчеты материнской компании и дочерней компании должны составляться на одну и ту же дату;
  • что делать, если материнская компания теряет контроль над дочерней компанией,
  • и ряд других правил, касающихся конкретных обстоятельств.

Исключения в IFRS 10.

Как упоминалось выше, если материнская компания контролирует дочернее предприятие, она должна консолидировать отчетность. Но не всегда. МСФО (IFRS) 10 устанавливает следующие исключения из этого правила:

1. Материнская компания не должна представлять консолидированную финансовую отчетность, если она соответствует всем следующим условиям:

  • сама является дочерней компанией, находящейся под полным или частичным контролем, и ее владельцы согласны с тем, что она не представляет консолидированную отчетность;
  • ее долговые или долевые инструменты не торгуются на открытом рынке;
  • она не обязана отчитываться перед комиссией по ценным бумагам или аналогичным или другой регулирующей организацией в связи с выпуском какого-либо класса инструментов на открытом рынке и
  • ее конечная или любая промежуточная материнская компания формирует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, доступную для публичного использования.

2. Вознаграждения по окончании трудовой деятельности и прочие долгосрочные вознаграждения работникам, к которым применяется МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» — не требуется представлять в консолидированной финансовой отчетности;

3. Инвестиционные компании. Это исключение применяется с 1 января 2014 года.

С примером консолидации отчетов о финансовом положении материнской и дочерней компании, с учетом описанных выше процедур консолидации и исключений, .

Инвестиционные компании.

Инвестиционная компания — это компания, которая:

  1. Получает средства от одного или нескольких инвесторов с целью предоставления этим инвесторам услуг по управлению инвестициями;
  2. Несет обязательства перед инвесторами в том, что ее бизнес-цель предусматривает вложение средств исключительно с целью получения дохода от прироста капитала или иного инвестиционного дохода, и
  3. Оценивает и рассчитывает эффективность практически всех своих инвестиций по справедливой стоимости.

МСФО (IFRS) 10 содержит руководство и устанавливает правила для определения того, является ли компания инвестиционной или нет.

Типичные характеристики инвестиционной компании:

  • у компании больше одной инвестиции;
  • у компании больше одного инвестора;
  • у компании есть инвесторы, которые не обладают контролем над компанией.

Большинство инвестиционных организаций НЕ МОГУТ представлять консолидированную финансовую отчетность, и вместо этого им необходимо оценивать инвестиции в дочернюю компанию по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

Метод долевого участия — это метод учета инвестиций в ассоциированные компании и в совместные предприятия, прописанный в международном стандарте МСФО 28. В этой статье коротко рассмотрены следующие моменты:

  • ассоциированная компания — что это?
  • метод долевого участия — основы
  • как тестируется метод долевого участия на экзамене Дипифр
  • свод по проводкам для экзамена Дипифр

Начинается статья с определения того, что такое ассоциированная компания и метод долевого участия. А наибольшее внимание уделено усложнениям, которые применяет экзаменатор Дипифр для ассоциированной компании в консолидационном вопросе.

Ассоциированная компания — что это за компания?

Метод долевого участия применяется для учета инвестиций в ассоциированные компании (МСФО 28) и в совместные предприятия (МСФО 28, IFRS 11). Ассоциированная компания – это компания, где инвестор имеет значительное влияние, что означает участие в принятии решений по финансовой и операционной политике, но это не контроль и не совместный контроль над этой политикой. Если инвестору принадлежит прямо или косвенно 20 и более процентов голосующих акций в инвестируемой компании, то считается, что инвестор имеет значительное влияние.

Кроме того:

МСФО 28, пункт 6 «Наличие у предприятия значительного влияния обычно подтверждается одним или несколькими из следующих фактов:

  • (a) представительство в совете директоров или аналогичном органе управления;
  • (b) участие в процессе выработки политики, в том числе участие в принятии решений о выплате дивидендов или ином распределении прибыли;
  • (c) наличие существенных операций между предприятием и его объектом инвестиций;
  • (d) обмен руководящим персоналом; или
  • (e) предоставление важной технической информации.

В самом простом случае у инвестора должна быть доля владения инвестируемой компанией от 20 до 50%, т.е. больше 20%, но меньше контрольного пакета. При этом надо понимать, что наличие такого количества прав голоса может свидетельствовать не только о значительном влиянии, но и о контроле со стороны инвестора, как это теперь четко прописано в стандарте МСФО IFRS 10.

Метод долевого участия (МСФО 28) — что это за метод?

Это метод учета, при котором инвестиция при первоначальном признании оценивается по себестоимости, а затем ее балансовая стоимость увеличивается или уменьшается за счет признания доли инвестора в прибыли или убытке инвестируемой компании после даты приобретения.

Самый простой пример

Сначала надо отразить сумму первоначальной инвестиции. А потом каждый отчетный период добавлять нашу долю (30%) в прибыли ассоциированной компании (АК) Лаванда. Для этого примера проводки будут выглядеть так:

  • Дт Инвестиция в АК Кт Денежные средства — 20,000
  • Дт Инвестиция в АК Кт Прибыль от АК — 3,600 (= 12,000*30%)

Итого сальдо по статье «Инвестиция в ассоциированную компанию» на конец года будет равно 23,600 долларов. Другие проводки, связанные с отражением инвестиции в ассоциированную компанию методом долевого участия, будут рассмотрены ниже.

Метод долевого участия на экзамене Дипифр

В июне 2011 года поменялся формат экзамена Дипифр. Начиная с этой экзаменационной сессии, экзаменатор пытался усложнить условие консолидационной задачи с ассоциированной компанией. Раньше было достаточно знать, как отразить корректировку по нереализованной прибыли в запасах Гаммы и добавить долю инвестора в прибыли к первоначальной инвестиции. С июня 2011 года экзаменатор опробовал три новых усложнения:

  • 1) отражение обесценения инвестиции в ассоциированную компанию
  • 2) сторно переоценки инвестиции в Гамму до справедливой стоимости
  • 3) прочие компоненты капитала у Гаммы

Трудно предсказать, что будет в будущем, но необходимо четко понимать, что было в прошлом. Вполне возможно, Пол Робинс снова применит одно из этих трех усложнений на предстоящем экзамене в декабре.

Как понять, чем является Гамма в консолидационной задаче?

На экзамене Дипифр первый вопрос тестирует знание консолидации. Как правило, в этом вопросе Бета является дочерней компанией, а для Гаммы могут быть три варианта:

  • А) дочерняя (если есть КОНТРОЛЬ над Гаммой)
  • Б) ассоциированная (если есть СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ)
  • В) совместная деятельность (если есть СОВМЕСТНЫЙ КОНТРОЛЬ)

Гамма будет ассоциированной компанией, если в условии задачи есть такая фраза:

«Данное приобретение дает «Альфе» право оказывать существенное влияние на «Гамму», но не контролировать ее».

Гамма будет совместной деятельностью, если будет такая фраза:

«Эта покупка последовала за соглашением с другими инвесторами об установлении общего контроля над «Гаммой». Все ключевые операционные и финансовые политики, включая распределение прибыли, требуют согласия всех (может быть, двух, трех, четырех) инвесторов, принятого единогласно».

В обоих случаях Б) и В) нужно будет применить метод долевого участия или сокращенно МДУ.

Свод по проводкам в отношении МДУ на экзамене Дипифр

Для отражения инвестиции в АК в ОФП нужны все 5 строк из сводной таблички выше. Из нее можно вывести простое правило для ОФП:

Таблица 1

Конечно же, прибыль или убыток за период не могут быть одновременно. Именно поэтому они расположены в таблице на одной строке. За отчетный период в отчетности АК может быть либо прибыль, либо убыток. Долю в прибыли нужно будет добавить к стоимости инвестиции, долю в убытке — вычесть. Хочу обратить внимание, что на экзамене Дипифр в консолидации ОФП ещё никогда не было обесценения и дивидендов.

Для ОСД нужны только последние три строки из таблицы со сводом проводок.

Таблица 2

*Поясню вопрос с нереализованной прибылью для тех, кто готовится к экзамену Дипифр самостоятельно. В ОСД допускается делать корректировку по нереализованной прибыли (умноженной на долю владения Гаммой), вычитая ее из двух мест: а) из себестоимости или б) из строки прибыль/убыток от ассоциированной компании. Баллы будут присвоены в обоих случаях, экзаменатор не раз делал примечание для преподавателей по этому поводу в официальных ответах. В учебных центрах обычно учат вычитать эту корректировку из себестоимости, собственно говоря, в официальных ответах экзаменатор придерживается той же тактики.

Поэтому правило расчета по Гамме для ОСД будет таким:

Прибыль от АК за период минус обесценение инвестиции в Гамму

Главное, не забыть убрать корректировку нереализованной прибыли в запасах по Гамме из себестоимости.

Усложнение первое. Обесценение инвестиции в ассоциированную компанию

Такое усложнение консолидационной задачи появилось уже два раза: в июне 2011 года и в декабре 2012 года. Оба раза нужно было составить консолидированный ОСД.

Июнь 2011, ОСД

Примечание 3 — приобретение акций компании «Гамма»

1 октября 2010 года «Альфа» приобрела 40% акций компании «Гамма», уплатив за них 75 млн. долларов. Данное приобретение дает «Альфе» право оказывать существенное влияние на «Гамму». На дату приобретения акций рыночная стоимость чистых активов «Гаммы» не отличалась существенно от их балансовой стоимости. По результатам проверки на обесценение, проведенной 31 марта 2011 года, сумма обесценения составила 1.8 млн. долларов.

Отчетная дата 31 марта 2011 года. Чистый убыток Гаммы за год, закончившийся 31.03.11 составил 26,000 долларов.

В данном случае не было ничего сложного. За год у Гаммы был убыток в сумме 26,000, период владения составил 6 месяцев. Зная это, можно рассчитать долю Альфы в убытке Гаммы. Останется только вычесть сумму обесценения инвестиции, которая дана в условии.

Гораздо сложнее оказалось задание в декабре 2012 года. Здесь обесценение инвестиции в Гамму надо было рассчитать. Хочу обратить внимание, что обесценивается балансовая статья «Инвестиция в ассоциированную компанию». Сложность в данном случае была в том, что надо было приготовить консолидированный ОСД. А для расчета обесценения нужно было рассчитать балансовую стоимость инвестиции в Гамму, т.е. вспомнить, как это делается в балансе. Кроме того, в условии нет слова «обесценение», есть только слово «возмещаемая стоимость».

Декабрь 2012 года, ОСД

Итак, Гамма является совместной деятельностью (ключевое слово — совместный контроль), доля владения Гаммой 50%, период владения 9 месяцев, учитывается методом долевого участия. В отчетности можно увидеть, что прибыль Гаммы за период составила 20,000.

Словосочетание «возмещаемая стоимость» указывает на то, что необходимо провести тест на обесценение инвестиции. Чтобы провести такой тест, нужно сравнить балансовую стоимость с возмещаемой. Возмещаемая стоимость дана в условии — 50,000. Балансовую стоимость инвестиции в Гамму можно рассчитать обычным способом:

Первоначальная + прибыль — дивиденды = 50,000 + 7,500 — 5,000 = 52,500

где прибыль равна 20,000*50%*9/12 = 7,500, дивиденды равны 10,000*50% = 5,000

Замечание насчет корректировки по нереализованной прибыли в запасах. Вроде бы ее тоже нужно учитывать при расчете балансовой стоимости инвестиции в Гамму. Но посмотрите в официальный ответ — экзаменатор этого не делает. И действительно, для целей расчета обесценения (!) этого делать не надо. Обесценивать инвестицию только потому, что подвисла нереализованная прибыль, которая будет реализована в ближайшем будущем, было бы неправильно.

Если бы это был консолидированный ОФП, то окончательная стоимость инвестиции в Гамму (строка в ОФП) была бы равна 50,000. А сумму обесценения 2,500 надо было отнести в расчет нераспределенной прибыли Группы.

Усложнение второе. Альфа ошибочно учитывает ассоциированную компанию по СС через ПСД

Второй тип усложнения два раза был применен Полом Робинсом для консолидации ОФП. В июне и в декабре 2013 года в примечании по Гамме появилась следующая фраза:

«Альфа» рассматривает инвестицию в «Гамму» в качестве финансового актива и приняла решение отражать ее по справедливой стоимости как прочий совокупный доход.

Здесь речь идет о фундаментальной ошибке в учете. Учет инвестиции в Гамму как финансовый актив означает, что Альфа будет отражать в своей отчетности только изменения в стоимости пакета акций Гаммы. Так можно было бы делать, если бы Гамма не была ассоциированной компанией. Но у Альфы есть существенное влияние над Гаммой, и по методу долевого участия Альфа должна отражать свою долю в прибыли или убытке Гаммы после даты приобретения. Поэтому все проводки, которые сделала Альфа в отношении Гаммы, надо сторнировать.

Июнь 2013

Что отразила Альфа в своей отчетности:

Декабрь 2013

Что отразила Альфа в своей отчетности:

В обоих случаях вторую проводку надо сторнировать. То есть убрать 2,000 и 4,500 из прочих компонентов капитала. Поскольку оба раза это был консолидированный ОФП, т.е. в балансе была строка «Прочие компоненты капитала», то именно ее и надо было корректировать. Обратите внимание, что эта корректировка в обоих случаях «весила» целый балл.

Июнь 2013 — ответ

Декабрь 2013 года — ответ

Сам расчет стоимости инвестиции в Гамму в 2013 году будет чуть ниже, потому что необходимо рассмотреть еще одно усложнение.

Усложнение третье. У Гаммы есть прочие компоненты капитала

И еще одно усложнение. В июне 2013 года экзаменатор впервые выделяет у Гаммы прочие компоненты капитала.

Это на отчетную дату, а на дату приобретения суммы были такими:

Понятно, что с этими цифрами можно посчитать прирост нераспределенной прибыли и прочих компонентов капитала Гаммы с даты приобретения до даты отчета.

  • Нерапределенная прибыль Гаммы: 76,000 — 66,000 = 10,000
  • Прочие компоненты капитала Гаммы: 2,000 — 1,200 = 800

В спокойной обстановке можно легко догадаться, что долю в изменении прочих компонентов капитала Гаммы нужно отражать в прочих компонентах капитала Группы. В условиях экзаменационного стресса этот момент можно было и упустить.

Таким образом, можно немного дополнить схему расчета стоимости инвестиции в АК для ОФП:

Первоначальная + прирост прибыли + прирост прочих компонентов капитала — нереализованная прибыль в запасах — дивиденды — обесценение инвестиции

Для июня 2013 года (без дивидендов и обесценения):

где 4,000 = 10,000*40%, 320 = 800*40%, а нереализованная прибыль 1,200 рассчитывается как обычно. Если кто-то не умеет этого делать, можно прочитать статью на этом сайте про расчет нереализованной прибыли в запасах.

Самое главное, что 4,000 и 320 надо было разнести по разным расчетам:

4,000 добавить в расчет «Нераспределенной прибыли Группы», а 320 — в расчет «Прочих компонентов капитала Группы». Кстати, теперь «Прочие компоненты капитала» лучше делать отдельным расчетом, так как Пол Робинс практикует много корректировок именно по этой строке. Расчет «Прочих компонентов капитала» для июня 2013 года приведен выше, а «Нераспределенная прибыль Группы» считается так:

В декабре 2013 года у Гаммы прочие компоненты были равны нулю, поэтому было чуть проще — нужно было добавить только долю в приросте прибыли после приобретения:

Если в консолидации ОСД у Гаммы будет прочий совокупный доход

Что надо будет делать в этом случае? Такого еще не было, но знать это не помешает.

В МСФО 28 написано следующее:

МСФО 28, Определения

Метод долевого участия — …прибыль или убыток инвестора включает долю инвестора в прибыли или убытке объекта инвестиций, а прочий совокупный доход инвестора включает долю инвестора в прочем совокупном доходе объекта инвестиций.

Значит, если в задаче по консолидации ОСД у Гаммы будет прочий совокупный доход, то долю Альфы в этом доходе нужно будет отразить отдельной строкой в прочем совокупном доходе. То есть будет две строки по Гамме: одна — перед налогом на прибыль «Доход/или убыток от ассоциированной компании», а вторая — ниже чистой прибыли: «Прочий совокупный доход/убыток от ассоциированной компании».

Поскольку в июне 2014 года в консолидационной задаче Дипифр было две дочерних компании, вероятность появления метода долевого участия в декабре 2014 года стала очень высокой. Возможно, Пол Робинс будет использовать те усложнения, которые уже были. Они рассмотрены в этой статье. Я думаю, что этих знаний вполне хватит, чтобы заработать большую часть баллов, связанных с методом долевого участия.

Сообщество ВКонтакте

В созданном одновременно с сайтом сообществе ВКонтакте есть две полезные ссылки:

  • 1) процент сдачи экзамена Дипифр в России согласно официальному русскоязычному сайту ACCA
  • 2) учебный курс для подготовки к Дипифр учебного центра PWC

В этом сообществе я собираюсь публиковать не только анонсы статей на сайте, но и большую часть коротких сообщений — новости Дипифр, полезные ссылки. Если вы зарегистрированы ВКонтакте, вы можете подписаться на новости этого сообщества.

Попасть на страницу сообщества можно в правом верхнем углу сразу под шапкой сайта и формой подписки. Или можно нажать на кнопку ниже:

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» российские организации обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность (далее — КФО) в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Нормативно-правовая база КФО

Для составления КФО применяются МСФО и Разъяснения МСФО (далее также — документы МСФО), признанные в порядке, определенном Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107 по согласованию с Банком России. Согласно этому Положению решение о введении документа МСФО в действие на территории Российской Федерации принимается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России на основе заключения экспертного органа, осуществившего экспертизу применимости документа МСФО на территории Российской Федерации. Экспертным органом является некоммерческая организация «Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО»).

Документы МСФО введены в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н, от 27 июня 2016 г. № 98н, от 11 июля 2016 г. № 111н, от 14 сентября 2016 г. № 156н, от 23 ноября 2016 г. № 215н, от 30 марта 2017 г. № 50н, от 20 июля 2017 г. № 117н, от 12 декабря 2017 г. № 225н, от 27 марта 2018 г. № 56н, от 4 июня 2018 г. № 125н, от 12 июля 2018 г. № 153н, от 30 октября 2018 г. № 220н, от 22 января 2019 г. № 11н.

Круг экономических субъектов, которые обязаны составлять, представлять и раскрывать КФО, включает:

1) кредитные организации, за исключением банков с базовой лицензией, не создающих группу в смысле МСФО;

2) страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющие компании);

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

7) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

8) иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов (далее также — эмитенты).

Согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной КФО.

В целях обобщения практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и иных нормативных правовых актов по вопросам применения МСФО, а также анализа государственной политики в сфере применения МСФО на территории Российской Федерации и подготовки на их основе соответствующих рекомендаций приказом Минфина России от 30 марта 2012 г. № 148 образована Межведомственная рабочая группа по применению МСФО (далее — МРГ). В состав этой рабочей группы входят представители Минфина России, Банка России, Фонда «НСФО», аудиторского сообщества.

Минфином России осуществляется систематический контроль деятельности Фонда «НСФО», связанной с проведением экспертизы применимости документов МСФО на территории Российской Федерации. Цель контроля — обеспечение полезности и результативности процедуры проведения экспертизы. В частности, в 2016 г. проведен углубленный анализ практики проведения экспертизы. По результатам анализа подтверждено соответствие данного направления деятельности Фонда «НСФО» задачам экспертизы. Вместе с тем даны рекомендации по совершенствованию порядка экспертизы. Среди них — организация мониторинга практики применения документов МСФО на территории Российской Федерации после их введения в действие с целью последующей оценки их применимости на территории Российской Федерации; уточнение отчетности экспертного органа. На основе рекомендаций внесены изменения в документы, регулирующие порядок проведения экспертизы.

Развитие законодательства о КФО

В 2016-2018 гг. реализован комплекс мер по совершенствованию законодательства о КФО. Так, в 2016 г. введено требование представления и раскрытия промежуточной КФО, а также подтверждения ее достоверности. Установлены дополнительные требования к раскрытию КФО, в частности, обязанность составителя обеспечивать доступность отчетности в течение трех лет с даты раскрытия, обязанность кредитных организаций и эмитентов-головных организаций банковских холдингов предоставлять сведения о раскрытии КФО в Банк России. Уточнен порядок представления КФО в Банк России, а также круг лиц, полномочных подписывать КФО.

В 2017 г. для целей КФО ряду организаций предоставлено право определять отчетный год, отличным от календарного года. Предусмотрены особенности исчисления первого отчетного года для годовой КФО и составления этой отчетности, а также исчисления отчетного периода для промежуточной КФО.

В 2018 г. предусмотрена возможность представления КФО пользователям на иностранном языке в валюте, отличной от рубля (в случаях, предусмотренных законодательством, например, Федеральным законом «О международных компаниях»). Уточнена сфера действия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

Надзор за представлением и публикацией годовой КФО

В соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО организации после ее обязательного аудита должна представляться участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, а также в Банк России (за исключением организаций, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации, и эмитентов, не являющихся головными организациями банковских холдингов).

Банк России осуществляет надзор за представлением и раскрытием КФО организациями (за исключением организаций, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Сроки представления годовой КФО в Банк России устанавливаются Банком России. Нарушение сроков представления годовой КФО в Банк России признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для юридических лиц размер указанного штрафа составляет от 500 до 700 тысяч рублей.

Представление КФО в Банк России осуществляется в порядке, определяемом указаниями Банка России:

от 8 октября 2018 г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»;

от 14 декабря 2017 г. № 4645-У «О порядке и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности»;

от 27 ноября 2017 г. № 4619-У «О порядке и сроках раскрытия и представления банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности»;

от 2 марта 2015 г. № 3580-У «О представлении кредитными организациями финансовой отчетности»;

от 21 января 2019 г. № 5063-У «О порядке и сроках представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пунктах 2 — 5 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Анализ исполненияФедерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Сводная информация об исполнении Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» кредитными и некредитными финансовыми организациями в 2015 — 2018 гг., сформированная по данным Банка России, представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Исполнение Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» кредитными организациями в 2015 — 2018 гг.

№ п/п Показатели 2015 2016 2017 2018
Количество организаций, обязанных составлять КФО по состоянию на 31 декабря (кредитные организации, являющиеся головными организациями банковских групп, и кредитные организации, не являющиеся участниками банковских групп) 708 594 535 3311
Количество организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций после отчетного года 46 292 29 19
Количество организаций, представивших КФО за год 659 565 506 312
из них с аудиторским заключением 659 565 492 312
из них с заключением аудиторской организации «Большой Четверки»3 135 114 107 97
Количество организаций, не представивших КФО за год 3 0 0 0
Количество организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО за год 39 10 х4 0

1 Без банков с базовой лицензией, которые освобождены от составления КФО.

2 Включая одну кредитную организацию, в отношении которой осуществлена санация

3 Российские аудиторские организации, входящие в международные сети «Делойт» (Deloitte), «КПМГ» (KPMG), «ПрайсвотерхаусКуперс» (PricewaterhouseCoopers), «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young).

4 Информация отсутствует.

Таблица 2

Исполнение Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» некредитными финансовыми организациями в 2015 — 2018 гг.

№ п/п Показатели Страховые организации Эмитенты1 Негосударственные пенсионные фонды Клиринговые организации Управляющие компании
2015 2016 2017 2018 2015 2015 2016 2017 2018 2015 2016 2017 2018 2015 2016 2017 2018
Количество организаций, обязанных составлять КФО по состоянию на 31 декабря 314 237 210 184 169 102 74 66 52 3 3 4 4 372 333 305 282
из них количество организаций, обязанных представлять КФО в Банк России 2702 2282 2012 54 169 102 74 66 18 3 3 4 2 372 333 305 25
Количество организаций, представивших КФО за год 270 228 201 1443 128 94 72 65 373 3 3 4 33 331 308 288 1503
из них с аудиторским заключением 270 228 201 144 128 94 72 65 37 3 3 4 3 331 308 288 148
из них с заключением аудиторской организации «Большой Четверки» 52 51 51 38 72 8 11 12 8 0 0 0 0 88 82 58 8
Количество организаций, представивших КФО с нарушением срока представления за год 4 7 16 0 6 3 0 0 0 0 0 0 0 32 35 17 1
Количество организаций, не представивших КФО в Банк России, из числа обязанных ее представлять за год 0 0 0 0 41 8 2 1 0 0 0 0 0 41 25 17 9
Количество организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО за год 13 10 24 0 04 3 0 0 0 0 0 0 0 21 11 0 1
в том числе:
привлечены к административной ответственности 15 0 76 0 0 35 0 0 0 0 0 0 0 5 10 0 16
выданы предписания 12 10 17 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 16 1 0 0

1 Кроме кредитных и страховых организаций.

2 Без организаций, утративших обязанность представлять КФО в Банк России после отчетного года в связи с отзывом лицензии на осуществление страховой деятельности.

3 Ряд организаций представил КФО при отсутствии такой обязанности.

4 Меры надзорного характера не применялись в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности».

5 Составлены протоколы об административном правонарушении.

6 Составлены мотивированные заключения о выявлении признаков административного правонарушения, направленные в территориальные учреждения Банка России.

Количество организаций, обязанных составлять КФО, по состоянию на 31 декабря 2018 г., снизилось по сравнению с 31 декабря 2015 г. на 43 %. Данное снижение имело место во всех секторах, организации которых обязаны составлять КФО, за исключением клиринговых организаций (таблица 3).

Таблица 3

Изменение количества организаций, обязанных составлять КФО, за 2015 — 2018 гг.

Количество организаций, представивших КФО за 2018 г., существенно сократилось по сравнению с количеством организаций, представивших КФО за 2015 г. (таблица 4). Это сокращение обусловлено, главным образом, сокращением числа организаций, обязанных составлять КФО, освобождением ряда организаций от обязанности представлять КФО. Доля организаций, представивших КФО, в общем количестве организаций, обязанных ее составлять, существенно сократилась во всех секторах, за исключением кредитных организаций, и в целом составила 76 %.

Таблица 4

Изменение количества организаций, представивших КФО, за 2015 — 2018 гг.

Практически все организации (за исключением двух управляющих компаний) представили КФО с аудиторским заключением.

За 2015 — 2018 гг. доля аудиторских заключений «Большой Четверки» среди всех аудиторских заключений по КФО выросла на 2,5 процентных пункта, что связано, главным образом, с сокращением количества организаций, выпускающих КФО, а также освобождением ряда организаций от обязанности составлять такую отчетность (таблица 5). Доля аудиторских заключений «Большой Четверки» по КФО кредитных и страховых организаций колеблется от 19 до 31 %. Среди аудиторских заключений негосударственных пенсионных фондов эта доля с 2015 г. по 2018 г. увеличилась на 13 %. Среди управляющих компаний доля аудиторских заключений «Большой Четверки» за тот же период снизилась на 21 %. Аудит КФО клиринговых организаций организациями «Большой Четверки» в рассматриваемом периоде не проводился.

Таблица 5

Изменение доли аудиторских заключений «Большой Четверки» в общем количестве аудиторских заключений по КФО за 2015 — 2018 гг.

Доля аудиторских заключений «Большой Четверки» в общем количестве аудиторских заключений по КФО, % Изменение доли, процентные пункты
2015 г. 2018 г.
Кредитные организации 20,5 31,1 10,6
Страховые организации 19,3 26,4 7,1
Негосударственные пенсионные фонды 8,5 21,6 13,1
Клиринговые организации 0,0 0,0 0,0
Управляющие компании 26,6 5,4 — 21,2
Всего 20,9 23,4 2,5

В 0,2 % случаев (1 организация) был нарушен установленный срок представления КФО за 2018 г. (3 % организаций — отчетность за 2015 г.). Существенно (с 32 до 1) сократилось количество управляющих компаний, представивших КФО с нарушением срока (таблица 6).

Таблица 6

Изменение количества организаций, представивших КФО с нарушением срока представления, за 2015 — 2018 гг.

1 Без учета кредитных организаций.

КФО за 2018 г. не была представлена только управляющими компаниями (9 организаций) (таблица 7). По причине отзыва лицензии КФО не представили 19 кредитных организаций.

Таблица 7

Изменение количества организаций, не представивших КФО, за 2015 — 2018 гг.

За рассматриваемый период существенно сократилось количество представивших КФО организаций, к которым применены меры воздействия. По результатам рассмотрения КФО за 2018 г. количество организаций, к которым были применены меры воздействия, уменьшилось по сравнению с отчетностью за 2015 г. с 76 до одной (таблица 8).

Таблица 8

Изменение количества организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО, за 2015 — 2018 гг.

Рассмотрение вопросов, выявленных в процессе анализа практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Анализ практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» является одним из инструментов для выявления вопросов применения МСФО на территории Российской Федерации, требующих решения. Эта работа осуществляется МРГ и направлена на обеспечение последовательного и единообразного применения МСФО, и тем самым, на повышение качества отчетности организаций, составленной в соответствии с этими стандартами.

За период с 2015 г. по 2018 г. МРГ было принято к рассмотрению 15 вопросов применения МСФО, требующих решения (2015 г. — 6 вопросов, 2016 г. — 3, 2017 г. — 5, 2018 г. — 1). В результате рассмотрения указанных вопросов МРГ осуществляет подготовку рекомендаций, которые ежегодно издаются в форме обзоров практики применения МСФО. С 2015 г. по 2018 г. издано 7 таких обзоров (2015 г. — 2 обзора, 2016 г. — 2, 2017 г. — 2, 2018 г. — 1). В указанных обзорах даны рекомендации МРГ по таким вопросам как:

представление в КФО облигаций, срок погашения которых не установлен или является сверхдлинным и по которым эмитент имеет право в одностороннем порядке отказаться от выплаты процентов (купона);

составление КФО в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации, составление КФО организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния или присоединения;

осуществление актуарных расчетов для целей МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;

проверка промежуточной КФО, проводимой аудиторской организацией;

действие подпункта «а» пункта 4 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» для эмитентов, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, при составлении ими КФО в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»;

первый отчетный год для КФО впервые созданного экономического субъекта;

включение несущественных данных о дочерних организациях в КФО;

обязанность представления и публикации КФО организациями, ценные бумаги которых исключены из котировального списка;

особенности составления КФО управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов;

аудит КФО, составляемой и публикуемой инициативно.

Кроме того, МРГ в 2017-2018 гг. проведен анализ реализации государственной политики по следующим вопросам:

готовность банковского сектора к переходу на применение МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» с 1 января 2018 г.;

готовность страховых организаций к переходу на применение МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» с 1 января 2021 г.

По итогам проведенного анализа МРГ подготовлены информационно-методические документы «Вопросы применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» банками и другими кредитными организациями» и «Вопросы применения МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» страховыми организациями». Указанные документы опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России, направлены в Банк России и в соответствующие профессиональные объединения.

За период 2015 — 2018 гг. МРГ неоднократно рассматривались вопросы перевода документов МСФО на русский язык, обеспечения его качества, устойчивости и финансовой независимости системы перевода. Среди прочего,
в 2017 г. МРГ проанализирован международный опыт организации и финансирования работ по переводу документов МСФО на национальные языки.

В 2018 г. МРГ изучена проблематика организации и осуществления контроля соблюдения МСФО в отчетности, подготавливаемой российскими организациями. По результатам этого изучения подготовлен и опубликован на официальном Интернет-сайте Минфина России документ «Анализ практики независимой проверки финансовой отчетности эмитентов на предмет ее соответствия стандартам финансовой отчетности». В нем, в частности, обращено особое внимание на значение контроля соблюдения МСФО при составлении КФО публичными компаниями для надлежащего последовательного применения МСФО в Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование законодательства и практики применения КФО

С целью дальнейшего совершенствования законодательства о КФО планируются такие мероприятия, как:

уточнение круга организаций, обязанных составлять КФО, исходя из баланса значимости информации, содержащейся в отчетности по МСФО, и затрат на ее составление;

активизация выпуска федеральных стандартов бухгалтерского учета, разрабатываемых на основе МСФО, способствующих качественному улучшению практики применения МСФО;

уточнение отдельных положений Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», в применении которых выявляются проблемы.

Кроме того, анализ опыта применения МСФО в Российской Федерации выявил ряд проблем, на решение которых должны быть направлены усилия заинтересованных сторон. Среди них:

1) низкая вовлеченность российского делового, профессионального и научного сообщества в общественное обсуждение проектов документов МСФО (изменений в МСФО, новых стандартов), организуемое и проводимое Фондом МСФО;

2) недостаточная активность российской стороны в формировании повестки Комитета по разъяснениям Фонда МСФО и Группы развивающихся экономик Совета по МСФО и, как следствие, слабое использование потенциала этих площадок для обсуждения вопросов применения МСФО, возникающих в российской практике;

3) отсутствие процедуры введения в действие для применения в Российской Федерации практических руководств (practical statement) «Комментарии руководства» и «Суждение о существенности», выпускаемых Фондом МСФО;

4) слабость институциональной основы перевода МСФО на русский язык;

5) отсутствие механизма своевременного перевода и публикации решений Комитета по разъяснениям Фонда МСФО;

6) отсутствие полноценной системы контроля соблюдения МСФО при составлении КФО публичными компаниями, включающей соответствующие институты, механизмы, законодательство, полномочия, ресурсы;

7) недостаточная вовлеченность комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) соответствующих организаций в обеспечение высокого качества составления КФО;

8) отсутствие практики оценки применения документов МСФО на территории Российской Федерации после их введения в действие;

9) разобщенность обучения бухгалтерскому учету по российским правилам и по МСФО.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх