Краткосрочный бюджет

Как известно, бюджетирование — это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Назначение бюджетирования на предприятии заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений на предприятии, оценки всех аспектов финансовой состоятельности предприятия, контроля и управления материальными и денежными ресурсами предприятия, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом и собственникам его капитала.

На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой инструментарий.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).

Обратите внимание!

Эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:

1) аналитическую:

  • ·переосмысление бизнес-идеи;

  • ·коррекция стратегии;

  • постановка дополнительных целей;

  • анализ операционных альтернатив;

2) финансового планирования: вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее;

3) финансового учета: вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем;

4) финансового контроля:

  • позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;

  • выявляет слабые и сильные стороны;

5) мотивационную:

  • осмысленное принятие плана;

  • ясность постановки целей;

  • наказание за срыв;

  • поощрение за выполнение и перевыполнение;

6) координационную: координация функциональных блоков оперативного планирования;

7) коммуникационную:

  • согласование планов подразделений компании;

  • нахождение компромиссов;

  • закрепление ответственности исполнителей.

В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации (рис. 1).

Цель первого этапа (формирования финансовой структуры) — разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

Рис. 1. Этапы постановки системы бюджетирования

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.

Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:

  • «сверху вниз»;

  • «снизу вверх»;

  • «снизу вверх/сверху вниз».

Подход «сверху вниз» означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостаток данного подхода — слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.

Подход «снизу вверх» применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.

Подход «снизу вверх/сверху вниз» является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

Важно!

Бюджетирование деятельности предприятия реализуется на основе системы мероприятий, документов и управленческих воздействий и включает в себя совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия; управленческие воздействия на ЦФО, ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды; отчетность ЦФО, позволяющую оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом.

Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

· оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

· позволяет координировать работу предприятия в целом;

· анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

· позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

· позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

· способствует процессам коммуникаций;

· помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;

· служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

· различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

· сложность и дороговизна системы бюджетирования;

· если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

· бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;

· противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если слишком сложно — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Организация бюджетирования на предприятиии

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

Обратите внимание!

Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Индикативно, то есть без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет).

Внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование — процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа: этап разработки и проекта сводного бюджета; утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации; анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (рис. 2).

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

Рис. 2. Этапы бюджетного процесса предприятия

Рассмотрим подробнее содержание этапов.

Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.

На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.

Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации.

На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

  • правление организации, в состав которого входит высшее руководство;
  • президент организации (в этом случае правление организации представляет собой консультативный орган при президенте)
  • совет директоров организации;
  • общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.

Третий этап — анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Обратите внимание!

Система управления бюджетированием — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки из аппарата управления, из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних актах и инструкциях информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.

В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.

В бюджетном процессе можно выделить:

1) аналитический блок, который включает:

· методологию составления, контроля и анализа сводного бюджета;

· методики по отдельным подбюджетам;

2) учебный блок, который включает:

· бухгалтерский учет;

· оперативный учет;

· сбор информации о состоянии рынка;

3) организационный блок, который включает:

· функции подразделений;

· регламент взаимодействия;

· систему взаимодействия;

4) программно-технический блок, который включает:

· технические средства;

· программное обеспечение.

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.

Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же — он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

Выводы

Важным фактором, определяющим эффективность реализации процесса бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей.

Цели нижнего уровня управления должны соответствовать целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Однако это не означает, что показатели на всех уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают.

Что касается мероприятий, то здесь иерархическая связь может быть двух видов. Первый вид мероприятий проводится централизовано на верхнем уровне управления и затрагивает ряд подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле проводимого «наверху». Второй же вид реализуется только на нижнем уровне и связан с верхним уровнем управления через бюджеты.

Бюджет – смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период — как правило, на год. Бюджет представляет собой финансовый план, при помощи которого можно прогнозировать будущие поступления и затраты.

Исходя из того, для кого определяется бюджет, он может быть

  • государственным;
  • бюджетом организации;
  • семейным (бюджетом домохозяйства).

Кроме того, понятие бюджета часто используется и в узкоспециализированном контексте. Например, бюджет отдельно взятого проекта – план доходов и расходов, непосредственно связанных, предположим, с выпуском той или иной новой продукции или предложением на рынке новой услуги. Бюджет фильма – список предстоящих затрат на съемки.

Бюджетное планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Применительно к банковской сфере им можно считать сметы предстоящих денежных поступлений и платежей, причем как в совсем краткосрочной перспективе – расчеты «сегодня», «завтра», так и на достаточно длительный период – один, три, шесть и более месяцев.

При помощи бюджетирования денежных потоков кредитные организации планируют и контролируют свою ликвидность.

Являясь частью финансовых отношений, бюджету соответствуют следующие функции финансов:

Распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;

Контрольная — действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;

Регулирующая — государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

Доходы и расходы в бюджете могут быть выражены в денежных единицах, а также в процентах. Например, статьи расходов часто определяются как процент от доходов. Кроме того, затраты могут напрямую зависеть от поступлений. Так, существует понятие БОР («бюджет, ориентированный на результат») — методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми показателями.

В процессе управленческого планирования на промышленном предприятии очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода. Выбор временного интервала, составляющего бюджетный период, достаточно жестко определяется отраслевой и индивидуальной спецификой предприятия, а также особенностями макроэкономической среды, в которой оно функционирует.

Данное положение имеет совершенно определенную практическую значимость при выборе сроков бюджетного планирования. Две крайности, которые необходимо избегать:

  • ведение плановой (бюджетной) деятельности исключительно для целей текущего управления без разработки стратегических планов развития (так называемых бюджетов развития). В этом случае на предприятии обычно составляются краткосрочные бюджеты сроком на 1—3 месяца;
  • увлечение составлением долгосрочных программ и бизнес-планов развития, в том числе и бюджетов, при отсутствии жесткого краткосрочного бюджетирования. Чем продолжительнее бюджетный период, тем больше бюджет носит индикативный (необязательный) характер.

Из вышесказанного вытекает, что наличие лишь одного (краткосрочного либо долгосрочного) бюджета в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности управленческого планирования. Опыт передовых мировых компаний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение одновременно двух или даже трех бюджетов, различающихся по своим срокам и целям.

Основой составления сводных бюджетов является стратегический план, определяющий основные приоритеты и цели развития. На его основе разрабатываются три сводных бюджета: один краткосрочный и два долгосрочных (индикативный (скользящий) и бюджет развития). Бюджеты различаются по срокам, функциям, степени обязательности исполнения, возможности корректировки.

Для краткосрочного бюджета (1—3 месяца) характерны:

  1. обязательность исполнения. Неисполнение бюджетных показателей рассматривается как срыв выполнения плана, виновные могут быть лишены премий, получить выговор и т.п.;
  2. отсутствие корректировки. Краткосрочный бюджет корректируется в исключительных случаях с санкции высшего руководства предприятия и по причине форс-мажорных обстоятельств. Итоги выполнения подводятся на основе сравнения фактически полученных показателей с плановыми, установленными в начале бюджетного периода (в краткосрочном периоде вероятность изменения внешних факторов достаточно мала, процесс выполнения плана зависит от самих структурных подразделений);
  3. глобальный характер контрольно-стимулирующей функции бюджета. Показатели исполнения бюджета лежат в основе положения о материальном стимулировании работников предприятия;
  4. высокая степень детализации бюджетных показателей. Устанавливаются не только совокупные показатели, но и их структурные составляющие. Так, производственные подразделения получают бюджет, разукрупненный по статьям затрат в разрезе отдельных производственных линий.

Характерные черты бюджета развития (1 год):

  1. обязательность исполнения. В начале года принимаются краткосрочный бюджет и бюджет развития, в дальнейшем, принятие квартальных бюджетов идет в рамках бюджета развития.Таким образом, бюджет на IV квартал можно получить расчетным путем, уменьшив плановые показатели бюджета развития на суммарную величину плановых показателей за первые три квартала;
  2. возможность корректировки вследствие изменения макроэкономической конъюнктуры;
  3. выборочный характер контрольно-стимулирующей функции. За достижение и перевыполнение годовых показателей, как правило, премируются руководители структурных подразделений (высший и средний менеджмент), а не рядовые сотрудники подразделений;
  4. меньшая степень детализации бюджетных показателей. Как правило, фиксируются лишь интегральные стоимостные величины, например, валовый объем реализации, общая смета затрат подразделенияи пр., так как бюджетные показатели низшего уровня являются лишь средством достижения сводных стоимостных плановых величин, а не самоцелью. Например, доход от продаж отдельного вида продукции ценен не сам по себе, а как часть совокупного объема продаж. Если реализация другого вида продукции будет сравнительно более выгодна, то структура продаж изменится. Поэтому излишняя детализация годовых показателей не только бесполезна в условиях рыночной неопределенности, но и вредна;
  5. наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (подбюджете 1-го уровня, включаемом в сводный бюджет). Структура сводного бюджета промышленного предприятия является однотипной и не зависит от длительности бюджетного периода, однако, при составлении инвестиционного бюджета на текущий период (месяц или квартал) планирование освоения средств по долгосрочным инвестиционным программам производится от достигнутого уровня (на начало периода) в соответствии с инвестиционным бюджетом, включенным в бюджет развития, т.е. долгосрочная инвестиционная программа в качестве обособленного объекта планирования (включая параметры совокупных капитальных и текущих затрат, валовых и чистых поступлений, окупаемости и т.д.) фигурирует только в долгосрочном бюджете развития.

Индикативный (скользящий) бюджет (1 год) — это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития (т.е. в начале года принимаются всего два бюджета — бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на I квартал). По истечение I квартала к «скользящему» бюджету добавляется еще один квартал (I квартал следующего года), по истечение II квартала — II квартал следующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческого планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» годового бюджета. Так, подвергая ревизии объемы инвестиций в III квартале бюджета развития, управленцы должны знать ситуацию не только до конца года, но и на год вперед (считая с начала этого квартала), иначе корректировка инвестиционной политики может быть недостаточно обоснованной.

Индикативный (скользящий) бюджет:

  1. не только не является обязательным, но и по определению никогда не выполняется и служит для сугубо аналитических целей; контрольно-стимулирующая функция в нем отсутствует;
  2. детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития.

Таким образом, сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях, где дополнительные издержки по ведению планово-аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.

Для средних по размеру предприятий можно рекомендовать планирование на основе двух бюджетов (краткосрочного квартального бюджета и годового бюджета развития).

Для мелкого же бизнеса, как правило, разумно практиковать лишь текущее планирование с составлением только квартальных бюджетов.

Мелкие компании в своей основе наиболее зависимы от внешних факторов рыночной конъюнктуры и при этом наиболее гибко могут «подстраивать» под изменения рынка свой ресурсный потенциал. Для них будущее через год или два — это «черный ящик». Поэтому для мелкого бизнеса составление долгосрочных бюджетов чаще всего сродни строительству «воздушных замков». Лучше этим не заниматься и с точки зрения экономии денежных средств, и просто во избежание иллюзий — надо ставить перед собой реальные цели.

Виды бюджетов и методы их составления

Рассмотрим существующие подходы к разработке бюджетов. В гибком бюджете происходит привязка отдельных статей к объему выпуска и реализации продукции. В зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки, так как он показывает, каким образом руководитель, меняя объем выпуска или реализации, может воздействовать на затраты или выручку. По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную заработную плату и др.

Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменения уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь «вход — выход» носит не столь явный характер (например, план затрат на НИОКР, на рекламу).

Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:

  • преемственные используются данные за предыдущие периоды времени и подразделяются следующим образом: приростные формируются путем простой индексации (в процентах или рублях) предыдущего бюджета без просмотра его основ; добавочные — разновидность приростного бюджета. Анализирует бюджеты предыдущих лет и подстраивает их под текущие параметры, такие, как инфляция и изменения в штате. Чтобы удовлетворить текущим потребностям, рассматривается дополнительное финансирование. Сам по себе добавочный бюджет не стимулирует повышение эффективности, однако конкуренция заставляет более эффективно использовать ресурсы;
  • бюджеты с нулевым уровнем («с нуля») разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые;
  • бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5, 10, 20%.

Как правило, вначале разрабатывается долгосрочный бюджет, в который закладывается ориентировочный объем продаж, желаемый уровень рентабельности. Затем он детализируется краткосрочными бюджетами.

В настоящее время в отечественных компаниях применяются бюджеты:

  • постатейные — это вид бюджетов, в которых существует жесткое ограничение сумм по каждой отдельной статье без возможности переноса расходов из одной статьи в другую;
  • с временным периодом. Данный вид бюджетов подразумевает закрытие сумм по окончании отчетного периода без возможности переноса неиспользованных средств на следующий период. Контроль и корректировка показателей на планируемый период осуществляется на основе анализа «план — факт».

Приведенная классификация дополнена нижеследующими бюджетами:

  • дополнительный бюджет (supplemental budget) — предусматривает финансирование тем, не включенных в основной бюджет;
  • скобочный бюджет (bracket budget) — это план, в котором затраты предусматриваются на уровнях большем или меньшем относительно базовых цифр. Затем рассчитываются объемы продаж, соответствующие этим уровням затрат. Если базовые показатели объемов реализации не достигаются, скобочный бюджет позволяет менеджеру понять, как это скажется на прибыли, и сформировать план, соответствующий непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет необходим в ситуациях, когда существует риск сокращения уровня деятельности и возможны резкие изменения объемов продаж;
  • модифицированный бюджет (stretch budget) является оптимистическим и используется в случае проектирования продаж на высоком уровне. Он редко используется для прогноза затрат, так как при проектировании затраты должны соответствовать стандартному уровню продаж. Цифры модифицированного бюджета могут быть формальными и неформальными. Менеджеры оперативного уровня не должны отвечать за них;
  • пооперационное бюджетирование (activity-based budget) предполагает проектирование затрат на выполнение отдельных функций и работ;
  • стратегический бюджет (strategic budget) интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в периоды существования неопределенности и нестабильности;
  • целевой бюджет (target budget) представляет собой план, который классифицирует главные направления расходования средств и связывает их с задачами подразделений. Менеджер может распространить бюджет рекурсивным образом на период, следующий за текущим. Новый период добавляется к оставшимся и получается новый бюджет. Преимуществом непрерывного бюджетирования являются улучшение планирования, учет данных прошедших периодов и интеграция возникающих изменений;
  • бюджеты программ используются для товаров и услуг. Рассматриваются существующие и новые товары. Бюджетируются научно-технические работы, конструирование и технологическая подготовка производства, обслуживание, маркетинг, связи с общественностью. Инвестирование капитала основывается на анализе соотношения затраты/выгоды, риска и ожидаемого показателя рентабельности инвестиций.

Валерий Александрович Щербаков, кандидат экономических наук, доцент

Финансовые модели бюджетирования

на предыдущую страницу — к инвестиционной модели в EXCEL версии 2.0
Без расходов нет доходов. Поэтому, когда финансовый директор Вашей компании говорит, что «главная цель всей его жизни» это сокращение расходов, можете спокойно его увольнять. Ведь по сути вся деятельность любого коммерческого предприятия должна быть «заточена» на получение доходов. А расходы просто-напросто не должны генерироваться, если они не обеспечены доходами. То есть мы утверждаем, что если у компании есть рынок сбыта, и при этом компания находится в убытках, то это результат исключительно неэффективного управления топ-менеджмента бизнес-процессами.

Финансовый директор должен поощрять, а не сокращать расходы, обеспеченные доходами. А главная задача финансового директора – это оплачивать счета. Причем если финансовому директору каждый раз для оплаты счетов необходимо «бегать» к руководству за согласованием, или объяснением невозможности оплатить счет, поскольку не хватает денег на расчетном счете, то для такого финансиста больше подойдет должность почтальона.

В основе бюджетирования лежит бюджет доходов, или бюджет продаж, или еще говорят план по выручке, короче говоря, по гражданскому кодексу мы продаем товары, оказываем услуги и выполняем работы и это все реализация продукции нашего коммерческого предприятия. Мы же здесь в рамках настоящей статьи, посвященной процессам бюджетирования, будем использовать словосочетание бюджет продаж.

Кстати, как обычно, будем сопровождать наше повествование по вопросам бюджетирования финансовыми моделями, носящими широкий универсальный характер, разработанными в Excel’е, которые в свою очередь являются финансовыми моделями бюджетирования:
первая модель — это фин модель для ведения управленческого учета в Excel, основанная на принципе блокчейн-технологии формирования базы данных учетных операций, в рамках которой реализован блок бюджетирования и формирования прогнозной управленческой отчетности в полном объеме;
вторая модель позволяет производить бюджетирование предприятия в разрезе его основных бизнес-процессов маркетинга, коммерции и производства;
а третья — представляет подробнейший среднесрочный бюджет в виде подобном OLAP-кубам торговой компании (ритейлера) в разрезе товарных категорий, товарной номенклатуры, регионального распределения продаж и каналов.

СКАЧАТЬ Универсальную модель управленческого учета и бюджетирования
СКАЧАТЬ Универсальную финансовую модель процессного бюджетирования предприятия
СКАЧАТЬ Универсальную финмодель бюджетирования ритейла

Каждая из выше приведенных финансовых моделей управленческого учета и бюджетирования представляет собой определенную методологию бюджетирования, причем эти три методологии бюджетирования и организации управленческого учета принципиально отличаются друг от друга. Ниже на этой странице мы подробно опишем каждую из этих методологий бюджетирования.

Бюджет продаж. Потребность в бюджетировании доходов возникает каждый раз тогда, когда мы желаем или тогда, когда у нас возникает необходимость, расходовать собственные денежные средства или же производить те или иные затраты – операционные или капитальные, за которые потом придется отвечать собственным капиталом. Конечно же такая потребность возникает при условии, что мы не авантюристы, а обычные среднестатистические люди, у которых вполне себе на достаточном уровне развития находится чувство ответственности.

Когда кто-либо начинает говорить о бюджетировании, то первая ассоциация, которая возникает в наших головах – это бесконечные Экселевские таблички со множеством финансово-экономических показателей, распределенных по месяцам, кварталам и годам, разделенные на три типа отчетности: БДР, БДДС и Прогнозный баланс. Хотя на самом деле все обстоит на базовом уровне существенно проще. Когда, например, Вы совершаете покупки в магазине для удовлетворения своих текущих жизненных потребностей, то автоматически принимаете решения о том, чтобы брать или не брать очередной товар по той или иной цене, основываясь на понимании того уровня дохода, который почти наверняка ожидает Вас «завтра» или в следующем месяце, после получения очередной зарплаты на работе.

То есть будущий доход, который Вы оцениваете, как высоковероятный, становится источником финансирования Ваших текущих покупок. Причем понятно, что если доход, о котором мы ведем здесь речь, это Ваша заработная плата, то в случае если Вы опасаетесь того, что Вас могут в ближайшие несколько дней уволить, тогда Ваш «источник финансирования» попадает в категорию «низковероятного» дохода и Вы автоматически станете сдерживать размер своих покупок, т.е. будете экономить.

Таким образом, любая экономия тех или иных ресурсов – это результат того, что бюджет восполнения этих ресурсов на ближайшую перспективу оказывается скудным, а значит не покрывающим или не восполняющим текущие расходы.

В точности по такому же принципу работает любая система бюджетирования на каждом коммерческом предприятии. Если бюджет продаж не покрывает текущие издержки, то последние стараются сокращать. Ну а финансовые проблемы в компании обычно возникают, если «ошиблись» с оценкой будущих доходов в сторону их увеличения (например, если оптимисты прогнозировали продажи), а текущие расходы производились в полной уверенности, что эти самые «ошибочные» оптимистичные доходы уже вот-вот их покроют.

И тут мы возвращаемся к утверждению, сформулированному в начале настоящей статьи: «без расходов нет доходов». И ведь действительно именно потребность в расходах формирует потребность в планировании или бюджетировании будущего дохода с целью восполнения потраченного. Поэтому корректно забюджетированные доходы или адекватный бюджет продаж Вашей компании лежит в основе ее финансовой устойчивости.

Типы бюджетов продаж. В финансовом плане, так сказать, «на верхнем уровне» бюджет продаж на очередной год может представлять обычный набор из 12ти чисел, характеризующих размер в рублях плановых объемов продаж продукции предприятия для каждого месяца года. То есть руководство, не особо вдаваясь в детали, может поставить задачу менеджерам по продажам, например, производить продажи на один миллион рублей каждый месяц или в первый месяц на миллион, а потом от месяца к месяцу продажи должны увеличиваться на пять процентов каждый месяц по отношению к предыдущему месяцу. А далее следует присказка: «если не справитесь, то уволю». При таком подходе обычно мало кого в руководстве интересуют такие вопросы, как реальность достижения такого уровня продаж или, наоборот, не занижен ли уровень ввиду возможности повышения эффективности деятельности по реализации продукции, а также мало интересуют вопросы и об ассортименте продаваемой продукции – главное продать на определенную сумму денег, а что и как — «не важно, там дальше разберемся».

Понятно, что приведенный пример – это не самая лучшая стратегия сбыта продукции и бюджетирования продаж. Более осмысленным бюджет продаж становится тогда, когда продажи структурируются, как минимум, в виде произведения количества продаж на среднюю стоимость одной продажи или, как говорят, на средний чек одной продажи. При таком подходе необходимо производить отдельно бюджетирование количества продаж и прогнозирование уровня или уровней для различных периодов среднего чека. Обычно если компания достаточно крупная и в ней присутствуют отдельно выделенные подразделения маркетинга и коммерции, то планированием количества продаж занимаются маркетологи, а за формирование плановых размеров среднего чека продаж отвечают коммерсанты.

Ну и конечно же самое главное при «осмысленном» бюджетировании продаж необходимо четко себе отдавать отчет о структурном наполнении «одной продажи», т.е. важно понимать, что за продукцию из Вашего ассортимента и в каком объеме Вы продаете в составе одной продажи. Для маркетологов это важно с точки зрения того, каким образом выделять целевую аудиторию потребителей и оценивать емкость рынка сбыта. А для коммерсантов – с точки зрения формирования принципов ценообразования и закупочной стратегии.

Также на планирование объемов продаж существенно влияют: с одной стороны, такой внутренний фактор, как операционный процесс или цикл, включающий в себя производственный процесс и процесс непосредственно продажи, понимаемой как перемещение продукции со склада готовой продукции до склада покупателя/заказчика/клиента, а, с другой стороны, внешний фактор, связанный с нелинейностью распределения спроса или, как чаще всего это в ритейле называют, с сезонностью распределения спроса.

При наложении высокого сезонного спроса на ограниченные мощности предприятия могут наблюдаться крайне неблагоприятные явления в деятельности компании. Например, в «высокий сезон» предприятие «набирает» такое количество заказов или успевает заключить такое количество договоров с заказчиками, что в итоге просто-напросто из-за ограниченных собственных производственных мощностей не справляется с качественным выполнением или с выполнением в оговоренный в договоре срок заказов. Что приводит, как минимум, к серьезным репутационным потерям. И, как ни странно, такое положение дел обычно является прямым следствием некорректного бюджетирования продаж.

Продолжение следует

Для формирования оперативного бюджета необходимо использовать информацию о деятельности предприятия за предшествующие периоды, использовать данные балансовой отчетности периода, предшествующего прогнозируемому. Такая информация дает представление об имеющихся активах и источниках их покрытия.

Подготовка оперативного бюджета должна осуществляться на основе цели бюджетирования в следующей последовательности:

— бюджет продаж;

— бюджет коммерческих расходов;

— бюджет производства;

— бюджет прямых материальных затрат;

— бюджет прямых затрат на оплату труда;

— бюджет общепроизводственных расходов;

— бюджет себестоимости произведенной продукции;

— бюджет себестоимости реализованной продукции;

— бюджет общих и административно-управленческих расходов;

— бюджет текущих периодических расходов;

— бюджет производственных запасов;

— Прогнозируемый отчет о прибылях и убытках.

_____________________________________________________________________________________________


Бюджет продаж

Бюджет продаж предприятия составляется на основе прогноза продаж, который формируется по результатам анализа и обсуждения руководством различных микро- и макроэкономических факторов, маркетинговых исследований о состоянии экономики, спроса и предложения на конкретные виды сырья и материалов, продукцию, производственных мощностей, конкурентах, ценовой политики и т.п.

При формировании бюджета продаж предприятия особое внимание следует уделять динамике изменения таких показателей, как:

1) состояние рынка сбыта продукции в целом – используя данные за предыдущие периоды, необходимо выявить: средний темп роста спроса на конкретную продукцию, кто является основными конкурентами предприятия на данном рынке, каков их объем продаж и качество продукции;

2) зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня доходов покупателей, долгосрочности тенденций продаж и т.п.;

3) потенциальные возможности предприятия по расширению объема продаж.

Бюджет продаж — это самый первый и самый важный бюджет при составлении общего бюджета организации. Товарная структура бюджета продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывает существенное влияние на все другие частные бюджеты.

Бюджет продаж должен предусматривать объем продаж в натуральном и стоимостном выражениях, прогнозируемый индекс роста цен с учетом уровня инфляции.

Выручка от продаж в стоимостном выражении определяется по формуле:

В = Vnp х Ц х Jц,

где В — выручка от продаж; Vnp — объем продаж в натуральных единицах; Ц — цена реализации единицы продукции; Jц — индекс роста цены продукции.

Бюджет продаж должен рассматриваться совместно с прогнозом денежных поступлений от продаж, основанным на сложившихся правилах расчета с потребителями продукции и планируемых мероприятиях по улучшению сбыта продукции. В данном прогнозе представляются значения остатков дебиторской задолженности на конец периода (с учетом безнадежных долгов и переходящих остатков предыдущего периода), сумма задолженности к погашению в текущем периоде и поступления от продаж каждого периода.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет коммерческих расходов отражает расходы, связанные со сбытом продукции (услуг) в будущем:

на тару, упаковку изделий на складах готовой продукции транспортировку и хранение продукции;

на исследования рынка;

на рекламу — по целенаправленному информационном воздействию на потребителей для продвижения продукции на соответствующие рынки;

на участие в торгах на товарных биржах и т.п.

Коммерческие расходы предприятия делятся на постоянные, которые не зависят от объема продаж, и переменные, динамика которых пропорциональна изменению величины продаж. Переменные коммерческие расходы планируются на основе определения плановой ставки начисления, привязанной к отдельным показателям объема продаж. Так, например, для расходов по упаковке и сортировке готовой продукции базой начисления является физический объем отгрузки. Для расходов на рекламу, направленную на увеличение выручки от реализации в целом, база начисления — плановая выручка объема продаж. Большая часть коммерческих расходов планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключением могут быть арендные платежи за складские помещения.

Разработку данного бюджета и контроль за его исполнением осуществляет отдел продаж.

______________________________________________________________________________________________

Бюджет производства

Бюджет производства разрабатывается на основе бюджета продаж и учета производственных возможностей и технологии производства. Определяет план выпуска продукции в натуральных показателях, может быть составлен и в стоимостном выражении. На основе продаж указываются объемы необходимых запасов готовой продукции на конец и начало периода, возможные потери в результате производства. Значения этих показателей определяются, как правило, в процентном отношении от объема продаж в натуральном выражении.

Объем производства продукции рассчитывается по формуле:

где V — объем производства; Vnp — объем продаж; Vsk, Vsn — запасы готовой продукции на конец и начало периода; Vb — потери от брака; Vmax — потенциальные производственные возможности предприятия.

При составлении данного бюджета особое внимание необходимо уделить обоснованности запасов готовой продукции на конец периода. Если объем запасов готовой продукции будет недостаточным, то можно потерять в будущем потенциальных покупателей, если достаточно большой, то предприятие несет дополнительные издержки по хранению продукции.

Для обоснования запасов готовой продукции можно использовать метод управления запасами готовой продукции (EPR), который позволяет рассчитать уровень запасов, при котором совокупные издержки предприятия будут наименьшими. Для этого необходимо учитывать плановый выпуск продукции на бюджетный единичный период (Vnp), издержки по изготовлению единицы продукции (ИЗ1), стоимость хранения единицы запасов продукции в течение бюджетного периода (C1). На основе этого рассчитывается оптимальный размер партии выпуска готовой продукции (EPR):

Доля запаса готовой продукции на складе в объеме продаж (Дзп), рассчитывается по формуле:

При таком значении запаса готовой продукции на складе совокупные издержки по переработке и хранению продукции являются минимальными.

Запасы готовой продукции на начало периода соответствуют запасам готовой продукции на конец предшествующего периода, поэтому являются известными величинами.

Следует учитывать, что в соответствии с отраслевой спецификой группы предприятий имеют незавершенное производство. В этом случае необходимо предусмотреть формирование бюджета валового выпуска продукции на основе плана производства, незавершенного производства на начало периода (НЗПнач) и незавершенного производства на конец периода (НЗПкон).

Объем товарного выпуска продукции (BV) рассчитывается по формуле:

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет прямых материальных затрат

Затраты на сырье и материалы, которые идут непосредственно на изготовление продукции, принято называть прямыми затратами на материалы. Базой для расчета потребности в основных материалах является плановая величина валового выпуска продукции.

Потребность в материальных ресурсах на производство рассчитывается по формуле:

где VC3 — объем закупок материала в натуральных единицах;

VCnp — потребность в материале на заданный объем производства;

VСн — размер запаса материала на начало периода.

Потребность в материальных затратах на производство рассчитывается в натуральном выражении с учетом нормы расхода сырья на единицу продукции (Нр) и планируемого объема производства (V):

При определении стоимости материалов необходимо учитывать индекс роста цен на основные виды сырья и материалов. Стоимость сырья и материалов определяется по формуле:

где МАТЗпр — стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения производственной программы; МАТЗн — стоимость запаса материала, используемого в производстве, на начало периода.

Стоимость закупок материалов определяется по формуле:

где УСз — объем закупок материала в натуральных единицах; Цс — цена единицы материала; Jc — индекс роста цены материала.

В бюджете закупки материалов отражаются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов для выполнения плана производства.

Расчет за материалы, как правило, осуществляется организациями в кредит, поэтому бюджет прямых затрат на материалы должен предусматривать план погашения кредиторской задолженности, который составляется на основе существующего механизма погашения задолженности перед поставщиками.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает все расходы, связанные с оплатой труда основного производственного персонала. Он формируется на основе бюджета производства, информации о производительности труда или необходимого для выполнения единицы продукции рабочего времени в часах, почасовых ставок оплаты труда основного производственного персонала. Потребность в оборотных средствах на основную (фиксированную) заработную плату определяется как произведение средней часовой тарифной ставки (СТч) и количества времени, необходимого для изготовления продукции (Тизг):

где Vnp — объем производства; СТч i — часовая тарифная ставка рабочего выполняющего i-one-рацию обработки; Тизгi — время, необходимое на i-операцию обработки.

Бюджет должен предусматривать уровень индексации почасовой оплаты труда.

Основная заработная плата используется для расчета дополнительной заработной платы основного производственного персонала. В данном бюджете выделяется фиксированная и сдельная оплата труда, указываются отчисления с общего фонда заработной платы в соответствии с действующим законодательством.

Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо составить график ее погашения согласно порядку погашения, принятому руководством.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет общепроизводственных расходов отражает все виды производственных затрат, отличных от прямых материальных и трудовых затрат, которые понесет организация для выполнения бюджета производства в будущем периоде. Основные виды статей затрат, входящие в бюджет: амортизация и аренда производственного оборудования, страховка, дополнительные выплаты рабочим, оплата непроизводительного времени и энергетических ресурсов, текущий ремонт основных производственных фондов, содержание и ремонт оборудования, выплаты денежных средств по накладным расходам и т. п.

При составлении бюджета статьи затрат разделяются на постоянные и переменные. Постоянные общепроизводственные расходы не изменяются при изменении объема производства (амортизация, налоги, заработная плата мастеров, начальников цехов, затраты на текущий ремонт цеха и т.п.). Переменные общепроизводственные затраты изменяются при изменении объема производства (заработная плата вспомогательных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, премиальный фонд, вспомогательные материалы и т.п.).

Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:

калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

технологическое нормирование (например, затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности (обогрева) и площади производственных помещений);

сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

Бюджет общепроизводственных расходов организации формируется из аналогичных бюджетов подразделений, разработанных их менеджерами на основе информации за предшествующий период.

_______________________________________________________________________________________________

Бюджет себестоимости произведенной продукции

Бюджет себестоимости произведенной продукции формируется из бюджетов: прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов по формуле:

где СПР — себестоимость произведенной продукции; ПРМ — прямые материальные затраты; ПРТ — прямые трудовые затраты; ОБЩПР — общепроизводственные затраты.

Данные бюджета служат основой для оценки себестоимости одной единицы продукции.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет себестоимости реализованной продукции

Бюджет реализованной продукции формируется на основе формулы:

где СРП — себестоимость реализованной продукции; ЗПн — запас готовой продукции на начало периода; СПР — себестоимость произведенной продукции за период прогноза; ЗПк — запас готовой продукции на конец периода.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет общих и административно-управленческих расходов

Данный бюджет включает расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью организации:

на содержание отделов кадров, юридического, труда и заработной платы, автоматизированной обработки информации;

на командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, подоходные налоги;

на социальное страхование, представительские расходы и т.п.;

на амортизацию офисного оборудования, по аренде офисных помещений;

на телефонную связь, канцтовары и т. п.

Большинство таких расходов носит постоянный характер, а некоторые из них являются переменными, зависят от объема продаж (телефон, коммунальные услуги и т.п.). Переменные затраты планируются, как правило, в процентном отношении от объема продаж. При планировании бюджета необходимо учитывать уровень инфляции. Данный бюджет принимается, как правило, на высшем уровне управления организации.

Разработка такого бюджета необходима для подготовки бюджета наличных средств, а также для целей контроля расходов.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет текущих периодических расходов

Бюджет текущих периодических расходов должен отражать все расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности прогнозируемого периода. Он формируется на основе бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административно-управленческих расходов. Информация из данной сметы используется для определения полной себестоимости реализованной продукции. Текущие периодические затраты распределяются только по реализованной продукции.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет производственных запасов

Бюджет производственных запасов формируется на основе информации о нормах запаса готовой продукции, запасных частей, сырья и материалов в натуральном и стоимостном выражениях исходя из данных о планируемой производственной себестоимости единицы продукции, незавершенного производства.

Размер запаса по материальным ресурсам в натуральных единицах определяется по формуле:

где 3Ci — размер запаса по i-му виду сырья; H(3Ci) — норма производственного запаса по i-му виду сырья в днях; ПCi — потребность в i-м виде сырья в периоде; Кг — количество рабочих дней в периоде.

К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий обработки технологического процесса, неукомплектованные изделия, не принятые отделом технического контроля. Объем незавершенного производства определяется исходя из технологических особенностей изготовления продукции. Общая формула расчета норматива оборотных средств на незавершенное производство (НЗр) в течение периода имеет вид:

где ЗАТ — затраты на производство продукции; Тп — продолжительность рассматриваемого периода; Тпрц— продолжительность производственного цикла в днях (промежуток времени от момента запуска сырья и материалов в производство до полного изготовления и сдачи готовой продукции покупателю); Кнарз — коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

где А — затраты, производимые единовременно в начале процесса производства (материальные затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты); В — остальные затраты — так называемые нарастающие (амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и т.п.), входящие в себестоимость продукции.

Объем незавершенного производства можно определить, используя данные о коэффициенте оборачиваемости за предшествующий период. Например, по данным отчетности, зная коэффициент оборачиваемости незавершенного производства, потребность на незавершенное производство можно определить по формуле:

где СПР — себестоимость реализованной продукции; К — коэффициент оборачиваемости незавершенного производства.

Запасы готовой продукции в натуральном измерении на конец отчетного периода при составлении сметы определяются руководством организации. Оценка запасов готовой продукции в стоимостном измерении основана на расчете плановой себестоимости единицы продукции, которая зависит от выбранного метода калькулирования себестоимости запасов (методы средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО).

_______________________________________________________________________________________________

Прогнозируемый отчет о прибылях и убытках

На основе подготовленных частных бюджетов, входящих в операционный бюджет, составляется план прибылей и убытков, являющийся одним из основных документов. Он показывает, какой доход получит организация за планируемый период и какие затраты будут понесены. Отчет о прибылях и убытках является аналогом формы № 2 российской бухгалтерской отчетности. Основными его составляющими являются: выручка от реализации продукции, производственная себестоимость реализованной продукции, операционные расходы (затраты на маркетинг, управленческие и коммерческие расходы), прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, налог на прибыль, нераспределенная прибыль отчетного периода.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх