Критерии риска

Уважаемые налогоплательщики! Год назад ФНС России в Концепции налогового планирования выездных налоговых проверок определила и назвала одиннадцать критериев оценки налоговых рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

• Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
• Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
• Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
• Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
• Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
• Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
• Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
• Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
• Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
• Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
• Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

📌 Реклама

Фактически, проанализировав свою деятельность за последние три года, налогоплательщик с большой долей вероятности сам может определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. При наличии рисков в деятельности организации он сможет самостоятельно их устранить, уточнив свои налоговые обязательства. Если же налогоплательщик не хочет этого делать по тем или иным причинам, то ему не избежать визита налоговиков.

Ссылки на документы по этой теме:

Приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@».

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

ФНС России разработала 12-й критерий самостоятельной оценки налоговых рисков Пресс-релиз

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 14 Налоговый контроль

Статистические методы представляют собой основу оценки риска. Данные о параметрах риска необходимы для управления им. То есть статистические методы, применяемые для оценки рисков, предоставляют информацию для управления рисками.

Статистические методы – это научные методы описания и изучения результатов наблюдений массовых случайных явлений. Риски в большинстве своем представляют собой массовые случайные явления, поэтому подлежат оценке с помощью статистических методов.

Содержание

Основные понятия оценки рисков

Оценка рисков – это одна из составляющих процесса риск-менеджмента.

Оценка риска (risk assessment) – общий процесс идентификации, анализа и определения величины (evaluation) риска.

Идентификация риска – процесс обнаружения, распознавания и описания риска.

Анализ риска – процесс познания природы и определения уровня риска.

Критерии риска – правила, по которым определяются значимость (significance) оцениваемого риска.

Определение величины риска – процесс сравнения результатов анализа риска с критериями риска, для определения, является ли риск и/или его величина допустимой.

Оценка рисков проводится в условиях качественной определенности, которая связана с «установлением контекста» (establishing the context).

Установление контекста позволяет определить и согласовать основные параметры управления рисками, включая цели и критерии. Оно включает определение внутренних и внешних параметров, имеющих отношение как к организации в целом, так и к конкретному подлежащему оценке риску.

Оно включает:

  1. Установление внешнего контекста – окружающей среды, в которой функционирует организация (культурной, политической, законодательной, финансово-экономической, конкурентной на местном, региональном, национальном или международном уровне).
  2. Установление внутреннего контекста (возможностей организации в терминах знаний и ресурсов; информационных потоков и процесса принятия решений; участников процесса принятия решений; целей и стратегий; представлений, ценностей и культуры; политик и процессов; стандартов и нормативных моделей, адаптированных к организации; организационной структуры).
  3. Установление контекста риск-менеджмента (определение подотчетности и ответственности; масштабов риск-менеджмента в целом и в терминах времени и места; определение взаимосвязей; методологии оценки риска; критериев риска, критериев оценки качества управления рисками, идентификация и спецификация решений и действий и определение, какие исследования необходимо провести и какие ресурсы для этого потребуются).
  4. Определение критериев включает: природу и типы последствий и способы их измерения; способ, которым будут представлены вероятности; как будет определяться уровень риска; критерий, согласно которому будет определяться, нуждается ли риск в управлении; критерий для определения, является ли риск принимаемым и/или допустимым; будут ли приниматься во внимание комбинации рисков и каким образом это будет делаться.

Критерии могут основываться на следующих источниках: согласованные цели процессов; установленные критерии; общедоступные источники данных; общепринятые критерии отрасли; риск-аппетит организации; законодательные и иные требования.

Процесс оценки рисков

Процесс оценки рисков в международных стандартах рассматривается, как состоящий из:

1) идентификации;

2) анализа;

3) определения степени рисков (стандарт ISO 31000), и

a) анализа (включающего идентификацию, описание и измерение) и

b) качественной/количественной оценки рисков (стандарт FERMA).

Идентификация риска

(материал подготовлен с использованием текста )

Угроза, согласно словарю С.И. Ожегова , это возможная опасность.

Опасность — «возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья».

Уязвимость — наличие слабости, малой защищенности.

То есть угроза и опасность – это уже возникшая возможность того, что случится нечто плохое. В отличие от риска, подразумевающего ситуативную характеристику возможности получения как отрицательного, так и положительного результата. Уязвимость же можно понимать, как наличие недостатков, слабостей, которые дают возможность реализоваться рискам, повышают их вероятность.

Таким образом, уязвимости можно считать внутренними источниками риска.

Согласно Международному стандарту ISO «Риск-менеджмент – Принципы и руководства», источник риска – элемент, который сам по себе или в комбинации с другими имеет внутренний потенциал для возникновения риска.

Идентификация риска невозможна без идентификации источников риска, следовательно, определения, в том числе, угроз, опасностей и уязвимостей.

Организация должна определить источник риска, области его влияния, рисковые случаи (включая изменение обстоятельств), их причины, а также их потенциальные последствия.

Цель данного шага – составить исчерпывающий список рисков, основанный на тех рисковых случаях, которые могут предотвратить, ухудшить, сократить степень достижения целей. То есть тех событий, которые в состоянии негативно повлиять на процесс и результат достижения целей. Также важно идентифицировать риски, связанные с упущенными возможностями. Риск, который не был идентифицирован на этой стадии, не будет включен в дальнейший анализ.

Идентификация должна охватывать все риски (вне зависимости от того, находится ли их источник под контролем организации), даже если источник риска или его причина не очевидны.

Организация должна применять инструменты и техники идентификации рисков, которые соответствуют ее целям и возможностям, а также рискам, с которыми она столкнулась.

Данные, полученные на этапах идентификации, анализа и определения степени риска, нуждаются в обработке и соответствующем представлении.

Библиография

Дата публикации: 22.10.2014

Критерии риска налоговой проверки

Сроки проведения выездной налоговой проверки, порядок и сроки ее проведения налоговым органом, регламентирован статьей 89 Налогового кодекса РФ, в том числе внутренними регламентами ФНС России. Также ФНС России для использования в работе разработала и направила в территориальные налоговые органы Письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

На сегодняшний день Налоговый кодекс РФ не устанавливает информирование налогоплательщиков о предстоящей налоговой проверке в отношении них. О том, что выездная налоговая проверка уже началась, налогоплательщик, как правило, узнает уже по факту, получив соответствующее решение налогового органа (см. Письмо ФНС от 18 ноября 2010 года № АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»). А о том, что идет выездная налоговая проверка контрагента, налогоплательщик обычно узнает, когда у него начинается встречная проверка контрагента и, к нему поступают соответствующие запросы о предоставлении документов и пояснений по взаимодействию с определенным контрагентом.

При этом у налогоплательщиков есть возможность самостоятельно дать оценку своей деятельности, при необходимости произвести уточнение налоговых обязательств не дожидаясь, когда это сделает налоговая инспекция в рамках выездной налоговой проверки. Такую оценку налогоплательщик может провести руководствуясь критериями рисков, опубликованных на сайте ФНС России www.nalog.ru в открытом доступе. Федеральная налоговая служба РФ рекомендует налогоплательщикам чаще обращаться к данным сведениям и проводить самостоятельную оценку рисков во избежание их включения в план выездной налоговой проверки. Об этих критериях рисков, а также иных видах открытых источников по оценке рисков включения компаний в план выездных налоговых проверок и пойдет речь в настоящей статье.

12 критериев риска выездной налоговой проверки

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведены в разделе 4 «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, которые были введены Приказом ФНС России от 14.10.2008г. № ММ-3-2/467@ (в редакции Приказа ФНС России от 22.09.2010г. № ММВ-7-2/461@).

  1. У налогоплательщика низкая налоговая нагрузка. Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск включения в план выездных налоговых проверок, сравнив свою фактическую налоговую нагрузку со среднеотраслевым уровнем. Если интегральная налоговая нагрузка ниже отраслевой налоговой нагрузки, он может быть включен в план выездных налоговых проверок. Налоговая нагрузка определяется как отношение сумм уплаченных налогов к полученной выручке (см. п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@). При этом, налоговая нагрузка чуть ниже среднеотраслевой вполне может быть объяснима такими причинами как: реализация налогоплательщиком неликвидного товара по цене ниже его себестоимости, реализация товара с существенным ростом цен на сырье и материалы, используемые при производстве таких товаров, изменения экономической ситуации в стране). Это тоже следует учитывать налогоплательщику, при самостоятельной оценке рисков.
  1. Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При самостоятельной оценке налогоплательщиком рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию, ему следует исходить из того, что в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возможны убытки. Налоговые органы привлекают компании, которые ведут убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет подряд. Факт убыточности налогоплательщика на протяжении указанного периода является основанием для вызова такого налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы, которые специально были созданы в налоговых органах с целью ведения отбора налогоплательщиков для проверок, мониторинга и анализа их финансово-хозяйственной деятельности (см. Письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»).
  1. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Данный критерий позволяет оценить деятельность налогоплательщика, который уплачивает налог на добавленную стоимость (работает с НДС). С позиции налоговиков, сумма вычетов по НДС признается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна или превышает 89% за календарный год. Данные для анализа берутся из налоговой декларации по НДС, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 15 октября 2009 года № 104н).
  1. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Данный критерий риска подразумевает налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов. Между доходами и расходами, согласно налоговой и бухгалтерской отчетности должна сохраняться пропорция. Для того чтобы снизить риск назначения выездной налоговой проверки, налогоплательщику следует провести анализ своих доходов и расходов и выявить причины расхождений. Причинами расхождений могут являться: цена на готовую реализуемую налогоплательщиком продукцию увеличивается не так существенно, как на необходимое сырьё для ее производства, рост заработной платы персонала, коммунальных расходов и пр.
  1. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Средняя заработная плата рассчитывается налоговыми органами на основании данных налоговой декларации, либо расчета авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд, поскольку ее ежеквартально сдают все налогоплательщика, в том числе на УСН и ЕНВД. На официальном сайте ФНС России размещены статистические показатели среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или по конкретному субъекту РФ.
  1. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (два и более раза в течение календарного года).
  1. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Относится к налогам на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.
  1. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия деловой цели. Налоговики обращают внимание на наличие в деятельности налогоплательщика «цепочки контрагентов» при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, прямо поименованной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 (см. п. 8 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@). Согласно пункта 3 Постановления № 53, налоговая выгода налогоплательщика может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения налогоплательщиком были учтены операции не соответствующие целям делового характера и экономического смысла.
  1. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Необеспечение в нарушение п.п. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).

  1. Частая смена налоговой инспекции. Данный критерий риска подразумевает два и более факта с момента государственной регистрации налогоплательщика, снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением его местонахождения. Налоговые органы расценивают такие действия налогоплательщиков, как способ уклонения от налоговых обязательств.
  1. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. По данному критерию налогоплательщик самостоятельно может оценить риск подвергнуться выездной налоговой проверке, если по данным его бухгалтерской отчетности будет выявлено значительное отклонение уровня рентабельности от уровня рентабельности для данного вида деятельности по данным статистик. Рассчитать рентабельность по основным видам экономической деятельности можно самостоятельно в соответствии с расчетом, приведенным в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Риск подвергнуться выездной налоговой проверке есть у налогоплательщика – плательщика налога на прибыль, у которого согласно бухгалтерской отчетности отклонение рентабельности в сторону уменьшения от среднего показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности (по данным статистики) в среднем на 10% и выше.
  1. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Оценка налоговых рисков может быть связана с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами. Чтобы снизить риск по данному критерию, налогоплательщику необходимо исключить такие признаки, как:
  • отсутствие контактов руководителя компании-контрагента;
  • отсутствие документов, подтверждающих действующие полномочия руководителя компании-контрагента (в том числе отсутствие доверенности и копии паспорта на представителя компании-контрагента);
  • отсутствие данных об адресе фактического местонахождения компании- контрагента;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, отсутствие собственного интернет-сайта и т.п.);
  • отсутствие сведений о государственной регистрации компании-контрагента в ЕГРЮЛ.

Помимо указанного, риски по данному критерию могут быть увеличены при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • контрагент, с вышеперечисленными признаками является посредником в сделке;
  • наличие в договорах условий, противоречащих обычаям делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты, расчеты векселями либо через третьих лиц и т.п.);
  • отсутствие у контрагента необходимых лицензий, возможности реального выполнения контрагентом условий заключенного договора;
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика (его контрагента) по взысканию задолженности;
  • выдача/получение займов без какого-либо обеспечения (в том числе выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не исследована);
  • существенный размер расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в составе общей сумме затрат налогоплательщика.

Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок и, соответственно, что будет вынесено решение о выездной налоговой проверке. К тому же в указанной Концепции приведен отнюдь не полный перечень критериев, используемых на практике налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок.

Специальные системы и открытые источники

Система управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Благодаря программе АСК НДС-2 стало возможным выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов, а так же стала доступной информация о цепочке собственников контрагента включая бенефициаров. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?».

«Ручной» анализ. Таким способом налоговая инспекция выявляет операции, совершенные налогоплательщиками с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В частности «ручной» анализ позволяет осуществлять:

  • поиск в цепочке «проблемных» контрагентов;
  • выявление подконтрольных субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе выявление признаков искусственного дробления.

Информационная база ПИК «Однодневка» – это специальный реестр юридических лиц, с признаками анонимных структур. С помощью данной базы и сведений о контрагентах налогоплательщика, налоговый инспектор может отследить всю цепочку или конкретных интересующих его контрагентов, и проверить сделки по ним. Все действия инспекторов с использованием базы ПИК «Однодневка» осуществляются для выявления в налоговых связях налогоплательщика «фирм-однодневок». После выявления «фирм-однодневок» и анализа совершенных с ними сделок налогоплательщиком, налоговый инспектор подсчитывает ориентировочную сумму налога, подлежащую доначислению.

Программа по проверке контрагентов «СПАРК» – разработка ЗАО «Интерфакс», эта программа предназначена для управления рисками. Используется для проверки контрагентов, проведения анализа потенциальных (будущих) контрагентов для всецелого управления финансовыми и налоговыми рисками. Информационная база данной программы сформирована на основании множества источников данных, включая ФНС России и даже Высший арбитражный суд РФ. Основные возможности и преимущества программы по проверке контрагентов СПАРК:

  • проверка и оценка рисков контрагента, в том числе длительность осуществления деятельности, наличие кредиторской задолженности, проверка адреса контрагента на массовость, количества смены руководителей и т.п.;
  • формирование готовых списков неблагонадежных и недобросовестных компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, в том числе имеющих задолженность перед бюджетом, уровня его платежеспособности;
  • сведения о намерениях потенциального контрагента внести изменения в свои учредительные документы, предоставляемые на основе запроса в инспекцию ФНС;
  • актуальность информации за счет регулярного обновления программы;
  • получение сравнительного анализа;
  • список компаний, находящихся в процедуре банкротства;
  • быстрый поиск взаимоотношений с сомнительными налогоплательщиками;
  • проверка контрагента в ЕГРЮЛ по номеру ИНН, формирование выписки из ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
  • получение информации о кредитной истории юридических и физических лиц, участвующих в сделке.

Из всего вышеперечисленного программа по проверке контрагентов «СПАРК» – имеет гораздо больший функционал, который позволяет налоговикам увидеть каждого контрагента буквально насквозь. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться. Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний…», «Президент группы компаний…», «Холдинг…» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу. Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.

Управление рисками компании: зачем необходима проверка контрагентов?

Налоговые проверки направлены на контроль за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а также на выявление нарушений налогового законодательства РФ, допущенных налогоплательщиками при осуществлении деятельности. С 2016 года налоговые органы наделены правом проверки достоверности сведений, содержащихся или вновь вносимых в ЕГРЮЛ. В нашей статье «Должная осмотрительность налогоплательщика в 2017-2018 году: понятие, проявление, грядущие изменения» мы упоминали о необходимости проявления налогоплательщиками «должной осмотрительности» при выборе контрагента, в том числе рассказывали о том, как необходимо проверять своих новых и действующих контрагентов во избежание поверок со стороны налоговых органов. Как отмечалось в указанной статье, в июне 2016 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Напомним, что Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@ утверждены основания для проведения налоговыми органами мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Поэтому если налогоплательщик будет ссылаться на отсутствие в действующем законодательстве РФ обязанности по проверке контрагентов, в случае налогового спора судом такие доводы налогоплательщика будут отклонены, поскольку каждый налогоплательщик при ведении предпринимательской деятельности обязан проявлять должную осмотрительность. Помимо этого суды указывают, что налогоплательщики в своей деятельности сами выбирают своих контрагентов, также самостоятельно вступают с ними в правоотношения, именно поэтому налогоплательщику следует проявлять такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему работать только с благонадежными и добросовестными контрагентами, и такая работа не должна приводить к нарушению налогового законодательства РФ (см. Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31 мая 2016 года № А75-10708/2015, Уральского округа от 27 мая 2016 года №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А53-15222/2015). Таким образом, не проявляя должную осмотрительность и не проверяя своих контрагентов, налогоплательщик рискует получить отказ в вычете НДС и в учете налоговых расходов.

Как налоговая выбирает, к кому поедет на проверку — ключевой вопрос для большинства организаций. Ответ на него найти очень просто: критерии, которыми пользуется налоговая, общедоступны и не изменяются, они закреплены в Приказе ФНС России №MMB-7-2/461@. Всего таких критериев 12, поэтому вы легко можете оценить насколько велик риск того, что налоговая нагрянет именно к вам.

Критерий 1: соответствие среднему значению налоговой нагрузки

Если налоговые платежи организации меньше, чем в среднем у прочих организаций, работающих в той же отрасли, это повод для проверки. Усреднённый показатель рассчитывается на основе данных Росстата по зафиксированной в приказе ФНС №MM-3-06/333 схеме.

Критерий 2: в течение периодов предоставления отчётности организация указывает, что её деятельность убыточна

Достаточно два года сдавать убыточную отчётность, и это уже будет поводом для проверки. С каждым следующим годом шанс визита налоговых инспекторов будет возрастать.

Критерий 3: расходы растут стремительнее, чем доходы

Если в новых отчетных периодах плательщик показывает более высокий темп увеличения расходов, чем доходов, это вызывает у налоговой подозрения.

Критерий 4: слишком большие суммы вычетов в декларации

Если по вычеты по НДС за год будут больше, чем 89% от общей суммы исчисленного налога, это почти однозначный повод для назначения проверки.

Критерий 5: ИП указывает в декларации за год расходы незначительно меньшие, чем доходы

Для назначения проверки достаточно, чтобы расходы превысили 83% от итоговой суммы доходов.

Критерий 6: в организации среднемесячная зарплата одного рабочего меньше, чем в среднем для указанного вида деятельности

Во внимание принимаются данные Росстата для региона, в котором ведёт деятельность плательщик.

Критерий 7: показатели, которые дают право на использование специальных налоговых режимов, несколько раз были близки к пороговому значению

Если показатели организаций, которые используют спецрежимы налогообложения, составляют 95% и более от предельного значения больше одного раза за период, инспекторы вами заинтересуются.

Критерий 8: налогоплательщик отказывается ответить на запрос налоговой инспекции

Если в процессе осуществления камеральной проверки у налогового органа возникли вопросы к декларации или другим данным, он направит организации требование исправить ошибки или представить необходимые пояснения в течение 5 дней. При отсутствии реакции от организации назначают проверку.

Критерий 9: исходя из бухгалтерии, рентабельность организации существенно ниже средней

Инспекция исходит из статистических данных: если рентабельность по бухучёту ниже среднего для отрасли показателя на 10% и более, это риск для организации.

Критерий 10: организация заключила договор, не получив при этом экономическую выгоду

Если организация оформляет отношения с контрагентами, не имея на это разумных экономических причин (не получает существенной прибыли или даже получает убытки), это свидетельствует о использовании противозаконных схем.

Критерий 11: организация более одного раза меняла налоговую инспекцию по изменению адреса

Достаточно двух переездов – и, соответственно, снятий с учёта в налоговой, чтобы инспекция заинтересовалась.

Подпишитесь на блог и получите скидку
на ближайшее мероприятие! Получить скидку

Критерий 12: организация осуществляет деятельность с повышенным налоговым риском

Наиболее размытый критерий: предположительное получение необоснованной налоговой выгоды – иными словами, нарушение закона. О такой деятельности могут свидетельствовать характерные признаки фирм-однодневок у ваших контрагентов – например, отсутствие:

  • Документов, которые подтверждают полномочия руководителя организации или её должностного лица, ответственного за сделку;
  • Личных контактов лиц, принимающих участие в сделке;
  • Данных о госрегистрации организации-контрагента в ЕГРЮЛ;
  • Информации об адресе организации;
  • Сведений о способе, которым была получена первая информация о контрагенте (например, ссылок на рекламу или сайт фирмы).

Чем больше подобных признаков, тем выше шанс того, что налоговая сочтёт вашего контрагента недобросовестным и начнёт пристальную проверку вашей деятельности.

Кстати, мы специализируемся на Налоговом планировании

Чтобы вы могли оценить свои риски назначения проверки, мы подготовили таблицы со средними данными по налоговой нагрузке, рентабельности деятельности и среднемесячной зарплате в Свердловской области. Скачайте таблицы и сравните свои показатели.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх