Коррупция в правоохранительных органах

Антикоррупционная деятельность в правоохранительных органах

Батыршин Рамиль Маратович,
ФГБОУ «Башкирский государственный
аграрный университет»

Ключевые слова: Освещение коррупции.

Аннотация: Статья посвящена проблеме коррупции в правоохранительных органах.

Коррупция является к одним из самых вредных, вездесущем социально-негативным, проявлением представляющим угрозу национальной безопасности Российской Федерации, ее плохое влияние чувствуется в каждом государстве, в независимости от политического устоя.

В полном объеме истребить эту проблему не удалось ни одному обществу, но снизить процент коррупции общества еще получится. На примере можно сказать таких городок как: Варшава, Сингапур, Куала-Лумпур, Тайвань, Лондон, Копенгаген и других.

По информации из разного рода источников, в их числе и иностранных, около 47,2% сотрудников полиции создают так называемую «крышу» коммерческим областям.

Между тем, 29% сотрудников полиции, пообщавшись с которыми во втором полугодии 2014 года, считают, что правонарушения, в том числе и совершение коррупционных преступлений, есть очень сильно развитым явлением.

Показанная статистика вызывает тревогу, требует огромного внимания на быстрое реагирование и принятие соответствующих действий, указанных на предотвращение коррупционных действий в государстве.

Поэтому в  целях направленных на реализацию «Национального плана противодействия коррупции» в Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации подписан и вступил в силу качественный ведомственный план на 2014-2016 годы, и еще включена программа следующего шага развития «Концепции обеспечения собственной безопасности МВД и ФМС Российской Федерации на 2014-2016 годы». В полиции работает целая программа по развитию целого ряда мер по предупреждению коррупции, ответы на ее появление, снижены к минимальному проценту ее показатели, показатели антикоррупционного положения сотрудника полиции.

 

1.КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Ханнанова Т.Р.
Креативная экономика. 2009. № 3. С. 44-48.

2.КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.
Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.

3.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Ханнанова Т.Р.
Юридические исследования. 2013. № 8. С. 164-193.

4.НОВАЯ ПАРАДИГМА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Ханнанов Р.А.
Право и политика. 2011. № 4. С. 694-708.

5.ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
Ханнанов Р.А.
Право и политика. 2009. № 5. С. 1123-1133.

6.РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Ханнанов Р.А.
Уфа, 2006.

7.ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р.
Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.

8.К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р.
В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

9.АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 2004 ПО 2014 ГОД
Файзелгаянов А.Ф., Шапошникова Р.Р.
NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С. 77-78.

10.ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Валиева А.Р.
Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.

11.СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Валиева А.Р.
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2007

12.СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Валиева А.Р.
диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007

13.РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р.
В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.

 

14.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р.
В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществеМатериалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел

Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.

15.ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В РБ
Камалова З.Р., Хабибуллин Р.И., Шугаев А.Р., Гарифуллина Э.Ф., Гарифуллина А.Ф., Ягафаров Т.Ч.
Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2009. № 1. С. 51-57.

(Эрделевский А. М.)

("Законность", 2014, N 6)

Текст документа

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

А. М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

Эрделевский Александр Маркович, доктор юридических наук, профессор.

В предлагаемой вниманию читателя статье рассматривается определение коррупции в российском законодательстве и анализируются выявленные в нем противоречия.

Ключевые слова: коррупция, злоупотребление, имущество, законодательство.

The notion of corruption under the Russian legislation

A. M. Erdelevsky

The article brought to attention of the reader considers the definition of corruption under the Russian legislation and analyzes contradictions revealed in it.

Key words: corruption, abuse, property, legislation.

Одна из проблем на пути к успеху в деле противодействия коррупции — несовершенство нормативных актов, регулирующих отношения в этой области.

КОРРУПЦИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сказанное касается, в частности, таких значимых актов в системе антикоррупционного законодательства, как Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" (далее — Закон) и Уголовный кодекс РФ (далее — УК).

Обратимся к центральному понятию Закона — коррупции. Пункт 1 ст. 1 Закона определяет коррупцию следующим образом: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. "а" п. 1 ст. 1); совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (подп. "б" п. 1 ст. 1).

Нетрудно увидеть, что в подп. "а" п. 1 ст. 1 Закона наряду с перечислением отдельных разновидностей коррупционных действий содержится общее легальное определение коррупции. Под ней понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Такое определение коррупции представляется весьма неудачным. Как следует из этого определения, коррупционное поведение может проявляться в двух формах: 1) незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды имущественного характера; 2) незаконное предоставление выгоды имущественного характера должностному лицу физическими лицами.

Выгода имущественного характера, о которой идет речь в подп. "а" п.

1 ст. 1 Закона, может заключаться в деньгах, ценностях, ином имуществе или услугах имущественного характера, иных имущественных правах. Возможности отнесения к этой выгоде каких-либо других составляющих п. 1 ст. 1 Закона не предусматривает. Нетрудно увидеть, что упомянутая выгода по своему составу практически ничем не отличается от предметов коммерческого подкупа и взятки — денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав (ст. ст. 204, 290 УК). При этом сами понятия "имущество", "услуги имущественного характера", "имущественные права" ни в Законе, ни в УК не раскрываются.

Следует обратить внимание на то, что имущество, оказание услуг, имущественные права — это объекты гражданских правоотношений. Поэтому вполне логично было бы предположить, что используемые в УК институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в самом УК. Подобное правило прямо установлено, например, в п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ.

Однако в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (далее — Постановление N 24) можно усмотреть иной подход к этому вопросу. Так, в п. 9 отмечается, что предметом взяточничества (ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК) и коммерческого подкупа (ст. 204 УК), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Далее в этом же пункте указывается, что под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Относительно имущественных прав в п. 9 поясняется, что к ним относятся как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК), а получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у него юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Некоторая сумбурность и сомнительность п. 9 Постановления N 24 в значительной мере предопределяется коллизиями между Законом и УК, с одной стороны, и Гражданским кодексом РФ (далее — ГК) — с другой. Так, содержание понятия "имущество" в широком смысле определено в ГК. Согласно ст. 128 ГК к имуществу относятся, в частности, вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права. Таким образом, в ст. 128 ГК имущественные права являются разновидностью имущества в широком смысле, а не объектом, существующим наряду с имуществом, как это предусмотрено в Законе и УК. Что касается имущественных обязанностей, то их законодатель в состав имущества по общему правилу не включает, делая это лишь в специальных случаях, например при описании состава наследственного имущества (ст. 1112 ГК).

Что касается результатов работ и оказания услуг, то они, согласно ст. 128 ГК, представляют собой отдельный, наряду с имуществом в широком смысле, объект гражданских прав. При этом легальное определение понятия "оказание услуги" дается в п. 1 ст. 779 ГК, согласно которому под оказанием услуг понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. К услугам в смысле ст. 779 ГК относятся, например, медицинские, аудиторские, консультационные, информационные, образовательные, туристические услуги, услуги, оказываемые по договорам перевозки, хранения, поручения, комиссии, и др.

Освобождение должника от имущественной обязанности является, как известно, предметом договора дарения (ст. 572 ГК) либо способом прекращения обязательства посредством прощения долга (ст. 415 ГК), но никак не оказанием услуги имущественного характера. Поэтому один из приведенных в п. 9 Постановления N 24 примеров (прощение долга) — это, безусловно, пример предоставления имущественной выгоды, но он не является услугой имущественного характера с позиций действующего российского законодательства. Следовательно, квалификацию освобождения должностного лица от имущественной обязанности в качестве взятки, коммерческого подкупа или иного коррупционного деяния нельзя счесть основанной на законе.

Как представляется, такая ситуация обусловлена теми неудачными изменениями, которые были внесены в ст. ст. 204 и 290 УК Федеральным законом от 4 мая 2011 г. В предыдущей редакции ст. 290 УК под взяткой понимались деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. В ст. 204 УК под предметом коммерческого подкупа понимались деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно услуги имущественного характера. Как разъяснялось в ныне утратившем силу Постановлении от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее — Постановление N 6), по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.).

Под выгодами имущественного характера в п. 9 Постановления N 6 предлагалось понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Об освобождении от имущественной обязанности как разновидности предоставления выгоды имущественного характера в Постановлении N 6 прямо не упоминалось, хотя она вполне могла рассматриваться как пример такой выгоды.

В настоящее время указание на выгоду имущественного характера как на предмет взятки исключено из ст. 290 УК. Не упоминается о такой выгоде в общем виде ни в ст. 1 Закона, ни в ст. 204 УК. Поэтому, как указывалось выше, не усматривается достаточных законных оснований для квалификации освобождения должностного лица от имущественной обязанности в качестве взятки, коммерческого подкупа или иного коррупционного деяния до внесения соответствующих изменений в Закон и УК.

Следует также заметить, что ст. 2 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (далее — Конвенция) определяет коррупцию как просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любой другой ненадлежащей выгоды (advantage) или обещания таковой, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки.

Поэтому введение понятия "выгода имущественного характера" в определение коррупции в ст. 1 Закона и в соответствующие нормы УК не только давало бы законные основания для квалификации незаконного освобождения должностного лица от имущественной обязанности в качестве коррупционного деяния, но и сближало бы российское законодательство о противодействии коррупции с упомянутой Конвенцией. Кроме того, было бы обеспечено единообразие применяемой в УК терминологии, поскольку понятие "выгода имущественного характера" сегодня содержится в примечании к ст. 141.1 УК.

Еще один вопрос, на который представляется целесообразным обратить внимание в связи с легальным определением коррупции, касается подп. "б" п. 1 ст. 1 Закона, где к коррупции отнесено совершение коррупционных деяний от имени или в интересах юридического лица. Российское законодательство не предусматривает возможности совершения "от имени" другого лица, как физического, так и юридического, неправомерного действия вообще и коррупционного деяния в частности. От имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, административном акте или указании закона, могут совершаться сделки и иные правомерные юридические действия.

Изложенное позволяет предложить следующее законодательное определение коррупции:

"Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным публичным интересам в целях получения имущества или любой иной выгоды имущественного характера для себя или для других лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами в своих интересах или в интересах других лиц".

——————————————————————

Название документа

Антикоррупционная деятельность

В.В. Путин: « … Эффективная власть под контролем народа…

Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений. Мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали коррупцию невыгодной.

Деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции.

Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией.

Нам нужно переосмыслить всю систему охраны общественных интересов, отказаться от её чрезмерного репрессивного уклона. Такая ситуация деформирует наше общество, делает его морально нездоровым.

Деятельность правоохранительной системы должна быть направлена на охрану и поддержку законного предпринимательства, а не на борьбу с ним.»

______________________________________________________________

… Общественные некоммерческие организации способны осуществлять исследовательскую работу по изучению коррупции и борьбе с ней, заниматься консультативной и просветительской антикоррупционной деятельностью

В условиях информационной прозрачности общественные некоммерческие организации могут вести постоянный анализ ситуации в различных сферах общественной жизни на предмет коррупции. Например, сегодня чрезвычайную актуальность приобретает общественный мониторинг деятельности полиции, судов и в целом правоохранительной системы.

Общественные некоммерческие организации в состоянии компетентно вести мониторинг коррупционной ситуации в системах правоохранительных органов, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и в других сферах для подключения серьезного инструмента в антикоррупционной деятельности, как освещение проблем и фактов в средствах массовой информации для публичного обсуждения.

Данный информационный блок создан для :

консультативной и просветительской антикоррупционной деятельности.

— оказания информационной, методической и иной поддержки гражданам и юридическим лицам.

— для прямого взаимодействия, систематизации и направления информации в государственные и общественные структуры, деятельность которых направленна на выявление и пресечение коррупции.

Полезные ссылки:

Общественная палата Российской Федерации

http://www.oprf.ru/

вы можете подать обращение в Общественную палату РФ через специальную электронную форму, либо узнать о статусе ранее поданного обращения. Обращаем ваше внимание, что при подаче обращения вы будете переадресованы на специальный сайт информационной системы Общественной палаты РФ.

В Аппарате Общественной палаты РФ создан Отдел по работе с обращениями граждан. Вы можете с ним связаться по телефону (495) 221-83-58.

Почтовый адрес Общественной палаты РФ: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1. Также вы можете лично доставить ваше обращение в Общественную палату, прием писем ведется с 10:00 до 17:00 (по пятницам — до 16:45), обеденный перерыв с 13:00 до 14:00.

«Горячая линия» Общественной палаты принимает информацию от граждан по телефону 8-800-700-8-800, звонок бесплатный из любого региона России. Время работы: с 9:00 до 18:00.

______________________________________________________________

Комитет Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
по безопасности и противодействию коррупции:

______________________________________________________________

ФСБ РФ

1. Приём сообщений по электронной почте

Если Вы хотите немедленно отправить информацию, относящуюся к компетенции ФСБ, воспользуйтесь, пожалуйста, электронной почтой:

В тексте сообщения подробно опишите событие, его время, дату и участников.
Для лучшей организации работы по Вашей информации просьба указать Ваши контактные реквизиты (телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес и т.п.).
Конфиденциальность полученной информации гарантируется.

2. Телефон доверия ФСБ России

для междугородних звонков 8 (495) 224-22-22

для международных звонков +7 (495) 224-22-22

Телефон доверия» ФСБ России является средством прямой связи граждан с органами федеральной службы безопасности, используемым для сообщения информации (в том числе анонимно):
о подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяниях, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы, о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности, а также по другим вопросам, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов федеральной службы безопасности.
Для ФСБ России важна любая информация, которая поможет выявить и пресечь деятельность иностранных спецслужб, предотвратить террористические акты, выявить преступления коррупционной направленности, обеспечить безопасность государства и его граждан.

3. Справочный телефон ФСБ России (в том числе по вопросам предоставления государственных услуг)

(495) 224-70-69 (круглосуточно)

4. Приёмная ФСБ России

(495) 624-31-58

______________________________________________________________

Следственный комитет РФ

http://www.sledcom.ru/

Телефоны прямой линии: 8-800-333-02-95 (бесплатный), 8(495)640-20-47

Время работы прямой телефонной линии: каждый 1-ый и 3-ий вторник месяца с 14 до 19 часов (время московское

______________________________________________________________

Генеральная прокуратура РФ

http://genproc.gov.ru/

Справочная по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации тел.: 987-56-56

______________________________________________________________

МВД РФ

Главное управление собственной безопасности

Контактные телефоны : Главное управление собственной безопасности МВД России.

— (495) 667-07-30 (для обращения по вопросам компетенции службы собственной безопасности, в том числе заявительской информацией о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации);

— (495) 667 – 77 – 90 («телефон доверия» для обращения по вопросам нарушения прав и законных интересов граждан сотрудниками органов внутренних дел, а также для сотрудников органов внутренних дел для обращения с информацией о фактах склонения их к действиям коррупционного характера и иным правонарушениям, связанным с процессом исполнения должностных обязанностей);

— (495) 667 – 65 – 20 (Пресс-служба ГУСБ МВД России)

49. Коррупция в правоохранительных органах

В данной статье приведены статистические данные о совершенных коррупционных преступлениях правоохранительных органах. Также выявлены причины и пути совершенствования по борьбе с коррупционными преступлениями.

Одним из ярких проявлений коррупции в стране, является коррупция в правоохранительных органах. Сотрудники МВД устанавливают незаконные коррумпированные связи, как и с обычными гражданами, так и преступными элементами. По статистическим данным за 2015 год, наибольшее число правонарушений приходится на органы внутренних дел. И это не случайность, т.к. любой гражданин практически каждый день сталкивается с сотрудниками органов внутренних дел. Исследуя данные, представленные Единой межведомственной информационно — статистической системе можем ознакомиться с количеством лиц, совершивших коррупционные преступления занимающие должности в правоохранительных органах (Таблица 1).

Показатели

Российская Федерация

январь-декабрь

январь-декабрь

январь-декабрь

январь-декабрь

январь-декабрь

Количество лиц, совершивших коррупционные преступления, занимающие должности в правоохранительных органах

Таблица 1 Количество лиц, совершивших коррупционные преступления занимающих должности в правоохранительных органах

По этим данным можем сделать вывод о том, что прогноз на будущее не утешителен. С каждым годом коррупционные преступления в правоохранительных органах растет. Можно данные предоставить данные в наглядном виде гистограммы и виде графика и там можем видеть, что коррупционные преступления растут (Рисунок 1).

Рисунок 1 Количество лиц, совершивших коррупционные преступления занимающих должности в правоохранительных органах

Только и остается сделать умозаключение о том, то что необходимо бороться с коррупцией так как, в случае если с ней никак не бороться то коррупционные преступления нас поработят .

Коррупция в органах внутренних дел – это незаконное использование сотрудниками своего служебного положения для получения материальных и иных благ от физических или юридических лиц .

Распространены различные формы злоупотребления полномочиями сотрудниками МВД, например: отдельные сотрудники ГИБДД «закрывают глаза» на дорожные правонарушения, ставят на учет угнанные автомобили и т.д. Но в коррумпированных связях участвуют не только рядовые сотрудники, но и руководители отделов и другие высокопоставленные должности. Такое слияние криминала и правоохранительных органов подрывает авторитет государственной власти, а также укрепляется мнение людей о том, что органы МВД не защищают права и свободы граждан, а выступают на защиту криминала .

Отдельными и специфическими видами именно для органов внутренних дел являются: 1) силовое предпринимательство («крышевание»); 2) коррупция в образовательных учреждениях МВД .

Как отмечают специалисты независимой антикоррупционной приемной: «Cлияние криминала и правоохранительных органов носит повальный характер. Основываясь на информации как от простых граждан, так и действующих сотрудников правоохранительных органов, для назначения на ключевые посты в правоохранительных органах, в первую очередь, необходимо пройти согласование с криминалом. «Трудоустройство» стало бизнесом правоохранительных органов: например, устройство помощником прокурора в одну из районных прокуратур может обойтись не менее 10 000 тысяч долларов США. Трудоустройство сотрудником в одно из отделений ГИБДД может обойтись не менее 50 000 долларов США» .

Коррупция в органах внутренних дел, обусловлена такими причинами как: отсутствие тщательного отбора кадров, неэффективная проверка моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел, низкий уровень дисциплины на службе и т.д. Слабый контроль руководства за деятельностью подчиненных, также создает соблазн для коррупционных действий. Также не маловажным фактором является низкая заработная плата сотрудников органов внутренних дел .

Коррупция в органах внутренних дел проявляется в разных регионах России неодинаково. Это зависит от таких особенностей как, численность штата органа внутренних дел, экономическая развитость региона и др.

Конечно, любая работа с особыми полномочиями может, так или иначе, побудить человека использовать их в личных целях. Также существует риск стать сотруднику коррумпированным из-за его порочных страстей (наркомания, азартные игры и т.д.), и из-за близких отношений с правонарушителем. В коррупционных действиях участвуют как молодые, так и зрелые сотрудники. Соответственно в рядах молодых сотрудников, в основном, совершаются «мелкие» коррупционные действия, а более серьезные правонарушения совершают зрелые сотрудники. Это обусловлено опытностью, наличием репутации профессионала в своей деятельности, наличием и количеством связей и т.д .

Так какие же нужно принимать меры, что бы снизить уровень коррупции? На мой взгляд, будут эффективны такие методы как профилактика, воспитание, наказание.

Безусловно, нужно воспитывать ценностные установки, и развивать способности у населения, по противодействию коррупции. Основная цель, воспитать личность, которая осознает опасность коррупции, которая способна и желает устранить это явление. Воспитание неприятия коррупции у будущих поколений, имеет ключевое значение, по борьбе с ней .

Стоит уделить внимание приемной комиссии в учебные заведения МВД. Чтобы предотвратить поступление лиц с коррупционным потенциалом, нужно улучшить порядок проверки кандидатов. Нужно собирать более полную информацию о человеке, проводить индивидуальную работу психологов с кандидатами, за дачу ложной характеристики о кандидате ввести административную ответственность .

Кроме того, также необходимо ужесточить контроль руководителей за подчиненными, и ввести служебные проверки. Немаловажно учитывать общественное мнение, это позволит оценить работу таких подразделений как: ГИБДД, участковые, патрульно-постовые.

С учетом мирового опыта, только путем проведения кадровой чистки среди представителей правоохранительных органов, осуществлением нового набора должностных лиц при одновременном повышении материального и социального обеспечения нового состава правоохранительных органов можно ликвидировать укоренившиеся коррупционные связи, как следствие, добиться успеха в борьбе с коррупцией .

Основным шагом для борьбы с коррупцией является совершенствование системы наказания. Главной идеей этой системы должна быть неотвратимость наказания.

Избавиться от коррупции, на мой взгляд, невозможно, но это не значит, что с ней не надо бороться. Существующая проблема коррупции в органах внутренних дел, не может решиться лишь внутренними антикоррупционными механизмами. Необходимо объединить усилия СМИ, общественности, МВД, и проводить комплекс мероприятий по борьбе с этими преступлениями.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх