Косвенные внушения

Что такое гипноз и самогипноз, прямое и косвенное внушение, самовнушение? Такие слова используются в нашей повседневной жизни достаточно широко. Вот только редко кто задумывается над их истинным смыслом. Попробуем разобраться в этих понятиях.

Что такое внушение

Внушение – это воздействие извне на человека, его психические процессы для достижения определенных результатов, причем такое воздействие самим человеком критически не оценивается.

Что бы было понятнее, приведу пример. Если дать человеку подержать в руке холодный металлический предмет и сказать, что он горячий, раскаленный и сейчас произойдет ожог, то в результате, естественно, ничего не произойдет, а человек лишь посмеется. Если же такой же предмет вложить в руку испытуемого, находящегося в состоянии транса (гипноза) и проводить внушение, что «предмет горячий, раскаленный», то у человека действительно может появиться ожог кожи.

Происходит это потому, что в особом состоянии сознания – трансе, критическая оценка любой поступающей информации значительно снижается и даже абсолютно необоснованные утверждения (внушения) легко принимаются на веру.

Внушение в состоянии гипнотического сна

Чаще всего состояние транса возникает во время гипнотического воздействия (гипноза), при котором один человек (гипнотизер) с помощью различных методик вводит другого человека (гипнотизируемого) в состояние, похожее на сон. В отличие от обычного сна в гипнозе сохраняется контакт (раппорт) между участниками сеанса и появляется возможность усваивать поступающую в мозг информацию без критики и противодействия.

Поэтому внушение в состоянии гипнотического сна обладает особой силой и способно изменять многие физиологические и психические процессы в организме: регулировать обмен веществ и температуру тела, силу сердечных сокращений и артериальное давление, выработку желудочного сока и ферментов поджелудочной железы, напряжение мышц и тонус сосудов, болевую чувствительность и умственную работоспособность…

Достичь трансового состояния и внушения необходимой информации можно не только в гипнотическом сне, но и в состоянии бодрствования с помощью прямых и косвенных внушений.

Прямое внушение

Прямое внушение предусматривает видимое словесное воздействие одного человека на другого и такая связь очевидна (врач-психотерапевт внушает больному, что головная боль постепенно проходит и в результате такого внушения боль исчезает).

Примеры прямых внушений в состоянии бодрствования – кодирование при алкоголизме, выступление харизматичного известного политика, религиозного или общественного деятеля, священника в храме, цыганки на улице или опытного менеджера по продажам в магазине, реклама в средствах массовой информации.… Такие примеры можно продолжать и продолжать.

Косвенное внушение

При косвенном внушении используется дополнительный (промежуточный) раздражитель, с которым пациент и связывает достижение лечебного эффекта. Такое внушение незаметно достигает своей цели и зачастую обладает даже более сильным воздействием на человека, чем прямое внушение.

Самый распространенный пример косвенного внушения – использование плацебо (пустышек). При этом больной принимает лекарство, в действительности не обладающее лечебных действием (сахар, мел, физиологический раствор), но помогающее, если пациент уверен в его целебной силе и авторитете врача, назначившего плацебо.

К средствам косвенного внушения можно отнести и некоторые аппараты физиотерапии, различные амулеты, заговоры на воду и т.п.

Чтобы внушение было действительно эффективным, необходимо соединение воедино опыта и авторитета гипнотизера, его искреннего желания помочь пациенту и не менее сильного желания больного выздороветь и его веры в успех проводимого лечения.
Вспомним слова Иисуса Христа: «По вере вашей да будет вам».

О самовнушении поговорим в следующей статье.

Внушаемость – это характеристика человека, под которой понимается готовность к подчинению собственной воли воздействиям, исходящим от окружающей среды (индивидов, групп, газет, книг, рекламы). Внушаемые люди могут быстро принять чужую идею, как собственную. Они очень легко воспринимают данные им советы и действуют согласно им, даже тогда, когда возможно они хотели бы поступить иначе. Они очень быстро перенимают на себя привычки окружающих, легко «заражаются» настроением близких, склонны к подражанию.

Мера внушаемости у каждого человека разная и она зависит от различных ситуативных и личностных факторов. Личности, страдающие высокой тревожностью, неуверенностью в себе, слишком доверчивые и робкие больше склонны к высокой внушаемости. Данное качество противоположное критичности, оно более свойственно индивидам с невысоким уровнем интеллекта, слабо развитым логическим мышлением и медлительностью мыслительных процессов.

Внушаемость является индивидуальным свойством личности, предполагающим степень личностной восприимчивости внешних воздействий.

В гипнотическом процессе внушаемость называют гипнабельностью, то есть способностью человека поддаваться гипнозу. Гипнабельность напрямую зависит от внушаемости, потому что при её повышении увеличивается склонность к гипнабельности.

Абсолютно все люди являются внушаемыми, даже те, кто считает себя очень уверенными и независимыми. Хотя внушаемость и не является преимуществом, но она обусловлена эволюцией, поэтому нужна человеку для того, чтобы он мог воспринимать информацию и следовать ей. Так весь процесс воспитания построен на внушаемости. Родители в процессе воспитания используют внушение, когда пытаются разъяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, те в свою очередь, в большинстве случаев, беспрекословно следуют указаниям.

Повышенная внушаемость определяется, как податливость, готовность индивида поверить любой поступающей информации, чем вполне могут пользоваться ухищренные манипуляторы. Но, в общем если разобраться, то склонность человека к внушаемости, может иметь, как плюсы, так и минусы.

Минусы (отрицательные аспекты) выражаются в том, что индивид склонен некритично принимать суждения на свой счет. Со стороны это выглядит так, что у него нет ни на что собственного мнения. Личность с высокой внушаемостью чаще, чем другие попадает под влияние мошенников и различных аферистов, а из-за частой смены мнения у таких индивидов могут возникать межличностные конфликты.

Плюсы (позитивные аспекты): замечено, что люди с высокой внушаемостью являются более талантливыми; такие личности могут легче и быстрее воспринимать и запоминать информацию, у них достаточно пластичная психика, из-за чего они довольно легко обучаемые.

Факторы внушаемости

Внушаемость, как психологическая характеристика человека имеет связь с такими факторами, как наличие необходимой информации для внушения (в виде речи, эмоций или действий); присутствие индивидов, готовых воспринять информацию; отсутствие критичности у воспринимающих.

При повышении внушаемости главную роль играют определенные факторы: тревожность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, невысокая самооценка, робость, зависимость, повышенная впечатлительность и эмоциональность, неумение логически и рационально мыслить.

Внушаемость может повышаться от действий таких ситуативных факторов, как состояние стресса, дефицит времени, утомление, групповое давление, брак компетентности, условия неопределенности, различные социально-психологические ситуации, состояние гипноза.

Повышенная внушаемость больше всего свойственна детям (дошкольного возраста) и личностям пожилого возраста. У взрослых она повышается в период болезни.

В процессе внушения важное место занимают авторитет воздействующей личности; полная уверенность в вербальном и невербальном поведении; ясная и размеренная речь внушающего; лица, которые воспринимают внушаемость; обстановка воздействия (приглушенное освещение пространства, ритмичные звуки).

Самую большую роль в процессе внушения играет субъективная готовность индивида быть подвергнутым внешнему, внушающему влиянию.

Внушаемость человека зависит от динамики личностных и ситуативных факторов. При адекватных условиях и нормальной обстановке это может быть вполне приемлемым качеством, но при неблагоприятных условиях оно способно дезорганизовать действия человека и становиться качеством с отрицательным знаком.

Если человек будет слишком часто переживать внешнее внушающее воздействие, у него будет осуществляться формирование соответствующего характера, в котором преобладающими чертами станут: доверчивость, повышенная тревожность, робость, неуверенность в себе, может возникнуть комплекс неполноценности.

Среди ситуативных факторов, имеющих влияние на формирование внушаемости личности, выделяют психофизическое состояние субъекта (расслабленное состояние или эмоциональное возбуждение), невысокая значимость обсуждаемого вопроса для внушаемого, низкий уровень компетентности в поставленном вопросе. Если человек поддается воздействию в ситуации группового внушения, тогда на него действует такой фактор, как групповое давление или конформность, как его называют. Бывает, что индивид, пройдя тест внушаемости, определяется, как внушаемый, но в коллективе оказывается способным противостоять внушаемости других.

Склонность человека к внушению обнаруживает себя по-разному в различных сферах, зависимо от факторов, которые её вызывают. Поэтому каждый индивид в какой-то мере может являться внушаемым, просто в силу личностных особенностей у одних это проявляется больше.

Выделяют внушаемость первичную и вторичную. Первичная – связана с восприимчивостью человека к самовнушению и гипнозу. Вторичная – основана на отношениях подчинения, мотивации и низкой самооценки.

Внушаемость человека зависит от его возраста, опыта и уровня образования. Человек зрелого возраста, средних лет, особенно мужчина, плохо поддается внушению, у него достаточно сильные психологические барьеры, которые трудно преодолеть, чтобы сломать его волю и психику, подчинив сознание себе.

У женщин психологические барьеры не столь прочные, поэтому их легче убедить, обмануть, внушить, преклонить к своему мнению. Особенно, в ситуации тревожности, например, угрозы или опасности, женщина становится беззащитной, поскольку уровень её критичности падает практически до нуля.

Внушающему воздействию особенно сильно подвержены личности неуверенные в себе, с заниженным уровнем притязаний, неадекватной низкой самооценкой, очень сильно впечатлительные, с уменьшенным уровнем критичности интеллекта, не умеющие связать события между собой логическим путем, надеющиеся на авторитетных личностей, зависимые, несвободные, безвольные, безответственные.

Уменьшение склонности к внушаемости протекает очень медленно, но постепенно. Особенно на течение этого процесса влияет воспитание, социальное общение и практическая деятельность индивида. Личности, имеющие высшее образование, менее внушаемые, чем те, у которых его нет. Склонность человека к внушаемости зависит от уровня развития его культурных умений и знаний.

Внушаемость человека более открыта восприятию в состоянии изнеможения, релаксации, психической демобилизованности.

На внушаемость человека также оказывает влияние состояние повышенной коммуникативности, слабое информирование по возникшей теме, интимная предрасположенность к внушающему воздействию, недостаток времени, чтобы принять взвешенное решение. Поэтому такие индивиды принимают ту информацию, которую им навязывают.

Повышенная внушаемость встречается у лиц больных психическими расстройствами.

Легкая внушаемость свойственна индивидам, склонным к истерическим проявлениям. Из-за чего долгое время считалось, что только люди склонные к истерии владеют легкой внушаемостью. Современные психотерапевты и психиатры изучили данный вопрос и выяснили, что и больным с неврастенией также свойственна легкая внушаемость. Также психиатры выяснили, что психически здоровые люди в большей степени подвластны внушающему воздействию, нежели личности, страдающие психастенией.

Больные с патологиями внимания, навязчивыми состояниями, фобиями, сильным эгоцентризмом легко становятся жертвой внушающего воздействия.

Легкая внушаемость характерна лицам, периодически употребляющим алкоголь и наркотики, а в состоянии непосредственного опьянения им вовсе можно внушить практически что угодно, не прикладывая к этому особые усилия.

Легкая внушаемость детей повышается в возрастном периоде от семи до одиннадцати лет, что объясняется формированием качеств нравственно-этической стороны личности, таких, как чувство обязанности и долга. Дети, пребывая в новом для них состоянии школьника, чувствуют на себе ответственность оправдать ожидания взрослых, положительно подтверждая информацию, состоящую в просьбах. Иными словами, внушаемость детей определяется желанием заслужить отличную оценку в школе, постараться быть лучше всех, соответствовать внешним нормам и предписаниям, быть послушным – делать все это, чтобы родители гордились и о них хорошо говорили в школе.

По данным психологической диагностики, дети младшего школьного возраста изменяют ориентацию в оценочной сфере личности, когда важность самооценки дополняется важностью мнения других о них, что является основой для увеличения смешанной оценки. В этом плане внушающим эффектом обладает совпадение мнения другого человека с собственным мнением, что во многом основывается на чувстве долга и обязанности.

Внутригрупповая внушаемость

Внушаемость может быть не только индивидуальной, вместе с ней еще выделяют внутригрупповую внушаемость. Это понятие характеризует непосредственные отношения индивидов, состоящих в группе.

Внутригрупповая внушаемость определяется, как неосознаваемое и абсолютное принятие участником группы мнения этой же группы. Такое принятие происходит, как будто в состоянии гипноза, потому что оно совершенно не поддается никакому анализу, принимается бесконфликтно и некритично.

Внутригрупповая внушаемость — неосознаваемая установка, которая выражается в индивидуальной податливости человека к идеям и позициям группы, что является базовой чертой группы.

Внушаемость субъекта можно определить специальными диагностическими тестами или с помощью экспериментальных исследований.

В 40-е годы 20-го века начали проводиться различные исследования на определение внутригрупповой внушаемости. В одном из таких исследований использовалась экспериментальная методика подставных групп. Суть данного эксперимента состояла в том, чтобы продемонстрировать зависимость мнения индивида от позиции остальных участников. Данное исследование начиналось с того, что испытуемых собирали в специально оборудованном помещении, им давалось задание: в течение известного времени определять длительность одной минуты, несмотря на часы, то есть, отсчитывая секунды про себя. Немного потренировавшись, испытуемые смогли научиться, практически точно определять минуту с отклонением до пяти секунд.

После этого, начинался следующий этап исследования. Испытуемых проводили в специально установленные экспериментальные кабины, в которых они должны были определить длительность минуты, после чего нажать кнопку для сообщения экспериментатору и другим участникам исследования о том, что минута уже прошла. При нажатии кнопки на пульте одним из испытуемых, у экспериментатора и остальных загорались лампочки.

Опыт заключался в том, что экспериментатор подавал ложные сигналы во все экспериментальные кабинеты, которые якобы извещали о том, что один или несколько испытуемых закончил отсчет. Этот сигнал подавался по стечению всего лишь 35 секунд, а не минуты. После этого фиксировалось, кто из испытуемых также поторопился с нажатием кнопки, и кто проигнорировал сигнал и остался ждать, продолжая личный отсчёт.

Степень внушаемости определялась разницей между длительностью минуты в первых опытах и дальнейших при подаче ложных сигналов. В ходе данного экспериментального исследования выяснилось, что имеется очень большое количество индивидов, проявивших внутригрупповую внушаемость.

Дальше эксперимент тоже продолжался, и стало понятным, что можно определить индивидов, имеющих тенденцию к конформности. Если спустя некоторое время дать испытуемым задание, в котором они будут только считать секунды до завершения минуты, но при отсутствии группы, то обнаруживается тенденция к возвращению своей предыдущей оценки (правильной). Другие – продолжают сохранять интервал, заданный ложными сигналами.

Является очевидным, что первые – желали не выделяться из группы, поэтому они как бы внешне принимали её позицию, но при возможности легко от неё отказывались, как только давление устранялось. Вторые – более внушаемые и конформные бесконфликтно принимали позицию группы и сохраняли её в дальнейшем.

Вышеописанный опыт исследования конформности и внутригрупповой внушаемости с помощью метода подставных групп, используя материал, который не имеет значения для испытуемых, наталкивает на мысль, что все индивиды могут делиться на две группы. Первая группа – это внушаемые индивиды и конформисты, вторая – независимые и устойчивые негативисты. В принципе, ожидалось подобное явление, поскольку в группе индивидов, которые лишь внешне взаимодействуют друг с другом и пребывают в отношениях непосредственной зависимости, так и должно было быть, иного результата даже не нужно было ожидать, тем более, что от индивидов требовалось озвучить личные суждения относительно незначимого для них опыта. Такие вещи, как ценности, убеждения, цели или идеалы, которые заслуживают на то, чтобы ради них вступать в разногласия с группой, не затрагивались.

Ориентация на межличностные взаимоотношения, свойственные диффузной группе, в которых индивид становится либо внушаемым, либо независимым, с точки зрения педагогики считается неправильной. Из-за чего возникает педагогическая дилемма, в которой имеются такие вопросы: нужно ли воспитывать конформистов, стремящихся развивать творческие способности, автономность мышления и позиций личности или делать упор в развитии ребенка на то, чтобы он стал нонконформистом, негативистом и нигилистом.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Внушение – это процесс воздействия одним человеком на подсознание другого, при котором совершается некритическое восприятие последним установок, которые насаждаются. Внушение являет собой особо сформированные эмоциональные или словесные конструкции. Психологическое внушение блокирует мышление человека и изменяет его поведение. Многие люди твердо убеждены, что только они контролируют свое поведение и собственные мысли. Но многие специалисты утверждают и доказывают, что существуют такие явления: внушение, телепатия, гипноз. Именно с помощью этих техник одними людьми совершается воздействие над другими, внушение им своих мыслей и желаний. Без внушения не обходится ни единая сфера человеческой деятельности, многие процессы общества происходят только благодаря нему.

Внушение на человека происходит при общении, воспитании, в работе, в отношениях. Иногда данный процесс воздействия на человека применяется с корыстной целью, выгодой, психологическое внушение используется ради вспомогательной терапии, например, при самовнушении установок на благополучие.

Вместе с понятием внушение используется термин суггестия, а человека, использующего суггестию, называют суггестором.

Искусство внушения включает обладание вербальными и невербальными методами воздействия. Часто человек и не понимает, что при общении на него воздействуют, навязывая свои эмоции, настроение и мнение.

Сила внушения приумножается при неоднократном повторении воздействия. Нужно несколько раз повторять внушаемую человеку информацию, поскольку он с первого раза не сможет запомнить её и воспринять, как должную информацию.

Сила процесса воздействия зависит от нескольких факторов: настроенности внушаемого, его эмоциональной стойкости, характера воздействия, условий проведения, авторитета внушаемого, податливости индивида, стихийных бедствий и других факторов.

Внушение, техника метода основывается на готовности индивида на подсознательном уровне принять передаваемую информацию, поэтому оно часто эффективнее способа убеждения, который основывается на логических доказательствах.

Психологическое внушение прививает человеку чужие идеи и мысли, чувства и даже ощущения, не используя при этом никакие доказательства или логические объяснения. Данному процессу воздействия очень хорошо подвержены личности, которые проявляют себя, как духовно слабые, робкие, пугливые и стеснительные, те, кто некритически воспринимают других, слишком доверчивые и простодушные, склонные к зависимости от других.

Внушению тяжело поддаются сильные личности, владеющие деловой активностью, инициативные, энергичные; высокомерные и самолюбивые; малообщительные и угрюмые; эксцентричные; слишком откровенные; не зависящие от остальных или имеющие кого-то в собственной зависимости.

Проведению внушения будут способствовать такие факторы:

— мощность авторитета источника информации;

— внутренняя зависимость;

— переутомление и психофизическое истощение объекта;

— психологическая напряженность;

— категоричность заявлений;

— неожиданность сообщения информации;

— неоднократное повторение сообщения;

— специфичная эмоциональность и абсолютная логичность суггестора;

— психические расстройства или особенности индивида (психопатия, суеверность, мании, наркомания).

Внушение человеку может не осуществиться, если его проведению мешают внутренние барьеры, среди них:

— критически-логический – человек отвергает то, что считает необоснованным логически;

— интуитивно-аффективный – индивид не воспринимает информацию, не вызывающую подсознательного доверия;

— этический – человек не принимает материал, противоречащий его нравственным и этическим законам.

Преодоление описанных барьеров предполагает не направленность на их устранение, а подстраивание. Например, чтобы воздействовать на индивида с небольшим интеллектом, нужно воздействия сочетать с сильными негативными эмоциями, если данная личность интеллектуально развитая, то использовать позитивные эмоции.

Если объект неуверен или подавлен, к нему лучше всего подойти с повелительным тоном, используя жесты и мимику.

Внушение мыслей

Зачастую самое близкое окружение может из самых доброжелательных побуждений использовать внушение на человека, и сделать так, что он посчитает, что это восприятие его собственное.

При воздействии абсолютно не обязательно использовать только словесный или тактильный контакт, чтобы навязать информацию человеку, можно сделать это и находясь на расстоянии.

Внушение человеку, в отличие от подавляющих феноменов, о которых современные мистики заявляют, как о реальных, являются объективным фактом действительности. Ученые называют его гипнозом. Гипноз способен изменить состояние сознания. Индивид, который пребывает в бодром состоянии или, наоборот, в спящем, плохо поддается гипнотизированию. Чтобы гипнотическое внушение сумело подействовать, надо чтобы индивид был в состоянии дремоты или транса. Сознание в таком промежуточном состоянии приобретает специфичные свойства. У индивида резко падает степень критичности сознания, ослабевает механизм формирования критичной оценки материала, поступающего извне и процесс фильтрации данных, которые не сходятся с его опытом, убеждениями, законами логики, привычками, предубеждениями, следовательно, он будет воспринимать всё, о чём ему будут говорить.

Также в данном состоянии повышается воздействие воображения и фантазии на сознательные процессы. Вещи, которые ранее могли регулироваться логическими механизмами, теперь начинают подчиняться только эмоциональному восприятию, так, если ранее все решения принимались, руководствуясь исключительно критериями правильно или нет, выгодно – невыгодно, теперь они меняются: нравится и не нравится. Именно поэтому главную роль здесь отыграет сама личность внушающего гипнотизёра и уровень доверия.

Сначала гипнотический процесс воздействия рассматривался, как инструмент, благодаря которому допустимо внушить человеку что угодно, любые мысли. Постепенно психотерапевты, которые практиковали гипноз, пришли к итогу, что гипнотическое внушение будет действенным, если внушенная информация будет соответствовать потребностям человека.

Если же внушенные мысли являются противоречащими потребностям и установкам личности, тогда у неё может развиться внутренний конфликт, образоваться депрессия, нервное расстройство, срыв. В связи с возможными последствиями, гипнотическое внушение используют только посредством применения эриксоновского гипноза, при котором не внушаются готовые решения и мысли. Пациент получает возможность прокрасться в собственное подсознание, там обнаружить причину личных проблем и благодаря опытному врачу найти их решение.

Внушение мыслей будет иметь положительные результаты, если соблюдать определенные правила. Так, объект воздействия должен оставаться в этом состоянии до отключения критического мышления и трезвого логического анализа информации.

Осуществляющий внушение мыслей человек, должен верить в информацию, которую внушает подопечному. Если он не сможет этого сделать, тогда внушаемый не сможет довериться и процесс будет неудачным. Также внушаемый не должен ощущать недовольство собой в процессе сеанса воздействия иначе результата не добиться. Стоит выполнять все данные обещания внушаемому. Чтобы улучшить свое искусство внушения нужно часто тренироваться.

Содержание сознания, подвергнутого воздействию, в дальнейшем имеет навязчивый характер и тяжело поддается коррекции, являясь совокупностью внушенных мыслей и эмоций. Внушение, как компонент обычного общения может выступать также в качестве специально организованной коммуникации, предусматривающей некритическое восприятие заявляемой информации.

Внушение, совершаемое группой, является одним из факторов формирования конформности (склонности индивида вести себя, как большинство). Это достигается вербальными способами: слова, интонация, тон; и невербальными способами: поза, действия, мимика, жесты. Индивид, у которого отсутствует сильная воля и уверенность, будет следовать указанным действиям и воспринимать все мысли, какие к нему доносятся.

Внушение представляет собой объедение сразу трёх последовательных процессов. Первый процесс – внедрение необходимой программы поведения, передающейся от одной личности – другим, или толпе. Здесь активируется самовнушение, это значит, что исполнитель программы и её источник объединяются.

Второй процесс составляют мозговые психофизиологические процессы и механизмы, которыми обеспечивается исполнение ранее привитой программы.

Третий процесс – переход психонервного процесса в исполнительную систему. Восприятие, поведение, телесные функции образовывают ранее привитую программу. Самовнушение завершается преобразованием программы в действие.

Внушение необходимо понимать в качестве закономерного психического проявления, какое может быть позитивным или отрицательным. Отрицательным активно пользуются личности, у которых криминальные взгляды на мир, и которых есть действительно очень много, если это еще дополнить тем, что практически каждый индивид имеет собственную позицию и взгляд на разные вещи, имеет собственные ответы на вопросы, следовательно, и на способы достижения результатов, обозначенные в подсознании.

Психика человека устроена так, что каждый имеет собственную тайну. Соответственно, если человек имеет тайну, значит должна быть цель. На выбор этой цели воздействует интеллект, прожитый опыт, уровень образования, склонности, социальное окружение.

Тайное желание и цель, присутствуют в бессознательной области психики индивида, там они хранятся до определенного времени или совсем не осознаются. Однако если материал не осознается сейчас психикой, не значит, что его совсем не существует. Только анализируя поступки и слова человека можно постигнуть его истинные намерения. Особо неприятные ситуации сама психика вытесняет в бессознательную область, а когда удается их извлечь оттуда – они исчезают сразу. На этих идеях построены многие психотерапевтические направления, в частности психоанализ.

Методы внушения

Для склонения человека к желанному действию, блокировки нежелательного способа поведения или образа мышления; быстрого распространения слухов и нужной информации необходимы методы внушения.

Виды внушения имеют несколько классификаций, в одной из них выделяются такие: вербальные, невербальные, ненамеренные и намеренные.

Вербальное воздействие реализовывается с помощью словесных формулировок.

Невербальное внушение осуществляется бессловесно, посредством интонаций, поз и взглядов. Невербальное воздействие имеет три подвида: каталепсия, пауза и левитация.

Внушение ненамеренное – это, когда суггестор, не имея конкретных целей что-то внушить объекту влияния, не прилагает сознательных усилий этому. Такой вид воздействия эффективен тогда, когда объект внутренне расположен к навеваемой информации.

Намеренное внушение – это, когда суггестор имеет цель воздействия и ясно осознаёт, что именно собирается и будет внушать, и применяет все шаги, чтобы достигнуть поставленной цели.

Виды внушения по содержанию: положительное – позволяет достичь положительных изменений состояния объекта, его характера, эмоций и образа поведения.

Отрицательное внушение – представляет собой психологическое воздействие негативного характера, после которого проявляются отрицательные состояния, действия, свойства и чувства.

Некоторые мастера выделяют следующие виды внушения:

— воздействие, когда клиент бодрствует, когда его сознание вполне активно;

— в релаксирующем состоянии индивида, при котором появляется мышечное и психологическое расслабление;

— гипнотическое внушение, при котором объект воздействия оказывается в изменённом психофизиологическом состоянии;

— мысленное внушение, проводящееся без прямого контакта с личностью;

— метафизическое внушение является объединением разговора о реальности «Я» личности и неделимости Вселенной с мыслительным процессом воздействия. Данный способ применяется для психического или физического излечения клиента.

Есть также другие виды внушения: давление, сильное уговаривание, эмоционально-волевое влияние.

Косвенные внушения являются таким воздействием, при котором индивид имеет собственный выбор отвергнуть или все же принять оказываемое воздействие. Такое влияние необходимо для направления действий, эмоций и мыслей человека в сторону, какую он пытается избежать. Косвенные внушения разделяются на такие виды:

— последовательность принятия: когда суггестор перечисляет утверждения, которые индивид воспринимает, и в конце перечисления произносится установка, которую нужно принять;

— импликация: суггестор твердо говорит о возможных последствиях, и клиент настраивает себя именно на предсказываемый итог;

— двойная связка: клиенту предлагается сделать один выбор между двумя сходными вариантами;

— внушение, в котором суггестор озвучивает перечень возможных вариантов ситуации, при этом упуская самое значимое событие. Впоследствии к нему привлекается больше всего внимание индивида, и он фиксирует свое сознание на определенном аспекте.

Гипнотическое внушение является таким воздействием, которое погружает клиента в состояние изменённого сознания. Человек с помощью манипуляций суггестора углубляется в гипнотический сон, а пребывая в состоянии этого сна, он оживленно реагирует на высказывания гипнотизёра. Критическая оценка информации отсутствует, поэтому команды проходят в само подсознание, пропуская мимо осознанный анализ. Затем происходит воздействие на поведение, здоровье и психоэмоциональное состояние.

Согласно еще одной классификации бывают следующие виды внушения:

— механическое: над клиентом реализовывается воздействие посредством вещей и явлений, какие обладают монотонным эффектом (звуком, светом);

— психическое внушение, такое же, как и вербальное — воздействие словом;

— магнетическое внушение – основанное на применении лечебного магнетизма.

Специалисты полагают, что наилучший эффект достигается при сочетании магнетического и психического воздействия.

Психологическое внушение выделяется отдельно от других видов, его часто соотносят с бытовым внушением. В психологическом внушении используется специальное психологическое воздействие суггестора на суггерента, который применяет вербальные и невербальные способы коммуникации. Качество доводов суггестора не является столь высоким, критичность мыслей суггерента небольшая. Выходит, что суггерент вникает в слабые доводы суггестора, и зачисляет их к своим, не требуя для этого доказательств. Здесь суггерент подвергается не настолько воздействию источника, формы внушения и содержания, как личности суггестора, вызывающей безоговорочное доверие.

Установки, которые внушаются суггестором и закладываются в подсознании суггерента, становятся частью его личности. В дальнейшем индивид, который был подвержен влиянию, меняет свой привычный образ поведения согласно к полученным установкам.

Внушение на расстоянии – это способ, при котором индивиду навязываются установки, когда он находится не в ближайшей зоне действия. Этот метод способен изменять убеждения и образ поведения.

Внушение на расстоянии связывают с такими явлениями, как гипноз и телепатия.

Внушение на расстоянии

Внушение мыслей на неопределенной дистанции не признают скептики. Они не признают даже возможности его наличия, однако, это реально и уже доказано. О гипнозе знают многие, верят в него, но помимо гипноза еще существует гипнотическая телепатия, благодаря ней становится возможным оказывать мощное влияние на расстоянии, то есть без наличия визуального контакта.

Техника внушения мыслей на расстоянии базируется на воздействии посредством сигналов, что идут от коры мозга. Те, на кого ориентирован данный сигнал не подозревают себе о влиянии, какое оказывается на них, полагая, что мысли в голове принадлежат только им.

Существует теория, по которой все мысли – это радиоволны определенных частот. Человек считается радиоприемником и в соответствующих условиях он сможет уловить чужие мысли на расстоянии.

Метод мысленного влияния на расстоянии – это телепатическое внушение, которое называют телегипнозом. Телепатия не имеет количественных или пространственных ограничений, в отличие от силового или материального влияния, не имеет зависимости от внешних условий и может влиять на кого либо, вне зависимости размера разделяющего расстояния.

Можно сделать даже такое, что другим кажется совершенно невероятным – заставить индивида позвонить. Даже когда интересуемая персона находится на дистанции до тысячи километров, но сможет уловить передаваемую мысль о том, что вы просите её перезвонить. Человеческая мысль, передаваемая мозгом движется куда быстрее, нежели скорость света и способна достигнуть любую точку Земли за мгновение. Нужно просто понять, что мысль – это волна, что способна передвигаться в пространстве без ограничений и передаваться другим.

Индивид, который полагает, что телепатические способности отсутствуют у него, должен хорошо проанализировать собственную жизнь, и суметь вспомнить, когда хотя бы раз использовал телепатические способности. Например, не трудно вспомнить такой случай, как вы собрались позвонить человеку и вдруг, как взяли телефон, раздался звонок телефона именно от человека, которому нужно было позвонить.

Второй пример, вы долго размышляете о человеке, вскоре его встречаете, как будто совершенно случайно. Также, когда в разговоре вы вдруг произносите одновременно с собеседником одну фразу.

Нередко телепатия встречается среди самых близких людей. Услышав слова близкого человека, вы понимаете, что наверняка знали, что тот произнесёт. Примеров случаев довольно много есть у каждого. Ведь бывает, что вы долго и пристально наблюдаете за человеком, который не видит вас, и вдруг он оборачивается и ловит с вами зрительный контакт.

Порой случается, что вдруг в голову приходят такие мысли, которые человеку обычно совсем несвойственны, и он их чувствует, как чужеродные. Действительно так есть, не свойственные вам мысли, могут оказаться не вашими, их внушил другой человек.

Мозг человека – это мощная радиостанция и одновременно радиоприёмник. В некоторых состояниях сознания, после изменения электро-волновой активности, можно услышать чужие мысли и также транслировать их на расстоянии.

Техника внушения мыслей на расстоянии не настолько тяжела, как кажется. Наверное, многие представляют, что для этого должен быть магический ритуал, но каждый желающий сможет его провести просто у себя дома. Технику лучше всего осуществлять ночью, как раз тогда сознание человека лучше подвергается внушению, оно максимально расслабляется, или спит. Именно сон является самым подходящим моментом для внушения, поскольку подсознание лучше всего открыто для воздействия. Можно мысли передать на расстоянии, и человек воспримет их за собственные. Благодаря данному методу можно внушить человеку любовь, желание и эмоцию.

Техника внушения мыслей на расстоянии начинается с принятия самого удобного положения, лечь или стать. Как только удобно устроились, нужно расслабить все мышцы тела, прочувствовать это ощущение. Глубоко вдохнуть и выдохнуть три раза. Далее необходимо продумать короткий, хорошо воспринимающийся текст, формулировку, соответствующую потребностям, которая будет посылаться человеку.

Нужно максимально сосредоточиться на ощущении человека, которому планируется внушение. Для этого стоит закрыть глаза, вообразить его ярко, и максимально реально, как можно четче и высказать уже придуманный текст, мысленно повторять несколько раз, предельно внимательно, в голове не должно больше быть ни единой лишней мысли.

Далее нужно визуализировать момент, как он выполняет приказ, который был задан в тексте. Например, он уверенно берёт телефон, набирает номер и звонит. Внушаемые мысли проникают через энергетические каналы в мозг и делают необходимое – внушение доносится до объекта. Мысли суггестора стают мыслями суггерента, он возьмёт телефон, думая, что сам хочет позвонить вам. Можно развивать свое искусство внушения, упражняясь, каждый день по 15 минут.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Наиболее удачной классификацией приёмов внушения нам кажется классификация Потеряхина А.Л. , которую мы приводим ниже. Перечисленные ниже приемы являются иллюстрацией реализации некоторых указанных выше принципов. Поэтому своеобразным практикумом руководителя в использовании суггестии является овладение приемами внушения, которые можно разделить на три группы:

Приемы прямого внушения — совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.

Приемы косвенного внушения — намек, одобрение, осуждение, «обманутое ожидание» и др.

Приемы скрытого внушения -трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.

Приемы прямого внушения.

Совет и предложение — эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса .

Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение руководителя, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливает исполнительское поведение подчиненного. Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами. Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что подчиненный выполнит распоряжение. В отличие от команд и приказов, которые рассчитаны на срабатывание уже имеющегося навыка, внушающее наставление создает целостную установку деятельности. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство, в целях выработки у подчиненных уверенности в себе, корректировки уровня притязаний, ослабления негативных привычек, изменения образа поведения. Условиями эффективности внушающего наставления в управленческом общении является прежде всего авторитет руководителя, а также отсутствие конфликтности в его отношениях с подчиненным, благоприятный микроклимат в коллективе фирмы, стиль и форма словесного выражения этого суггестивного приема .

Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие .

К группе приемов прямого внушения вероятно следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли .

Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия .

Повторение, как прием внушения, нужно осуществлять с учетом того, что повторное восприятие представлений, образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т.д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге сформулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов .

Приемы косвенного внушения.

Косвенное внушение подается не в императивной, а скорее в описательной форме: в виде рассказа, описания какого-либо случая, комментария, намека и др. Цель воздействия здесь выражена не прямо, а косвенно. Сила внушающего воздействия здесь определяется уровнем техники речи руководителя, его умением владеть голосом, мимикой, жестами, интонационно передавать чувства. Для ситуации управленческого общения косвенное внушение более приемлемо, так как оно не наносит ущерба личному достоинству подчиненного, не провоцирует запуск механизмов психологической защиты личности, что может наблюдаться при использовании некоторых приемов прямого внушения, например, приказа или команды. Косвенное внушение применеяется в условиях, требующих наиболее тонкого подхода к партнеру, в ситуациях, исключающих, с одной стороны, возможность убеждения, а с другой стороны, прямого внушения .

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие.

На использовании механизма косвенного внушения построен такой воспитательный прием, как намек. Заключается он в том, что руководитель, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, не критикует, а идет к цели окольными путями. При намеке слова или выражения руководителя конструируются так, чтобы не полностью высказанная мысль могла быть понята только по догадке .

Намек — это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию . Применять его целесообразно по отношению к подчиненным, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других. Готовность использовать этот прием к подчиненным, вызывающим симпатию у руководителей, невелика, однако возрастает при отрицательном отношении к объекту воздействия. Прием используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность- полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекцию .

Намек может осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки .

Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным инструментом внушения, можегзадеть личное достоинство объекта, что может быть причиной появления контрсуггестивных барьеров. В связи с этим, внушающий должен чутко улавливать отношение объекта к предмету общения. Большое значение приобретает эмоциональны и фон ситуации общения. Здесь желательно создание «концертного настроения», формирование стойкого интереса к обсуждаемой проблеме .

Внушающее косвенное одобрение используется для формирования у подчиненного чувства уверенности в своих силах, положительного отношения к выполняемой задаче. Одобрение произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане. Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи руководителя должна вызывать адекватное эмоциональное состояние партнера. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения .

«Плацебо» — прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключается в том, что врач, прописывая больному нейтральное средство, утверждает, что оно обладает большим лечебным эффектом. Принимая такое лекарство, больной чувствует облегчение и даже выздоравливает .

В управленческом общении могут быть ситуации, в которых возможно применение приема «плацебо», в частности, в педагогических целях. Однако пользоваться им нужно крайне осторожно, так как раскрытие факта его использования воспринимается внушаемым как обман .

Обманутое ожидание может использоваться в управленческом общении как при дружеском отношении объекта к суггестору, так и при явно враждебном. Предпосылкой успешного применения, — по мнению И.Д. Ладанова , — этого приема является создание напряженной ситуации ожидания от оппонента вполне определенных действий. Предшествующие события должны сформировать у объекта строго направленный ход мыслей. При обнаружении несостоятельности этой направленности объект внушения оказывается в растерянности и без сопротивления принимает внушаемую идею.

Прием Сократа состоит в том, чтобы в ходе общения не дать собеседнику сказать «нет», а вынудить его все время говорить «да», т.е. к согласию с мнением суггестора .

«Свободный» комментарий был основан на теории рациональности внушения. Задачей такого комментария является создание определенного контекста для информации о фактах. Внушение здесь осуществляется, в частности, через подмену объекта суждения .

Иллюстрирование факта, cчитается, что подражание видимому образу осуществляется легче, а идеи и вера, как объект имитации, усваиваются на основе различных ассоциаций с этими видимыми образами .

Ю.А. Шерковин приводит приемы внушения, разработанные американскими психологами супругами Ли :

«Приклеивание ярлыков» наименованию основной идеи или явления «приклеивается» эпитет или метафора, чаще всего оскорбительные, вызывающие негативное отношение.Таким образом преднамеренно создается эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, которые ранее были нейтральными. Этот прием используется чаще всего для того, чтобы опорочить явление или предмет в глазах реципиента. Вместе с тем, этот прием может быть использован и для возвеличивания какого-либо явления, создания авторитета личности и т.п. То есть ярлыки могут нести и положительную окраску .

«Сияющее обобщение» заключается в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель этого приема состоит в том, чтобы побудить партнера по общению принять и одобрить преподносимое понятие. Прием «сияющего обобщения» скрывает отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и, тем самым, не вызывает у реципиента нежелательных ассоциаций. Пример сияющего обобщения из современной жизни: «демократические преобразования» (преобразования происходят, но не обязательно все они демократические) .

Прием «переноса» или «трансфера»:его суть заключается в побуждении партнера к ассоциации преподносимого понятия с каким-либо другим, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Возможен также и негативный перенос через побуждение к ассоциации с явно отрицательными понятиями. Этот вариант, — отмечает Ю.А. Шерковин , — широко применяется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, которые не могут быть дискредитированы логическим доказательством.

«Свидетельство» состоит в приведении высказывания личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит партнер. Такое высказывание содержит оценку преподносимого явления. Эта оценка должна побудить реципиента к определенному, положительному или отрицательному отношению к обсуждаемому явлению. Здесь могут использоваться высказывания политических деятелей, известных артистов и т.п. .

«Игра в простонародность»: при использовании этого приема сообщение преподносится преднамеренно упрощенно, с использованием обыденной лексики (иногда даже нецензурной), привычного для данной среды жаргона. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за «народности» этих понятий или принадлежности их источника к «простым людям». При этом «простонародность» может демонстрироваться внешним видом, характером поведения, образом жизни .

Прием «перетасовки» cостоит в отборе и тенденциозном преподнесении аудитории только положительных или только отрицательных фактов действительности с целью внушения партнеру справедливости какой-либо идеи. Здесь происходит инспирирование фактов, которые приводят партнера к нужным выводам. Внешне же сохраняется видимость убеждения .

«Фургон с оркестром»: этот прием состоит в побуждении партнера к принятию преподносимой в сообщении ценности, поскольку все в данной социальной группе ее разделяют. Апелляция ко «всем», -отмечает Ю.А. Шерковин , — учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу большинства, и поэтому хотят быть с теми, кто его составляет. Этот прием широко применяется в рекламе товаров и услуг. В управленческом общении использование этого приема состоит в апелляции к мнению коллектива.

Приемы скрытого внушения.

Приемы скрытого внушения в настоящее время находят широкое применение в медицинской практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения .

Трюизм — это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на «свой счет», так, как будто все нацелено на них.Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю .

Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного .

Более сложным является метод предоставления всех вариантов, когда руководитель перечисляет или предоставляет все возможные варианты действий подчиненному, но мимикой, экспрессивными характеристиками голоса выделяет наиболее желательный ход событий. Этим методом, также как и в предыдущем, во-первых, констатируется или предполагается то, что подчиненный предпринимает какие-то действия. А во-вторых — на подсознательном уровне внушается наиболее целесообразный вариант этих действий .

Не представляет труда использование такого метода внушения как увязывание действительного и желаемого. В самом названии заложена схема его использования .

Ясно, что эти скрытые методы внушения, как и все остальные, не действуют автоматически, но они значительно расширяют коммуникативный арсенал руководителя и, следовательно, повышают эффективность управленческого общения .

В других источниках предлагается следующая классификация приёмов внушения.

Большой привлекательностью и ценностью обладает то, что труднодоступно или редко встречается, иначе говоря — мнимый запрет. Желая привлечь внимание сотрудников к чему-либо обыденному, руководитель может умышленно драматизировать ситуацию, подчеркнуть трудность и рискованность достижения цели, ограниченность возможностей для удовлетворения заявок и т.п .

Отступление — это приём внушения, который предусматривает, во время конфликта, возможность обличающей стороне излить недовольство, высказать публично свои жалобы, нелишне дать некоторое послабление, в особенности если действительно режим труда был напряженным, а также признание вины руководителя и наказание виновных. В ситуации же запущенного конфликта, при наличии негативного лидера, заинтересованного в дестабилизации положения в коллективе, необходимо прибегать к более тонким мерам. Нужно нейтрализовать негативного лидера и расшатать единство негативной группы. Сделать это можно путем противопоставления ему другого лидера и другой группы, правильно отражающей линию руководства. Эти же сотрудники должны развенчивать действия вожака .

Выжидание — приём, также использующийся в ситуации конфликта, неподчинения, противоборства сил, когда отсутствует необходимая информация о состоянии противной стороны и желательно получить дополнительную информацию о подчиненном. Ожидание, отсутствие видимых действий со стороны руководителя создают ситуацию неопределенности. Подчиненный, находясь в напряжении, связанном с каким-либо нарушением, конфликтом с руководством, ждет развязки с неблагоприятным для себя исходом и в этой ситуации совершает какое-то действие. Последнее представляет для руководства информацию о реальном состоянии подчиненного, о его мотивах и целях. Если выжидание становится слишком затяжным, то начальник может сам стать инициатором действий, пойти на обострение или на некоторые незначительные уступки, чтобы тем самым вызвать действие противоположной стороны .

В другом случае выжидание бывает целесообразным по другой причине. Видя, например, что сотрудник, совершивший поступок, подготовил приемлемую для него версию оправдания, начальник не спешит с разговором и разбирательством, а дает ему возможность разочароваться в своей версии и убедиться в бесполезности своей системы защиты .

Демонстрация усиления ресурсов — приём, при котором руководитель информирует подчиненного о том, что у него есть возможность увеличить собственные ресурсы в такой мере, что они будут намного превышать ресурсы подчиненного. Это может быть предъявление фактов нарастающей силы либо просто бурной деятельности. Подобная тактика способна вызвать ряд действий подчиненного: от дополнительной мобилизации своих ресурсов до признания своего поражения и согласия пойти на уступки, подчиниться. Используется этот прием в ситуациях конфликта, неподчинения и низкой результативности.

Маскировка ответственности — приём применим в воспитательных целях заключается в том, чтобы переложить ответственность за результаты работы на подчиненного. Это стимулирует деятельность, воспитывает самостоятельность, снимает избыточную тревожность. Начальник как бы уходит от руководства под каким-либо благородным предлогом: ссылается на занятость, некомпетентность, усталость, волнение или болезненное состояние. Подчиненному ничего не остается, как взять ответственность на себя. Следует, однако, отличать от этого приема попытку руководителя взвалить на подчиненного вину за низкие результаты труда. Сотрудник, как правило, в состоянии отличить, где, чья ответственность, а угроза начальника вызовет разве что защитную реакцию .

Внушение и внушаемость играет важную роль в психической, физиологической и эмоциональной жизни человека, способствует развитию познавательных процессов, влияет на память и запоминание и является одним из наиболее незаметных видов воздействия на человека, его психику и поведение.

Использование внушения для активизации психической и эмоциональной жизни человека идет с глубины веков.

Первые попытки научного определения внушения предложил Д. Брэд. Прямым воздействием слова Брэд достигал высокой потери чувствительности, что сделало возможным проводить хирургические операции. Внушенный сон Брэд назвал гипнозом (от греч. — сон). Долгое время гипноз и внушение были синонимами. Ж. Льебо под внушение понимал представления, вызываемые словами или жестами, следствием которых в человеке возникали психические или физические явления. И. Бернгейм описывал внушение как способ передачи идеи или представления воспринимаемого мозгом и считал, что в основе гипноза лежит феномен внушаемости. А. Форель трактовал внушение, как динамическое изменение нервной системы. А. Моль описал внушение как воздействие, вследствие которого результат обуславливается тем, что вызвало представление о его наступлении. Взаимосвязь влияния внушения с аффективностью предложил Э. Блейер. По его определению, характер влияния внушения тождественен характеру влияния аффектов. В результате аффективной окраски мысли и возникающей ассоциации создаются хорошие условия для восприятия мысли без критики. Внушаемость же является частичным проявлением аффективности. Э. Куэ считал, что внушение есть самовнушение и гетеровнушение становиться мотивом самовнушения. Д. Элман определял внушение как диссоциацию между сознанием и подсознанием. М. Эриксон, внесший существенный вклад в мировую психотерапию, обратил внимание, что методы прямого внушения не всегда действуют на пациента ввиду его сопротивления. Эриксон разработал техники замешательства для преодоления психологической защиты и техники косвенного внушения в виде историй и рассказов, в которых пациент находил ассоциации со своей проблемой и принимал рассказ, как внушение. Эриксон использовал сопротивление человека для погружения в транс, много раз демонстрировал на публике внушение методом пантомимы с помощью жестов людям, не знавшим английского языка. Его многочисленные практические эксперименты и техники, которые Эриксон не пытался описать в теории, легли в основу создания нового направления в психологии и психотерапии – эриксоновского гипноза.

Глубокую научную работу в области физиологии психических процессов провел И.М. Сеченов. Он внес существенный вклад в мировую физиологию и психологию, открыв науке нервные процессы торможения и расширив теорию рефлекса. Сеченов впервые своими исследованиями показал, что нервная система и головной мозг оказывают не только возбуждающее воздействие, но и тормозящее. В механизмах мышления Сеченов обращает внимание на процесс торможения как способ сохранения в головном мозге психических актов на внешние действия. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее был назван «интериоризацией» и стал важным объяснительным принципом поведения на внешние раздражители. Сеченов ввел модель психического акта в облик рефлекторного кольца, которую в будущем расширил Н.А. Бернштейн. По Сеченову совокупность внешних актов мозговой деятельности предшествует одному явлению – мышечному движению. Сеченов дал физиологическое определение ассоциации как непрерывному ряду касаний конца предыдущего рефлекса с началом последующего. Таким образом, конец рефлекса есть движение, а его спутник – мышечное ощущение. Ученый приводит пример человека способного вызвать у себя гусиную кожу в теплой комнате путем простого воображения, что ему холодно. В этом он видит идентичность воображения и реального чувственного возбуждения, что и является внушением. И.М. Сеченов не занимался исследованиями внушения, однако он способствовал становлению научному представлению о физиологии феномена внушения и его связи с ассоциациями.

Существенный вклад в определение механизмов внушения и его терминологии внес В.М. Бехтерев. По определению Бехтерева, внушение – это прививание психических состояний одного лица другому в обход воли принимающего и нередко без осознания с его стороны. Бехтерев связывал внушение с верой, эмоциями и воображением. По его представлению, вера пробуждает эмоциональное воображение прокладывающее путь внушению. В. М. Бехтерев посвятил много лет глубокому клиническому и экспериментальному исследованию феномена внушения и впервые вывел практическое использование внушения за пределы медицины, предначертав его роль использования в педагогике и общественной жизни, заложив фундамент изучения социально-психологического значения внушения. Бехтеревым была проанализирована роль внушения в межличностных отношениях, его отличие от убеждений и о влиянии внушения на происхождение психических эпидемий. По словам В. М. Бехтерева внушение в целом является актом гораздо более распространенным, нежели гипнотическое внушение, так как оно проявляется в бодрствующем состоянии и при этом в жизни встречается везде и всюду. Гипноз же, по В. М. Бехтереву, представляет собой искусственно вызванный видоизмененный физиологический сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипно­тизером.

Точные описательные и ясные представления о механизмах гипноза и внушения сформировал И.П. Павлов. Внушение по Павлову происходит посредством воздействия словом через вторую сигнальную систему на первую сигнальную систему и далее на подкорку. Изменения на подкорке в свою очередь и изменяют регулируемые ею вегатативно-соматические функции. Павлов смог объяснить исключительное значение слова в физиологии нервных процессов и влиянии речи в психотерапии. Ученик и последователь Павлова, К.И. Платонов полагал, что речевое воздействие при определенных условиях может влиять на любые функции в организме человека. В своей монографии Платонов писал: «всякое слово как раздражитель является без­различным для человека до тех пор, пока в коре его мозга не возникла условнорефлекторная связь между этим словом». По мнению Платонова, физиологическими предпосылками внушаемости является снижение тонуса коры больших полушарий, вследствие чего внушаемость непостоянна, изменчива и динамична. Платонов один из первых использовал гипноз и внушение в работе со спортсменами, доказав экспериментально эффективность использования внушения и гипноза в спортивной деятельности. Работу по применению внушения в спортивной практике продолжил последователь Платонова – В.В. Кузьмин. Кузьмин в работе со спортсменами использовал «внушенный сон-отдых по Платонову». В процессе своих исследований Кузьмин обратил внимание на то, что воздействие неосторожно сказанного тренером слова спортсмену может быть источником его психогенных расстройств, поскольку пройдет, как внушение. Вклад в теорию механизма внушения оказал А.М. Свядощ, сформулировав верификационную концепцию, как способность мозга проверять внушаемую информацию на достоверность и степень значимости для субъекта. Попытку формулировки внушения и его популяризации в педагогическом процессе сделал И.Е. Шварц. По определению Шварца внушение – это психическое воздействие, воспринимаемое субъектом без критики, но имеющее значение для его мотивов, установок, деятельности и представлений. Шварц доказал, что внушение может использоваться в педагогическом влиянии на личность, а его эффективность зависит от степени внушаемости. Внушаемость по Шварцу, это динамическое свойство личности, выраженное неосознанной реакцией на внушающее воздействие. Шварц выявил три степени внушаемости (низкая, средняя, высокая) и создал модель механизма внушения. А.Ц. Пуни определял самовнушение как идеомоторную реакцию и считал, что с его помощью можно эффективно развивать двигательные качества спортсменов.

Проведя анализ обзора иностранной и отечественной научной литературы можно подойти к формулировке определения терминов «внушение» и «внушаемость», а также словосочетания «субъект и объект внушения».

Внушение или «суггестия» (присоединять, прибавлять, присовокупить) – это психологическое воздействие субъекта внушения на объект внушения, осуществляемое с помощью вербальных (слов) и невербальных средств (жестов, мимики и пр.) результатом которого информация, чувства, эмоции и другие психофизические состояния воспринимаются объектом без критики сознания.

Внушаемость (суггестивность) – это динамичное свойство психики, выраженное в восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по требованию или желаний, исходящих от себя, другого лица или группы лиц. При этом сам человек не отдаёт себе ясного отчёта во внешнем воздействии, считая свои действия и поступки результатом собственного выбора. Таким образом, внушаемость является процессом саморегулирования личности под воздействием внешней среды.

Внушаемость может усиливаться под влиянием следующих факторов: конформность, неуверенность в себе, боль, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, впечатлительность, слабость логического мышления, авторитет суггестора, эффект неожиданности, влияние группы или толпы, медленный темп психической деятельности, состояние транса.

Внушаемость зависит от возраста, а дети более внушаемы, чем взрослые. С возрастом внушаемость снижается. Внушаемость может оказаться избирательно повышенной в случаях определенного круга представлений.

Субъект внушения в современной научной литературе принято называть – суггестором, объект внушения – суггерентом.

Термин «раппорт» принято определять как связь между субъектом и объектом внушения.

Завершая обзор, можно сделать вывод о том, что методы внушения достаточно объемно представлены в теоретических и практических разработках в психологии, психотерапии, педагогике, спорте, однако современные теории внушения не имеют общепринятой единой психо-физиологической характеристики и модели, а лишь формируют целостное понимание и представление о механизмах, способах внушения и его высокой эффективности.

Гипнолог, магистр психологии Денис Борисевич

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх