Критерии интервью

Поделиться статьёй:

Какие бывают жанры нтервью. Особенности интервью

Своим происхождением термин «интервью» обязан английскому слову interview – беседа. Интервью может служить самым разным целям: психологическим, клиническим, социологическим, исследовательским, кадровым. Жанр интервью в журналистике представляет собой диалог репортёра с одним человеком или несколькими , представляющими интерес для зрителей или читателей. Это могут быть очевидцы происшествий, общественные деятели, учёные.
Для интервью характерна неравноценность функций собеседника, которых принято называть «интервьюер» и «респондент». Интервьюер, как правило, не вступает в активный диалог, не высказывая личных суждений, поскольку его задачей является дать возможность высказаться респонденту.

Какие бывают жанры интервью

В соответствии с содержательной составляющей, интервью условно можно разделить на 2 вида:

  • интервью-мнение

  • Интервью-сообщение.

Сообщение преследует информационные задачи, освещая уточняя факты, тогда как главной задачей интервью-мнения является обнародование оценок, взглядов, суждений.

Поскольку практически каждое интервью содержит элементы обоих видов, классификация отражает преобладание одной из составляющих.

По предметно-функциональному признаку можно распределить интервью по следующим типам:

  1. Интервью мнений – наиболее распространённый и простой тип интервью, в котором респондентом может быть как известная в мировом масштабе личность, так и случайный прохожий, высказывающие своё суждение по какому либо вопросу.
  2. Интервью с очевидцем. Проводится с непосредственными свидетелями события. В этом случае репортёр не должен мешать респонденту репликами и наводящими вопросами, давая возможность высказаться.
  3. Интервью-«конфронтация» — тип интервью, особенность которого заключается в наступательной тактике ведения беседы, в которой нет места дружественным чувствам: задачей репортёра является припереть собеседника к стенке, заставить объясняться и оправдываться.
  4. Интервью-пресс-конференция. Особенность этого жанра интервью — предварительная подготовка респондентов по определённым вопросам. Журналист может лишь получить комментарий, уточнение. Задачей журналиста является первым задать интересующий вопрос, пока его не задали другие репортёры.

По степени подготовленности респондента интервью бывают следующими:

  1. Психологическое интервью, особенностью которого является предоставляемая респонденту возможность выговориться. В данном случае репортёр может задавать наводящие вопросы.
  2. Нестандартизированное интервью, в котором интервьюер предварительно предлагает лишь тема беседы, предоставляя респонденту возможность высказываться свободно.
  3. Полустандартизированное (фокусированное) интервью, перед котором проводится предварительное обсуждение темы.
  4. Стандартизированное интервью: в этом случае респонденту заранее известна тематика и формулировка вопросов.

Требования к интервьюеру

Тот факт, что репортёр берёт на себя роль ведущего в диалоге, предъявляет к нему несколько требований.

Во-первых, журналист обязан уметь расположить к себе человека, а соответственно обладать знаниями по психологи общения. Разговорить собеседника, вовлечь в дискуссию, получив в результате нужный объём и соответствующее качество информации – вот главная задача журналиста.

Её реализация невозможна без наличия базовых знаний по обсуждаемому вопросу. Следовательно, репортёр просто обязан бать компетентным в обсуждаемой проблеме, тщательно готовиться к каждому интервью, и не только изучать предмет будущего диалога, но и выстраивать план с учётом психологических особенностей собеседника и нюансов ситуации.

Лишь такой продуманный и тщательный поход поможет сделать интервью по-настоящему интересным и успешным. Для того, чтобы узнать больше, посетите онлайн-курсы по журналистике.

Критерии оценки качества интервью

Большинство сведений журналист получает в беседе — непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. При этом нередко считается, что эффективность интервью всецело зависит от коммуникабельности журналиста, то есть от его общительности, контактности, умении расположить к себе, а также способности достижения взаимопонимания в ходе беседы. Между тем для решения профессиональных журналистских задач одного этого качества мало. Его наличие только предпосылка возможного успеха в общении. Достичь успеха можно в том случае, если знать как грамотно использовать такую способность, то есть опираться в своих действиях на определенные правила, в которых отражены законы речевого общения. Для этого необходимо пользоваться беседой как методом деятельности, методом получения сведений.

«Беседа как метод познавательной деятельности журналиста есть такой вид организованного речевого общения, который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения», — пишет Г.В. Лазутина. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988. С. 51.

В первую очередь о задачах. На первый взгляд, кажется, что задача проста: надо получить информацию. Однако о какой информации речь, и на какие данные может рассчитывать журналист в ходе интервью. Выделяют пять групп:

1. фактические данные;

2. мнения;

3. объяснения;

4. предложения и прогнозы;

5. речевые приметы собеседника (характерные особенности языка).

Следовательно, и задачи журналиста в ходе общения выстраиваются в пять рядов.

Нетрудно понять, что и степень надежности данных, на которые претендует журналист, и степень сложности задач, а следовательно, и усилия, необходимые для их решения, во всех этих случаях ожидаются разные. Если учесть еще и возможность возникновения барьеров общения в силу целого ряда причин психологической или социально-психологической природы, станет очевидным, какое большое значение приобретает для журналиста разработка тактики беседы. Под тактикой имеется в виду осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными и способны наилучшим образом обеспечить решение стоящих перед журналистом задач. В число этих средств входят различающиеся по своему характеру вопросы, реплики и замечания журналиста, его интонация, жестовое поведение, ритм разговора, специальные полемические приемы, разного рода информационные стимулы, призванные помочь собеседнику преодолеть скованность или нежелание беседовать, наконец, соответствующая обстановка общения.

Выработать и осуществить удачную тактику беседы возможно при следующих обстоятельствах:

1. подготовка к беседе (степень освоения предмета, представление о собеседнике);

2. контроль хода беседы, своевременное фиксирование возникновения барьеров и их оперативная нейтрализация;

3. владение достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение (советы А. Аграновского: не стыдиться незнания, не молчать во время беседы, втягивать собеседника в процесс обдумывания, «заострять» предмет возможного спора, чтобы собеседник «завелся»).

Проанализировать эффективность техники проведения интервью или выбранной журналистом тактики нельзя, но можно подвергнуть оценке конечный результат, то есть отредактированный для печати и опубликованный текст. Для этого разработаны критерии Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С. 232., на основании которых можно дать аргументированную профессиональную оценку интервью. К ним относятся:

1. Новизна реальной конкретной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации. Новость — это сообщение, содержащее информацию ранее неизвестную аудитории. Суть новости — факт — событие, имевшее место во времени и пространстве. Даже если журналист хочет рассказать об одном факте, он должен изучить ситуацию. Ситуация — совокупность связанных между собой фактов, характеризующих в том или ином отношении положение на объекте.

2. Масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация. Тема журналистского произведения имеет устойчивый признак: она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества. Круг проблем обширен и разнообразен. Одни из них — вечные, разрешаются и возникают вновь, на новом уровне (проблемы сохранения жизни, противостояния войне, борьбы со злом). Другие порождаются определенным временем и обстоятельствами (например, комплекс экономических, политических и психологических проблем, возникших после распада Советского Союза).

3. Оперативность материала. Основная задача информационных жанров — оперативное информирование журналистом аудитории о наиболее важных для нее событиях, явлениях, связанных с базовыми, наиболее актуальными ее потребностями.

4. Конструктивность и убедительность идеи. Идея — это главная мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» — достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее для аудитории определенную ценность. Идея журналистского произведения ориентирована на то, чтобы помочь человеку увидеть свою связь с проблемой.

5. Достаточная полнота и яркость ЭВС (элементарные выразительные средства журналистики), мотивированность их применения. ЭВС журналистики — это такие смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы. К ним относятся исторические факты, так как прецеденты истории не что иное, как «бывшие факты», дошедшие до нас в интерпретациях, превратившиеся в образы. Еще один вид ЭВС культурологического ряда — нормативы. В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе значимый социальный опыт. Однако и они, и форма их бытования в журналистских материалах другого свойства. В отличие от образов, позволяющих адресату информации соотнести новые для них факты с известными им конкретно-чувственными представлениями, нормативы обращают читателя к установлениям общества, которые в культуре существуют в виде неких директив — законов, правил, норм.

6. Четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения. Монтаж — это определенный этап работы над журналистским произведением, средство организации текста, выступающее в виде некоторых правил «стыковки» элементов с точки зрения их последовательности. Другое средство организации журналистского текста — композиция. Это понятие тоже связано с построением текста, но уже с точки зрения его внутренней логики. Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем. Композиция классического интервью — заголовок, далее — небольшая преамбула, сообщающая о теме интервью, называющая автора и интервьюируемого и мотивация: цель интервью и причина выбора именно этого собеседника. Далее — вопрос — ответ, соответствующим образом отредактированные.

7. Смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа. Журналистский образ — это новое надсмысловое образование, некий сверхсмысл, формирующийся в результате пересечения поверхностных и глубинных связей, объединяющих микросмыслы разных уровней и разных рядов в микротемы и подтемы. Журналистский образ автор произведения корреспондирует адресату вербально или невербально, через сам «ход» произведения (принцип его организации). Выхватить интересную деталь из действительности — еще не значит создать журналистский образ. Ее надо превратить в «магический кристалл», в котором пересекутся метасвязи текста, открывая его сверхсмысл. Тут действует не просто механизм тропообразования. Журналистский образ не является «чистой метафорой», хотя и содержит в себе ее черты. Он должен рассматриваться как особый вариант символа, поскольку выражает собой синтез смыслов реальности и смыслов культуры. Здесь дело не столько в переносе значений с одного предмета или явления на другой, сколько именно в синтезе признаков реалий текущей действительности с признаками реалий прошлого, зафиксированными в культуре.

8. Логическая и лексико-стилистическая грамотность материала. В интервью не должно быть логически не встраиваемых в текст вопросов. При переходе от одного вопроса к другому должна соблюдаться логика. Не должно быть «лишних» вопросов, ничего нового не сообщающих о собеседнике, о его позиции.

Таким образом, оценка эффективности интервью будет происходить по следующим критериям: новизна реальной конкретной ситуации; масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация; оперативность материала; конструктивность и убедительность идеи; достаточная полнота и яркость ЭВС (элементарные выразительные средства журналистики), мотивированность их применения; четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения; смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа; логическая и лексико-стилистическая грамотность материала.

Зачастую, принимая на предприятие нового сотрудника, работодатель проводит с ним собеседование. Можно даже сказать, что проведение собеседования – наиболее эффективный и точный метод составить самое верное впечатление о кандидате и проверить, подойдет ли такой человек вашему предприятию.

Но необходимо уметь проводить собеседование правильно – ведь во время интервью не только работодатель получает сведения о потенциальном работнике, но и работник получает возможность изучить потенциального работодателя и в лице интервьюера получить представление о работе предприятия в целом. Разумеется, каждому хочется, чтобы впечатления остались приятными – даже если соискатель по какой-либо причине не подойдет работодателю, поэтому необходимо знать, как правильно проводить собеседование, какие вопросы можно задать, а от каких стоит воздержаться, на что обратить внимание, как построить беседу и как ее завершить и многое другое.

Правила проведения собеседования

Прежде всего, необходимо подобрать компетентного человека, который не только разбирается в специфике работы предприятия и должности, на которую проводится собеседование, но и сумеет правильно подготовиться к собеседованию и, что, может быть, самое главное, не только вовремя задать необходимые вопросы, но и грамотно построить беседу и сделать верные выводы. Как видите, задача непростая. Поэтому на крупных предприятиях собеседования, как правило, хотя бы на начальном этапе проводят сотрудники отдела кадров, обладающие нужной психологической подготовкой. На предприятиях менее крупных собеседования часто предпочитают проводить сами руководители.

Помещение для собеседования

В любом случае, для того чтобы провести собеседование успешно, необходимо начать с помещения: подготовить отдельный кабинет или комнату, где никто не будет отвлекать беседующих от разговора. Для ожидающих собеседования – ведь обычно на предприятиях проводят несколько интервью в день с разными кандидатами – должны быть подготовлены комфортные стулья или кресла. В формировании отношения человека к будущему месту работы на данном этапе может повлиять любая мелочь.

Время собеседования

По правилам проведения собеседований, необходимо предусмотреть не только время на разговор с кандидатом, но и паузы между собеседованиями. Во-первых, разговор может затянуться на неопределенное время, кандидат может опоздать или прийти раньше. Во-вторых, несмотря на кажущуюся простоту задачи, проведение собеседование вовсе не такое простое дело, поэтому между интервью человеку, проводящему собеседование, также необходимо отдыхать – хотя бы выпить воды, чтобы освежиться. В день не рекомендуется проводить более пяти собеседований – иначе разговор просто выйдет неэффективным.

Подготовка к собеседованию

Готовясь к проведению собеседования, необходимо точно понимать, какие цели ставит перед собой работодатель, какого специалиста ищет, чего ожидает от кандидата, что готов ему предложить. Поэтому перед собеседованием необходимо:

  • заранее составить вопросы для проведения собеседования;
  • подготовить требования к кандидату на должность;
  • продумать план собеседования;
  • составить список кандидатов на должность с необходимыми пометками;
  • подготовить сведения о рабочем месте будущего работника, например, должностную инструкцию.

Собеседования рекомендуется проводить нескольким людям, чтобы составить о кандидате наиболее полное и точное впечатление.

Порядок проведения собеседования

Как правило, собеседование начинается с того, что проводящий его представляется и кратко обрисовывает цели предстоящей беседы. Специалисты рекомендуют не начинать с вопросов о компетенции кандидата, а для начала задать несколько общих вопросов, например, не было ли у соискателя сложностей с тем, чтобы добраться до офиса предприятия и так далее.

Далее следует кратко рассказать о предприятии и предлагаемой вакансии, подавая информацию в наиболее выгодном свете, но не обещать ничего, чего на самом деле нет. После этого можно переходить к вопросам кандидату о его образовании, квалификации, предыдущем опыте, личных качествах и так далее. На последнем этапе необходимо предоставить соискателю возможность задать интересующие его вопросы.

Этап вопросов к кандидату и вопросов от него можно поменять местами – таким образом можно оценить манеру разговора и поведения кандидата, его активность и инициативность.

В завершение собеседования необходимо точно сообщить кандидату, когда ему ждать результатов интервью, и постараться оставить приятное впечатление о предприятии. Но при этом не стоит внушать кандидату ложных надежд, если очевидно, что он по каким-либо причинам не подходит на должность, на которую претендует.

Методы проведения собеседования

Можно выделить четыре основных метода собеседования:

  • британский;
  • американский;
  • немецкий;
  • китайский.

Британский метод собеседования

Такой метод наиболее похож на обычные собеседования, принятые на большинстве предприятий Российской Федерации. Сотрудники кадрового отдела задают соискателю вопросы о его семейном и социальном положении, о его образовании. Кандидат проходит на желаемое место работы в зависимости от полученных от него ответов.

Американский метод собеседования

p>Американцы считают, что наиболее полно человек раскрывается в неформальной обстановке. Поэтому американский метод собеседования заключается в том, что соискателя приглашают на ужин или совместный выезд за город на выходные. Таким образом проверяются личностные качества потенциального сотрудника, что позволяет определить, подходит ли такой кандидат уже сложившемуся коллективу и его традициям.

Немецкий метод собеседования

При немецком подходе до того, как провести собственно собеседование, соискатель заполняет целый пакет документов и предоставляет рекомендации от значимых людей. Этот пакет документов анализирует специальная экспертная комиссия, после чего кандидат, прошедший этот этап, участвует еще в ряде процедур и лишь потом допускается к собеседованию.

Китайский метод собеседования

Такой метод предполагает письменные экзамены для кандидата, при этом оценивается не столько профессиональная компетенция, сколько грамотность и эрудированность кандидата. В заключение кандидат пишет сочинение о своей будущей работе. За экзамены начисляются баллы, которые учитываются потом в дальнейшей работе, если кандидат успешно пройдет все этапы собеседования.

Методики проведения собеседования

Кратко рассмотрим некоторые основные методики проведения собеседований.

Интервью на основе компетенций

Собеседование строится по заранее разработанному сценарию таким образом, чтобы кандидат рассказал о тех ситуациях, как положительных, так и отрицательных, с которыми ему приходилось сталкиваться на предыдущей работе. Навыки и знания, которые он применял для того чтобы справиться с такими ситуациями, и есть его «компетенции». Задача человека, проводящего собеседование, определить, подходят ли такие компетенции данному предприятию и должности.

Обычно такая методика используется на финальной стадии собеседований, когда остается несколько претендентов на должность, и из них необходимо выбрать наиболее подходящую кандидатуру.

Ситуационное интервью

Эта методика чем-то напоминает интервью на основе компетенций и строится на том, что соискателю предлагают рассказать, как бы он поступил в той или иной ситуации. Разница в том, что в ситуационном интервью ситуации гипотетические, а в вышеприведенном примере – основанные на опыте кандидата, уже пережитые им.

Ситуационное интервью может содержать ситуации для проверки не только профессиональных качеств кандидата, но и личностных, например, креативности или стрессоустойчивости.

Проективное интервью

Методика основана на том, что задаваемые вопросы касаются не самого кандидата, а неких гипотетических персон, на которых кандидат может проецировать свои реакции и мысли. Например, интервьюер может спросить, что мотивирует людей в работе или за какие проступки можно уволить сотрудника.

Главная трудность при данной методике – уметь не только незаметно ввести вопрос в контекст беседы, но и задать несколько подобных вопросов подряд, чтобы у кандидата не оставалось много времени на раздумье, и он мог дать наиболее честный ответ. Поэтому такое интервью должен проводить только тот человек, который совершенно точно знает, как проводить собеседование. Методика проективного интервью направлена в первую очередь на оценку личностных качеств соискателя.

Стрессовое интервью

Одна из наиболее спорных методик, которая проводится с соблюдением следующих условий:

  • напряженная обстановка: например, в кабинет может постоянно кто-то входить и отвлекать интервьюера;
  • негативное или подчеркнуто холодное отношение интервьюера;
  • большое количество уточняющих вопросов;
  • общая продолжительность беседы;
  • нестандартные вопросы и вопросы с подвохом, например – почему предприятию стоит нанять Вас на работу?

Следует понимать, что такая манера ведения собеседования настраивает соискателя против предприятия и его руководителя, поэтому если целью интервью была проверка стрессоустойчивости кандидата, после собеседования необходимо ему это пояснить и принести извинения за неудобные вопросы и общий тон.

Методик проведения собеседований есть великое множество, интервьюеру необходимо выбирать из них те, которые наиболее точно будут соответствовать поставленной перед ним задаче. Например, для предприятий с жесткой внутренней конкурентной политикой между сотрудниками хорошо подойдет стрессовая методика проведения собеседования.

Техника проведения собеседования

Самое главное в собеседовании – получить по возможности полное и верное впечатление о соискателе, поэтому задача интервьюера состоит в построении беседы так, чтобы большую часть времени говорил кандидат. Для этого необходимо создать доверительную обстановку, расположить к себе человека. Например, проводить собеседование не за письменным столом, а усадив кандидата в кресло и расположившись напротив него или рядом в таком же кресле – психологи говорят, что стол подсознательно воспринимается соискателем как разделяющий барьер.

Разумеется, вопросы и требования к кандидату должны быть подготовлены заранее – так называемая анкета для проведения собеседования – чтобы проводящий собеседование человек вел разговор по четко намеченному курсу, не тратя время попусту. Все, заинтересовавшее интервьюера, или показавшееся ему важным, необходимо записывать или хотя бы делать краткие пометки.

Крайне желательно не задавать соискателю наводящих вопросов и не давать ему подсказок, чтобы он не считал, что есть правильные и неправильные ответы на вопросы.

И, самое главное, не стоит оценивать кандидата непосредственно на собеседовании – все выводы необходимо делать только после интервью, со свежим взглядом на ситуацию.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх