Концедент

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 103-ФЗ) внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие особенности заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее — объекты коммунальной инфраструктуры).
Основные изменения, внесенные Федеральным законом N 103-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2014 года. Вместе с тем анализ концессионных соглашений, заключенных за период 2014 — 2015 годов, показал, что в большинстве случаев концессионные соглашения не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях), в том числе в части положений, внесенных Федеральным законом N 103-ФЗ.
В целях обеспечения заключения концессионных соглашений, соответствующих действующему законодательству и обеспечивающих баланс интересов сторон соглашения, Минстрой России обращает внимание на следующее.
1. Наиболее часто встречающимся нарушением является отсутствие в концессионных соглашениях необходимых существенных условий, предусмотренных статьей 10 Закона о концессионных соглашениях. В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Таким образом, в случае отсутствия в концессионных соглашениях существенных условий, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях, такие соглашения считаются незаключенными.
Считаем необходимым отметить, что Федеральным законом N 103-ФЗ перечень существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении, значительно расширен. К ним отнесены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, расходы концессионера на создание и (или) реконструкцию объектов соглашения, значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов, порядок возмещения расходов концессионера.
2. Федеральным законом N 103-ФЗ введено требование, согласно которому частный оператор не сможет получить в эксплуатацию объекты коммунальной инфраструктуры без принятия на себя обязательств по модернизации (созданию, реконструкции) имущества за счет привлеченных средств.
Обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции (модернизации) объекта концессионного соглашения, а также осуществления деятельности с его использованием должны быть указаны в концессионном соглашении.
Указанные обязательства необходимо отражать в виде основных мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий. Причем обязательства определяются концедентом по результатам проведенного технического обследования передаваемых объектов, а также с учетом развития систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренного схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В концессионном соглашении должны быть также определены сроки работ по строительству (реконструкции, модернизации), сроки ввода в эксплуатацию объектов, сроки осуществления деятельности.
При этом целесообразно устанавливать сроки выполнения работ по строительству (реконструкции, модернизации) в первые годы срока действия концессионного соглашения (например, 3 — 7 гг. в зависимости от срока действия концессионного соглашения).
3. Концессионное соглашение должно содержать описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения.
При описании объекта концессионного соглашения необходимо отражать следующие характеристики: тип системы коммунальной инфраструктуры, количество основных объектов (например, котельных, источников водоснабжения, трансформаторных подстанций, насосных станций, очистных сооружений и т.д.), общую протяженность сетей по их видам, сведения о потерях ресурсов на объектах имущества.
При описании техническо-экономических показателей объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения, следует приводить следующие показатели — сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведенных мероприятиях по ремонту.
Кроме того, необходимо указать основные технические характеристики объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта концессионного соглашения, объектов оборудования, которыми оснащены объекты недвижимого имущества.
Аналогичным образом необходимо описывать объекты иного имущества, передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению.
4. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера должны быть согласованы с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
5. Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов устанавливаются на каждый год срока действия концессионного соглашения.
6. При определении порядка возмещения расходов концессионера, не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, а также при досрочном расторжении концессионного соглашения необходимо учитывать следующее.
В концессионном соглашении должны быть перечислены виды расходов концессионера, подлежащие возмещению. Такие расходы по составу должны соответствовать составу инвестиционных расходов концессионера (например, расходы на создание, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объекта соглашения).
Кроме того, необходимо указывать срок, в течение которого не возмещенные за счет тарифа расходы возвращаются концессионеру. В соответствии с частью 1.3 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях такой срок не может превышать 2 лет при непродлении срока действия концессионного соглашения, а также 5 лет — при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, или при условии возмещения указанных расходов, с учетом нормы доходности инвестированного капитала.
7. В случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечением исполнения обязательств по концессионному соглашению может быть только безотзывная банковская гарантия.
Банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем».
В концессионном соглашении требуется указать размер банковской гарантии на каждый год действия банковской гарантии, а также срок действия банковской гарантии.
8. Установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения. При этом метод тарифного регулирования указывается в концессионном соглашении.
Пунктом 14.1 Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1493-р (далее — План) предусмотрено проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства всех неэффективных предприятий государственных и муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства согласно графикам не позднее 1 января 2016 года.
В целях оказания методической помощи в подготовке и реализации концессионных соглашений Минстрой России подготовил типовую конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры с учетом законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Указанная документация размещена на официальном сайте министерства в разделе «Документы» — «Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры» minstroyrf.ru/docs/3603/
С целью своевременного исполнения Плана прошу довести указанные разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях и информацию до заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
А.В.ЧИБИС

Что такое концессия

Экономика большинства стран зависит от инвестиционного капитала, и зарубежного в том числе. Наряду с финансами в него входят технологические новшества, новейшие инженерные разработки, высокопрофессиональная рабочая сила. Концессионные договора – это передовой метод решения этого вопроса.

Понятие концессия

Государственная власть считает необходимым запустить какой-либо проект. Например: воздушно-посадочный комплекс, ГЭС, ветка метрополитена, разработка месторождения полезных ископаемых. Составление проектно-сметной документации и строительные работы требуют больших финансовых вложений. В этом деле немаловажно участие опытных инженерно-технических работников. Немаловажно найти серьёзного исполнителя подряда. Далеко не во всех организациях присутствуют все эти условия сразу. Может сказаться недостаток средств.

В таком случае исполнителю работ предоставляют возможность пользования объектом для получения прибыли. Тогда вложенные в строительство средства, не только окупятся, но и принесут выгоду.

Таким образом, концессию можно определить, как передачу органами государственной власти особых прав застройщику на создание оговорённого объекта, который затем передаётся в собственность государства или муниципалитета. В награду фирма наделяется правом использовать построенный ею объект ещё какое-то время.

Пример концессионного пользования – сооружение моста на реке Оби, что в Новосибирском регионе, а также финансовые вложения в водопроводную систему Волгоградского региона.

Запомните: понятия аренды и концессии не идентичны. Арендуя что-либо, используют готовые объекты за определённые деньги. Концессионное соглашение основано на необходимости вложения средств в строительство или реструктуризацию уже созданного когда-то объекта, и только потом его использование ради прибыли.

В нашей стране история насчитывает немало примеров концессии. Она уходит корнями в средневековье, когда очень распространены были откупы. Сбор налогов с граждан в государственную казну был прерогативой частников. Заниматься этим делом могли только те фирмы, деятельность которых была однотипной. К примеру, торговля водкой.

Концессионное соглашение

Де-юро оно основано на договорных отношениях. В договоре прописываются следующие пункты:

  1. Общие положения, содержащие информацию об организациях, являющихся сторонами договора, преследуемые цели, что они намериваются делать. Такого рода соглашения обычно заключаются после электронных аукционов. В таком случае в тексте ссылаются на итоговый протокол.
  2. Параметры: размер объекта, производственная мощность, период возведения, другие данные. Более подробно описание даётся в паспорте.
  3. Алгоритм эксплуатации сооружения, сумма оплаты и её периодичность.
  4. Правовые аспекты и обязательства компании, являющейся концессионером. Она может самостоятельно строить, либо привлечь наёмную силу. Нельзя менять предназначение объекта. Все технические требования, обозначенные в документах, должны быть соблюдены. По истечении периода использования, компания должна передать объект в государственную собственность.
  5. На что имеет право, и какие обязанности несёт лицо, именуемое концедентом. Контроль за строительством, соблюдение сроков сдачи объекта остаётся за государством. Параллельно эти функции исполняет и концедент. Он должен в точности соблюдать условия договора и передать исполнителю землю .Интересы концессионера не должны быть ущемлены.
  6. Обеспечительные меры со стороны-концессионера. В число них входит гарантия банка.
  7. Решение спорных вопросов. Для справедливости судебного решения обычно обращаются к независимому арбитражу.
  8. Другие условия.

Каждое проектное решение предусматривает свой договор. Поэтому образцы здесь неуместны.

Понятие концедента и концессионера

Сторон договора две. Одна из них играет роль концессионера, т.е. структуры или лица, которое реализует инвестицию. Чаще всего это частная компания или целая группа.

Вторую сторону представляет определённое государство, выполняющее обязанности концедента. В этом случае подпись под договором ставит премьер-министр, председатель правительства, профильный министр, руководитель региона или муниципалитета. Двухсторонние отношения регулируются договором.

Концессия коммерческого плана

Эта разновидность позволяет юридическому и физическому лицу передоверять свои особые права кому-то другому. В данном случае можно провести аналогию с франшизой. Такие договорные отношения распространены в питании фастфуд.

Владелец бренда за деньги передаёт права на него, а также особенности технологического процесса. По этому шаблону запускаются другие предприятия в разных уголках земли.

Концессия классического типа и коммерческая имеют отличия:

Роль концедента в традиционном виде играет государство, тогда как в коммерческой – любой желающий. При заключении коммерческого договора имущество не переходит из рук в руки.

При коммерческом договоре сторона-концедент хочет получить максимум дохода от своих технологий. Тогда как государственные структуры подписывают договор, чтобы им передали готовый инфраструктурный объект, т.к. само не может построить его.

Плата за концессию

Компания, пользующаяся возведённым объектом, вносит в госбюджет конкретную сумму. Плата рассчитывается несколькими способами. Это может быть доля от полученной прибыли, фиксированная сумма, переуступка собственной недвижимости. О величине платежа стороны договариваются самостоятельно. Концессия помогает развивать и создавать современную инфраструктуру, привлекая ресурсы и технологии.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О концессионных соглашениях Принят Государственной Думой 6 июля 2005 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6245; Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3582; Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3601; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4594; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015; Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7359; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2330; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 438-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7003; Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3386; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266; Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст. 6208; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6724; Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 11; Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 80; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208; Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 30, ст. 4457; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4828; Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 87; Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 63-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2034; Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956; Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 261-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4850; Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5105; Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 525-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. 2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). Статья 2. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях 1. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Статья 3. Концессионное соглашение 1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956). 1-1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона (часть 1-1 введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208). 1-2. В случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4-1 настоящего Федерального закона (часть 1-2 введена Федеральным законом от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 3956). 2. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения. 3. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. 4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208). 4-1. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи (часть 4-1 введена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436). 5. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается. 6. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается. 7. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. 8. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436). 9. Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее — иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). 10. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). 11. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением. 12. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное. 13. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266). 13-1. (Часть 13-1 введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4266; утратила силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4208) 14. Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 15. Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать один месяц с даты ввода данного объекта в эксплуатацию. Ответственность концессионера за нарушение этого срока определяется концессионным соглашением (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436; Федерального закона от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2130). 16. Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). 17. Обращение взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества не допускается (часть 17 введена Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3126). Статья 4. Объекты концессионного соглашения 1. Объектами концессионного соглашения являются (в ред. Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3436): 1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кафедра государственного и муниципального управления

Контрольная работа

по дисциплине: «Управление государственным и муниципальным имуществом»

по темам: «Место приватизации среди институциональных реформ. Концессия государственного и муниципального имущества»

Новосибирск — 2013 г.

Введение

  • 1. Место приватизации среди институциональных реформ

2. Концессия государственного и муниципального имущества

  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • В рыночной экономике управление собственностью является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любой организацией, независимо от масштабов и сферы её деятельности.
  • Приоритетность этого направления в системе целей управления хозяйствующим субъектом обусловлена особой ролью, осуществляемой в стране государственной политики в области управления собственностью, объединяющей в себе цели и задачи, связанные с необходимостью увеличения доходов на основе эффективного управления собственностью, повышения конкурентоспособности, улучшения финансово-экономических показателей и создания целевой системы управления государственной и муниципальной собственностью.
  • Система управления собственностью — как государственной, так и муниципальной — проходит стадию становления, поэтому необходим системный подход к её созданию и развитию. В настоящее время одни элементы нового организационно-экономического механизма управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом уже действуют, другие определены в законодательных и нормативных актах, третьи предстоит ввести в действие в ближайшем будущем.
  • Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определённых лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этого прав, узаконенных возможностей распоряжаться объектом собственности, использовать их по своему усмотрению. муниципальная приватизация собственность концессионный
  • Отношения, возникающие между людьми, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности, принято называть отношениями собственности.
  • Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение; исключение составляют средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную Казну РФ, края, области и других субъектов. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ: золотой запас, алмазный и валютные фонды, ресурсы континентального шельфа.
  • Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом — иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
  • Воздействие, оказываемое собственниками, органами государственной власти и самоуправления, иными уполномоченными лицами, на процессы, связанные с принадлежностью вещей, имущества и их использованием, а также на участников этих процессов составляет сущность управления собственностью.
  • Государственная собственность не противоречит муниципальной, корпоративной, частной собственности. Возможны переходы из одних форм в другие (они установлены законодательством), существуют объекты общей, совместной собственности.
  • В последнем случае управление государственной собственностью является частью управления объектами разных форм собственности на территории отдельных регионов, всей страны и даже разных стран, направленного на минимизацию экономического эффекта, получаемого всеми совместными собственниками в целом и государством как одним из участников.

1. Место приватизации среди институциональных реформ

Приватизация — это безвозмездное или возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.

В современном мире приватизация считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи России в построении демократического, правового, экономически развитого государства — равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают становление основ рыночной экономики, возникновение частной собственности и эффективных собственников.

Решение о начале массовой российской приватизации было вынужденным. Однако начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной негативных социально-экономических последствий.

Несмотря на то, что в результате приватизации была решена задача изменения форм собственности (более 58,9 % предприятий стали частными), сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.

В ходе приватизационного процесса в России в период рыночных реформ использовался самый разнообразный инструментарий продажи (передачи) государственного имущества частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам). Впервые на законодательном уровне способы приватизации государственных и муниципальных предприятий были определены в Законе «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г.

Основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, стали, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой стороны создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества.

Конкурс и аукцион применялись для приватизации небольших предприятий, а также имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных, действующих государственных и муниципальных предприятий, незавершенных строительством объектов.

Летом 1997 г. был принят новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества». Согласно этому документу при приватизации государственного и муниципального имущества используются следующие способы приватизации:

— продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

— продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (вместо не оправдавших себя инвестиционных конкурсов, которые были отменены, как таковые);

— продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;

— выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

— преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

— внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

— отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

21 декабря 2001 г. был принят новый Федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Новый Федеральный закон позволил уйти от субъективного подхода при выборе способа приватизации, установил в полном объеме права участников и порядок проведения приватизационных процедур без отсылочных норм, определил ограничения для отдельных категорий физических и юридических лиц, привел конечный перечень документов, которые предоставляются покупателем для приобретения имущества. Данный закон придал приватизации плановый характер, расширил инструментарий приватизации, обеспечил прозрачность приватизации, подробно описал подготовку к приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В Законе о приватизации 2001 г. впервые сформулированы основные принципы приватизации (равенство покупателей государственного и муниципального имущества, открытость деятельности органов государственной власти, отчуждение государственного имущества в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе), а также перечисляются десять способов приватизации государственного имущества, применяемых в зависимости от размеров предприятия, ликвидности или результатов первичных продаж.

Закон о приватизации 2001 г. устанавливает особенности совершения сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия, — право собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия переходит к покупателю при условии погашения задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей и бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Новые правила приватизации унитарных предприятий, введенные законом, предусматривают полный учет всего имущества и обязательств предприятий, основываются на результатах аудиторской проверки промежуточного баланса приватизируемого предприятия, на обязательном кадастровом учете и оформлении прав на земельные участки, подлежащие приватизации одновременно с предприятием. Обязательный порядок приватизации земельных участков одновременно с имуществом предприятий является важной составляющей развития нормативной правовой базы приватизации.

Также в ходе приватизации можно выделить этапы:

1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

2. Массовое акционирование предприятий. Подготовка планов приватизации в трудовых коллективах — проведение инвестиционных торгов

3. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

4. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.

5. Приватизация по индивидуальным проектам. Углубленная предпродажная подготовка и рыночная оценка имущественных комплексов.

Приватизация объективно стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов.

Несмотря на то, что к концу 1990-х гг. в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9 % предприятий стали частными), некоторые стратегические цели приватизации были не достигнуты: не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Приватизация 1993-2003 гг. проводилась на основании решений органов государственной власти и положений действовавших в тот период нормативных правовых актов. Оценивая целесообразность принятия решения о начале массовой приватизации, необходимо учитывать тот факт, что спонтанная приватизация тысяч предприятий в России началась еще на рубеже 1980-1990-х гг. и проводилась зачастую силовыми и криминальными методами.

В федеральных органах законодательной и исполнительной власти отсутствовало реальное согласие в выборе приватизационной модели, а также методов и процедур ее реализации. Поэтому законодательство в 1990-х гг. объективно носило внутренне противоречивый, непоследовательный характер.

До определенного времени законодательная база постоянно отставала от реальных процессов приватизации, не обеспечивала возможностей для контроля приватизационных сделок, не позволяла эффективно противодействовать новым формам экономической преступности. Недостатки законодательства создавали препятствия для достижения стратегических целей приватизации и косвенно повлияли на формирование в обществе представлений о несправедливости и нелегитимности ее результатов.

2. Концессия государственного и муниципального имущества

Концессии как форма хозяйственной деятельности используются в мире уже несколько столетий. В XIX в. в России, Европе, США, Японии они способствовали реализации государством крупных, дорогостоящих, с большими сроками окупаемости проектов по строительству железных и автомобильных дорог, мостов, электроэнергетических объектов, освоению полезных ископаемых. Уже тогда концессионные соглашения и договоры находили применение в деятельности местных органов власти по управлению принадлежащей им муниципальной собственностью. В России, например, в начале ХХ века они использовались для решения коммунальных проблем губернских и уездных городов. Большое значение придавалось концессиям во времена НЭПа при восстановлении хозяйства, разрушенного первой мировой и гражданской войнами.

После Великой депрессии начала 30-х годов ХХ в. произошло повышение роли государства в хозяйственной жизни стран, усиление его прямого участия в экономике, сокращение концессионных программ. Однако к концу 70-х годов модель функционирования хозяйства с активным прямым государственным управлением производственной и социальной инфраструктурой в странах с развитой рыночной экономикой стала давать сбои. Постепенно приходило понимание, что такая форма управления в большинстве случаев неэффективна. Кроме того, государственные монополии не вписывались в концепцию либеральных моделей и глобализации.

С возобладанием неолиберальных концепций развития началось сокращение госсектора, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения (государственные монополии, отрасли производственной и социальной инфраструктуры и т.п.) стали постепенно передаваться частному бизнесу в рамках концепции партнерских отношений. Прямая приватизация в этих секторах экономики была невозможна по социально-политическим мотивам и из-за непредсказуемости ее социально-экономических последствий. Помимо того, многие политики и экономисты ставили под сомнение эффективность приватизационных форм. С другой стороны, установление партнерских отношений с бизнесом в рамках реализации капиталоемких и долгосрочных проектов позволило государству объединить свои активы с достаточно мощными инвестиционными, управленческими и иными ресурсами частного сектора и тем самым обеспечить достижение синергического эффекта.

Сегодня национальные правительства уже не считают сферой своей полной ответственности многие из тех видов хозяйственной деятельности, которые традиционно относились к их ведению (в частности в отраслях социально-производственной инфраструктуры). Однако вместо приватизации они предпочитают передавать частному капиталу на концессионной или иной контрактной основе объекты нефтяного и газового хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем во временное долго- и среднесрочное управление, оставляя за собой право регулирования и строгого контроля деятельности частных компаний на основе развитой законодательной базы.

К настоящему времени в большинстве стран концессии, контракты на строительство и другие формы управления государственным и муниципальным имуществом стали полноценной альтернативой программам полной и прямой приватизации, при этом концессии доминируют среди всех инструментов косвенной приватизации.

В результате практической реализации концессионных и других форм приватизации возникают элементы рыночной системы отношений в ранее монопольных средах, появляются рачительные хозяева и эффективные управляющие государственным имуществом, которое не выводится из сферы владения государства, а продолжает оставаться в его собственности.

Концессия — это официальное разрешение на заранее оговоренных условиях какой-либо предпринимательской деятельности, обычно предполагающей использование государственной или муниципальной собственности.

В соответствии федеральному закону от 21.07.05 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом концессионного соглашения является недвижимость:

— автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в т. ч. мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств;

— объекты железнодорожного транспорта;

— объекты трубопроводного транспорта;

— морские и речные порты, в т. ч. гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

— морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

— аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

— объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

— объекты единой системы организации воздушного движения;

— гидротехнические сооружения;

— объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

— системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в т. ч. объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов; объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений; объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

— метрополитен и другой транспорт общего пользования;

-объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

— объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Сторонами концессионного соглашения являются:

· концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

· концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашении. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

· определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

· установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

· передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Заключение

В работе были рассмотрены две темы — это место приватизации среди институциональных реформ российской экономики, а концессия государственного и муниципального имущества. Эти две темы тесно связаны друг с другом.

На основании изложенного материала можно сделать вывод об имеющихся проблемах в управлении и распоряжении объектами государственной и муниципальной собственности.

Для эффективного управления имуществом должны быть созданы необходимые и достаточные базы управления (организационная, юридическая и экономическая). Эти базы управления подразумевают наличие ряда отношений:

· отношения между собственниками недвижимости (федерация, субъекты федерации, муниципалитеты, частный сектор);

· отношения относительно видов имущества (движимое, недвижимое, в т. ч. земельные отношения).

Сравнивая эти две темы, а также нормативно-правовую базу можно прийти к выводу, что экономический смысл концессий заключается в том, что они составляют альтернативу приватизации. Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, при приватизации передается в частную собственность, а при концессии — во временное (хотя и длительное) владение и пользование концессионеру, но при этом остается в государственной или муниципальной собственности.

Государство уделяет приватизации серьезное внимание. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация осуществляется на плановой основе. По согласованию с субъектами РФ разрабатываются прогнозные планы (программы) приватизации, которые после утверждения Правительством РФ направляются в Государственную Думу одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых документов и материалов. Однако в отношении концессионных объектов в Федеральном законе № 115-ФЗ такой порядок не предусмотрен. Видимо, предполагается, что будет действовать остаточный принцип при выборе объектов для концессионных соглашений.

Список использованной литературы

1. Бердникова Т. Региональные особенности приватизации и акционирования // Экономист. — 2000. — № 11. — С. 79-85.

3. Голдман Маршалл А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки? // Проблемы управления. — 2000. — № 4. — С. 22-28.

6. Российская приватизация как процесс формирования институциональной базы экономических реформ // Экономика переходного периода: Очерки. — М., 1998. — С. 405-466.

7. Информационно-правовой портал ГАРАНТ: http://www.garant.ru/.

8. Справочная правовая система КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/.

Размещено на Allbest.ru

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх