Корректирующая налоговая декларация

Уточненная (корректирующая) декларация – это письменно заявление налогоплательщика, изменяющее сведения, отраженные в ранее поданной налоговой декларации, в тот же налоговый орган, по тому же налогу и за тот же налоговый период. В том случае, если в предоставленные данные закралась ошибка, налоговое законодательство содержит два варианта поведения налогоплательщика:

-если в поданной декларации налогоплательщиком обнаруживаются: факты не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию. -при обнаружении налогоплательщиком в налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, никак не отражающихся на итоговой сумме налога либо завышающих сумму налога, подлежащую к уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Таким образом, в данном случае, подача корректирующей декларации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

По общему правилу при подаче уточненной декларации камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка по уточненной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета) п.9.1 ст.88. НК РФ. Правила подачи уточненной налоговой декларации предусмотрены статьей 81 НК РФ. Инспекция вправе требовать пояснения, если в уточненной декларации уменьшена сумма налога к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ), а также следующие документы:

— первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации;

-аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы такие показатели до и после их изменений.

Таким образом, инспекция вправе дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок.

При выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами, проводящими контрольное мероприятие, должен быть составлен акт проверки по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания (ст. 100 НК РФ). Этот документ совместно с другими материалами проверки, а также представленными проверяемым лицом письменными возражениями по указанному акту, рассматриваются руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего проверку, в соответствии с положениями НК РФ (ст. 101 НК РФ). По результатам рассмотрения материалов принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Резолюция должна быть принята в течение 10 дней со дня истечения срока для предоставления фирмой возражений (который составляет один месяц со дня получения акта проверки).

В заключение можно сделать вывод о том, что всем организациям, подающим уточненные декларации с уменьшением суммы налога ранее заявленного к уплате, следует быть готовыми к более тщательному проведению контролерами повторной камеральной проверки в отношении заявленной корректировки с предоставление пояснений и документов.

Содержание

Что такое уточненная декларация

При обнаружении ошибок или недостоверных сведений в представленной в налоговый орган налоговой декларации, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести соответствующие изменения путём представления уточнённой декларации (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Налоговый кодекс не устанавливает срок, в течении которого ФНС обязано внести корректировки в карточку налогоплательшика, после того как он подал уточненную декларацию.

В каких случаях обязательно подается исправленная декларация

Уточнённая налоговая декларация подается в следующих случаях:

  1. При обнаружении ошибок в сданной форме, которые занизили суммы налога налогоплательщик обязан сдать уточненку.
  2. При обнаружении ошибок в декларации, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести изменения и сдать новую отчетность.

То есть если обнаруживается, что в первичной декларации была допущена ошибка. В таком случае нужно подать исправления. Однако в ее приеме может иногда отказывают. В каких случаях это возможно, как правильно оформить уточненную налоговую декларацию, каким образом перечисляются недоимки и пени, а также другие полезные вопросы и ситуации мы рассмотрим в этой статье.

Примечание: Уточненку подавать не нужно, если отражение операций по выплате зарплаты в расчете 6-НДФЛ не привело к занижению или завышению суммы налога.

Три случая представления уточненной декларации:

  1. Уточненная отчетность сдана в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации. Такая декларация считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
  2. Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога.
    Налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточнённая налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
  3. Уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.

к меню

Корректировка налоговых обязательств

Согласно общим правилам сдача уточненных налоговых деклараций должна осуществляться за те временные периоды, где были допущены ошибки, в результате которых налоговая база исказилась.

При невозможности определения периодов следует произвести корректировку обязательств в том периоде, когда ошибка была обнаружена. Также необходимо корректировать эти обязательства в случае возникновения переплат по налогу, если виной тому указанная ошибка.

Да, необходимо подать уточненные расчеты. Если в результате ошибки налоговая база была занижена, то исправления нужны в периоде допущения (п.1 статьи 54 НК РФ). Согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации сдавать уточненку следует за каждый отчетный период, если налоги рассчитывались нарастающим итогом и по ним представлялись расчеты авансовых платежей (Письмо Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/83).

Если были ошибки «в пользу бюджета» налогоплательщик может по своему выбору исправить их двумя способами: либо подав уточненную декларацию, либо скорректировав обязательства текущего периода. Обратите внимание на важный нюанс: исправлять ошибки в текущем периоде и соответственно не подавать уточненную декларацию можно только если в результате искажения налог в большем размере был фактически уплачен в бюджет. А значит, если в периоде ошибки организация налог не уплачивала (например, если доходы были меньше или равны расходам), то права на использование «льготного» порядка у налогоплательщика уже нет. И придется подавать «уточненную» декларацию, даже если происходит уменьшение доходов или увеличение расходов (письмо Минфина России от 24.03.17 № 03-03-06/1/17177).

к меню

Способы сдачи уточненной налоговой декларации

Уточненную декларацию можно сдать в налоговую инспекцию теми же способами, что и первичную. Никаких исключений для уточненных деклараций пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ не содержит.

Является ли обязательным сопроводительное письмо к уточненной налоговой декларации?

Согласно ст.88 НК РФ инспекция имеет право потребовать получения дополнительной информации. Согласно данному правилу сдавать уточненку нужно совместно с сопроводительным письмом, в котором следует указать причины внесения изменений в отчетность.

В какой форме должно оформляться сопроводительное письмо?

Конкретной утвержденной формы такого документа не существует. Его можно составить в произвольном оформлении. Важным нюансом является то, что в письме должно присутствовать объяснение причин пересчета налогов, а также отмечено не затрагивают ли указанные изменения прочие обязательства по налогам.

Если в результате пересчета обнаружится, что фирме следует доплатить налог, следует приложить к письму копии платежных документов. Форма сопроводительного письма – произвольная. Укажите в нем вид налога, по которому предоставляется декларация, и период, за который уточняются сведения. Поясните, в связи с чем подается уточненная декларация, и какие сведения в ней скорректированы. Если по результатам уточненного расчета организация должна доплатить налог, то сделать это стоит заранее. К сопроводительному письму приложите копии платежных документов на перечисление налоговой недоимки и пеней за просрочку платежа.

Примечание:Скачать письмов формате Ворд

В случае обратной ситуации, переплата налога, необходимо прикрепить заявление о зачете излишне уплаченной налоговой суммы.

к меню

Прием уточненных деклараций

Можно ли получить отказ в приеме уточненки от инспекции?

В случае, когда порядок оформления или представления документа был нарушен, инспекция вправе отказать в его приеме.

Существует несколько причин, при наличии которых налоговая инспекция может дать отказ в приеме декларации:

  1. В отчетности нет печати, а также подписи руководителя или уполномоченного лица. Если имеет место электронная подпись, то ее отсутствие также является ошибкой.
  2. Отчетность предоставляется по форме, не установленной законодательством РФ.
  3. Нет документов, которые могут подтвердить полномочия представителя фирмы на сдачу отчетности.
  4. Декларация представлена в инспекцию, которая не занимается приемом указанного типа отчетности.
  5. Данные владельца квалифицированного ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным руководителя организации или же его уполномоченного представителя.

Если один или несколько пунктов из данного списка имеет место, то уполномоченный орган имеет абсолютное право не принимать уточненную декларацию.

Если нарушений нет, но инспекция все-таки отклонила уточненку, рекомендуется направить ее по почте.

Кто может подать декларацию?

Законные представители налогоплательщиков вправе подавать декларации без доверенности. К ним относятся руководители фирмы или управляющие. Другие представители организации должны иметь доверенность, подтверждающую их полномочия.

Если в отчетности за период, который охвачен выездной проверкой обнаружилась ошибка, приведшая к переплате, может ли налоговая инспекция принять уточненку с требованием зачесть переплаченную сумму в счет последующих платежей?

Да, инспекция обязана принять уточненную декларацию в описанной выше ситуации.

Стоит отметить, что решение вопроса о зачете перечисленной сверх необходимого суммы возможно только после камеральной проверки уточненки (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2005 г. № Ф04-624/2005 (8629-А46-14) и Московского округа от 17 апреля 2003 г. № КА-А41/2098-03). Важное условие – с возникновения переплаты прошло не больше 3 лет (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ и постановления Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04).

к меню

Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности за не подачу уточненки

Подача уточненных отчетностей производится по мере обнаружения ошибок. Определенных сроков, установленных законом в данном случае нет (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Организация не может привлекаться к ответственности в следующих случаях:

  1. Документ представлен в рамках срока подачи (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Документ представлен позже установленной даты, но до окончания срока уплаты налога. Согласно пункту 3 статьи 81 НК РФ, если уточненка была сдана до письменного уведомления со стороны инспекции о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок, то штрафных санкций не стоит опасаться.
  3. Документ представлен после истечения сроков подачи отчетности и уплаты налогов. В указанной ситуации штрафных санкций не будет если уточненку сдали до письменного уведомления со стороны инспекции о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок, а также если по результатам проверки не было найдено ошибок в отчетности (пункт 4 статьи 81 НК РФ).

Если возникла ситуация, когда организация сдала уточненку и доплатила налог и пени в один день, возможно ли наложение штрафа за неуплату налога согласно ст.122 НК РФ со стороны налогового органа?

Нет, такого происходить не должно ввиду отсутствия оснований. Когда ошибка обнаруживается организацией самостоятельно и вовремя принимаются меры по решению возникшей ситуации, то ответственность для нее не предусматривается. Оплата налога и сдача уточненки допустима в один день.

Так как задолженность образовалась в день подачи, то указанная дата должна отражаться в лицевом счете фирмы как день возникновения недоимки. Более подробно об этом сказано в разделе VI Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9).

Обязанность по уплате налога будет признана исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет необходимой суммы. Об этом сказано в подп. 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, при наличии оплаченной платежки датированной днем принятия уточненной декларации, оснований для наказания нет, так как задолженность уже погашена. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. № Ф04-2581/2007 отражены примеры правомерности описанного выше факта.

к меню

Стоит отметить, что даже в случае истечения трехлетнего срока с момента нахождения ошибки, подача декларации может привести к выездной проверке со стороны налогового органа. Указанный факт отражен в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Если уточненка (имеет место увеличение налоговых обязательств фирмы) подается после начала камеральной проверки, реально ли избежать штрафов?

Да, такое возможно. В случае, когда декларация сдана до момента окончания камеральной проверки первичной отчетности, налоговая обязана начать новую проверку на основании уточненки. Это отражено в пункте 9.1 статьи 88 Налогового кодекса России.

В пунктах 3 и 4 статьи 81 НК РФ отмечено то, что организация может освобождаться от ответственности если отчетность подана до получения информации об обнаружении ошибки инспекцией или назначении выездной проверки.

В ситуации, когда в процессе камеральной проверки обнаруживается ошибка в налоговой декларации, инспекция должна дать организации возможность для исправления или дачи определенных пояснений согласно п. 3 ст. 88 НК РФ

Стоит заметить, что требование об исправлении данных, которые отражены в отчетности должно носить официальный характер (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. № Ф04-7572/2004(5772-А27-3), Московского округа от 23 января 2006 г. № КА-А40/13941-05, Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. № А26-1859/2005-210 и Уральского округа от 16 июня 2005 г. № Ф09-2464/05-С2).

До момента получения организацией вышеназванного документа ошибка не будет признана обнаруженной. Соответственно и представление уточненки может производиться после начала камеральной проверки. Согласно НК РФ число поданных уточненных деклараций в течение одного налогового периода не ограничено.

Случаи, когда фирма освобождается от ответственности (Согласно пунктам 3 и 4 статьи 81 Кодекса):

  1. Уточненка представлена после того как срок уплаты налога истек, но организация уплатила необходимую недостающую сумму налога и пени.
  2. Декларация была представлена до того как истек срок уплаты налога.

к меню

Следует ли подавать документы затребованные налоговой при проверке первичной декларации?

Да, это обязательно. Пусть даже проверка первички была прекращена в результате подачи уточненной. Если указанное требование не будет исполнено, то согласно 126 статьи Налогового кодекса организация получит штраф. Более подробно читайте в определении от 12 апреля 2016 г. № 306-КГ16-2522.

Если уточненная налоговая декларация год будет подана после того как пройдет 3 месяца, а именно это время отводится на камеральную проверку, то организацию ожидает привлечение к ответственности. Информация по данному вопросу подробно отражена в пунктах 2 и 9.1 статьи 88 НК России. Также рекомендуем ознакомиться с таким документом — постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2012 г. № Ф09-8834/11).

к меню

Как рассчитать пени при подаче уточненной формы

Рассчитываются пени по формуле 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день. Об этом говорится в статье 75 НК РФ).

Стоит отметить, что в период просрочки не стоит включать день уплаты налога.

Пример расчета пеней при подаче уточненки

Фирма, зарегистрированная в Московской области. Обнаружено занижение налоговой базы в декларации по транспортному налогу (в апреле 2016 года). Возникла недоплата в сумме 11 500 рублей. Недоимка была перечислена в бюджет 24 апреля 2016 года. Тогда же и передана уточненная налоговая декларация.

Так как крайний день уплаты транспортного налога за предыдущий год – 28.03.2016г., о чем сказано в п. 1 ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то продолжительность просрочки = 26 дней (с 29 марта по 23 апреля).

В период просрочки действующая ставка рефинансирования составляла 11%. Продолжительность просрочки – 26 дней (с 29 марта по 23 апреля).

Рассчитываем сумму пеней:
11 500 рублей * 1/300 * 11% * 26 дней = 110 рублей

к меню

Уплата недоимки и пеней

Можно ли перечислять сумму налога и пеней на основании одного платежного документа?

Нет, эти суммы должны перечисляться отдельными платежными документами. Объясняется это тем, что для налоговых платежей, пеней и штрафов предназначены разные КБК (коды бюджетной классификации).

Чем может обернуться уплата налога и пеней по одному платежному документу?

В указанном случае инспекция может посчитать, что в бюджет перечислили лишь сумму задолженности по налогу. В результате организация может получить штраф согласно статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, чтобы не усложнять себе жизнь, рекомендуется перечислять недостающую сумму налога и пени по отдельным платежным документам.

Примечание: Когда возникает ШТРАФ за неуплату налога — только в том случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий.

к меню

Оформление уточненной налоговой декларации

Для оформления и заполнения налоговых деклараций существует строго установленная форма, утвержденная Министерством Финансов РФ. Об этом сказано в пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Стоит отметить, что уточненка должна составляться на бланке налоговой декларации, который действовал в период допущения ошибки. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 5 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Уточненная декларация оформляется аналогично первичной декларации и на тех же бланках. Однако титульный лист имеет отличия в оформлении. В нем должен указываться код уточненной декларации. Согласно положений раздела 2 Единых требований, утвержденных приказом ФНС России от 20 декабря 2010 г. № ММВ-7-6/741 титульный лист оформляется в соответствии с правилами, которые были действительны в период, за который подается уточненный документ.

Пример оформления титульного листа:

В середине марта была обнаружена ошибка в декларации по транспортному налогу за 2014 год. Ранее уточненки не подавались.

Уточненная декларация составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС РФ от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99.

На титульном листе указывается:

  1. В поле «Отчетный год» – 2014.
  2. В поле «Вид документа» – 3/1.

Что означают эти цифры:

1 – за 2014 год уточненка подается в первый раз.

3 – представлена уточненная декларация.

Остальное оформление уточнения соответствует оформлению первичного налогового документа.

к меню

Отражение изменений в уточненной декларации

В уточненной декларации изменения должны отражаться в полном объеме. Поэтому необходимо внести в нее новые данные, а не только разницу между предыдущим и текущим налоговыми документами. Об этом говорится в пункте 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета для составления уточненной отчетности по транспортному налогу:

В ноябре 2014 года одна московская фирма купила у гражданина Петрова А.А. грузовой автомобиль (мощность двигателя – 155 л.с.). Выпущено указанное транспортное средство менее 5 лет назад. Налоговая ставка – 38 рублей за 1 л.с. Зарегистрирован автомобиль в декабре 2014 года.

В январе следующего года в налог. орган была представлена декларация по транспортному налогу. Был учтен коэффициент использования. Он определяется исходя из количества месяцев владения организацией этим автомобилем, а именно 2 месяца.

Расчет будет выглядеть следующим образом:
155 л.с. * 38 рублей * 2 месяца / 12 месяцев = 982 рубля.

к меню

Скачать бланк налоговой отчетности ЗА ЛЮБОЙ ПЕРИОД для сдачи через интернет, который применялся в истекших налоговых периодах

Организация составляет уточненную налоговую декларацию, форма которой неоднократно менялась.

Уточненные налоговые декларации (расчеты) нужно сдавать в инспекции по формам, действовавшим в тех периодах, за которые вносятся соответствующие изменения. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Он распространяется и на отчетность, которая составляется на бумажных носителях, и на отчетность, которую организация передает по телекоммуникационным каналам связи (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Определить формат, в котором нужно сдавать уточненную налоговую декларацию в электронном виде, можно воспользуйтесь сервисом на сайте ФНС России, который позволяет скачать Формы, бланки, форматы, инструкции, xsd-схемы по любому налогу, за любой период!

Для этого сначала выберите вид налога, затем тип документа и далее период, за который сдается декларация или другой документ.

Как сдать Уточненку по 6-НДФЛ

Сдали 6-НДФЛ, а потом нашли ошибку или получили требование подать уточненку от инспекторов. Что делать? Исправить данные и устранить неточность, сформировать отчет заново и отправить в свою ИФНС. Так избежите штрафов.

Уточнить 2-НДФЛ

к меню

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.

Э. ГЛУХОВСКАЯ, АКДИ «Экономика и жизнь»

Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).
Первое, что имеет значение для налогоплательщика, — определить, приводят указанные ошибки к занижению сумм налога, подлежащих уплате, либо не приводят.
В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.
Выявить переплату в бюджет и заявить о ней посредством подачи корректирующей декларации — право налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об особенностях его реализации мы поговорим ниже.
Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.

📌 Реклама

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.
Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.
Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Ошибка будет считаться исправленной, только если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.
Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.
Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.
Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.
Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.
В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).
В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.
Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.
Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Приведенный нами простой пример не демонстрирует, однако, тех сложностей, с которыми может столкнуться налогоплательщик при подаче, а налоговый орган — при принятии уточненной декларации.
Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.
С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)»).
Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.
С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.
То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
В этой связи может сложиться следующая ситуация.
Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.
У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?
В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.
Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.
В отношении НДС п. 2 ст. 173 НК РФ устанавливается другая точка отсчета течения «срока давности» для возмещения излишне уплаченного налога на добавленную стоимость — три года с даты окончания соответствующего налогового периода.
То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.
Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).
Если организация-правопреемник обнаружила в декларациях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реорганизации, ошибки, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести изменения в эти налоговые декларации и представить уточненные декларации от своего имени (письмо Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.
Не стоит упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. Если имеется в виду федеральный бюджет, то проблем не возникает. Но как быть, например, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?
Предположим, что в результате реорганизации в форме присоединения перестает существовать юридическое лицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются ошибки в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.
Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ необходимо подать уточненную налоговую декларацию по месту своего учета, но недоимку по налогу ему следует погасить в бюджет того субъекта, в который этот налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.
Рассмотрим еще одну ситуацию. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, тем не менее, остается прежним: изменения в налоговые декларации по ликвидированному подразделению должна внести сама организация и представить уточненные декларации должны по месту своего нахождения.
Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у налогоплательщика образовалась переплата?
С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ <*>, в которой сказано следующее.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх