Контролируемые сделки, что это?

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2020 году

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Проверьте правильно ли вы определили критерии контролируемых сделок с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Контролируемые сделки — 2020: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

Ст. 105.1 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

ВНИМАНИЕ! ЕНВД с 2021 года прекращает свое действие на территориивсей России. Некоторые субъекты отказались от спецрежима уже в 2020 году. Подробнее об отмене ЕНВД читайте .

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2020году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2020 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Итоги

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Оказаться не у дел — это оказаться без работы, без занятия, то есть оказаться в отдалении от дел.

Очень часто это сочетание пишут слитно: неудел. У ошибки есть вполне объяснимое оправдание: перед нами наречие, а наречия мы часто пишем слитно, хотя состоят они из разных морфологических элементов: навзничь (не на взничь), вдали (не в дали), сгоряча (не с горяча), наверх (не на верх) и так далее.

Но почему же наречие не у дел мы пишем раздельно? Дело в том, что перед нами не чистое наречие, а фразеологизм, который только используется в качестве наречия. И если бы фразеологизмы имели способность к динамике, рано или поздно все элементы этого сочетания срослись бы. Тогда мы получили бы неудел, и «криминала» в этом было бы не больше, чем в навстречу и недаром.

Однако у фразеологизмов есть уникальная особенность — они не меняются никогда. Могут пройти годы, столетия, тысячи лет, но устойчивое сочетание сохранит в себе старую лексику, формы, ударения и даже навсегда утраченные языком элементы: «Сел на конь да поехал в огонь» (не на коня), «Править бал» (не устраивать бал, не править балом), «Не суть важно» (слова суть больше нет — существует только есть), «На кру́ги своя» (не на свои круги́) и так далее.

Поэтому не у дел хоть и выполняет функцию наречия, а все же не пишется слитно, потому что является навсегда застывшим сочетанием.

Итак, правильно: не у дел. Ошибки: неудел, не удел.

Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав. Договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок (см. письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@).

Сделки, которые признаются контролируемыми

Контролируемыми признаются следующие сделки (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) всех сторон признается РФ.

Эти сделки признаются контролируемыми при условии, что:

  1. сумма доходов по всем сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за год превышает 1 млрд рублей (в 2013 году – 2 млрд рублей, в 2012 году – 3 млрд рублей). Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  2. одна из сторон платит НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах, а предметом сделки является полезное ископаемое, при добыче которого НДПИ платится по этой же ставке, а сумма доходов по таким сделкам между этими лицами превышает 60 млн рублей за календарный год. Если доходы и расходы по сделкам учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, то сумма доходов по ним должна превышать 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  3. одна из сторон сделки применяет ЕСХН, ЕНВД (сделка совершена в рамках этой деятельности), а остальные участники сделки не применяют эти режимы, при этом сумма доходов по сделкам между этими лицами превышает 100 млн рублей за календарный год. Если доходы и расходы по сделкам учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, то сумма доходов по ним должна превышать 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  4. одна из сторон освобождена от обязанностей плательщика по налогу на прибыль или применяет ставку 0 процентов по налогу на прибыль в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, а остальные участники применяют общие ставки, и сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год.
    Минфин России разъясняет, что такой плательщик может применять специальные налоговые режимы или быть участником «Сколково» (см. письмо от 20.05.2013 № 03-01-18/17735). При этом, если от уплаты налога на прибыль освобождены все стороны сделки, то она не признается контролируемой по этому основанию (письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-01-18/32298).
    В письме от 01.06.2015 № 03-01-18/31603 финансовое ведомство дополнительно отметило, что сделки с индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, по данному основанию не признаются контролируемыми. Ведь налог на прибыль с них не взимается, поэтому освобождение от его уплаты предусмотрено только для организаций на УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
    Помимо этого, по основаниям, указанным в п. 3 и п. 4, не относится к разряду контролируемых сделка, одной из сторон (сторонами) которой выступает сельхозтоваропрозводитель, не перешедший на уплату ЕСХН. Ведь такой налогоплательщик не применяет спецрежим, не освобожден от обязанности платить налог на прибыль, а нулевую ставку налога на прибыль применяет в соответствии с п. 1.3 ст. 284 НК РФ (а не согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ). На это указал Минфин России в письме от 09.04.2015 № 03-01-18/20042.
    Для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, эти условия изменяются. Контролируемыми такие сделки будут, если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме установленных п. 2 — 4 ст. 284 НК РФ) или одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль, а также сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  5. одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ или участником свободной экономической зоны, в которой существуют льготные ставки по налогу на прибыль, а остальные участники применяют общие ставки, при этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год. Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  6. сделка одновременно удовлетворяет следующим условиям, и сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей (1 млрд рублей — по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 — п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ) за календарный год:
    • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
    • любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ.
  7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ. При этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год. Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  8. одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ. При этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год (1 млрд рублей — по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 — п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  9. одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ, при этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год (1 млрд рублей — по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 — п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  10. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, при этом сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд руб. за календарный год.

2. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) хотя бы одной стороны не признается РФ и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей. Условие о размере дохода введено для сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Раньше суммовой порог не был установлен.

При расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам за период года, в течение которого они являлись взаимозависимыми (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 12.11.2014 № 03-01-18/57222). При этом если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, по мнению Минфина России, может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки. Указанная величина определяется по правилам гл. 25 НК РФ с применением метода начисления (письма Минфина России от 17.04.2014 № 03-01-18/17551, от 17.04.2014 № 03-01-РЗ/17521).

3. Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами:

3.1. Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 60 млн рублей. Суммовой порог введен для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Напомним, что ранее он не был установлен.

3.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (т.е. экспорт и импорт товаров, а также перемещение между двумя частями РФ, если они не связаны сухопутной территорией), если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

Такие сделки являются контролируемыми, если их предметом являются:

  1. нефть и нефтепродукты;
  2. черные и цветные металлы;
  3. минеральные удобрения;
  4. драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды этих товаров утверждены приказом Минпромторга России от 28.04.2018 № 1714.

3.3. Сделки, одной из сторон которых является резидент офшорной зоны, указанной в Перечне, утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

Сделки, которые не признаются контролируемыми

Не признаются контролируемыми, несмотря на соответствие формальным признакам, следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

3) в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения прибыли с 01.01.2012;

4) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в отношении одного и того же месторождения;

5) предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

6) предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

7) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в том числе прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ;

К таким убыткам, в частности, относятся (п. 2 ст. 265 НК РФ):

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  • расходы в виде недостачи при отсутствии виновных лиц, а также потери от хищений, виновники которых не установлены;
  • потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧС;
  • убытки при уступке права требования (ст. 279 НК РФ).

При этом Минфин России разъясняет следующее. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям с особым порядком определения налоговой базы и прибыль и убытки по этим операциям учитываются в соответствующем порядке, то такие убытки не учитываются при решении вопроса о признании сделки неконтролируемой.

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в мерах по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) происходит в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ.

Налогоплательщики самостоятельно определяют, является ли заключенная сделка контролируемой.

Также по заявлению ФНС России контролируемой сделку может признать суд (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2019 год истекает 20 мая 2020 года (на 21.04.2020). Эксперты 1С в статье рассказывают о новых критериях для признания сделок контролируемыми и о том, как в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 подготовить уведомление за 2019 год с учетом актуальных изменений законодательства.

В соответствии с разделом V.1 НК РФ государство контролирует сделки, с помощью которых недобросовестные налогоплательщики могут уменьшить налог на прибыль организаций за счет манипулирования ценой в сделках:

  • с взаимозависимыми лицами;
  • товарами мировой биржевой торговли;
  • с лицами, зарегистрированными в офшорах.

Налогоплательщики (юридические и физические лица), которые в 2019 году совершали сделки подобного рода, должны не позднее 20.05.2020 представить уведомление о контролируемых сделках в налоговую инспекцию по месту своего учета. На основании таких представленных уведомлений налоговые органы проверяют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки. Под контроль могут подпадать как сам предмет сделки и его цена, так и условия поставки товаров (работ, услуг, имущественных прав).

За непредставление уведомления в установленный срок или недостоверное заполнение уведомления НК РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

1С:ИТС

Подробнее о том, какие лица признаются взаимозависимыми и какие сделки признаются контролируемыми, а также к каким последствиям может привести заключение указанных сделок, см. в раздела «Консультации по законодательству».

Новые критерии для контролируемых сделок

С 01.01.2019 правила признания сделок контролируемыми изменились. С одной стороны, количество контролируемых сделок сократилось. С другой стороны, появились новые основания контроля.

Сделки по деятельности, облагаемой НДД

В 2019 году появился новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), а в Налоговом кодексе РФ — одноименная новая глава 25.4, введенная Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ. Этот налог уплачивают компании, которые добывают нефть на отдельных участках недр и у которых есть лицензия на добычу и разведку нефти.

НДД начисляется в размере 50 % от дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья по каждому участку недр (места расположения участков описаны в НК РФ). Дополнительный доход определяется как разница между расчетной выручкой от реализации углеводородного сырья и фактическими и расчетными расходами на его добычу. При этом главой 25.4 НК РФ установлена сумма минимального налога, которая зависит от конкретного участка недр.

Если кто-либо из участников сделки является плательщиком этого налога и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по НДД, то данная сделка должна контролироваться с учетом суммового критерия (п.п. 10 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). При формировании уведомления о контролируемых сделках сделка с такой особенностью должна отражаться в Разделе 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» с кодом 138 (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в ред. приказа ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@).

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» указанное изменение поддерживается. Для удобства работы с контролируемыми сделками в программе предназначен Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках, доступ к которому осуществляется по гиперссылке Помощник подготовки уведомления (раздел Отчеты — Контролируемые сделки).

Подготовка уведомления о контролируемых сделках состоит из трех основных этапов:

  • ввод необходимых сведений и заполнение первоначального списка контролируемых сделок;
  • указание дополнительных сведений для объектов, которые попали в список контролируемых сделок, созданный на первом этапе;
  • анализ сводной информации, формирование списка сделок с учетом суммовых критериев, проверка и выгрузка уведомления о контролируемых сделках в электронном виде для передачи в налоговую инспекцию.

Для заполнения уведомления в программе пользователю достаточно выполнить все действия, последовательно переходя по гиперссылкам, которые сгруппированы в форме Помощника в соответствии с перечисленными этапами. Подробнее о Помощнике подготовки уведомления о контролируемых сделках см. в статье .

Особенности отнесения сделок к контролируемым регистрируются в программе на втором этапе Помощника через отчет Сведения о контрагентах контролируемых сделок. Данный отчет предназначен для проверки полноты заполненных реквизитов в регистрах сведений Участники контролируемых сделок и Договоры участников контролируемых сделок. Для сделки, доходы (расходы) по которой учитываются при определении налоговой базы по НДД, в карточке договора с участником контролируемой сделки следует установить флаг Сделка относится к деятельности, облагаемой налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (рис. 1).

Рис. 1. Сделка, относящаяся к деятельности, облагаемой НДД

Если на третьем этапе Помощника сделки с указанным контрагентом пройдут отбор по суммовому критерию, то сделка по деятельности, облагаемой НДД, попадет в документ Лист 1А с кодом 138 (рис. 2).

Рис. 2. Лист 1А для сделки, относящейся к деятельности, облагаемой НДД

Сделки с российскими взаимозависимыми лицами

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес поправки в статью 105.14 НК РФ, согласно которым с 2019 года изменились критерии признания сделок контролируемыми. Новые критерии применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Теперь внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми при одновременном выполнении двух условий:

  • сделки имеют особенности, изложенные в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ (например, по признаку уплаты НДПИ, применения спецрежимов, признаку применения инвестиционного налогового вычета и т. д.);
  • сумма доходов по сделкам с особенностями за соответствующий календарный год превышает суммовой порог в 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, сделка между взаимозависимыми российскими лицами не признается контролируемой, если она не имеет особенностей. При этом для всех видов контролируемых сделок действует только одна граница контролируемости, и ее размер существенно вырос. Напоминаем, что раньше граница рассчитывалась по каждому признаку отдельно. Теперь же сумма всех контролируемых сделок складывается и сверяется с границей в 1 млрд руб.

По отношению к плательщикам налога на прибыль организаций изменились признаки определения контролируемости. Раньше отдельно контролировались сделки по признакам:

  • применения ставки 0 %;
  • резидентов особых экономических зон (или участников свободных экономических зон), налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль;
  • участников региональных инвестиционных проектов, применяющих пониженные ставки по налогу.

В 2019 году для взаимозависимых плательщиков налога на прибыль контролируется только одно обстоятельство: применяет ли другая сторона другую ставку по налогу к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

В программе данное обстоятельство отражается в карточке договора с участником контролируемой сделки с помощью флага Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль (рис. 1).

Если на третьем этапе Помощника сделки с указанным контрагентом пройдут отбор по суммовому критерию, то сделка с разными ставками налога на прибыль попадет в документ Лист 1А с кодом 131 (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в ред. приказа ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@).

Изменения коснулись и сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами, а именно сделок, совершенных с участием независимых формальных посредников. К таким посредникам относятся лица, не выполняющие никаких дополнительных функций и не принимающие на себя никаких рисков (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Законом № 302-ФЗ для таких сделок установлен суммовой порог в размере 60 млн руб. Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ непосредственно для сделок с участием невзаимозависимых посредников пороговая сумма не была установлена, что порождало различные толкования. По мнению Минфина России, такие сделки признавались контролируемыми независимо от суммы доходов (письмо от 04.09.2018 № 03-12-12/1/62949). А по мнению Верховного Суда РФ, суммовые пороги должны были устанавливаться в зависимости от того, кто являлся действительными сторонами сделки (без учета посредника) (п. 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). Теперь же данная неопределенность устранена.

Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами

С 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3. ст. 105.14 НК РФ). Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ для сделок между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не являлась налоговым резидентом РФ, не было предусмотрено суммового критерия. Поэтому все такие сделки признавались контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов (письмо Минфина России от 24.01.2018 № 03-04-06/3828). Теперь же отменено безусловное включение в уведомление всех сделок с иностранными взаимозависимыми лицами.

Для сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а также для сделок с контрагентами, зарегистрированными в офшорах, суммовые критерии не поменялись и по-прежнему составляют 60 млн руб. (п. 7. ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, с 2019 года все внешнеторговые сделки, удовлетворяющие условиям пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, будут контролироваться, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн руб.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» суммовые критерии различаются в зависимости от года, за который составляется уведомление, и хранятся в регистре сведений Границы включения сделок в уведомление, просмотр которого доступен по соответствующей гиперссылке на третьем этапе Помощника. Как видно из рисунка 3, список границ на 2019 год существенно сократился.

Рис. 3. Суммовые критерии на 2019 год

1С:ИТС

О подготовке уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) см. в разделе .

Новое уведомление о контролируемых сделках

По сделкам, совершенным начиная с 2019 года, уведомления представляются по обновленной форме (в новом формате), утв. приказом ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Поправки носят технический характер, в том числе претерпели изменения коды основания отнесения сделки к контролируемой.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» поддержана обновленная форма и формат уведомления о контролируемых сделках, а также возможность его автоматического заполнения.

Помощник позволяет как напечатать сформированное уведомление, так и выгрузить уведомление в формате, соответствующем приказу ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@.

Для отправки уведомления через сервис 1С-Отчетность следует открыть форму уведомления (раздел Отчеты — Уведомления о контролируемых сделках) и использовать команду Отправка — Отправить в ФНС.

В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении, организация вправе подать корректировочное уведомление, для заполнения которого также используется Помощник.

В заключение отметим, что вступившие в силу изменения законодательства позволили упростить подготовку уведомления за 2019 год в программе за счет уменьшения:

  • объема уведомления;
  • признаков контролируемости;
  • границ контролируемости.

От редакции. В 1С:Лектории на лекции от 16.04.2020 В.И. Голишевский, заместитель начальника Управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России, рассказал об актуальных изменениях, внесенных в статью 105.14 НК РФ, об обновленной форме и порядке представления уведомления о контролируемых сделках за 2019 год. Эксперты 1С продемонстрировали, каким образом можно подготовить и проверить уведомление о контролируемых сделках в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0. С видеозаписью лекции можно ознакомиться на сайте 1С:ИТС на странице .

Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

Что представляет собой контролируемая сделка

Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).

Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:

  • суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
  • физлицо подчинено другому по должности;
  • партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.

Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).

Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

По контролируемым сделкам ФНС вправе проверить цены сделки на соответствие рыночным несколькими методами, при необходимости комбинируя их (НК РФ, ст. 105.7). Конечной целью является налоговый контроль:

  • налога на прибыль;
  • НДФЛ;
  • НДПИ;
  • НДС;
  • налога на доп. доход от добычи углеводородного сырья.

Пример: Взаимозависимые партнеры осуществили сделку на сумму 200 млн руб. ФНС проверила сделку и установила ее рыночную цену в 500 млн руб. По итогам проверки будут доначислены налоги с учетом недостающего дохода, равного 300 млн руб.

Если по результатам проверки контролируемой сделки чиновники обнаружат недоплату налога в бюджет, штраф составит 40% от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. руб. (НК РФ, ст. 129.3). НК РФ устанавливает уведомительный порядок информирования ФНС о контролируемых сделках (ст. 105.16). Уведомление может быть подано в бумажном виде или по ЭКС.

Документ содержит следующие обязательные сведения:

  • отчетный год;
  • предмет сделки (товар);
  • информацию об участниках;
  • сведения о доходах и расходах (убытках) по сделкам, с выделением расчетов в регулируемых ценах.

Сведения об участниках включают в себя:

  • наименование юрлица, ИНН (если организация зарегистрирована в ФНС РФ);
  • ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН;
  • ФИО и гражданство физлица, без оформления ИП.

Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).

Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст. 105.17, 105.15).

Критерии контролируемых сделок

Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

Категория сделки Условия Годовой лимит (млн руб.)
Между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ Различные ставки по налогу на прибыль, применяемые сторонами к прибыли по сделке. Один из участников:

  • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
  • добывает углеводородное сырье;
  • освобожден от налога на прибыль;
  • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
  • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
  • освобожден от уплаты НДС как исследовательский центр («Сколково» и другие в аналогичном статусе)
1000
Несколько сделок по перепродаже товаров, работ, услуг при участии посредников, не относящихся к взаимозависимым лицам
  • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
  • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
60
Внешнеторговые сделки из сферы мировой биржевой торговли Предмет торговли – одна или несколько групп товаров:

  • нефть и товары переработки;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы и камни;
  • минеральные удобрения
60
С зарегистрированными в оффшорах, резидентами, жителями оффшоров. Перечень территорий утвержден Минфином Особых условий нет 60

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).

Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.).

Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:

  1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
  2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
    • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
    • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
    • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
    • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
    • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
  3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
  4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
  5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.

Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.

Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.

Тезисно

  1. В 2019 году существенно изменились критерии контролируемых сделок. Лимит годовых доходов в отношении российских компаний теперь 1 млрд руб., иностранных — 60 млн руб.
  2. Проверяются неоднократные сделки, имеющие черты контролируемых, с участием посредников. Лимит по ним такой же, как для иностранных фирм.
  3. Доходы рассчитываются, как предписывает гл. 25 НК РФ. Проверки на соответствие сделок ценам рынка проводятся по методике из ст. 105.7 НК РФ.
  4. Хозяйствующие субъекты должны информировать фискальные органы о сделках такого рода. ФНС правомочна запрашивать материалы по сделке и проверять их. Если выявится, что налоги уплачивались неполно, штраф составит 40% от недоплаченной суммы и не меньше 30 тыс. руб.
  5. Существуют сделки, имеющие признаки контролируемых, но к ним не относящиеся. Признаки контролируемых и неконтролируемых операций содержит ст. 105.14 НК РФ.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх